по
Социодинамика
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Национальный вопрос"
Национальный вопрос
Копцева Н.П. - К вопросу о сохранении и воспроизводстве традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Сибирском федеральном округе c. 1-16

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1076

Аннотация: Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, компактно проживающие в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа; механизмы сохранения уникальной культуры этнической культуры. Государственная культурная политика в области сохранения, трансляции, развития уникальной этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Работа исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, связанная с сохранением и трансляцией уникальной этнической культуры коренных малочисленных народов. Концептуальный анализ, полевые исследования, анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, моделирование, фокус-группы, экспертные интервью. Проанализировано актуальное состояние коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, компактно проживающих в Сибирском федеральном округе Российской Федерации. Выявлены основные тенденции государственной культурной политики, связанной с сохранением и трансляцией уникальной этнической культуры. Предложены новые механизмы сохранения и трансляции уникальной этнической культуры, связанные с одаренными детьми, адаптацией молодежи коренных народов к образовательной городской среде.
Копцева Н.П. - К вопросу о концептуальных основаниях строительства общенационального российского государства c. 1-14

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10928

Аннотация: Теоретические аспекты строительства общенационального российского государства, включая социальный конструктивизм, примордиализм, теории этничности, этнической идентификации и самоидентификации, культурной идентификации и самоидентификации; вопросы преобразования этнической культурной идентичности в общенациональную идентичность; специфика процессов вторичной модернизации в современном российском государстве и российском обществе; теории искусственного конструирования нации посредством политических и идеологических механизмов, применяемых национальными элитами в период перехода от традиционного общества к обществу модерна; основные типы национализма в период перехода от аграрного общества к индустриальному обществу модерна. концептуальный анализ, понятийный анализ, выделение идеальных типов общественного устройства, анализ базовых концептов "этничность", "нация", апробация теоретических концептов на современных российских реалиях Выявлены эффективные механизмы преобразования этнической культурной идентичности в общенациональную. Показано, что строительство национального государства является процессом социального (искусственного) конструирования нации, что отличает данный процесс от "естественного" формирования этничности в условиях традиционного общества. Построению национального государства предшествует создание национализма, который имеет несколько моделей, главные модели описаны Э. Геллнером - Руритания и Мегаломания. Делается вывод о том, что современное российское государство может иметь определенную опасность в разворачивании доктрины национализма по типу "Мегаломания" со стороны периферийных национальных (этнически монолитных) элит.
Копцева Н.П. - Некоторые стратегии строительства современного российского государства в контексте "национального вопроса" c. 1-14

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.4.11458

Аннотация: Предмет исследования - интеллектуальные стратегии (модели) формирования современных политических механизмов, в том числе эффективно функционирующего государства, адекватных вызовам российского общества в XXI в. Лидером актуальной исследовательской повестки становится "национальный вопрос", его "политическое тело". Предлагается анализ некоторых аспектов стратегий государственного строительства в России, где общество имеет сложный полиэтничный и поликонфессиональный характер. В статье уточняются некоторые понятия, связанные с этническими и национальными характеристиками современных коллективных идентичностей, делается предположение о наиболее эффективных интегративных стратегиях оформления современной российской государственности. Данное исследование носит теоретико-концептуальный характер. Уточняются некоторые положения современной этнической теории в контексте актуальных политических процессов. В связи с этим основной методологией выступает групп теоретических научных методов, связанных с анализом эмпирических данных, конкретных исторических событий, политических принципов, философско-политических концепций. Наиболее эффективным представляется метод выделения идеальных типов Макса Вебера, позволяющий создавать интеллектуальные модели-объяснения для понимания конкретных социальных процессов. Большое значение имеет понятийно-категориальный анализ, в том числе, уточнение понятий «этничность», «этнос», «этническая идентичность», «национальность», «нация» и некоторых других. В работе также использовался исторический метод, позволяющий опираться на концепции и теории, созданные в определенный исторический период. Научная новизна работы связана с теоретическими аспектами строительства национального российского государства, связанными с событиями "русской весны" на Украине. Предлагается классификация базовых стратегий современного государственного строительства, раскрываются некоторые сильные и слабые стороны существующих концепций. Предлагается интегративная стратегия и ставится задача теоретического моделирования новых практик государственного строительства России.
Копцева Н.П. - Влияние современных культурных практик на этническую идентичность коренных малочисленных народов Центральной Сибири c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.6.12201

