Юридические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Государственные институты и правовые системы"
Государственные институты и правовые системы
Любарев А.Е. - Основные параметры пропорциональной избирательной системы и их системная взаимосвязь c. 1-42
Аннотация: Обсуждается системная взаимосвязь таких параметров пропорциональной избирательной системы как размер избирательного округа, заградительный барьер и методика распределения мандатов между списками кандидатов. Показано, что от этих параметров в совокупности зависит порог исключения, то есть доля голосов, набрав которую, список кандидатов гарантирует себе как минимум один мандат. На основании правового и политологического анализа последствий применения заградительного барьера сделан вывод о том, что обоснованным можно считать заградительный барьер не выше 5%, но более целесообразным представляется установление барьера на уровне 3 или 4%. Такой уровень барьера можно считать разумным компромиссом между требованиями работоспособности парламента и обеспечения его представительности. Предложены законодательные решения, гарантирующие получение хотя бы одного мандата списком кандидатов, набравшим более 5% голосов избирателей. Предложен критерий допустимости использования пропорциональной избирательной системы при небольшом числе распределяемых мандатов.
Лапаева В.В. - "Дело Гудкова": правовой анализ c. 1-48
Аннотация: В статье осуществлен правовой анализ ситуации, связанной с решением Государственной Думы РФ о прекращении депутатских полномочий депутата Г.М.Гудкова. Обосновывается тезис о том, что это решение явилось результатом осуществления не свойственных законодательному органу властных полномочий, подмены правовых понятий и введения ответственности депутата, не адекватной его конституционно-правовому статусу.
Олефир А.А. - Правовое обеспечение антикоррупционной политики в хозяйственных отношениях государственных закупок c. 1-23
Аннотация: Исследованы основные проблемы, которые присущи правовому обеспечению антикоррупционной политики в сфере экономики вообще и государственных закупках в частности. Доказана необходимость законодательного закрепления комплекса специальных правовых средств, которые минимизируют практику участия связанных (аффилированных) лиц в процедурах государственных закупок, возможности незаконного лоббирования высшими должностными лицами коммерческих интересов конкретных предприятий при распределении государственного заказа, а также с практической и теоретической точек зрения обосновано конкретные предложение касательно совершенствования действующего законодательства как Российской Федерации, так и Украины в этой сфере.
Трофимов Е.В. - Государственные награды субъектов Российской Федерации c. 1-147

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.1.430

Аннотация: Статья посвящена исследованию правового института государственных наград субъектов Российской Федерации. Автором выявлены особенности и тенденции правового регулирования государственных наград субъектов Российской Федерации. На основе статистических сведений, собранных и проанализированных автором на генеральной совокупности наградных систем всех субъектов Российской Федерации, проведен качественный и количественный анализ наградного законодательства и наградных систем субъектов Российской Федерации. Автором определены типичные модели наградной системы республики и наградной системы иного субъекта Российской Федерации, показаны их достоинства и недостатки, сформулированы и обоснованы рекомендации по их совершенствованию.
Булах Е.В. - Государственная поддержка развития системы местного самоуправления в современной России: перспективы и сдерживающие факторы c. 1-22

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.2.490

Аннотация: В статье проведен анализ направлений современной российской государственной политики в области местного самоуправления. Выявлены основные особенности функционирования системы муниципальной власти, проблемы и тенденции ее развития. Автором изучены основные гарантии осуществления местного самоуправления в современной России. Предложены варианты повышения эффективности государственной поддержки институтов местного самоуправления.
Есева Е.Ю. - Конституционный минимум при оплате труда. c. 1-12

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.816

Аннотация: В статье рассматривается проблема реализации конституционной гарантии по оплате труда не ниже минимального размера оплаты труда. Анализируется действующее российское законодательство, регулирующее вопросы соотношения минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом сегодня. Функционирование института минимальных гарантий в размере оплаты труда рассмотрено на практике, выявлены недостатки в правовом поле по данному вопросу. Речь идет о том, что на сегодняшний день минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на самого работающего и членов его семьи, в то время как международное право сегодня предлагает совершенно иные стандарты, основанные на концепции достойного труда. Достойный труд обеспечивается достойной оплатой, которая в свою очередь не имеет права быть ниже прожиточного минимума соответствующей местности. Соответственно России сегодня необходимы изменения законодательства на основе общепризнанных мировых стандартов правого статуса человека, необходимых для борьбы с бедностью и поддежки социальной интеграции.
Лазота Л.А. - ОБЩАЯ КАРТИНА СТРУКТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ТОРГОВОГО ПРАВА СТРАН БРИКС c. 1-11

