Политика и Общество - рубрика ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС"
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Домрачев Д.В. - Специфика формирования повестки дня в рамках процесса принятия государственных решений на примере рассмотрения пенсионной реформы в России c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.18936

Аннотация: Объектом исследования является принятие государственных решений Предметом исследования является формирование повестки дня в рамках процесса принятия государственных решений в России Особое внимание в статье уделяется теоретическому анализу построения повестки дня в работах современных зарубежных и российских исследователей в области психологии, менеджмента, социологии и политологии. Автор статьи подробно описывает процесс формирования повестки дня в рамках реформирования российской пенсионной системы 2013 года, выделяя и рассматривая внутренние и внешние факторы влияния на нее. В качестве методологической основы выделения этапов построения повестки дня выступил подход Дж. Андерсона. В качестве метода выступила концепция «нерешений» политологов П. Бахраха и М. Батарса. Научная новизна исследования заключается в анализе формирования повестки дня о социально-экономической проблеме (пенсионная реформа) в рамках политологического подхода и политологического метода. Основным выводом проведенного исследования является то, что формирование повестки дня о новом реформировании пенсионной системы было вызвано не интересами и требованиями граждан, а, с одной стороны, потенциальными рисками влияния неблагоприятного экономического климата в ключевых для России странах-инвесторах, которые могли повлиять на ухудшение отечественной экономики и дефицит Пенсионного Фонда, который в совокупности с демографическими факторами усугубил бы нагрузку на федеральный бюджет, а также электоральными циклами и политическим протестом, которые послужили катализатором решения краткосрочных проблем.
Беляев А.Ю. - Закономерности избирательного процесса, их использование в исследовательской практике

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.6.8052

Аннотация: В статье раскрываются основные закономерности избирательного процесса, характерные для отечественной и зарубежной избирательной практики. Анализируются и конкретизируются содержание отдельных из них. Раскрывается сущность таких явлений как абсентеизм, плюрализм, политический рынок, джерримандеринг и др. в преломлении к избирательной практике. Дается оценка гносеологической значимости обозначенных закономерностей, сделана попытка их систематизации.
Дорогой К.Б. - Методологические аспекты изучения системности политических реформ c. 9-16

DOI:
10.7256/2454-0684.2021.4.23806

Аннотация: В данной статье рассматривается целесообразность использования дискурс-анализа и контент-анализа для изучения политического реформирования в России, оценивается в связи с этим эвристический потенциал обоих методов. Автор обращает внимание на методологические сложности, которые возникают при социологическом изучении системных социальных процессов. На примере контент-анализа посланий Президента РФ автор показывает, как соотносится дискурс вокруг реформирования и реальный ход реформ. Делается вывод, что с распространением в социологии понимания социальной реальности как текста, возрастает актуальность как дискурс-анализа, так и контент-анализа, что подтверждается их широким применением в ходе социологических исследований политической сферы В данной статье рассматривается целесообразность использования дискурс-анализа и контент-анализа для изучения политического реформирования в России, оценивается в связи с этим эвристический потенциал обоих методов. Автор обращает внимание на методологические сложности, которые возникают при социологическом изучении системных социальных процессов. На примере контент-анализа посланий Президента РФ автор показывает, как соотносится дискурс вокруг реформирования и реальный ход реформ. Делается вывод, что с распространением в социологии понимания социальной реальности как текста, возрастает актуальность как дискурс-анализа, так и контент-анализа, что подтверждается их широким применением в ходе социологических исследований политической сферы В ходе исследования было выяснено, что тема реформирования различных сфер жизни общества, так или иначе, присутствует во всех посланиях. Однако коннотация самого понятия реформирования постепенно менялась от безусловно положительной в первые годы постсоветской истории России, когда обосновывалась необходимость скорейшего перехода к новым типам экономических, политических и социальных отношений, до нейтральной или даже негативной, когда реформы локализуются в отдельных сферах общества или трактуются как нежелательные.
Козлов К.В. - Подход «умной силы» (smart power) во внешней политике США и её трансформация в XXI веке c. 11-31

