Политика и Общество - рубрика ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО"
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Линь Д. - Правовое регулирование защиты персональных данных и их контроль со стороны государства в Китае c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0684.2020.2.33153

Аннотация: В статье рассматриваются китайские нормативные акты регулирующие защиту персональных данных. Рассматриваются вопросы ограничения частной жизни в связи с введение бальной оценки гражданского поведения. Исследуется «система социального рейтинга» («социального кредита»), возникшая на базе системы правительственных, государственных услуг. Приводятся примеры ограничения прав граждан с низким рейтингом в сфере трудоустройства, приобретения государственного жилья, получение базового социального обеспечения, субсидий и ссуд под низкие проценты. Рассматривается практика «общественного порицания» (лица должников демонтируются в кинотеатре перед показом фильма). Автор приходит к выводу бальная система контролирует деятельность человека во всех сферах общественной жизни    – от предпринимательства до семейных отношений, от неуплаты кредитов до нарушения правил дорожного движения. Автор отмечает что наибольшая несправедливость данной системы заключается в том, что она касается даже граждан, отметившихся покупкой видеоигр, долгим пребыванием в социальных сетях, распространением фейковых новостей, в отношении которых, в частности, применяется ограничение скоростного Интернета. Также отмечается, что правовая основа для внедрения такой системы фактически отсутствует; не имеется правовых актов, четко регулирующих систему зачисления или снятия баллов, а соответствующие «Руководящие рекомендации» Госсовета КНР содержат весьма размытые формулировки.
Demchenko M.S. - The Constitutionality of Legal Measures During the Spread of COVID-19 c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-0684.2023.1.43809

EDN: UPZCCM

Abstract: The emergence of a novel coronavirus infection posed a major challenge to the global community and necessitated urgent and extraordinary measures to minimize the consequences of the pandemic. In the history of modern Russia, this was the first time a national emergency had occurred. Under such circumstances, the State needed an emergency response that also involved a regulatory mechanism. Of course, the regime of legal regulation in emergency situations has significant differences from everyday legal regulation. The author examines in detail the issue of constitutional and legal regulation of emergencies of this kind and analyzes and correlates it with actual legal regulation. Peculiarities of public authorities' organizational activity in pandemic conditions are investigated. Particular attention is paid to human rights during the spread of COVID-19. The author concludes that rather than applying the existing and well-defined regulations outlined in the Federal Constitutional Law "About the State of Emergency" from May 30, 2001 (¹ 3-FKZ), which stipulates the implementation of a state of emergency throughout the country or in specific areas, the ruling authorities have opted for an alternative legal approach. This decision has resulted in a swift modification of the emergency legislation, with its own set of consequences. The main problem, in the author's opinion, lies in the misapplication of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, since from the systematic and interrelated interpretation of Articles 55 and 56 of the Constitution of the Russian Federation follows that they regulate the same social relations. However, article 56, unlike article 55, has special grounds for the application, so the principle of lex specialis derogate legi generali should be applied to them—that is, preference should be given to a special norm. In addition, the author proposes the adoption of a single legal act that would unify the different types of emergency situations and provide systematic and orderly legal regulation.
Милаева О.В., Морозов С.Д., Сиушкин А.Е. - К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации аспирантуры в СССР в конце 1920-х-1930-х годах c. 37-54

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.11.27436

Аннотация: Актуальность обращения к истории формирования аспирантуры как системы подготовки научных кадров обусловлена попытками ее реформирования на современном этапе. Объектом исследования является формирование аспирантуры как системы подготовки научных кадров в СССР в конце 1920-х-1930-е гг. Предметом изучения – нормативно-правовые акты и документы, направленные на регулирование процесса организации системы аспирантуры. Целью данной статьи является выделение основных этапов становления аспирантуры в 1930-х гг. и роли государственно-правовых механизмов осуществления этого процесса. В задачи исследования включаются: рассмотрение основных актов и документов, оказавших влияние на организацию системы аспирантуры и становление ее нормативной базы; анализ документов, направленных на решение методических вопросов функционирования аспирантуры, нормативных основ аттестации научных кадров и системы управления подготовкой научных кадров через аспирантуру. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе источниковедческого анализа документов (постановлений и распоряжений правительства СССР, нормативных актов различных ведомств), опубликованных и архивных источников. Методологический аппарат включает историко-хронологический метод, методы анализа и синтеза, метод анализа нормативно-правовых актов. Выявлены основные этапы процесса организации системы подготовки научных кадров через аспирантуру в СССР 1930-х гг., тенденции и механизмы нормативно-правового регулирования этого процесса: 1. 1929-1933 годы; 2. 1934-1938 годы;3. 1939-1941 годы. Развитие аспирантуры в заявленных хронологических рамках отдельным предметом изучения ранее не являлось, что обуславливает новизну исследования.
Теунаев А.С., Аристов В.Н. - Актуальные вопросы предупреждения преступности в сфере государственного заказа c. 40-52

