Психология и Психотехника - рубрика Горизонты психологии
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Горизонты психологии"
Горизонты психологии
Дж. Эдельман - Сознание: помнимое настоящее. Перевод И.А. Бесковой c. 0-0
Аннотация: АННОТАЦИЯ: Эта статья подытоживает теорию сознания, построенную на основе учета структуры и динамик мозга. Теория сосредоточена вокруг понятия повторного ввода (reentry) - осуществляющейся рекурсивной передачи сигналов через множество взаимосвязанных отделов мозга, представленных, главным образом, в таламокортикальной системе. В ней рассматриваются фундаментальные начала, заложенные взаимодополняющими усилиями Рамона-и-Кахаля и Уильяма Джеймса.
Т.Н. Березина - Мифы о нанопсихологии и обоняние c. 0-0
Аннотация: Аннотация: анализируются все представления о нанопсихологии имеющие место в нашей стране. Представления разнообразны: от ненаучных до имеющих отношение к психологии. Наиболее серьезными представляются квантовые теории сознания и отнесение нанопсихологии к разделу инженерной психологии, рассматривающей взаимодействие человека и машины. Предлагается авторский подход к проблеме: воздействие на нанотехнолические процессы через одоранты — химические вещества, выделяемые человеком в виде запахов при изменении его функционального состояния
Тимошкина А.А., Гарайшина Э.М. - Возможности и ограничения информационных онлайн программ в качестве инструментов психологической самопомощи c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29133

Аннотация: В теоретической части авторы подробно рассматривают такие темы, как уникальные психотерапевтические отношения, определяющие эффективность психотерапии. Затрагивают вопросы, связанные с особенностями алгоритмов психологических программ самопомощи, создающие условия для самостоятельной обработки внешнего жизненного контекста, чтобы сформировать новые поведенческие стратегии без контакта с психотерапевтом. Подробно описывается предмет исследования - когнитивные схемы участников психологических программ самопомощи, формирующие новые поведенческие реакции. Особое внимание уделяется анализу реструктуризации дисфункциональных когнитивных умопостроений при взаимодействии участников с психологическими тренажерами. В эмпирической части представлены результаты исследования, в котором участвовали 44 человека (мужчины и женщины, в возрасте от 25 до 55 лет, со средне-специальным или высшим образованием, прошедшие клиническое интервью у психиатра и предоставившие справку о том, что не состоят в учетной группе по психическому расстройству). Участников поделили на две равные по количеству группы: экспериментальную и контрольную. Было показано, что у экспериментальной группы в процессе прохождения психологической программы значимые изменения наблюдались в когнитивной и аффективной схемах. Актуальность анализа подобных инструментов самопомощи обусловлена тенденцией к увеличению числа пограничных расстройств. И при доказательстве эффективности подобных психологических проектов появляется перспектива для обсуждения возможных вариантов применения в современной психотерапии.
Артемьева О.А. - История психологии в решении проблемы развития и организации отечественной психологии c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.2.37620

Аннотация: Предметом научного анализа автора являются теоретико-методологические основы современного историко-психологического исследования развития и организации отечественной психологической науки. В статье обосновывается роль истории психологии в развитии психологического знания и практики, определении места психологии в жизни современного человека и общества. Дается краткая характеристика ее познавательной, рефлексивной, аксиологической, социальной, организационно-научной, интегративной и прогностической функций, функции стимулирования поступательного развития психологической науки. С опорой на взгляды В.А. Кольцовой определяется объект и предмет истории психологии. В качестве основного направления реализации историко-психологического поиска автор предлагает системное междисциплинарное исследование личностного, социального, предметно-логического и процессуального аспектов психологического познания. Представляет предварительные результаты комплексного исследования организации работы первых научных коллективов советских психологов, проведенного под ее руководством с использованием методов количественного и качественного анализа биографий научных руководителей и сотрудников, данных об их научной деятельности и библиографического анализа списков работ. Возможности анализа деятельности научных коллективов для реконструкции истории советской психологии автор связывает с социалистической ориентацией научной политики и внедрением коллективных способов организации деятельности в этот период. Данные проведенного историко-психологического исследования позволяют сделать выводы, актуальные для организации психологической науки в современной России. В частности, о важности поддерживающей научной политики, учета исследователями социального заказа в отношении психологии; практической направленности и преемственности в разработке научно-исследовательской программы, зависимости реализации методологических установок ведущего ученого от наличия исследовательского коллектива; о значении наличия возможностей реализации исследовательского потенциала ученых в условиях коллективной работы, а также организаторских, умственных, творческих, педагогических и морально-этических способностей руководителя научного коллектива.
Сенницкая Е.В. - Особенности избирательности внимания при чтении текста (на примере криминалистической задачи) c. 10-42

