по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 08, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-4.36363636364-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Магия персонификации

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9413

Аннотация: Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания. На земле, в небесах и на море она усматривает присутствие образа человека. Вот почему, если исходить из общей антропологической теории, а не только из соображений, навеянных концептуальным осмыслением телевидения, на экране постоянно нужен человек. Никакая выгородка, никакая бутафория, никакое множество безличной информации не может заместить потребности видеть на мерцающем квадрате живое человеческое лицо. Такова магия персонификации... Автор показывает, что это не прихоть, а всепоглощающая страсть. Может быть, это вообще глубинная человеческая потребность, некое универсальное свойство хомо сапиенс. Но правомерно ли выделять только это качество? Ведь, возможно, есть и другие, не менее значимые? Многие философы, в том числе А. Шопенгауэр, К. Ясперс, Э. Фромм и другие, пытались осмыслить природу человеческих потребностей. В статье выделяются главные человеческие потребности. Потребность в выживании, самосохранении, продолжении рода. Что и говорить — важное дело. Не станешь помышлять о персонификации, если над тобой нависла угроза голода, смерти, стихийного бедствия. Все правильно. Но инстинкт самосохранения заметен у каждого животного. Нужда в пище, сексуальность, по мнению Шопенгауэра, все это естественные склонности. Потребности эти не специфически человеческие.
П.С. Гуревич - Магия персонификации c. 721-725

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63109

Аннотация: Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания. На земле, в небесах и на море она усматривает присутствие образа человека. Вот почему, если исходить из общей антропологической теории, а не только из соображений, навеянных концептуальным осмыслением телевидения, на экране постоянно нужен че- ловек. Никакая выгородка, никакая бутафория, никакое множество безличной информации не может заместить потребности видеть на мерцающем квадрате живое человеческое лицо. Такова магия персонификации... Автор показывает, что это не прихоть, а всепоглощающая страсть. Может быть, это вообще глубинная человеческая потребность, некое универсальное свойство хомо сапиенс. Но правомерно ли выделять только это качество? Ведь, возможно, есть и иные, не менее значимые? Многие философы, в том числе А. Шопенгауэр, К. Ясперс, Э. Фромм и другие, пытались осмыслить природу человеческих потребностей. В статье выделяются главные человеческие потребности. Потребность в выживании, самосохранении, продолжении рода, что и говорить — важное дело. Не станешь помышлять о персонификации, если над тобой нависла угроза голода, смерти, стихийного бедствия. Все правильно. Но инстинкт самосохранения заметен у каждого животного. Нужда в пище, сексуальность, по мнению Шопенгауэра, все это естественные склонности. Потребности эти не специфически человеческие.
Философия и психология
Карпов А.О. - Лики Ренессанса: диспозитивные стратегии, психотехники и семиозис

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.7475

Аннотация: Аннотация В статье изложена история символических полей эпохи Ренессанса, которая выстраивается на основе диспозитивной концептуализации М. Фуко и оригинальной теории эпистемогенеза, разрабо-танной автором. Выявляются диспозитивные стратегии, психотехники и семиотические процессы, связывающие ренессансных творцов и «обывателей». Показана система диспозитивных трансформа-ций, обусловленных изменением внутреннего содержания символа «обновление» в период X-XVI веков. Действуя как эпистемическая вещь, наделенная семантически сложным культурным имплантом, символ «обновление» вызывает к жизни гетерогенную серию диспозитивов, которые производят психокультурные феномены, известные под именами «Возрождение», «Реформация», «гуманизм» и «социальная утопия». На основе двучастности символа «renasci» обсуждаются дифференциации в духовных практиках позднего средневековья, которые ведут к расщеплению «обновленческого» диспозитива в «ренессансный» и «реформационный». Показано, что исторические процессы при этом протекают скорее через диспозитивный генез, а не культурный разрыв. Череда диспозитивных трансформаций выстраивает психокультурное движение ренессансной эпохи и несет в себе объяснение того, почему события развивались так, а не иначе.
А.О. Карпов - Лики Ренессанса: диспозитивные стратегии, психотехники и семиозис. Часть 1 c. 726-741