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23253

Аннотация: Предметом исследования является инноватизация инструментов внешней политики США в условиях трансформации многополярного мира и возможностей по повышению уровня влияния и контроля страны над иными регионами. Целью работы является выявление особенностей инструментария контроля, интеграция новых инструментов повышения влияния США в мире за счет социально-экономического воздействия на определенные территории, а также интеграции принципов развития США в программы социально-экономического балансирования других стран. Также в публикации показан обобщённый взгляд на феномен smart power. Методами проведения работы являются статистический метод, который применяется в анализе количественных показателей по применению стратегии «мягкой силы», терминологический для определения структуры позиции «мягкой силы», а также ее практического наполнения и отнесения к ней отдельных элементов, исторический для анализа существующих и ранее применявшихся инструментов для повышения роли США в глобальном сообществе. Результатами работы является формирование представления о распространении стратегии «мягкой силы», терминологическом и проектном ее наполнении, а также о возможностях по противодействию данной стратегии как в отдельных страна мира, так в целом и блоковых сообществах. Проанализировано место Российской Федерации в процессе создания стратегии «мягкой силы» и трансформации роли после распада СССР и корректировок политики администрации США в связи с изменением геополитического влияния Российской Федерации после 1991 года. Определены возможные пути стратификации ситуации. Практическими выводами исследования можно назвать определение возможностей по преодолению воздействия через стратегию «мягкой силы» для стран не только США, но также и России. Предложены дискуссионные аспекты о том, является ли Российская Федерация аспектом воздействия в данной стратегии или ключевым оппонентом для США в применении подобной стратегии в своих интересах.
Невская Т.А. - Роль социальных сетей в избирательном процессе современной России c. 31-39

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.9.27460

Аннотация: Представленное исследование посвящено изучению того, какую роль социальные сети играют в избирательном процессе в современной России. Факультативно рассмотрен вопрос о факторах, обуславливающих эффективность использования социальных сетей в избирательных кампаниях. Сделан вывод о том, что в настоящее время работа в социальных сетях слабо влияет на итоги голосования. Причины этого заключаются отчасти в дефиците квалифицированных специалистов в области политической рекламы в социальных сетях. Помимо того, допускаются существенные просчеты при выборе основной площадки продвижения. Остаются нерешенными проблемы низкого доверия пользователей к традиционным политическим партиям и их представителям, высокой степени фрагментации интернет-сообщества и сравнительно слабых связей между его отдельными сегментами. Представляется важным для политической партии или отдельного политика выстраивать свою деятельность в соответствии с вызовами окружающей действительности, умело формировать и продвигать свой имидж посредством имеющихся сегодня возможностей актуальных технологий, и прежде всего информационных, отражением которых и является Интернет-среда и система её интерактивных сервисов.
Скиперских А.В. - «Верх» и «низ» политического пространства: особенности конструирования в российской политике. c. 33-40

DOI:
10.7256/2454-0684.2021.1.35091

Аннотация: В данной статье предпринимается авторская деконструкция политического пространства на примере современной России. Объектом исследования выступает политическое пространство современной России, выступающее одним политическим целым. Предметом исследования является диспозиция "верха" и "низа" в политическом пространстве современной России. Политическое пространство, выступая единым целым, на самом деле, является суммой противоречивых и балансирующих друг друга оппозиций. Наличие власти актуализирует многочисленные размежевания в обществе в их противоречивых столкновениях и актуализирует политический процесс. В данной статье автор последовательно подтверждает данный тезис, обращаясь к многочисленным примерам из российской политики. Основным выводом в рамках проведённого исследования является взгляд на политическое пространство как предельно иерархизированное. Политическое пространство регулируется сверху, что предполагает наличие в нем специфических правил игры. "Правила игры" закрепляют ресурсную диспозицию политических акторов. Власть всё сильнее отрывается от общества. Политическое пространство в России является чётко установленной реальностью, со своим "верхом" и "низом". Конструирование "верха" и "низа" в России имеет исторические и культурные основания, использующиеся властью для оправдания собственной высокой позиции. Легитимация власти предполагает одобрение уже существующей властной иерархии. Научной новизной выступает взгляд на политический процесс в современной России через оптику "верха" и "низа", находящихся между собой в непримиримом конфликте.
Негуляев С.В. - Цифровизация технополитики совместного управления: кейс платформы «Госуслуги. Решаем вместе» c. 37-44