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.7400

Аннотация: Правовое сравнительное исследование в сфере торгового права стран БРИКС представляет собой наиболее важный инструмент формирования систематической картины правовых систем этих стран. Представленная задача очень сложная, поскольку в группе БРИКС существуют три правовые семьи - романо-германская (Россия, Бразилия), система общего права (ЮАР, Индия) и социалистическое право (Китай). Сравнительное правоведение предоставляет в распоряжение торгового права инструментарии, позволяющие изучить многие его научно-прикладные вопросы. Сравнительный метод широко применяется в торговом праве, например в исследованиях взаимодействия международной и внутригосударственной правовой системы при унификации международных материально-правовых норм, регулирующих торговый оборот, а также в составлении картины международно-правовых обычаев, существующих в предпринимательской деятельности, и общих принципов торгового права. Кроме того, результаты правовых сравнительных исследований приводят к распространению юридических знаний и их интернализации субъектами права стран БРИКС.
Любарев А.Е. - Сравнение германской и российской избирательных систем c. 1-29

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.11.1013

Аннотация: Сравниваются смешанная связанная избирательная система, применяющаяся на выборах в германский бундестаг с 1953 года, и смешанная несвязанная избирательная система, действовавшая на выборах в Государственную Думу в 1993–2003 годах. Отмечаются их общие черты и различия. Главное различие: германская избирательная система обеспечивает пропорциональное представительство политических партий с минимальными искажениями, в то время как российская избирательная система допускает существенные искажения, в том числе получение большинства мандатов партией, за которую голосует менее половины избирателей. Обсуждаются факторы, приводящие к искажениям пропорциональности при германской избирательной системе, проблемы «избыточных» мандатов и расщепления голосов. Делается вывод, что германская избирательная система может быть адаптирована к российским условиям; при этом в мажоритарной части системы следует отказаться от принципа «победитель получает все». Как один из вариантов предлагается заменить одномандатные избирательные округа на многомандатные.
Ахрамеева О.В. - Российское сервисное государство: теоретические основы и государственная стратегия обеспечения частных и публичных интересов c. 1-28

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.4.11485

Аннотация: Упоминание в речи слов «услуга», «сервис», «сервисное» всегда ассоциируется с товаром, товарно-денежными отношениями, потребителем и рынком, где происходит выбор товара. В правовом смысле названные выше понятия можно отнести к сфере частных интересов, тем самым противопоставляя их «государству» как сфере публичных отношений. Однако, новая эпоха – эпоха сервиса – получает активное распространение по всему миру именно в публичных отношениях. Автор взял за основу исследования и сравнения государственных программ и стратегий постнеклассическую концепцию публичных услуг, или как ее еще называют – теорию менеджеризма, рассматривая перевод некоторых государственных функций в частный сектор. Вместе с тем, сравнивая исходную теорию и ее российское воплощение, автор также рассматривает и иные, современные варианты этой теории, реализованные в разных странах. Автор рассматривает в статье, как соотносятся частные и публичные интересы при реализации концепции «сервисное государство», как определяется термины «услуга», «публичная услуга» и какое место они занимают в государстве, какие цели заложены в новых стратегических программах, как соотносятся государственные стратегии с концепцией «государство-фирма». Эта концепция представлена в книге Ханс-Адама II, Правящего Князя Лихтенштейна, «Государство в третьем тысячелетии». Для иллюстрации того, как концепция сервисного государства воплощается в российском государстве, автор рассматривает процедуры, используемые в арбитражном судопроизводстве, в нотариате и адвокатуре. Несмотря на преобладание рыночных аспектов в концепции сервисного государства, руководство Российской Федерации не предусматривает в программах передачу в частный сектор всех государственных функций. Кроме этого, автор выступает против использования концепции «государство-фирма», которая подкупает возможностью полного отказа от бюрократического аппарата, но, вместе с тем, предполагает сохранение в числе государственных лишь представительские функции на международной арене и функции арбитра между частными компаниями внутри страны. Однако применение в России, в огромной многонациональной федерации, метода, разработанного и применяемого в небольшом унитарном княжестве, невозможно. Это подтверждается уже принятым законодательством, регулирующим применение сервисных и информационных технологий, а также федеральными целевыми программами и государственными стратегиями, изложенными в посланиях Президента Российской Федерации.
Рувинский Р.З. - Национальное государство перед вызовами XXI века: обзор основных политико-правовых проблем c. 1-11