Аннотация: Предмет исследования - коренные малочисленные народы Центральной Сибири, компактно проживающие в 12 регионах Сибирского федерального округа. Речь идет о 18 уникальных этнических и культурных группах, которые подвергаются тяжелейшим рискам в условиях вторичной масштабной индустриализацией Арктики и Сибири. Современные практики, которые осуществляют различные социальные субъекты для сохранения и развития уникальных социальных и культурных институтов коренных малочисленных народов, также исследуются по поводу их эффективности или незначительности для сохранения социальных институтов коренных народов Центральной Сибири. Методология исследования представляет собой интеграцию теоретических и прикладных методов, в том числе обширные полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края, Республики Тува, Республики Саха (Якутия). Полевые исследования проходили в 2010-2013 гг. учеными Сибирского федерального университета, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и других университетов. Научная новизна исследования связана с его комплексным характером. Обработка результатов полевых исследований сочетается с интерпретацией статистического материала, экспертных данных, фокус-групп, количественных социологических исследований. Дана оценка постсоветским практикам сохранения традиционных социальных институтов коренных малочисленных народов Центральной Сибири. Сделано предположение о том, что нельзя рассматривать коренные народы Севера и Сибири как единую этносоциальную группу. Социальные и культурные процессы в различных этнических группах коренных народов значительно отличаются друг от друга.
Авдеева Ю.Н., Либакова Н.М. - Международные практики социокультурного проектирования по отношению к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока c. 10-38

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1643

Аннотация: Предмет исследования - международные концепции и проекты, связанные с социальным и культурным проектированием на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Актуальность исследования связана с тем, что российская Арктика в настоящее время готовится к крупным инвестиционным проектам. Эти инвестиционные проекты имеют прямое отношение к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они будут оказывать существенное влияние на качество их жизни. Сохранение традиционной культуры северных народов есть важнейшая задача современного российского государства. Основной метод - аналитический обзор и критическое изложение существующих в мировой научной практике исследований и проектов, связанных с культурным пространством коренных малочисленных народов. Применяется дескриптивные методики, а также хронологическое изложение социальных и культурных проектов. Анализ историографии свидетельствует о том, что развитие коренных народов Севера исследовалось исторической, этнографической, антропологической, демографической и географической науками на протяжении нескольких веков. К настоящему времени накопился большой эмпирический и теоретический материал, посвященный проблематике коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В центре профессионального внимания социально-экономическое, этнокультурное развитие; вопросы экологии; сохранение традиционных форм хозяйствования, традиций, национального языка; вопросы сохранения прав на традиционное природопользование и др. Однако, в большинстве случаев, создаваемые проекты имеют экономическую направленность, то есть, нацелены, в большей степени, на то, чтобы обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности данных народов. Что касается социокультурных проектов – они нередко носят организационную направленность и осуществляют только первые шаги в проектировании развития социокультурной среды у КМНС. Еще меньше проектов, которые направлены на моделирование перспектив развития социокультурной жизни КМНС именно Красноярского края. Необходимость специализированных исследований в области социокультурного развития коренных народов обусловлена низким уровнем их жизни и недостаточной теоретико-методологической разработанностью региональной политики государственной поддержки КМНС.
Бабин Б.В. - Свобода самоосознания народов как фактор современного права c. 15-43

