по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 1-0.428571428571-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
Административное и муниципальное право и безопасность
Васильев И.В., Фролов А.С. - Конструктивная модель правового режима оборота оружия

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10504

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является концепция построения существующего правового режима оборота оружия в Украине. Приводятся доказательства, что всякий правовой режим есть синтез трех юридических средств: дозволений; запретов; позитивных обязываний. Правовой режим оборота оружия авторами охарактеризован как разрешительный тип правового регулирования (разрешительный порядок). Существующее положение вещей дает возможность говорить о конструктивной модели правового режима. Правовое поле режима оборота оружия имеет высокий удельный вес позитивных обязываний, а также специальных и абсолютных запретов, что обуславливает высокую интенсивность правовой регламентации данной сферы общественных отношений. В работе использованы системно-структурный метод — для определения совокупности элементов, из которых состоит комплексное явление “правовой режим” и сравнительно-правовой — при анализе правовых норм, формирующих явление “правовой режим оборота оружия”. Вывод: авторами предложено новаторское трехзвенное толкование логики построения правового режим оборота оружия в демократическом государстве. Первое — исконно существует всеобщее дозволение. Второе — из всеобщего дозволения делается исключение в виде запрета на свободный оборот оружия в обществе. Данный запрет подкрепляется первым абсолютным запретом (уголовная ответственность за незаконный оборот оружия). Третье — из исключительного запрета делается специальное разрешение на владение оружием. Это специальное разрешение обременено позитивными обязываниями (правилами законного оборота оружия). Несоблюдение настоящих правил подпадает под второй абсолютный запрет (административная ответственность за нарушение правил оборота оружия).
Васильев И.В., Фролов А.С. - Конструктивная модель правового режима оборота оружия c. 5-12

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63941

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является концепция построения существующего правового режима оборота оружия в Украине. Приводятся доказательства, что всякий правовой режим есть синтез трех юридических средств: дозволений; запретов; позитивных обязываний. Правовой режим оборота оружия авторами охарактеризован как разрешительный тип правового регулирования (разрешительный порядок). Существующее положение вещей дает возможность говорить о конструктивной модели правового режима. Правовое поле режима оборота оружия имеет высокий удельный вес позитивных обязываний, а также специальных и абсолютных запретов, что обуславливает высокую интенсивность правовой регламентации данной сферы общественных отношений. В работе использованы системно-структурный метод — для определения совокупности элементов, из которых состоит комплексное явление “правовой режим” и сравнительно-правовой — при анализе правовых норм, формирующих явление “правовой режим оборота оружия”. Вывод: авторами предложено новаторское трехзвенное толкование логики построения правового режим оборота оружия в демократическом государстве. Первое — исконно существует всеобщее дозволение. Второе — из всеобщего дозволения делается исключение в виде запрета на свободный оборот оружия в обществе. Данный запрет подкрепляется первым абсолютным запретом (уголовная ответственность за незаконный оборот оружия). Третье — из исключительного запрета делается специальное разрешение на владение оружием. Это специальное разрешение обременено позитивными обязываниями (правилами законного оборота оружия). Несоблюдение настоящих правил подпадает под второй абсолютный запрет (административная ответственность за нарушение правил оборота оружия).
Административное принуждение
Базулев К.И. - Особенности состава административного правонарушения, преду-смотренного ст. 6.13 КоАП (пропаганда или реклама наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, растений, содер-жащих наркотические средства, психотропные вещества либо их пре-курсоры, или их частей, содержащих наркотические средства, психо-тропные вещества либо их прекурсоры)

