Педагогика и просвещение - рубрика Развивающиеся педагогические технологии
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Развивающиеся педагогические технологии"
Развивающиеся педагогические технологии
Аксенова С.С., Аринушкина А.А. - Социальные медиа в профессиональном развитии педагога по вокалу ДМШ и ДШИ c. 10-17

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.24754

Аннотация: Предметом исследования являются основные подходы к процессу применения ИКТ в профессиональной деятельности, подготовке и повышении квалификации педагога по вокалу. Объектом исследования являются процесс организации применения ИКТ и социальных медиа в профессиональной деятельности педагога по вокалу. Рассматриваются различные концепции и подходы в контексте информатизации образования и интеллектуализации образовательных систем (облачные технологии) в ситуации доминирующего влияния традиционной академической вокальной школы, приведены данные сравнительного анализа педагогической практики музыкальных факультетов США. Методы исследования: сравнительный анализ педагогической практики и обобщение результатов инновационной деятельности музыкальных факультетов, ретроспективный анализ применения основных педагогических концепций в процессе интеграции социальных медиа в профессиональной среде педагога по вокалу. Научная новизна заключается в том, что уточнены формы образовательного процесса художественно-музыкального (вокального) направления в системе дополнительного образования в современной образовательной среде и структура профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, выявлены специфические компоненты профессиональной деятельности педагога по вокалу. Автором подробно исследованы возможности социальных медиа, на примере YouTube-ресурсов в качестве содержания и альтернативы коллекций музыкальных библиотек.
Назарова Л.Р. - Аспекты формирования креативных компетенций студентов-дизайнеров (на примере Школы дизайна НИУ ВШЭ) c. 22-48

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.36149

EDN: LZWTJI

Аннотация: Предметом исследования является описание и анализ решения практико-ориентированных задач в бакалавриате в условиях стремительно меняющегося рынка профессий (на примере веб-ресурса Школы дизайна НИУ ВШЭ). Методология. На примере Школы дизайна НИУ ВШЭ описан и проанализирован компетентностный подход к реализации практико-ориентированного образования в дизайнерской сфере. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования и обобщение научных идей и взглядов; опрос (интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение. Научная новизна. Основой образовательной модели обучения дизайнеров в Школе дизайна НИУ ВШЭ является веб-ресурс Школы дизайна НИУ ВШЭ, объединяющий «Карту креативных компетенций», «Студенческое портфолио» и «Лабораторию дизайна». НИУ ВШЭ рассматривает Лабораторию дизайна как творческую площадку для проведения производственной практики студентов и площадку для решения практико-ориентированных задач цифрового общества. Практическая значимость. Приведён краткий анализ основ двух образовательных моделей: Баухауз (Германия, г. Веймар, 1923 г.) и Школы Дизайна НИУ ВШЭ (РФ, г. Москва, 2021 г.). Результаты. Проведены параллели применения практико-ориентированного подхода Баухауса в обучении Школы дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров-бакалавров для цифрового общества.
Корепанова М.Г. - Опыт формирования социальной активности школьников в сельской местности с помощью музея c. 28-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.22961

Аннотация: В данной статье автор всесторонне изучает проблему развития социальной активности у школьников в сельской местности. Для успешной реализации педагогического процесса, социализации учащихся и обретения ими навыков социальной активности, осознания своего места в обществе, семье, мире требуется создание необходимых педагогических условий. Автор исследует педагогические условия, которые могут на разных уровнях обеспечить успешный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирования гармоничной и социально-ответственной личности, осознано готовой к профессиональному определению. Исследование педагогических условий осуществляется на основе материалов школьного музея (на примере музея истории Каракулинской школы). Проводится педагогический эксперимент по подтверждению эффективности реализации выявленных условий. Описан опыт социальной деятельности педагогов и школьников в сельской местности. В ходе исследования выявлены следующие организационно-педагогические условия развития социальной активности учащихся сельской школы: включение обучающихся в активную поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; обеспечение педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; информационная поддержка учащихся; развитие чувства сопричастности к социально-политическим событиям средствами школьного музея; создание актива музея, ориентированного на социум.
Ченцова О.В. - Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования c. 29-39

