Психология и Психотехника - рубрика Потенциал интеллекта
по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Рубрика "Потенциал интеллекта"
Потенциал интеллекта
Бескова И.А. - Когнитивно-психологические аспекты мышления творчески одаренных
Аннотация: Исследуется специфика мышления креативных личностей. И в частности, отношение к противоречивости представления информации, специфика ассоциативных связей, влиянлие культурной обусловленности. Рассматриваются некоторые психо-эмоциональные особенности креативов.
Вожатова О.Н. - Динамика проявлений авторской позиции подростков как субъектов телекоммуникации в условиях развивающего обучения
Аннотация: В статье характеризуется динамика проявлений авторской позиции подростков в процессе овладения деятельностью телекоммуникации, позволяющая описать тенденции ее развития от низких к наиболее высоким уровням участников студии журналистики АУ ОТРК «Югра» и кружка журналистики колледжа-интерната искусств для одаренных детей Севера в г. Ханты-Мансийск. Динамика проявлений авторской позиции подростков изучается в процессе организации обучающего эксперимента, спланированного с уче-том психологической полноты условий, способствующих овладению подро-стками и ценностно-смысловыми компонентами деятельности тележурналистики, и разнообразием способов ее реализации. Дана характеристика психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление авторской позиции подростка как субъекта телекомму-никационной деятельности. Выделены критерии, отражающие становление авторской позиции подростков в процессе постановки и решения усложняющихся задач в сфере тележурналистики.
Маслова А.В. - Мгновение итуиции и априорное знание
Аннотация: Проблема определения априорного знания и его наличия во многом похожа на то, что говорится об интуиции. Интуиция рассматривается как изначальный способ получения информации о мире до опыта. Априорное знания и интуиция в данной статье рассматриваются в эволюционном аспекте, как не статичные и заданные инварианты, а сформированные и изменяющиеся феномены. Задача статьи состоит в том, чтобы выявить корреляции в понимании априорного знания и интуиции.
И.Я. Ефимова - Неортодоксальный подход к проблеме сознания и его возможностям c. 0-0
Аннотация: в настоящее время достаточно широкую известность приобрели методики, основанные на использовании резервных возможностей человека. В их число входят слеповидение, синестезия (видение кожей), метод осознанных сновидений и т.д. Спектр сознания бесконечен. Привычное человеческое сознание, по мнению автора, представляет собой лишь крошечный фрагмент бескрайнего непрерывного спектра.
Л.И. Фортунатова - Норма и ее многообразие. c. 0-0
Аннотация: автор показывает, что между нормой и патологией зыбкая граница. Однако потребность в проведении демаркации между нормой и отклонением очевидна. Приходится каждый раз снова и снова возвращаться к этой теме и уточнять суть проблемы.
И.С. Зимина - Становление интеллектуальной пассионарности в процессе обучения: психоаналитическое исследование c. 0-0
Аннотация: Аннотация: тема «пассионарность личности» для меня стала актуальной в процессе психоаналитической работы с детьми. Вялые, апатичные, застенчивые, ленивые дети — проблема, которая требует в работе интегративного подхода: как педагогического, так и психоаналитического. Пассионарность — это «страсть, «аффект». Пассионарные люди — это творцы истории, активные, энергичные, деятельностные личности. В идеале у человека должны быть равномерно развиты интеллектуальная, эмоциональная и деятельностная пассионарность. В данной статье исследуется только интеллектуальная пассионарность, которая может прояснить проблемы детей, связанные с вялостью мыслительных процессов, с задержкой развития познавательных процессов. Уныние, депрессии, снижаете тарения, нарушения эмоционального развития — область исследования эмоциональной пассионарности. Лень, застенчивость, снижение двигательной активности — область исследования деятельностной пассионарности. Каждый из названных разделов требует дополнительных исследований разработки техник и технологий формирования личностной пассионарности, что является в настоящее время областью моего научного интереса.
В.М. Розин - Становление и природа мышления c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Современные исследования показывают, что в историческом плане мышление сформировалось не ранее античной культуры, а в онтогенезе не ранее подросткового периода. Предпосылками мышления являются такие сложные образования как: формирование личности и познание действительности, изобретение рассуждений (и речевых и на моделях), подчинение рассуждений и способов познания правилам логики, отнесение полученных знаний к идеальным объектам. Предполагает мышление и формирование специфических форм сознания и осмысления.
И.А. Бескова - Когнитивно-психологические аспекты мышления творчески одаренных c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье анализируются вопросы, связанные с определением специфики мышления креативных личностей. Предлагается объяснение того, почему для представителей разных культур оказываются в различной степени доступными содержания, извлекаемые на основе использования альтернативных (в том числе архаичных) форм восприятия и упорядочения информации, которые в значительной мере обеспечивают возможность осуществления интуитивных актов, озарений и т.п. Исследуются проявления качественно иной представленности подсознательно протекающих мыслительных процессов у лиц с высоким творческим потенциалом (и в частности, способность более эффективно оперировать противоречивой информацией). Анализируется специфика концептуальных структур креативов: исходной базы данных, характера ассоциативных связей, статуса когнитивных стереотипов в их мышлении, роли вербализации информации и др. Рассматриваются некоторые особенности психоэмоциональной сферы с точки зрения их влияния на характер мышления креативов.
Н.К. Печенин - Стадии познания c. 0-0
Аннотация: Аннотация: На основе сравнения двух подходов к изучению познания (через исследование habitus`а и через изучение формирования личности слепоглухих детей) в статье проведено исследование стадийности процесса познания. Описаны четыре стадии, на которых формируется чувственное, эмпирическое, фактическое и теоретическое знание. Сделаны выводы об особенностях истинности знания, формируемого на каждой стадии, и о направлениях дальнейших исследований. Ключевые слова: психология, habitus, личность, развитие, восприятие, представление, познание, истинность, знание, структура
М.Б. Позина - Самооценка параметров умственного труда в конексте реальных достижений c. 0-0
Аннотация: казалось бы, на уровне научного сознания смысл понятия «самооценка» должен ассоциироваться с сопряженным понятием «объективная оценка самооценки», отвечая на вопрос: «А что в реальности?». Однако комплементарность этих понятий не сразу и не всегда осознается. Растет количество исследований с использованием лишь субъективных данных, экспериментальных же работ, в которых сопоставляются самооценки результатов интеллектуальной деятельности с успешностью ее выполнения, крайне мало. Автор предлагает подход, ориентированный на разработку методик самооценки основных аспектов умственного труда, в котором используется контекстный анализ объективных и субъективных результатов. Самооценочное мышление влияет на когнитивные, информационные возможности индивида, на его интеллектуальное поведение.
Новикова К.В., Беляк Я.В. - Особенности взаимосвязи интуиции с интеллектом личности c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38169