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.5.11971

Аннотация: Одним из наиболее серьезных вопросов, стоящих сегодня перед социальными науками, является вопрос о государстве. Находясь в ряду «извечных» тем правоведения и политической философии, проблемы государства, государственности, отношения к государственной власти к настоящему времени столкнулись с качественно новыми вызовами. Вызовы эти, которые ставит перед самими представлениями о государственности современность, требуют внимательного осмысления. Настоящая статья представляет собой краткий обзор наиболее значимых проблем и противоречий, затрагивающих государственность в XXI веке. Методологическая установка исследования носит диалектический характер, выражающийся в стремлении рассматривать изучаемые явления в их развитии и внутренних противоречиях. В ходе работы над статьей автором использовались проблемно-категориальный подход, позволяющий выделить наиболее значимые стороны изучаемого предмета. Исследование развивает идеи, выработанные ведущими представителями современных отечественной и зарубежной политической и юридической наук. Подчеркивается трансформирующее воздействие процессов экономической глобализации на структуру, функции и потенции государственных институтов. Отмечается ограничение суверенитета национальных государств, превращение государственного суверенитета в малозначимый идеологический фантом. Дается характеристика процессам эрозии государственности, протекающим на обширных территориях (Ирак, Гаити, Мали, Сомали, Судан, Украина и т.д.). Предлагается критическая оценка распространения в современном мире требований о "демократизации" государства, уменьшении роли государства в общественной жизни.
Макарцев А.А. - Эффективность норм избирательного права: понятие, критерии и условия реализации c. 1-35

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.7.12010

Аннотация: Предметом исследования является определение критериев эффективности норм избирательного права, которая связывается с соотнесением поставленной при ее принятии целью и достигнутым в ходе реализации результатом. данный вопрос исследуется на основе регионального избирательного законодательства и судебной практики касающейся избирательных вопросов. Автор считает, что определяющее значение для обеспечения эффективности имеет стадия нормотворчества, в ходе которой определяется его цель правовой нормы, которая является и целью правового регулирования. При этом формулирование цели является начальной стадией нормотворчества, когда появляется необходимость принятия конкретного нормативного правового акта. Автор отмечает, что иногда законодатель сознательно скрывает цели принятия того или иного нормативного акта, если они противоречат интересам большинства населения. Причины, по которым результат применения нормы расходится с заложенной при ее принятии целью, могут быть различные. Они связаны как с содержанием правовой нормы, так и с условиями ее принятия и применения, с субъективной, не всегда верной, оценкой ее содержания правоприменителем. Процесс рассмотрения проблемы эффективности правовых норм усложняется тем, что на сегодняшний день правоприменительная практика сталкивается с «кризисом целей», который, по нашему мнению, приводит к «конкуренции целей», а иногда и к их конфликту, под которым понимается несовместимость целей правового акта, изначально в нем заложенных.Закрепление в нормативных правовых актах основной цели их принятия предоставит правоприменителю возможность правильно определить для себя цель правового регулирования, на основе которой будет осуществляться толкование нормативных положений и избежать злоупотребления правом.
Рувинский Р.З. - Актуальные теоретико-правовые вопросы политического кризиса на Украине c. 1-11

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.6.12148

Аннотация: События, происходящие на Украине с декабря 2013 г., требуют тщательного осмысления не только с позиций политической конфликтологии, но, прежде всего, с точки зрения юридических наук. Политико-правовые процессы, протекающие в соседней стране, позволяют заново взглянуть на используемый наукой понятийный аппарат, являются наглядной практической иллюстрацией теоретического материала, рассматриваемого в многочисленных обобщающих монографиях по теории государства и права. Настоящая статья посвящена теоретико-правовому анализу ситуации украинского политического кризиса. Рассматриваются некоторые из фундаментальных юридических причин разрушения украинской государственности: режим формальной легальности, отказ государством от своего суверенитета, приоритет партикулярного над всеобщим. Особо отмечается значение империализма как действительного фактора современной международной политики и роль деструктивных методов в современном политическом процессе. Методологическая установка исследования носит диалектический характер. В ходе работы над статьей автором использовались проблемно-категориальный подход, системный метод, метод историко-политического толкования права. Автор опирался на гегелевский подход к пониманию государства и его сущности. Предлагаемая статья является одной из первых в отечественной юридической науке теоретических работ, исследующих кризис государственности на Украине. Сформулированы выводы, касающиеся сущности государства и государственности. По мнению автора, социальный порядок должен быть цельным, а нормативное пространство – единым, что означает в том числе единообразное действие норм, устанавливаемых центральной властью. Решения и действия государственных органов, а также сами нормы права должны опираться на понятную и разделяемую большинством членов общества систему идей и ценностей.
Кравец И.А. - Судебное гарантирование конституции и президентский конституционализм c. 1-35

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.8.12780

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к современному пониманию конституционализма как правового явления, соотношение конституционализма и судебного гарантирования конституции, взаимосвязь концепции верховенства конституции и способов гарантирования конституционных норм, роль президента как политического гаранта конституции, формирование в России президентского конституционализма, совместимость конституционализма и сильного государства. Обращается внимание на существующие в правовой системе России ограничения судебного гарантирования конституции и возвышение президента как политического гаранта конституции в условиях необходимости построения заложенной в Конституции Рф цели - построения правового государства. В статье используются методы сравнительного и системного анализа, конституционного проектирования и критического осмысления эффективности конституционализма и способов обеспечения верховенства конституции. В статье рассматриваются идейные истоки современного понимания конституционализма, способов гарантирования конституции и их конституционное закрепление и соотношение в доктрине и практике современного российского конституционализма и конституционного правосудия. Раскрыты доминантные черты президентского конституционализма в России, выявлены пробелы и недостатки действующего законодательства в сфере гарантирования конституционных норм, сформулированы предложения по совершенствованию конституционного законодательства и законодательства о конституционном правосудии.
Кулешова Е.А. - Роль институтов регионального представительства в процессе формирования государственной инновационной политики c. 1-9