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.27200

Аннотация: Объектом исследования является внимание, предметом - особенности избирательного внимания к тем или иным фактам, изложенным в криминалистической задаче. Гипотеза исследования: существует зависимость между вниманием к факту, выражающемся в количестве его интерпретаций в письменном решении задачи испытуемыми, с одной стороны, и количеством дочерних элементов, конкретизирующих отдельные его стороны, в тексте условия задачи. Иначе говоря, если представить текст в виде иерархической структуры, иллюстрирующей движение повествования от общего к частному, то оказывается, что факт, который не просто упомянут, а раскрыт с помощью каких-то подробностей, привлекает к себе внимание только за счёт количества конкретизирующих его дочерних элементов, независимо от самого содержания факта. Методы исследования: 1) теоретический анализ литературы о факторах, влияющих на избирательность внимания; 2) эксперимент - решение криминалистической задачи испытуемыми разного пола, возраста и образования; 3) метод анкетирования с вопросами открытого типа (испытуемые решали криминалистическую задачу путём составления текста в свободной форме). Методы количественной обработки данных: 1) корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена; 2) однофакторный дисперсионный анализ; 3) описательная статистика (в процентах). Новизна исследования заключается в выявлении ранее не изучавшегося фактора, влияющего на "заметность" факта в тексте для читателя: его положение в иерархической системе фактов. Основной вывод заключается в том, что наибольшую роль в привлечении внимания к факту играет не общее количество дочерних элементов, а их число на ближайшем уровне иерархии.
Спирова Э.М. - «Человек сведущий» (homo intelligens)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.10703

Аннотация: В современной философской антропологии наметилась тенденция соединить данные палеоантропологии и социобиологии с новейшей информационной техникой. Предметом статьи является анализ данной тенденции. На этой основе осмысливается характер человеческого общества в виде глобальной общности жителей синергетического общества, существующего на основе взаимной помощи без потребности в государстве и вооруженных силах. В отличие от современного человека разумного (homo sapiens) нового человека называют человеком понимающим (homo intelligens). Огромные достижения информационного общества поставят перед человечеством массу вопросов. Останется ли жажда познания неоспоримым импульсом креативной деятельности? Какое выражение примет инстинкт выживания? Насколько вообще мы останемся биологическими существами? Методология исследования – сравнение классической модели разумного человека с человеком сведущим. Используется герменевтический подход для выстраивания нового облика философской антропологии. В исследовании показано, что массово-информационные процессы глобального мира теперь уже невозможно изучать без всесторонней философско-антропологической теории. Говоря о «глобальном человеке», о проблеме самоидентификации в обществе «реальной виртуальности», мы не можем следовать лишь логике компьютерных технологий, обезличенной информационной среды.
Спирова Э.М. - «Человек сведущий» (homo intelligens) c. 22-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.1.63933

Аннотация: В современной философской антропологии наметилась тенденция соединить данные палеоантропологии и социобиологии с новейшей информационной техникой. Предметом статьи является анализ данной тенденции. На этой основе осмысливается характер человеческого общества в виде глобальной общности жителей синергетического общества, существующего на основе взаимной помощи без потребности в государстве и вооруженных силах. В отличие от современного человека разумного (homo sapiens) нового человека называют человеком понимающим (homo intelligens). Огромные достижения информационного общества поставят перед человечеством массу вопросов. Останется ли жажда познания неоспоримым импульсом креативной деятельности? Какое выражение примет инстинкт выживания? Насколько вообще мы останемся биологическими существами? Методология исследования – сравнение классической модели разумного человека с человеком сведущим. Используется герменевтический подход для выстраивания нового облика философской антропологии. В исследовании показано, что массово-информационные процессы глобального мира теперь уже невозможно изучать без всесторонней философско-антропологической теории. Говоря о «глобальном человеке», о проблеме самоидентификации в обществе «реальной виртуальности», мы не можем следовать лишь логике компьютерных технологий, обезличенной информационной среды.
Артемьева О.А. - Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.4.31238

Аннотация: Реализуется историко-психологический подход к решению проблемы взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР. Обсуждаются результаты эмпирического исследования с применением методов биографического и событийного анализа, сленгового анализа заголовков, качественного и количественного анализа научных и практико-ориентированных публикаций ведущих советских психологов, а также официальных документов, регламентировавших организацию психологической науки и практики. Впервые предлагается периодизация развития взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР; дается краткая характеристика каждого из периодов. Определяется значение государственной организации и регламентации науки и практики, а также самоорганизации психологов. Делается вывод о влиянии кардинальных изменений социальных условий развития отечественной психологии в начале и в конце ХХ века, в частности революции 1917 г., «перестройки» и последующего распада СССР, прежде всего, на состояние психологической практики. Ставится проблема преемственности в развитии исследовательской и практической психологии в России; отмечается ее связь с решением педагогических задач. Проведенный анализ позволяет расширить историографические представления о закономерностях развития взаимоотношений психологической науки и практики в СССР и проследить генезис «схизиса» исследовательской и практической психологии в современной России.
Сенницкая Е.В. - Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17193

Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.
Сенницкая Е.В. - Вариант решения проблемы описания и измерения словесной информации c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67639

