по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 24-04-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Есть ли бессознательное у животных?

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14758

Аннотация: Вопрос о том, если у животных бессознательное, кажется не допускающим отрицательного ответа. Однако понимание данной проблемы обязывает к тому, чтобы рассмотреть, с одной стороны, процессы доместификации животных, их приручения, а с другой стороны, подвергнуть анализу те процессы, которые происходят сейчас в существовании живых особей в целом. Традиционные демаркации между животными и людьми подвергаются в статье переосмыслению. Если в начале минувшего века психиатры и философы считали, что психозы, серьёзные невротические нарушения не свойственны животным, а являются привилегий человека, то в начале нашего столетия получен обширный материал, который свидетельствует о глубокой и разносторонней невротизация животных. В статье использованы методы психологического и психиатрического анализа процессов, которые происходят в наши дни в царстве домашних животных. Показано, что каноны зоопсихологии замещаются сегодня зоопсихиатрией. Меняются, следовательно, приёмы и методы толкования традиционных вопросов сознания и бессознательного. Новизна статьи обусловлена тем, что возникла возможность совместить экспериментальные данные зоопсихологии с результатами психологических исследований человеческого общества. Жизнь животных и людей рассматривалась традиционно отдельно. Никому, к примеру, не приходило в голову переносить законы человеческого существования на животную общность. Не практиковалось также проецирование сведений о животных скоплениях на человеческое поведение. Между тем Ж. Бодрийяр показал, что такое наложение двух систем представлений не только специфично, но и в крайней мере значимо. Наблюдая невротизацию домашних животных, мы видим, что сходные процессы происходят также и в людских коллективах. Так открывается новое поле исследований феномена психики.
Гуревич П.С. - Есть ли бессознательное у животных? c. 231-234

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66359

Аннотация: Вопрос о том, если у животных бессознательное, кажется не допускающим отрицательного ответа. Однако понимание данной проблемы обязывает к тому, чтобы рассмотреть, с одной стороны, процессы доместификации животных, их приручения, а с другой стороны, подвергнуть анализу те процессы, которые происходят сейчас в существовании живых особей в целом. Традиционные демаркации между животными и людьми подвергаются в статье переосмыслению. Если в начале минувшего века психиатры и философы считали, что психозы, серьёзные невротические нарушения не свойственны животным, а являются привилегий человека, то в начале нашего столетия получен обширный материал, который свидетельствует о глубокой и разносторонней невротизация животных. В статье использованы методы психологического и психиатрического анализа процессов, которые происходят в наши дни в царстве домашних животных. Показано, что каноны зоопсихологии замещаются сегодня зоопсихиатрией. Меняются, следовательно, приёмы и методы толкования традиционных вопросов сознания и бессознательного. Новизна статьи обусловлена тем, что возникла возможность совместить экспериментальные данные зоопсихологии с результатами психологических исследований человеческого общества. Жизнь животных и людей рассматривалась традиционно отдельно. Никому, к примеру, не приходило в голову переносить законы человеческого существования на животную общность. Не практиковалось также проецирование сведений о животных скоплениях на человеческое поведение. Между тем Ж. Бодрийяр показал, что такое наложение двух систем представлений не только специфично, но и в крайней мере значимо. Наблюдая невротизацию домашних животных, мы видим, что сходные процессы происходят также и в людских коллективах. Так открывается новое поле исследований феномена психики.
Этнос и этничность
Погонцева Д.В. - Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14553