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23121

Аннотация: Данная статья посвящена анализу роли культурно-образовательного пространства музея в образовательно-педагогическом процессе вуза. Работа основана на анализе современных тенденций в мировом и отечественном пространстве высшего образования. Автор обращает внимание на существующие исследования, посвященные органической интеграции образовательных и музейных пространств, на выявление общеобразовательных и профессиональных возможностей музея, в частности, Землеведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова для студентов-бакалавров его же географического факультета и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера для студентов-бакалавров факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве. Автор провел специальное педагогическое исследование методом опроса студентов, проходивших обучение на базе упомянутых музеев. Результаты исследования музея, представленные в данной статье, доказывают, что образовательные возможности музея в настоящее время не используются в практике высшего образования в полной мере, как для формирования общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов вузов, что дает основание для повышения внимания к области применения музея в качестве ресурса вузовской образовательной среды.
Позднякова У.С. - Социокультурная анимация с участием детей: современные проблемы

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12628

Аннотация: Статья посвящена исследованию современных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. В работе проведен развернутый анализ организационно-правовых и функциональных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций, дана их авторская классификация. Автор исследовал причины возникновения вышеуказанных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки. В работе автором использовались следующие методы научного исследования: статистический; историзма; сравнительно-правового исследования; функциональный; сравнения; анализа; опросов. Автором данной статьи выявлены и формализованы основные современные функциональные и организационно-правовые проблемы формирования и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. Проведена авторская классификация вышеназванных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки.
Абрамова О.М. - Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.14016

Аннотация: В статье представлено систематическое описание некоторых из задачных конструкций, зарекомендовавших себя в практике математического образования – окрестность обращённых задач, предназначенная для лучшего усвоения школьниками взаимосвязей величин, характеризующих задачную ситуацию. Предложен подход к обучению математике учащихся, характерной особенностью которого является использование обращения математических задач в процессе их решения, позволяющий обогатить деятельностную основу методики обучения и осуществлять целенаправленное развитие такого важного интеллектуального качества, как гибкость мышления учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к трактовке понятия обращённая задача. Подчёркиваются перспективы и возможности использования в школьной практике обучения математике обращённых задач, которые учащиеся должны уметь решать, чтобы можно было считать их математическое образование полноценным. Выявляются семантические различия терминов «обращённая задача» и «обратная задача». Представлена их материализация в форме модельных конструкций, а также приводятся примеры прямой, обратной и обращенных задач и методические рекомендации по их конструированию. Описана процедура обращения математической задачи, выделены её основные этапы, даны методические рекомендации к каждому из них, разработан алгоритм для самостоятельного обращения учащимися математической задачи.
Хусяинов Т.М. - История развития и распространения дистанционного образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.14288

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные вехи развития и становления системы дистанционного образования, от первых упоминаний о “корреспондентском обучении” в начале XVIII века до современного онлайн-образования, реализуемого по средствам сети Интернет. Предметом данного исследования выступает процесс развития дистанционного образования. Автором работы рассматривает как создание отдельных курсов, так и целых высших учебных заведений, реализующих в своей деятельности принцип дистанционного обучения для студентов. В работе рассматривается зарубежный и отечественный опыт реализации дистанционного образования. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также сравнительный анализ базовых аспектов теории и методологии дистанционного образования. В данной работе представлены основные этапы развития дистанционного образования в России и за рубежом. Установлено, что развитие дистанционных форм образования в России в отличие от других стран строилось по иному принципу и в меньшей степени задействовало технические средства, а ориентировалось на образование без отрыва от производства: сочетание теоретических знаний и практических навыков.
Позднякова У.С. - Социокультурная анимация с участием детей: современные проблемы c. 30-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65470

Аннотация: Статья посвящена исследованию современных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. В работе проведен развернутый анализ организационно-правовых и функциональных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций, дана их авторская классификация. Автор исследовал причины возникновения вышеуказанных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки. В работе автором использовались следующие методы научного исследования: статистический; историзма; сравнительно-правового исследования; функциональный; сравнения; анализа; опросов. Автором данной статьи выявлены и формализованы основные современные функциональные и организационно-правовые проблемы формирования и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. Проведена авторская классификация вышеназванных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки.
Абрамова О.М. - Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65912

