по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 05-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Симулякр обыденной жизни

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17595

Аннотация: В статье рассматривается конкретный пример феноменологии симулякра. Автор статьи обращается к описанию этой истории, которая проанализирована в его книге 1978 г. Однако рассмотрение американского сериала о семье Лаудов, как оказывается, вовсе не является лишь простым увлечением документализмом. Прежняя трактовка этого события, которое воспринималось как общий интерес к архивным источникам, необработанному сырью жизни, заменена в данной статье более глубоким рассмотрением феномена. Автор опирается на концепцию симулякра, которая получила сегодня широкое хождение. В статье используются материалы журналистской документалистики, проводится психологический анализ «индустрии сознания». Рассматривается факт широкого распространения дневников, мемуаров, черновиков, записных книжек, набросков в массовой культуре. К исследованию проблемы привлекаются работы современных постмодернистов. Автор анализирует американскую телевизионную серию, посвящённую бытованию семьи Лаудов. Он толкует эту продукцию как симулякр обыденной жизни. В статье показано, что серия ни в коей мере не являлась продукцией житейского документа. Реальное в ней скрыто, декорировано под документ, но не выдерживает законов жанра. Трактовка симулякра даёт возможность показать современные тенденции общественного сознания. Один факт телевизионной продукции оказывается яркой иллюстрацией симулякризации.
Гуревич П.С. - Симулякр обыденной жизни c. 9-12

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67647

Аннотация: В статье рассматривается конкретный пример феноменологии симулякра. Автор статьи обращается к описанию этой истории, которая проанализирована в его книге 1978 г. Однако рассмотрение американского сериала о семье Лаудов, как оказывается, вовсе не является лишь простым увлечением документализмом. Прежняя трактовка этого события, которое воспринималось как общий интерес к архивным источникам, необработанному сырью жизни, заменена в данной статье более глубоким рассмотрением феномена. Автор опирается на концепцию симулякра, которая получила сегодня широкое хождение. В статье используются материалы журналистской документалистики, проводится психологический анализ «индустрии сознания». Рассматривается факт широкого распространения дневников, мемуаров, черновиков, записных книжек, набросков в массовой культуре. К исследованию проблемы привлекаются работы современных постмодернистов. Автор анализирует американскую телевизионную серию, посвящённую бытованию семьи Лаудов. Он толкует эту продукцию как симулякр обыденной жизни. В статье показано, что серия ни в коей мере не являлась продукцией житейского документа. Реальное в ней скрыто, декорировано под документ, но не выдерживает законов жанра. Трактовка симулякра даёт возможность показать современные тенденции общественного сознания. Один факт телевизионной продукции оказывается яркой иллюстрацией симулякризации.
Социальные страсти
Калабекова С.В. - Социальные иллюзии общества потребления

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17345

Аннотация: Объектом исследования настоящей статьи является общество потребления, а предметом – природа иллюзии как социального явления. Автором рассматриваются вопросы формирования и внедрения в массовое сознание иллюзий как специфического механизма социальной регуляции и адаптации к условиям современного общества. Раскрывается содержание вызываемых социальными иллюзиями последствий для индивидуального и коллективного сознания. Подчеркивается особая роль массового общества, сетевых структур и масс-медиа в создании пространства иллюзий, прослеживаются риски искаженного восприятия мира для бытия реальности. Методологической основой анализируемой проблематики явились диалектические принципы объективности, конкретности, необходимость трактовки социальной иллюзии как целостного явления. Научная новизна рассматриваемых вопросов состоит в выдвижении тезиса о противоречивой и неоднозначной природе социальных иллюзий, их зависимости от требований консюмеристской идеологии. Тематика статьи позволяет сформулировать ряд выводов: 1) утверждается мысль о востребованности социальных иллюзий обществом потребления; 2) особо нуждается в дальнейших исследованиях современным научным знанием рискогенное содержание социальных иллюзий.
Калабекова С.В. - Социальные иллюзии общества потребления c. 13-19