Аннотация: В работе автор рассматривает особенности формирования отношения к женщинам, в связи с этно-религиозными характеристиками оформления их внешнего облика (на примере хиджаба). Объектом исследования выступили 56 человек (30 женщин и 26 мужчин) в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст 27 лет), жители г. Ростова-на-Дону. Данная возрастная группа была выбрана в связи с тем, что молодежь является наиболее подверженной влиянию и манипуляциям группой. В исследовании была использована «шкала враждебности» Кука-Медлей (методика переведена и адаптирована Ю.А.Менджерицкой), а также авторская анкета, которая состояла из стимульного материала (2 комплекта фотографий по 5 девушек, в одном случае это была портретная съемка в анфас с натуральным макияжем и распущенными волосами, второй комплект – те же девушки, но в черном хиджабе), респондентам предлагалось оценить отношение к девушкам представленным на фотографиях по шкале от дружелюбно, до враждебно. Исходя из полученных результатов мы можем говорить о том что, уровень агрессии может обуславливать негативное, враждебное отношение к девушкам-мусульманкам (основанное исключительно на оформлении внешнего облика), кроме того мужчины чаще оценивают свое отношение к девушкам в хиджабе как более враждебное.
Погонцева Д.В. - Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба c. 235-244

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66360

Аннотация: В работе автор рассматривает особенности формирования отношения к женщинам, в связи с этно-религиозными характеристиками оформления их внешнего облика (на примере хиджаба). Объектом исследования выступили 56 человек (30 женщин и 26 мужчин) в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст 27 лет), жители г. Ростова-на-Дону. Данная возрастная группа была выбрана в связи с тем, что молодежь является наиболее подверженной влиянию и манипуляциям группой. В исследовании была использована «шкала враждебности» Кука-Медлей (методика переведена и адаптирована Ю.А.Менджерицкой), а также авторская анкета, которая состояла из стимульного материала (2 комплекта фотографий по 5 девушек, в одном случае это была портретная съемка в анфас с натуральным макияжем и распущенными волосами, второй комплект – те же девушки, но в черном хиджабе), респондентам предлагалось оценить отношение к девушкам представленным на фотографиях по шкале от дружелюбно, до враждебно. Исходя из полученных результатов мы можем говорить о том что, уровень агрессии может обуславливать негативное, враждебное отношение к девушкам-мусульманкам (основанное исключительно на оформлении внешнего облика), кроме того мужчины чаще оценивают свое отношение к девушкам в хиджабе как более враждебное.
Философия и психология
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Народная медицина в Древней Руси

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14524

Аннотация: Предметом философского исследования является феномен народной медицины в эпоху Древней Руси, объект исследования - мировоззренческие и когнитивные основы традиционного целительства. Проводится историографический анализ проблематики исследований народных верований и врачевательных практик, привлекаются данные этнографии, фольклора, истории традиционной культуры. Основное внимание уделено методологическим и когнитивным основам целительских практик: способам распознавания, диагностики и воздействия в целительской магии. Существенное значение имеет вопрос о символической картине мире и трансформациях архетипов в христианскую эпоху. Основу подхода авторов составил комплекс историко-методологических, психологических и когнитивных методов анализа. Значительное место занимают методы сравнительного анализа. Основными выводы исследования следующие: целительство представляло собой сложный комплекс, сочетающий разные виды терапевтического, физиологического, хирургического и психотерапевтического воздействия. В символической картине мира магиотерапии природная среда мыслилась как арена действия живых сил, дар целительства проявлялся в возможности знахаря контактировать с незримыми сферами бытия. Вера в единство зримой и незримой (сакральной) природы служила мощнейшим средством саморегуляции и самовосстановления жизненных сил. В целительстве развивается искусство визуализации и искусство владения ритмическим словом и телодвижениями. Осознание действенности слова и мысли в архаические времена дает пищу для обсуждения вопроса о нетехногенных возможностях цивилизационного развития.
Герасимова И.А., Мильков В.В. - Народная медицина в Древней Руси c. 245-258

