Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Этнология и культурная антропология"
Этнология и культурная антропология
Копцева Н.П. - Современные культурные практики сохранения этнической идентичности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Бурятия c. 17-30

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10989

Аннотация: Предмет исследования - процессы этнической и культурной идентификации и самоидентификации, характерные для коренных народов Севера и Сибири, проживающих в Республике Бурятия. Ставится проблема исследования специфических постсоветских практик сохранения уникального культурного наследия коренных малочисленных народов. Рассматриваются правовые механизмы, информационные культурные практики, художественные культурные практики. Высказывается предположение о том, что современные практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири генетически связаны с советской культурной политикой. По-прежнему ключевая роль принадлежит государственному регулированию, которое осуществляется не столько посредством правотворчества, сколько посредством деятельности исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока под руководством автора в 2010-2013 гг. Важными методами выступают опрос и анкетирование, обработка результатов анкетирования, фокус-группы, экспертные интервью. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы, содержание элементы научной новизны:1. В Республике Бурятия меры государственной поддержки этнокультурных идентичностей коренных малочисленных народов с помощью правовых механизмов носят «вторичный» по отношению к федеральному законодательству характер. Республика не имеет собственного уникального регионального законодательства, связанного с сохранением уникального культурного наследия коренных народов, мерами государственной поддержки родных языков этих народов. Однако данная ситуация означает, что поддержка процессов этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в этом субъекте Российской Федерации осуществляется с помощью других механизмов, которые, видимо, не особенно нуждают в специальных правовых гарантиях.2. Для государственной политики по поддержке этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в Республике Бурятия характерны специфические постсоветские практики, связанные с тем, что исполнительный орган государственной власти – Министерство культуры – берет на себя организацию, координирование, бюджетное финансирование ряда мероприятий, истоки проведения которых коренятся в советской культурной политике. Это календарные национальные праздники, поддержка народного творчества, художественной самодеятельности. Сложно сказать, какими были бы процессы этнокультурной идентичности без данных активных действий государства. Можно предположить, что процессы ассимиляции, которые фиксируют демографы, были бы гораздо более интенсивными, чем в настоящее время.3. Государственная языковая политика в Республике Бурятия по отношению к родным языкам коренных народов также связана не с правотворчеством, а с поддержкой существующих педагогических и информационных практик по преподаванию родных языков в школах, а также по функционированию информационных ресурсов на эвенкийском языке. Сойотский язык находится в более сложной ситуации, чем эвенкийский. Очевидно, что культурное наследие сойотов нуждается в более интенсивной государственной защите, чем в настоящее время.
Пименова Н.Н. - Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики c. 28-66

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.11269

Аннотация: Предмет исследования - содержание и форма сохранения, трансляции культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края (эвенков, нганасан, чулымцев). Автором были проведены полевые исследования в местах компактного проживания чулымцев в селе Пасечнок Тюхтетского района Красноярского края, где проживают представители чулымцев. На основании анализа современных культурных практик и их отражения в научно-исследовательской литературе представлены векторы изменения культурного пространства коренных малочисленных народов Красноярского края в условиях глобализации и реиндустриализации северных территорий Российской Федерации. Применялись полевые методы исследования, моделирование идеальных социальных типов (М. Вебер). Большое значение имел концептуальный анализ понятия "культурное наследие", критическая переработка научно-исследовательских текстов по тематике культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Доказано, что постсоветские практики сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Красноярского края, в основном, сводятся к музеизации этого наследия, присвоения этнической группой культурных знаков и символов, связанных с шаманизмом. В связи с этим складывается особый культурный феномен неошаманизма, который является, скорее, репрезентацией культурных практик постмодерна, чем премодерна. Можно зафиксировать различие векторов реальной социально-экономической и культурной ситуации коренных малочисленных народов Красноярского края (связанные с процессами модернизации и реиндустриализации сибирских регионов Российской Федерации) и культурных практик, связанных с этнической идентичностью (где фиксируется экзотическое своеобразие коренных народов Сибири). Разрешение этого противоречия связано с виртуализацией культурного пространства северных народов и с нормативно-правовыми механизмами, регулирующими использование культурных знаков и символов северных народов.
Лебедев С.В., Максимович В.Ф. - Русский Север: исторические и этнокультурные особенности формирования российского региона c. 28-63