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67637

Аннотация: Объектом исследования настоящей статьи является общество потребления, а предметом – природа иллюзии как социального явления. Автором рассматриваются вопросы формирования и внедрения в массовое сознание иллюзий как специфического механизма социальной регуляции и адаптации к условиям современного общества. Раскрывается содержание вызываемых социальными иллюзиями последствий для индивидуального и коллективного сознания. Подчеркивается особая роль массового общества, сетевых структур и масс-медиа в создании пространства иллюзий, прослеживаются риски искаженного восприятия мира для бытия реальности. Методологической основой анализируемой проблематики явились диалектические принципы объективности, конкретности, необходимость трактовки социальной иллюзии как целостного явления. Научная новизна рассматриваемых вопросов состоит в выдвижении тезиса о противоречивой и неоднозначной природе социальных иллюзий, их зависимости от требований консюмеристской идеологии. Тематика статьи позволяет сформулировать ряд выводов: 1) утверждается мысль о востребованности социальных иллюзий обществом потребления; 2) особо нуждается в дальнейших исследованиях современным научным знанием рискогенное содержание социальных иллюзий.
Философия и психология
Андреев И.Л. - Нелинейная логистика родства: парадоксы африканских межпоколенческих отношений

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.18197

Аннотация: Генеалогической скрепой африканского общества выступают внутри - и межпоколенческие отношения. Африканец шагает по ступеням традиционного бытия не в одиночку, а будучи прочно впрессованным в свое возрастное братство или сестринство, а также в обозначенное обычаем их место в общей структуре социума. При этом вертикальная связь «горизонтальных» возрастных группировок не означает игнорирования гендерного принципа дифференциации и архитектоники африканского социума. Последний вовсе не выглядит тривиально-унылой возрастной лестницей, хотя возраст, во многом обусловливает не только набор социальных функций, но и общественный статус индивида. Связи возрастных групп, осложнённые специфическими межвозрастными переходами, мало понятными европейскому менталитету, образуют специфическую пирамиду и до сих пор играют важную системообразующую роль. Выверенная эмпирическим опытом предков, такая модель жизнеустройства позволяет более гибко учитывать специфику гендерных и возрастных психофизиологических особенностей членов этно-племенной общности. Она опирается на физиологически обусловленную активизацию в разном возрасте тех или иных отделов головного мозга, и в связи с возрастными социальными статусами делит локальный социум на две примерно равные части. Одну из них составляют взрослые, трудоспособные и половозрелые индивиды. Другую - дети и старики, нуждающиеся в поддержке и опеке с их стороны. Исходя из такой антропологической диспозиции, многие проблемы и парадоксы африканского социума выглядят иначе, нежели при безоговорочном рассмотрении в качестве его психологического фундамента только противоречия между полами или только между возрастными когортами сверстников. Одно, впрочем, не исключает другого. Однако, пространственно-временные поля этих отношений и связей во многом различаются и потому не могут совпадать по определению. Соотношение факторов возраста и пола в организации первичного социума и его современных архаических форм - предмет научной дискуссии, в связи с чем автор высказывает точку зрения, подчас не совпадающую с мнением уважаемых коллег.
Андреев И.Л. - Нелинейная логистика родства: парадоксы африканских межпоколенческих отношений c. 20-30

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67638

Аннотация: Генеалогической скрепой африканского общества выступают внутри - и межпоколенческие отношения. Африканец шагает по ступеням традиционного бытия не в одиночку, а будучи прочно впрессованным в свое возрастное братство или сестринство, а также в обозначенное обычаем их место в общей структуре социума. При этом вертикальная связь «горизонтальных» возрастных группировок не означает игнорирования гендерного принципа дифференциации и архитектоники африканского социума. Последний вовсе не выглядит тривиально-унылой возрастной лестницей, хотя возраст, во многом обусловливает не только набор социальных функций, но и общественный статус индивида. Связи возрастных групп, осложнённые специфическими межвозрастными переходами, мало понятными европейскому менталитету, образуют специфическую пирамиду и до сих пор играют важную системообразующую роль. Выверенная эмпирическим опытом предков, такая модель жизнеустройства позволяет более гибко учитывать специфику гендерных и возрастных психофизиологических особенностей членов этно-племенной общности. Она опирается на физиологически обусловленную активизацию в разном возрасте тех или иных отделов головного мозга, и в связи с возрастными социальными статусами делит локальный социум на две примерно равные части. Одну из них составляют взрослые, трудоспособные и половозрелые индивиды. Другую - дети и старики, нуждающиеся в поддержке и опеке с их стороны. Исходя из такой антропологической диспозиции, многие проблемы и парадоксы африканского социума выглядят иначе, нежели при безоговорочном рассмотрении в качестве его психологического фундамента только противоречия между полами или только между возрастными когортами сверстников. Одно, впрочем, не исключает другого. Однако, пространственно-временные поля этих отношений и связей во многом различаются и потому не могут совпадать по определению. Соотношение факторов возраста и пола в организации первичного социума и его современных архаических форм - предмет научной дискуссии, в связи с чем автор высказывает точку зрения, подчас не совпадающую с мнением уважаемых коллег.
Горизонты психологии
Сенницкая Е.В. - Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17193

Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.
Сенницкая Е.В. - Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67639

Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.
Потенциал интеллекта
Носс И.Н. - Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17550

Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.
Носс И.Н. - Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов c. 37-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67640

Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.
Мотивация и духовность личности
Петрухина С.Р. - Мотивация профессиональной деятельности преподавателя вуза и ее влияние на эмоциональное выгорание личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17575

Аннотация: Объектом исследования является мотивация деятельности преподавателей вуза, которая оказывает огромное влияние на его профессиональное развитие и самоактуализацию личности. Значимость мотивационного компонента в структуре профессиональной педагогической деятельности, его влияние на эффективность труда обоснована через теоретический анализ концепций, рассматривающих конкретные мотивы деятельности. Так, К. Замфир выделяет внутренний и внешний типы мотивации, А. К. Байметов исследует мотивы долженствования, заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, увлеченности общением, а Л. Н. Захарова из многочисленной области профессиональных мотивов выделяет материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации. В соответствии с целями исследования автор рассматривает также феномен «эмоционального выгорания», представляющий собой деструктивные изменения личности, которые не только негативно влияют на продуктивность деятельности, но и порождают у преподавателя нежелательные качества, изменяющие его профессиональное поведение. Методологической базой для этого послужили теории А. Пайнса и И. Аронсона, Д. В. Дирендонка и В. Шауфели, К. Маслач и С. Джексона. Экспериментальную выборку составили преподаватели естественно–научных и гуманитарных дисциплин Марийского государственного университета и Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар–Ола). Для наиболее полного рассмотрения мотивационной сферы и синдрома эмоционального выгорания вся выборка была разделена на четыре группы в зависимости от стажа работы в вузе. Для проверки данного предположения мы провели исследование с применением методик диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана), модифицированного варианта диагностики мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В.Бойко). В дальнейшем данные методики были подвергнуты корреляционному анализу (по Спирмену). Новизна исследования заключается в детальном изучении вопроса как особенности мотивации к профессиональной деятельности могут влиять на степень эмоционального выгорания личности преподавателя, а именно проверялось предположение о том, что внешняя мотивация к деятельности способствует развитию эмоционального выгорания. На основе экспериментального исследования сделан вывод о том, что связь между внешней положительной мотивацией, а также потребительной мотивационной тенденцией профессиональной деятельности преподавателей и синдромом эмоционального выгорания существует в случае, если стаж профессиональной деятельности свыше 10 лет.
Петрухина С.Р. - Мотивация профессиональной деятельности преподавателя вуза и ее влияние на эмоциональное выгорание личности c. 44-51

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67641

Аннотация: Объектом исследования является мотивация деятельности преподавателей вуза, которая оказывает огромное влияние на его профессиональное развитие и самоактуализацию личности. Значимость мотивационного компонента в структуре профессиональной педагогической деятельности, его влияние на эффективность труда обоснована через теоретический анализ концепций, рассматривающих конкретные мотивы деятельности. Так, К. Замфир выделяет внутренний и внешний типы мотивации, А. К. Байметов исследует мотивы долженствования, заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, увлеченности общением, а Л. Н. Захарова из многочисленной области профессиональных мотивов выделяет материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации. В соответствии с целями исследования автор рассматривает также феномен «эмоционального выгорания», представляющий собой деструктивные изменения личности, которые не только негативно влияют на продуктивность деятельности, но и порождают у преподавателя нежелательные качества, изменяющие его профессиональное поведение. Методологической базой для этого послужили теории А. Пайнса и И. Аронсона, Д. В. Дирендонка и В. Шауфели, К. Маслач и С. Джексона. Экспериментальную выборку составили преподаватели естественно–научных и гуманитарных дисциплин Марийского государственного университета и Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар–Ола). Для наиболее полного рассмотрения мотивационной сферы и синдрома эмоционального выгорания вся выборка была разделена на четыре группы в зависимости от стажа работы в вузе. Для проверки данного предположения мы провели исследование с применением методик диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана), модифицированного варианта диагностики мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В.Бойко). В дальнейшем данные методики были подвергнуты корреляционному анализу (по Спирмену). Новизна исследования заключается в детальном изучении вопроса как особенности мотивации к профессиональной деятельности могут влиять на степень эмоционального выгорания личности преподавателя, а именно проверялось предположение о том, что внешняя мотивация к деятельности способствует развитию эмоционального выгорания. На основе экспериментального исследования сделан вывод о том, что связь между внешней положительной мотивацией, а также потребительной мотивационной тенденцией профессиональной деятельности преподавателей и синдромом эмоционального выгорания существует в случае, если стаж профессиональной деятельности свыше 10 лет.
Материк бессознательного
Старовойтов В.В. - Килборн Бенджамин. Травма и бессознательное: двойное сознание, жуткое и жестокость (перевод с англ.)

