Статья 'Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов

Носс Игорь Николаевич

доктор психологических наук

профессор, кафедра психологии труда и организационной психологии, Московский государственный областной университет, ведущий научный сотрудник НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава РФ

125430, Россия, г. Москва, Пятницкое шоссе, 27

Noss Igor' Nikolaevich

Doctor of Psychology

Professor, the department of Industrial and Organizational Psychology, Moscow Region State University; Leading Scientific Associate, Serbsky State Scientific Center for Social and Forensic Psychiatry under the Ministry of Health of the Russian Federation

125430, Russia, g. Moscow, shosse Pyatnitskoe Shosse, 27

innoss2007@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2016.1.17550

Дата направления статьи в редакцию:

11-01-2016


Дата публикации:

05-06-2016


Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.


Ключевые слова:

операционно-логическая часть мышления, смысловая составляющая мышления, эмоциональная составляющая мышления, семантический анализ деятельности, семантический дифференциал, понятия-стимулы, выявление объекта, выявление свойств объекта, родовидовые признаки объекта, выявление отношений объекта

Abstract: In this article Noss analyzes the three components of the cognitive process: logics, semantics and affect. According to the author, the correlation of these elements of reasoning is the key to successful and adequate acquisition and digestion of knowledge. The logical and emotional components are interrelated and there is a complex oppositely directed nonlinear dependence between them which reflects individual features, peculiarities and contents of the stimulus and circumstances of the thinking process. The researcher provides empirical data obtained in different experimental groups and describing patterns of the five stages of human cogitation, peculiarities of the cognitive process and the mutual influence of the operational-logical and emotional-notional components. The methodology of the research is based on the comparison of different aspects of cognitive activity. The researcher uses psychosemantic analysis of cognitive activity and semantic differential as the main means of psychological research. The main conclusion made by the researcher is that the emotional-notional component of cognitive activity appears and develops as part of personal relations between cogitation actors. Having defined the features and genus species features of an object, relations and connections between notions, the conceptual status of an object is described. The emotional aspect of an object of cognition influences the cognitive process, too, as it creates a relevant motivational background which decreases the influence of the operational-logical component when the object has been prescribed a particular place in the system of relations with other objects, thus decreasing the emotional component of cognition as well.   


Keywords:

operational logical reasoning, notional component of reasoning, emotional component of reasoning, semantic analysis of activity, semantic differential, notions-stimuli, discovery of an object, determination of an object's features, genus-species features of an object, determination of an object's relations