DOI:
10.7256/2454-0684.2021.2.36153

Аннотация: В представленной статье на основе изучения действующих нормативных актов и отечественной научной литературы анализируются общественные отношения, связанные с процессом реализации процедур государственного заказа. Целью исследования авторы выделяют изучение преступности в сфере государственного заказа для определения актуальных направлений предупреждения преступлений в данной сфере. В статье определен ряд проблем действующего законодательства, негативно влияющий на динамику преступности в исследуемой сфере. Особое внимание уделяется статистическому методу, с помощью которого определены ключевые характеристики криминологически значимой информации такие как состояние преступности, классификация преступности и цена преступности. В качестве выводов проделанной работы предложен перечень идей, реализация которых, по мнению авторов, будет способствовать снижению количества преступлений, совершаемых в процессе осуществления государственного заказа. Структура работы включает в себя исследование детерминантов преступности, выявленные в рамках исследования нормативно-правовых, следственно-судебных и отечественных доктринальных источников. Новизна исследования заключается в том, что на основе новейшей информации авторами отмечаются такие направления, как совершенствование действующего законодательства с целью повышения эффективности механизма выявления формально-легитимных организаций и невозможности обналичивания денежных средств, обращение к передовому зарубежному опыту, пересмотр механизма оценивания деятельности уполномоченных на реализацию бюджетных средств, уделять должное внимание вопросу взаимодействия различных контролирующих органов при осуществлении своей деятельности.
Mikryukov V.A. - The Limits of Analogy in the Private Legal Status of the Beneficial Owner of a Legal Entity c. 59-65

DOI:
10.7256/2454-0684.2023.4.43804

EDN: PZRTLF

Abstract: The author reveals the inconsistency of judicial practice on the issue of the private legal status of beneficial owners (final beneficiaries, beneficiaries) of a legal entity: in cases of challenging decisions of general meetings of participants and transactions of such legal entities, courts without proper references to the legal basis tend to recognize the beneficiaries of the right to appropriate claims, and in disputes over their demands for information the activities of the corporate entities actually controlled by them are denied on the grounds of the lack of grounds for applying the analogy of the law, considering the silence of the legislator about the relevant protective instrument of the beneficiary qualified. Due to the absence of special rules on the presence or absence of analyzed protective capabilities of beneficial owners, the effectiveness of analogy as a traditional means of overcoming legal gaps has been tested. The prospects of the analogical introduction of the public-law concept of "beneficial owner" into the structure of the private-law status of legal entities are evaluated. The development of a formal approach based on the absence of a direct legal connection of the beneficiary with the organization controlled by them is not excluded. It is concluded that it is necessary to develop a unified judicial approach to the possibility of an analogical application of public-law rules on the figure of beneficial owners to private-law relations with their indirect participation before the legislative solution of the issue under study.
Гончаров В.В. - О некоторых вопросах, связанных с определением понятия общественного контроля власти в России: конституционно-правовой анализ c. 65-74

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.8.27190

Аннотация: Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу некоторых вопросов, связанных с определением понятия общественного контроля власти в Российской Федерации. В работе исследуется генезис понятия общественного контроля власти в философской и юридической литературе с момента зарождения данного понятия и по настоящее время. Автор проводит анализ понятия общественного контроля власти через призму понятия власти, как в широком смысле (в качестве философской и общесоциологической категории), так и в узком смысле (как правовой категории). В настоящей научной статье использованы следующие методы исследования: сравнительного правоведения; исторический; формально-логический; статистический; социологических исследований. Автор на основании анализа действующего законодательства проводит анализ и классифицирует современные формы осуществления государственных и муниципальных властных полномочий негосударственными организациями. В работе обосновываются и приводятся авторские определения понятий власти как философской и общесоциологической категории, а также как правовой категории. Автор формулирует понятие общественного контроля власти.
Gorban V.S., Gruzdev V.S. - On the Diversity of "Pure" Doctrines of Law c. 66-74

DOI:
10.7256/2454-0684.2023.4.43813

EDN: QCGLQQ

Abstract: The subject of this study is one of the largest epistemological problems in the history of political and legal thought, as well as the modern theory of the state and the law. We are talking about the attempts of the authors of various historical periods, at least over the past two centuries, to construct a model of the study of the law as a "pure" phenomenon or call for the "purity" of the methods of its cognition. There is a strong opinion in modern legal literature that the "pure doctrine of law" is the creative result of the Austrian lawyer Hans Kelsen. His teaching is often a variant of logical positivism, in which an interpretive model of the law was created, in which one subject corresponds to a special and only method—legal—and all the others were declared superfluous. In fact, in the history of legal thought, attempts have been made more than once to write "pure" doctrines about law long before Kelsen. The scientific novelty of this research lies in the analysis and illumination of new facets of political and legal thought history that previously remained completely unexplored in both domestic and foreign political and legal thought. This article analyzes well-known and previously unknown scientists and thinkers who have developed original concepts of the "pure doctrine of law." In this regard, Kelsen's teaching is justifiably considered one of the many variants of this kind of thought, the uniqueness of which is connected only with the idea of interpretation as a philosophical paradigm, which allowed him to combine well-known legal concepts and techniques within the framework of the methodological doctrine of the law.
Акопджанова М.О. - О роли уголовно-правовой науки в законотворческом процессе

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.9217

Аннотация: Законотворчество — это деятельность, способная вырабатывать и закреплять различные модели, варианты правового регулирования и тем самым менять реально существующий мир и систему общественных отношений. Законодатель творит законы своим особым способом, который охватывается понятием законодательной техники. Правовая наука, к сожалению, не всегда уделяет должное внимание вопросам законодательной техники, не выходит за рамки постановки отдельных проблем либо популярного изложения той или иной совокупности вопросов. Поэтому создание целостной концепции законотворческой техники современной России — одна из наиболее актуальных и нерешенных проблем в области правовой науки и юридической практики. Ее значимость обусловлена тенденциями совершенствования российского законодательства, требующими минимизировать стихийность и бессистемность законотворческой работы, повысить уровень согласованности, системности действующего законодательства и его качества. Настоящая статья посвящена исследованию роли науки уголовного права при принятии уголовного законодательства, вопросам его научной обоснованности.
Акопджанова М.О. - О роли уголовно-правовой науки в законотворческом процессе c. 76-81