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66361

Аннотация: Предметом философского исследования является феномен народной медицины в эпоху Древней Руси, объект исследования - мировоззренческие и когнитивные основы традиционного целительства. Проводится историографический анализ проблематики исследований народных верований и врачевательных практик, привлекаются данные этнографии, фольклора, истории традиционной культуры. Основное внимание уделено методологическим и когнитивным основам целительских практик: способам распознавания, диагностики и воздействия в целительской магии. Существенное значение имеет вопрос о символической картине мире и трансформациях архетипов в христианскую эпоху. Основу подхода авторов составил комплекс историко-методологических, психологических и когнитивных методов анализа. Значительное место занимают методы сравнительного анализа. Основными выводы исследования следующие: целительство представляло собой сложный комплекс, сочетающий разные виды терапевтического, физиологического, хирургического и психотерапевтического воздействия. В символической картине мира магиотерапии природная среда мыслилась как арена действия живых сил, дар целительства проявлялся в возможности знахаря контактировать с незримыми сферами бытия. Вера в единство зримой и незримой (сакральной) природы служила мощнейшим средством саморегуляции и самовосстановления жизненных сил. В целительстве развивается искусство визуализации и искусство владения ритмическим словом и телодвижениями. Осознание действенности слова и мысли в архаические времена дает пищу для обсуждения вопроса о нетехногенных возможностях цивилизационного развития.
Вершинные состояния духа
Спектор Д.М. - Представление, осознание и осмысление. По ту сторону традиции.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14191

Аннотация: В статье рассматриваются многообразные особенности осмысления, отличающие последнее от осознания и представления. Дескрипция очерчивает смысл как феномен обнаружения за явленным подлинности, контекстуальной обусловленности, герменевтического раскрытия и включения в поле личностно-волевой заинтересованности. Тем не менее феноменологическое описание не раскрывает источника разделения происходящего на явление и его смысл, относя последний как к натуральным условиям явленности, так и к тем редакциям, которые привносит в реальность «символическая власть». Вопрос о природе смысла в предлагаемой редакции филогенеза трансформируется в вопрос о природе «первичного смысла» (пафоса, одухотворения, самоотверженности), адресованного суверенности (субъекту), своим вечным объектом имеющей другую суверенность и, в качестве органов реализации внешней активности, собственную общность. Наличие подобного (универсального) объекта полагает вопрос о природе «вторичного смысла» в ракурс «симуляции», трансформирующей животные интенции (инстинкты) в плоскость их разжигания, углубления и «наполненности смыслом». Логика генезиса изучаемого обуславливает необходимость логической же прежде всего перекодировки: фундаментальный тезис осознания – как процесса соотнесения данного как еще не узнанного – и узнаваемого на пути опознания, соотнесения с данным (иным: предметом, или процессом, так или иначе известным), должен вместить исторически более первичную задачу отражение неизвестного, беспрецедентного, спонтанно-импровизируемого.
Спектор Д.М. - Представление, осознание и осмысление. По ту сторону традиции. c. 259-270

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66362

Аннотация: В статье рассматриваются многообразные особенности осмысления, отличающие последнее от осознания и представления. Дескрипция очерчивает смысл как феномен обнаружения за явленным подлинности, контекстуальной обусловленности, герменевтического раскрытия и включения в поле личностно-волевой заинтересованности. Тем не менее феноменологическое описание не раскрывает источника разделения происходящего на явление и его смысл, относя последний как к натуральным условиям явленности, так и к тем редакциям, которые привносит в реальность «символическая власть». Вопрос о природе смысла в предлагаемой редакции филогенеза трансформируется в вопрос о природе «первичного смысла» (пафоса, одухотворения, самоотверженности), адресованного суверенности (субъекту), своим вечным объектом имеющей другую суверенность и, в качестве органов реализации внешней активности, собственную общность. Наличие подобного (универсального) объекта полагает вопрос о природе «вторичного смысла» в ракурс «симуляции», трансформирующей животные интенции (инстинкты) в плоскость их разжигания, углубления и «наполненности смыслом». Логика генезиса изучаемого обуславливает необходимость логической же прежде всего перекодировки: фундаментальный тезис осознания – как процесса соотнесения данного как еще не узнанного – и узнаваемого на пути опознания, соотнесения с данным (иным: предметом, или процессом, так или иначе известным), должен вместить исторически более первичную задачу отражение неизвестного, беспрецедентного, спонтанно-импровизируемого.
Многообразие религиозного опыта
Балагушкин Ю.Е. - Философско-антропологические аспекты эзотерической культуры по Эдварду Тирьякяну

