по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 06, 2012
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 1-12-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2012
Культура и культуры
Семченко О.А. - Традиционная культура в современном обществе
Аннотация: В материале описаны события Международного форума "Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества", проходившего 17-20 апреля 2012 года в Могилеве (Республика Беларусь). В нем прияли участие специалисты в области традиционной культуры, руководители и специалисты учреждений культуры из Литвы, Азербайджана, Армении, Украины, России и Беларуси. В рамках Форума была проведена Международная научно-практическая конференция "Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация".Ее участники выступили перед коллегами с докладами, посвященными самым различным аспектам традиционной культуры.
Н. А. Хренов - Л. Н. Гумилев и противоречия в культурной идентичности c. 7-17
Аннотация: статья посвящена вкладу известного этнолога, историка и географа Л. Н. Гумилева, столетие со дня рождения которого отмечается в 2012 г., в отечественную и мировую науку и культуру. В наследии ученого выделяется то, что связано с разрушением имевшего место в западной гуманитарной науке «ориенталистского дискурса» — созданного в Новое время в западной науке образ Востока, который не был адекватен реальному Востоку. В его создании получил отражение имперский комплекс романо-германских народов, находящихся, по терминологии Л. Н. Гумилева, на акматической фазе развития, возникший в сознании правящей элиты западных государств и со временем перекочевавший в гуманитарные науки. Под воздействием «ориенталистского дискурса» оказалась и российская наука. Вот почему идея Л. Н. Гумилева об отсутствии монголо-татарского ига в российской истории вызывает такое неприятие. В статье «ориенталистский дискурс» соотносится с возникшим в западной философии эпохи Просвещения проектом модерна и доказывается, что в истории гуманитарных наук существовал альтернативный модерну проект, связанный с романтизмом. Романтики выступали против разделения Запада и Востока, представляя две суперкультуры единым целым. Попытка выявить и аргументировать наличие альтернативного проекта, связанного в России с романтиками, известными как славянофилы, позволяет уяснить ту парадигму в гуманитарной науке, которая является контекстом развития мысли Л. Н. Гумилева и которая позволяет по-настоящему оценить вклад ученого в мировую науку.
Культура и цивилизация
Т. Г. Скороходова - Новая «стыковая» культура XIX – начала XX века в восточной субэкумене: происхождение и содержание (на примере Бенгальского Возрождения) c. 18-26
Аннотация: автор предлагает теоретическую модель генезиса и динамики новых «стыковых» (Г. С. Померанц) культур в восточных регионах на основе понимания Другого как общей почвы этого процесса. Цивилизационно-культурное пограничье в модели описано как императивное присутствие Другой (Западной) культуры и ее представителей в пространстве традиционной восточной субэкумены. Отношение к Другой культуре и с той, и с другой стороны определяет процесс и результаты взаимодействия. Новая «стыковая» культура является сложным «симфоническим» синтезом ведущих диалог цивилизаций. Эвристические возможности этой модели показаны на примере Бенгальского Возрождения XIX – начала XX в., которое является первым региональным вариантом национально-культурного ренессанса в Индии.
Естествознание, техника и культура
В. В. Ванслов - Научно-технический прогресс и культура c. 27-33
Аннотация: в эпоху техногенной цивилизации возникает и становится все более значительным противоречие между научно-техническим прогрессом и духовной культурой. Возрастают комфортность и внешние блага жизни, создаются новые возможности для технологий искусств и материальной основы художественной культуры. Однако негативные последствия научно-технического прогресса ведут ко все большим нарушениям экологического баланса, создают социальные явления, способствующие обесценению и деградации человеческой личности. Представления о безграничных возможностях и об исторической бесконечности научно-технического прогресса ошибочны. В будущем неизбежен его коллапс и техногенная катастрофа, которые приведут к смене направления исторического развития. В новой (нетехногенной) эпохе научно-технический прогресс потеряет приоритетное значение и будет подчинен задачам духовной культуры.