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.1.54181

Аннотация: Законотворчество — это деятельность, способная вырабатывать и закреплять различные модели, варианты правового регулирования и тем самым менять реально существующий мир и систему общественных отношений. Законодатель творит законы своим особым способом, который охватывается понятием законодательной техники. Правовая наука, к сожалению, не всегда уделяет должное внимание вопросам законодательной техники, не выходит за рамки постановки отдельных проблем либо популярного изложения той или иной совокупности вопросов. Поэтому создание целостной концепции законотворческой техники современной России — одна из наиболее актуальных и нерешенных проблем в области правовой науки и юридической практики. Ее значимость обусловлена тенденциями совершенствования российского законодательства, требующими минимизировать стихийность и бессистемность законотворческой работы, повысить уровень согласованности, системности действующего законодательства и его качества. Настоящая статья посвящена исследованию роли науки уголовного права при принятии уголовного законодательства, вопросам его научной обоснованности.
Кожевников О.А. - Правоприменение отдельных положений кассационного и надзорного производства по действующему АПК РФ нуждается в уточнении

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.15970

Аннотация: Предметом исследовании является рассмотрение отдельных нормативных положений кассационного и надзорного производства на уровне Верховного суда РФ, которое , в свою очередь, претерпело значительные изменения в связи с "упразднением" Высшего арбитражного суда РФ. Отдельные положения действующей редакции арбитражного процессуального кодекса РФ свидетельствует о том, что формирующаяся практики "обновленного" Верховного суда РФ по рассмотрению кассационных и надзорных жалоб заявителей может поставить под сомнение соблюдение основополагающих конституционных принципов осуществления правосудия в РФ В работе использованы целый ряд общенаучных методов: диалектический, дедуктивный, индуктивный, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Основным итогом проведенного исследования является постановка целого ряда проблем правоприменительного характера, возникающих при использовании участниками арбитражного судопроизводства положений арбитражного процессуального кодекса РФ. Осуществленная в соответствии с Конституцией РФ реформа высших судов и последующие изменения арбитражного судопроизводства требует серьезной проработки и уточнения, в том числе и путем издания актов Пленума Верховного Суда РФ.
Кожевников О.А. - Правоприменение отдельных положений кассационного и надзорного производства по действующему АПК РФ нуждается в уточнении c. 83-89

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.54507

Аннотация: Предметом исследовании является рассмотрение отдельных нормативных положений кассационного и надзорного производства на уровне Верховного суда РФ, которое , в свою очередь, претерпело значительные изменения в связи с "упразднением" Высшего арбитражного суда РФ. Отдельные положения действующей редакции арбитражного процессуального кодекса РФ свидетельствует о том, что формирующаяся практики "обновленного" Верховного суда РФ по рассмотрению кассационных и надзорных жалоб заявителей может поставить под сомнение соблюдение основополагающих конституционных принципов осуществления правосудия в РФ В работе использованы целый ряд общенаучных методов: диалектический, дедуктивный, индуктивный, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Основным итогом проведенного исследования является постановка целого ряда проблем правоприменительного характера, возникающих при использовании участниками арбитражного судопроизводства положений арбитражного процессуального кодекса РФ. Осуществленная в соответствии с Конституцией РФ реформа высших судов и последующие изменения арбитражного судопроизводства требует серьезной проработки и уточнения, в том числе и путем издания актов Пленума Верховного Суда РФ.
Соколов Т.В. - Сущность конституционного судопроизводства в контексте доктрины судебного права

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.2.11171

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса сущности конституционного судебного процесса (конституционного судопроизводства, конституционного правосудия). Имеющиеся в российской юридической литературе воззрения о том, что собой представляет конституционное судопроизводство, являются скорее дефинициями конституционного судебного процесса, нежели раскрытием сущности в её философско-методологическом понимании. Как известно, дефиниции обедняют сущность, а потому автор констатирует необходимость разработки нового методологического подхода к определению сущности конституционного судебного процесса, одинаково применимого и к любым иным видам судопроизводства. Методологической основой проведенного исследования выступила доктрина судебного права – возрождающаяся в настоящее время общеправовая (универсальная) теория судебной власти и процессуального права. В статье формулирован оригинальный методологический подход к определению сущности процесса, который подход состоит в раскрытии сущности через последовательную характеристику природы, назначения, цели и задач данного вида судопроизводства. Опираясь на конституционное назначение судебной власти и характер материального права, применяемого в конституционном судопроизводстве для разрешения дел по существу, автор представляет основанные на предложенном подходе трактовки назначения, цели и задач конституционного судебного процесса.
Соколов Т.В. - Сущность конституционного судопроизводства в контексте доктрины судебного права c. 206-219