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10107

Аннотация: в статье рассматриваются принципиальные положения о составе пропаганды или рекламы наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры. Предлагается характеристика объективных и субъективных признаков правонарушения, анализируется общественная вредность данного противоправного деяния, уточняются признаки субъекта правонарушения. Проводятся отграничение пропаганды или рекламы от стандартных приемов в предпринимательской деятельности, направленных на продвижение товара, а не его маркировки, эмблемы, цветовой и смысловой гаммы. На основе материалов судебной практики автор подвергает критике существующие методики определения признаков пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. Приводятся примеры рекламы наркотических средств посредством социальных сетей, а также практика ФСКН по пресечению этих действий. Обосновывается, что в современный период в антинаркотической политике России доминирует неразумная жесткость, в силу которой, в частности, дос-таточно широко и произвольно применяется норма ст. 6.13 КоАП в отноше-нии предпринимателей, прежде всего, занимающихся реализацией товаров на потребительском рынке. По мнению автора, это является не только уходом от основной идеи противодействия (собственно, борьбы за снижение числа наркозависимых лиц, сокращение преступности, связанной как с незаконным оборотом, так и с иными посягательствами, совершаемыми наркоманами), но и девальвацией в глазах общества этой идеи. Формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства в части уточнения понятия «пропаганда».
Базулев К.И. - Особенности состава административного правонарушения, преду-смотренного ст. 6.13 КоАП (пропаганда или реклама наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, растений, содер-жащих наркотические средства, психотропные вещества либо их пре-курсоры, или их частей, содержащих наркотические средства, психо-тропные вещества либо их прекурсоры) c. 13-20

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63942

Аннотация: в статье рассматриваются принципиальные положения о составе пропаганды или рекламы наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры. Предлагается характеристика объективных и субъективных признаков правонарушения, анализируется общественная вредность данного противоправного деяния, уточняются признаки субъекта правонарушения. Проводятся отграничение пропаганды или рекламы от стандартных приемов в предпринимательской деятельности, направленных на продвижение товара, а не его маркировки, эмблемы, цветовой и смысловой гаммы. На основе материалов судебной практики автор подвергает критике существующие методики определения признаков пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. Приводятся примеры рекламы наркотических средств посредством социальных сетей, а также практика ФСКН по пресечению этих действий. Обосновывается, что в современный период в антинаркотической политике России доминирует неразумная жесткость, в силу которой, в частности, дос-таточно широко и произвольно применяется норма ст. 6.13 КоАП в отноше-нии предпринимателей, прежде всего, занимающихся реализацией товаров на потребительском рынке. По мнению автора, это является не только уходом от основной идеи противодействия (собственно, борьбы за снижение числа наркозависимых лиц, сокращение преступности, связанной как с незаконным оборотом, так и с иными посягательствами, совершаемыми наркоманами), но и девальвацией в глазах общества этой идеи. Формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства в части уточнения понятия «пропаганда».
Кареева-Попелковская К.А. - К вопросу совершенствование применения мер административного пресечения в деятельности полиции

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10557

Аннотация: Реализация исполнительной власти, а также обеспечение общественного порядка находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления – убеждение и принуждение. Свое социальное назначение, а также эффективность своего воздействия данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, обязательно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько правильно и социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества Государственно-правовое принуждение, как социальное явление, представляет собой многоаспектную юридическую категорию. В теории права государственное принуждение рассматривается прежде всего как средство (метод) организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле . Причем в широком смысле государст-венно-правовое принуждение рассматривается иногда как потенция небла-гоприятных последствий в случае нарушения норм права, оказывающих предупредительное воздействие на психику Приведенные выше подходы выявляют особенности стадий процес-сов правового регулирования: правовые нормы лишь могут предусматри-вать возможность государственного принуждения, на самом деле, в реаль-ной ситуации оно, опосредовавшись в праве, выступает в форме правового принуждения, выражаясь в конкретных принудительных мерах, и приме-няется компетентными государственными органами в ходе осуществления специальной деятельности по применению права.
Кареева-Попелковская К.А. - К вопросу совершенствование применения мер административного пресечения в деятельности полиции c. 21-24

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63943

Аннотация: Реализация исполнительной власти, а также обеспечение общественного порядка находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления – убеждение и принуждение. Свое социальное назначение, а также эффективность своего воздействия данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, обязательно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько правильно и социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества Государственно-правовое принуждение, как социальное явление, представляет собой многоаспектную юридическую категорию. В теории права государственное принуждение рассматривается прежде всего как средство (метод) организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле . Причем в широком смысле государст-венно-правовое принуждение рассматривается иногда как потенция небла-гоприятных последствий в случае нарушения норм права, оказывающих предупредительное воздействие на психику Приведенные выше подходы выявляют особенности стадий процес-сов правового регулирования: правовые нормы лишь могут предусматри-вать возможность государственного принуждения, на самом деле, в реаль-ной ситуации оно, опосредовавшись в праве, выступает в форме правового принуждения, выражаясь в конкретных принудительных мерах, и приме-няется компетентными государственными органами в ходе осуществления специальной деятельности по применению права.
Административный процесс и процедуры
Нобель А.Р. - Материально-правовое и процессуальное значение характеристик события административного правонарушения как одного из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях (на примере дел в области охраны окружающей среды).