Аннотация: Предметом настоящего исследования является выявление особенностей взаимосвязи интуиции с интеллектом личности. Объектом исследования выступили интуиция и интеллект личности. В статье авторами представлены результаты эмпирического исследования по выявлению взаимосвязей интуиции с вербальным, социальным, эмоциональным интеллектом личности. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения об интуиции и интеллекте личности таких авторов как: Ф. Бартлетт, Я.А. Пономарев, В.Д. Бирюков, Я.А. Пономарев, Н.О. Лосский, Б.Г. Ананьев, И.Ю. Кулагина и др. Методами исследования выступили: 1. Теоретические: анализ научной литературы, анализ и обобщение эмпирических данных, формулирование выводов. 2. Эмпирические: анкетирование, тестирование: тест вербального интеллекта Г. Айзенка; тест «Социальный интеллект» Гилфорда; тест–опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана; опросник интуитивного стиля Э. Эпстайна 3. Интерпретационные: количественный, качественный и статистический анализ эмпирических данных. Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в систематизации теоретических положений по проблеме исследования интуиции и интеллекта личности; обнаружении особенностей взаимосвязи интуиции с различными видами интеллекта личности; выявлении влияния различных видов интеллекта на проявление интуиции личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы психологами в профессиональной деятельности с широким кругом клиентов. Основными выводами научного исследования является обнаружение статистически значимых взаимосвязей различных видов интеллекта (вербального, социального и эмоционального) с интуитивными способностями и уровнем развития интуиции личности.
Рафикова А.С. - Психосемантика субъективных представлений билингвов и монолингвов об искусственном билингвизме c. 7-20

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.27818

Аннотация: Статья посвящена психосемантическому исследованию межличностного восприятия билингвов у билингвов и монолингвов. Вопросам билингвизма посвящено множество исследований, но его влияние на структуру семантического пространства межличностного восприятия изучено не было. Предметом исследования является структура субъективных представлений билингвов и монолингвов об искусственном билингвизме. Объектом исследования стали субъективные представления об искусственном билингвизме. Целью данного исследования явилось выяснение модификации семантического пространства межличностного восприятия билингвов в зависимости от факта владения/невладения иностранным языком. Методом исследования стала оригинальная методика частного семантического дифференциала, созданная для исследования и реконструкции системы значений, посредством которой происходит межличностное восприятие билингвов. Реконструкция семантического пространства межличностного восприятия билингвов на двух контрастных выборках показала, что размерность и содержание семантических пространств билингвов и монолингов существенно различаются. Для выборки монолингвов было выделено четыре значимых фактора семантического пространства: сложность в общении, энтузиазм, эксцентричность, симпатия. Семантическое пространство выборки билингвов оказалось трехмерным: энтузиазм, доброжелательность, скромность. Новизна исследования заключается в использовании в качестве способа сравнения факторных структур двух выборок метода объединения данных. Это позволило выявить, что по сравнению с монолингвами билингвы склонны воспринимать билингвов как более целеустремленных и открытых в общении, тогда как монолингвы воспринимают билингвов скорее как апатичных и закрытых.
Воронин А.Н., Рафикова А.С. - Феноменология искусственного билингвизма: эмпирическое исследование психологических аспектов проблемы. c. 20-32