Аннотация: Объектом исследования является возможность создания метода описания и измерения информации на естественном языке (в том числе с включением математических и иных формул), который позволил бы решить следующие актуальные задачи: 1) точно указать количество информации, имеющейся в речи или тексте; 2) сделать точными педагогические рекомендации, связанные с учётом сложности изучаемого материала; 3) обеспечить дозирование информации для максимально лёгкого восприятия; 4) исследовать особенности мышления людей, основываясь на информационном анализе их речи или текстов. Создание такого метода моделирования осуществлялось за счёт выделения определённой единицы информации и нахождения способа описания связей между отдельными единицами. В результате анализа работ предшественников был сделан вывод о том, что решение вопроса шло двумя путями: за счёт выработки единицы описания (преимущественно визуально представимого характера) и за счёт представления информации в виде иерархической структуры. Неудачи в решении проблемы были обусловлены тем, что эти подходы не были совмещены. Автором был разработан метод описания словесных массивов информации, названный объектно-иерархическим. Объектным он является потому, что единицей информации служит визуально представимый объект в грамматическом смысле, то есть предмет или явление, о котором можно спросить «что это?». Иерархическим же метод является по той причине, что единицы информации в связной речи или тексте взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. В качестве единицы информации автор предлагает принять описываемую словами, математической или иной формулой визуально представимую картину, заключающую в себе: предмет в грамматическом смысле либо предмет и совершаемое им действие (т.е. явление) либо предмет, совершаемое им действие, и предмет, на который это действие направлено. Предлагаемый метод позволяет дозировать информацию и обеспечивать максимально лёгкое её восприятие. Также он является удобным инструментом для исследования особенностей мышления разных людей за счёт структурного анализа их речи или текстов.
Н.Н. Веселова - Исторические аспекты становления синергетического подхода в изучении саморазвивающихся систем c. 49-56
Аннотация: в данной статье представления о самоорганизующихся и саморазвивающихся системах описаны в исторической динамике. Автор раскрывает междисциплинарный характер их исследования и возможность осуществления переноса методов одной науки в другую в рамках синергетического подхода. В статье указывается на разворачивающееся в психолого-педагогической науке направление исследований деятельности как саморазвивающейся системы.
Яновский М.И., Борисов Н.А., Кузнецов Ю.М. - О психологических механизмах, создающих характер человека c. 73-88

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.4.37859

EDN: PUTACE

Аннотация: Предметом исследования являются психологические механизмы, продуцирующие характер человека. Рассмотрены классические представления о характере, нашедшие отражения в современных его определениях и трактовках. Сопоставлены понятия «интенция» и «отношение». На этой основе традиционное понимание характера как выражения системы отношений человека к людям, предметам и т.д. трансформируется в рассмотрение его как интенционального «рельефа» субъекта. Анализируется психологическое содержание отношения как замены действия (деятельности). Обосновывается связь характера со структурой деятельности человека. Выдвигается идея об имитационно-деятельностной природе характера. На основе рассмотрения типов интенций и отношений реализована попытка разработки базовой типологии характера. Приведены примеры, иллюстрирующие имитационно-деятельностную природу типов характера. Преимуществом изложенной концепции психологической природы характера является то, что она, в отличие от существующих подходов к характеру (характер как акцентуация, социальный характер по Э. Фромму и т.п.), позволяет соединить описательный подход к характеру с возможностью анализа его внутренних психологических механизмов. Кроме того, поскольку структура деятельности (средство, функция и т.д.) коррелирует с фундаментальным составом этих механизмов, то и наша типология характеров является не одной из возможных, а, как мы полагаем, отражает базовые типы характера.
О.И. Маховская - Российские гуманитарии и Интернет: конфликт сценариев и предписаний c. 75-80
Аннотация: начиная с конца 1980-х гг. развитие опосредованной компьютером коммуникации российских ученых с их зарубежными коллегами складывалось драматически. В дополнение к «внешним» техническим факторам соединения, существовали «внутренние» культурно-обусловленные, а также статусные факторы, препятствующие коммуникации. Среди них низкая компьютерная грамотность, плохое знание английского языка, более глубокие различия в нормах, ритуалах научной коммуникации в России и на Западе. С одной стороны спонтанность, гласность, равенство всех, с другой — авторитаризм, строгая иерархия, стремление избегать личной ответственности и т.д. Эти и другие противоречия, которые до сих пор мешают интеграции гуманитариев в мировую науку, описаны в статье
Пшеничная В.В. - Использование медитации для снижения уровня тревожности студентов колледжа в ситуации экзамена

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18868

Аннотация: В статье анализируются проблемы применения медитативных приемов для коррекции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации. Автором раскрывается специфика использования медитативных приемов в психологической практике, предлагается обзор механизмов позитивного влияния подобных техник на психоэмоциональное состояние человека. Объектом данной работы является возможность использования медитативных приемов в образовательной среде, предметом - изучение влияния медитации на психоэмоциональное состояние студентов колледжа в ситуации экзамена. Целью автора также является стремление пробудить интерес отечественных психологов и психотерапевтов к использованию медитативных практик. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; тестирование студентов выпускных курсов педагогического колледжа; статистические методы (описательные статистики, частотный анализ, критерий Спирмена). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «SPSS 20». Основным результатом исследования является снижение уровня ситуативной тревожности у студентов - выпускников колледжа в процессе их подготовки к итоговой государственной аттестации при использовании психологом в работе с ними медитативных техник. Важным выводом является то, что медитация представляется универсальным методом снятия психоэмоционального напряжения, в частности тревожности в стрессовой ситуации. Научная новизна работы заключается в использовании медитации как средства снижения тревожности в условиях образовательного процесса.
Пшеничная В.В. - Использование медитации для снижения уровня тревожности студентов колледжа в ситуации экзамена c. 124-129