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.9.13026

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования государственной инновационной политики в федеративном государстве. В частности, обосновывается важность тесного взаимодействия регионов и федерального центра при разработке и формировании государственной инновационной политики. Автором дается краткая характеристика институтов регионального представительства в системе органов федеральной власти, а также рассмотрены иные группы регионального влияния, которые могут оказывать воздействие на разработку и формирование государственной инновационной политики, а также создание устойчивой национальной инновационной системы. В рамках написания данной статьи автором использовались методы анализа документов, методы обобщения, метод классификации и метод прогнозирования Автор проводит анализ реализации государственной инновационной политики на современном этапе, акцентируя внимание на условие федеративности России. Автор делает вывод о необходимости тесного участия групп регионального влияния в формировании государственной инновационной политики, результатом которого должно стать создание устойчивых региональных инновационных систем и как следствие национальной инновационной системы.
Мамитова Н.В. - Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России c. 1-14

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.11.1338

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические вопросы организации и проведения антикоррупционной экспертизы, анализируется практика ее проведения и даются практические рекомендации по организации и порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Рассмотрены основные виды антикоррупционной экспертизы, указаны проблемы с которыми сталкивается эксперт при ее проведении. В статье отмечается, что для преодоления различного рода негативных явлений в законотворческом процессе Российской Федерации был создан институт правовой экспертизы российского законодательства, призванный сформировать эффективные барьеры для развития коррупционных проявлений во власти и иных негативных тенденций, мешающих эффективности законодательного процесса. Методология исследования основывается как на общих, так и на специальных методах: историческом, диалектическом, системном, сравнительно-правовом, методе герменевтики, анализа, синтеза и ряда других приемов и способов научного исследования. Научная новизна статьи состоит в том, что автор не только анализирует проблемы, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы в российском обществе, но и предлагает пути их решения, способствующие повысить эффективность антикоррупционной экспертизы.Данные предложения будут способствовать повышению эффективности реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, придадут новый импульс изучению темы и привлекут интерес общественности к поставленным в статье проблемам
Гуторова А.Н. - Проблемы правового регулирования содержания программы политической партии c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7136.2014.12.1372

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с созданием и функциями программ политических партий Российской Федерации. Выявлены общие проблемы программ политических партий имеющих представительство в Государственной Думе Российской Федерации. Результатом проведенного исследования являются предложения о внесении изменений в действующее законодательство России в части регулирования требований предъявляемых к программам политических партий. В процессе исследования были использованы основные, классические методы правового познания: проблемно-хронологический, синхронистический, сравнительный, системный и статистический. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором впервые проведено комплексное исследование проблем правового регулирования содержания программ политических партий на материалах программ существующих политических партий и работ отечественных ученых. В результате автор приходит к выводу, что законодателю надлежит закрепить обязанность политических партий официально формулировать свои программы по таким ключевым видам государственной деятельности, как государственное строительство, законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие, прокурорский надзор и финансовый контроль. Кроме того, политические партии должны официально заявлять свое отношение к экономической, культурной, социальной и внешней политике государства.
Савоськин А.В. - Статус муниципальных депутатов нуждается в совершенствовании c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.4.14579

Аннотация: Целью настоящей публикации является не просто привлечение внимания к проблемам статуса народных избранников, но и выработка действенных механизмов совершенствования их статуса и повышения реальной эффективности местных депутатов. Поэтому кроме анализа законодательства о статусе депутатов в статье обосновываются конкретные меры по совершенствованию их правового положения: закрепление за местными депутатами права депутатского запроса и вопроса, права депутатских проверок и некоторые другие. К статье имеется приложение в виде проекта Закона Свердловской области, направленного на установление дополнительных полномочий-гарантий местных депутатов. Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: исторический, системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В статье исследуются особенности нормативного установления статуса местных депутатов и обосновывается учреждение следующих правовых институтов: депутатского запроса с элементами парламентского запроса, депутатского вопроса, депутатской проверки как индивидуального полномочия местного депутата. Публикация может быть использована, как учеными, так и непосредственно депутатами в законотворческой деятельности.
Агапов И.О. - Правовое регулирование лоббирования в Канаде c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.10.1639