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.2.54195

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса сущности конституционного судебного процесса (конституционного судопроизводства, конституционного правосудия). Имеющиеся в российской юридической литературе воззрения о том, что собой представляет конституционное судопроизводство, являются скорее дефинициями конституционного судебного процесса, нежели раскрытием сущности в её философско-методологическом понимании. Как известно, дефиниции обедняют сущность, а потому автор констатирует необходимость разработки нового методологического подхода к определению сущности конституционного судебного процесса, одинаково применимого и к любым иным видам судопроизводства. Методологической основой проведенного исследования выступила доктрина судебного права – возрождающаяся в настоящее время общеправовая (универсальная) теория судебной власти и процессуального права. В статье формулирован оригинальный методологический подход к определению сущности процесса, который подход состоит в раскрытии сущности через последовательную характеристику природы, назначения, цели и задач данного вида судопроизводства. Опираясь на конституционное назначение судебной власти и характер материального права, применяемого в конституционном судопроизводстве для разрешения дел по существу, автор представляет основанные на предложенном подходе трактовки назначения, цели и задач конституционного судебного процесса.
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие в Косове

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11726

Аннотация: В последнее время в связи с происходящими событиями в России и в Украине, касающимися Автономной Республики Крым, политические и общественные деятели все чаще апеллируют к опыту Республики Косово, объявившей себя независимым государством. Как известно, одним из свойств суверенной власти государства является наличие собственного законодательства и учреждение системы органов государственной власти, определение их компетенции. Важная роль в обеспечении конституционности и законности отводится конституционному суду, а сама природа конституционного контроля проистекает из функций суверенного государства. С учетом изложенного представляется актуальным исследование различных аспектов функционирования в Косове Конституционного суда, основные результаты которого приведены в настоящей статье. При проведении анализа конституционно-правового статуса Конституционного суда в Косове автором преимущественно используются исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. По результатам исследования законодательства Косова и практики деятельности Конституционного суда автор отмечает, что конституционная юстиция в Косове организована на основе европейской модели конституционного контроля, а при ее учреждении был учтен опыт социалистической Югославии, современных государств бывшей Югославии и других демократических стран. Проведенная работа позволяет автору утверждать о том, что следует признать наличие в Косове реально функционирующего института конституционного контроля, но в то же время невозможно говорить о полной автономии Конституционного суда от международных и наднациональных институтов, так как последние могут влиять на него не только своими решениями, но и непосредственно участвуя в формировании состава Суда.
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие в Косове c. 434-444

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54218

Аннотация: В последнее время в связи с происходящими событиями в России и в Украине, касающимися Автономной Республики Крым, политические и общественные деятели все чаще апеллируют к опыту Республики Косово, объявившей себя независимым государством. Как известно, одним из свойств суверенной власти государства является наличие собственного законодательства и учреждение системы органов государственной власти, определение их компетенции. Важная роль в обеспечении конституционности и законности отводится конституционному суду, а сама природа конституционного контроля проистекает из функций суверенного государства. С учетом изложенного представляется актуальным исследование различных аспектов функционирования в Косове Конституционного суда, основные результаты которого приведены в настоящей статье. При проведении анализа конституционно-правового статуса Конституционного суда в Косове автором преимущественно используются исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. По результатам исследования законодательства Косова и практики деятельности Конституционного суда автор отмечает, что конституционная юстиция в Косове организована на основе европейской модели конституционного контроля, а при ее учреждении был учтен опыт социалистической Югославии, современных государств бывшей Югославии и других демократических стран. Проведенная работа позволяет автору утверждать о том, что следует признать наличие в Косове реально функционирующего института конституционного контроля, но в то же время невозможно говорить о полной автономии Конституционного суда от международных и наднациональных институтов, так как последние могут влиять на него не только своими решениями, но и непосредственно участвуя в формировании состава Суда.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование инвестиций в энергетический сектор стран Северной Америки

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11630

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиций в энергетический сектор США, Канады и Мексики. Проведенный анализ показал, что несмотря на географическую близость этих трех стран и их сотрудничество в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), регулирование инвестиций, в том числе и иностранных инвестиций происходит по-разному. Так, например, в Канаде уровень инвестиций в этот сектор достаточно высок. Инвестирование в канадскую энергетику стимулируется как государством, так и провинциями, при этом приоритетным направлением таких мер являются возобновляемые источники энергии. Энергетические рынки США практически полностью либерализованы, т.е. находятся в частной собственности, что является одним из отличий от мексиканской и канадской отрасли энергетики. В то же время в Мексике ситуация обратная. Нефтегазовый сектор Мексики практически полностью принадлежит государству, а в Конституции этого государства установлено, что «...предоставление концессий на нефть и другие твердые, жидкие и газообразные углеводороды не допускается», что обуславливает достаточно низкий уровень инвестиций.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование инвестиций в энергетический сектор стран Северной Америки c. 445-452

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.54219

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиций в энергетический сектор США, Канады и Мексики. Проведенный анализ показал, что несмотря на географическую близость этих трех стран и их сотрудничество в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), регулирование инвестиций, в том числе и иностранных инвестиций происходит по-разному. Так, например, в Канаде уровень инвестиций в этот сектор достаточно высок. Инвестирование в канадскую энергетику стимулируется как государством, так и провинциями, при этом приоритетным направлением таких мер являются возобновляемые источники энергии. Энергетические рынки США практически полностью либерализованы, т.е. находятся в частной собственности, что является одним из отличий от мексиканской и канадской отрасли энергетики. В то же время в Мексике ситуация обратная. Нефтегазовый сектор Мексики практически полностью принадлежит государству, а в Конституции этого государства установлено, что «...предоставление концессий на нефть и другие твердые, жидкие и газообразные углеводороды не допускается», что обуславливает достаточно низкий уровень инвестиций.
Железнякова Е.А. - Особенности развития единой системы управления государственной службой в России