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.9.13343

Аннотация: В статье рассмотрена специфика этнического самоосознания в контексте проблемы субъектности народов в современном праве. Вопросы коллективного сознания исследуются в юридических науках крайне ограниченно; в то же время проблематика коллективных субъектов, как носителей прав и обязанностей, ставит вопрос о правовых механизмах реализации таких прав и обязанностей. Данная реализация в формате коллективных действий либо бездействий обусловливает необходимость исследования ее субъективной составляющей, а именно – осознания коллективным носителем прав и обязанностей своей общей и единой субъектности, отражения в таком сознании коллективных мер реализации и защиты коллективных прав, имеющих правовое значение. Кроме того, осознание субъектности часто является в праве необходимым признаком таковой субъектности. Указанное подтверждает, что проблема коллективного сознания, в частности, в контексте коллективного самоосознания, становится актуальной; среди прочего, это важно при определении правового статуса народов. В свою очередь, исследование самоосознания народов, как фактора их правовой субъектности, (являющееся целью этой статьи) нуждается в анализе соответствующей научной доктрины в сферах психологии, социологии и этнологии, в использовании философских наработок, учитывающих развитие общества в условиях второго модерна, в определении специфики текущей национальной и международной нормативной базы, отразившей аспекты правосубъектности народов и ее субъективных составляющих. В статье использованы сравнительный, формально-юридический, герменевтический методы, автор исследовал позиции современных исследователей, нормы международных договоров, резолюций международных организаций, нормы национальных законодательств Обоснована перспектива постепенного признания свободы самоосознания народов мировым сообществом. Показана роль этнического самоосознания в качестве необходимого признаком народа, как субъекта международных и национальных правоотношений. Доказано, что право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным коллективным естественным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Указано, что свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов, как этносов, участвующих в политике. Ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как право на самоопределение, право на сопротивление, право на развитие, право на мир и др. Этническое самоосознание является ключевым субъективным критерием квалификации этнической группы как народа, при условии наличия таких объективных признаков, как культурная и языковая идентичность и общность в длительном периоде истории развития группы.
Внукова Л.Б. - Национальный вопрос распределения власти в публичных выступлениях политических деятелей и представителей оппозиции в Дагестане c. 16-27

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.2068

Аннотация: Статья посвящена анализу публичных выступлений Президентов Дагестана и высказываний представителей политической оппозиции с позиции артикуляции проблем национального (этнического) представительства во властных структурах Дагестана, а также соотнесение с реальными политическими практиками распределения должностей между этногруппами. Посредством вербализации вопросов национальной принадлежности чиновников, закрепления должности за определенной этнической группой, либо договорного распределения должностей и т.д., в зависимости от эмоциональной окрашенности, смысла и контекста высказывания оцениваются масштабы этой проблемы в обществе. Основным методом выступает дискурс-анализ текстов: Посланий Президента Дагестана, выступлений и интервью политических деятелей и представителей оппозиции, законов и коллективных обращений. В выступлениях трех президентов Дагестана видна эволюция от откровенного признания необходимости учета национального фактора при назначении на должность у первых двух президентов до высказывания первостепенности профессионализма чиновника у третьего, только в завуалированной форме у Р.Абдулатипова присутствуют реверансы в сторону национального представительства. В настоящее время в официальной политической риторике не артикулируется проблема распределения власти между различными национальными (этническими) группами, что соответствует основополагающим положениям Конституции РФ. Однако в политической культуре Дагестана на уровне политической практики в той или иной степени сохраняется система пропорционального представительства этнических групп. С уст оппозиционных представителей нацменьшинств нередко звучат высказывания по поводу ущемленности их прав, а также средства массовой информации в этой связи любят использовать громкие заголовки. Тем не менее, ученые-исследователи отмечают снижение важности национального вопроса в политической сфере для широких слоев населения.
Подъяпольский С.А., Подъяпольская А.В. - Этнокультурная ситуация современной Якутии: демографические тенденции, исторические мифологемы и гуманитарные технологии c. 19-27