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63110

Аннотация: В статье изложена история символических полей эпохи Ренессанса, которая выстраивается на основе диспозитивной концептуализации М. Фуко и оригинальной теории эпистемогенеза, разработанной автором. Выявляются диспозитивные стратегии, психотехники и семиотические процессы, связывающие ренессансных творцов и «обывателей». Показана система диспозитивных трансформаций, обусловленных изменением внутреннего содержания символа «обновление» в период X-XVI вв. Действуя как эпистемическая вещь, наделенная семантически сложным культурным имплантом, символ «обновление» вызывает к жизни гетерогенную серию диспозитивов, которые производят психокультурные феномены, известные под именами «Возрождение», «Реформация», «гуманизм» и «социальная утопия». На основе двучастности символа «renasci» обсуждаются дифференциации в духовных практиках позднего средневековья, которые ведут к расщеплению «обновленческого» диспозитива в «ренессансный» и «реформационный». Показано, что исторические процессы при этом протекают скорее через диспозитивный генез, а не культурный разрыв. Череда диспозитивных трансформаций выстраивает психокультурное движение ренессансной эпохи и несет в себе объяснение того, почему события развивались так, а не иначе.
Звонова Е.Е. - Анорексия и булимия: артишок для философа

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.8111

Аннотация: В статье осуществляется попытка освещения философских, прежде всего, этических проблем, связанных с анорексией, булимией и их лечением. Отталкиваясь от книги Симоны Джордано «Понимание пищевых расстройств: концептуальные и этические исследования лечения нервной анорексии и булимии», автор предлагает оригинальное решение вопроса о степени ограничения автономии больных расстройствами пищевого поведения. Приводятся факты, свидетельствующие о том, что их автономия не ограничена наличествующими у них в ряде случаев когнитивными нарушениями, и, соответственно, мнение Джордано о возможности приложения принципа слабого патернализма применительно к данному случаю на этом основании едва ли можно счесть справедливым. Автор в целом поддерживает ту точку зрения, согласно которой одним из основных факторов возникновения анорексии и булимии является бессознательное усвоение определенных ценностей (ценности трансценденции, преодоления притязаний материи, символом которых выступает легкость, худоба). Дается указание на неверифицируемую природу ценностей (которую Джордано не учитывает) и следующую из этого невозможность признать ценности больных «некорректными», а потому неаутентичными и на этом основании применить патернализм. Автор в результате исследования приходит к выводу о недопустимости ограничения свободы выбора и действия жертв анорексии и булимии, который имеет большое значение, прежде всего, для практики лечения указанных расстройств пищевого поведения.
Горизонты психологии
Гуревич П.С. - Актуальная психология

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9425

Аннотация: Роль психологии в современном мире решительно преображается. Рождается новая цивилизация, и она несет с собой множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Необычайная скорость социальных и культурных преобразований, неспособность многих людей адаптироваться к новым реальностям, распад идентичности (то есть способности правильно осознавать и воспринимать себя), обнаружение новых антропологических (то есть присущих именно людям) свойств – все это выдвигает психологию едва ли не на передний край современного гуманитарного знания. Мы являемся свидетелями своеобразного психологического бума. Поток литературы по психологии оказывается все более и более значительным. Расширяется радиус психологического знания. Психологию преподают сегодня во всех вузах – государственных и коммерческих. В наши дни психология оказывается востребованной в сфере бизнеса и управления, политики и экологии, экономики и спорта, права и рекламы, образования и воспитания. Бурно развивается трансперсональная (интегральная) психология. Властно заявляет о себе политическая психология, психология чрезвычайных ситуаций, экономическая психология, спортивная психология. Стандарты психологического образования явно не поспевают за стремительным расширением спектра психологического знания.
П.С. Гуревич - Актуальная психология c. 742-749

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63111

Аннотация: Роль психологии в современном мире решительно преображается. Рождается новая цивилизация, и она несет с собой множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Необычайная скорость социальных и культурных преобразований, неспособность многих людей адаптироваться к новым реальностям, распад идентичности (то есть способности правильно осознавать и воспринимать себя), обнаружение новых антропологических (то есть присущих именно людям) свойств — все это выдвигает психологию едва ли не на передний край современного гуманитарного знания. Мы являемся свидетелями своеобразного психологического бума. Поток литературы по психологии оказывается все более и более значительным. Расширяется радиус психологического знания. Психологию преподают сегодня во всех вузах — государственных и коммерческих. В наши дни психология оказывается востребованной в сфере бизнеса и управления, политики и экологии, экономики и спорта, права и рекламы, образования и воспитания. Бурно развивается трансперсональная (интегральная) психология. Властно заявляет о себе политическая психология, психология чрезвычайных ситуаций, экономическая психология, спортивная психология. Стандарты психологического образования явно не поспевают за стремительным расширением спектра психологического знания.
Внутренний мир человека
Руднев В.П. - Курение и навязчивости