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности и правовые рамки взаимодействия представителей частных интересов с федеральными органами публичной власти в Канаде. Особое внимание уделяются изучению основных документов, регламентирующих лоббистские отношения: Закону о лоббировании и Кодексу поведения лоббистов. Кроме того, анализируется структура, функции и полномочия комиссара лоббирования, отдельные вопросы взаимоотношений лоббистов с федеральными государственными должностными лицами. Выявляются проблемы, связанные с обеспечением исполнения правовых предписаний, фактически рекомендательным характером Кодекса и нехваткой ресурсов для эффективного контроля за лоббистской деятельностью. В исследовании использовались как общенаучные, так и специальные методы, в том числе: аналитический, исторический, формально- и технико-юридический и др. Основным выводом данного исследования является утверждение о том, что, несмотря на достаточно длительную историю правового регулирования лоббирования, действующая в Канаде система регистрации лоббистов оставляет желать лучшего. Регистрационные и отчетные требования практически не выполняются, расследований при этом почти не проводится. При этом комиссар лоббирования располагает довольно-таки обширными средствами воздействия на неправомерное поведение недобросовестных лоббистов.
Чорновол Е.П. - Гражданско-правовые формы возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, в системе правовых мер противодействия коррупции c. 1-74

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.1.18837

Аннотация: Предметом исследования выступают национальные гражданско-правовые формы возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, которые представлены системой установленных законом мер, определяющих границы юридически возможного и не-обходимого поведения субъектов соответствующих социальных связей. Характеризуются гражданско-правовые формы возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, которые по своему содержанию дифференцируются на нормативно-правовые, индивидуально-правовые и правосубъектные правовые формы. Вместе с тем значительное внимание уделяется определению объема (размера), способам и характеру возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными правонарушениями. На основании проведенного исследования формируются отдельные предложения по совершенствованию гражданско-правового регулирования возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными правонарушениями. Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов: системно-структурный, синтеза и анализа, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой, статистический и другие. Нормативно-правовые формы выражены нормами гражданско-правового института предупреждения причинения, возмещения и компенсации вреда, которые по признаку характера противоправного деяния составляют отдельный субинститут возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными правонарушениями. Индивидуальные гражданско-правовые формы возмещения и компенсации вреда, причиненного правонарушениями коррупционной направленности, представлены правоотношениями - деликтными обязательствами, в которых формируются и осуществляются (исполняются) субъективные права потерпевших и юридические обязанности причинителей. Правосубъектные гражданско-правовые формы возмещения и компенсации вреда, причиненного коррупционными деяниями, состоят в право- дееспо-собности лиц, участвующих в указанных деликтных обязательствах. Сообразно этому каждая из них подвергнуты самостоятельному анализу.
Любарев А.Е. - Есть ли логика в законодательном регулировании регистрации кандидатов на основании подписей избирателей c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.8.18949

Аннотация: В статье анализируются положения российского избирательного законодательства, регулирующие регистрацию кандидатов и списков кандидатов на основании подписей избирателей. Отмечено, что в результате бессистемной правки избирательного законодательства, имевшей место в последние годы, указанное законодательство утратило внутреннюю логику. Автор подробно исследует практику регистрации кандидатов и списков кандидатов на региональных и муниципальных выборах последних лет. Отмечается, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ смысл системы регистрации кандидатов и списков кандидатов в том, чтобы допускать на выборы кандидатов, имеющих достаточную поддержку избирателей. Сравниваются нормы избирательного законодательства о необходимом для регистрации числе подписей избирателей и об освобождении отдельных политических партий от сбора подписей, относящиеся к выборам разного уровня. Сравнение показывает отсутствие логики в установлении норм, касающихся правил регистрации кандидатов и списков кандидатов. Анализ практики регистрации кандидатов и списков кандидатов на региональных и муниципальных выборах свидетельствует о том, что система регистрации на основании подписей избирателей не выполняет свою конституционно значимую функцию: она приводит к недопуску на выборы кандидатов, пользующихся поддержкой избирателей, но при этом допускает на выборы кандидатов, получающих затем низкие результаты. Предложен комплекс мер для восстановления нормальной политической конкуренции на российских выборах.
Фомичева О.А. - К вопросу о реализации законодательной инициативы. c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.9.20234

Аннотация: Предметом исследования является механизм реализации законодательной инициативы. Автором исследуются проблемы в законотворческой деятельности по осуществлению законопроектирования как основания возникновения законодательного процесса в Государственной Думе и региональных законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В статье ставятся задачи определить элементы законотворчества на стадии разработки законодательной инициативы и механизмы их реализации. Методология юридической техники является составным компонентом реализации идеи законопроекта. В статье исследуются способы и механизмы юридической техники Использование общенаучных методов исследования анализа и синтеза позволили автору сделать вывод необходимости разграничения процедуры по законотворческой проработке законодательной инициативы на два взаимообуславливающих этапа. Отсутствие детализации механизма правового регулирования законотворческого процесса определяет элемент научной разработки данной тематики. Анализ теоретических и нормативно-правовых источников позволил определить проблемы по осуществлению механизма законотворчества в процессе разработки законодательной инициативы.Выявлены проблемы реализации данного вида идеи законотворчества и предложены пути разрешения. Так, например, решения Конституционного Суда Российской Федерации как идея и целеполагание к законотворчеству, являются первым этапом процесса законотворчества в стадии законодательной инициативе.
Бабина Е.А. - Законодательство зарубежных государств касающееся дистанционного зондирования земли с помощью искусственных спутников c. 10-22