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.13707

Аннотация: Американский социолог и философ культуры Эдвард Тирьякян рассматривает различные аспекты эзотерической культуры, анализирует её сущность и влияние в западном обществе, соотношение эзотерической культуры и модернизации. В качестве актуального примера эзотерической культуры Тирьякян разбирает феномен современного т.н. «оккультного возрождения», который стал предметом пристального культурологического и философского анализа, что позволило выявить его многообразные проявления в духовной жизни современного общества, в том числе в среде образованной молодежи. Проблематика эзотерической культуры рассматривается исходя из её структурно-функциональных особенностей, во взаимосвязи с динамикой социокультурных отношений и процессов и с учетом концепций модернизации, выявлением специфики социокультурного инновационного потенциала эзотерической культуры. Эзотерическую культуру Э.Тирьякян расценивает как источник идейных инноваций в процессе модернизации западного общества. Анализируются глубокие изменения в социальных ориентациях и личностных позициях у адептов эзотерической культуры, а также её воздействие в целом на искусство, политику и науку. В философско-антропологическом плане рассматривается образ человека в эзотерике как личности особого типа - творца и носителя рассматриваемой специфической культуры. Отмечая детальное и глубокое исследование эзотерической культуры Э.Тирьякяном, вместе с тем трудно согласиться с его общим выводом о возможности эпохального изменения культуры современного общества под воздействием «оккультного возрождения».
Балагушкин Ю.Е. - Философско-антропологические аспекты эзотерической культуры по Эдварду Тирьякяну c. 271-282

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66363

Аннотация: Американский социолог и философ культуры Эдвард Тирьякян рассматривает различные аспекты эзотерической культуры, анализирует её сущность и влияние в западном обществе, соотношение эзотерической культуры и модернизации. В качестве актуального примера эзотерической культуры Тирьякян разбирает феномен современного т.н. «оккультного возрождения», который стал предметом пристального культурологического и философского анализа, что позволило выявить его многообразные проявления в духовной жизни современного общества, в том числе в среде образованной молодежи. Проблематика эзотерической культуры рассматривается исходя из её структурно-функциональных особенностей, во взаимосвязи с динамикой социокультурных отношений и процессов и с учетом концепций модернизации, выявлением специфики социокультурного инновационного потенциала эзотерической культуры. Эзотерическую культуру Э.Тирьякян расценивает как источник идейных инноваций в процессе модернизации западного общества. Анализируются глубокие изменения в социальных ориентациях и личностных позициях у адептов эзотерической культуры, а также её воздействие в целом на искусство, политику и науку. В философско-антропологическом плане рассматривается образ человека в эзотерике как личности особого типа - творца и носителя рассматриваемой специфической культуры. Отмечая детальное и глубокое исследование эзотерической культуры Э.Тирьякяном, вместе с тем трудно согласиться с его общим выводом о возможности эпохального изменения культуры современного общества под воздействием «оккультного возрождения».
Профессиональная психология
Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Хабарова О.В. - Оценка профессиональных компетенций экономистов выпускниками финансово-экономического профиля.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14172

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием в научной литературе данных, описывающих представления выпускников экономического профиля о профессиональных компетенциях, необходимых для выполнения их будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена изучению субъективной значимости профессиональных компетенций для будущей экономической деятельности у выпускников финансово-экономического профиля. Объектом исследования является профессиональная деятельность и профессиональные компетенции экономистов. Предмет работы: субъективная оценка профессиональных компетенций экономистов. В статье проведен профессиоведческий сравнительный анализ четырех профессий экономического профиля: экономиста, аудитора, бухгалтера, банковского служащего. Проанкетированы 160 выпускников финансово-кредитного факультета в возрасте от 23 до 43 лет включительно (средний возраст - 23,03 ± 0,6), со стажем работы от 0 до 12 лет (2,4±0,2), 10 мужчин, 150 женщин. Согласно субъективной оценке коммуникативные и гностические компетенции рассматриваются респондентами, как наиболее значимые; наименее представлен креативный блок. Определено, что выпускники, имеющие опыт работы в экономическом виде деятельности, имеют более реалистичные представления о будущей деятельности экономиста, т.к. именно наличие предприимчивости и организаторских способностей является отличительными чертами данной профессии и профессии бухгалтера.
Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Хабарова О.В. - Оценка профессиональных компетенций экономистов выпускниками финансово-экономического профиля. c. 283-288

