по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 12, 2011
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-12-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2011
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
П.С. Гуревич - Психоанализ как терапия c. 4-5
Аннотация: The editor-in-chief’s column is devoted to the psychoanalysis, its theory and implementation in therapy. The author gives a brief description of how psychoanalysis was developed and created many schools and teachings which altogether formed the phenomenon of so called Freudianism.
Социальные страсти
Е.И. Надыкто - Анализ проблем преемственности поколений: социально-психологические характеристики и компоненты структуры c. 35-46
Аннотация: в статье рассматриваются структурные, функциональные и содержательные компоненты механизма преемственности ценностей от поколения к поколению. Выявлены возможности регулирования механизма преемственности через некоторые структурные компоненты преемственности. Обосновано непосредственное влияние качеств личности субъектов преемственности на сам механизм преемственности.
Философия и психология
В.В. Дубовицкий - Феномены страха и уважения в эстетике возвышенного Эдмунда Бёрка и Иммануила Канта (Сравнительный анализ) c. 6-14
Аннотация: феномены прекрасного и возвышенного (кардинальное различие которых было выявлено в эстетике XVIII века), как в природе, так и в искусстве, требуют существенно различных способов описания. Сравнительный анализ эстетики возвышенного Канта и Бёрка даёт возможность уяснить различие и одно- временно взаимосвязь эмпирико-психологического, философско-сенсуалистического (Бёрк) и трансценденталь- ного, метафизического (Кант) способов описания и анализа эстетических феноменов. Внимание в этой связи фиксируется на чувствах страха и уважения как, по мнению автора, решающих в интерпретации феномена возвышенного у Канта. Это обстоятельство позволяет прояснить теснейшую взаимосвязь морального и эстетического сознания. В этой связи рассматривается интенциональная структура чувства уважения как аналога эстетического чувства возвышенного. Современная эстетика нуждается в прояснении психологических и трансцендентальных (метафизических) оснований эстетического чувства возвышенного. Особенно актуальной эстетика возвышенного (эстетика непредставимого) является в контексте концептуализации практики постклассического искусства.
Внутренний мир человека
А.Ю. Кирсанов - Антропологические идеи Ролло Мэя c. 15-20
Аннотация: Р. Мэй — один из основателей гуманистической психологии. В его работах находим ряд антропологических идей, сохраняющих свое значение и для наших дней. Становление личности, развитие чувства Я, способность отличать свое «я» от окружающего мира, — таковы темы данной статьи.
Понять человека
Светоч В.Е. - Теоретические предпосылки исследования проблемы влияния самоорганизации времени жизни на стресспреодолевающее поведение личности
Аннотация: В статье обозначена актуальность исследования проблемы стресспреодолевающего, совладающего поведения, его механизмов и ресурсов, в качестве одного из которых выступает самоорганизация времени жизни. Отмечается, что в науке для этого сложились благоприятные теоретические предпосылки, которые позволяют наметить перспективы ее дальнейшего углубленного исследования. В статье обозначены наиболее важные вопросы, требующие разрешения в ближайшее время.
К.С. Шибаева - Взаимосвязь супружеских взаимоотношений и совладающего поведения мужчин в бесплодном браке c. 21-27
Аннотация: бесплодие и его лечение приводят к нарушениям семейных взаимоотношений, сексуальным дисгармониям, отрицательным эмоциональным реакциям, социальной изоляции мужчин и женщин. Цель настоящего исследования выявить особенности семейных взаимоотношений мужчин состоящих в бесплодном браке, и определить их воздействие на выбор стратегии совладания в ситуации бесплодия и его лечения. В статье представлены результаты исследования супружеской удовлетворенности мужчин в бесплодном браке, описаны особенности семейного функционирования и совладающего поведения мужчин, выявлены взаимосвязи между этими показателями.
Вершинные состояния духа
Родзинский Д.Л. - Роль свободы и знаний в достижении человеком состояния небытийственного совершенства
Аннотация: В статье рассматривается роль двух наиважнейших ценностей психологического бытия человека - свободы и знания. Представляя собой предподчтительные состояния его духа, каждая из них одновременно становится механизмом для достижения человеком своего совершенства, небытийственное переживание которого связаны с ощущением сверхусещего блага и абсолютной истины.