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.14562

Аннотация: В статье исследуется комплекс мероприятий по реформированию и развитию системы государственной службы в России. Автором предпринят анализ современных изменений в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы. Предметом исследования являются основные положения в области единой системы управления государственной службы. Исследуется ряд федеральных законов, регулирующих правовое положение госслужащих и их правового статуса. Осуществляется краткий экскурс в исследование правовых актов регулирующих государственную службу предыдущих эпох (дореволюционный период). Методологической основой исследования являются диалектический метод и исторический, системный и целевой подходы к изучаемой проблеме. Научная новизна отражена в формировании правового регулирования единой системы государственного управления. Производиться исследование нового законодательства о государственной службе. Автор делает вывод, что современное законодательство влияет не только на эффективность работы единой системы государственного управления, но и на самих государственных служащих.
Железнякова Е.А. - Особенности развития единой системы управления государственной службой в России c. 790-796

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.54574

Аннотация: В статье исследуется комплекс мероприятий по реформированию и развитию системы государственной службы в России. Автором предпринят анализ современных изменений в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы. Предметом исследования являются основные положения в области единой системы управления государственной службы. Исследуется ряд федеральных законов, регулирующих правовое положение госслужащих и их правового статуса. Осуществляется краткий экскурс в исследование правовых актов регулирующих государственную службу предыдущих эпох (дореволюционный период). Методологической основой исследования являются диалектический метод и исторический, системный и целевой подходы к изучаемой проблеме. Научная новизна отражена в формировании правового регулирования единой системы государственного управления. Производиться исследование нового законодательства о государственной службе. Автор делает вывод, что современное законодательство влияет не только на эффективность работы единой системы государственного управления, но и на самих государственных служащих.
Акопджанова М.О. - Влияние судебного толкования на законодательную и правоприменительную деятельность

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.15465

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение роли и значения судебного толкования для развития действующего российского законодательства и правоприменительной (судебной и следственной) практики. Судебное толкование, разъяснения высший судебных органов, данные по вопросам применения Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, позволяют сформировать на практике единые критерии и правила квалификации общественно опасных деяний, назначения наказания, позволяя, тем самым, унифицировать правоприменительную практику, что способно обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия судебного толкования, разъяснений по вопросам формирования единообразной судебной практики, данных Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Акопджанова М.О. - Влияние судебного толкования на законодательную и правоприменительную деятельность c. 960-965

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.54590

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение роли и значения судебного толкования для развития действующего российского законодательства и правоприменительной (судебной и следственной) практики. Судебное толкование, разъяснения высший судебных органов, данные по вопросам применения Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, позволяют сформировать на практике единые критерии и правила квалификации общественно опасных деяний, назначения наказания, позволяя, тем самым, унифицировать правоприменительную практику, что способно обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия судебного толкования, разъяснений по вопросам формирования единообразной судебной практики, данных Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Карпов В.А. - О конституционной модели закрепления принципа правового государства в связи с основными концепциями правопонимания

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.8.16130

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является исследование модели закрепления принципа правового государства в Конституции Российской Федерации 1993 г. в ракурсе взаимосвязи данной модели с основными концепциями правопонимания – позитивистской и либертарно-юридической. Автором обосновывается неодинаковость понимания правового государства в рамках каждой из этих концепций правопонимания, в связи с коренным различием взглядов их представителей на соотношение права и закона. При этом исследуются исторические аспекты выбора модели закрепления концепции правовой государственности в конституционных проектах начала 90-х гг. ХХ в., анализируется трансформация идеи правовой государственности от проекта к нормативному закреплению в рамках иной концепции правопонимания. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных (логического, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении и т.д.) и частнонаучных методов познания (сравнительного правоведения, системно-структурного анализа, толкования закона и других). Выбранная же в конечном итоге конституционная модель закрепления концепции правового государства основывается на принципе законности, неукоснительного соблюдения Конституции и законов, безотносительно из субъективной оценки конкретным индивидом. Только такой подход отвечает целям установления стабильного правопорядка и создания реальных, а не декларируемых, гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Карпов В.А. - О конституционной модели закрепления принципа правового государства в связи с основными концепциями правопонимания c. 1008-1013

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.8.54425

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является исследование модели закрепления принципа правового государства в Конституции Российской Федерации 1993 г. в ракурсе взаимосвязи данной модели с основными концепциями правопонимания – позитивистской и либертарно-юридической. Автором обосновывается неодинаковость понимания правового государства в рамках каждой из этих концепций правопонимания, в связи с коренным различием взглядов их представителей на соотношение права и закона. При этом исследуются исторические аспекты выбора модели закрепления концепции правовой государственности в конституционных проектах начала 90-х гг. ХХ в., анализируется трансформация идеи правовой государственности от проекта к нормативному закреплению в рамках иной концепции правопонимания. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных (логического, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении и т.д.) и частнонаучных методов познания (сравнительного правоведения, системно-структурного анализа, толкования закона и других). Выбранная же в конечном итоге конституционная модель закрепления концепции правового государства основывается на принципе законности, неукоснительного соблюдения Конституции и законов, безотносительно из субъективной оценки конкретным индивидом. Только такой подход отвечает целям установления стабильного правопорядка и создания реальных, а не декларируемых, гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Цуриков В.И. - Экономический подход к проблеме декриминализации преступлений без жертв