Аннотация: В статье представлено систематическое описание некоторых из задачных конструкций, зарекомендовавших себя в практике математического образования – окрестность обращённых задач, предназначенная для лучшего усвоения школьниками взаимосвязей величин, характеризующих задачную ситуацию. Предложен подход к обучению математике учащихся, характерной особенностью которого является использование обращения математических задач в процессе их решения, позволяющий обогатить деятельностную основу методики обучения и осуществлять целенаправленное развитие такого важного интеллектуального качества, как гибкость мышления учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к трактовке понятия обращённая задача. Подчёркиваются перспективы и возможности использования в школьной практике обучения математике обращённых задач, которые учащиеся должны уметь решать, чтобы можно было считать их математическое образование полноценным. Выявляются семантические различия терминов «обращённая задача» и «обратная задача». Представлена их материализация в форме модельных конструкций, а также приводятся примеры прямой, обратной и обращенных задач и методические рекомендации по их конструированию. Описана процедура обращения математической задачи, выделены её основные этапы, даны методические рекомендации к каждому из них, разработан алгоритм для самостоятельного обращения учащимися математической задачи.
Хусяинов Т.М. - История развития и распространения дистанционного образования c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.66047

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные вехи развития и становления системы дистанционного образования, от первых упоминаний о “корреспондентском обучении” в начале XVIII века до современного онлайн-образования, реализуемого по средствам сети Интернет. Предметом данного исследования выступает процесс развития дистанционного образования. Автором работы рассматривает как создание отдельных курсов, так и целых высших учебных заведений, реализующих в своей деятельности принцип дистанционного обучения для студентов. В работе рассматривается зарубежный и отечественный опыт реализации дистанционного образования. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также сравнительный анализ базовых аспектов теории и методологии дистанционного образования. В данной работе представлены основные этапы развития дистанционного образования в России и за рубежом. Установлено, что развитие дистанционных форм образования в России в отличие от других стран строилось по иному принципу и в меньшей степени задействовало технические средства, а ориентировалось на образование без отрыва от производства: сочетание теоретических знаний и практических навыков.
Неволина В.В., Белоновская И.Д. - Педагогический проект сетевой экспериментальной Форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании» c. 34-39

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23883

Аннотация: В современном обществе востребованы специалисты, умеющие гибко выстраивать продуктивные стратегии профессионального саморазвития. Медицинское образование ориентировано на нормативную и компетентностную модель специалиста, в которой недостаточно учитываются прогностические ориентиры образования, заключающиеся в готовности будущих специалистов отвечать вызовам современного общества. Мы считаем, что современное образование недостаточно ориентировано на прогностическую модель подготовки своих выпускников, способных выстраивать четкую стратегию профессионального саморазвития, которая позволит быть им конкурентоспособными и востребованными в обществе. Нами разработан и реализован педагогический проект открытой сетевой экспериментальной Форсайт-площадки «Стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании». Разработан и апробирован комплект научно-методических материалов, содержащий анализ ресурсов медицинского образования (профильные классы, подготовительные курсы, колледж, вуз, ординатура, аспирантура, повышение квалификации); технологии профессионального саморазвития (веб-квесты, стратегические сессии, «Колесо жизненного баланса», технология тайм-менеджмента, сценирование, «Качели времени» и др.); презентационный комплекс «Медицина будущего»; учебно-методическое пособие. Организована работа сайта «Лаборатория саморазвития», который дает возможность использования методических материалов проект.
Хороших П.П., Носко И.В. - Формирование коммуникативной толерантности средствами социально-коммуникативного тренинга: педагогический эксперимент c. 37-45

