Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 06, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 24-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2016
Профессиональная психология
Манукян А.Р., Шхагапсоева М.Х. - Насильственный экстремизм и индивидуальные факторы радикализации c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20852

Аннотация: Достижение успеха в борьбе с экстремизмом невозможно без понимания его причин и условий возникновения. Решение задачи профилактики и квалификации экстремистских проявлений требует понимания генезиса и сущности насильственного экстремизма и его детерминант. В статье проводится анализ индивидуальных факторов риска радикализации. Исходя из данной цели в статье изучено понятие насильственного экстремизма и радикализации; рассмотрены различные модели радикализации, существующие в литературе; обозначены основные причины и условия, влияющие на радикализацию. С использованием системного подхода и сравнительного анализа имеющейся литературы, синтеза и логического обобщения полученных результатов в статье уточнено понятие насильственного экстремизма и его признаки, а также выделен комплекс индивидуальных и контекстуальных факторов риска радикализации. Использование результатов исследования в процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов будет способствовать более глубокому пониманию причин насильственного экстремизма, и как следствие, совершенствованию мер профилактической деятельности. Выводы, сделанные в статье, могут быть учтены при разработке программ профессиональной подготовки работников полиции, отдельных курсов и их комплексов.
Социальные страсти
Бзезян А.А. - Содержание «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с различными типами внешнего облика c. 9-19

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20705

Аннотация: Предметом исследования являются «Аppearance»-стереотипы мужчин и женщин с различными типами внешнего облика. Объектом исследования выступают 109 человек в возрасте от 18 до 30 лет (58 женщин и 51 мужчина), принадлежащие к этнической группе «русские». Внимание уделяется сравнительному изучению содержания «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин со славянским, кавказским и азиатским типами внешнего облика. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что содержание «Appearance»-стереотипа может быть обусловлено этнической принадлежностью объекта восприятия, обозначенной типом внешнего облика. Для изучения содержания «Аppearance»-стереотипов мужчин и женщин с различными типами внешнего облика применялась биполярная шкала «Диагностика содержания и степени позитивности-негативности «Аppearance»-стереотипов» (Лабунская В.А., Бзезян А.А.). Научная новизна исследования заключается в том, что в нашем исследовании рассматривается определенный вид этнических стереотипов – «Appearance»-стереотипы – упрощенные, обобщенные представления о психологических особенностях и поведении представителей этнических групп, актуализирующиеся на основе типа их внешнего облика: «славянский, кавказский, азиатский типы внешнего облика». На основе содержательного анализа «Appearance»-стереотипов можно заключить, что наиболее позитивными являются «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика, которые наполняются характеристиками, подчеркивающими позитивное отношение к Другим, а наименее позитивными являются «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин с кавказским типом внешнего облика, содержание которых представлено характеристиками, отражающими негативное отношении Другим и к себе.
Этнос и этничность
Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. - Содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах c. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Выборку составили 83 школьника русской национальности (47 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 7 до 9 лет, учащиеся вторых и третьих классов одной из школ г. Смоленска. Предмет исследования - содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах. Объекты оценивания (представители этнических групп) - русский, белорусский и украинский ребенок. В качестве эмоциональных предикторов рассматриваются аффективные компоненты этнической идентичности младших школьников, а также их удовлетворенность различными сторонами собственной жизни. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса (интервьюирования) младших школьников. Интервьюирование проводилось индивидуально с каждым респондентом. В статье проанализированы данные, полученные с помощью модификации методики расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд (адаптированной для российских младших школьников Н.В. Шескиной), модификации методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, проанализированы ответы детей на вопросы, выявляющие аффективный компонент их этнической идентичности. Данные обрабатывались в программе Statistica 7.0, использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий), регрессионный анализ (метод Forward stepwise). В результате проведенного эмпирического исследования у большинства младших школьников выявлена позитивная этническая аффективная идентификация и дифференциация, отмечена тенденция к более позитивной оценке собственного этноса в сравнении с другими. Зафиксирована высокая субъективная значимость этничности для младших школьников вне зависимости от их позитивного или негативного аффективного отношения к членам своей этнической группы. Выявлено, что эмоциональным предиктором представлений о своей и других этнических группах в младшем школьном возрасте является субъективное ощущение благополучия в сферах, связанных со школьной жизнью ребенка, с его учебной деятельностью. Особо значимым фактором позитивной оценки сверстников-представителей своей и других этнических групп является удовлетворенность младших школьников взаимоотношениями с одноклассниками.Полученные результаты указывают на значимость младшего школьного возраста в формировании этнической идентичности личности, обращают внимание на мишени профилактики этнической интолерантности и коррекции этнических представлений детей, обосновывают тесную связь субъективного благополучия ребенка и полюса оценки им себя и представителей других этнических групп.
Индивид и личность
Березина Т.Н. - Влияние биологических факторов на продолжительность жизни в близнецовой паре. c. 36-45