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.67760

Аннотация: В статье анализируются проблемы применения медитативных приемов для коррекции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации. Автором раскрывается специфика использования медитативных приемов в психологической практике, предлагается обзор механизмов позитивного влияния подобных техник на психоэмоциональное состояние человека. Объектом данной работы является возможность использования медитативных приемов в образовательной среде, предметом - изучение влияния медитации на психоэмоциональное состояние студентов колледжа в ситуации экзамена. Целью автора также является стремление пробудить интерес отечественных психологов и психотерапевтов к использованию медитативных практик. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; тестирование студентов выпускных курсов педагогического колледжа; статистические методы (описательные статистики, частотный анализ, критерий Спирмена). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «SPSS 20». Основным результатом исследования является снижение уровня ситуативной тревожности у студентов - выпускников колледжа в процессе их подготовки к итоговой государственной аттестации при использовании психологом в работе с ними медитативных техник. Важным выводом является то, что медитация представляется универсальным методом снятия психоэмоционального напряжения, в частности тревожности в стрессовой ситуации. Научная новизна работы заключается в использовании медитации как средства снижения тревожности в условиях образовательного процесса.
Е.В. Грязнова - Идентификация человека в информационной реальности c. 371-379

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.4.62641

Аннотация: В условиях информационного общества социальный опыт уже не может передаваться только традиционными методами. Современный человек вынужден с раннего возраста погружаться в информационно-компьютерное взаимодействие, происходящее в поле информационной реальности, создаваемой современными компьютерными системами. Таким образом, уже в первый период социализации личности – идентификации все интенсивней используются современные компьютерные технологии. В статье рассматриваются возможные негативные последствия идентификации, когда социальный опыт передается не через реального субъекта социализации, а через информационные квазисубъекты, создаваемые современными компьютерно-информационными системами.
Бойко М.Е. - Модальная характерология: идея и логико-математические основы

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.10868

Аннотация: Разрабатывается модальная типология характеров (МТХ), относящаяся к классу дедуктивных характерологических систем. Под дедуктивными типами характеров подразумеваются типы характеров, введенные из логических соображений, — безотносительно к вопросу о том, стоит ли за этим какая-либо онтология, т. е. наблюдался ли подобный тип характеров на практике. В основу дедуктивной типологии характеров предлагается положить теорию модальностей. Это соответствует резко возросшему интересу к модальностям в современной науке и образует параллель с попытками применить теорию модальностей для типологии мировоззрений и психических расстройств. МТХ основывается на теории модальностей А.-Ж. Греймаса и гипотезе о связи эмпирических характеров и модальностей, высказанной В. П. Рудневым. Выделяются четыре логически несводимые друг к другу базисные типа характеров, вводится представление о четырехмерном модальном характерологическом пространстве. Показывается, что МТХ позволяет описывать эмпирические характеры с помощью набора (вектора) из четырех модальных координат. Это позволяет формализовать качественный подход В. П. Руднева и создать количественный подход к диагностике человеческого характера. Типам характеров, выделенным в клинической типологии характеров (КТП), ставятся в соответствие векторы из модальных координат, что позволяет количественно выразить «близость» типов характеров в КТП и опровергнуть мнение об их логической несводимости друг к другу. Вводится новый количественный показатель эмпирического характера — модальная активность.
Бойко М.Е. - Модальная характерология: идея и логико-математические основы c. 404-412

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.64216

Аннотация: Разрабатывается модальная типология характеров (МТХ), относящаяся к классу дедуктивных характерологических систем. Под дедуктивными типами характеров подразумеваются типы характеров, введенные из логических соображений, — безотносительно к вопросу о том, стоит ли за этим какая-либо онтология, т. е. наблюдался ли подобный тип характеров на практике. В основу дедуктивной типологии характеров предлагается положить теорию модальностей. Это соответствует резко возросшему интересу к модальностям в современной науке и образует параллель с попытками применить теорию модальностей для типологии мировоззрений и психических расстройств. МТХ основывается на теории модальностей А.-Ж. Греймаса и гипотезе о связи эмпирических характеров и модальностей, высказанной В. П. Рудневым. Выделяются четыре логически несводимые друг к другу базисные типа характеров, вводится представление о четырехмерном модальном характерологическом пространстве. Показывается, что МТХ позволяет описывать эмпирические характеры с помощью набора (вектора) из четырех модальных координат. Это позволяет формализовать качественный подход В. П. Руднева и создать количественный подход к диагностике человеческого характера. Типам характеров, выделенным в клинической типологии характеров (КТП), ставятся в соответствие векторы из модальных координат, что позволяет количественно выразить «близость» типов характеров в КТП и опровергнуть мнение об их логической несводимости друг к другу. Вводится новый количественный показатель эмпирического характера — модальная активность.
Посыпанова О.С. - Психологические и маркетинговые свойства Я-концепции потребителя