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.20070

Аннотация: Предметом исследования являются избыточность уголовного закона в современной России и проблема декриминализации преступлений без жертв. На примерах нескольких статей Уголовного кодекса РФ продемонстрирована заметная избыточность в криминализации некоторых видов поведения, а также условность, присущая понятию «преступление». Основным методом исследования является экономический подход. На примере незаконного рынка сексуальных услуг анализируется соотношение выгод и издержек, обусловленных существованием данного запрета, как для общества в целом, так и для некоторых групп населения. Показано, что декриминализация преступлений без жертв может быть затруднена в силу следующих факторов. Во-первых, законодатели, занимающие выборные должности, могут находиться в зависимости от пожилой, как наиболее активной, части электората, придерживающейся в основном традиционных взглядов. Во-вторых, в легализации тех или иных деяний не заинтересованы нарушители нормы, так как легализация обернется повышением уровня конкуренции, что приведет к снижению их доходов. В-третьих, в поддержании status quo заинтересованы как недобросовестные исполнители нормы, занимающиеся поборами, так и добросовестные служащие правоохранительных органов, для которых легализация сопряжена с сокращением масштабов их деятельности.
Цуриков В.И. - Экономический подход к проблеме декриминализации преступлений без жертв c. 1077-1085

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.54602

Аннотация: Предметом исследования являются избыточность уголовного закона в современной России и проблема декриминализации преступлений без жертв. На примерах нескольких статей Уголовного кодекса РФ продемонстрирована заметная избыточность в криминализации некоторых видов поведения, а также условность, присущая понятию «преступление». Основным методом исследования является экономический подход. На примере незаконного рынка сексуальных услуг анализируется соотношение выгод и издержек, обусловленных существованием данного запрета, как для общества в целом, так и для некоторых групп населения. Показано, что декриминализация преступлений без жертв может быть затруднена в силу следующих факторов. Во-первых, законодатели, занимающие выборные должности, могут находиться в зависимости от пожилой, как наиболее активной, части электората, придерживающейся в основном традиционных взглядов. Во-вторых, в легализации тех или иных деяний не заинтересованы нарушители нормы, так как легализация обернется повышением уровня конкуренции, что приведет к снижению их доходов. В-третьих, в поддержании status quo заинтересованы как недобросовестные исполнители нормы, занимающиеся поборами, так и добросовестные служащие правоохранительных органов, для которых легализация сопряжена с сокращением масштабов их деятельности.
Кабанов П.А. - Общественная проверка деятельности органов публичной власти как форма общественного контроля в сфере противодействия коррупции: понятие и содержание

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.9.13051

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают понятие и содержание общественной проверки деятельности органов публичной власти как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Основная цель исследования - раскрытие содержания общественной проверки органов публичной власти как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции и выработка научной правовой категории этой формы общественного контроля. Задачи исследования: а) на основе анализа правовых актов описать содержание общественной проверки органов публичной власти как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции; б) выработать научную правовую категорию "общественная проверка как форма общественного контроля в сфере противодействия коррупции"; в) предложить меры по повышению эффективности использования общественных проверок в сфере противодействия коррупции; г) определить перспективные направления исследований в сфере противодействия коррупции, связанных с осуществлением общественных проверок. Методологической основой проведенного нами исследования является диалектический материализм и основанные на нем универсальные общенаучные методы познания: сравнение, анализ, синтез и другие, используемые в общественных науках. Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке проведено исследование общественной проверки как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции, раскрыто её содержание, предложена научная правовая категория, определены дальнейшие перспективные исследования рассматриваемой формы общественного контроля.
Кабанов П.А. - Общественная проверка деятельности органов публичной власти как форма общественного контроля в сфере противодействия коррупции: понятие и содержание c. 1101-1108

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.9.54282

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают понятие и содержание общественной проверки деятельности органов публичной власти как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Основная цель исследования - раскрытие содержания общественной проверки органов публичной власти как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции и выработка научной правовой категории этой формы общественного контроля. Задачи исследования: а) на основе анализа правовых актов описать содержание общественной проверки органов публичной власти как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции; б) выработать научную правовую категорию "общественная проверка как форма общественного контроля в сфере противодействия коррупции"; в) предложить меры по повышению эффективности использования общественных проверок в сфере противодействия коррупции; г) определить перспективные направления исследований в сфере противодействия коррупции, связанных с осуществлением общественных проверок. Методологической основой проведенного нами исследования является диалектический материализм и основанные на нем универсальные общенаучные методы познания: сравнение, анализ, синтез и другие, используемые в общественных науках. Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке проведено исследование общественной проверки как формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции, раскрыто её содержание, предложена научная правовая категория, определены дальнейшие перспективные исследования рассматриваемой формы общественного контроля.
Тихонов А.В. - Правовые аспекты управления федеральным имуществом

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.9.9448

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные правовые вопросы управления федеральным имуществом по законодательству Российской Федерации. Автор анализирует цели и задачи управления федеральной собственностью, дает общий обзор применения отдельных способов управления. В работе исследуется правовое положение органов государственной власти, уполномоченных на управление объектами федеральной собственности, в частности, действовавшего ранее Министерства имущественных отношений РФ, и современного Федерального агентства по управлению государственным имуществом, рассматриваются их функции в отдельных сферах управления. Кроме того, в работе обращено внимание на то, что указанный орган исполнительной власти является не единственным уполномоченным субъектом на управление федеральной собственностью, что предполагает отсутствие таких полномочий в единстве. Автором проводится анализ возможности расширения триады правомочий собственника за счет дополнения полномочием управления, а также делаются выводы о необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере управления объектами федеральной собственности для эффективного и мобильного ее использования в пользу государства и общества.
Тихонов А.В. - Правовые аспекты управления федеральным имуществом c. 1150-1155