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.9.13141

Аннотация: Автор рассматривает зарубежное законодательство касающееся дистанционного зондирования с помощью искусственных спутников земли. Рассматривается законодательство в данной сфере таких государств как Австралия, Южная Африка, Англия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Канада, Китай, Норвегия, США, Российская Федерация, Украина, Швеция, Франция, Чили, Япония. Автором делается вывод, что данное законодательство чрезвычайно скудно, а также что отдельные законы и иные нормативные акты принимаются только в отдельных случаях. Также констатируется, что такое законодательство существует только в тех государствах, где государственные органы и юридические лица непосредственно заняты в этой сфере; сами ведут такую деятельность, либо иным образом заинтересованы в исследовании и использовании космического пространства. Автор констатирует, что чаше бывает так, что положения о дистанционном зондировании включаются в общее законодательство о космической деятельности, причем иногда регулирование ведется не напрямую, а в контексте гражданско-правовых отношений. Автор также отмечает, что законодательство государств касающееся космической деятельности стало развиваться или даже начало приниматься после того, как выяснилось, что эта деятельность переходит из области международного военного противостояния в область коммерчески выгодного предпринимательства, когда даже начала образовываться отдельная отрасль международного космического права – международное космическое частное право.
Бабин Б.В. - Право собственности народов: международное и национальное измерения c. 12-34

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.9469

Аннотация: Целью статьи является установление содержания права собственности народов и разработка механизмов совершенствования соответствующих международных и национальных правовых механизмов. Основной задачей для ее достижения определен критический и сравнительный анализ соответствующей правовой базы, а также доктринальных наработок. Доказывается, что международное право признает возможность права собственности народов, как коллективного публичного права, имеющего и публичные, и частноправовые механизмы реализации, однако критериев разграничения государственной (а также иной публичной) и народной собственности не содержит. Такое право признается на уровне национальным правовых систем в формате политико-идеологических деклараций, поскольку слабо корелирует с общепринятой в государствах моделью распределения публичной (государственной) и частной собственности. Понимание нарушения природных прав народов путем огосударствления всех публичных ресурсов приводит к поиску правотворцем разнообразных компромиссных форм, практическая эффективность большинства из них является сомнительной. По мнению автора собственность народа должна распространятся на все публичные ресурсы, не имеющие индивидуально установленного собственника или выгодоприобретателя и представляющие значение для реализации иных коллективных прав народов. Обосновывается, что реализация права народа на владение, пользование и распоряжение такой собственностью должно осуществляться им непосредственно; публичные власти правомочны лишь создавать механизмы такой реализации, не становясь выгодоприобретателями. Утверждается, что публичная власть не может обращать собственность народа в государственную, муниципальную либо частную без надлежащего волеизъявления и эффективных компенсаций; народ не разделяет своей собственностью риски частного хозяйствования и властной деятельности, в том числе внешнюю задолженность государства.
Парфёнов А.А. - Обзор зарубежного законодательства в сфере языкового тестирования с целью интеграции иностранных граждан в принимающее общество c. 13-40

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.9.20075

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы языковой и социокультурной интеграции мигрантов в различных странах Европы. В рамках исследования законодательства зарубежных стран были проанализированы нормы об обязательности прохождения лингвистических интеграционных тестов для основной доли иностранцев, прибывающих в принимающую страну, а также минимальные требования к уровню коммуникативных компетенций иностранных граждан и лиц без гражданства при их обращении в органы государственной власти с заявлениями о приобретении того или иного правового статуса. Представлена единая классификация формализованных требований к знанию национального языка и социокультурного контекста принимающего общества в зависимости от миграционных целей. Проведен обзор нормативно-правовой базы девяти европейских государств: Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Финляндии, Франции, Чехии. По результатам обзора зарубежного законодательства выявлено, что в различных миграционных ситуациях, но во всех исследуемых странах иностранец обязан подтвердить знание национального языка, а также иногда и культурных аспектов страны пребывания. Таким образом, развитие современного российского законодательства в отношении обязательности подтверждения знаний государственного языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации соответствуют общеевропейской тенденции миграционной политики. Результаты данного исследования могут быть использованы при последующем более детальном рассмотрении механизма правового регулирования общественных отношений в сфере русского языка как иностранного.
Золотарева А.Б. - Рациональна ли существующая система централизации закупок? c. 19-41