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66364

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием в научной литературе данных, описывающих представления выпускников экономического профиля о профессиональных компетенциях, необходимых для выполнения их будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена изучению субъективной значимости профессиональных компетенций для будущей экономической деятельности у выпускников финансово-экономического профиля. Объектом исследования является профессиональная деятельность и профессиональные компетенции экономистов. Предмет работы: субъективная оценка профессиональных компетенций экономистов. В статье проведен профессиоведческий сравнительный анализ четырех профессий экономического профиля: экономиста, аудитора, бухгалтера, банковского служащего. Проанкетированы 160 выпускников финансово-кредитного факультета в возрасте от 23 до 43 лет включительно (средний возраст - 23,03 ± 0,6), со стажем работы от 0 до 12 лет (2,4±0,2), 10 мужчин, 150 женщин. Согласно субъективной оценке коммуникативные и гностические компетенции рассматриваются респондентами, как наиболее значимые; наименее представлен креативный блок. Определено, что выпускники, имеющие опыт работы в экономическом виде деятельности, имеют более реалистичные представления о будущей деятельности экономиста, т.к. именно наличие предприимчивости и организаторских способностей является отличительными чертами данной профессии и профессии бухгалтера.
Психология и педагогика
Левкова Т.В. - Связь суверенности психологического пространства личности студентов вуза с особенностями их копинг-стратегий.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14539

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ характеристик суверенности психологического пространства личности. Рассмотрены основные стороны суверенности психологического пространства личности: суверенности физического тела, территории, вещей, привычек, социальных отношений и ценностей. Также теоретически проанализированы основные подходы к изучению копинг-стратегий студентов. В практическом аспекте статьи приводятся результаты исследования суверенности психологического пространства и копинг-стратегий студентов вуза, а также изучена корреляционная связь между выраженностью суверенности психологического пространства и их доминирующими копинг-стратегиями. Для изучения суверенности психологического пространства и копинг-стратегий студентов был проведен эксперимент с использованием многофакторного опросника «Суверенность психологического пространства», разработанный С.К.Нартовой-Бочавер; методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С.Эндлера, Д.А.Перкера). Исследование связи суверенности психологического пространства личности и копинг-стратегии, которые она выбирает, показало существование разного уровня связи между этими показателями, отразило, что депривированные более ранние характеристики суверенности психологического пространства провоцируют закрепление пассивных копинг-стратегий поведения. Экспериментальное исследование было проведено в рамках работы психологической службы вуза.
Левкова Т.В. - Связь суверенности психологического пространства личности студентов вуза с особенностями их копинг-стратегий. c. 289-294

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66365

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ характеристик суверенности психологического пространства личности. Рассмотрены основные стороны суверенности психологического пространства личности: суверенности физического тела, территории, вещей, привычек, социальных отношений и ценностей. Также теоретически проанализированы основные подходы к изучению копинг-стратегий студентов. В практическом аспекте статьи приводятся результаты исследования суверенности психологического пространства и копинг-стратегий студентов вуза, а также изучена корреляционная связь между выраженностью суверенности психологического пространства и их доминирующими копинг-стратегиями. Для изучения суверенности психологического пространства и копинг-стратегий студентов был проведен эксперимент с использованием многофакторного опросника «Суверенность психологического пространства», разработанный С.К.Нартовой-Бочавер; методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С.Эндлера, Д.А.Перкера). Исследование связи суверенности психологического пространства личности и копинг-стратегии, которые она выбирает, показало существование разного уровня связи между этими показателями, отразило, что депривированные более ранние характеристики суверенности психологического пространства провоцируют закрепление пассивных копинг-стратегий поведения. Экспериментальное исследование было проведено в рамках работы психологической службы вуза.
Психология развития
Леньков С.Л. - Классификация условий профессионального развития педагогов в системе инновационного образования