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.9.54131

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные правовые вопросы управления федеральным имуществом по законодательству Российской Федерации. Автор анализирует цели и задачи управления федеральной собственностью, дает общий обзор применения отдельных способов управления. В работе исследуется правовое положение органов государственной власти, уполномоченных на управление объектами федеральной собственности, в частности, действовавшего ранее Министерства имущественных отношений РФ, и современного Федерального агентства по управлению государственным имуществом, рассматриваются их функции в отдельных сферах управления. Кроме того, в работе обращено внимание на то, что указанный орган исполнительной власти является не единственным уполномоченным субъектом на управление федеральной собственностью, что предполагает отсутствие таких полномочий в единстве. Автором проводится анализ возможности расширения триады правомочий собственника за счет дополнения полномочием управления, а также делаются выводы о необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере управления объектами федеральной собственности для эффективного и мобильного ее использования в пользу государства и общества.
Саидов З.А. - Механизм административно-правового регулирования экономики

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.15565

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием современной экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ механизма и концепции правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование как государственного, так и негосударственного сектора экономики. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового воздействия на экономические отношения. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Саидов З.А. - Механизм административно-правового регулирования экономики c. 1156-1167

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54442

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием современной экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ механизма и концепции правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование как государственного, так и негосударственного сектора экономики. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового воздействия на экономические отношения. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Волков Н.А. - Становление и развитие конституционного законодательства об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.16408

Аннотация: Предметом исследования является Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Объектом исследования является конституционное законодательство России. Автор подробно рассматривает все изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с момента его принятия в 1997 году по настоящее время. Особое внимание уделяется последним изменениям, внесенным в закон Государственной Думой Федерального Собрания РФ по предложению Президента Российской Федерации в 2015 году. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ законов, вносящих изменения и совершенствующих законодательство о новом для нашей страны конституционном государственном органе – Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе новых теоретических положений, внесенных в Федеральный конституционный закон о российском федеральном омбудсмене Президентом страны в январе, Государственной Думой в феврале и марте, Советом Федерации в апреле текущего года. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы необходимости совершенствования федерального законодательства об уполномоченных по правам человека, так и практическое участие в становлении института уполномоченных по правам человека в России в качестве регионального уполномоченного в субъекте РФ на протяжении пятнадцати лет – с 2001г. по настоящее время. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что значительное количество изменений, внесенных в конституционное законодательство России об уполномоченных по правам человека свидетельствует о постоянном внимании государства и его парламента к сфере соблюдения и защиты прав человека, о постоянном развитии и совершенствовании конституционного законодательства России о правах и свободах ее граждан.
Волков Н.А. - Становление и развитие конституционного законодательства об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации c. 1168-1175

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.9.54443

Аннотация: Предметом исследования является Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Объектом исследования является конституционное законодательство России. Автор подробно рассматривает все изменения, внесенные в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с момента его принятия в 1997 году по настоящее время. Особое внимание уделяется последним изменениям, внесенным в закон Государственной Думой Федерального Собрания РФ по предложению Президента Российской Федерации в 2015 году. Основным методом исследования является сравнительно-правовой анализ законов, вносящих изменения и совершенствующих законодательство о новом для нашей страны конституционном государственном органе – Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе новых теоретических положений, внесенных в Федеральный конституционный закон о российском федеральном омбудсмене Президентом страны в январе, Государственной Думой в феврале и марте, Советом Федерации в апреле текущего года. Особым вкладом автора в исследование темы является как теоретическое изучение проблемы необходимости совершенствования федерального законодательства об уполномоченных по правам человека, так и практическое участие в становлении института уполномоченных по правам человека в России в качестве регионального уполномоченного в субъекте РФ на протяжении пятнадцати лет – с 2001г. по настоящее время. Основным выводом проведенного исследования является утверждение о том, что значительное количество изменений, внесенных в конституционное законодательство России об уполномоченных по правам человека свидетельствует о постоянном внимании государства и его парламента к сфере соблюдения и защиты прав человека, о постоянном развитии и совершенствовании конституционного законодательства России о правах и свободах ее граждан.
Войниканис Е.А. - Роль парадигмального подхода в реализации прогностической функции теории права

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.11.13318

Аннотация: Предметом настоящего исследования является роль парадигмального подхода в реализации прогностической функции теории права. Значение парадигмального подхода для реализации прогностической функции теории права автор связывает с двумя основными факторами. Во-первых, парадигмальный подход направлен на исследование правовой реальности в ее динамическом аспекте, что позволяет выявлять тенденции и закономерности в развитии права и его отдельных областей. Во-вторых, парадигмальный подход основан на методологическом плюрализме и исследует правовые феномены в социально-экономическом и культурном контексте, что способствует достижению объективных результатов. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Анализ, проведенный в статье, показывает, что применение парадигмального подхода к праву в целом приводит к неизбежному разрыву между общетеоретическими и отраслевыми исследованиями. Автор обосновывает вывод, что наиболее перспективным направлением теоретико-правовых исследований является применение парадигмального подхода к правовым отраслям и к правовым институтам. Исследование «локальных» правовых парадигм обеспечивает участие теории права в правовой модернизации как стратегическом направлении развития правовой системы Российской Федерации.
Войниканис Е.А. - Роль парадигмального подхода в реализации прогностической функции теории права c. 1399-1403