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.12.1732

Аннотация: По сравнению с ранее действовавшим законодательством в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расширена регламентация вопросов централизации закупок. При этом субъекты Федерации и муниципальные образования сохранили свободу выбора моделей централизации: от сохранения полномочий по определению поставщика за заказчиками до их полной передачи уполномоченному органу; применительно к казенным учреждениям допускается централизация и других закупочных функций. В статье проводится анализ применяемых в субъектах Российской Федерации моделей централизации закупок и их сравнение с практикой развитых стран. В статье используются традиционные для юридических исследований методы сравнительного правового анализа, а также системного анализа. По итогам сравнительного анализа подходов к централизации закупок, применяемых в России и развитых странах, автор приходит к выводу, что существующая в России степень централизации закупок является чрезмерной и неэффективной. В статье даны предложения о совершенствовании отечественного законодательства для решения выявленных проблем.
Пибаев И.А. - Становление и развитие светского государства в России (XIX – XXI век): историко-теоретический аспект c. 20-47

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.8.15680

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы становления светского государства в Российской Федерации. Проводится историко-правовой обзор развития светскости в России по периодам, начиная с 1701 года и по настоящее время. Автор отмечает, что Конституции СССР и РСФСР не закрепляли «светскость государства» в качестве характеристики общественного строя. Впервые этот термин появился в конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (хотя Закон СССР № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» от 01 октября 1990 года и Закона РСФСР от 25 октября № 267-1 «О свободе вероисповеданий» использовали термин «светскость» для описания государственной системы образования). В ходе исследования применялись следующие методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и политико-правовой. В советский период нормативные акты, не употребляя термин «светскость», формально закрепляли светский характер государства. Вместе с тем, в реальности государство было атеистическим и в отдельные периоды принимало жесткие меры репрессивного характера в отношении деятельности религиозных организаций (1917-1920 – первые расстрелы духовенства и массовые грабежи церквей, 1921-1923 – кампания по изъятию церковных ценностей, 1929-1931 – «раскулачивание», 1937-1938 – массовый террор, 1958-1964 – антирелигиозная кампания Н.С. Хрущева).
Трофимов Е.В. - Наградное дело и наградное право в системе правового регулирования c. 24-89
Аннотация: Статья посвящена исследованию правовых аспектов наградного дела и институту наградного права в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о правовой неоднородности наградного дела, определяет неофициальную наградную активность как реализацию конституционной свободы мысли и слова частными лицами, а официальное наградное дело считает выражением публичной власти. Наградное дело включает основной блок общественных отношений по установлению и применению наград и обеспечительный блок отношений, содержащий гарантии наградной деятельности и гарантии награжденных лиц. Отношения по установлению и применению официальных наград регулируются наградным правом. Наградное право характеризуется единством предмета, метода и принципов правового регулирования и рассматривается в качестве правового института, входящего в систему административного права. Административно-правовая природа наградного права определяется управленческим характером наградных правоотношений и поощрительным методом правового воздействия.
Логвинова И.В. - К вопросу о конституционно-правовой ответственности c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.5.18947

Аннотация: Предметом представленного исследования является становление института конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. Объект исследования охватывает не только правоотношения, но также политические и нравственные ресурсы, которые влияют в настоящее время, а также могут оказать воздействие в дальнейшем на эффективность мер конституционно-правовой ответственности. В статье рассмотрены ряд актуальных вопросов о соотношении конституционно-правовой ответственности с политической и моральной ответственностью, о включении новых конституционно-правовых санкций в российское законодательство, о практике их применения в условиях развития дискреционных полномочий главы государства. В настоящей статье задействованы позитивистский и формально-юридический подходы для выделения конституционно-правовой ответственности и явлений, которые имеют иную неюридическую природу. Аксиологический подход использован для выявления возможностей баланса правовых и нравственных норм в контексте проблемы конституционно-правовой ответственности. Новизна исследования заключается в анализе новых актуальных конституционных практик в сфере конституционно-правовой ответственности. В выводах автор предлагает придать правовое основание такой мере конституционно-правовой ответственности, как объявление выговора высшему должностному лицу субъекта Федерации главой государства; наполнить юридическим содержанием обязывающего характера нормы о присяге в отношении лиц, замещающих государственные должности; рассматривать отзыв избирателями высшего должностного лица субъекта РФ как вид конституционно-правовой ответственности.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Конституционные основы информационной свободы в России c. 35-92

