Статья 'Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации

Сенницкая Елена Владимировна

магистр, кафедра общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Терешковой, 33

Sennitskaya Elena Vladimirovna

Mater's Degree student of the Department of General Psychology and History of Psychology at Novosibirsk State Pedagogical University

630090, Russia, Nso oblast', g. Novosibirsk, ul. Tereshkovoi, 33, kv. 58

lenasen@ngs.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.1.17193

Дата направления статьи в редакцию:

06-12-2015


Дата публикации:

05-06-2016


Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.


Ключевые слова:

единица информации, измерение информации, описание информации, моделирование информации, словесная информация, информационная структура, структура текста, структура речи, моделирование структуры текста, описание структуры текста

УДК:

159.9.018.3

Практическое использование описываемого метода осуществляется в рамках авторского проекта, финансируемого по гранту фонда Бортника. Проект заключается в дозировании информации в учебных программах для максимального облегчения восприятия.

Abstract: The object of study in this article is the ability to create a method for describing and measuring the information in natural language (including texts containing mathematical and the other formulas) that would allow: 1) to determine the amount of information in a speech or text; 2) to make more accurate pedagogical recommendations concerning the complexity of the studied materials; 3) to dose information for readability; 4) to explore the features of people's thinking, based on the information analysis of their speech or text. Creation of such a method was carried out by determination of the information units in a text as well as finding the ways of describing the relations between these units. The analysis of works written by predecessors had concluded that the solution of this issue was going in two ways: by production of the unit of description (especially visually presentable) and by presentation of information in a form of hierarchical structure. Failures in resolving this problem were caused by the fact that these two approaches have not been combined. With this in mind, the author offers an object-hierarchical method for description of amounts of verbal and textual information, which allows to dose the information and is a convenient tool for studies of the features of different people's thinking due to the structural analysis of their speech or text.


Keywords:

measurement of information, description of information, information modelling, verbal information, information structure, structure of a text, structure of a speech, unit of information, modelling of text structure, description of text structure

Библиография
1. Гербарт И.-Ф. Психология. Москва: Территория будущего, 2007. 280 с.
2. Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912. 268 с.
3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Москва: АСТ, Астрель, Мидгард, 2010. 192 с.
4. Миллер Д.-А. Магическое число семь плюс или минус два. Инженерная психология. Москва: Прогресс, 1964. С. 192–225.
5. Программированное обучение. Available at: https://ru.wikipedia.org
6. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
7. Алгол. Available at: https://ru.wikipedia.org
8. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2008. 208 с.
9. Buzan, T. iMindMap8. Available at: http://thinkbuzan.com/download/
10. ГОСТ 7.0-99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. М., 1999. 28 с.
References
1. Gerbart I.-F. Psikhologiya. Moskva: Territoriya budushchego, 2007. 280 s.
2. Ebbingauz G. Osnovy psikhologii. SPb., 1912. 268 s.
3. Vitgenshtein L. Logiko-filosofskii traktat. Moskva: AST, Astrel', Midgard, 2010. 192 s.
4. Miller D.-A. Magicheskoe chislo sem' plyus ili minus dva. Inzhenernaya psikhologiya. Moskva: Progress, 1964. S. 192–225.
5. Programmirovannoe obuchenie. Available at: https://ru.wikipedia.org
6. Bespal'ko V.P. Programmirovannoe obuchenie. Didakticheskie osnovy. M.: Vysshaya shkola, 1970. 300 s.
7. Algol. Available at: https://ru.wikipedia.org
8. B'yuzen T., B'yuzen B. Supermyshlenie. Minsk: Popurri, 2008. 208 s.
9. Buzan, T. iMindMap8. Available at: http://thinkbuzan.com/download/
10. GOST 7.0-99. Sistema standartov po informatsii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Informatsionno-bibliotechnaya deyatel'nost', bibliografiya. Terminy i opredeleniya. M., 1999. 28 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.