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.15788

Аннотация: Предметом исследования является изучение историко-культурного феномена Русского Севера. Русский Север является уникальным историко-культурным регионом России. Его особые черты придала ему история, особые социальные условия, оторванность от центральной России, которая способствовала консервации художественных ремесел. Вместе с тем северные условия способствовали инициативности, упорству, широкому распространению грамотности, что привело к тому, что Север не стал живым этнографическим музеем, а остается современным, высоко урбанизированным российским регионом, в котором не только сохраняются, но и развиваются многие виды народного искусства. В работе применяются следующие методологические подходы: культурно-антропологический, историко-культурологический. Основными методами исследования являются конкретно исторический, диалектический, сравнительный анализ. Основными выводами проведенного исследования являются: объяснение феномена Русского Севера наличием географической отдаленности региона от центральной России; отсутствием крепостного права в истории Севера; преобладанием в прошлом среди населения старообрядцев; поздняя индустриализация и урбанизация Русского Севера. Все перечисленные факторы способствовали созданию на Русском Севере уникального культурного пространства, в котором получили развитие различные русские северные народные художественные ремесла (холмогорское косторезное, северодвинская роспись по дереву, вологодское кружевоплетение, великоустюжское чернение по серебру и другое). Большинство видов народного искусства на Севере продолжают развиваться в XXI веке. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по отечественной истории. истории искусства, этнологии в учебных заведениях профессионального образования.
Трушкина Е.Ю. - Антропология визуальной коммуникации: история и методология c. 29-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14764

Аннотация: Статья исследует историю становления и развития, в также теоретические и методологические основания антропологии визуальной коммуникации на примере работ С.Уора и Дж.Адера. Исследуются связи между кинематографическими технологиями и методами культурной антропологии второй половины XX века. Рассматриваются различные аспекты съемок этнографического кино. Анализируются трансформации теоретико-методологических установок антропологов на различных этапах формирования дисциплины. Подробно рассматриваются отдельные понятия визуальной антропологии, в первую очередь - понятия биодокументального и индигенного кино. В статье используются отдельные подходы философии и методологии науки, феноменологии, приемы источниковедческого анализа аудиовизуальных документов. Основным вкладом автора в исследование темы является выявление способов понимания антропологами того, что такое фильм и в чем именно заключается функция фильма как средства коммуникации. Было установлено, что оба рассматриваемых исследователя, C. Уорт и Дж. Адейр, занимались базовыми вопросами о природе визуальных средств (медиа) и о роли визуальных образов в формировании и структурировании реальности. Их идеи легли в основу теории этнографической семиотики и заложили фундамент для формирования антропологии визуальной коммуникации, направления, которое на сегодняшний день определяет развитие визуально-антропологической теории и практики.
Kanasz T. - Отношение к бедности и богатству в польской, белорусской и русской культурах c. 63-105
Аннотация: На основе темо-рематического анализа изучены польские, белорусские и русские пословицы и поговорки по теме бедности и богатства, выявлены их сходства и различия.Особое внимание обращено на ментальные характеристики польского, белорусского и русского народов. Результаты данного исследования показывают схожество понимания бедности и богатства в трех культурах. Отношение к бедности и богатству амбивалентно как в традиционном, так и в современном обществе. B польском, в белорусском и в российском обществе находим похвалу/порицание бедности и богатства.
Спектор Д.М. - Символический обмен, смерть и загадка дара c. 68-83

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.18412

Аннотация: Предметом исследования является символический обмен в его связи со «смертью» и загадкой дара. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы исследования, как архаическая эквивалентность ценности и священного предмета, стоимости и обмениваемых людей-женщин. Особое внимание в статье уделяется первичности сакральной жертвы, не выступающей предметом обмена (с богами, мертвыми и пр.), но инспирирующей «состояние энтузиазма» и обуславливающей (вторичную) ценность обмениваемых вещей (стоимость). Жертвоприношение (инициация), с одной стороны, и экзогамия, с другой, при тщательной реконструкции позволяют воссоздать логику дара-обмена - субстрата человеческой субъективности, воплощенного меж-общинными отношениями. Метод исследования связан с анализом и исторической реконструкцией дара, жертвы и (символического) обмена. Его логическим контрапунктом выступает критика существующих трактовок, не умеющих подвести под обязательность ответного дара достаточных оснований. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что акт-обмена «генерирует прибавочную стоимость», преобразуя предмет (женщин) из данного в безлично-обобщенный «продукт потребления» как первый прообраз «товара», в котором общее свойство - полезность, превалирует над сингулярной спецификой; не поняв исходной выгоды обмена, невозможно понять развитых ее форм.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"