DOI:
10.7256/2454-0684.2022.2.38226

EDN: GLJNPF

Аннотация: В статье исследуются теоретические модели технополитики в контексте публичного управления. В фокусе внимания статьи – модели технополитики, выступающие в качестве средств реализации практик гражданского участия и совместного управления. Отражён сетевой принцип конструирования теоретических моделей совместного управления. Проведён анализ теорий совместного управления в публичной политике и способы координационного взаимодействия. Отдельно рассмотрена модель «патисипаторной управляемости» как государственной политики, действующей в условиях неопределённости и усложнения социальных преобразований. Раскрыт подход к технополитике как инструменту для расширения прав и возможностей человека. Рассмотрены конкретные механизмы гражданского участия, заложенные в технический функционал интернет-платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Основные выводы проведённого исследования: дано научное определение понятия «технополитика» в современной политологической науке, также отражена проблема неоднозначности его понимания. Определено место технополитики в системе государственного управления и учтены возможности для гражданского сотрудничества. Проведён анализ теорий совместного управления в публичной политике и способы координационного взаимодействия, такие как «governance» «демократизация, регулирующая управление», «управление на основе сотрудничества», «совместное управление», «управление через участие сообщества», «сообщество, привлекающее правительство», «интегрированное публичное управление», «патисипаторная управляемость». Рассмотрены основные модели технополтики в контексте ресурсного подхода и сетевого явления, связанного с властью и управлением. Раскрыта технология повышения государственной управляемости на примере платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе».
Мендэлос Е.И. - Государственно-частное партнерство как фактор "инклюзивного" политико-экономического развития c. 51-56

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.2.21709

Аннотация: В качестве объекта исследования был выбран популярный в современной политической и экономической науке феномен государственно-частного партнерства. Автором предлагается более широкий подход к трактовке данного понятия, включающий в себя как формы взаимодействия, так и специфичность институциональных практик-условий реализации данного сотрудничества. В результате детального рассмотрения и анализа основных тезисов теоретических конструктов С.Г. Кирдиной и Д. Аджемоглу, посвященных специфике формирования институционального дизайна, делается вывод об "инклюзивном" характере института ГЧП в европейских странах и США, выступающего в качестве "проводника" либеральных политических и экономических ценностей. Ввиду того, что феномен государственно-частного партнерства носит междисциплинарный характер, автор предлагает использовать системный подход, интерпретирующий ГЧП с точки зрения системы отношений между государством и частным сектором, институциональный подход для выявления условий формирования и функционирования ГЧП, а также структурно-функциональный метод, целью применения которого является рассмотрение функций властных институтов и частного сектора в рамках данного партнерства. Выделена необходимость дальнейшей исследовательской работы в рамках более детальной проработки институциональной среды реализации государственно-частного партнерства в российской политико-правовой системе. Акцентировано внимание на необходимости внедрения "инклюзивных" политико-экономических институтов, являющихся катализатором расширения области применения данного вида партнерства и способствующих расширить горизонт планирования в сферах государственного регулирования.
Михайлова В.В. - Применение технологии краудсорсинга в политическом процессе c. 54-61

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.4.23022

Аннотация: Сегодня краудсорсинг превратился в мощный фактор воздействия на политическую, социальную и экономические сферы развития различных стран мира, на политический процесс государств. С этой точки зрения краудсорсинг, как механизм информационно-коммуникационных технологий должен находиться в поле исследовательского зрения. Поэтому для автора актуальным предметом исследования является технология политического краудсорсинга, как одно из эффективных средств формирования и изменения политического дискурса. В статье впервые приводится классификация видов этого феномена. Автором статьи применены общенаучные методы, а также компаративный анализ российской и зарубежной практик использования виртуальных платформ электронных петиций. Научная новизна работы состоит в том, что в современном мире тенденция получения услуг с помощью интернет-технологий усиливается. В связи с этим особое внимание уделяется рассмотрению применения политического краудсорсинга в российской политической сфере. На основании сравнительного анализа международного опыта даются рекомендации по усовершенствованию платформы Российской общественной инициативы.
Карпович О.Г. - Концептуальные основы и эволюция внутренней политики Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе c. 70-88