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.9884

Аннотация: Значительная доля правонарушений в области охраны окружающей среды, причинение существенного ущерба экологии в результате их совершения обуславливает актуальность анализа проблем правового регулирования доказательств и доказывания по делам об административных правонарушениях данной категории. В статье рассмотрено такое обстоятельство, входящее в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, как событие правонарушения, определены характеризующие его признаки. Выделено материально-правовое и процессуальное значение установления места, времени, способа и других обстоятельств административного правонарушения. На основе анализа судебных решений по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, в работе подчеркивается необходимость полного и точного определения события правонарушения. Автор обращает внимание на судебную практику принятия решений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае отсутствия подробного описания события правонарушения. По результатам исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего административного законодательства.
Нобель А.Р. - Материально-правовое и процессуальное значение характеристик события административного правонарушения как одного из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях (на примере дел в области охраны окружающей среды). c. 25-29

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63944

Аннотация: Значительная доля правонарушений в области охраны окружающей среды, причинение существенного ущерба экологии в результате их совершения обуславливает актуальность анализа проблем правового регулирования доказательств и доказывания по делам об административных правонарушениях данной категории. В статье рассмотрено такое обстоятельство, входящее в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, как событие правонарушения, определены характеризующие его признаки. Выделено материально-правовое и процессуальное значение установления места, времени, способа и других обстоятельств административного правонарушения. На основе анализа судебных решений по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, в работе подчеркивается необходимость полного и точного определения события правонарушения. Автор обращает внимание на судебную практику принятия решений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае отсутствия подробного описания события правонарушения. По результатам исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего административного законодательства.
Степанова О.А. - О некоторых проблемах применения процессуальных положений КоАП

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10570

Аннотация: Автор на основе сравнительного анализа правоприменительной практики рассматривает спорные вопросы реализации ряда положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, в частности проблему обжалования определений, выносимых в процессе данного производства, случаи отмены постановления по делу и возвращения дела на новое рассмотрение, а также ситуацию, когда после принятия жалобы к производству судом установлено, что обжалуемое постановление отменено вышестоящим административным органом (должностным лицом). В процессе исследования использовались методы как общенаучные (метод формальной логики, системный метод, метод анализа), так и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.). По результатам исследования предлагаются варианты решения проблемных вопросов применения процессуальных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также формулируются предложения по совершенствованию законоположений указанного Кодекса, в том числе путем восполнения имеющихся в нем пробелов правового регулирования, и унификации практики его применения.
Степанова О.А. - О некоторых проблемах применения процессуальных положений КоАП c. 30-39

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63945

Аннотация: Автор на основе сравнительного анализа правоприменительной практики рассматривает спорные вопросы реализации ряда положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, в частности проблему обжалования определений, выносимых в процессе данного производства, случаи отмены постановления по делу и возвращения дела на новое рассмотрение, а также ситуацию, когда после принятия жалобы к производству судом установлено, что обжалуемое постановление отменено вышестоящим административным органом (должностным лицом). В процессе исследования использовались методы как общенаучные (метод формальной логики, системный метод, метод анализа), так и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.). По результатам исследования предлагаются варианты решения проблемных вопросов применения процессуальных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также формулируются предложения по совершенствованию законоположений указанного Кодекса, в том числе путем восполнения имеющихся в нем пробелов правового регулирования, и унификации практики его применения.
Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
Курилова Е.В. - Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10577