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14649

Аннотация: Представлена классификация качественно разнородных условий профессионального развития педагогов в системе инновационного образования. Классификация искомых условий выглядит следующим образом. I. Внешние условия: а) предметные (материальные и информационные); б) социальные (социально-психологические, социально-экономические, правовые, организационные и научно-методические). II. Внутренние условия: а) индивидуально-психологические (личностные и профессиональные индивидуально-психологические); б) непсихические. Основное внимание уделено анализу выделенных в рамках данной классификации психологических условий, включающих условия социально-психологические, личностные и профессиональные индивидуально-психологические. Исследование опирается на следующие теоретико-методологические основания: субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн и др.) и его спецификацию в психологии труда (В.Д. Шадриков и др.) и в педагогической психологии (В.В. Давыдов и др.), положения психологической антропологии (В.И. Слободчиков), метасистемный подход к изучению уровневых структур психики (А.В. Карпов), интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности (Н.Е. Рубцова), концепции профессионального развития (Ю.П. Поваренков) и профессионализма (Е.А. Климов). При этом исследование в значительной степени опирается на ряд авторских разработок: кросс-культурный анализ психолого-педагогических моделей профессионального становления, модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения (совместно с Н.Е. Рубцовой), методологический анализ понятий «профессионализм» и «профессиональный маргинализм» применительно к инновационным педагогам. Представлен научный подход к изучению некоторых относительно мало изученных аспектов проблемы профессионального развития педагогов в новых исторических, социокультурных, научно-технических условиях, развиваемый преимущественно с позиций психологии труда и педагогической психологии. Впервые выделены и систематизированы условия профессионального развития педагогов в системе инновационного образования. Выявленные условия являются необходимыми, т.к. их отсутствие в значительной степени препятствует профессиональному развитию педагогов инновационного образования. Вместе с тем, вопрос об их универсальной достаточности требует дополнительных исследований и опытно-экспериментальной работы в коллективах инновационных образовательных учреждений. Предложенная классификация условий профессионального развития инновационных педагогов, в полном соответствии с идеологией антропологической модели инновационного образования, принятой в рамках исследования, не является окончательной, а, напротив, с необходимостью предполагает свое дальнейшее уточнение, дополнение и развитие по мере накопления новых данных научных исследований и результатов инновационной образовательной практики.
Леньков С.Л. - Классификация условий профессионального развития педагогов в системе инновационного образования c. 295-303

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66366

Аннотация: Представлена классификация качественно разнородных условий профессионального развития педагогов в системе инновационного образования. Классификация искомых условий выглядит следующим образом. I. Внешние условия: а) предметные (материальные и информационные); б) социальные (социально-психологические, социально-экономические, правовые, организационные и научно-методические). II. Внутренние условия: а) индивидуально-психологические (личностные и профессиональные индивидуально-психологические); б) непсихические. Основное внимание уделено анализу выделенных в рамках данной классификации психологических условий, включающих условия социально-психологические, личностные и профессиональные индивидуально-психологические. Исследование опирается на следующие теоретико-методологические основания: субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн и др.) и его спецификацию в психологии труда (В.Д. Шадриков и др.) и в педагогической психологии (В.В. Давыдов и др.), положения психологической антропологии (В.И. Слободчиков), метасистемный подход к изучению уровневых структур психики (А.В. Карпов), интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности (Н.Е. Рубцова), концепции профессионального развития (Ю.П. Поваренков) и профессионализма (Е.А. Климов). При этом исследование в значительной степени опирается на ряд авторских разработок: кросс-культурный анализ психолого-педагогических моделей профессионального становления, модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения (совместно с Н.Е. Рубцовой), методологический анализ понятий «профессионализм» и «профессиональный маргинализм» применительно к инновационным педагогам. Представлен научный подход к изучению некоторых относительно мало изученных аспектов проблемы профессионального развития педагогов в новых исторических, социокультурных, научно-технических условиях, развиваемый преимущественно с позиций психологии труда и педагогической психологии. Впервые выделены и систематизированы условия профессионального развития педагогов в системе инновационного образования. Выявленные условия являются необходимыми, т.к. их отсутствие в значительной степени препятствует профессиональному развитию педагогов инновационного образования. Вместе с тем, вопрос об их универсальной достаточности требует дополнительных исследований и опытно-экспериментальной работы в коллективах инновационных образовательных учреждений. Предложенная классификация условий профессионального развития инновационных педагогов, в полном соответствии с идеологией антропологической модели инновационного образования, принятой в рамках исследования, не является окончательной, а, напротив, с необходимостью предполагает свое дальнейшее уточнение, дополнение и развитие по мере накопления новых данных научных исследований и результатов инновационной образовательной практики.
Непредсказуемое
Саввина О.В. - Этические проблемы клонирования человека и животных