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.15028

Аннотация: Реклама, промоушн, маркетинг все более и более тонко воздействуют на потенциального покупателя, уже не просто мотивируя его, а вторгаясь в глубинные пласты Я-концепции. Исследование посвящено анализу того, какие особенности Я-концепции отзываются на маркетинговое воздействие. Я-концепция потребителя, по мнению авторов, – это структурный пласт общей Я-концепции, активизирующийся при выборе товара и всегда скрепленный с товаром. Рассмотрены психологические свойства Я-концепции потребителя, то есть те, которые обеспечивают субъектный контроль покупок: потребительская рефлексивность, осознанность, прогностичность, целеполагание, кризисное проявление, экстериоризация личности, самореализация, терминальность, интернальность, сложность ценностно-мотивационной структуры личности. Также обозначены маркетинговые свойства Я-концепции потребителя, то есть те, которые обеспечивают активное реагирование на внешнюю стимуляцию продаж и тем самым потребительскую объектность: диадность с товаром, реактивность, сензитивность, зависимость от рекламы и продавца, психическую пассивность, символизм, пластичность. Определено, что Я-концепция потребителя обладает следующими функциями: регулятивной, ограничивающей, антиманипуляционной, функцией самоопределения в мире вещей, функцией ускорения потребления.
Посыпанова О.С. - Психологические и маркетинговые свойства Я-концепции потребителя c. 459-469

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.5.66551

Аннотация: Реклама, промоушн, маркетинг все более и более тонко воздействуют на потенциального покупателя, уже не просто мотивируя его, а вторгаясь в глубинные пласты Я-концепции. Исследование посвящено анализу того, какие особенности Я-концепции отзываются на маркетинговое воздействие. Я-концепция потребителя, по мнению авторов, – это структурный пласт общей Я-концепции, активизирующийся при выборе товара и всегда скрепленный с товаром. Рассмотрены психологические свойства Я-концепции потребителя, то есть те, которые обеспечивают субъектный контроль покупок: потребительская рефлексивность, осознанность, прогностичность, целеполагание, кризисное проявление, экстериоризация личности, самореализация, терминальность, интернальность, сложность ценностно-мотивационной структуры личности. Также обозначены маркетинговые свойства Я-концепции потребителя, то есть те, которые обеспечивают активное реагирование на внешнюю стимуляцию продаж и тем самым потребительскую объектность: диадность с товаром, реактивность, сензитивность, зависимость от рекламы и продавца, психическую пассивность, символизм, пластичность. Определено, что Я-концепция потребителя обладает следующими функциями: регулятивной, ограничивающей, антиманипуляционной, функцией самоопределения в мире вещей, функцией ускорения потребления.
Моркина Ю.С. - «Социально-конструктивистский подход к феноменам сознания»

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12164

Аннотация: Предмет исследования – сознание и его феномены. Феномены сознания, так как они нам даны, являются сложными системами смыслов и непосредственных восприятий. Социально-конструктивистская точка зрения заключается в том, что вне социума сознания не могло бы воспринимать феномены именно в таком качестве, как осмысленные. Феноменолог А. Шюц говорит, что каждый отдельный человек приходит в уже сложившийся мир, мир «светящийся смыслами», созданными социумом. Психологи прослеживают развитие мышления и восприятия мира ребенком, отмечая, что без взрослых их мир как мир осмысленных феноменов не мог бы сложиться. Методологическая основа исследования представляет собой сочетание историко-генетического метода и метода теоретической реконструкции, с одной стороны, и критико-аналитического метода, с другой. В статье используются также феноменологические методы и междисциплинарный подход к исследованию феноменов сознания. Изучение сознания и его феноменов порождает ряд трудностей методологического характера, перерастающих в истинно философские проблемы. В статье показано, что социально-конструктивистский взгляд на феномены сознания – одна из попыток дать решение этих проблем. С привлечением данных психологии и социологии, а также феноменологических методов рассматриваются такие решения.
Моркина Ю.С. - «Социально-конструктивистский подход к феноменам сознания» c. 587-596