Аннотация: Статья посвящена определению задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Надзорная деятельность органов прокуратуры распространяется на многие правовые отношения, в том числе складывающиеся при исполнении законодательства об административной ответственности в экологической сфере, под которой понимается область охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности – триада общественных отношений, которые в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов закреплены в пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Принимая во внимание цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537, задачи прокурорского надзора, которые корреспондируют целям и задачам, закрепленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан вывод о том, что направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере относится к приоритетным. В статье определяются специальные задачи, присущие прокурорскому надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. В статье определены научно и практически обоснованные основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Основным явился общенаучный диалектический метод познания, позволивший выявить устойчивые связи в развитии общественных отношений и осуществлении прокурорского надзора за на исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Системно-структурный и логический методы, анализ и синтез позволили исследовать имеющиеся работы по прокурорскому надзору, определить задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале. В качестве задач, стоящих перед прокурорами в рассматриваемом нами направлении, определены: - обеспечение законности правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора), их должностными лицами (независимо от поступления информации о нарушениях законности); - обеспечение законности в деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению экологических правонарушений; - обеспечение законности административного задержания, примененного на основании решений несудебных органов. В то же время задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, должны вытекать из предмета этой деятельности, поэтому к специальным задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере можно отнести обеспечение в органах административной юрисдикции: - законности и обоснованности привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за экологические правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с момента составления протоколов об административных правонарушениях, инициирования и проведения административного расследования; - законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; - законности при принятии мер по привлечению к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение экологических правонарушений; законности вынесения решений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также решений, принимаемых в порядке пересмотра таких решений; - законности и своевременности обращения к исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере, в том числе постановки вопроса перед службой судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении вынесенных по делу постановлений; - законности внесенных в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в экологической сфере; - реализации задачи по предупреждению экологических правонарушений (профилактика административных правонарушений). При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере мы руководствовались состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В качестве основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу выделим следующие: - надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и структурными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, уполномоченными применять законодательство об административной ответственности: составлять протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, инициировать и проводить административное расследование, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, пересматривать постановления и решения по этим делам (за исключением дел, находящихся в производстве суда), а также обращать и приводить в исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; осуществлять профилактику административных правонарушений; - надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами, должностными лицами (при выявлении нарушений принимать меры, направленные на пересмотр незаконных решений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; недопущение в последующем подобных нарушений); - надзор за исполнением законов органами и должностными лицами (за исключением судов), участвующими в реализации мер административного принуждения (при этом решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активно использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов) и исполнении отдельных видов административных наказаний на основании главы 32 КоАП РФ (особое внимание необходимо уделять судебным приставам-исполнителям при исполнении назначенного наказания в виде штрафа в связи с крайне низким процентом взыскания, в результате чего административное наказание не достигает своей цели). - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должностных и юридических лиц, вовлеченных в сферу производства по делу об административном правонарушении. Данные направления способствуют реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в экологической сфере.
Курилова Е.В. - Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере c. 40-46