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18195

Аннотация: Республика Саха (Якутия) чрезвычайно важна в геополитическом и экономическом отношении. Статья посвящена проблемам социокультурного развития этого субъекта РФ, тенденциям и перспективам межэтнических отношений в регионе. Особое внимание уделено историческим мифологемам, которые могут использоваться современным якутским национализмом. Эти мифологемы рассматриваются как с точки зрения исторической науки, так и в контексте современных гуманитарных технологий. В частности, изучается вероятность применения последних внешних силами. Как показывает практика, последние нередко используют в подрывных целях ресурсы «мягкой силы», тенденциозно истолковывают исторические факты. Социокультурные мифологемы рассматриваются в сопоставлении с историческими фактами, концепциями "мягкой силы" и современных гуманитарных технологий. Используются данные демографической статистики. Проводится герменевтический анализ кинематографических образов. История вхождения Якутии в состав России демонстрирует непростой, но в целом добровольный характер этого процесса. Русские не только принесли на якутскую землю государственность, но и парадоксальным образом укрепили позиции местной элиты. Однако историческая истина сама по себе еще не гарантия от манипуляций, она требует гуманитарно-технологического подкрепления. Также следует отметить, что, поскольку ни одна из исторических фигур якутской истории не может позиционироваться в качестве общепризнанного культурного героя, взоры сторонников «национального возрождения» обращаются к популярной у тюркских народов фигуре Чингисхана.
Самсонова И.В., Неустроева А.Б., Павлова М.Б. - Проблемы взаимодействия коренных малочисленных народов Севера и добывающих компаний в Республике Саха (Якутия) c. 21-37

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.9.23852

Аннотация: Предметом исследования является взаимодействие между родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера и добывающими компаниями в Республике Саха (Якутия). Анализируются правовые основы регулирования отношений между коренными малочисленными народами Севера и недропользователями. Особое внимание уделяется изучению роли традиционных видов деятельности в жизнеобеспечении, питании и занятости коренных малочисленных народов Севера; получена оценка коренными народами влияния крупных корпораций на состояние села и условия жизни их семей; определено влияние крупных корпораций на традиционные виды деятельности коренных малочисленных народов Севера; проанализировано мнение коренных народов относительно компенсации в случае негативного воздействия на природные ресурсы, необходимые для традиционной хозяйственной деятельности. Методы исследования – статистический анализ, анализ документов родовых общин, метод экспертных интервью с учредителями, председателями родовых общин, главами сельских поселений, жителями, компетентными в социальных, экономических, демографических, культурных и других сферах жизни коренных малочисленных народов Севера, анкетный опрос членов родовых общин малочисленных народов Севера. Проведенное исследование показало, что существуют определенные ограничения в развитии отношений во взаимодействии коренных малочисленных народов Севера и крупных добывающих компаний, которые прежде всего связаны с недостатком законодательных документов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Кроме этого выявлена недостаточность опыта и практики выражения собственных интересов своей деятельности представителями коренных малочисленных народов Севера.
Середкина Н.Н. - Этническая картина мира в контексте современных социальных исследований c. 26-59

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.10.1344

Аннотация: Предмет исследования - совокупность значение и смыслов понятия "этническая картина мира". Это понятие активно формируется в современном российском социальном познании, прежде всего, в социальных этнических исследованиях. Наиболее актуально применение понятия "этническая картина мира" в исследованиях процессов этнической идентификации и самоидентификации. Этническая картина мира - это социальный и ментальный конструкт, характерный для конкретной этнокультурной группы. Как правило, современные этнические картины мира являются базой для формирования позитивной этнической идентичности и самоидентичности. Основной метод - концептуально-понятийный анализ. Для дефиниции этнической картины мира использовались результаты аналитического и критического обзора научных источников. Дополнительно привлекались экспертные и информационные сообщения, которые расширяли академическое понимание этнической картины мира. Этническая картина мира - новое и актуальное научное понятие. В логике социального конструктивизма позитивной этнической идентичности этническая картина мира предстает не только как объективно сложившийся конструкт, но и как инструмент для создания общенациональной российской идентичности. Этнические картины мира акцентируют специфику миропонимания конкретной этнической группы, выступают инструментом маркирования, отделения одной этнической группы от другой.
Груздев А.А., Конухова А.В., Подъяпольский С.А. - Социокультурные образы «мягкой силы» Индии c. 27-49

