по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 12-02-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Актуальный вопрос
Косинов В.А. - Проблемы государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13987

Аннотация: С момента начала приватизации в нашей стране прошло уже не одно десятилетие, однако, до настоящего момента продолжаются споры, как о ее правомерности, целесообразности, так и правовых последствиях. Еще большую актуальность приобретает вопрос приватизации в ходе обсуждения перспектив ее «второй волны». Целью проведения приватизации в настоящее время является сокращение участия государства в рыночных процессах и уменьшение доли государственной собственности, а также привлечение дополнительных денежных средств в бюджет. Предлагаемая статья посвящена краткому анализу обозначенной проблемы. Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы познания общественных процессов. В процессе исследования использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический, логический, формально-юридический подходы. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в первую очередь в том, что современное правовое регулирование должно подстраиваться под изменяющиеся правоотношения и учитывать ошибки прошлых лет. Однако, в настоящее время вопросы приватизации в основном урегулированы нормативно-правовыми актами, принятыми более десяти лет назад, а политика государства в данной сфере практически не изменилась.
Косинов В.А. - Проблемы государственного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества c. 5-7

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.65987

Аннотация: С момента начала приватизации в нашей стране прошло уже не одно десятилетие, однако, до настоящего момента продолжаются споры, как о ее правомерности, целесообразности, так и правовых последствиях. Еще большую актуальность приобретает вопрос приватизации в ходе обсуждения перспектив ее «второй волны». Целью проведения приватизации в настоящее время является сокращение участия государства в рыночных процессах и уменьшение доли государственной собственности, а также привлечение дополнительных денежных средств в бюджет. Предлагаемая статья посвящена краткому анализу обозначенной проблемы. Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы познания общественных процессов. В процессе исследования использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический, логический, формально-юридический подходы. Их применение позволило автору исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в первую очередь в том, что современное правовое регулирование должно подстраиваться под изменяющиеся правоотношения и учитывать ошибки прошлых лет. Однако, в настоящее время вопросы приватизации в основном урегулированы нормативно-правовыми актами, принятыми более десяти лет назад, а политика государства в данной сфере практически не изменилась.
Проблемы административных и муниципальных правоотношений
Павлюк А.В. - К вопросу о понятии акционерного общества в российском праве

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.12701

Аннотация: Совершенствование административного законодательства, регламентирующего деятельность акционерных обществ, должно осуществлять на основе учета норм, действующих в государствах Европейского союза, а вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Европейский экономический союз диктует необходимость развития и укрепления административно-правового статуса акционерных обществ. В настоящее время существует потребность в более четком определении такой категории, как коллективный субъект административного права, а также разработке системы эффективных административно-правовых средств воздействия на деятельность непосредственно акционерных обществ. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Выявление существенных и отличительных особенностей, характеризующих акционерные общества, рассмотрение характерных признаков акционерных обществ, как юридических лиц, анализ существующих способов управления деятельностью акционерных обществ и присущих данным способам недостатков, позволит более глубоко изучить «Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ». Процесс административно-правового регулирования предполагает существование двух сторон: субъекта правового регулирования и объекта правового регулирования.
Павлюк А.В. - К вопросу о понятии акционерного общества в российском праве c. 8-17

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.65986

Аннотация: Совершенствование административного законодательства, регламентирующего деятельность акционерных обществ, должно осуществлять на основе учета норм, действующих в государствах Европейского союза, а вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Европейский экономический союз диктует необходимость развития и укрепления административно-правового статуса акционерных обществ. В настоящее время существует потребность в более четком определении такой категории, как коллективный субъект административного права, а также разработке системы эффективных административно-правовых средств воздействия на деятельность непосредственно акционерных обществ. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Выявление существенных и отличительных особенностей, характеризующих акционерные общества, рассмотрение характерных признаков акционерных обществ, как юридических лиц, анализ существующих способов управления деятельностью акционерных обществ и присущих данным способам недостатков, позволит более глубоко изучить «Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ». Процесс административно-правового регулирования предполагает существование двух сторон: субъекта правового регулирования и объекта правового регулирования.
Административное принуждение
Адмиралова И.А. - Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельно-сти полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.12753