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23627

Аннотация: Статья посвящена проблеме эмпирической верификации психологических компонентов искусственного билингвизма. Раскрыто значение понятия искусственного билингвизма. Показаны основные направления изучения данного феномена. Проведен анализ результатов эмпирических исследований, выявлены особенности субъективных представлений монолингвов и билингвов. На основе обобщения данных из различных источников определены основные психологические аспекты искусственного билингвизма: мотивационные факторы изучения языка, вторичная языковая личность, межкультурная коммуникация и межличностное восприятие. Проанализирован процесс изменения этих компонентов на разных этапах становления искусственного билингвизма. Для эмпирической верификации психологических аспектов искусственного билингвизма были применены следующие методы: свободное интервью, фокус – группы, реп – тест. Эмпирически подтверждено существование вторичной языковой личности. Выявлено, что в феноменологическое описание искусственного билингвизма включены следующие компоненты: причины изучения второго языка; качества людей, владеющих иностранным языком; значимость билингвизма для конкретного человека; следствия знания второго языка; бонусы и негативные последствия искусственного билингвизма; популярность различных языков. Проведенное психосемантическое исследование особенностей межличностного восприятия людей, владеющих иностранным языком, позволило выявить структуру представлений об искусственном билингвизме, базирующуюся на 4 факторах: «Открытость общению», «Покровительственное отношение», «Необычная активность» и «Перфекционизм». При этом было установлено, что искусственный билингвизм позволяет дифференцировать людей, владеющих иностранным языком более контрастно, чем монолингвов.
И.А. Асеева - Проблема демаркации и сочетания интуитивных и дискурсивных прогностических практик c. 21-28
Аннотация: В статье обосновано как аналитический прием условное структурное разделение способов предвосхищения будущего на интуитивные и дискурсивные, предложена концепция их взаимодополнительности. Дискурсивные прогностические практики представлены различными вариантами концептуального выражения общественной практики предвосхищения будущего, упорядоченного и систематизированного особым образом с использованием языка. Интуитивные прогностические практики, также нередко использующие язык и речь для выражения своих предчувствий, тем не менее, отличаются большей степенью субъективности, не вполне осознаваемыми механизмами получения знаний о будущем и эмоциональностью.
М.И. Розенова - Пространственно-субъектное взаимодействие: психологические аспекты c. 35-39
Аннотация: в статье рассматривается актуальность и источники проблемы пространственного взаимодействия людей в социально-физической среде. Выдвигается предположение о роли пространства и пространственного взаимодействия как контекста, фактора и результата социализации личности. Предлагаются неординарные исследовательские ракурсы изучения проблемы. Приводятся результаты первичных исследований, и показывается практическая применимость разработки предлагаемой тематики.
Носс И.Н. - Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17550

Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.
Носс И.Н. - Соотношение эмоционально-смыслового и логического компонентов познавательной деятельности студентов c. 37-43