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21305

Аннотация: К биологическим факторам, влияющим на индивидуальную продолжительность жизни, наряду с наследственностью, традиционно относят: пол человека и причины смертности. Наследственность определяет генетическую детерминацию длительности жизненного пути, пол представляет собой биологический фактор, влияние которого опосредуется культурой, причины смертности могут эндогенными (смерть, наступившая вследствие естественных причин) и экзогенными (смерть, вызванная факторами среды). Действие обеих причин смерти в значительной степени зависит от социальной среды. В нашем исследовании мы использовали классический близнецовый метод для сбора эмпирического материала, было проанализировано 172 пары близнецов, из них 100 пар монозиготных. Новым является использование нами однофакторного дисперсионного анализ ANOVA для оценки влияния изучаемых факторов на продолжительность жизни. Этот метод позволит нам не только соотнести вклад наследственности и среды, что является традиционным для психогенетики, но и оценить эффект действия других факторов в индивидуальную продолжительность жизни. Наше исследование подтвердило известные в демографии закономерности: наибольшее влияние на продолжительность жизни оказывает фактор «причины смертности», насильственная смерть сокращает жизнь более чем 2 раза по отношению к естественной. В настоящее время в нашей стране пол влияет на продолжительность жизни, у женщин этот показатель выше. Вклад наследственности в продолжительность жизни ниже, чем вклад среды, и существует только на уровне тенденции. Разработанную нами методологию предполагается использовать далее для оценки вклада более сложных средовых и личностных факторов.
Личностный рост
Тулитбаева Г.Ф. - Социально-личностный интерес в структуре личности будущих психологов c. 46-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21484

Аннотация: Работа посвящена исследованию личностной структуры психологов. Статья содержит определение социально-личностного интереса психолога, который предполагает не просто проявления интереса к переживаниям клиентов, их желаниям и потребностям, а оказание им активной действенной помощи как субъектам социально и личностно значимых видов деятельности. Социально-личностный интерес психолога определяется как интегральное качество личности психолога, выражающееся в познавательной направленности на личность других людей и активно-деятельностном отношении к ним, заключающемся в создании психологических условий для их развития и самореализации в осуществляемой ими деятельности. В качестве методологического основания выступил субъектно-деятельностный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Проведенный корреляционный и факторный анализ позволил выявить четыре компонента социально-личностного интереса у студентов-психологов: эмоционально-регулятивный, когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативно-поведенческий, послуживших основой для целенаправленного формирования социально-личностного интереса у студентов психологов на этапе обучения в вузе и диагностики их динамики.
Психология и педагогика
Терюшкова Ю.Ю. - Коммуникативная компетентность как фактор успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья c. 54-64