Аннотация: В статье раскрываются особенности убеждения как средства обеспечения прав и свобод граждан, обращается внимание на конструктивные особенности убеждения, а также на формы его реализации в деятельности полиции. Обращается внимание на логическую взаимосвязь административного убеждения с принуждением, доказывается необходимость использования обозначенных методов воздействия в единой цепи взаимосвязей. Исследуются правовые и организационные проблемы методов убеждения и принуждения в деятельности полиции. Рассматривается проблема обеспечения законности мер административного пресечения. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Говоря иначе, в сфере внутренних дел для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средст-ва, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих от-ношений. Выбор методов регулирования деятельности участников публич-но-правовых отношений, зависит от их места и роли в организации управле-ния социальной действительностью, целей и задач, которые перед ними сто-ят, а также от правомерности или противоправности их поведения. Традици-онно в управленческих отношениях используются методы убеждения и при-нуждения.
Адмиралова И.А. - Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельно-сти полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан c. 18-30

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66032

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с дублированием текста следующей публикации: Адмиралова И.А. Метод убеждения в административной деятельности полиции как средство обеспечения прав и свобод граждан // Закон и право. – 2015. - № 1. – С. 152-154. Дата ретракции 12.10.2020 г.
В статье раскрываются особенности убеждения как средства обеспечения прав и свобод граждан, обращается внимание на конструктивные особенности убеждения, а также на формы его реализации в деятельности полиции. Обращается внимание на логическую взаимосвязь административного убеждения с принуждением, доказывается необходимость использования обозначенных методов воздействия в единой цепи взаимосвязей. Исследуются правовые и организационные проблемы методов убеждения и принуждения в деятельности полиции. Рассматривается проблема обеспечения законности мер административного пресечения. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Говоря иначе, в сфере внутренних дел для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средст-ва, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих от-ношений. Выбор методов регулирования деятельности участников публич-но-правовых отношений, зависит от их места и роли в организации управле-ния социальной действительностью, целей и задач, которые перед ними сто-ят, а также от правомерности или противоправности их поведения. Традици-онно в управленческих отношениях используются методы убеждения и при-нуждения.
Трегубова Е.В. - Охранительная функция института административного запрета в рос-сийском праве

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13455

Аннотация: В статье отмечается, что административные запреты в механизме правового регулирования достаточно разнообразны, они могут являться составным элементом правового регулирования, могут способствовать защите прав и законных интересов человека и гражданина, укреплению законности и дисциплины в системе публичного управления, а также противодействовать коррупции. Несмотря на социальную важность института административных запретов как охранительного средства в механизме правового регулирования, они к сожалению еще не получили должной правовой оценки. В этой связи актуальность статьи не вызывает сомнений. В подготовленной статье пред-метом рассмотрения является административно-правовой запрет, кроме того, в статье раскрывается его охранительная составляющая, которая имеет большое социальное значение. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкрет-но-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Помимо вышеизложенного актуальность представленной статьи объясняется еще и тем, что сложившееся положение в деле охраны общественных отношений обусловлено обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Таким образом, анализ административных запре-тов в механизме правового регулирования имеет определенное значение для совершенствования административного законодательства. В завершении нужно отметить, что исследование административных запретов имеет важное практическое значение для развития охранительной функции государства, поскольку административные запреты находятся в диалектической взаимо-связи с другими составляющими института правоохраны.
Трегубова Е.В. - Охранительная функция института административного запрета в рос-сийском праве c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66033

Аннотация: В статье отмечается, что административные запреты в механизме правового регулирования достаточно разнообразны, они могут являться составным элементом правового регулирования, могут способствовать защите прав и законных интересов человека и гражданина, укреплению законности и дисциплины в системе публичного управления, а также противодействовать коррупции. Несмотря на социальную важность института административных запретов как охранительного средства в механизме правового регулирования, они к сожалению еще не получили должной правовой оценки. В этой связи актуальность статьи не вызывает сомнений. В подготовленной статье пред-метом рассмотрения является административно-правовой запрет, кроме того, в статье раскрывается его охранительная составляющая, которая имеет большое социальное значение. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкрет-но-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Помимо вышеизложенного актуальность представленной статьи объясняется еще и тем, что сложившееся положение в деле охраны общественных отношений обусловлено обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Таким образом, анализ административных запре-тов в механизме правового регулирования имеет определенное значение для совершенствования административного законодательства. В завершении нужно отметить, что исследование административных запретов имеет важное практическое значение для развития охранительной функции государства, поскольку административные запреты находятся в диалектической взаимо-связи с другими составляющими института правоохраны.
Харитонов А.Н. - Правовое регулирование противодействия рейдерству