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.67640

Аннотация: В статье производится анализ трёх составляющих познавательного мыслительного процесса: логики, семантики и аффекта. Соотношение этих частей мышления во многом формируют успешность и адекватность приобретения и усвоения знаний человеком. Логическая и эмоционально-смысловая составляющие познания связаны между собой сложной разнонаправленной нелинейной зависимостью, которая отражает особенности личности, особенности стимула, его содержания и обстоятельств протекания самого процесса мышления. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в реальном исследовании на разных экспериментальных выборках, характеризующие некую тенденцию протекания и разворачивания в рамках пяти этапов человеческого мышления, его особенности, а также взаимовлияние операционно-логического, смыслового и эмоционального компонентов интеллекта. Методология исследования основана на поиске соотношений разноплановых аспектов мыслительной деятельности. В качестве средств психологического исследования используются технология психосемантического анализа познавательной деятельности и семантический дифференциал. Основным выводом исследования является то, что эмоционально-смысловой компонент умственной деятельности проявляется и усиливается в сфере отношений между объектами познания. Выявив свойства объекта и родовидовые признаки, определив связи и отношения понятий, формируется его смысловое положение. На процесс развития умственной деятельности накладывается эмоционально-смысловая окраска объекта познания в виде соответствующего мотивационного фона, который ведет к снижению операционно-логической составляющей, когда объект находит своё место в системе отношений с другими объектами, снижая и эмоционально-смысловую составляющую познания.
В.И. Бовыкин, М.И. Розенова - Искусственный интеллект: проблемы создания и применения в управлении c. 43-49
Аннотация: статья посвящена проблемам эффективного управления отечественными предприятиями и организациями. Речь идет о вычленении и возможности влияния на наиболее чувствительные механизмы организации производства и трудовых отношений, обеспечивающие высокую эффективность деятельности людей и организации в целом и стремительное повышение производительности труда. В работе дан первичный психологический анализ и интерпретация внедренной в практику хозяйствования системы «Искусственного управленческого интеллекта», функционирующей на основе законов групповой динамики и феноменов группового давления.
А.В. Маслова - Мгновение интуиции и априорное знание c. 44-51
Аннотация: Проблема определения априорного знания и его наличия во многом похожа на то, что говорится об интуиции. Интуиция рассматривается как изначальный способ получения информации о мире до опыта. Априорное знание и интуиция в данной статье рассматриваются в эволюционном аспекте, как не статичные и заданные инварианты, а сформированные и изменяющиеся феномены. Задача статьи состоит в том, чтобы выявить корреляции в понимании априорного знания и интуиции.
О.Н. Вожатова - Динамика проявлений авторской позиции подростков как субъектов телекоммуникации в условиях развивающего обучения c. 46-53
Аннотация: в статье характеризуется динамика проявлений авторской позиции подростков в процессе овладения деятельностью телекоммуникации, позволяющая описать тенденции ее развития от низких к наиболее высоким уровням участников студии журналистики АУ ОТРК «Югра» и кружка журналистики колледжа-интерната искусств для одаренных детей Севера в г. Ханты-Мансийск. Динамика проявлений авторской позиции подростков изучается в процессе организации обучающего эксперимента, спланированного с учетом психологической полноты условий, способствующих овладению подростками и ценностно-смысловыми компонентами деятельности тележурналистики, и разнообразием способов ее реализации. Дана характеристика психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление авторской позиции подростка как субъекта телекоммуникационной деятельности. Выделены критерии, отражающие становление авторской позиции подростков в процессе постановки и решения усложняющихся задач в сфере тележурналистики.
Ван Ши Лу - Проблема Интернет-зависимости в Китае: психология, культура, политика c. 53-63
Аннотация: В статье всесторонне анализируются характерные для Китая моменты, связанные с проблематикой Интернет-зависимости. Приводятся данные о распространенности данного феномена, рассматривается позиция по этому вопросу правительства Китая. Выявляется связь Интернет-зависимости с системой образования, доминирующей в стране тенденцией к коллективизму и характерными для Китая семейными отношениями. Описывается разработка методик и критериев определения зависимости от Интернета, способы терапии Интернет-зависимости. Отмечается, что в основе зависимости от Интернета во многом лежит конфликт между китайской традицией коллективизма и западным индивидуализмом, причем Интернет служит проводником последнего. Конфликт рассматривается в контексте продолжающегося процесса модернизации, который характеризуется быстрыми изменениями в психике и поведении китайцев. Во многом близкие социокультурные факторы воздействуют на становление Интернет-зависимости в Южной Корее и Тайване; тем самым возникающие с развитием Интернета проблемы являются во многом общими в целом ряде восточноазиатских стран.
Ю.С. Додонов - Анализ индивидуальных параметров времени опознавания количества и их взаимосвязи со скоростными и интеллектуальными показателями c. 57-64
Аннотация: в статье рассматриваются простые когнитивные задачи с возрастающей сложностью как особый вид скоростных когнитивных задач. В качестве примера анализируется задача опознавания количества; демонстрируется, что время ответа в этой задаче возрастает с увеличением числа предъявляемых стимулов. Показана возможная схема анализа времени ответа, позволяющая учитывать индивидуальные различия в траекториях возрастания времени опознавания количества с увеличением числа стимулов. Полученные индивидуальные параметры анализируются во взаимосвязи со скоростными и интеллектуальными показателями.
Н.Ю. Долгова - Исследование совместной деятельности с помощью современных компьютерных технологий c. 72-81
Аннотация: рассматриваются разные подходы в исследовании совместной деятельности. Разработана и апробирована методика «Траектория» по типу «Гомеостат» Ф.Д. Горбова с использованием специального «устройства оценки совместной деятельности» (ОСД), которая позволила расширить возможности изучения совместной работы и выработать критерии оценки её эффективности. Исследуется связь успешности совместной деятельности и регуляторного опыта. Установлено, что успешная реализация совместной деятельности школьников во многом определяется опытом привычной активизации субъектов решения, но наибольшее значение при этом приобретает операциональный компонент регуляторного опыта, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и возможности участников совместных действий, включающих набор знаний и умений, необходимых для их реализации, в том числе умения саморегуляции. В процессе совместной деятельности индивидуальные особенности системы саморегуляции дополняются опытом сотрудничества, который оказывает влияние на характер отношений между участниками и выбранную стратегию взаимодействия.
Дружинин О.А. - Поиск психофизиологических предикторов успешности обучения в школе c. 87-96

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43891

EDN: WVJFUM

Аннотация: В работе представлены результаты экспериментального исследования, целью которого было выявление психофизиологических предикторов успешности обучения у учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие 611 детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Анализировались результаты сенсомоторных тестов различной сложности, оценивающих время реакции на слуховые и зрительные стимулы. Также учитывались результаты анкетирования родителей. Показано, что прогностическую значимость, позволяющую предсказывать успешность ребенка в обучении, имеют только сложные сенсомоторные тесты, во время которых ребенок должен реагировать на целевые комбинации зрительных стимулов, игнорируя все другие стимулы. Ранее такие же результаты были получены нами для учащихся начальной школы. Настоящее исследование позволило установить, что сложные сенсомоторные тесты предсказывают успешность в обучении на протяжении всего периода обучения в школе с 1 по 11 классы. Дети, которые показали высокие результаты в сложных сенсомоторных тестах достоверно лучше учатся, а их родители считают, что школьные оценки соответствуют способностям детей. Также было установлено, что девочки учатся лучше, а негативное влияние на успешность детей в обучении оказывает использование гаджетов более одного часа в день.
Борзых С.В. - Синдром Электроника