Библиография
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Под общ. ред. А.Р.Лурия. – М.: Прогресс, 1977.
3. Васильева Ю., Курзаева Е. Соотношение эмоционального и смыслового компонентов познавательной деятельности // Актуальные проблемы современной психологии. – М.: МГИ им Е.Р.Дашковой, 2004. С.22-32.
4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман: пер. с англ. А.П.Исаевой.-М. : Манн, Иванов и Фарбер. 2013.-560 с.
5. Давыдов Д.М. Процедура оценки мотивации у человека с помощью автоматизированной тахистоскопической методики на базе БК-0010 // Тезисы докладов всесоюзного семинара: «Проблемы создания и применения приборов и комплексов для психофизиологических исследований». – М.: ВНИИ Медприборостроения, 1989. С. 70.
6. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психо¬логии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1.-М., 1988. С. 73-100.
7. Логическая семантика: перспективы для философии языка и эпистемологии: Сборник научных статей, посвященных юбилею Е.Д. Смирновой / Отв. ред. Е.Г. Драгалина-Черная и Д.В.Зайцев. – Москва: Креативная экономика, 2011.
8. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976.
9. Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак»-«символ» и «значение»-«смысл» // Вопросы психологии, 2005, № 1. С.88-99.
10. Носс И.Н. О возможности использования методики семантического анализа деятельности (САД) в профориентационной диагностике мотивации призывной молодежи // Профессиональный психологический отбор в воен¬но-учебном заведении.-М.: ВПА, 1990. С.36-39.
11. Носс И.Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2014.
12. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. Учебное пособие для студентов и практических психологов. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
13. Носс И.Н. Технология психосемантического анализа деятельности // Психология и психотехника. – 2010.-№ 5. – С.83-91.
14. Пирс Ч.-С. Рассуждение и логика вещей. – М.: РГГУ, 2005.
15. Ревзина О. Г. О понятии коннотации // Языковая система и её развитие во времени и пространстве: Сборник научных статей к 80-летию профессора Клавдии Васильевны Горшковой. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 436—446.
16. Селин А.В. Диагностика и коррекция мотивационно-смысловой сферы личности // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика. Материалы международной конференции. 28-30 мая 2003 г. – М.: МГУ, 2003. С.130-132.
17. Тарский А. Семантическое понятие истины и основания семантики // Аналитическая философия: становление и развитие.-М.: Дом интеллектуальной книги, 1998, с. 90 – 129.
18. Фреге Г. Логика и логическая семантика. – М.: Аспект-Пресс, 2000.
19. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика.-М., 1977.-Вып. 8.
20. Russel B. Our Knowledge Of The External World: As A Field For Scientific Method In Philosophy (1914), Kessinger Publishing, 2010.
References
1. Andreeva I.N. Azbuka emotsional'nogo intellekta. — SPb.: BKhV-Peterburg, 2012.
2. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoi informatsii / Pod obshch. red. A.R.Luriya. – M.: Progress, 1977.
3. Vasil'eva Yu., Kurzaeva E. Sootnoshenie emotsional'nogo i smyslovogo komponentov poznavatel'noi deyatel'nosti // Aktual'nye problemy sovremennoi psikhologii. – M.: MGI im E.R.Dashkovoi, 2004. S.22-32.
4. Goulman D. Emotsional'nyi intellekt / Deniel Goulman: per. s angl. A.P.Isaevoi.-M. : Mann, Ivanov i Farber. 2013.-560 s.
5. Davydov D.M. Protsedura otsenki motivatsii u cheloveka s pomoshch'yu avtomatizirovannoi takhistoskopicheskoi metodiki na baze BK-0010 // Tezisy dokladov vsesoyuznogo seminara: «Problemy sozdaniya i primeneniya priborov i kompleksov dlya psikhofiziologicheskikh issledovanii». – M.: VNII Medpriborostroeniya, 1989. S. 70.
6. Leont'ev D.A. Problema smysla v sovremennoi zarubezhnoi psikho¬logii // Sovremennyi chelovek: tseli, tsennosti, idealy. Vyp. 1.-M., 1988. S. 73-100.
7. Logicheskaya semantika: perspektivy dlya filosofii yazyka i epistemologii: Sbornik nauchnykh statei, posvyashchennykh yubileyu E.D. Smirnovoi / Otv. red. E.G. Dragalina-Chernaya i D.V.Zaitsev. – Moskva: Kreativnaya ekonomika, 2011.
8. Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. – M.: Iskusstvo, 1976.
9. Naryshkin A.V. Stroenie obraza mira cheloveka i sootnoshenie ponyatii «znak»-«simvol» i «znachenie»-«smysl» // Voprosy psikhologii, 2005, № 1. S.88-99.
10. Noss I.N. O vozmozhnosti ispol'zovaniya metodiki semanticheskogo analiza deyatel'nosti (SAD) v proforientatsionnoi diagnostike motivatsii prizyvnoi molodezhi // Professional'nyi psikhologicheskii otbor v voen¬no-uchebnom zavedenii.-M.: VPA, 1990. S.36-39.
11. Noss I.N. Psikhodiagnostika: uchebnik dlya bakalavrov. 2-e izd., pererab. i dop. – M.: Izd-vo Yurait, 2014.
12. Noss I.N. Rukovodstvo po psikhodiagnostike. Uchebnoe posobie dlya studentov i prakticheskikh psikhologov. – M.: Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2005.
13. Noss I.N. Tekhnologiya psikhosemanticheskogo analiza deyatel'nosti // Psikhologiya i psikhotekhnika. – 2010.-№ 5. – S.83-91.
14. Pirs Ch.-S. Rassuzhdenie i logika veshchei. – M.: RGGU, 2005.
15. Revzina O. G. O ponyatii konnotatsii // Yazykovaya sistema i ee razvitie vo vremeni i prostranstve: Sbornik nauchnykh statei k 80-letiyu professora Klavdii Vasil'evny Gorshkovoi. — M.: Izd-vo MGU, 2001. — S. 436—446.
16. Selin A.V. Diagnostika i korrektsiya motivatsionno-smyslovoi sfery lichnosti // Teoriya deyatel'nosti: fundamental'naya nauka i sotsial'naya praktika. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. 28-30 maya 2003 g. – M.: MGU, 2003. S.130-132.
17. Tarskii A. Semanticheskoe ponyatie istiny i osnovaniya semantiki // Analiticheskaya filosofiya: stanovlenie i razvitie.-M.: Dom intellektual'noi knigi, 1998, s. 90 – 129.
18. Frege G. Logika i logicheskaya semantika. – M.: Aspekt-Press, 2000.
19. Frege G. Smysl i denotat // Semiotika i informatika.-M., 1977.-Vyp. 8.
20. Russel B. Our Knowledge Of The External World: As A Field For Scientific Method In Philosophy (1914), Kessinger Publishing, 2010.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.