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.26451

Аннотация: Статья посвящена исследованию механизмов формирования коммуникативной толерантности. Авторами отмечено, что коммуникативная толерантность является одной из ключевых компетенций педагога ввиду того, что современная парадигма образования как системы основана на субъектно-личностном подходе. Авторами отмечено, что одном из самых эффективных методов формирования изучаемого феномена могут служить интерактивные методы обучения, в том числе социально-коммуникативный тренинг.В статье представлено общее описание разработанного тренинга для студентов педагогического направления подготовки. В основе экспериментальной части работы лежит сравнительный метод и классический педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Для оценки начального уровня изучаемого феномена, а также изучения динамики после проведения формирующего этапа была разработана батарея тестов, состоящая из признанных, валидных методик. В работе подробно описаны результаты контрольного и констатирующего этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, что подтверждает возможность использования разработанного социально-коммуникативного тренинга как эффективного способа формирования такой компетенции, как коммуникативная толерантность. В работе представлен сравнительный анализ результатов и статистическая обработка полученных данных.
Мартынец М.С. - Мастер-класс в технологии деятельностного типа c. 46-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22075

Аннотация: Статья содержит описание процессов подготовки, реализации и оценки мастер-класса в технологии деятельностного типа, проведённого в рамках краевого мероприятия — аукциона педагогических идей «Универсальные учебные действия: планирую, формирую, оцениваю!» (Красноярск, 2016 год). Необычность формы мероприятия и уровень его проведения — аукцион для педагогов края — задала тон и вес готовящегося мастер-класса: это должно было быть что-то, выходящее далеко за рамки тех привычных для нас, учителей, мастер-классов, которые мы наблюдали, к сожалению, бессчётное количество раз. Как результат, была определена тема исследования, его цель и гипотеза, которая была проверена в ходе создания педагогических условий и анализа их результативности, чему и посвящена данная статья. Методы исследования: общетеоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации и документации образовательных организаций, работ учителей); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогического опыта по обозначенной проблеме); статистические (анализ результатов тестирования). Статья рассматривает шесть чётко очерченных плоскостей и затрагивает различные аспекты педагогической деятельности. Для простоты понимания, повествование будет идти всё время «наружу», от самого «ядра» — планируемых результатов, сформулированных учителем относительно обучающегося — до оболочки — способа деятельности мастера по подготовке, проведению, анализу и обобщению итогов мастер-класса в форме статьи. Материал будет способствовать переосмыслению учителем собственных представлений о мастер-классе и его проведению на качественно ином уровне.
Разорвина А.С. - Развитие мелкой моторики в совместной деятельности взрослого и ребенка в условиях семьи c. 48-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25726

Аннотация: Статья рассматривает актуальную проблему развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Педагогам детских садов необходимо информировать родителей об этой проблеме и путях ее решения в условиях семьи, т.к. не все родители обладают достаточными знаниями по детской психологии. Кроме решения основной задачи по развитию мелкой моторики рук эти занятия помогают решить множество других воспитательных задач и приносят значительную пользу не только детям, но и родителям, и педагогам. Автор обосновывает необходимость развития моторных навыков в первую очередь для успешной учебной деятельности ребенка на основании исследований педагогов, психологов, биологов и медиков. В заключение статьи автор предлагает варианты интересных совместных занятий детей и родителей для развития мелкой моторики и способы поделиться своими достижениями в коллективе. Работа над развитием мелкой моторики в условиях семьи может рассматриваться как фактор формирования эффективного родительства и способствовать сплочению семьи.В статье отражены результаты экспериментального исследования автора в подготовительной группе детского сада.
Фу Л. - Особенности развития профессиональной индивидуальности китайских студентов в российских художественных вузах c. 49-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.38441

EDN: MAUXSM

Аннотация: В статье дан сравнительный анализ роли профессиональной индивидуальности будущего художника-педагога в профессиональном образовании Китая и России с целью построения эффективного процесса подготовки китайских специалистов в российских вузах. В соответствии с этим дается российская и китайская трактовка понятий: «профессиональная индивидуальность» и «индивидуальный образовательный маршрут». Предметом исследования становится изучение роли разработки образовательного маршрута в процессе подготовки художественных кадров. Гипотеза исследования состоит в том, что для успешного достижения педагогических целей в работе со студентами-китайцами необходимо учитывать варианты построения в вузах КНР индивидуальных образовательных маршрутов. Здесь также обоснована необходимость составления образовательных маршрутов в художественных вузах с учетом этнокультурной и этнопсихологической особенностей учащихся, говорящих на китайском языке, что является залогом развития индивидуальности в профессии и последующей адаптации к реалиям родной страны. Подобные исследования ранее не предпринимались на русском языке в отношении студентов из Китая, обучающихся в условиях современного российского вуза, специализирующегося на художественных специальностях. Данные материалы могут использоваться при составлении учебных планов и образовательных программ в художественных и педагогических вузах России, учитываться при дальнейших исследованиях вопроса адаптации иностранных студентов.
Садыкова Э.Ф., Мирюгина Т.А. - Особенности организации образовательного экологического геокешинга для учащихся общеобразовательных школ c. 54-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33625