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.19253

Аннотация: Объектом исследования является некоторая косность человеческого мышления, обусловленная его пребыванием в рамках каких-то конкретных обстоятельств, культуры, эпохи. Особое внимание уделяется тому, как именно мы смотрим на мир, что в нём замечаем и как это для себя и окружающих объясняем. Последовательно рассматриваются все отмеченные составляющие компендиума факторов, влияющих на наш взгляд на мир, которые не могут быть отброшены ни одним индивидом, включая и любого учёного. Основными методами исследования являются позаимствованные из медицины принципы диагностики взаимосвязанных симптомов с последующим выведением синдрома. Основным выводом проведённого исследования выступает зависимость нашего мышления от тех обстоятельств, в которых мы все пребываем. Новизна проявляется в том, что был использован аппарат, не свойственный для подобного рода выводов. Предполагается, что мы склонны решать поставленные перед нами задачи теми методами, которые нам удобны, но не которые оптимальны для этого.
Борзых С.В. - Синдром Электроника c. 243-250

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.3.67866

Аннотация: Объектом исследования является некоторая косность человеческого мышления, обусловленная его пребыванием в рамках каких-то конкретных обстоятельств, культуры, эпохи. Особое внимание уделяется тому, как именно мы смотрим на мир, что в нём замечаем и как это для себя и окружающих объясняем. Последовательно рассматриваются все отмеченные составляющие компендиума факторов, влияющих на наш взгляд на мир, которые не могут быть отброшены ни одним индивидом, включая и любого учёного. Основными методами исследования являются позаимствованные из медицины принципы диагностики взаимосвязанных симптомов с последующим выведением синдрома. Основным выводом проведённого исследования выступает зависимость нашего мышления от тех обстоятельств, в которых мы все пребываем. Новизна проявляется в том, что был использован аппарат, не свойственный для подобного рода выводов. Предполагается, что мы склонны решать поставленные перед нами задачи теми методами, которые нам удобны, но не которые оптимальны для этого.
Шлыкова Н.И., Полянина О.И. - Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.20156

Аннотация: Статья посвящена изучению соотношения показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворённости браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). Для достижения поставленной цели авторами было организовано исследование, в котором был применён комплекс не только эмпирических, но и математико-статистических методов. Тестирование осуществлялось при помощи следующих методик: 1. Тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); 2. Тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); 3. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984). Анализ полученных данных был осуществлён при помощи следующих математико-статистических методов: 1. Методы описательной статистики; 2. Сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; 3. Корреляционный анализ по Спирмену; 4. Двухфакторный дисперсионный анализ; 5. Факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком совместно. В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы: - в показателе эмоционального интеллекта у мужчин и женщин выявлены значительные различия. Таким образом, можно говорить о гендерной предрасположенности к формированию и развитию определённых компонентов эмоционального интеллекта; - в показателе удовлетворённости браком у мужчин и женщин значимых различий обнаружено не было, что может быть обусловлено относительной однородностью опрошенных пар (одинаковый стаж супружеской жизни, отсутствие в данный момент значимых кризисных периодов в развитии семьи); - у женщин развитие общего уровня эмоционального интеллекта положительно влияет на удовлетворённость браком, что подтверждено корреляционным и дисперсионным анализом. У мужчин обнаружена обратная закономерность – удовлетворённости браком соответствует низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что подтверждено только данными дисперсионного анализа; - мужчины и женщины обладают различной структурой взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком.
Шлыкова Н.И., Полянина О.И. - Эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком: различия, взаимосвязь и особенности структуры данных показателей у мужчин и женщин c. 415-419

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.68094

Аннотация: Статья посвящена изучению соотношения показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворённости браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). Для достижения поставленной цели авторами было организовано исследование, в котором был применён комплекс не только эмпирических, но и математико-статистических методов. Тестирование осуществлялось при помощи следующих методик: 1. Тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); 2. Тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); 3. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984). Анализ полученных данных был осуществлён при помощи следующих математико-статистических методов: 1. Методы описательной статистики; 2. Сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; 3. Корреляционный анализ по Спирмену; 4. Двухфакторный дисперсионный анализ; 5. Факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворённость браком совместно. В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы: - в показателе эмоционального интеллекта у мужчин и женщин выявлены значительные различия. Таким образом, можно говорить о гендерной предрасположенности к формированию и развитию определённых компонентов эмоционального интеллекта; - в показателе удовлетворённости браком у мужчин и женщин значимых различий обнаружено не было, что может быть обусловлено относительной однородностью опрошенных пар (одинаковый стаж супружеской жизни, отсутствие в данный момент значимых кризисных периодов в развитии семьи); - у женщин развитие общего уровня эмоционального интеллекта положительно влияет на удовлетворённость браком, что подтверждено корреляционным и дисперсионным анализом. У мужчин обнаружена обратная закономерность – удовлетворённости браком соответствует низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что подтверждено только данными дисперсионного анализа; - мужчины и женщины обладают различной структурой взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком.
Флеров О.В. - Влияние психолого-педагогических особенностей взрослых на освоение иностранных языков