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.19806

Аннотация: Объектом исследования является адаптация первокурсников, предметом исследования - коммуникативная компетентность как фактор успешной адаптации к обучению в вузе. Автор рассматривает такие аспекты темы как процесс адаптации к обучению в высшем учебном заведении, факторы благоприятно влияющие на адаптацию первокурсников, особенности адаптации студентов с проблемами в здоровье. Определен фактор адаптации к обучению в вузе – коммуникативная компетентность – как фактор, который можно контролировать и на который можно влиять, повышая адаптационные способности первокурсников. Исследование проходило в три этапа. Первый этап – первичная диагностика; второй этап – проведение тренинга на развитие коммуникативной компетенции; третий этап – итоговая диагностика. Методы исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского, методика коммуникативной социальной компетентности (КСК) Н.П.Фетискина, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в адаптации Ю.З. Гильбуха), анкета удовлетворенности процессом обучения в ВУЗе. Основным выводом проведенного исследования является то, что важным фактором в процессе адаптации студентов с ОВЗ становится уровень владения коммуникативными умениями. Студенты, которые имеют высокий уровень коммуникативной компетентности или студенты, которые имеют возможность пройти тренинги коммуникативных умений на первых ступенях обучения, преодолевают адаптационный период к обучению в вузе быстрее и с наименьшими переживаниями, демонстрируют более высокий уровень готовности продолжать обучение на выбранной специальности. Основным вкладом в исследование темы является разработка и апробация серии тренингов, направленных как на развитие коммуникативных умений первокурсников с ОВЗ и первокурсников без явных нарушений здоровья.
Ключи творчества
Иглицкая И.М. - Художественное произведение с точки зрения психоаналитической теории сновидений Фрейда — к вопросу о методе анализа c. 65-88

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20892

Аннотация: Предмет статьи — поиск и формулирование оснований психоаналитического подхода к искусству. Ведущая идея такого подхода опирается на теорию Фрейда и утверждает сходство художественной фантазии и сновидения, исполнение желания в художественном произведении. Предлагаемый подход включает обнаружение противоречий, поиск источников противоречивых элементов, символическое толкование несовместимых деталей, также — тождественность персонажей художественного произведения и изображение внутреннего как внешнего вследствие действия механизмов работы сновидения. Возможность практического применения описанного подхода демонстрируется на примере анализа картины Брюллова. Полученные в анализе результаты подтверждаются документами жизни художника, устанавливается связь жизни и творчества художника. Для построения метода художественного анализа адаптируется теория сновидений Фрейда. В соответствии с ней предлагаемый метод постулирует фантазийное исполнение желаний в искусстве, наличие явной и скрытой картины в произведении, функционирование в нем механизмов работы сновидения. Новизна статьи — в разработке методических принципов психоаналитического подхода к искусству, описание метода и конкретных приемов анализа художественного произведения, проверка их практической пригодности. Предложенный метод, применимый для анализа литературы, живописи, позволяет установить глубинные личностные основания создания конкретного произведения, дает новое, нестандартное понимание художественного образа.
Психология развития
Нурмухамедов Т.Ф. - К вопросу о когнитивном компоненте самосознания в юношеском возрасте c. 89-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20704

Аннотация: Предметом исследования выступает когнитивный компонент самосознания в юношеском возрасте. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понятие "самосознание", структуру самосознания, возрастные рамки юношества, факторы, которые оказывают влияние на формирование когнитивного компонента самосознания в ранней юности (отношения с референтными группами, психическое развитие, разнообразные виды активности). Особое внимание автор уделяет содержанию когнитивного компонента самосознания в юношеском возрасте, указывая на связь когнитивного компонента самосознания с познавательной сферой личности. В качестве методов исследования выступают теоретический анализ и обобщение литературы, посвященной самосознанию личности (когнитивному компоненту), особенностям юношеского возраста. Основными выводами данного исследования выступают положения, согласно которым период ранней юности описывается сензитивностью по отношению к когнитивному компоненту самосознания. Причины указанной сензитивности - это особенности развития личности и внешние условия. Личностное и профессиональное самоопределение выражается в изменении понимания себя и отношения к себе (когнитивный компонент самосознания).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"