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13843

Аннотация: Предметом исследования являются правовые и организационные проблемы противодействия рейдерству. Отмечается, что данная проблема подрывает основы экономической безопасности Российской Федерации, создает ряд проблем в деле развития российского предпринимательства и промышленности. Объектом исследования является круг общественных отношений, которые складываются в связи с противодействием рейдерству. В настоящей статье рассматриваются уголовно-правовые и административно-правовые средства противодействия рейдерству, при этом особое внимание уделяются совершенствованию деятельности правоохранительных органов в рассматриваемой сфере. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Обозначенная проблема в должном порядке не решается ни в теории, ни на практике. Отмечается, что распространившаяся в России практика рейдерских захватов с противоправным использованием инструмента уголовного и административного принуждения является серьезной государственной проблемой и требует принятия срочных мер правового и организационного характера. Новизна исследования состоит в том, что в нем сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства направленного на противодействия рейдерству.
Харитонов А.Н. - Правовое регулирование противодействия рейдерству c. 37-42

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66034

Аннотация: Предметом исследования являются правовые и организационные проблемы противодействия рейдерству. Отмечается, что данная проблема подрывает основы экономической безопасности Российской Федерации, создает ряд проблем в деле развития российского предпринимательства и промышленности. Объектом исследования является круг общественных отношений, которые складываются в связи с противодействием рейдерству. В настоящей статье рассматриваются уголовно-правовые и административно-правовые средства противодействия рейдерству, при этом особое внимание уделяются совершенствованию деятельности правоохранительных органов в рассматриваемой сфере. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Обозначенная проблема в должном порядке не решается ни в теории, ни на практике. Отмечается, что распространившаяся в России практика рейдерских захватов с противоправным использованием инструмента уголовного и административного принуждения является серьезной государственной проблемой и требует принятия срочных мер правового и организационного характера. Новизна исследования состоит в том, что в нем сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства направленного на противодействия рейдерству.
Административная и муниципальная ответственность
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Конструкция составов правонарушений и меры государственного принуждения в административном и бюджетном законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.12904

Аннотация: Развитие административного законодательства привело к формированию самостоятельных отраслей российского законодательства - финансового, налогового, бюджетного, таможенного, в связи с чем, в кодифицированные нормативные акты - Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс (часть 1) РФ были введены составы правонарушений, за совершение которых налагались соответствующие санкции. Целью настоящей статьи является сравнительно-правовой анализ норм, устанавливающих юридическую ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере, содержащихся в КоАП РФ и БК РФ и формулирование конкретных предложений по упорядочиванию мер государственного принуждения, сформулированных в действующем законодательстве. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Авторы настоящей статьи полностью разделяют сформировавшуюся в отечественной науке административного права точку зрения на административно-правовую природу бюджетных мер принуждения, которые применяются «финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля» (ст. 306.2 ч. 1 БК РФ). В связи с изложенным, представляется актуальным обращение к проблеме соотношений понятий мер административного и бюджетного принуждения. Меры последнего зафиксированы в части 2 статьи 306.2 Бюджетного Кодекса РФ.
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Конструкция составов правонарушений и меры государственного принуждения в административном и бюджетном законодательстве c. 43-54

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66035

Аннотация: Развитие административного законодательства привело к формированию самостоятельных отраслей российского законодательства - финансового, налогового, бюджетного, таможенного, в связи с чем, в кодифицированные нормативные акты - Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс (часть 1) РФ были введены составы правонарушений, за совершение которых налагались соответствующие санкции. Целью настоящей статьи является сравнительно-правовой анализ норм, устанавливающих юридическую ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере, содержащихся в КоАП РФ и БК РФ и формулирование конкретных предложений по упорядочиванию мер государственного принуждения, сформулированных в действующем законодательстве. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Авторы настоящей статьи полностью разделяют сформировавшуюся в отечественной науке административного права точку зрения на административно-правовую природу бюджетных мер принуждения, которые применяются «финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля» (ст. 306.2 ч. 1 БК РФ). В связи с изложенным, представляется актуальным обращение к проблеме соотношений понятий мер административного и бюджетного принуждения. Меры последнего зафиксированы в части 2 статьи 306.2 Бюджетного Кодекса РФ.
Полицейское право
Букалерова Л.А., Теплова Д.О. - Противодействие мошенничеству уголовно-правовыми и административно-правовыми средствами