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9126

Аннотация: В статье исследуется взаимоотношение между курением и навязчивостями. Автор полагает, что курение связано с обсессиями, прежде всего, через влечение к смерти. В статье развернуто положение о том, что во внутреннем мире человека имеет место два противоположных механизма: истерический и компульсивный. Первый реализует себя как различие, второй как повторение. Природа, истерическое, чаще всего проявляет себя как повторение, культура, компульсивное, проявляет себя как различие. Но природа и культура не могут существовать друг без друга. Повторение без различия это психическая смерть, различие без повторения это природная безответственность органической жизни. По мнению автора, курить можно творчески реализуя оба эти канала как дизьюнктивный синтез истерии и обсессии. Однако бросить курить важно для того, чтобы более эффективно использовать свой креативный потенциал по ту сторону влечения к смерти.
В.П. Руднев - Курение и навязчивости c. 750-758

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63112

Аннотация: В статье исследуется взаимоотношение между курением и навязчивостями. Автор полагает, что курение связано с обсессиями, прежде всего, через влечение к смерти. В статье развернуто положение о том, что во внутреннем мире человека имеет место два противоположных механизма: истерический и компульсивный. Первый реализует себя как различие, второй как повторение. Природа, истерическое, чаще всего проявляет себя как повторение, культура, компульсивное, проявляет себя как различие. Но природа и культура не могут существовать друг без друга. Повторение без различия это психическая смерть, различие без повторения это природная безответственность органической жизни. По мнению автора, курить можно творчески реализуя оба эти канала как дизьюнктивный синтез истерии и обсессии. Однако бросить курить важно для того, чтобы более эффективно использовать свой креативный потенциал по ту сторону влечения к смерти.
Мотивация и духовность личности
Надыкто Е.И. - Рациональность как сдерживающий механизм преемственности ценностей

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.8310

Аннотация: В статье рассматриваются содержательные компоненты рациональности и воздействие их на механизм преемственности ценностей. Сегодня, когда опыт предыдущих поколений почти не участвует в новой информационно-прогрессивной реальности и общечеловеческой направленности на технизацию и рационализацию мышления, проблема преемственности ценностей становится для общества все значимее. Рациональное влияние на преемственность показано преимущественно через познание ценностей посредством разума. Объяснено, вопреки расхожему мнению о тождестве разумного и рационального, его значение в познании того иррационального, что присутствует в процессе преемственности ценностей – взаимоотношений носителя и преемника, готовности отдавать и принимать, единый уровень понимания ценности, доверие авторитету. Выявлено сдерживающее влияние рационального мышления на механизм преемственности путем описания тенденций быстрого достижения, пути уравнительности, а также рационального согласования интересов. Показано, что ориентация рационалиста на сиюминутные достижения и материальный интерес низводит потребность в передаче и сохранении знаний поколений.
Е.И. Надыкто - Рациональность как сдерживающий механизм преемственности ценностей c. 789-797

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63115

Аннотация: В статье рассматриваются содержательные компоненты рациональности и воздействие их на механизм преемственности ценностей. Сегодня, когда опыт предыдущих поколений почти не участвует в новой информационнопрогрессивной реальности и общечеловеческой направленности на технизацию и рационализацию мышления, проблема преемственности ценностей становится для общества все значимее. Рациональное влияние на преемственность показано преимущественно через познание ценностей посредством разума. Объяснено, вопреки расхожему мнению о тождестве разумного и рационального, его значение в познании того иррационального, что присутствует в процессе преемственности ценностей — взаимоотношений носителя и преемника, готовности отдавать и принимать, единый уровень понимания ценности, доверие авторитету. Выявлено сдерживающее влияние рационального мышления на механизм преемственности путем описания тенденций быстрого достижения, пути уравнительности, а также рационального согласования интересов. Показано, что ориентация рационалиста на сиюминутные достижения и материальный интерес низводит потребность в передаче и сохранении знаний поколений.
Материк бессознательного
Коняев С.Н., Султанова М.А. - Бион, Юнг, Фрейд: сходство и различие психоаналитических концепций