Культурология и cultural studies
Г. П. Сидорова - Ценности советской хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х годов: профессия c. 34-42
Аннотация: в статье рассматриваются особенности художественных репрезентаций профессии как ценности хозяйственной культуры в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявляются особенности разных профессий в аспекте их ценности для получения материальных благ. В решении поставленных задач используется официальная советская социальная структура «2+1» и аксиологическая типология субъекта советской хозяйственной культуры, выстроенная автором по критерию ценностной мотивации хозяйственной деятельности: «строитель коммунизма», «честный труженик», «обыватель». Художественные репрезентации профессий рассматриваются в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым», в двух дискурсах: идеологическом (официальном) и повседневном (практическом). В художественных репрезентациях профессий получили отражение типологические особенности советской хозяйственной культуры 1960–1980-х, смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления.
Этнология и культурная антропология
Е. А. Марушиакова, В. З. Попов - Цыганский суд в Восточной Европе: исследования, мистификации, дискуссии c. 43-51
Аннотация: тема этнического цыганского суда — одна из центральных и наиболее разработанных в исследованиях цыган. Ей был посвящен ряд дискуссий в научной литературе, однако до сих пор нет единого мнения о природе этого явления, его содержании, функциях и происхождении. В статье мы опровергаем некоторые научные мифы и представляем взгляд этнологов на этнический суд, опираясь на наши полевые материалы, собранные за 30-летний период в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе. Мы рассматриваем распространение института этнического суда среди различных этнических и территориальных цыганских групп указанных регионов, а также обозначения суда, его участников и судебных решений.
Гендерные исследования
В. А. Суковатая - «Другой» у Гомера: семантика гендера и сексуальности c. 52-60
Аннотация: предмет исследования данной статьи — концепции нормы, гендера и сексуальности в древнегреческом обществе, получившие отражение в классических мифах. Цель исследования — выяснить, какие гендерные стереотипы и предубеждения содержат древнегреческие мифы и каким образом эти предубеждения сохранились в современном массовом и научном сознании. В качестве методологии использованы постмодернистская деконструкция и феминистская критика, которые расширяют возможности современного исследователя. Делается вывод о наличии образа Другого в истоках древнегреческой культуры, при этом Другой отражал гендерную иерархию маскулинистски ориентированного общества и воплощался в текстах, получивших статус классических. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, гендерной теории, античной филологии, постмодернизму.
Экранная культура и экранные искусства
С. С. Севастьянова - Музыка С. С. Прокофьева на экране c. 61-70
Аннотация: поставленные в статье вопросы касаются кинопартитур С. С. Прокофьева. Почему композитор так мало работал в кино? Как в целом относился к кинематографу? Каковы основные принципы его киносочинений? Из фильмов, в которых звучит его музыка, сегодня вспоминают только картины С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Однако многие фильмы с музыкой композитора и ныне остаются важными историческими документами его эпохи: «Поручик Киже», «Тоня», «Котовский», «Партизаны в степях Украины» и др.
Виртуальная реальность
Н. Б. Кириллова - Медиалогия как синтез наук c. 71-83
Аннотация: в статье освещаются методологические подходы и теоретические аспекты медиалогии как синтетической гуманитарной науки XXI в., ставшей своеобразным итогом информационной эпохи. Предметом медиалогии является формирование и развитие медиакультуры в контексте исследований медиареальности: ее антропология и генезис, знаковая система и социальное функционирование, влияние на модернизационные процессы в обществе и мире. Объект медиалогии включает принципы духовной регуляции различных сфер бытия, эволюцию социокультурных и политических систем, а также новые мифологии, реформы, информационные войны, проблемы социализации личности и др.
Художественная культура и творчество
Балдина О.Д. - Дмитрий Жилинский — человек и художник: к юбилею мастера
Аннотация: статья посвящена творчеству Д. Д. Жилинского, которому в этом году исполняется 80 лет, значимым поворотам его дохудожественной и последующей художественной жизни. Источником информации для нее стали главным образом воспоминания и высказывания самого художника, опубликованные в прессе, и личные впечатления автора статьи. В заключительной части описана встреча с художником в его мастерской, ставшая стимулом к написанию статьи и важным завершающим мазком кисти в портрете художника и человека.