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63946

Аннотация: Статья посвящена определению задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Надзорная деятельность органов прокуратуры распространяется на многие правовые отношения, в том числе складывающиеся при исполнении законодательства об административной ответственности в экологической сфере, под которой понимается область охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности – триада общественных отношений, которые в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов закреплены в пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации. Принимая во внимание цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537, задачи прокурорского надзора, которые корреспондируют целям и задачам, закрепленным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан вывод о том, что направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере относится к приоритетным. В статье определяются специальные задачи, присущие прокурорскому надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. В статье определены научно и практически обоснованные основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Основным явился общенаучный диалектический метод познания, позволивший выявить устойчивые связи в развитии общественных отношений и осуществлении прокурорского надзора за на исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Системно-структурный и логический методы, анализ и синтез позволили исследовать имеющиеся работы по прокурорскому надзору, определить задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Статистический анализ и методы прикладной статистики использовались для проверки выводов исследования на различном эмпирическом материале. В качестве задач, стоящих перед прокурорами в рассматриваемом нами направлении, определены: - обеспечение законности правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора), их должностными лицами (независимо от поступления информации о нарушениях законности); - обеспечение законности в деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению экологических правонарушений; - обеспечение законности административного задержания, примененного на основании решений несудебных органов. В то же время задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, должны вытекать из предмета этой деятельности, поэтому к специальным задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере можно отнести обеспечение в органах административной юрисдикции: - законности и обоснованности привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за экологические правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с момента составления протоколов об административных правонарушениях, инициирования и проведения административного расследования; - законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; - законности при принятии мер по привлечению к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение экологических правонарушений; законности вынесения решений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также решений, принимаемых в порядке пересмотра таких решений; - законности и своевременности обращения к исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере, в том числе постановки вопроса перед службой судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении вынесенных по делу постановлений; - законности внесенных в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в экологической сфере; - реализации задачи по предупреждению экологических правонарушений (профилактика административных правонарушений). При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере мы руководствовались состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В качестве основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу выделим следующие: - надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и структурными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, уполномоченными применять законодательство об административной ответственности: составлять протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, инициировать и проводить административное расследование, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, пересматривать постановления и решения по этим делам (за исключением дел, находящихся в производстве суда), а также обращать и приводить в исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; осуществлять профилактику административных правонарушений; - надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами, должностными лицами (при выявлении нарушений принимать меры, направленные на пересмотр незаконных решений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; недопущение в последующем подобных нарушений); - надзор за исполнением законов органами и должностными лицами (за исключением судов), участвующими в реализации мер административного принуждения (при этом решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активно использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов) и исполнении отдельных видов административных наказаний на основании главы 32 КоАП РФ (особое внимание необходимо уделять судебным приставам-исполнителям при исполнении назначенного наказания в виде штрафа в связи с крайне низким процентом взыскания, в результате чего административное наказание не достигает своей цели). - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должностных и юридических лиц, вовлеченных в сферу производства по делу об административном правонарушении. Данные направления способствуют реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в экологической сфере.
Административное и муниципальное право и судебная власть
Мильчакова О.В. - Разрешение юрисдикционных споров (споров о компетенции) в Конституционном суде

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10517

Аннотация: Принципы разделения властей и территориального устройства государства неизбежно порождают споры о компетенции (юрисдикционные споры) как между различными органами центральной власти, так и между ними и органами территориальных единиц, а также споры последних друг с другом. В статье уделено внимание особенностям содержания понятия "конституционно-правовых споров (споров о компетенции)" и специфике их рассмотрения конституционным судом. В качестве основы исследования используются российское и зарубежное законодательство, а также опыт конституционных судов в странах, образованных на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория). Для проведения исследования автором в основном применяются формально-юридический метод, в сочетании со сравнительно-правовым методом. На основе анализа зарубежного законодательства и практики конституционных судов стран бывшей Югославии обосновывается классификация юрисдикционных споров на горизонтальные и вертикальные, негативные и позитивные. При этом подчеркивается, что одним из обязательных признаков существования спора о компетенции является принятие двумя или более органами публичной власти своих окончательных актов, которыми признается либо отрицается компетенция по одному и тому же вопросу. В заключение автор приходит к выводу о том, что в государствах исследуемого региона правила о разрешении конституционным судом юрисдикционных споров являются более демократичными, по сравнению с Россией, поскольку они предоставляют возможность обратиться за разрешением спора не только одному из спорящих органов власти, но и любому лицу, которое не может реализовать свои права вследствие возникшего спора о компетенции.
Мильчакова О.В. - Разрешение юрисдикционных споров (споров о компетенции) в Конституционном суде c. 47-52