Профессиональная психология
Харисова Р.Р. - Сравнительный анализ личностных особенностей и типов эмпатии как профессиональных качеств врачей-психиатров и психиатров-психотерапевтов
Аннотация: В статье рассматриваются особенности личностных профилей и типов эмпатии психиатров, в зависимости от наличия дополнительного образования в области психотерапии. Сделано предположение о различиях в качественных характеристиках данных показателей у врачей-психиатров и у психиатров-психотерапевтов, отражающих различия включения «субъектности» в профессиональную деятельность. Приведен анализ результатов исследования по методикам (тест на оценку типа и уровня эмпатии Бойко В.В.; MMPI, адаптированный Березиным Ф.Б. и Мирошниковым М.П.) двух групп психиатров (120 человек) в возрасте 24-61 года. Проведен статистический анализ, позволивший определить различия показателей у врачей-психиатров и у врачей-психотерапевтов. Полученные данные позволили сформулировать положения о взаимосвязи личностных профилей и типов эмпатии с особенностями построения взаимоотношений с пациентами, господствующими парадигмами в психиатрической и психотерапевтической науках.
И.Е. Жмурин - Влияние психоаналитически ориентированного просвещения супругов на профилактику конфликта между ними c. 47-58
Аннотация: статья посвящена исследованию эффективности психоаналитически ориентированного просвещения супругов, находящихся в состоянии конфликта. В экспериментальном исследовании подтверждено, что психоаналитически ориентированное просвещение оказывает влияние на изменение элементов информационной модели супружеского конфликта, в качестве которых были определены: представления супругов о супружеском конфликте, о другом супруге, о среде, в которой развивается конфликт и о себе, как участнике конфликта. В исследовании проведена оценка эффективности влияния психоаналитически ориентированного просвещения на информационную модель супружеского конфликта и ее отдельных элементов.
Психология и педагогика
Портнягина Е.В. - Проблема формирования социально- профессиональных компетенций: в рамках контекстного подхода в обучении
Аннотация: В настоящее время смена приоритетов и социальных ценностей в нашей стране требует постоянного совершенствования учебного процесса в профессиональном образовании. Именно компетентностный подход ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования. Данная статья раскрывает, какие педагогические и психологические условия и средства способны обеспечить формирование социально-профессиональной компетенции специалистов.
Веселова Н.Н. - Исторические аспекты становления синергетического подхода в изучении саморазвивающихся систем
Аннотация: В данной статье представления о самоорганизующихся и саморазвивающихся системах описаны в исторической динамике. Автор раскрывает междисциплинарный характер их исследования и возможность осуществления переноса методов одной науки в другую в рамках синергетического подхода. В статье указывается на разворачивающееся в психолого-педагогической науке направление исследований деятельности как саморазвивающейся системы.
Клиническая психология
Кулешова К.В. - Переживание стыда, вины, обиды, гнева, страха беременными женщинами
Аннотация: На протяжении последних десяти лет автором изучались особенности эмоционального состояния беременных женщин. Беременные часто испытывают удивление, сочувствие, сострадание, интерес, возбуждение, тревогу, стыд, застенчивость, страх. Беременные по сравнению с женщинами, находящимися в послеродовом периоде, больше подвержены негативным эмоциям. У них отмечается значительное ограничение социальных контактов, снижение уровня общения в связи ухудшения эмоционального и физического состояния
Е.Д. Афанасьева - Чувствительность к потребностям ребенка в системе психологической адаптации ВИЧ-положительных женщин к материнству c. 59-72
Аннотация: в статье описываются особенности психологической адаптации к материнству у ВИЧ- положительных женщин. Было обследовано 135 матерей, воспитывающих детей возрастом до 2 лет. Основную группу составили ВИЧ-положительные матери, контрольную группу условно здоровые женщины. Оценивались эмоциональные нарушения (интегративный тест тревожности, шкала депрессии Бека), качество жизни (опросник SF-36), значимые отношения (незаконченные предложения, ТОБОЛ), родительские установки (PARI) и особенности взаимодействия с ребенком (наблюдение, психодиагностическое интервью). Результаты полуструктурирован- ного интервью с женщинами, подтвержденные наблюдениями за взаимодействием матери с ребенком, позволили выделить индикатор адаптации женщины к материнству — чувствительность к поведенческим проявлениям потребностей ребенка. Показано, что низкая чувствительность к потребностям ребенка связана с другими дисфункциональными характеристиками взаимодействия матери и ребенка, переживанием неудовлетворенности собственным материнством и неопределенностью родительских установок. ВИЧ-положительные матери со сниженной чувствительностью к потребностям ребенка характеризуются эмоциональными нарушениями и пониженным качеством жизни, имеют отягощенный медико-социальный анамнез.