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.4.18694

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию основ внутренней политики Российской Федерации в особом административном образовании - Северо-Кавказском федеральном округе. Речь идет, в первую очередь, о стратегических целях и задачах, которые решает федеральный центр в Северо-Кавказском регионе на современном этапе. Инструментом решения этих задач и выбран план объединения северокавказских субъектов в рамках нового образования – СКФО, с выстраиванием особой архитектуры управления, вертикальных и горизонтальных связей. Отмечается. Что данное управленческое решение (создание СКФО) выверено под конкретные условия, специфику и особенности Северного Кавказа, с учетом поликультурной, поликонфессиональной, этнической мозаичности региона и наличия различной формы субъектов – как национальных республик, так и такого сугубо территориального субъекта как Ставропольский край. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор отмечает, что эволюция во взаимоотношениях между федеральным центром и региональной властью в СКФО имела два основных источника. С одной стороны, таким двигателем являлась деятельность полномочных представителей президента в данном округе, наиболее активным из которых был, без сомнения, Дмитрий Козак. С другой – пересмотр подхода к решению проблем Северного Кавказа на федеральном уровне, логичным завершением которого стало создание в мае 2014 года Министерства по делам Северного Кавказа, в обязанности которого входит разработка проектов государственных программ по развитию Северного Кавказа, координация деятельности по реализации этих программ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Чепус А.В. - Правительство Российской Федерации: состав и порядок его формирования

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.2.14459

Аннотация: Предметом исследования является анализ конституционно-правового регулирования процесса формирования российского Правительства, основным проблемам, возникающим в правовом регулировании в назначении председателя Правительства РФ и дальнейших его действий по формированию всего Правительства. В работе анализируются исторические вехи формирования правительства, особо уделяется внимание современному состоянию данного процесса, взаимоотношению между парламентом и Президентом страны в данной области, рассматривается статус и правовое положение так называемых «министров без портфеля». В статье особо уделяется внимание анализу норм регламентов Федерального Собрания Российской Федерации, а так же решениям и сложившейся в связи с этим практике Конституционного Суда РФ, в связи с чем автор приходит к выводу что выбор кандидатуры Председателя Правительства РФ представляемой в Государственную Думу для одобрения (неодобрения) является ничем не ограниченным правом Президента РФ, позволяющим главе государства самому определять конкретные варианты его реализации. При написании настоящей статьи автором были использованы следующие методы: системный метод, сравнительный метод, формально-юридический метод, а так же логико-юридический, доктринального толкования, аналогии закона и права. Обобщая проанализированный материал, автором статьи даются обоснованные и аргументированные выводы и предложения основными из которых является тезис о том, что особый конституционно-правовой статус органа исполнительной власти в России и формирование Правительства Российской Федерации происходит через призму политического влияния Президента Российской Федерации.
Чепус А.В. - Правительство Российской Федерации: состав и порядок его формирования c. 230-240

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.2.54348

Аннотация: Предметом исследования является анализ конституционно-правового регулирования процесса формирования российского Правительства, основным проблемам, возникающим в правовом регулировании в назначении председателя Правительства РФ и дальнейших его действий по формированию всего Правительства. В работе анализируются исторические вехи формирования правительства, особо уделяется внимание современному состоянию данного процесса, взаимоотношению между парламентом и Президентом страны в данной области, рассматривается статус и правовое положение так называемых «министров без портфеля». В статье особо уделяется внимание анализу норм регламентов Федерального Собрания Российской Федерации, а так же решениям и сложившейся в связи с этим практике Конституционного Суда РФ, в связи с чем автор приходит к выводу что выбор кандидатуры Председателя Правительства РФ представляемой в Государственную Думу для одобрения (неодобрения) является ничем не ограниченным правом Президента РФ, позволяющим главе государства самому определять конкретные варианты его реализации. При написании настоящей статьи автором были использованы следующие методы: системный метод, сравнительный метод, формально-юридический метод, а так же логико-юридический, доктринального толкования, аналогии закона и права. Обобщая проанализированный материал, автором статьи даются обоснованные и аргументированные выводы и предложения основными из которых является тезис о том, что особый конституционно-правовой статус органа исполнительной власти в России и формирование Правительства Российской Федерации происходит через призму политического влияния Президента Российской Федерации.
Т.Р. Ханнанова - Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы c. 630-640