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9129

Аннотация: Настоящая статья американского аналитика Джона Роузгранта посвящена аналитическому обзору трудов ведущих теоретиков и практиков психоанализа – Биона, Юнга и Фрейда. Автор ставит целью выяснить то, что в их трудах общее, а что их резко отличает. В частности, он пишет, что Бион и Юнг одинаково предпочитают романтически/коллективистский подход в терапевтической практике, отвергая классически/ индивидуальный. В то время как Фрейд стремится пользоваться обоими подходами. Сам автор стоит на стороне Биона и Юнга, которые убеждены, что романтический метод, применяемый в терапии, мог бы дать больше возможности, чтобы вывести пациента из состояния застоя и помочь ему в его развитии. Фрейд, как и Бакан, настаивают на важном значении сочетания обоих подходов и для полноты человеческой жизни, и для терапии пациента. Отдельный раздел статьи автор посвящает архетипам Юнга, который считает, что архетип – это независимый источник энергии, спонтанный, объективно существующий неотличимый от богов. Фрейд и Юнг одинаково считали, что боги созданы проекциями духа (psyche). Но если Фрейд считал, что боги – это проекция желаний и страхов, накопленных человеком в течение жизни, то Юнг был убежден, что боги – это сверхличностная сила, не связанная с личным опытом, а исходящая из духа (psyche).
Дж. Роузгрант - Бион, Юнг, Фрейд: сходство и различие психоаналитических концепций (перевод С.Н. Коняева и М.А. Султановой) c. 759-776

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63113

Аннотация: Настоящая статья американского аналитика Джона Роузгранта посвящена аналитическому обзору трудов ведущих теоретиков и практиков психоанализа — Биона, Юнга и Фрейда. Автор ставит целью выяснить то, что в их трудах общее, а что их резко отличает. В частности, он пишет, что Бион и Юнг одинаково предпочитают романтически/коллективистский подход в терапевтической практике, отвергая классически/ индивидуальный. В то время как Фрейд стремится пользоваться обоими подходами. Сам автор стоит на стороне Биона и Юнга, которые убеждены, что романтический метод, применяемый в терапии, мог бы дать больше возможности, чтобы вывести пациента из состояния застоя и помочь ему в его развитии. Фрейд, как и Бакан, настаивают на важном значении сочетания обоих подходов и для полноты человеческой жизни, и для терапии пациента. Отдельный раздел статьи автор посвящает архетипам Юнга, который считает, что архетип — это независимый источник энергии, спонтанный, объективно существующий неотличимый от богов. Фрейд и Юнг одинаково считали, что боги созданы проекциями духа (psyche). Но если Фрейд считал, что боги — это проекция желаний и страхов, накопленных человеком в течение жизни, то Юнг был убежден, что боги — это сверхличностная сила, не связанная с личным опытом, а исходящая из духа (psyche). Перевод: Rosegrant John. Why Bion? Why Jung? For That Matter, Why Freud? // Journal of the American Psychoanalytical Association. 2012, august. № 60 (4). P. 721-745. Роузгрант Джон. Бион, Юнг, Фрейд: сходство и различие психоаналитических концепций // Ж-л Американской психоаналитической Ассоциации. 2012, август. № 60(4). С. 721-745. (С. 721-731 — перевод С.Н. Коняева, с. 731- 745 — перевод М.А. Султановой).
Депрессия и тело
Е.Е. Звонова - Анорексия и булимия: артишок для философа c. 777-788

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63114

Аннотация: В статье осуществляется попытка освещения философских, прежде всего, этических проблем, связанных с анорексией, булимией и их лечением. Отталкиваясь от книги Симоны Джордано «Понимание пищевых расстройств: концептуальные и этические исследования лечения нервной анорексии и булимии», автор предлагает оригинальное решение вопроса о степени ограничения автономии больных расстройствами пищевого поведения. Приводятся факты, свидетельствующие о том, что их автономия не ограничена наличествующими у них в ряде случаев когнитивными нарушениями, и, соответственно, мнение Джордано о возможности приложения принципа слабого патернализма применительно к данному случаю на этом основании едва ли можно счесть справедливым. Автор в целом поддерживает ту точку зрения, согласно которой одним из основных факторов возникновения анорексии и булимии является бессознательное усвоение определенных ценностей (ценности трансценденции, преодоления притязаний материи, символом которых выступает легкость, худоба). Дается указание на неверифицируемую природу ценностей (которую Джордано не учитывает) и следующую из этого невозможность признать ценности больных «некорректными», а потому неаутентичными и на этом основании применить патернализм. Автор в результате исследования приходит к выводу о недопустимости ограничения свободы выбора и действия жертв анорексии и булимии, который имеет большое значение, прежде всего, для практики лечения указанных расстройств пищевого поведения.
Профессиональная психология
Осипчук И.В. - Анализ психолого-педагогических аспектов подготовки специа-листов по оказанию психологических консультационных услуг в Рос-сии и за рубежом