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13116

Аннотация: Статья посвящена криминологическому исследованию мошеннической организованной преступности. Функциональный, системный, социальный и экономический анализ, ныне широко используемые, имеют важное значение для исследования такой организованной преступности, но сделан вывод, что не следует преувеличивать важность этих подходов и подменять ими собственно криминологическое исследование проблемы. По мнению авторов, невозможно признать достаточной и оценку организованной преступности через совокупность совершаемых группами преступлений. В этом случае организованная преступность теряет свою определенность и превращается в своеобразный «сток», где концентрируются все преступления, совершаемые организованными группами. При таком подходе сложно определить сущностные признаки организованного мошенничества и отличить его от иных видов организованной преступной деятельности. Отдавая предпочтение криминологическому исследованию организованной преступности в статье так же рассматриваются недостатки этого подхода, заключающиеся в «аксиологизации» и «демонизации» мошеннической организованной преступности. Авторами на основе использования сравнительно-правового метода проанализирован широкий спектр архивных материалов, научная литература, материалы периодической печати. Применение формально-юридического метода позволило сформулировать авторские определения. В работе также применен статистический метод исследования организованной преступности. Наиболее объемным и содержательным является криминологический подход к определению организованной преступности в сфере мошенничества . В зависимости от того, какое количество критериев закладывается в основу анализа, можно выделить узкое и широкое толкования организованной преступности. Если в широком значении она охватывает деятельность устойчивых организованных групп и преступных сообществ, то в узком - только преступных сообществ. Потребность в обобщении и систематизации знаний о различных проявлениях организованной преступности не позволяет ограничивать его предметные рамки только деятельностью преступных сообществ, равно как и сводить анализируемое понятие к совокупности совершаемых преступными формированиями посягательств. В предлагаемом контексте организованное мошенничество соотносится с организованной преступностью как часть и целое.
Букалерова Л.А., Теплова Д.О. - Противодействие мошенничеству уголовно-правовыми и административно-правовыми средствами c. 55-63

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66036

Аннотация: Статья посвящена криминологическому исследованию мошеннической организованной преступности. Функциональный, системный, социальный и экономический анализ, ныне широко используемые, имеют важное значение для исследования такой организованной преступности, но сделан вывод, что не следует преувеличивать важность этих подходов и подменять ими собственно криминологическое исследование проблемы. По мнению авторов, невозможно признать достаточной и оценку организованной преступности через совокупность совершаемых группами преступлений. В этом случае организованная преступность теряет свою определенность и превращается в своеобразный «сток», где концентрируются все преступления, совершаемые организованными группами. При таком подходе сложно определить сущностные признаки организованного мошенничества и отличить его от иных видов организованной преступной деятельности. Отдавая предпочтение криминологическому исследованию организованной преступности в статье так же рассматриваются недостатки этого подхода, заключающиеся в «аксиологизации» и «демонизации» мошеннической организованной преступности. Авторами на основе использования сравнительно-правового метода проанализирован широкий спектр архивных материалов, научная литература, материалы периодической печати. Применение формально-юридического метода позволило сформулировать авторские определения. В работе также применен статистический метод исследования организованной преступности. Наиболее объемным и содержательным является криминологический подход к определению организованной преступности в сфере мошенничества . В зависимости от того, какое количество критериев закладывается в основу анализа, можно выделить узкое и широкое толкования организованной преступности. Если в широком значении она охватывает деятельность устойчивых организованных групп и преступных сообществ, то в узком - только преступных сообществ. Потребность в обобщении и систематизации знаний о различных проявлениях организованной преступности не позволяет ограничивать его предметные рамки только деятельностью преступных сообществ, равно как и сводить анализируемое понятие к совокупности совершаемых преступными формированиями посягательств. В предлагаемом контексте организованное мошенничество соотносится с организованной преступностью как часть и целое.
Куракин А.В. - К вопросу о правовом статусе российской полиции и проблемы его реализации в административной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13682