Аннотация: Предметом исследования являются особенности организации образовательного геокешинга экологической направленности для учащихся общеобразовательных школ. В настоящее время востребованным трендом развития современного образования является модель открытого, неформального образования. Одним из форм организации работы с учащимися неформального образования является образовательный геокешинг. В статье особое внимание уделено достижению целей экологического образования с помощью деятельностного подхода. Авторы считают, что знания в области экологического состояния среды своего обитания учащимся целесообразно получать через вовлеченность, и делать это нестандартными формами взаимодействия. В качестве примера рассмотрен опыт организации и реализации городского проекта «Экологический геокешинг» для учащихся общеобразовательных школ на территории города Тобольска. Рассмотрены особенности основных этапов проведения игры: ее цель, форма проведения, краткое содержание подготовки организаторов и участников игры, приведены задания испытаний на примере экологических станций и др. По мнению авторов в ходе проведения подобных мероприятий происходит осмысление учащимися ценности сохранения среды своего обитания; непосредственное участие учащихся на всех этапах игры является мощным мотиватором познавательной деятельности учащихся, в процессе которой решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи экологического образования. Методические рекомендации, изложенные в статье, могут быть использованы учителями при разработке материалов подобных мероприятий.
Чемезова Е.Р. - Современные технологии и герменевтический анализ поэтического текста c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39927

EDN: EMZBUQ

Аннотация: Предметом исследования является модель использования современных технологий при литературоведческом анализе. Цель данного исследования – рассмотреть этапы педагогической технологии применения технологий AI при герменевтическом анализе текста. Объектом исследования выступил поэтический текст китайского поэта эпохи Тан Ду Фу. Автором статьи было установлено, что применение Интернет-ресурсов, основанных на AI, в процессе анализа китайской поэзии помогает выявить глубинные интерпретации и значения ключевых образов. Особое внимание уделяется возможности расширения и углубления семантических и герменевтических смыслов китайской поэзии в процессе непрерывного анализа как части педагогической технологии. На основе анализа, выполненного при помощи AI, был сделан вывод о том, что такого рода современная технология обеспечивает быструю адаптацию выявленных смыслов к процессе анализа, что было рассмотрено на материале поэтического текста Ду Фу. Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени Интернет-ресурсы, основанные на AI, не применялись для герменевтического анализа литературного текста как часть педагогической технологии в целом и на материале китайских поэтических текстов Ду Фу, поэта эпохи Тан, в частности. В дальнейшем представляется перспективным исследовать виды и особенности инструментов AI как элемента педагогических технологий для непрерывного анализа литературных текстов в процессе подготовки будущих филологов.
Ермаков Д.С. - Применение методики «Мировое кафе» в педагогических исследованиях c. 63-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33694

Аннотация: Современные трансформации в педагогической теории и практике вызывают интерес к инновационным методикам. Значительным познавательным потенциалом в плане исследовательской деятельности обладает разработанная в конце XX в. методика проведения неформальной сфокусированной дискуссии «Мировое кафе» (англ. World café), которая может применяться для решения сложных вопросов и комплексных проблем, интеграции точек зрения специалистов из разных областей, планирования групповой работы, подведения итогов, обмена опытом и т.п. Сегодня эта методика пользуется популярностью во всём мире. Предмет исследования – история создания, функциональные возможности и особенности применения «Мирового кафе» в педагогических исследованиях. В статье изложен краткий очерк истории возникновения данной методики. Обобщены основные принципы и правила её проведения. Раскрыты особенности применения «Мирового кафе» в научно-педагогических целях как качественного метода исследования социально-конструктивистского направления, который облегчает диалог, открывает доступ к знаниям и мнениям широкого спектра участников, способствует взаимному обучению, а также выступает источником ценных данных. Приведены и проанализированы зарубежные и отечественные примеры применения «Мирового кафе» для решения указанных выше задач. Представлена характеристика рассматриваемой методики в сопоставлении с такими способами получения качественных данных, как индивидуальное интервью и фокус-группа, выявлены сравнительные преимущества и недостатки.
Горбунова Т.Н. - Технология тестирования в процессе изучения информатики c. 74-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.22125