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.9154

Аннотация: Статья посвящена проблемам обучения психологов-консультантов, описаны направления обучения. Автор анализирует этапы и условия обу-чения. В работе описаны российские, зарубежные подходы к обучению психологов-консультантов. Психологическая помощь в общенаучном контексте – это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сооб-ществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жиз-нью человека в социуме. Содержание психологической помощи заключа-ется в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной под-держки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия. Именно профессиональное самоопределение психолога-практика уменьшает дистанцию между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным», снижает тревожность, повышает личностный потен-циал – становится условием и одновременно стимулом к дальнейшему личностному росту и личностному самоопределению. Когнитивный ас-пект личности определяет ее экзистенциальный, бытийный аспект. «Тех-нологический» уровень представленной модели специалиста детермини-рует личностный. А уже этот, последний, возвращает личностное «Я» к институционально-ролевому образу профессии. Погрузившись в поток профессиональной проблематики и технологии, специалист применяет уже по отношению к себе самому те или иные концепции, техники и в хо-де этой, профессионально и одновременно личностной работы вновь, уже с высот своего экзистенциального «Я», возвращается в «Я-функциональное», достигая желаемой профессиональной и личностной идентичности.
И.В. Осипчук - Анализ психолого- педагогических аспектов подготовки специалистов по оказанию психологических консультационных услуг в России и за рубежом c. 803-812

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63117

Аннотация: Статья посвящена проблемам обучения психологов-консультантов, описаны направления обучения. Автор анализирует этапы и условия обучения. В работе описаны российские, зарубежные подходы к обучению психологов-консультантов. Психологическая помощь в общенаучном контексте — это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия. Именно профессиональное самоопределение психолога-практика уменьшает дистанцию между «Я-функциональным» и «Я-экзистенциальным», снижает тревожность, повышает личностный потенциал — становится условием и одновременно стимулом к дальнейшему личностному росту и личностному самоопределению. Когнитивный аспект личности определяет ее экзистенциальный, бытийный аспект. «Технологический» уровень представленной модели специалиста детерминирует личностный. А уже этот, последний, возвращает личностное «Я» к институционально-ролевому образу профессии. Погрузившись в поток профессиональной проблематики и технологии, специалист применяет уже по отношению к себе самому те или иные концепции, техники и в ходе этой, профессионально и одновременно личностной работы вновь, уже с высот своего экзистенциального «Я», возвращается в «Я-функциональное», достигая желаемой профессиональной и личностной идентичности.
Психология и педагогика
Давлетбаева З.К. - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕВЕНЦИИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.7761

Аннотация: В статье, определены теоретические подходы превенции асоциального поведения учащихся: превентивный, системный, деятельностный и целостный. Опосредованные основополагающей идеей антиципации, каждый подход раскрывает концептуальную линию превентивной деятельности. Кроме основополагающих подходов разрабатываемая модель, предполагает наличие цели и задач способствующие максимальной реализации важнейших теоретических основ парадигмы превентивной деятельности. Представлены основные виды и формы психологической работы относительно рассматриваемых подходов.
Психология развития
З.К. Давлетбаева - Теоретические подходы к превенции асоциального поведения учащихся c. 798-802

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.8.63116

Аннотация: В статье, определены теоретические подходы превенции асоциального поведения учащихся: превентивный, системный, деятельностный и целостный. Опосредованные основополагающей идеей антиципации, каждый подход раскрывает концептуальную линию превентивной деятельности. Кроме основополагающих подходов разрабатываемая модель, предполагает наличие цели и задач способствующие максимальной реализации важнейших теоретических основ парадигмы превентивной деятельности. Представлены основные виды и формы психологической работы относительно рассматриваемых подходов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.