Аннотация: В статье отмечается, что в процессе своей деятельности органы внут-ренних дел (полиции) осуществляют значительное количество администра-тивных функций, при реализации которых они в соответствии со своей ком-петенцией вступают в особые правовые отношения с гражданами, государст-венными и общественными организациями и их должностными лицами. Ис-ходя из предмета статьи, в ней раскрывается характер административных функций, реализуемых органами внутренних дел. В работе предложена классификация прав и обязанности полиции, которые позволяют раскрыть сущность и содержание ее деятельности, на основании проведенного иссле-дования формулируются предложения по совершенствованию механизма реализации прав и обязанностей полиции. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье отмечается, что в компетенцию полиции входят: защита лич-ности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреж-дение и пресечение преступлений и административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения и др.
Куракин А.В. - К вопросу о правовом статусе российской полиции и проблемы его реализации в административной деятельности c. 64-75

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66037

Аннотация: В статье отмечается, что в процессе своей деятельности органы внут-ренних дел (полиции) осуществляют значительное количество администра-тивных функций, при реализации которых они в соответствии со своей ком-петенцией вступают в особые правовые отношения с гражданами, государст-венными и общественными организациями и их должностными лицами. Ис-ходя из предмета статьи, в ней раскрывается характер административных функций, реализуемых органами внутренних дел. В работе предложена классификация прав и обязанности полиции, которые позволяют раскрыть сущность и содержание ее деятельности, на основании проведенного иссле-дования формулируются предложения по совершенствованию механизма реализации прав и обязанностей полиции. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье отмечается, что в компетенцию полиции входят: защита лич-ности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреж-дение и пресечение преступлений и административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения и др.
Гришковец А.А. - Государственная служба в органах внутренних дел Кыргызской Республики

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.14058

Аннотация: Предметом исследования является правовые и организационные проблемы формирования и реализации законодательства о государственной службе в органах внутренних дел Кыргызской Республики. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права, которые складываются в сфере внутренних дел. Автор подробно рассматривает базовые элементы института государственной службы функционирующего в органах внутренних дел данной республики, особо обращает внимание на проблему противодействия коррупции. Также обращается внимание на проблему работы с кадрами ОВД, на проблему исключения протекционизма в системе государственной службы в органах внутренних дел. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы, методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Основные выводы проведенного исследования состоят в том, что правовые основы государственной службы в органах внутренних дел Кыргызской Республики тесно переплетаются с аналогичными правовыми основами, которые сформировались в Российской Федерации относительно данного вида государственной службы. Вкладом автора является то, что он впервые рассматривает институт данного вида государственной службы в нашей стране. Новизна исследования определяется целым рядом обстоятельств, в частности обусловленных использованием метода сравнительного правоведения. Статья может являться базой для более углубленного изучения государственной службы в государствах участника СНГ.
Гришковец А.А. - Государственная служба в органах внутренних дел Кыргызской Республики c. 76-88

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66038

Аннотация: Предметом исследования является правовые и организационные проблемы формирования и реализации законодательства о государственной службе в органах внутренних дел Кыргызской Республики. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права, которые складываются в сфере внутренних дел. Автор подробно рассматривает базовые элементы института государственной службы функционирующего в органах внутренних дел данной республики, особо обращает внимание на проблему противодействия коррупции. Также обращается внимание на проблему работы с кадрами ОВД, на проблему исключения протекционизма в системе государственной службы в органах внутренних дел. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы, методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Основные выводы проведенного исследования состоят в том, что правовые основы государственной службы в органах внутренних дел Кыргызской Республики тесно переплетаются с аналогичными правовыми основами, которые сформировались в Российской Федерации относительно данного вида государственной службы. Вкладом автора является то, что он впервые рассматривает институт данного вида государственной службы в нашей стране. Новизна исследования определяется целым рядом обстоятельств, в частности обусловленных использованием метода сравнительного правоведения. Статья может являться базой для более углубленного изучения государственной службы в государствах участника СНГ.
Административный процесс и процедуры
Берлизов М.П. - Проблемы административного процесса при применении законодательства в сфере объектов культурного наследия (на примере Краснодарского края)