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.65044

Аннотация: Предмет исследования – сознание и его феномены. Феномены сознания, так как они нам даны, являются сложными системами смыслов и непосредственных восприятий. Социально-конструктивистская точка зрения заключается в том, что вне социума сознания не могло бы воспринимать феномены именно в таком качестве, как осмысленные. Феноменолог А. Шюц говорит, что каждый отдельный человек приходит в уже сложившийся мир, мир «светящийся смыслами», созданными социумом. Психологи прослеживают развитие мышления и восприятия мира ребенком, отмечая, что без взрослых их мир как мир осмысленных феноменов не мог бы сложиться. Методологическая основа исследования представляет собой сочетание историко-генетического метода и метода теоретической реконструкции, с одной стороны, и критико-аналитического метода, с другой. В статье используются также феноменологические методы и междисциплинарный подход к исследованию феноменов сознания. Изучение сознания и его феноменов порождает ряд трудностей методологического характера, перерастающих в истинно философские проблемы. В статье показано, что социально-конструктивистский взгляд на феномены сознания – одна из попыток дать решение этих проблем. С привлечением данных психологии и социологии, а также феноменологических методов рассматриваются такие решения.
Альперович В.Д. - «Свои» и «чужие» в биографических нарративах студентов-психологов

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.12139

Аннотация: В статье рассмотрeно конструирование личностью феномена «свой-чужой» в биографическом нарративe. В зарубежной и отечественной психологии проанализировано самоопределение героя в нарративах сквозь призму его взаимодействия с иными персонажами; раскрыты особeнности представлений о Другом человеке как Враге и Друге, «своeм-чужом», в связи с образом «Я». Проблемой исследования стало конструирование личностью феномена «свой-чужой», в зависимости от жанра свободного повествования. Тем не менее, в российской психологии недостаточно изучено конструирование личностью феномена «свой-чужой» в свободном повествовании. Цель данного исслeдования заключалась в выявлении содержательного наполнения категории «свой-чужой» в биографических нарративах различных жанров. Предмет исследования составили сюжетно-персонажные особенности биографических нарративов студeнтов-психологов. Применены качественные методы (интерпретация, нарративный анализ ― выявление структурных компонентов текста, по У. Лабову, пространственно-временных отношений; определение жанра повествования). Впервые показано, что в биографиях-хрониках в бинарной оппозиции «свои-чужие» акцeнтирован полюс «свои»; в сказочных, любовных, бытовых новеллах и эссе акцентирован полюс «чужие». Впервые предложено эмпирическое обоснование гипотeзы о том, что содержательное наполнение категории «свой-чужой» в биографичeском нарративе может быть взаимосвязано с его сюжетно-персонажными особенностями. Рeзультаты исследования, обусловливающие его новизну, могут быть использованы при анализе поколенческой ментальности, в психотерапевтической практике.
Альперович В.Д. - «Свои» и «чужие» в биографических нарративах студентов-психологов c. 681-691

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65234

Аннотация: В статье рассмотрeно конструирование личностью феномена «свой-чужой» в биографическом нарративe. В зарубежной и отечественной психологии проанализировано самоопределение героя в нарративах сквозь призму его взаимодействия с иными персонажами; раскрыты особeнности представлений о Другом человеке как Враге и Друге, «своeм-чужом», в связи с образом «Я». Проблемой исследования стало конструирование личностью феномена «свой-чужой», в зависимости от жанра свободного повествования. Тем не менее, в российской психологии недостаточно изучено конструирование личностью феномена «свой-чужой» в свободном повествовании. Цель данного исслeдования заключалась в выявлении содержательного наполнения категории «свой-чужой» в биографических нарративах различных жанров. Предмет исследования составили сюжетно-персонажные особенности биографических нарративов студeнтов-психологов. Применены качественные методы (интерпретация, нарративный анализ ― выявление структурных компонентов текста, по У. Лабову, пространственно-временных отношений; определение жанра повествования). Впервые показано, что в биографиях-хрониках в бинарной оппозиции «свои-чужие» акцeнтирован полюс «свои»; в сказочных, любовных, бытовых новеллах и эссе акцентирован полюс «чужие». Впервые предложено эмпирическое обоснование гипотeзы о том, что содержательное наполнение категории «свой-чужой» в биографичeском нарративе может быть взаимосвязано с его сюжетно-персонажными особенностями. Рeзультаты исследования, обусловливающие его новизну, могут быть использованы при анализе поколенческой ментальности, в психотерапевтической практике.
Гуревич П.С. - Актуальная психология

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9425

Аннотация: Роль психологии в современном мире решительно преображается. Рождается новая цивилизация, и она несет с собой множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Необычайная скорость социальных и культурных преобразований, неспособность многих людей адаптироваться к новым реальностям, распад идентичности (то есть способности правильно осознавать и воспринимать себя), обнаружение новых антропологических (то есть присущих именно людям) свойств – все это выдвигает психологию едва ли не на передний край современного гуманитарного знания. Мы являемся свидетелями своеобразного психологического бума. Поток литературы по психологии оказывается все более и более значительным. Расширяется радиус психологического знания. Психологию преподают сегодня во всех вузах – государственных и коммерческих. В наши дни психология оказывается востребованной в сфере бизнеса и управления, политики и экологии, экономики и спорта, права и рекламы, образования и воспитания. Бурно развивается трансперсональная (интегральная) психология. Властно заявляет о себе политическая психология, психология чрезвычайных ситуаций, экономическая психология, спортивная психология. Стандарты психологического образования явно не поспевают за стремительным расширением спектра психологического знания.
П.С. Гуревич - Актуальная психология c. 742-749