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63947

Аннотация: Принципы разделения властей и территориального устройства государства неизбежно порождают споры о компетенции (юрисдикционные споры) как между различными органами центральной власти, так и между ними и органами территориальных единиц, а также споры последних друг с другом. В статье уделено внимание особенностям содержания понятия "конституционно-правовых споров (споров о компетенции)" и специфике их рассмотрения конституционным судом. В качестве основы исследования используются российское и зарубежное законодательство, а также опыт конституционных судов в странах, образованных на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория). Для проведения исследования автором в основном применяются формально-юридический метод, в сочетании со сравнительно-правовым методом. На основе анализа зарубежного законодательства и практики конституционных судов стран бывшей Югославии обосновывается классификация юрисдикционных споров на горизонтальные и вертикальные, негативные и позитивные. При этом подчеркивается, что одним из обязательных признаков существования спора о компетенции является принятие двумя или более органами публичной власти своих окончательных актов, которыми признается либо отрицается компетенция по одному и тому же вопросу. В заключение автор приходит к выводу о том, что в государствах исследуемого региона правила о разрешении конституционным судом юрисдикционных споров являются более демократичными, по сравнению с Россией, поскольку они предоставляют возможность обратиться за разрешением спора не только одному из спорящих органов власти, но и любому лицу, которое не может реализовать свои права вследствие возникшего спора о компетенции.
Приженникова А.Н., Баранов В.А. - Актуальность институтов административного судопроизводства зарубежных стран для российского законодательства

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10273

Аннотация: В настоящее время, органы административной юстиции реформируются во многих странах мира. В каждой стране сформирована особенная система административной юстиции и множество их модификаций в соответствии со своей особой историей и традициями. Рассмотрев правовое положение административной юстиции в зарубежных странах и в странах бывшего СССР, можно утверждать об увеличении внимания к проблеме совершенствования отношений частных лиц с публичной администрацией (органами государственного управления, органами местного самоуправления, их должностными лицами) и необходимости внедрения эффективных механизмов защиты прав таких лиц от возможных нарушений со стороны власти. Административная юстиция — это судебный механизм защиты прав человека от нарушений и злоупотреблений со стороны публичной администрации. Именно в этом ее ценность в правовом государстве. Именно институт административной юстиции обязан уравновесить юридическое неравенство сторон в разрешении административных споров. Авторы приходят к выводу о том, что изучение опыта функционирования органов административной юстиции в зарубежных странах поможет Российской Федерации выявить оптимальные подходы к формированию собственной модели административной юстиции. России нужны административные суды. Административные дела должны рассматриваться в рамках самостоятельного административного процесса регулироваться Кодексом административного судопроизводства, который установит методологию, иные процессуальные действия по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений.
Приженникова А.Н., Баранов В.А. - Актуальность институтов административного судопроизводства зарубежных стран для российского законодательства c. 53-57

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63948

Аннотация: В настоящее время, органы административной юстиции реформируются во многих странах мира. В каждой стране сформирована особенная система административной юстиции и множество их модификаций в соответствии со своей особой историей и традициями. Рассмотрев правовое положение административной юстиции в зарубежных странах и в странах бывшего СССР, можно утверждать об увеличении внимания к проблеме совершенствования отношений частных лиц с публичной администрацией (органами государственного управления, органами местного самоуправления, их должностными лицами) и необходимости внедрения эффективных механизмов защиты прав таких лиц от возможных нарушений со стороны власти. Административная юстиция — это судебный механизм защиты прав человека от нарушений и злоупотреблений со стороны публичной администрации. Именно в этом ее ценность в правовом государстве. Именно институт административной юстиции обязан уравновесить юридическое неравенство сторон в разрешении административных споров. Авторы приходят к выводу о том, что изучение опыта функционирования органов административной юстиции в зарубежных странах поможет Российской Федерации выявить оптимальные подходы к формированию собственной модели административной юстиции. России нужны административные суды. Административные дела должны рассматриваться в рамках самостоятельного административного процесса регулироваться Кодексом административного судопроизводства, который установит методологию, иные процессуальные действия по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Кабанов П.А. - ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: анализ правового регулирования и некоторые направления его совершенствования

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10525

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают: а) основные положения региональных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность специализированных региональных совещательных, координационных, экспертных, консультативных, межведомственных антикоррупционных органов (советов и комиссий по противодействию коррупции) в области информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне; б) основные формы или средства информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне, закрепленные в нормативных правовых актах; в) основные меры направленные на совершенствование правового регулирования информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне; В качестве основного метода научного исследования выступил сравнительно-правовой метод региональных нормативных правовых актов, регулирующих деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, а также общенаучные методы - анализ и синтез. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке рассмотрено правовое регулирование деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции. Основные выводы: предложены меры по совершенствованию правового регулирования деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, которые заключаются: в формировании региональной антикоррупционной информационной политики; мониторинге эффективности системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции; выработке предложений по совершенствованию системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции
Кабанов П.А. - Полномочия специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции: анализ правового регулирования и некоторые направления его совершенствования c. 58-64