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.5.54075

Аннотация: Действующая аграрная политика государства носит декларативный характер. В настоящее время она зиждется на устаревших теоретико-эмпирических конструкциях, не позволяющих обеспечить ее успешную реализацию. В статье предлагаются новые принципы реализации современной аграрной политики России, обеспечивающие позитивную результативность функционирования аграрного сектора экономики. К ним относятся компетентность, реализуемость, исполнимость, контроль исполнения, регулятивность.
Беляев А.Ю. - Закономерности избирательного процесса, их использование в исследовательской практике c. 791-795

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.6.54091

Аннотация: В статье раскрываются основные закономерности избирательного процесса, характерные для отечественной и зарубежной избирательной практики. Анализируются и конкретизируются содержание отдельных из них. Раскрывается сущность таких явлений как абсентеизм, плюрализм, политический рынок, джерримандеринг и др. в преломлении к избирательной практике. Дается оценка гносеологической значимости обозначенных закономерностей, сделана попытка их систематизации.
Карпович О.Г. - Интересы США в Украинском кризисе 2013–14-х гг.: основные выгоды и преимущества

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.19468

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию интересов Соединенных Штатов Америки в Украинском кризисе 2013–14-х гг., в разжигании которого они принимали самое непосредственное участие. Объект настоящего исследования – Украинский кризис 2013–14-х гг., получивший название «Евромайдана», результатом которого стало насильственное свержение режима В. Януковича и захват власти группой проамериканских, прозападных оппозиционеров, опирающихся на местных националистов и экстремистов. Предметом исследования выступают роль США в Украинском кризисе 2013–14-х гг. и их интересы, основные выгоды и преимущества, извлеченные США из участия в украинском конфликте. Цель работы – выявить интересы, выгоды и преимущества Соединенных Штатов, извлеченные ими из участия в Украинском кризисе 2013–14-х гг. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор отмечает, что в конце февраля 2014 г. на Украине в ходе так называемого «Евромайдана» при посредничестве США был осуществлен государственный переворот, ставший кульминацией новой украинской цветной революции. В результате к власти пришли прозападные и антироссийские по своей сути силы, поддерживаемые Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Украина – не первая граничащая с РФ страна, в которой произошел подобный государственный переворот, но эта страна – одна из самых крупных и важных в геополитическом плане. Благодаря победе цветной революции на Украине на границе с Россией возник агрессивно настроенный недружественный режим, что является прямым вызовом для России и угрожает ее национальной безопасности. Именно поэтому России необходимо выработать эффективную стратегию борьбы с цветными революциями – этой угрозой безопасности и стабильности современных государств, «цветной чумой» ХХI в.
Карпович О.Г. - Интересы США в Украинском кризисе 2013–14-х гг.: основные выгоды и преимущества c. 1039-1048

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.54598

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию интересов Соединенных Штатов Америки в Украинском кризисе 2013–14-х гг., в разжигании которого они принимали самое непосредственное участие. Объект настоящего исследования – Украинский кризис 2013–14-х гг., получивший название «Евромайдана», результатом которого стало насильственное свержение режима В. Януковича и захват власти группой проамериканских, прозападных оппозиционеров, опирающихся на местных националистов и экстремистов. Предметом исследования выступают роль США в Украинском кризисе 2013–14-х гг. и их интересы, основные выгоды и преимущества, извлеченные США из участия в украинском конфликте. Цель работы – выявить интересы, выгоды и преимущества Соединенных Штатов, извлеченные ими из участия в Украинском кризисе 2013–14-х гг. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор отмечает, что в конце февраля 2014 г. на Украине в ходе так называемого «Евромайдана» при посредничестве США был осуществлен государственный переворот, ставший кульминацией новой украинской цветной революции. В результате к власти пришли прозападные и антироссийские по своей сути силы, поддерживаемые Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Украина – не первая граничащая с РФ страна, в которой произошел подобный государственный переворот, но эта страна – одна из самых крупных и важных в геополитическом плане. Благодаря победе цветной революции на Украине на границе с Россией возник агрессивно настроенный недружественный режим, что является прямым вызовом для России и угрожает ее национальной безопасности. Именно поэтому России необходимо выработать эффективную стратегию борьбы с цветными революциями – этой угрозой безопасности и стабильности современных государств, «цветной чумой» ХХI в.
Давыдов С.В. - Настоящее и будущее российской оппозиционности и её роли в политической жизни государства