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63111

Аннотация: Роль психологии в современном мире решительно преображается. Рождается новая цивилизация, и она несет с собой множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Необычайная скорость социальных и культурных преобразований, неспособность многих людей адаптироваться к новым реальностям, распад идентичности (то есть способности правильно осознавать и воспринимать себя), обнаружение новых антропологических (то есть присущих именно людям) свойств — все это выдвигает психологию едва ли не на передний край современного гуманитарного знания. Мы являемся свидетелями своеобразного психологического бума. Поток литературы по психологии оказывается все более и более значительным. Расширяется радиус психологического знания. Психологию преподают сегодня во всех вузах — государственных и коммерческих. В наши дни психология оказывается востребованной в сфере бизнеса и управления, политики и экологии, экономики и спорта, права и рекламы, образования и воспитания. Бурно развивается трансперсональная (интегральная) психология. Властно заявляет о себе политическая психология, психология чрезвычайных ситуаций, экономическая психология, спортивная психология. Стандарты психологического образования явно не поспевают за стремительным расширением спектра психологического знания.
Русакова М.С. - Типологический и ролевой подходы к командообразованию: сравнительный анализ процессов ролевого распределения c. 890-897

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.22329

Аннотация: Статья посвящена эмпирическому сопоставлению особенностей процесса распределения ролей в командах, созданных посредством альтернативных технологий командообразования. Рассмотрению подлежат два наиболее разработанных подхода к комплектованию команды – типологический и ролевой. Исследование демонстрирует специфику каждого из подходов в отношении ряда вопросов распределения ролей членов команд. В частности, рассматриваются такие проблемы, как согласованность и устойчивость процесса распределения ролей, степень легкости категоризации ролевого поведения членов команды, особенности отношения участников к происходящим в команде процессам. Рассматриваются изменения данных показателей в зависимости от трех наиболее актуальных и естественно сменяющих друг друга условий совместной деятельности. Данные условия воссоздаются в ходе двухфакторного многоуровневого эксперимента. Первым условием взаимодействия членов команды выступает контекст низкой осведомленности игроков об особенностях ролевого поведения друг друга. Второе условие совместной деятельности предполагает закономерное накопление опыта командного взаимодействия, в то время как третье условие моделирует деятельность в условиях изменений, с которыми длительно функционирующей команде неизбежно приходится сталкиваться. Исследование показывает, что применение типологического подхода приводит к более напряженным процессам ролевого распределения, первоначально формируя в команде взаимные иллюзии участников относительно друг друга. Временной фактор и условия изменений способствуют активной конструктивной перестройке системы ролей. В то же время внедрение ролевого подхода сопряжено с замедленным и достаточно корректным формированием данной системы, оказывающейся, однако, менее устойчивой к стрессовым условиям деятельности.
Русакова М.С. - Типологический и ролевой подходы к командообразованию: сравнительный анализ процессов ролевого распределения c. 890-897

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.68632

Аннотация: Статья посвящена эмпирическому сопоставлению особенностей процесса распределения ролей в командах, созданных посредством альтернативных технологий командообразования. Рассмотрению подлежат два наиболее разработанных подхода к комплектованию команды – типологический и ролевой. Исследование демонстрирует специфику каждого из подходов в отношении ряда вопросов распределения ролей членов команд. В частности, рассматриваются такие проблемы, как согласованность и устойчивость процесса распределения ролей, степень легкости категоризации ролевого поведения членов команды, особенности отношения участников к происходящим в команде процессам. Рассматриваются изменения данных показателей в зависимости от трех наиболее актуальных и естественно сменяющих друг друга условий совместной деятельности. Данные условия воссоздаются в ходе двухфакторного многоуровневого эксперимента. Первым условием взаимодействия членов команды выступает контекст низкой осведомленности игроков об особенностях ролевого поведения друг друга. Второе условие совместной деятельности предполагает закономерное накопление опыта командного взаимодействия, в то время как третье условие моделирует деятельность в условиях изменений, с которыми длительно функционирующей команде неизбежно приходится сталкиваться. Исследование показывает, что применение типологического подхода приводит к более напряженным процессам ролевого распределения, первоначально формируя в команде взаимные иллюзии участников относительно друг друга. Временной фактор и условия изменений способствуют активной конструктивной перестройке системы ролей. В то же время внедрение ролевого подхода сопряжено с замедленным и достаточно корректным формированием данной системы, оказывающейся, однако, менее устойчивой к стрессовым условиям деятельности.
Моркина Ю.С. - Живая природа как антропокосмический феномен