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.3.14547

Аннотация: Понятие «soft power», введенное Дж. С. Наем-мл. в сферу академической и общественно-политической мысли в начале 1990-х годов, продолжает привлекать пристальное внимание современных исследователей. Многие страны применяют на практике концепт «мягкой силы», понимаемый названным авторами как способность добиваться политически значимых результатов не за счет силового давления или финансовой помощи, а благодаря имиджевой привлекательности и симпатии. Речь идет о создании «государственного брэнда» с помощью распространения социокультурных образов, способных притягивать и заинтересовывать. Взаимодействие и сотрудничество культур сочетается в современном мире с их ожесточенной борьбой («культурными войнами»). Путем интерпретации древних и современных текстов исследуются образы, отражающие «мягкую силу» Индии. Соответственно, можно говорить об использовании в статье герменевтического метода. Опираясь на исторический материал, авторы пытаются проследить взаимосвязь культурного наследия Индии и современных тенденций. В этом проявляется сравнительно-исторический метод. Используется ряд классических и современных концепций: теория ненасильственного сопротивления М. Ганди, концепции «мягкой силы» (Дж.С. Най-мл.), «культурных войн» (П. Бьюкенен, И.Томсон), гуманитарных технологий (П. В. Клачков), и др. Многообразие проявлений «мягкой силы» Индии может быть представлено в трех образах. Первый связан с традициями и ориенталистской экзотикой средневековой и колониальной Индии, второй – с деятельностью М. Ганди и его сторонников, а третий – с противоречивыми современными тенденциями, стремительным развитием технологий, перенаселенностью и ситуацией геополитического выбора.Усилению «мягкой силы» способствует гармоничный баланс трех образов. На сегодняшний день потенциал второго из выделенных выше образов представляется несколько недооцененным современной практикой.
Бережнова М., Пименова Н.Н. - Рост социально-культурного разнообразия как результат межэтнических коммуникаций: якуты с озера Ессей c. 28-40

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18296

Аннотация: Предмет исследования - уникальная этническая и культурная группа ессейских якутов (Красноярский край), которая проживает в условиях изоляции от основной якутской этнокультурной группы в Республике Саха. В настоящее время межэтнические и межкультурные контакты между разобщенными группами якутов восстановились. Рассматривается история и актуальное состояние экономики, социальных коммуникаций, культуры ессейских якутов. Анализируются возможности дальнейшего развития социальных коммуникаций между якутами Красноярского края и якутами Республики Саха. Выявляются некоторые особенности современного этногенеза коренных народов Севера. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания ессейских якутов. Применялись глубинные интервью, анализ исторических и культурных особенностей коренных народов. Ессейские якуты обособились от народа саха, проживающего в Якутии. В связи с отдаленностью и сформированным мировоззрением они сохраняли исконную культуру саха в устной форме более трехсот лет. В нынешней ситуации необходимо прилагать особые усилия к восстановлению культурной и социальной связи с Якутией.
Тинякова Е.А. - Национальная политика не может быть успешной при стирании национальных особенностей c. 30-36

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.17727

Аннотация: Объектом исследования является потребность новой национальной политики в России после выделения из пространства СССР и получения Россией своего государственного статуса. Задача исследования ставит раскрытие ресурсов для более глубокого проявления русского национального менталитета. В основу ставится обновляющаяся отечественная история, а конкретно исторический потенциал русской народной традиционной культуры.Предмет исследования- акцентирование истоков русского национального менталитета в народной традиционной культуре. С ориентацией на новую национальную политику связана также политическая культура. Метод исследования может быть определен как этнографический, культурологический, исторический и социально-политический. Новые установки исследования национального менталитета ориентированы прежде всего на массовое сознание народа. Выбор обращения к содержанию русской народной традиционной культуры отличается новизной, так как автор предлагает не поверхностное эстетическое отношение к народной культуре, а раскрытие ее ценностной, прежде всего с исторической точки зрения, глубине. Показано также социальное сотрудничество русской народной традиционной культуры с православием. Героизм и мудрость- главные ценности, лежащие в глубине русской народной культуры.
Пименова Н.Н. - Механизмы социокультурных изменений коренных малочисленных народов Сибири и Севера: концепция культурной травмы П. Штомпки c. 37-45