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.20613

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена проблемам обучения взрослых иностранному языку. Данный процесс является объектом её исследования. Предмет исследования – психолого-педагогические особенности взрослого контингента, специфика иноязычного знания и влияние этих факторов на успех в образовательном взаимодействии. В статье акцентируется внимание на взаимосвязь вопросов андрагогики, возрастной психологии и лингводидактики, что позволяет сформировать комплексный взгляд на проблему, которая недостаточно глубоко прорабатывается в научной и практически отсутствует в научно-методической литературе; при этом в педагогической практике складывается стереотип, что взрослых можно обучать языку так же, как и студентов. Это ведёт к снижению эффективности обучения, потому что у взрослого контингента по сравнению со студенческим есть как преимущества, так и недостатки, использование и нивелирование которых невозможно без понимания взаимосвязи психологических и чисто методических аспектов обучения дисциплине, где параллельно с набором ЗУН формируется такой психический процесс как речь. Методология исследования подразумевает выявление психолого-педагогических особенностей взрослых разных возрастов в противопоставлении их студентам и применение этих особенностей в лингводидактической системе координат с целью поиска возможных путей совершенствования исследуемого процесса Автор приходит к выводу, что взрослость, традиционно представляющаяся позитивным фактором как для обучающегося, так и для преподавателя, в обучении языкам не столь однозначна. Приводятся конкретные примеры и механизмы, когда она усложняет работу, а также обосновываются возможные способы разрешения обозначаемых противоречий. Новизна статьи заключается в том, что обучение взрослых, часто обосновываемое с социально-экономических позиций, анализируется психологически и методически, а в третьей её части предложены конкретные рекомендации педагогам. Несмотря на то, что формат статьи не позволяет провести комплексный глубокий междисциплинарный анализ, приведённые идеи обозначают пути оптимизации изучаемого процесса для более объёмных исследований.
Флеров О.В. - Влияние психолого-педагогических особенностей взрослых на освоение иностранных языков c. 587-595

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.7.68314

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена проблемам обучения взрослых иностранному языку. Данный процесс является объектом её исследования. Предмет исследования – психолого-педагогические особенности взрослого контингента, специфика иноязычного знания и влияние этих факторов на успех в образовательном взаимодействии. В статье акцентируется внимание на взаимосвязь вопросов андрагогики, возрастной психологии и лингводидактики, что позволяет сформировать комплексный взгляд на проблему, которая недостаточно глубоко прорабатывается в научной и практически отсутствует в научно-методической литературе; при этом в педагогической практике складывается стереотип, что взрослых можно обучать языку так же, как и студентов. Это ведёт к снижению эффективности обучения, потому что у взрослого контингента по сравнению со студенческим есть как преимущества, так и недостатки, использование и нивелирование которых невозможно без понимания взаимосвязи психологических и чисто методических аспектов обучения дисциплине, где параллельно с набором ЗУН формируется такой психический процесс как речь. Методология исследования подразумевает выявление психолого-педагогических особенностей взрослых разных возрастов в противопоставлении их студентам и применение этих особенностей в лингводидактической системе координат с целью поиска возможных путей совершенствования исследуемого процесса Автор приходит к выводу, что взрослость, традиционно представляющаяся позитивным фактором как для обучающегося, так и для преподавателя, в обучении языкам не столь однозначна. Приводятся конкретные примеры и механизмы, когда она усложняет работу, а также обосновываются возможные способы разрешения обозначаемых противоречий. Новизна статьи заключается в том, что обучение взрослых, часто обосновываемое с социально-экономических позиций, анализируется психологически и методически, а в третьей её части предложены конкретные рекомендации педагогам. Несмотря на то, что формат статьи не позволяет провести комплексный глубокий междисциплинарный анализ, приведённые идеи обозначают пути оптимизации изучаемого процесса для более объёмных исследований.
Борзых С.В. - Разум как обуза

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.15422

Аннотация: Статья рассматривает человеческий разум как обузу. Предполагается, что, как и любой другой физиологический процесс, мышление требует значительного количества энергии, избежать траты которой для организма всегда выгодно, что он регулярно и демонстрирует. Как вследствие довольно высокой предсказуемости социальной среды и отдельных её черт, так и из-за значительного прогресса человечества в последние несколько столетий, сегодня у среднего индивида нет особой необходимости использовать свои мозги на полную мощность. При написании данной статьи использовались общенаучные методы познания, среди прочих, анализ и сравнение, а также автор прибегал к открытиям в биологии. Новизна исследования заключается в новом подходе к рассмотрению человеческого разума не столько в плоскости выгоды от обладания им, сколько через призму его стоимости для всего организма. Основным выводом является то, что, как и любой иной вид животных, люди представляют собой компромисс, выраженный через энергетический баланс, в котором те или иные системы потребляют разное количество доступной энергии. Мышление, порождаемое функционированием организма, как следствие, также выступает в качестве уступки, при этом не самой выгодной с точки зрения выживания, но, напротив, обременительной, особенно в рамках современной культуры с её высокими технологиями. Всё это говорит о том, что мышлением люди предпочитают, как осознанно, так и нет, не пользоваться.
Борзых С.В. - Разум как обуза c. 675-683