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.18419

Аннотация: Сравнительно мало было написано о роли травмы в концепциях бессознательного. В данной статье исследуются концепции бессознательного Фрейда, сопоставление его взглядов с первоначальным французским понятием «двойного сознания» и исследование их скрытых смыслов для техники. В то время как концепция бессознательного З. Фрейда основывается главным образом на теории внутренних влечений, Ш. Ференци приписывал центральную роль травме, сдвигая фокус к индивидууму в контексте взаимоотношений. Данное сравнение иллюстрируется историей случая. Использованный в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении понятий бессознательного, травмы, двойного сознания в трудах философов, писателей и психологов. В частности, противопоставляются взгляды Фрейда и Ференци на концепцию бессознательного. На основании проведенного исследования автор статьи приходит к выводу о том, что обращение Фрейда к бессознательным силам и конфликтам приводило к минимизации значимости взаимоотношений, культурных ценностей, истории, межпоколенческой травмы и всего того, что может быть рассматриваемо как «внешняя реальность», в то время как Ференци пытался спасти психоанализ, не позволив ему стать бредовой системой, так как подчеркивал значимость внешней реальности травмы, которая расщепляет идентичность и порождает страдание
Старовойтов В.В. - Килборн Бенджамин. Травма и бессознательное: двойное сознание, жуткое и жестокость (перевод с англ.) c. 52-63

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67642

Аннотация: Сравнительно мало было написано о роли травмы в концепциях бессознательного. В данной статье исследуются концепции бессознательного Фрейда, сопоставление его взглядов с первоначальным французским понятием «двойного сознания» и исследование их скрытых смыслов для техники. В то время как концепция бессознательного З. Фрейда основывается главным образом на теории внутренних влечений, Ш. Ференци приписывал центральную роль травме, сдвигая фокус к индивидууму в контексте взаимоотношений. Данное сравнение иллюстрируется историей случая. Использованный в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении понятий бессознательного, травмы, двойного сознания в трудах философов, писателей и психологов. В частности, противопоставляются взгляды Фрейда и Ференци на концепцию бессознательного. На основании проведенного исследования автор статьи приходит к выводу о том, что обращение Фрейда к бессознательным силам и конфликтам приводило к минимизации значимости взаимоотношений, культурных ценностей, истории, межпоколенческой травмы и всего того, что может быть рассматриваемо как «внешняя реальность», в то время как Ференци пытался спасти психоанализ, не позволив ему стать бредовой системой, так как подчеркивал значимость внешней реальности травмы, которая расщепляет идентичность и порождает страдание
СПЕКТР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Ляшенко В.В. - Переживание и его качественная определённость

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17463

Аннотация: В статье рассматривается сущность переживания с точки зрения его качественной определённости. Описаны четыре аспекта, имманентно присущих переживанию: самоопределение, отношения, состояние, деятельность. Показано, что переживание создаётся всей совокупностью аспектов и не существует вне какого-либо аспекта: они являют собой непрерывное единство переживания. На основании данного описания переживание определяется автором как внутренняя деятельность по самоопределению, которая производится в отношениях с миром, на основе чувств, и выражается в действии. Для описания переживания применён «метод качественных структур» (МКС), который позволяет осуществить описание целого, не разрушая его. Новизна исследовательского подхода состоит в том, что впервые переживание было рассмотрено не в качестве узкоспецифического психологического феномена, а в качестве явления, обладающего целостностью и потому особой, присущей ему, качественной определённостью. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов; предложенный в ней подход даёт возможность уточнить содержание понятия «переживание».
Ляшенко В.В. - Переживание и его качественная определённость c. 64-72