Аннотация: Предметом исследования является построение методики изучения Информатики, способствующей наилучшему усвоению материала. Автор обращает внимание на важность получения обратной связи об уровне усвоения знаний в процессе обучения. В качестве такого средства рассматривается тестирование. Объектом исследования является моделирование системы тестов для защиты лабораторных работ. Особое внимание уделяется надежности смоделированных тестов, их дифференцирующей способности для оценки знаний. Особое внимание автор обращает внимание на обучающий аспект тестов, который предполагает возможность выбора студентом способа решения предложенных тестовых задач. В качестве методологии построения тестов выбраны открытые и закрытые тестовые задания предлагаемые студентам в бумажном варианте и оцениваемые в двоичной системе. В работе предложен алгоритм проверки гипотезы о нормальном распределении с использованием критерия Шапиро-Уилки. А также приведены используемые шкалы оценивания. Основными выводами проведенного исследования являются: во-первых, возможность применения тестов для оценивания понимания студентами освоенного материала, во-вторых, определения тем имеющих большую и меньшую степень корреляции между собой и влияющих на получение устойчивых знаний. Главным результатом является разработанная технология проведения тестирования с автоматизацией разработки вариантов и обработки результатов. Предложенный алгоритм тестов может быть включен в общую методику изучения дисциплины.
Матюнина Д.С., Ноздрачева М.В. - К вопросу об эффективности и роли общеуниверситетских элективных модулей творческой направленности: опыт реализации элективного модуля "Теория и практика современного искусства" в МГПУ c. 77-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.35469

Аннотация: Статья знакомит с практическом опытом группы преподавателей, организаторов элективного модуля «Теория и практика современного искусства» в Московском городском педагогическом университете (Д.С. Матюниной, М.В. Ноздрачевой, М.А. Семеновой). Авторы делятся мнением о роли и эффективности системы элективных модулей в современном вузовском образовании, определяют их основные задачи, рассказывают об особенностях преподавания общеуниверситетских курсов по выбору художественной направленности. В фокусе интереса авторов статьи – вопросы мотивации студентов, выбирающих модуль, возможности гибкого конструирования содержания дисциплин модуля в соответствии с уровнем подготовки и запросами студенческой аудитории. Исследователи выдвигают предположение о том, что элективные курсы дают учащимся возможность гибко формировать содержание собственного профессионального образования. Исходя из трехлетнего опыта ведения совместного элективного курса, соавторы приходят к выводу о том, что элективные курсы могут быть полезны для расширения профессиональных компетенций студентов, обучающихся на близких к тематике модулей направлениях подготовки, а также могут дать возможность самоопределения студентам других направлений, в том числе, даже могут помочь с большей уверенностью в собственных силах изменить собственную образовательную траекторию. Статья адресована преподавателям и студентам вузов.
Захарова А.Е., Алексеева Г.Г., Явловская П.Е. - Особенности цифровизации образовательного процесса в спортивном вузе c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39410

EDN: ZBPFHH

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в спортивном вузе в период пандемии. Предметом исследования является процесс организации дистанционного образования в вузе в период ограничительных мероприятий по COVID-19. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта является одним из первых заведений высшего образования, расположенных в условиях сельской местности, более 90% студентов являются жителями наслегов и районов Республики Саха (Якутия). Отраслевая специфика вуза предполагает большой объем практических учебных занятий и ежедневные тренировки по избранным видам спорта в оборудованных спортивных помещениях. Дистанционный формат обучения внес значительные коррективы в содержание и формы проведения практических занятий, в частности, спортивных тренировок студентов. В анкетировании приняли участие 320 студентов очной и заочной формы обучения 7 направлений подготовки. В результате выявлены степень готовности студентов к переходу на дистанционное обучение, оценка возможности полноценной подготовки к зачетно-экзаменационной сессии и государственной итоговой аттестации, особенности проведения практических занятий по элективным курсам физической культуры и по спортивным дисциплинам, уровень удовлетворенности, достоинства и недостатки в организации дистанционного обучения в вузе. Полученные результаты исследования могут использоваться в совершенствовании организации дистанционного обучения в вузах, с сохранением качества и доступности образовательного процесса. Новизна исследования заключается в исследовании организации дистанционного формата обучения и отношения к этому студентов физкультурного вуза, расположенного в сельской местности. Установлено, что переход образовательного процесса на полностью дистанционный формат в спортивном вузе активизировал ресурсы института, форсировал использование информационных технологий в обучении, при этом выявил определенные трудности.
Цибизова Т.Ю., Куцый О.Я. - Организация проверки выпускных квалификационных работ на заимствование c. 84-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30594