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13929

Аннотация: В работе автором анализируется процедура совершения органами государственной власти, уполномоченными в сфере объектов культурного наследия, отдельных действий (согласование проектов, выдача разрешения на проведение работ по сохранению, требование о проведении историко-культурной экспертизы, постановка на государственную охрану) и процедура обжалования указанных действий заинтересованными лицами. Выявляются существующие проблемы: процесса обжалования (судебная экспертиза), законодательства об объектах культурного наследия (в части регламентации процедуры совершения отдельных действий), компетенции уполномоченных органов (в т.ч. ее превышения). Общенаучные методы: от абстрактного к конкретному, индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод; системный метод. научная новизна проявляется: в самой постановке вопроса в данной области, проведении сравнительного анализа действующего законодательства и сложившейся судебной и административной практики его применения, а так же в предлагаемых в результате решениях освещенных проблем: необходимости проведения судебных экспертиз по таким категориям дел, запрете подмены судом уполномоченного органа государственной власти, уменьшении перечня "усмотренческих" полномочий государственного органа, законодательном закреплении отдельных терминов.
Берлизов М.П. - Проблемы административного процесса при применении законодательства в сфере объектов культурного наследия (на примере Краснодарского края) c. 89-96

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66039

Аннотация: В работе автором анализируется процедура совершения органами государственной власти, уполномоченными в сфере объектов культурного наследия, отдельных действий (согласование проектов, выдача разрешения на проведение работ по сохранению, требование о проведении историко-культурной экспертизы, постановка на государственную охрану) и процедура обжалования указанных действий заинтересованными лицами. Выявляются существующие проблемы: процесса обжалования (судебная экспертиза), законодательства об объектах культурного наследия (в части регламентации процедуры совершения отдельных действий), компетенции уполномоченных органов (в т.ч. ее превышения). Общенаучные методы: от абстрактного к конкретному, индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод; системный метод. научная новизна проявляется: в самой постановке вопроса в данной области, проведении сравнительного анализа действующего законодательства и сложившейся судебной и административной практики его применения, а так же в предлагаемых в результате решениях освещенных проблем: необходимости проведения судебных экспертиз по таким категориям дел, запрете подмены судом уполномоченного органа государственной власти, уменьшении перечня "усмотренческих" полномочий государственного органа, законодательном закреплении отдельных терминов.
Административное и муниципальное право и другие отрасли права
Белова М.А., Рустамов Н.Э. - Правовые средства противодействие экстремизму по российскому праву

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13250

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей экстремистских мотивов, как конструктивного признака соответствующих правонарушений против личности. Авторами внесены предложения по совершенствованию законодательства и квалификации соответствующих правонарушений. В юридической теории не сложилось единого подхода к пониманию терминов «вражда» и «ненависть», хотя авторами указывается, что термины вражда и ненависть используются в тексте российского законодательства как синонимы. Вражда в русском языке обычно определяется как отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью – чувство сильной вражды, злобы. Исходя, авторы обосновывают тезис, что понятие вражды шире понятия ненависти и включает в себя и другие чувства. Для подготовки статьи авторами были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частнонаучного метода применялся метод сравнительно-правовой. Исходя из предмета и объекта статьи ее новизна заключается в попытке раскрыть содержание понятия социальная группа, отсутствие которого существенно затрудняет правоприменение и не способствует единообразию практики. Повышенная общественная опасность убийства по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы имеет место только в том случае, если социальная группа, к которой принадлежит потерпевший объединена признаками национальности, расы или религии.
Белова М.А., Рустамов Н.Э. - Правовые средства противодействие экстремизму по российскому праву c. 97-102