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.7.66855

Аннотация: Статья рассматривает человеческий разум как обузу. Предполагается, что, как и любой другой физиологический процесс, мышление требует значительного количества энергии, избежать траты которой для организма всегда выгодно, что он регулярно и демонстрирует. Как вследствие довольно высокой предсказуемости социальной среды и отдельных её черт, так и из-за значительного прогресса человечества в последние несколько столетий, сегодня у среднего индивида нет особой необходимости использовать свои мозги на полную мощность. При написании данной статьи использовались общенаучные методы познания, среди прочих, анализ и сравнение, а также автор прибегал к открытиям в биологии. Новизна исследования заключается в новом подходе к рассмотрению человеческого разума не столько в плоскости выгоды от обладания им, сколько через призму его стоимости для всего организма. Основным выводом является то, что, как и любой иной вид животных, люди представляют собой компромисс, выраженный через энергетический баланс, в котором те или иные системы потребляют разное количество доступной энергии. Мышление, порождаемое функционированием организма, как следствие, также выступает в качестве уступки, при этом не самой выгодной с точки зрения выживания, но, напротив, обременительной, особенно в рамках современной культуры с её высокими технологиями. Всё это говорит о том, что мышлением люди предпочитают, как осознанно, так и нет, не пользоваться.
Борзова Т.В. - Динамика развития понимания в обучении

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.11912

Аннотация: В статье представлены размышления о продвижении студентов в процессуальном поле понимания в границах трех сфер человеческого бытия и традиций исследования субъекта - когнитивной, герменевтической и экзистенциальной. Осмыслены такие феномены как понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение в процессе обучения студентов. На основании анализа междисциплинарных исследований в статье представлен текст, подлежащий толкованию, как основная содержательная единица гуманитарной образовательной деятельности, обладающая значительным потенциалом при развитии понимания в обучении студентов вуза. В центре внимания находятся теоретические особенности, специфика и характеристика работы студентов с текстом с целью продвижения в процессуальном поле понимания. Разработана теоретическая модель динамики продвижения студентов в процессуальном поле понимания и выделены эмпирические критерии данного процесса. Показано, что в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования и развития понимания в обучении. Результаты анализа существующих источников научной информации и новые, авторские подходы позволили выявить высокую актуальность проблематики развития понимания в обучении и острую необходимость практической реализации концептуальных подходов известных отечественных психологов в обучении студентов.
Борзова Т.В. - Динамика развития понимания в обучении c. 716-726

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.7.65237

Аннотация: В статье представлены размышления о продвижении студентов в процессуальном поле понимания в границах трех сфер человеческого бытия и традиций исследования субъекта - когнитивной, герменевтической и экзистенциальной. Осмыслены такие феномены как понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение в процессе обучения студентов. На основании анализа междисциплинарных исследований в статье представлен текст, подлежащий толкованию, как основная содержательная единица гуманитарной образовательной деятельности, обладающая значительным потенциалом при развитии понимания в обучении студентов вуза. В центре внимания находятся теоретические особенности, специфика и характеристика работы студентов с текстом с целью продвижения в процессуальном поле понимания. Разработана теоретическая модель динамики продвижения студентов в процессуальном поле понимания и выделены эмпирические критерии данного процесса. Показано, что в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы формирования и развития понимания в обучении. Результаты анализа существующих источников научной информации и новые, авторские подходы позволили выявить высокую актуальность проблематики развития понимания в обучении и острую необходимость практической реализации концептуальных подходов известных отечественных психологов в обучении студентов.
Полянина О.И., Шлыкова Н.И. - Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.16515

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком. Особое внимание автор уделяет изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). В свою очередь, такие авторы, как В.В. Столин, Т.А. Романова, Г.П. Бутенко, исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении – чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях. В исследовании были использованы следующие методики: эмпирические - тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984); математико-статистические - методы описательной статистики; сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; корреляционный анализ по Спирмену; двухфакторный дисперсионный анализ; факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком совместно. Проведенное исследование взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком в группах мужчин и женщин позволяет сформулировать следующие основные выводы: 1. Показатели эмоционального интеллекта в выборке мужчин и женщин обнаруживают разную степень выраженности. 2. Показатели удовлетворенности браком в исследуемой выборке женщин и мужчин обнаруживают в подавляющем большинстве высокие значения. 3. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком показал, что мужчины по сравнению с женщинами обнаруживают более высокие показатели управления эмоциями и контроля экспрессии. Женщины по сравнению с мужчинами отличаются более высокими показателями понимания эмоций. В отношении показателей удовлетворенности браком значимых различий не обнаружено. 4. По данным корреляционного анализа, мужчины, имеющие разный уровень эмоциональной чувствительности, не обнаруживают различий в степени удовлетворенности браком. При этом по данным дисперсионного анализа, высокий уровень эмоционального интеллекта мужчин является фактором, снижающим их удовлетворенность браком. 5. По данным корреляционного анализа, у женщин удовлетворенность браком связана с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Данные дисперсионного анализа позволяют уточнить, что именно высокая удовлетворенность браком способствует развитию эмоционального интеллекта женщин. 6. Результаты факторного анализа показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком позволяют сделать вывод о значимых различиях в структурах взаимосвязей данных показателей в группах мужчин и женщин.
Полянина О.И., Шлыкова Н.И. - Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин c. 905-912