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63949

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают: а) основные положения региональных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность специализированных региональных совещательных, координационных, экспертных, консультативных, межведомственных антикоррупционных органов (советов и комиссий по противодействию коррупции) в области информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне; б) основные формы или средства информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне, закрепленные в нормативных правовых актах; в) основные меры направленные на совершенствование правового регулирования информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне; В качестве основного метода научного исследования выступил сравнительно-правовой метод региональных нормативных правовых актов, регулирующих деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, а также общенаучные методы - анализ и синтез. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке рассмотрено правовое регулирование деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции. Основные выводы: предложены меры по совершенствованию правового регулирования деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, которые заключаются: в формировании региональной антикоррупционной информационной политики; мониторинге эффективности системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции; выработке предложений по совершенствованию системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции
Романова И.С. - Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10160

Аннотация: В статье анализируются требования, предъявляемые к экспертам, проводящим антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Отмечены достоинства и недостатки проведения экспертизы различными государственными органами, а также в отдельных случаях, нехватки их профессионализма, что влечет за собой необходимость привлечения компетентных независимых экспертов на договорной основе для выполнения их должностных обязанностей по проведению антикоррупционной экспертизы. В статье освещены широко представленные в литературе различные предложения по ужесточению требований, предъявляемых к независимым экспертам. Обосновывается, что закрепленные на данной момент требования вполне достаточны, но необходимо повышать уровень образования независимых экспертов, путем специального обучения с последующей выдачей соответствующего сертификата. В альтернативу сертифицированному обучению предлагается организовать проведение обучающих семинаров, обязательных для посещения экспертами. Отмечается также необходимость дополнительного обучения государственных служащих, по роду деятельности проводящих антикоррупционную экспертизу.
Романова И.С. - Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. c. 65-69

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63950

Аннотация: В статье анализируются требования, предъявляемые к экспертам, проводящим антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Отмечены достоинства и недостатки проведения экспертизы различными государственными органами, а также в отдельных случаях, нехватки их профессионализма, что влечет за собой необходимость привлечения компетентных независимых экспертов на договорной основе для выполнения их должностных обязанностей по проведению антикоррупционной экспертизы. В статье освещены широко представленные в литературе различные предложения по ужесточению требований, предъявляемых к независимым экспертам. Обосновывается, что закрепленные на данной момент требования вполне достаточны, но необходимо повышать уровень образования независимых экспертов, путем специального обучения с последующей выдачей соответствующего сертификата. В альтернативу сертифицированному обучению предлагается организовать проведение обучающих семинаров, обязательных для посещения экспертами. Отмечается также необходимость дополнительного обучения государственных служащих, по роду деятельности проводящих антикоррупционную экспертизу.
Публичное право: новые проблемы и реалии
Адмиралова И.А., Астишина Т.В. - Особенности выявления фактов торговли людьми

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10416

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, возникающие в деятельности сотрудников правоохранительных, связанные с выявлением фактов торговли людьми; отсутствие приемлемой правовой базы, позволяющей эффективно бороться с данным видом преступной деятельности и связанных с ней иными преступлениями. Вопросы, касающиеся выявления признаков торговли людьми, условий эксплуатации жертв такого преступления, также нашли свое отражение в статье. Торговля людьми (в частности, торговля женщинами) объявленная вне закона, представляет собою многоплановую, широко разветвленную и хорошо организованную международную сеть, охватывающую все континенты и вовлекающую в процесс купли-продажи миллионы ее жертв и сотни тысяч организаторов – продавцов, покупателей, посредников, охранников и т.п. В торговле людьми участвуют не только криминальные структуры, но и официальные круги: сотрудники визовых и миграционных служб, правоохранительных органов, государственных учреждений разного уровня и другие. Особенности выявления участия вышеназванных субъектов, также нашли свое отражение в статье. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Научная новизна статьи состоит в вто , что в ней отмечается, что выявление признаков рассматриваемых преступлений дале¬ко не всегда может быть простым, поскольку преступники достаточно часто маскируют свой преступный бизнес. Особенно сложно выявлять приемы и ме¬тоды преступного поведения на этапе вербовки потенциальных жертв для по¬следующей эксплуатации, когда они даже сами зачастую не подозревают о том, что они попали в сети торговцев людьми. Подобные ситуации характерны для вербовки жертв торговли с помощью обмана, злоупотребления доверием, иных приемов мошенничества.
Адмиралова И.А., Астишина Т.В. - Особенности выявления фактов торговли людьми c. 70-73