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14456

Аннотация: В статье анализируются два вида клонирования человека и животных: терапевтическое и репродуктивное. Опираясь на последние научные изыскания в области клонирования, автор очерчивает круг этических проблем, связанных с клонированием. В статье рассматривается единственная ныне доступная технология клонирования – перенос ядра соматической клетки. Определение клонирования с точки зрения биологии очень важно, поскольку сразу отбрасывает распространённые мифы о назначении и использовании технологии клонирования и этических проблемах, порождаемых этой технологией. Автор разделяет этические проблемы терапевтического клонирования и репродуктивного, а также клонирования людей и животных. В статье задействованы последние научные публикации в области биологических наук преимущественно зарубежных авторов. В результате делается вывод о том, что терапевтическое и репродуктивное клонирование животных, а также терапевтическое клонирование человека не несут в себе новых этических проблем, но усиливают уже имеющиеся этические и социальные проблемы, дилеммы биоэтики, такие как этика научных публикаций, моральный статус эмбрионов и плодов, доступность медицинских ресурсов для бедных слоёв населения, социальная дифференциация, скрытое негативное влияние на экологию, здоровье человека, невозможность полностью предсказать социальные последствия внедряемой практики или технологии до её внедрения и т.д. Репродуктивное клонирование человека может породить совершенно новые этические проблемы, связанные с изменением образа жизни человека, его полового поведения и многих других факторов общественной жизни. Автор приходит к выводу, что мы не в состоянии предсказать, сможет ли человечество справиться с этими проблемами, но, тем не менее, это не является поводом к полному запрету на репродуктивное клонирование.
Саввина О.В. - Этические проблемы клонирования человека и животных c. 304-312

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66367

Аннотация: В статье анализируются два вида клонирования человека и животных: терапевтическое и репродуктивное. Опираясь на последние научные изыскания в области клонирования, автор очерчивает круг этических проблем, связанных с клонированием. В статье рассматривается единственная ныне доступная технология клонирования – перенос ядра соматической клетки. Определение клонирования с точки зрения биологии очень важно, поскольку сразу отбрасывает распространённые мифы о назначении и использовании технологии клонирования и этических проблемах, порождаемых этой технологией. Автор разделяет этические проблемы терапевтического клонирования и репродуктивного, а также клонирования людей и животных. В статье задействованы последние научные публикации в области биологических наук преимущественно зарубежных авторов. В результате делается вывод о том, что терапевтическое и репродуктивное клонирование животных, а также терапевтическое клонирование человека не несут в себе новых этических проблем, но усиливают уже имеющиеся этические и социальные проблемы, дилеммы биоэтики, такие как этика научных публикаций, моральный статус эмбрионов и плодов, доступность медицинских ресурсов для бедных слоёв населения, социальная дифференциация, скрытое негативное влияние на экологию, здоровье человека, невозможность полностью предсказать социальные последствия внедряемой практики или технологии до её внедрения и т.д. Репродуктивное клонирование человека может породить совершенно новые этические проблемы, связанные с изменением образа жизни человека, его полового поведения и многих других факторов общественной жизни. Автор приходит к выводу, что мы не в состоянии предсказать, сможет ли человечество справиться с этими проблемами, но, тем не менее, это не является поводом к полному запрету на репродуктивное клонирование.
В ПОТОКЕ КНИГ
Гуревич П.С. - Релятивизм как когнитивная хворь