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67643

Аннотация: В статье рассматривается сущность переживания с точки зрения его качественной определённости. Описаны четыре аспекта, имманентно присущих переживанию: самоопределение, отношения, состояние, деятельность. Показано, что переживание создаётся всей совокупностью аспектов и не существует вне какого-либо аспекта: они являют собой непрерывное единство переживания. На основании данного описания переживание определяется автором как внутренняя деятельность по самоопределению, которая производится в отношениях с миром, на основе чувств, и выражается в действии. Для описания переживания применён «метод качественных структур» (МКС), который позволяет осуществить описание целого, не разрушая его. Новизна исследовательского подхода состоит в том, что впервые переживание было рассмотрено не в качестве узкоспецифического психологического феномена, а в качестве явления, обладающего целостностью и потому особой, присущей ему, качественной определённостью. Статья ориентирована на психологов и психотерапевтов; предложенный в ней подход даёт возможность уточнить содержание понятия «переживание».
Психология развития
Голованова Т.Н. - Особенности развития чувственного познания мира у детей дошкольного возраста

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.18137

Аннотация: Обсуждается проблема взаимодействия поколений и социализации детей в процессе формирования у детей дошкольного возраста чувственной и языковой картины мира. Цель данного исследования состоит в изучении особенностей сенсорного развития детей в условиях дошкольного учреждения. Гипотеза исследования: процесс повышения уровня зрительного, слухового и тактильного восприятия у ребенка дошкольного возраста независимо от пола идет более эффективно при использовании зрительных, тактильных и что особенно важно звуковых элементов в игре и общении с взрослым. Для сбора данных использовались методики на выявление цветовосприятия, уровня развития зрительного тактильного восприятия, и слухового восприятия. Для изучения влияния на сенсорное развитие дидактических игр, был проведен формирующий эксперимент. Интерпретация результатов осуществлялась как качественно, так и количественно, с применением методов математической статистики. Анализ данных контрольной и экспериментальной групп позволил констатировать наличие различий в уровнях тактильного, слухового и зрительного восприятия при использовании специально подготовленных игр. Были обнаружены значимые(p≤0,01) изменения по таким параметрам, как дифференциация цвета, выделение фигуры из фона, уровень тактильного восприятия и различения фигур, уровень зрительного восприятия, слухового восприятия и различения звуков. Таким образом, в проведенном исследовании установлено, что у экспериментальной группы субъектов воспитательного процесса применение дидактических игр действительно повышает уровень развития восприятия, что может способствовать дальнейшему гармоничному обучению и воспитанию и формированию целостной творчески развитой личности ребенка.
Голованова Т.Н. - Особенности развития чувственного познания мира у детей дошкольного возраста c. 73-81

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67644

Аннотация: Обсуждается проблема взаимодействия поколений и социализации детей в процессе формирования у детей дошкольного возраста чувственной и языковой картины мира. Цель данного исследования состоит в изучении особенностей сенсорного развития детей в условиях дошкольного учреждения. Гипотеза исследования: процесс повышения уровня зрительного, слухового и тактильного восприятия у ребенка дошкольного возраста независимо от пола идет более эффективно при использовании зрительных, тактильных и что особенно важно звуковых элементов в игре и общении с взрослым. Для сбора данных использовались методики на выявление цветовосприятия, уровня развития зрительного тактильного восприятия, и слухового восприятия. Для изучения влияния на сенсорное развитие дидактических игр, был проведен формирующий эксперимент. Интерпретация результатов осуществлялась как качественно, так и количественно, с применением методов математической статистики. Анализ данных контрольной и экспериментальной групп позволил констатировать наличие различий в уровнях тактильного, слухового и зрительного восприятия при использовании специально подготовленных игр. Были обнаружены значимые(p≤0,01) изменения по таким параметрам, как дифференциация цвета, выделение фигуры из фона, уровень тактильного восприятия и различения фигур, уровень зрительного восприятия, слухового восприятия и различения звуков. Таким образом, в проведенном исследовании установлено, что у экспериментальной группы субъектов воспитательного процесса применение дидактических игр действительно повышает уровень развития восприятия, что может способствовать дальнейшему гармоничному обучению и воспитанию и формированию целостной творчески развитой личности ребенка.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Фаритов В.Т. - Шизоидный и истероидный полюс философии. Характерология профессиональной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17936