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66040

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей экстремистских мотивов, как конструктивного признака соответствующих правонарушений против личности. Авторами внесены предложения по совершенствованию законодательства и квалификации соответствующих правонарушений. В юридической теории не сложилось единого подхода к пониманию терминов «вражда» и «ненависть», хотя авторами указывается, что термины вражда и ненависть используются в тексте российского законодательства как синонимы. Вражда в русском языке обычно определяется как отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью – чувство сильной вражды, злобы. Исходя, авторы обосновывают тезис, что понятие вражды шире понятия ненависти и включает в себя и другие чувства. Для подготовки статьи авторами были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма, конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частнонаучного метода применялся метод сравнительно-правовой. Исходя из предмета и объекта статьи ее новизна заключается в попытке раскрыть содержание понятия социальная группа, отсутствие которого существенно затрудняет правоприменение и не способствует единообразию практики. Повышенная общественная опасность убийства по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы имеет место только в том случае, если социальная группа, к которой принадлежит потерпевший объединена признаками национальности, расы или религии.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Красноусов С.Д. - К вопросу о формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.12226

Аннотация: Согласно Указу Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" определены актуальные на 2014-2015 г.г. темы для научных исследований. Одной из них является тема - формирование в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей, в том числе в отношении коммерческих организаций. В данной статье с точки зрения теории мер безопасности рассматриваются антикоррупционные ограничения в отношении бывшего сотрудника коммерческой организации, перешедшего работать в орган власти. При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, моделирование, формально-логический, системно-структурный, социологический и статистический методы. Согласно действующему законодательству может возникнуть ситуация, когда лицо - управляющий коммерческой или иной организацией, которая была замечена в использовании коррупционных отношений (сама организация либо сотрудники такой организации привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения), может без каких либо ограничений поступить на руководящую должность в государственный или муниципальный орган. Представляется, что поступление на службу не изменяет отношение лица к своему поведению и правилам управления. В таком случае государство, как наниматель при наличии информации о том, что поступающий на службу субъект проявил себя как недобросовестный управляющий, который совершал противоправные действия , был нечестным и не выполнял со всей тщательностью и аккуратностью своих обязанностей, должно иметь гарантии не совершения данным лицом подобных действий и на государственной службе. В настоящий момент для целей предотвращения поступления на службу недобросовестного лица, использующего коррупционные отношения, можно использовать институт ответственности управляющего за действия организации. Предлагается дополнить Закон о противодействии коррупции статьей 12.6 «Ограничения, налагаемые при переходе на государственную или муниципальную службы гражданина, выполнявшего управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, которая была привлечена к ответственности за совершение коррупционных правонарушений (сотрудники которой были привлечены за коррупционные правонарушения)»
Красноусов С.Д. - К вопросу о формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей c. 103-106

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66041

Аннотация: Согласно Указу Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" определены актуальные на 2014-2015 г.г. темы для научных исследований. Одной из них является тема - формирование в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей, в том числе в отношении коммерческих организаций. В данной статье с точки зрения теории мер безопасности рассматриваются антикоррупционные ограничения в отношении бывшего сотрудника коммерческой организации, перешедшего работать в орган власти. При проведении исследования применялись общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, моделирование, формально-логический, системно-структурный, социологический и статистический методы. Согласно действующему законодательству может возникнуть ситуация, когда лицо - управляющий коммерческой или иной организацией, которая была замечена в использовании коррупционных отношений (сама организация либо сотрудники такой организации привлечены к ответственности за коррупционные правонарушения), может без каких либо ограничений поступить на руководящую должность в государственный или муниципальный орган. Представляется, что поступление на службу не изменяет отношение лица к своему поведению и правилам управления. В таком случае государство, как наниматель при наличии информации о том, что поступающий на службу субъект проявил себя как недобросовестный управляющий, который совершал противоправные действия , был нечестным и не выполнял со всей тщательностью и аккуратностью своих обязанностей, должно иметь гарантии не совершения данным лицом подобных действий и на государственной службе. В настоящий момент для целей предотвращения поступления на службу недобросовестного лица, использующего коррупционные отношения, можно использовать институт ответственности управляющего за действия организации. Предлагается дополнить Закон о противодействии коррупции статьей 12.6 «Ограничения, налагаемые при переходе на государственную или муниципальную службы гражданина, выполнявшего управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, которая была привлечена к ответственности за совершение коррупционных правонарушений (сотрудники которой были привлечены за коррупционные правонарушения)»
Бахтина М.С. - К вопросу о принципах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.13956