Ключи творчества
А.В. Маслова - Философские аспекты гениальности c. 28-34
Аннотация: в статье делается попытка взглянуть на феномен гениальности с разных сторон. Рассматриваются и сравниваются между собой разные трактовки гениальности, начиная от идей немецких философов XVIII-XIX века до идеи Б. Кедрова о преодолении познавательно-психологического барьера ученого. В статье преодолевается понимание гения как явления присущего лишь области искусства, обращая внимание на реальность гения в науке, обосновывая тем, что работа ученого имеет творческое начало, возможность инсайта, озарения. Затрагивается также проблема интерпретации гениального произведения.
Психология развития
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников
Аннотация: Детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности формирования детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 60 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного субъектно-деятельностного подхода, предложены новые ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель-ребенок».
З.Г. Ханова - Психологические детерминанты личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности c. 73-80
Аннотация: в статье дана психологическая характеристика личностным деформациям предпринимателей. Выделены профессиональные личностные деформации, в состав которых может быть включена личностная деформация предпринимателя. Рассматриваются виды профессиональных деформаций, которые затрагивают ключевые параметры деятельности специалиста определенного профиля деятельности. Раскрывается разнообразие психологических барьеров, для достижения предпринимательской успешности и развития предпринимательства в целом. Рассматриваются психологические факторы, которые способствуют возникновению профессиональных деформаций в среде отечественных предпринимателей.
Психотехника
Цатурян М.О. - Изучение рефлексивного компонента психологической компетентности педагогов
Аннотация: В статье подчеркивается актуальность компетентностного подхода к изучению психологических основ деятельности педагога. На теоретическом уровне раскрывается структурное наполнение психологической компетентности педагога и обосновывается необходимость эмпирического исследования рефлексивного компонента данного вида компетентности при помощи экспертных оценок и тестовых методик. Приводятся основные результаты исследования, позволяющие сделать вывод о совпадении того или иного уровня развития рефлексивности педагогов с различным уровнем субъективного контроля и общей напряженностью психологических защит.
Лукаш О.Л. - Особенности грамматического строя речи у младших школьников
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования грамматического строя речи у младших школьников. Автором описана методика изучения грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста, представлены экспериментальные данные, полученные в ходе проведения диагностических мероприятий по выявлению структурного и морфологического аграмматизма.
Долгова Н.Ю. - Исследование совместной деятельности с помощью современных компьютерных технологий
Аннотация: Рассматриваются разные подходы в исследовании совместной деятельности. Разработана и апробирована методика «Траектория» по типу «Гомеостат» Горбова Ф.Д. с использованием специального «устройства оценки совместной деятельности» (ОСД), которая позволила расширить возможности изучения совместной работы и выработать критерии оценки её эффективности. Исследуется связь успешности совместной деятельности и регуляторного опыта. Установлено, что успешная реализация совместной деятельности школьников во многом определяется опытом привычной активизации субъектов решения, но наибольшее значение при этом приобретает операциональный компонент регуляторного опыта, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и возможности участников совместных действий, включающих набор знаний и умений, необходимых для их реализации, в том числе умения саморегуляции. В процессе совместной деятельности индивидуальные особенности системы саморегуляции дополняются опытом сотрудничества, который оказывает влияние на характер отношений между участниками и выбранную стратегию взаимодействия.
О.Л. Лукаш - Особенности грамматического строя речи у младших школьников c. 81-87
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования грамматического строя речи у младших школьников. Автором описана методика изучения грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста, представлены экспериментальные данные, полученные в ходе проведения диагностических мероприятий по выявлению структурного и морфологического аграмматизма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.