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.9617

Аннотация: В статье авторы, исследуют причины препятствующие осуществлению приоритетных социально-экономических и политических целей при достижении демократического государства. Раскрывают их содержание: к юридическим относятся юридические нормы, не отвечающие требованиям системности; к социальным — конфликт неолиберальных реформ с социальными представлениями россиян; к духовным, воспитательным — невысокая правовая культура, отсутствие в стране даже элементарного правового образования и просвещения; к организационным — неудовлетворительное состояние контроля государства за исполнением существующих и вновь издаваемых нормативных правовых актовВ заключении авторы утверждают, что неразрешенность юридических конфликтов как одной из форм проявления правовых противоречий подрывает основы стабильного развития.Следовательно, определение общественно значимой информации, выявление её основных признаков и роли, возможно осуществить только путем взаимного сочетания общенаучных данных об информации, прежде всего социальной информации, и специально-юридических представлений об этом виде информации, зафиксированных главным образом в легальных определениях, перечнях общедоступной информации в законодательных актах и других правовых формах.
Кабанов П.А. - Антикоррупционные полномочия глав субъектов Российской Федерации: вопросы правового регулирования c. 39-73

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.12.1996

Аннотация: Объектом проведенного исследования выступают отношения по правовому регулирования полномочий высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. Цель исследования - систематизация полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, предусмотренных региональным антикоррупционным и иным законодательством.Задачи проведенного исследования:- анализ регионального законодательства и поиск в нем норм, закрепляющих полномочия высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции;- описание содержания полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, отраженных в региональном законодательстве;- выработка предложений по совершенствованию регионального законодательства в целях конкретизации полномочий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания – анализ, синтез, сравнение, экстраполяция и другие, используемые в юридических науках. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые в российской юридической науке на основе анализа российского регионального законодательства выявлены и описаны основные полномочия высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции.
Любарев А.Е. - Пропорциональная и смешанная избирательные системы на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации: проблемы «сфабрикованного большинства» c. 65-118

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.8.9212

Аннотация: Исследуются искажения пропорциональности представительства политических интересов избирателей при использовании пропорциональной и смешанной избирательных систем на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации. Особое внимание уделяется случаям «сфабрикованного большинства», когда партия–лидер, получая менее 50% голосов по единому избирательному округу, завоевывает более 50% мандатов, что приводит к нарушению воли избирателей. Исследуется роль в создании эффекта «сфабрикованного большинства» голосования против всех списков кандидатов, заградительного барьера, методики распределения мандатов и мажоритарной составляющей смешанной системы. Показано, что в рамках пропорциональной избирательной системы решающую роль в создании эффекта «сфабрикованного большинства» играют заградительный барьер, превышающий 3%, и метод делителей Империали. Однако наибольшую роль в создании эффекта «сфабрикованного большинства» играет мажоритарная составляющая смешанной системы. Сделан вывод о необходимости отказа от смешанной несвязанной избирательной системы. В качестве альтернативы предлагается смешанная связанная система, аналогичная применяемой в Германии.
Агапов И.О. - К вопросу о регулировании лоббирования в Австралии c. 95-104

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.11.1645

Аннотация: Предметом настоящего исследования является лоббистская деятельность в Австралии, способ ее правового опосредования. Дается краткая историческая справка законодательных усилий парламента Австралийского Союза, направленных на урегулирование общественных отношений, возникающих между должностными лицами и представителями частных интересов. Внимание акцентируется на национальных особенностях австралийской схемы регламентации лоббистских отношений, что выражается, в первую очередь, в форме объединения норм, регулирующих деятельность "наемников" - кодексе поведения. Кратко анализируются соответствующие акты, принятые в разное время штатами Австралии. В процессе исследования использовались различные общенаучные, частнонаучные и специальные методы, а именно: исторический, логический, системно-структурный, формально-юридический и др. Новизна исследования заключается в выявлении очередного национального способа регулирования лоббирования, пополнение коллекции активно изучаемых в последнее время моделей правовой регламентации лоббистской деятельности: американской, канадской, британской, германской, "евросоюзной". Австралийский опыт свидетельствует о том, что для введения лоббизма в правовые рамки совсем не обязательно издавать специальный закон.
Мотринец С.И. - Развитие парламентского права: в поисках эффективной модели c. 119-136

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.8.9304

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы зарождения и развития правовых норм и институтов в сфере парламентской процедуры. Исследовано зарождение парламентского права, доказана ключевая роль правовой доктрины в данных процессах. Показано, что первые формы регулирования отношений по вопросам парламентской процедуры появились одновременно с началом функционирования первых парламентов. Доказано заимствование опыта Великобритании и США в развитии парламентаризма и возникновения парламентов в государствах системы континентального права. Предложено понимание парламентского права как подотрасли конституционного права, совокупности правовых норм и институтов, регламентирующих как отношения в сфере работы парламента, так и отношения по функционированию других коллегиальных выборных представительных органов (автономии, местного самоуправления, органов самоорганизации населения и т.д.).Доказана вариативность источников парламентского права; затронут вопрос целесообразности кодификации всех его норм в единых правилах процедуры (регламенте). Также рассмотрен принципиальный вопрос о правовой природе такого акта.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"