Статья 'Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Новаторские образы искусства ХХ века: в ракурсе эпатажа

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения

профессор, Астраханская государственная консерватория

414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Petrov Vladislav Olegovich

Doctor of Art History

Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory

414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23

petrovagk@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2013.5.9151

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-5.45454545455-2013


Аннотация: Известно, что в образной системе искусства ХХ столетия наблюдается тотализация проблем современного мира. В статье рассмотрены принципиально новые образы искусства ХХ века, возникшие в результате стремления многих художников, музыкантов, литераторов к эпатажу, оригинальности своих идей. Среди таковых – образ Ничто (тишина в музыке, одноцветные полотна без образной конкретики в живописи, нуля в литературе), гиперболизация неэстетичных на первый взгляд бытовых предметов и аксессуаров, господствующая в веризме, натурализме, дадаизме, реди-мейде, повышенная экспрессивность, спонтанность, возведенная в статус образа в таком знаковом жанре, как хэппенинг и т.д. Отмечается обязательное наличие художественного концепта в подобных произведениях, несмотря на факт их неоднозначной эстетической значимости и ценности. Рассмотрены примеры из наследия М. Дюшана, К. Малевича, А. Капроу, Р. Раушенберга, Э. Уорхолла, Д. Поллока, Д. Кейджа.


Ключевые слова:

эпатаж, искусство, музыка, живопись, литература, концепт, синтез искусств, хэппенинг, образ, новации

Библиография
1. Андреева Е. Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004.
2. Воинова З. Хэппенинг и его теоретики // Современное буржуазное искусство: критика и размышления: Сб. статей. — М.: Советский композитор, 1975. С. 176-214.
3. Данилова А. Джон Кейдж и художественная культура 1950-1960-х годов // Музыкальные пейзажи Америки. Вып 1: Музыка США: вопросы истории и теории. — М.: МГК, 2008. С. 5-16.
4. Дюшан М. Творческий процесс. Выступление на собрании Американской федерации искусств в Хьюстоне (Техас, апрель, 1957) // Электронный ресурс: http://tapirr.narod.ru/art/duchamp/tv_process.htm
5. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. — М.: Музыка, 1989.
6. Зверев А. Неоавангард в современной литературе Запада // Современное буржуазное искусство: критика и размышления: Сб. статей. — М.: Советский композитор, 1975. С. 69-139.
7. Крусанов А. Русский авангард. 1907-1932. Исторический обзор. — СПб.: Новое литературное обозрение, 1996.
8. Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т 1. — М.: Гилея, 1995.
9. Орлов Г. Древо музыки. — СПб.: Композитор, 2005.
10. Переверзева М. Хэппенинг // Музыкальная культура США ХХ века: Учебное пособие. — М.: МГК, 2007. С. 455-468.
11. Серс Ф. Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного. — М.: Прогресс-традиция, 2006.
12. Стойков А. Критика абстрактного искусства и его теорий. — М.: Искусство, 1964.
13. Эпштейн М. Наброски к экологии текста // Комментарии. — М.; СПб., 1997. № 13. С. 3-41.
14. Kaprow A. Assemblages, Environments and Happening. — N.Y., 1966.
15. Kaprow A. Happening in the New York Scene // Art News, 1961. № 3. P. 36-39.
References
1. Andreeva E. Vse i Nichto: Simvolicheskie figury v iskusstve vtoroi poloviny KhKh veka. — SPb.: Izd-vo Ivana Limbakha, 2004.
2. Voinova Z. Kheppening i ego teoretiki // Sovremennoe burzhuaznoe iskusstvo: kritika i razmyshleniya: Sb. statei. — M.: Sovetskii kompozitor, 1975. S. 176-214.
3. Danilova A. Dzhon Keidzh i khudozhestvennaya kul'tura 1950-1960-kh godov // Muzykal'nye peizazhi Ameriki. Vyp 1: Muzyka SShA: voprosy istorii i teorii. — M.: MGK, 2008. S. 5-16.
4. Dyushan M. Tvorcheskii protsess. Vystuplenie na sobranii Amerikanskoi federatsii iskusstv v Kh'yustone (Tekhas, aprel', 1957) // Elektronnyi resurs: http://tapirr.narod.ru/art/duchamp/tv_process.htm
5. Zhitomirskii D., Leont'eva O., Myalo K. Zapadnyi muzykal'nyi avangard posle vtoroi mirovoi voiny. — M.: Muzyka, 1989.
6. Zverev A. Neoavangard v sovremennoi literature Zapada // Sovremennoe burzhuaznoe iskusstvo: kritika i razmyshleniya: Sb. statei. — M.: Sovetskii kompozitor, 1975. S. 69-139.
7. Krusanov A. Russkii avangard. 1907-1932. Istoricheskii obzor. — SPb.: Novoe literaturnoe obozrenie, 1996.
8. Malevich K. Sobranie sochinenii v 5 tomakh. T 1. — M.: Gileya, 1995.
9. Orlov G. Drevo muzyki. — SPb.: Kompozitor, 2005.
10. Pereverzeva M. Kheppening // Muzykal'naya kul'tura SShA KhKh veka: Uchebnoe posobie. — M.: MGK, 2007. S. 455-468.
11. Sers F. Totalitarizm i avangard. V preddverii zapredel'nogo. — M.: Progress-traditsiya, 2006.
12. Stoikov A. Kritika abstraktnogo iskusstva i ego teorii. — M.: Iskusstvo, 1964.
13. Epshtein M. Nabroski k ekologii teksta // Kommentarii. — M.; SPb., 1997. № 13. S. 3-41.
14. Kaprow A. Assemblages, Environments and Happening. — N.Y., 1966.
15. Kaprow A. Happening in the New York Scene // Art News, 1961. № 3. P. 36-39.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.