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их сущность и возникающие при их применении проблемы. Анализируются сложности определения требований к образованию и компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами. Рассматривается требование обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы. Поднимается вопрос обеспечения возможности сотрудничества независимых экспертов и органов государственной власти в ходе проведения антикоррупционной экспертизы. В рамках статьи исследуются проблемы, возникающие при применении принципов антикоррупционной экспертизы, и предлагаются способы их разрешения. При проведении исследования был использован метод текстуального анализа законодательных актов, диалектико-материалистический метод научного познания, методы социально-правового исследования, а именно сравнительно-правовой, формально-логический. Делается вывод о том, что именно принципы антикоррупционной экспертизы призваны регулировать проведение антикоррупционной экспертизы, устанавливать рамки и характер функционирования разработчиков нормативных правовых актов и экспертов, в чем и состоит их особенная ценность. Полученные выводы и обобщения будут способствовать развитию антикоррупционной политики.
Бахтина М.С. - К вопросу о принципах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов c. 107-113

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66042

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их сущность и возникающие при их применении проблемы. Анализируются сложности определения требований к образованию и компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами. Рассматривается требование обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы. Поднимается вопрос обеспечения возможности сотрудничества независимых экспертов и органов государственной власти в ходе проведения антикоррупционной экспертизы. В рамках статьи исследуются проблемы, возникающие при применении принципов антикоррупционной экспертизы, и предлагаются способы их разрешения. При проведении исследования был использован метод текстуального анализа законодательных актов, диалектико-материалистический метод научного познания, методы социально-правового исследования, а именно сравнительно-правовой, формально-логический. Делается вывод о том, что именно принципы антикоррупционной экспертизы призваны регулировать проведение антикоррупционной экспертизы, устанавливать рамки и характер функционирования разработчиков нормативных правовых актов и экспертов, в чем и состоит их особенная ценность. Полученные выводы и обобщения будут способствовать развитию антикоррупционной политики.
Административное и муниципальное право и институты гражданского общества
Филатова Е.В. - Совершенствование механизма экспертизы нормативных правовых актов, касающихся регулирования отношений в банковской сфере

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.14039

Аннотация: Вопросы повышения качества принимаемых нормативных актов является весьма актуальной проблемой для любого из направлений современного законотворчества. Целиком и полностью данное утверждение касается регулирования деятельности отечественных кредитных организаций. Одним из ключевых направлений решения указанной проблемы является совершенствование экспертизы проектов готовящихся к рассмотрению законодательных и нормативных актов. При этом используемые в настоящее время виды исследований проектов нормативных правовых актов относятся исключительно к разновидностям государственных экспертиз. В отношении банковского законодательства, по нашему мнению, их необходимо дополнить таким важным институтом как общественная экспертиза. В представленной статье используется институциональный подход к анализу сущности общественной экспертизы. В его рамках применяются методы сравнительного, структурного и системного анализа. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что ключевыми институтами, способными квалифицированно осуществлять общественную экспертизу нормативных правовых актов в сфере банковского регулирования и их проектов являются Общественная палата РФ и Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации РФ. Также автором формулируется комплекс предложений по развитию института общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений в банковской сфере.
Филатова Е.В. - Совершенствование механизма экспертизы нормативных правовых актов, касающихся регулирования отношений в банковской сфере c. 114-119

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.1.66043

Аннотация: Вопросы повышения качества принимаемых нормативных актов является весьма актуальной проблемой для любого из направлений современного законотворчества. Целиком и полностью данное утверждение касается регулирования деятельности отечественных кредитных организаций. Одним из ключевых направлений решения указанной проблемы является совершенствование экспертизы проектов готовящихся к рассмотрению законодательных и нормативных актов. При этом используемые в настоящее время виды исследований проектов нормативных правовых актов относятся исключительно к разновидностям государственных экспертиз. В отношении банковского законодательства, по нашему мнению, их необходимо дополнить таким важным институтом как общественная экспертиза. В представленной статье используется институциональный подход к анализу сущности общественной экспертизы. В его рамках применяются методы сравнительного, структурного и системного анализа. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что ключевыми институтами, способными квалифицированно осуществлять общественную экспертизу нормативных правовых актов в сфере банковского регулирования и их проектов являются Общественная палата РФ и Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации РФ. Также автором формулируется комплекс предложений по развитию института общественной экспертизы нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений в банковской сфере.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.