Аннотация: Предметом исследования статьи являются псисхотипы профессиональной философской деятельности. Автор сосредотачивает внимание на шизоидном и истероидном типе, которые рассматриваются в качестве крайних полюсов философской деятельности. В рамках сопоставительного анализа данных типов характеров в статье рассматриваются содержание философии, преобладающий тип деятельности, особенности стиля письма и речи, манера преподавания и круг чтения. Материалом исследования выступают как биографические факты из жизни известных мыслителей (Сократа, Гегеля, Ницше), так и их философские учения. В статье используется метод сравнительного анализа, биографический метод, метод исследования продуктов творчества. Применяются принципы характерологических и патографических исследований. Основным выводом исследования является тезис о существовании двух крайних психологических полюсов профессиональной философской деятельности: шизоидного и истероидного. В работе также учитываются двухполюсные типы: шизо-истероидный и истеро-шизоидный. Новым результатом является характеристика Сократа и Ф. Ницше как шизо-истероидных типов.
Фаритов В.Т. - Шизоидный и истероидный полюс философии. Характерология профессиональной деятельности c. 82-87

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67645

Аннотация: Предметом исследования статьи являются псисхотипы профессиональной философской деятельности. Автор сосредотачивает внимание на шизоидном и истероидном типе, которые рассматриваются в качестве крайних полюсов философской деятельности. В рамках сопоставительного анализа данных типов характеров в статье рассматриваются содержание философии, преобладающий тип деятельности, особенности стиля письма и речи, манера преподавания и круг чтения. Материалом исследования выступают как биографические факты из жизни известных мыслителей (Сократа, Гегеля, Ницше), так и их философские учения. В статье используется метод сравнительного анализа, биографический метод, метод исследования продуктов творчества. Применяются принципы характерологических и патографических исследований. Основным выводом исследования является тезис о существовании двух крайних психологических полюсов профессиональной философской деятельности: шизоидного и истероидного. В работе также учитываются двухполюсные типы: шизо-истероидный и истеро-шизоидный. Новым результатом является характеристика Сократа и Ф. Ницше как шизо-истероидных типов.
Психотехника
Мартьянова Г.Ю. - Индивидуальное психологическое консультирование: субъектно-регуляторный подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17517

Аннотация: В статье рассматривается теоретический конструкт индивидуального психологического консультирования с позиции субъектно-регуляторного подхода. Определяются аспекты консультирования как вида профессиональной деятельности. Автор в категориях теории осознанной саморегуляции произвольной активности дифференцирует консультативный процесс по целям, действиям, результату профессиональной активности консультанта и субъектной активности клиента. Индивидуальное психологическое консультирование определяется как деятельность по направлению субъектной активности клиента для оптимизации его потенциала. Обосновывается возможность применения субъектно-регуляторного подхода для объяснения основных процессуальных и результативных феноменов консультирования. Клиент, в авторской интерпретации, является субъектом собственной активности, субъектом самореализации, субъектом изменений, происходящих под действием проблемы, и субъектом регуляторного опыта. Психологическая проблема представлена как результат нарушения индивидуального стиля осознанной саморегуляции, а именно, процессов достижения субъектом цели в трудных условиях жизнедеятельности. Ее генезис обусловлен сложным пролонгированным процессом установления причинно-следственных связей в субъективной оценке событий и фактов. Основным механизмов оказания консультативной помощи названо переструктурирование.
Мартьянова Г.Ю. - Индивидуальное психологическое консультирование: субъектно-регуляторный подход c. 88-94

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67646

Аннотация: В статье рассматривается теоретический конструкт индивидуального психологического консультирования с позиции субъектно-регуляторного подхода. Определяются аспекты консультирования как вида профессиональной деятельности. Автор в категориях теории осознанной саморегуляции произвольной активности дифференцирует консультативный процесс по целям, действиям, результату профессиональной активности консультанта и субъектной активности клиента. Индивидуальное психологическое консультирование определяется как деятельность по направлению субъектной активности клиента для оптимизации его потенциала. Обосновывается возможность применения субъектно-регуляторного подхода для объяснения основных процессуальных и результативных феноменов консультирования. Клиент, в авторской интерпретации, является субъектом собственной активности, субъектом самореализации, субъектом изменений, происходящих под действием проблемы, и субъектом регуляторного опыта. Психологическая проблема представлена как результат нарушения индивидуального стиля осознанной саморегуляции, а именно, процессов достижения субъектом цели в трудных условиях жизнедеятельности. Ее генезис обусловлен сложным пролонгированным процессом установления причинно-следственных связей в субъективной оценке событий и фактов. Основным механизмов оказания консультативной помощи названо переструктурирование.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.