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.9.67109

Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В качестве объекта исследования выступает эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком. Особое внимание автор уделяет изучению взаимосвязей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. В основе исследования лежит определение эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, который исходит из того, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному). В свою очередь, такие авторы, как В.В. Столин, Т.А. Романова, Г.П. Бутенко, исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении – чувстве, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях. В исследовании были использованы следующие методики: эмпирические - тест эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина (2009); тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской (1987); тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина, Т.А. Романовой, Г.П. Бутенко (1984); математико-статистические - методы описательной статистики; сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни; корреляционный анализ по Спирмену; двухфакторный дисперсионный анализ; факторный анализ. Новизна данного исследования определяется тем, что впервые изучались эмоциональный интеллект и удовлетворенность браком совместно. Проведенное исследование взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком в группах мужчин и женщин позволяет сформулировать следующие основные выводы: 1. Показатели эмоционального интеллекта в выборке мужчин и женщин обнаруживают разную степень выраженности. 2. Показатели удовлетворенности браком в исследуемой выборке женщин и мужчин обнаруживают в подавляющем большинстве высокие значения. 3. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком показал, что мужчины по сравнению с женщинами обнаруживают более высокие показатели управления эмоциями и контроля экспрессии. Женщины по сравнению с мужчинами отличаются более высокими показателями понимания эмоций. В отношении показателей удовлетворенности браком значимых различий не обнаружено. 4. По данным корреляционного анализа, мужчины, имеющие разный уровень эмоциональной чувствительности, не обнаруживают различий в степени удовлетворенности браком. При этом по данным дисперсионного анализа, высокий уровень эмоционального интеллекта мужчин является фактором, снижающим их удовлетворенность браком. 5. По данным корреляционного анализа, у женщин удовлетворенность браком связана с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Данные дисперсионного анализа позволяют уточнить, что именно высокая удовлетворенность браком способствует развитию эмоционального интеллекта женщин. 6. Результаты факторного анализа показателей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком позволяют сделать вывод о значимых различиях в структурах взаимосвязей данных показателей в группах мужчин и женщин.
Яшин А.А. - Когнитивная ригидность как фактор недостаточной успешности

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.11.16968

Аннотация: В статье рассматривается феномен когнитивной ригидности: биологические, социальные и иные причины её возникновения, развития. Делается обзор имеющихся исследований, анализ самого понятия “когнитивная ригидность” и терминов близких ему. Автор излагает идею наличия данного феномена при многих психических заболеваниях, приводит ряд фактов, доказывающих дезадаптивное влияние феномена на поведение человека, его успешность в профессиональной и любой другой сфере. Доказывается необходимость создания специальных коррекционных программ для подростков, старших школьников и взрослых. Проведён теоретический анализ таких явлений, как общая психическая и когнитивная ригидность. Осуществлён анализ методической литературы и научных трудов российских и зарубежных авторов. Выдвигается идея возможного влияния средовых факторов на формирование когнитивной ригидности, которая в дальнейшем усложняет и снижает адаптацию человека в быстро меняющемся мире. Автором предполагается создание программы коррекции когнитивной ригидности у подростков и старших школьников с целью повышения у них мотивации к обучению, улучшения успеваемости.
Яшин А.А. - Когнитивная ригидность как фактор недостаточной успешности c. 1146-1157

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.11.67213

Аннотация: В статье рассматривается феномен когнитивной ригидности: биологические, социальные и иные причины её возникновения, развития. Делается обзор имеющихся исследований, анализ самого понятия “когнитивная ригидность” и терминов близких ему. Автор излагает идею наличия данного феномена при многих психических заболеваниях, приводит ряд фактов, доказывающих дезадаптивное влияние феномена на поведение человека, его успешность в профессиональной и любой другой сфере. Доказывается необходимость создания специальных коррекционных программ для подростков, старших школьников и взрослых. Проведён теоретический анализ таких явлений, как общая психическая и когнитивная ригидность. Осуществлён анализ методической литературы и научных трудов российских и зарубежных авторов. Выдвигается идея возможного влияния средовых факторов на формирование когнитивной ригидности, которая в дальнейшем усложняет и снижает адаптацию человека в быстро меняющемся мире. Автором предполагается создание программы коррекции когнитивной ригидности у подростков и старших школьников с целью повышения у них мотивации к обучению, улучшения успеваемости.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.