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.11.54307

Аннотация: Предметом настоящего исследования является роль парадигмального подхода в реализации прогностической функции теории права. Значение парадигмального подхода для реализации прогностической функции теории права автор связывает с двумя основными факторами. Во-первых, парадигмальный подход направлен на исследование правовой реальности в ее динамическом аспекте, что позволяет выявлять тенденции и закономерности в развитии права и его отдельных областей. Во-вторых, парадигмальный подход основан на методологическом плюрализме и исследует правовые феномены в социально-экономическом и культурном контексте, что способствует достижению объективных результатов. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Анализ, проведенный в статье, показывает, что применение парадигмального подхода к праву в целом приводит к неизбежному разрыву между общетеоретическими и отраслевыми исследованиями. Автор обосновывает вывод, что наиболее перспективным направлением теоретико-правовых исследований является применение парадигмального подхода к правовым отраслям и к правовым институтам. Исследование «локальных» правовых парадигм обеспечивает участие теории права в правовой модернизации как стратегическом направлении развития правовой системы Российской Федерации.
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие на страже прав и свобод человека и гражданина

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.10446

Аннотация: Статья посвящена роли конституционных судов в защите прав и свобод человека и гражданина в правовом, демократическом государстве, основой которого является гражданское общество. С указанной целью автор обращается к опыту стран, существующих сегодня на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория), так же как и Россия, переживших социалистический тоталитарный режим и усилия которых направлены на укрепление принципов демократического и правового государства, где человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. При проведении исследования автором используются метод сравнительного анализа, в сочетании с формально-юридическим и историческим методами. На примере практики Конституционного суда Словении рассматривается понятие «законного интереса» гражданина в признании нормативного акта неконституционным или незаконным. Также в статье отражена специфика производства по конституционным жалобам в государствах исследуемого региона. В заключение исследования автор приходит к выводу о том, что конституционное правосудие в странах, образованных на территории бывшей Югославии, является намного более серьезной и реальной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, по сравнению с Россией.
Мильчакова О.В. - Конституционное правосудие на страже прав и свобод человека и гражданина c. 1528-1536

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54171

Аннотация: Статья посвящена роли конституционных судов в защите прав и свобод человека и гражданина в правовом, демократическом государстве, основой которого является гражданское общество. С указанной целью автор обращается к опыту стран, существующих сегодня на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория), так же как и Россия, переживших социалистический тоталитарный режим и усилия которых направлены на укрепление принципов демократического и правового государства, где человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. При проведении исследования автором используются метод сравнительного анализа, в сочетании с формально-юридическим и историческим методами. На примере практики Конституционного суда Словении рассматривается понятие «законного интереса» гражданина в признании нормативного акта неконституционным или незаконным. Также в статье отражена специфика производства по конституционным жалобам в государствах исследуемого региона. В заключение исследования автор приходит к выводу о том, что конституционное правосудие в странах, образованных на территории бывшей Югославии, является намного более серьезной и реальной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, по сравнению с Россией.
Бекишиева С.Р. - Историческое развитие идеи верховенства права

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.16782

Аннотация: Объектом исследования является концепция верховенства права, получившая развитие в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий. Идея «rule of law» возникла в рамках английской правовой традиции и с возникновением концепции правового государства получила развитие и в других странах. В настоящее время верховенство права рассматривается как основополагающий принцип правового государства, при этом степень институциональной реализации этого принципа является универсальным индикатором правового государства. Несмотря на недолгую историю развития концепции верховенства права в России назрела острая необходимость переориентации российского общественного и профессионального правосознания на верховенство права и прав человека. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы научного познания (диалектический, исторический, логический, системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы). В работе также использован междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно и всесторонне рассматривать исследуемую комплексную проблему. Новизна исследования заключается в рассмотрении истории развития идеи и принципа верховенства права в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий, разночтений понятия «верховенство права» и ее неизменной сущности, а также анализе проблем реализации принципа верховенства права в современной России.
Бекишиева С.Р. - Историческое развитие идеи верховенства права c. 1700-1707

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.54665

Аннотация: Объектом исследования является концепция верховенства права, получившая развитие в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий. Идея «rule of law» возникла в рамках английской правовой традиции и с возникновением концепции правового государства получила развитие и в других странах. В настоящее время верховенство права рассматривается как основополагающий принцип правового государства, при этом степень институциональной реализации этого принципа является универсальным индикатором правового государства. Несмотря на недолгую историю развития концепции верховенства права в России назрела острая необходимость переориентации российского общественного и профессионального правосознания на верховенство права и прав человека. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы научного познания (диалектический, исторический, логический, системный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы). В работе также использован междисциплинарный подход, позволяющий наиболее полно и всесторонне рассматривать исследуемую комплексную проблему. Новизна исследования заключается в рассмотрении истории развития идеи и принципа верховенства права в зарубежной науке и практике в течение четырех столетий, разночтений понятия «верховенство права» и ее неизменной сущности, а также анализе проблем реализации принципа верховенства права в современной России.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.