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.12920

Аннотация: Предмет исследования – феномены человеческого мира (антропокосма) и живая природа как пример такого феномена. При этом антропокосм исследуется как трансцендентальное поле для проявленности феноменов. В данной статье живая природа анализируется как феномен антропокосма, отличающийся высоким уровнем сложности и осмысляемый различными способами: научным, повседневным, способами искусства и философии. Сложность живой природы как антропокосмического феномена означает включение непознанного в ее структуру. В данной статье непознанное как компонент феноменов человеческого мира также становится предметом исследования. Методологию данной статьи составляет анализ понятия антропокосма и проведение междисциплинарного исследования сознания и науки, выявление связей между ними на основе феноменологических методов. Понятие антропокосма впервые введено нами и видится нам эвристичным для феноменологического исследования человеческого мира. Оно заключает в себе концептуализацию мира человека, понимаемого как все человечество. Нами показано, что, поскольку сознание человечества включает в себя все сознания отдельных людей как эмпирических субъектов, то антропокосм настоящего времени будет включать в себя все феномены, конституируемые сознаниями всех людей в настоящее время. Нами описано, как антропокосм меняет свою конфигурацию во времени, поскольку изменяются воззрения человека на мир, а, следовательно, феномены, конституируемые сознанием человека (в общем трансцендентальном смысле). Также впервые продемонстрировано, что, наука, изымая иррациональный компонент из субъекта (конституирующее сознание) получает «неполный феномен», объясняемый и исследуемый рационально, неполнота которого является причиной «неисчерпаемости» любого феномена для научного исследования.
Моркина Ю.С. - Живая природа как антропокосмический феномен c. 1162-1171

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65787

Аннотация: Предмет исследования – феномены человеческого мира (антропокосма) и живая природа как пример такого феномена. При этом антропокосм исследуется как трансцендентальное поле для проявленности феноменов. В данной статье живая природа анализируется как феномен антропокосма, отличающийся высоким уровнем сложности и осмысляемый различными способами: научным, повседневным, способами искусства и философии. Сложность живой природы как антропокосмического феномена означает включение непознанного в ее структуру. В данной статье непознанное как компонент феноменов человеческого мира также становится предметом исследования. Методологию данной статьи составляет анализ понятия антропокосма и проведение междисциплинарного исследования сознания и науки, выявление связей между ними на основе феноменологических методов. Понятие антропокосма впервые введено нами и видится нам эвристичным для феноменологического исследования человеческого мира. Оно заключает в себе концептуализацию мира человека, понимаемого как все человечество. Нами показано, что, поскольку сознание человечества включает в себя все сознания отдельных людей как эмпирических субъектов, то антропокосм настоящего времени будет включать в себя все феномены, конституируемые сознаниями всех людей в настоящее время. Нами описано, как антропокосм меняет свою конфигурацию во времени, поскольку изменяются воззрения человека на мир, а, следовательно, феномены, конституируемые сознанием человека (в общем трансцендентальном смысле). Также впервые продемонстрировано, что, наука, изымая иррациональный компонент из субъекта (конституирующее сознание) получает «неполный феномен», объясняемый и исследуемый рационально, неполнота которого является причиной «неисчерпаемости» любого феномена для научного исследования.
Андреев И.Л. - МОЗГ, ВРЕМЯ, ВЛАСТЬ: эволюция виртуальной реальности в реальную виртуальность

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.10051

Аннотация: Этнопсихологические исследования последних лет и полевая работа автора в 15 африканских странах (1962-2010) дают всё больше подтверждений тому, что фундаментальным свойством нервно-психической деятельности человека является ее пространственно-временная ориентация, в принципе адекватная четырехмерному пространству-времени окружающего мира. Именно в этом континууме происходит эволюция виртуальной реальности как когнитивного алгоритма восприятии человеком окружающего мира в реальную виртуальность социальных и межличностных отношений, включая структуры складывавшихся институты. Первичная власть опиралась на выраставший из глубины веков культ мудрых предков. К нему примыкали древние традиции распоряжения родоплеменной верхушкой свободным от непосредственного жизнеобеспечения временем населения, что было связано с его строгой дислокацией в пределах определенного ареала как необходимым условием успешного выполнения общественных работ, ритуальных мероприятий и военных действий по защите и обеспечению природных и социальных предпосылок производства, жизнедеятельности и устойчивости социума.
Андреев И.Л. - МОЗГ, ВРЕМЯ, ВЛАСТЬ: эволюция виртуальной реальности в реальную виртуальность c. 1178-1190

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.12.63709

Аннотация: Этнопсихологические исследования последних лет и полевая работа автора в 15 африканских странах (1962-2010) дают всё больше подтверждений тому, что фундаментальным свойством нервно-психической деятельности человека является ее пространственно-временная ориентация, в принципе адекватная четырехмерному пространству-времени окружающего мира. Именно в этом континууме происходит эволюция виртуальной реальности как когнитивного алгоритма восприятии человеком окружающего мира в реальную виртуальность социальных и межличностных отношений, включая структуры складывавшихся институты. Первичная власть опиралась на выраставший из глубины веков культ мудрых предков. К нему примыкали древние традиции распоряжения родоплеменной верхушкой свободным от непосредственного жизнеобеспечения временем населения, что было связано с его строгой дислокацией в пределах определенного ареала как необходимым условием успешного выполнения общественных работ, ритуальных мероприятий и военных действий по защите и обеспечению природных и социальных предпосылок производства, жизнедеятельности и устойчивости социума.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.