Аннотация: В статье рассматривается процедура проверки текстов выпускных квалификационных работ на объем заимствования. Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом, подводящим итоги освоения образовательной программы и служащим средством контроля приобретенных студентом компетенций за весь период обучения в Университете. Предмет исследования: разработать информационную электронно-библиотечную систему, позволяющую определить степень самостоятельности выполнения обучающимися выпускной квалификационной работы, правильности ее оформления, соответствия требованиям технического задания, а также соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Представлена разработанная в МГТУ им. Н.Э. Баумана электронно-библиотечная система «Банк ВКР», позволяющая проверить правильность оформления работы; структуру работы; количество использованных источников и наличие на них ссылок в тексте работы; наличие в работе различных способов обхода проверки на объем заимствований; а также определить процент заимствованного текста с указанием источников заимствования. Основным вкладом авторов в исследование, разработку и реализацию электронно-библиотечной системы "Банк ВКР" является возможность не только определять объем заимствования текста с указанием источников заимствования, но и проверять структуру и оформление работы, а также выявлять тексты, не относящиеся к тематике работы.
Мальцева Т.Е. - Бинарность роли высшего инклюзивного образования в формировании социально-профессиональной субъектности c. 86-96

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.34216

Аннотация: Предметом исследования является процесс формирования социально-профессиональной субъектности лиц с социально-функциональными отличиями, к которым автор относит инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, заключенных и освободившихся из мест лишений свободы. Объектом - высшее инклюзивное образование, которое рассматривается под призмой модернизации системы высшего образования, являясь ее важнейшим организационно-содержательным и целеполагающим аспектом. в котором инклюзивное образование занимает не только образовательно-просветительскую роль формирования профессиональных компетенций, но и в специально организованном инклюзивном поле обеспечивает формирование и развитие их социально-профессиональной субъектности, меняя их притязания, потребности, мотивы с личностно-пассивных на общественно значимые. Основными выводами данного исследования является то, что в социально-психологической адаптации и повышении роли и статуса людей с социально-функциональными отличиями имеется в виду социально-профессиональное развитие субъектности как определенной системной организации сознания, психики человека, включающей, как минимум, следующие компоненты, присущие человеку как личности, субъекту деятельности: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный. Автор делает заключения, что для этого нужна функциональная модель, направленная на решение проблем как личностного плана, так и повышение его профессиональной роли, социального статуса. В таком подходе усматривается бинарная роль инклюзивной профессионализации.
Розин В.М. - Основные идеи и обоснование курса «Методологии проектирования» c. 93-104

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29705

Аннотация: В статье излагаются основные идеи курса «Методологии проектирования». Автор отмечает, что нередко методологический подход, ориентированный на развитие определенной дисциплины (в данном случае, проектирования), отождествляется с методическим подходом, где имеют дело только со сложившейся практикой и оптимизацией деятельности. В связи с этим автор рассказывает о своем понимании как методологии, так и проектирования. На основе этих представлений, основных проблем, обусловивших создание методологии проектирования как самостоятельной дисциплины, целей образовательного курса, намечается последовательность содержаний курса «Методологии проектирования». Помимо лекционной работы указывается на необходимость организации групповой творческой работы студентов. В статье реализована следующая методология исследования: постановка проблем, ситуационный анализ, построение идеальных объектов и понятий, опирающихся на различения видов проектной деятельности и решения проблем, сценирование новой образовательной практики. В результате исследования удалось развести методический и методологический подходы, охарактеризовать авторское понимание методологии и проектирования, наметить проблемы, цели и последовательность содержаний курса «Методологии проектирования», сформулировать идею необходимости организации творческой групповой работы студентов. Намеченные автором идеи предлагается опробовать в практике образования будущих проектировщиков.
Глебова Л.Н. - Социально-педагогическое проектирование в подготовке студентов педагогических вузов в контексте становления когерентной среды будущего c. 97-109