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.20139

Аннотация: В статье рассматриваются причины формирования различных видов оппозиционности и перспективы развития системной и несистемной оппозиции в современной Российской Федерации при различных вариантах развития политической ситуации в стране.Дается характеристика и выделяются отличительные черты каждого вида оппозиции, обосновываются характер и механизм её взаимодействия с действующей властью. Указаны основные представители системной и несистемной оппозиции в современной России, обоснованы варианты развития оппозиционности в зависимости от развития экономической ситуации в стране. Показаны варианты развития как системной, так и несистемной оппозиции в условиях стабильного и кризисного развития. Исследование российской политической оппозиционности в статье базируется на базе синтеза компаративистской методологии и принципов политико-институционалистского методологического ракурса. Научная новизна статьи заключается в обосновании возможности минимизировать риски политической радикализации как системной, так и несистемной оппозиции при любом варианте развития политического процесса в современной Российской Федерации. Вывод: при постоянном мониторинге состояния оппозиционных политических деятелей с применением разработанных критериев уровня политической активности возможно выявление ситуаций, непосредственно предшествующих радикализации политической активности оппозиции. Поэтому оппозиционеры должны быть предметом постоянного внимания со стороны научного сообщества.
Давыдов С.В. - Настоящее и будущее российской оппозиционности и её роли в политической жизни государства c. 1181-1186

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.9.54596

Аннотация: В статье рассматриваются причины формирования различных видов оппозиционности и перспективы развития системной и несистемной оппозиции в современной Российской Федерации при различных вариантах развития политической ситуации в стране.Дается характеристика и выделяются отличительные черты каждого вида оппозиции, обосновываются характер и механизм её взаимодействия с действующей властью. Указаны основные представители системной и несистемной оппозиции в современной России, обоснованы варианты развития оппозиционности в зависимости от развития экономической ситуации в стране. Показаны варианты развития как системной, так и несистемной оппозиции в условиях стабильного и кризисного развития. Исследование российской политической оппозиционности в статье базируется на базе синтеза компаративистской методологии и принципов политико-институционалистского методологического ракурса. Научная новизна статьи заключается в обосновании возможности минимизировать риски политической радикализации как системной, так и несистемной оппозиции при любом варианте развития политического процесса в современной Российской Федерации. Вывод: при постоянном мониторинге состояния оппозиционных политических деятелей с применением разработанных критериев уровня политической активности возможно выявление ситуаций, непосредственно предшествующих радикализации политической активности оппозиции. Поэтому оппозиционеры должны быть предметом постоянного внимания со стороны научного сообщества.
Старкин С.В., Приписнова Е.С. - Деятельность европейских экспертно-аналитических центров: проблемы идентификации

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.16630

Аннотация: Предметом настоящей работы является анализ деятельности европейских «фабрик мысли», необходимый для того, чтобы предварительно оценить актуальность экспертно-аналитической деятельности в европейском политическом пространстве, способность к генерированию идей и предоставлению необходимой информации по актуальным проблемам ЕС. В статье рассмотрена политическая система ЕС, а также формальные и неформальные политические процессы, в рамках которых, политические предприниматели пытаются оказывать влияние на политику ЕС. Кроме того, авторами проведена идентификация типов и уровней деятельности аналитических (мозговых) центров в ЕС, особенности их деятельности в специфических «зонах влияния». В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Проведенный авторами анализ позволил получить представление о тенденциях развития и деятельности экспертно-аналитических центров, ориентированных на Европейский Союз. Учитывая высокую степень конкурентности политической среды ЕС, можно предположить, что в среднесрочной перспективе смогут продолжить свое существование только крупные, хорошо структурированные и финансируемые экспертно-аналитические центры. Одним из самых заметных трендов современности является расширение исследований, посвященных Европейскому союзу в программах национальных ЭАЦ, что естественно отражает растущее влияние политики ЕС.
Старкин С.В., Приписнова Е.С. - Деятельность европейских экспертно-аналитических центров: проблемы идентификации c. 1377-1386