Иванов С.В. - Феномен российской хип хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики
Аннотация: В статье рассмотрен феномен российской хип хоп культуры. Проведен анализ теоретических концепций субкультур в зарубежном и отечественном гуманитарном знании, а также рассмотрены постсубкультурные исследования в контексте постмодернистской культуры. Хип хоп анализируется как субкультурное сообщество и как культурная форма, возникшая в результате межкультурного взаимодействия и получившая специфические характеристики, связанные с российской социокультурной реальностью.
Л. Ю. Лиманская - Историческая память места и времени: одесская школа живописи между классическим авангардом, нонконформизмом и трансавангардом c. 84-93
Аннотация: одесский авангард в послереволюционное время был поддержан М. Бойчуком, украинским последователем Д. Риверы и Д. Сикейроса. В созданном в 1923 г. на базе Одесского художественного училища Политехникуме изобразительного искусства он и его ученики Г. Комар, И. Гурвич и М. Гронец открыли отделение монументально-декоративной живописи. Главная задача нового направления в живописи заключалась в выходе за пределы салонов и мастерских и в создании монументального, обращенного к широким массам искусства. Эти идеи поддержал альманах «Литературная ярмарка», редактор которого публицист Н. Хвылевый и писатель К. Буревий привлекали П. Пикассо. В послевоенное время в южноукраинской школе живописи, несмотря на идеологический прессинг, продолжали работать и преподавать представители классического авангарда Т. Фраерман, М. Жук и Н. Шелютто. Традиции раннего авангарда переосмыслены их учениками — лидерами нонкоформизма 1950–1960-х гг. О. Соколовым и Ю. Егоровым, создавшими новые живописные системы и предвосхитившими искания нонконформистов 1970-х гг.
История искусств
Забелина Е.В. - Симультанеизм как прорыв во временное измерение
Аннотация: 2012 год – 100-летний юбилей одного из авангардных направлений в искусстве ХХ века, у истоков которого стоял Робер Делоне. Симультанеизм, родившийся на стыке искусства и науки, основанный на теории света и цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля, вооружил людей искусства принципиально новыми выразительными средствами художественного языка и способами воздействия на зрителя. Эксперименты с симультанными контрастами и формами позволили передать иллюзию движения на картинной плоскости. Искусство фигуративное меняется на искусство трансформативное. Фернан Леже доказал своим фильмом «Механический балет», что принципы симультанеизма возможно использовать и в чёрно-белом кино. Он использовал такой тип монтажа, строящийся на быстром соединении неподвижных фрагментов, который в кинематографе получил название «симультанный монтаж». Данная статья имеет целью конкретизировать понятие симультанеизм и показать некоторые области его применения в искусстве.
Архитектура и дизайн
М. М. Искандаров, А. Ю. Михайлов - Национальная версия советского неоклассицизма в Казани: проблемы формулирования национальной архитектуры в СССР в 1920–1950-е годы c. 94-101
Аннотация: статья, написанная на основе натурного и историографического анализа, посвящена проблемам разработки национальной архитектуры в СССР. Осуществлено это на опыте Татарской АССР, а именно на примере Казани 1920–1930-х гг., c акцентом на жилой архитектуре. Реконструирован общесоюзный фон формирования национальных стилей в СССР, проанализированы основные достижения (постройки) в Казани. Сформулирована авторская исследовательская рамка проблем синтеза национальной архитектуры в регионах по трем сценариям: отсутствия, дискретности и преемственности национальной традиции в архитектуре регионов СССР.