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14787

Аннотация: Предмет исследования – размышления вокруг книги «Релятивизм как болезнь современной философии» (Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2015). Почему релятивизм как один из методологических принципов познания оценивается в книге как болезнь современной философии? Разве мы не сталкиваемся с постоянным ускользанием единой истины, которую замещает пышное разнотравье разнообразных мнений? Неужели мы, вопреки И. Канту, убеждены в безграничности и литургической стройности человеческого познания? Концепция книги не направлена против когнитивных сомнений, не оспаривает возможных допущений плюральности истины. Она обнаруживает свою неоспоримость в той мере, в какой релятивизм становится едва ли не господствующим методологическим правилом. Именно в этом смысле К. Поппер назвал релятивизм «главной болезнью нашего времени». Относительно ли знание (и/или истина), зависит ли оно от времени, места, общества, культуры, исторической эпохи, концептуального каркаса? Или оно абсолютно, универсально и независимо? Эти и подобные им вопросы также стары, как и философия, и характеризуют они противоборствующие доктрины – релятивизм и абсолютизм. Используются стандартные методы научного исследования, в том числе метод сравнительного анализа. Речь идёт о традиционных проблемах теории познания – природе рациональности, понимании возможностей познания и изменения мира. Новизна исследования связана с анализом критических подходов к современному релятивизму. В книге делается попытка выявить основания релятивизма и его ущербность на практике. Специально изучаются релятивистские тенденции в современной эпистемологии и философии науки, а также в науках о человеке: психологии, культурологии, исторической науке. При этом авторы различают релятивизм и скептицизм: показано, что плюрализм может плодотворно практиковаться как раз в том случае, если понят в антирелятивистском ключе. Релятивизм, как и редукционизм, претендует на роль единственного методологического принципа, способного дать жизнь современной философии в его поисках новейших оснований познания.
Гуревич П.С. - Релятивизм как когнитивная хворь c. 313-324

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.66368

Аннотация: Предмет исследования – размышления вокруг книги «Релятивизм как болезнь современной философии» (Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2015). Почему релятивизм как один из методологических принципов познания оценивается в книге как болезнь современной философии? Разве мы не сталкиваемся с постоянным ускользанием единой истины, которую замещает пышное разнотравье разнообразных мнений? Неужели мы, вопреки И. Канту, убеждены в безграничности и литургической стройности человеческого познания? Концепция книги не направлена против когнитивных сомнений, не оспаривает возможных допущений плюральности истины. Она обнаруживает свою неоспоримость в той мере, в какой релятивизм становится едва ли не господствующим методологическим правилом. Именно в этом смысле К. Поппер назвал релятивизм «главной болезнью нашего времени». Относительно ли знание (и/или истина), зависит ли оно от времени, места, общества, культуры, исторической эпохи, концептуального каркаса? Или оно абсолютно, универсально и независимо? Эти и подобные им вопросы также стары, как и философия, и характеризуют они противоборствующие доктрины – релятивизм и абсолютизм. Используются стандартные методы научного исследования, в том числе метод сравнительного анализа. Речь идёт о традиционных проблемах теории познания – природе рациональности, понимании возможностей познания и изменения мира. Новизна исследования связана с анализом критических подходов к современному релятивизму. В книге делается попытка выявить основания релятивизма и его ущербность на практике. Специально изучаются релятивистские тенденции в современной эпистемологии и философии науки, а также в науках о человеке: психологии, культурологии, исторической науке. При этом авторы различают релятивизм и скептицизм: показано, что плюрализм может плодотворно практиковаться как раз в том случае, если понят в антирелятивистском ключе. Релятивизм, как и редукционизм, претендует на роль единственного методологического принципа, способного дать жизнь современной философии в его поисках новейших оснований познания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.