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.54632

Аннотация: Предметом настоящей работы является анализ деятельности европейских «фабрик мысли», необходимый для того, чтобы предварительно оценить актуальность экспертно-аналитической деятельности в европейском политическом пространстве, способность к генерированию идей и предоставлению необходимой информации по актуальным проблемам ЕС. В статье рассмотрена политическая система ЕС, а также формальные и неформальные политические процессы, в рамках которых, политические предприниматели пытаются оказывать влияние на политику ЕС. Кроме того, авторами проведена идентификация типов и уровней деятельности аналитических (мозговых) центров в ЕС, особенности их деятельности в специфических «зонах влияния». В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Проведенный авторами анализ позволил получить представление о тенденциях развития и деятельности экспертно-аналитических центров, ориентированных на Европейский Союз. Учитывая высокую степень конкурентности политической среды ЕС, можно предположить, что в среднесрочной перспективе смогут продолжить свое существование только крупные, хорошо структурированные и финансируемые экспертно-аналитические центры. Одним из самых заметных трендов современности является расширение исследований, посвященных Европейскому союзу в программах национальных ЭАЦ, что естественно отражает растущее влияние политики ЕС.
Лебедев В.С., Халилова А.С., Лысенко Ю.М. - Эволюция дискурсивных практик в политическом процессе Адыгеи: этнополитический аспект

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.21054

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются трансформации дискурсивных практик в Адыгея в период с создания республики по 2014 год. Автор обращается как к институциональным трансформациям, служившим триггером актуализации этноцентрических дискурсов, так и к политическим кризисам. Особое внимание в статье уделено анализу дискурсов, используемых политическими акторами в период конфликта вокруг статуса Адыгеи в 2004-2005 годах. Это обусловлено тем, что данный политический конфликт привел к ключевой трансформации существовавших на тот момент дискурсивных практик, что в свою очередь оказало значимое влияние на последующие события. данной статье автор использует прежде всего методологию критического дискурс-анализа, в соответствии с которой выделяются артикулируемые политическими акторами дискурсы и исследуется их взаиморасположение. Особое внимание уделено дискурсу адыгских активистов, а также сторонников объединения Адыгеи и Краснодарского края. Научная новизна данной статьи заключается в рассмотрении политических кризисов регионального уровня с точки зрения противостояния дискурсов, артикулируемых политическими акторами. В ходе исследования автор приходит к выводу о наличии двух политических групп активистов, которые используют различные дискурсы, от экономических, до националистических, взаимно пытаясь установить гегемонию в отношении таких понятий как "историческая справедливость", "демократия" и т.д. Важно, что сформированные в период 2005 г. дискурсивные практики оказали прямое влияние на последующие конфликты, в том числе и вокруг проведения Олимпиады 2014 года в Сочи.
Лебедев В.С., Халилова А.С., Лысенко Ю.М. - Эволюция дискурсивных практик в политическом процессе Адыгеи: этнополитический аспект c. 1548-1557

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.54649

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются трансформации дискурсивных практик в Адыгея в период с создания республики по 2014 год. Автор обращается как к институциональным трансформациям, служившим триггером актуализации этноцентрических дискурсов, так и к политическим кризисам. Особое внимание в статье уделено анализу дискурсов, используемых политическими акторами в период конфликта вокруг статуса Адыгеи в 2004-2005 годах. Это обусловлено тем, что данный политический конфликт привел к ключевой трансформации существовавших на тот момент дискурсивных практик, что в свою очередь оказало значимое влияние на последующие события. данной статье автор использует прежде всего методологию критического дискурс-анализа, в соответствии с которой выделяются артикулируемые политическими акторами дискурсы и исследуется их взаиморасположение. Особое внимание уделено дискурсу адыгских активистов, а также сторонников объединения Адыгеи и Краснодарского края. Научная новизна данной статьи заключается в рассмотрении политических кризисов регионального уровня с точки зрения противостояния дискурсов, артикулируемых политическими акторами. В ходе исследования автор приходит к выводу о наличии двух политических групп активистов, которые используют различные дискурсы, от экономических, до националистических, взаимно пытаясь установить гегемонию в отношении таких понятий как "историческая справедливость", "демократия" и т.д. Важно, что сформированные в период 2005 г. дискурсивные практики оказали прямое влияние на последующие конфликты, в том числе и вокруг проведения Олимпиады 2014 года в Сочи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.