Книжная культура и искусство книги
Н. А. Лапкина - Прогулки с книгой: как включать науку в образовательные программы и программы раннего развития детей c. 102-105
Аннотация: в статье впервые дается описание разрабатываемой автором методики, направленной на формирование естественной толерантности и механизмов межкультурной адаптации посредством коммуникативного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Новаторство разработки заключается использовании научной литературы по культуре и искусству непосредственно в работе с детьми. Автор репрезентирует свои практические наработки и теоретические исследования в данном направлении. Их апробация произведена в рамках проекта Творческие мастерские межкультурной адаптации «Аура», а также на одноименном мастер-классе, проведенном 18 октября 2012 г. в рамках Дней Российского института культурологии во Всероссийской библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Музыка и музыкальная культура
Девятова О.Л. - Диалог культур в новой музыке Сергея Слонимского в контексте проблем России ХХI века
Аннотация: Статья посвящена творчеству выдающегося композитора современности С.М. Слонимского, в котором осуществляется диалог культур Ренессанса, барокко, романтизма, Древней Руси с культурными реалиями России начала ХХI века. В статье культурологически исследуются наиболее значительные, новаторские произведения композитора, созданные в 2000-е и в 2010-е годы (Реквием, Двадцать первая симфония "Из "Фауста" Гете", балет "Волшебный орех",актуализирующие проблемы: "национального покаяния", "художник и власть", противостояния массовой и элитарной культур; национальной идентичности и культурной памяти.
Петров В.О. - Инструментальный театр: историческая пирамида жанра
Аннотация: В статье рассматривается генезис и становление одного из магистральных жанров современной музыки – инструментального театра, являющегося по сути жанром, причастным к синтезу искусств, – тем процессам, которые в целом отвечают стремлениям художников второй половины ХХ в. Автор выделяет наиболее значимые истоки инструментального театра, к которым относит: ритуал первобытного строя, синкретический в своей основе, народный театр, джаз, музыкальный акционизм (хэппенинг, перформанс), новации в области театрального искусства середины ХХ в. Особое внимание уделяется наиболее знаковым опусам, спровоцировавшим появление инструментального театра – «Прощальной симфонии» Й. Гайдна, симфониям Ч. Айвза, фортепианным экспериментам Г. Кауэлла и Э. Сати.
От первого лица
Галкина Т.А. - Институт культурологии. Из прошлого
Аннотация: В юбилейный год Института культурологии, которому исполнилось 80 лет, автор делится личными воспоминаниями об этом институте в первое послевоенное двадцатилетие. Анализирует труды Института, который носил в те годы название Института краеведческой и музейной работы, затем Музееведения, позднее – Института культуры. Автор ставит перед собой цель показать изменения в направлениях научной работы Института, смену общей парадигмы в деятельности Института с 1947 по 1973 годы, расширение и углубление его научных задач. Автору были хорошо знакомы многие сотрудники Института музееведения, она нередко бывала в Институте в этот период, когда там работала ее мать, Павла Ивановна Галкина. Часть статьи посвящена рассказу о жизни и деятельности П.И.Галкиной, многолетнего заместителя директора Института, в частности о ее работе в годы Великой Отечественной войны директором Ивановского областного краеведческого музея.
Е. Д. Яхнин - Размышления об изобразительном искусстве и его восприятии c. 106-114
Аннотация: зарождение и роль искусства в обществе. Творцы и потребители искусства в их неразрывности. Искусство вне общества — заблуждение. Основа восприятия искусства — эмоции. Разнообразие людей (культуры, социального статуса, индивидуального развития, традиций) и искусства ведет к неоднозначности их взаимодействия. Различия в восприятии предметов искусства как искусства и как профанации — нормально. Бизнес и искусство мало связаны с художественным уровнем последнего. Следует отличать истинное искусство от поделок ремесленников.
Хроника культурной жизни
Семченко О.А. - Календарно-обрядовые традиции Могилёвской области
Аннотация: В региональной системе бытования белорусского фольклора Могилёвщина занимает довольно видное место. Как носитель отличительных характерных свойств народной культуры Поднепровья она имеет на сегодняшний день довольно разнообразную жанровую политру почти во всех направлениях народного творчества. Среди них – памятники устно-поэтической традиции, предметы декоративно-прикладного искусства и, конечно же образцы музыкального фольклора. Некоторые из них своими корнями уходят в далёкие времена ещё донациональной культуры и являются отражением сущности общеславянского песенного творчества, однако с течением времени, приобрели свои отличительные особенности. Другие возникли в более позднее время и представляют собой образец мастерства, таланта и народной фантазии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.