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63951

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, возникающие в деятельности сотрудников правоохранительных, связанные с выявлением фактов торговли людьми; отсутствие приемлемой правовой базы, позволяющей эффективно бороться с данным видом преступной деятельности и связанных с ней иными преступлениями. Вопросы, касающиеся выявления признаков торговли людьми, условий эксплуатации жертв такого преступления, также нашли свое отражение в статье. Торговля людьми (в частности, торговля женщинами) объявленная вне закона, представляет собою многоплановую, широко разветвленную и хорошо организованную международную сеть, охватывающую все континенты и вовлекающую в процесс купли-продажи миллионы ее жертв и сотни тысяч организаторов – продавцов, покупателей, посредников, охранников и т.п. В торговле людьми участвуют не только криминальные структуры, но и официальные круги: сотрудники визовых и миграционных служб, правоохранительных органов, государственных учреждений разного уровня и другие. Особенности выявления участия вышеназванных субъектов, также нашли свое отражение в статье. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Научная новизна статьи состоит в вто , что в ней отмечается, что выявление признаков рассматриваемых преступлений дале¬ко не всегда может быть простым, поскольку преступники достаточно часто маскируют свой преступный бизнес. Особенно сложно выявлять приемы и ме¬тоды преступного поведения на этапе вербовки потенциальных жертв для по¬следующей эксплуатации, когда они даже сами зачастую не подозревают о том, что они попали в сети торговцев людьми. Подобные ситуации характерны для вербовки жертв торговли с помощью обмана, злоупотребления доверием, иных приемов мошенничества.
Административное и муниципальное право и институты гражданского общества
Вавилов Н.С. - Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне в Республике Марий Эл

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.10305

Аннотация: В статье рассматриваются основные формы существования институтов гражданского общества на местном уровне в Республике Марий Эл, анализируются муниципальные правовые акты, регулирующие их деятельность, указывается на основные недостатки муниципального законодательства в части правового регулирования деятельности институтов гражданского общества. Рассмотрены особенности правового регулирования следующих форм деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне в Республике Марий Эл: общественные объединения, добровольные дружины по охране общественного порядка, добровольные пожарные дружины, общественные советы при органах местного самоуправления, местные и первичные отделения политических партий. Также в статье указывается на некоторые проблемы в информационном освещении деятельности органов местного самоуправления, указывается на отсутствие правового регулирование электронных муниципалитетов на местном уровне. В ходе анализа муниципального законодательства предложены конкретные законодательные формулировки и конкретные организационные мероприятия по улучшению взаимодействия институтов гражданского общества и органов местного самоуправления.
Вавилов Н.С. - Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне в Республике Марий Эл c. 74-80

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.1.63952

Аннотация: В статье рассматриваются основные формы существования институтов гражданского общества на местном уровне в Республике Марий Эл, анализируются муниципальные правовые акты, регулирующие их деятельность, указывается на основные недостатки муниципального законодательства в части правового регулирования деятельности институтов гражданского общества. Рассмотрены особенности правового регулирования следующих форм деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне в Республике Марий Эл: общественные объединения, добровольные дружины по охране общественного порядка, добровольные пожарные дружины, общественные советы при органах местного самоуправления, местные и первичные отделения политических партий. Также в статье указывается на некоторые проблемы в информационном освещении деятельности органов местного самоуправления, указывается на отсутствие правового регулирование электронных муниципалитетов на местном уровне. В ходе анализа муниципального законодательства предложены конкретные законодательные формулировки и конкретные организационные мероприятия по улучшению взаимодействия институтов гражданского общества и органов местного самоуправления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.