Статья 'Инструментальный театр: историческая пирамида жанра' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Инструментальный театр: историческая пирамида жанра

Петров Владислав Олегович

доктор искусствоведения

профессор, Астраханская государственная консерватория

414000, Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Petrov Vladislav Olegovich

Doctor of Art History

Professor at the Department of Theory and History of Music of Astrakhan State Conservatory

414000, Russia, Astrakhanskaya oblast', g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23

petrovagk@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2012.6.8543

Дата направления статьи в редакцию:

17-11-2012


Дата публикации:

1-12-2012


Аннотация: В статье рассматривается генезис и становление одного из магистральных жанров современной музыки – инструментального театра, являющегося по сути жанром, причастным к синтезу искусств, – тем процессам, которые в целом отвечают стремлениям художников второй половины ХХ в. Автор выделяет наиболее значимые истоки инструментального театра, к которым относит: ритуал первобытного строя, синкретический в своей основе, народный театр, джаз, музыкальный акционизм (хэппенинг, перформанс), новации в области театрального искусства середины ХХ в. Особое внимание уделяется наиболее знаковым опусам, спровоцировавшим появление инструментального театра – «Прощальной симфонии» Й. Гайдна, симфониям Ч. Айвза, фортепианным экспериментам Г. Кауэлла и Э. Сати.


Ключевые слова:

Искусствоведение, музыка, история, искусство, авангард, постмодернизм, синтез, театр, ритуал, жанр

Библиография
1. Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки. – Л.: Советский композитор, 1979.

2. Брехт Б. Театр. Т. 5. Ч. 2. – М.: Искусство, 1965.

3. Воинова З.В. Хэппенинг и его теоретики // Современное буржуазное искусство: критика и размышления: Сб. статей. – М.: Советский композитор, 1975. С. 176-214.

4. Демченко А.И. Альфред Шнитке. Контексты и концепты. – М.: Издательство «Композитор», 2009.

5. Дубинец Е.А. Made in USA: Музыка – это все, что звучит вокруг. – М.: Композитор, 2006.

6. Екимовский В.А. Автомонография. – М.: Музыка, 2008.

7. Ивашкин А.В. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. – М.: Сов. композитор, 1991.

8. Караев Ф.К. Лекция об инструментальном театре // Электронный ресурс (интернет-ссылка): http://www.karaev.net/t_lection_instrumtheater_r.html

9. Катунян М.И. Новый тривий ХХ века: звук, число, обряд (А. Пярт, Л. Рубинштейн) // Миф. Музыка. Обряд: Сборник статей. – М.: Издательский дом «Композитор», 2007. С. 179-194.

10. Киреева, Н.Ю. Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты [Текст]: дис. …канд. искусствоведения: 17.00.00. – Саратов, 2010.

11. Кофман А.Ф. Примитивизм // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. / Редколлегия А.Б. Базилевский и др. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 112-157.

12. Кремлев Ю.А. Фортепианные новации Генри Коуэла // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. 9. – Л.: Музыка, 1969. С. 109-118.

13. Мельникас Л. Экология музыкальной культуры. – М.: Композитор, 2000.

14. Нестьев И.В. История одного содружества (Бертольд Брехт и Курт Вайль) // Из истории музыки социалистических стран Европы: Сб. статей. – М.: Музыка, 1975. С. 45-111.

15. Папенина А.Н. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художественного восприятия. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.

16. Переверзева М.В. Основные тенденции развития авангардной музыки США в творчестве композиторов второй половины ХХ века // Музыкальные пейзажи Америки. Вып 1: Музыка США: вопросы истории и теории. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. С. 127-152.

17. Петров В.О. Инструментальный ритуал как разновидность инструментального театра // Музыка и время, 2011. № 7. С. 33-37.

18. Петров В.О. Инструментальный театр Маурисио Кагеля // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. – М., 2011. № 5 (73). С. 36-48.

19. Петров В.О. Инструментальный театр: типология жанра // Музыкальная академия, 2010. № 3. С. 161-166.

20. Петров В.О. Инструментальный театр: функции передвижения исполнителей // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. – Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2011. № 2 (18). С. 40-45.

21. Петров В.О. К вопросу о событийности в произведениях инструментального театра // Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2011. С. 97-107.

22. Петров В.О. К теории инструментального театра // Музыковедение, 2010. № 4 (апрель). С. 8-12.

23. Пусть песня всегда будет песней. Джон Кейдж о Чарлзе Айвзе // Советская музыка, 1991. № 7. С. 19.

24. Савенко С.И. Постмодернизм: между элитой и массами // Искусство ХХ века: Элита и массы: Сб. статей. – Нижний Новгород, 2004. С. 46. С. 43-50.

25. Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке. – Челябинск: Аркаим, 2003.

26. Bene C., Deleuze G. Superpositions. – Paris: Les Éditions de Minuit, 1979.

27. Hitchcock H.W. Music in the United States: A Historical Introduction. – New Jersey: Prentice-Hall, 1974.

28. Kirby M. Happenings: An illustrated Anthology. – New York: Dutton, 1965.

29. Rudhyar D. The Relativity of Musical Conceptions // Musical Quarterly, 1922. Issue VIII. P. 108-118.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.