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.18210

Аннотация: Предмет исследования - процессы, происходящие сегодня среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рассматриваются возможности концепции П. Штомпки для анализа современного этногенеза, культурогенеза коренных малочисленных народов Севера и Сибири. С позиций данной концепции анализируются различные формы реакции коренных народов Севера на культурные травмы, в том числе: инновация, бунт, ритуализм, ретриатизм. Утверждается, что эти механизмы способны породить два возможных сценария дальнейшего развития: усугубление травматической ситуации или ее эффективное преодоление. Основной метод исследования - критический анализ концепции П. Штомпки и применение данной концепции для исследования современной ситуации коренных малочисленных народов. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разнородность этносообществ, называемых коренными, свидетельствует о сложном единстве не только общества, но и этнокультуры в границах этих внутренних социальных групп, о длительно переживаемой этими народами культурной травме и применении разных способов с целью справиться с ней.
Дегтяренко К.А. - Актуальное состояние коренных малочисленных народов Севера c. 39-57

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1643

Аннотация: Предметом исследования является историография, отражающая логику научных исследований коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Российской Федерации. Предполагается, что в дальнейшем это исследование будет конкретизировано для этнокультурной группы энцев, компактно проживающих на территории современного Красноярского края. За последние 100-120 лет накопилось достаточное количество исследований различных аспектов социальной динамики коренных народов Севера. Проделанное исследование имеет целью систематизировать эти исследования, раскрыть наиболее интересные направления современных коренных исследований и северных исследований. Основной метод исследования - историографическое описание с элементами критического анализа. Использовался метод исторического анализа, а также выделялись основные проблемы, понятия, принципы, характерные для коренных исследований. На основе анализа исследований посвященных изучению объема и содержания понятия «коренные народы можно сделать следующие выводы. В основе этого понятия лежит связь с конкретной территорией, образом жизни, традиционными видами хозяйственной деятельности, ограниченной численностью населения, а также понятие «коренные народы» трактуется с точки зрения ситуации меньшинства. Последнее дополняется новыми аспектами, такими как самоидентификация народа, признание особого социального статуса национальным и мировым сообществом, переосмысление традиционных форм идентичности и утверждение их социальной значимости. Эта позиция в наиболее полной мере соответствует данной работе.
Букова М.И. - Особенности этнокультурного самосознания этнической группы чулымцев, компактно проживающих на территории деревни Пасечное Тюхтетского района Красноярского края (Центральная Сибирь) c. 41-51

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18414

Аннотация: Предмет исследования - этнокультурная группа коренных малочисленных народов Красноярского края, чулымцы, которые компактно проживают в Красноярском крае. Их общее количество довольно невелико - около 200 человека по данным Всероссийской переписи 2010 г. Однако чулымцы сохраняют свою этническую и культурную идентичность, стараются возродить родной язык и культуру. Чулымцы имеют определенную государственную поддержку в качестве коренного малочисленного народа. Процессы социальной идентификации, которые в настоящее время идут у чулымцев, характерны для многих коренных малочисленных народов Центральной Сибири. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края. Автор применял также анкетирование и анализ статистических данных. На процессы современной этнической идентификации чулымцев Красноярского края активно влияют политические, экономические и психологические факторы. Благодаря поддержке государственными органами власти и муниципальными образованиями людей, относящихся к коренным народам, чулымцы продолжают относить себя к коренной этнической группе, хотя и язык, и культура, и история собственного народа уже уходят из социальной памяти.
Лузан В.С. - Механизмы взаимодействия государства, бизнеса с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях глобальных трансформаций c. 50-66

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.3.11297

Аннотация: Предмет исследования - динамика и современное состояние общественно-правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Анализируется современная исследовательская литература по данной проблеме, выделяются современные тенденции, выстраиваются перспективы взаимодействия органов власти и представителей крупных финансово-промышленных групп с родовыми общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особое значение уделяется мировому опыту и проблематике международного законодательства в этой сфере. Сравнительный анализ зарубежного и российского законодательства позволяет сделать ряд рекомендаций для органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Метод исследования - критический анализ научных и юридических источников. Применялся метод выделения идеальных типов (по М. Веберу). Автор принимал участие в полевых исследованиях коренных малочисленных народов Красноярского края, разрабатывал анкету для глубинных экспертных интервью в области стратегии развития данных этнокультурных групп. Научная новизна работы заключается в рекомендациях для органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых компактно проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства в области защиты прав КМНС позволяет сделать вывод о переходе на новый этап развития в отношениях между родовыми общинами, государственными органами власти и крупными ФПГ в условиях реиндустриализации северных и арктических территорий Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"