Статья 'Нелинейная логистика родства: парадоксы африканских межпоколенческих отношений ' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Нелинейная логистика родства: парадоксы африканских межпоколенческих отношений

Андреев Игорь Леонидович

доктор философских наук

главный научный сотрудник, Институт философии РАН

119091, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14/5

Andreev Igor' Leonidovich

Doctor of Philosophy

Doctor of Philosophy, professor, chief researcher at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, e-mail: iglandreev@mail.ru

119091, Russia, Moscow, str. Volkhonka, 14/5

andr3939@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.1.18197

Дата направления статьи в редакцию:

02-03-2016


Дата публикации:

05-06-2016


Аннотация: Генеалогической скрепой африканского общества выступают внутри - и межпоколенческие отношения. Африканец шагает по ступеням традиционного бытия не в одиночку, а будучи прочно впрессованным в свое возрастное братство или сестринство, а также в обозначенное обычаем их место в общей структуре социума. При этом вертикальная связь «горизонтальных» возрастных группировок не означает игнорирования гендерного принципа дифференциации и архитектоники африканского социума. Последний вовсе не выглядит тривиально-унылой возрастной лестницей, хотя возраст, во многом обусловливает не только набор социальных функций, но и общественный статус индивида. Связи возрастных групп, осложнённые специфическими межвозрастными переходами, мало понятными европейскому менталитету, образуют специфическую пирамиду и до сих пор играют важную системообразующую роль. Выверенная эмпирическим опытом предков, такая модель жизнеустройства позволяет более гибко учитывать специфику гендерных и возрастных психофизиологических особенностей членов этно-племенной общности. Она опирается на физиологически обусловленную активизацию в разном возрасте тех или иных отделов головного мозга, и в связи с возрастными социальными статусами делит локальный социум на две примерно равные части. Одну из них составляют взрослые, трудоспособные и половозрелые индивиды. Другую - дети и старики, нуждающиеся в поддержке и опеке с их стороны. Исходя из такой антропологической диспозиции, многие проблемы и парадоксы африканского социума выглядят иначе, нежели при безоговорочном рассмотрении в качестве его психологического фундамента только противоречия между полами или только между возрастными когортами сверстников. Одно, впрочем, не исключает другого. Однако, пространственно-временные поля этих отношений и связей во многом различаются и потому не могут совпадать по определению. Соотношение факторов возраста и пола в организации первичного социума и его современных архаических форм - предмет научной дискуссии, в связи с чем автор высказывает точку зрения, подчас не совпадающую с мнением уважаемых коллег.


Ключевые слова:

африканский социум, традиция, возраст, пол, возрастные классы, межвозрастные связи, сын, дочь, отец, прародители

Abstract: Intra- and intergenerational relations are the geneological ties inside African society. An African person walks through the stages of traditional existence not alone by as the part of his/her age-specific brotherhood or sisterhood and according to their specific role in the society. Noteworthy that the vertical links betwen 'horizontal' age groups do not necessarily mean ingoration of the gender differentiation and African society structure. The latter is not jut a trivial age-related ladder even though it should be admitted that in many ways age determines social functions and social status of an individual. In the African society connections between age groups are complicated with the intergenerational links and are difficult-to-understand by the European mentality. These connections create a specific pyramid and continue to play a systemically important role. Testified by the empirical experience of their ancestors, this model of social life allows to be more flexible when taking into account gender and age-specific psychophysiological features of members of ethnic tribes. This model is based on physiological activization of particular parts of the brain at a certain age and divides the local society into two equal parts depending on different age-related statuses of the members. One part is represented by mature individuals capable of working. The other part consists of children and elderly people who need support and care. Based on such anthropological disposition, many problems and paradoxes of African society look different if not viewed from the point of view of psychological differences between sexes and age groups. However, the one does not exclude the other. The spatiotemporal fields of these relationships and connections vary and therefore do not always coincide. The correlation between such factors as age and gender and its role in the primitive society and modern archaic forms of the primitive society are the subject matter for scientific discussion. This is one of the reasons why the author of the present article presents the point of view which may differ from the opinions of his respected colleagues. 


Keywords:

daughter, African society, tradition, age, gender, age classes, inter-age relations, son, father, grand-parents

Библиография
1. Бутинов Н.А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. М.: Восточная литература, 1992. С. 11.
2. Бутинов Н.А. Родство: Океанийская модель // Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып. 1. СПб., 1995. С. 172-183.
3. Тернбул К.М. Человек в Африке. М.: Наука, 1981. С. 60.
4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 32.
5. Young C. Patterns of Social Conflict: State, Class & Ethnicity // Daedalus. 1982. N 2. P. 74, 85.
6. Андреев И.Л. Мозг, время, власть: эволюция виртуальной реальности в реальную виртуальность // Психология и психотехника. 2013. № 12(63). С. 23.
7. Андреев И.Л. Виртуальная реальность африканского времени // Психология и психотехника, М.: ИФ РАН, 2014. № 4. С. 387-403. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4/11424.
8. Griaule M. Methode de l'ethnographie. P., 1957. P. 54.
9. Ольдерогге Д.А. Эпигамия // Избранные статьи. М.: Наука, 1983. С. 16.
10. Синицына И.Е. Человек и семья в Африке. М.: Наука, 1989. С. 82, 219.
11. Ольдерогге Д.А. Типы домашней общины и матрилинейный род у народов Экваториальной Африки // Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975. C. 41.
12. Синицына И.Е. Кенийский прецедент // «В мире обычая». М.: Наука, 1997. С. 21.
References
1. Butinov N.A. Detstvo v usloviyakh obshchinno-rodovogo stroya // Etnografiya detstva. M.: Vostochnaya literatura, 1992. S. 11.
2. Butinov N.A. Rodstvo: Okeaniiskaya model' // Algebra rodstva. Rodstvo. Sistemy rodstva. Sistemy terminov rodstva. Vyp. 1. SPb., 1995. S. 172-183.
3. Ternbul K.M. Chelovek v Afrike. M.: Nauka, 1981. S. 60.
4. Petrovskii V.A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub''ektnosti. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. S. 32.
5. Young C. Patterns of Social Conflict: State, Class & Ethnicity // Daedalus. 1982. N 2. P. 74, 85.
6. Andreev I.L. Mozg, vremya, vlast': evolyutsiya virtual'noi real'nosti v real'nuyu virtual'nost' // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 12(63). S. 23.
7. Andreev I.L. Virtual'naya real'nost' afrikanskogo vremeni // Psikhologiya i psikhotekhnika, M.: IF RAN, 2014. № 4. S. 387-403. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4/11424.
8. Griaule M. Methode de l'ethnographie. P., 1957. P. 54.
9. Ol'derogge D.A. Epigamiya // Izbrannye stat'i. M.: Nauka, 1983. S. 16.
10. Sinitsyna I.E. Chelovek i sem'ya v Afrike. M.: Nauka, 1989. S. 82, 219.
11. Ol'derogge D.A. Tipy domashnei obshchiny i matrilineinyi rod u narodov Ekvatorial'noi Afriki // Sotsial'naya organizatsiya narodov Azii i Afriki. M., 1975. C. 41.
12. Sinitsyna I.E. Keniiskii pretsedent // «V mire obychaya». M.: Nauka, 1997. S. 21.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.