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.44022

EDN: YQKFDQ

Аннотация: В статье рассматривается проблема использования социально-педагогического проектирования как условия подготовки студентов педагогических вузов в контексте становления когерентной среды будущего, раскрываются особенности такого социально-педагогического проектирования, его структура, представлена модель внедрения систему подготовки студентов педагогических вузов социально-педагогического проектирования как гаранта готовности к будущей профессиональной деятельности и условия сохранения гармоничной образовательной среды как средства становления личности. Необходимость разработки модели использования социально-педагогического проектирования в подготовке студентов педагогических вузов в контексте становления когерентной среды будущего вызвана рядом причин: неравномерность развития среды при приоритетном требовании организации эффективного воспитания и развития личности. Неустойчивость, не согласованность сред приводит к отрицательному воздействию на личность как в психологическом плане (дискомфорт, противоречивые, амбивалентные переживания), так и в педагогическом аспекте (отсутствие устойчивого представления о ценностях, проблемы с выбором и построением приоритета ценностей, сложности формирования устойчивого мировоззрения). Когерентная образовательная среда, или, иначе говоря, сбалансированная, гармонизированная, способна максимально использовать свои возможности для решения задач образовательного процесса, поддерживать направленность на стабилизацию, адекватные взаимодействия всех сред между собой. Это возможно при извлечении ее потенциала специалистами, владеющими советующими компетенциями.
Михайлова Н.В. - Организация проектной деятельности обучающихся в системе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел c. 106-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39809

EDN: KWIHKA

Аннотация: Тема исследования продиктована вопросами обеспечения качества опережающей подготовки мыслящих, компетентных, способных к саморазвитию специалистов. Одним из направлений решения данных задач является внедрение проектной деятельности в образовательный процесс. С целью разработки и внедрения проектной деятельности обучающихся в рамках внеаудиторной самостоятельной работы было проведено комплексное исследование, опирающееся на системный, комплексный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы, с использованием методов анализа, синтеза, обобщения, проектирования, эксперимента, наблюдения, экспертных оценок. Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования. Предметом исследования является: проектная деятельность как основа организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования. В результате исследования автором с методической точки зрения описана проектная деятельность обучающихся как целостный последовательно реализуемый процесс, состоящий из ряда этапов (предпроектного, этапа формулировки концепции проекта, планирования, реализации проекта, оценки проекта, совершенствования проекта, внедрения проекта), нацеленных на решение конкретной практически значимой проблемы. Автором раскрыты цели, содержание, средства, результаты каждого этапа проектной деятельности. Новизна и авторский вклад заключается в модификации и применении инструментов стратегического менеджмента в организации проектной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования. Опытным путем доказана эффективность представленных в статье решений.
Охлопкова Д.К., Пономарева Т.Н. - Социально-педагогические технологии использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме (на примере опыта работы школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов) c. 115-124

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31466

Аннотация: Предметом исследования являются социально-педагогические технологии профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме с использованием средств школьного музея. Авторы рассматривают формирование профессионального самоопределения у старшеклассников в ходе освоения жизненного самоопределения, осмысления личного нравственного опыта, а также при взаимодействии с окружающими людьми, социальными институтами. Работа школьных музеев дает возможность учащимся пройти профессиональную пробу в трудовой деятельности: опыт в исследовательской деятельности, в экскурсоводческом деле, в которых приобретаются коммуникативные, речевые навыки, навыки делового общения, творческого мышления, самостоятельного поиска научной информации. Использован комплекс взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы, а также методы социально-педагогического подхода (методы реализации потенциала сельского социума: взаимодействие, согласование, сотрудничество); методы разрешения проблем личности (включение в деятельность, рекомендации по оказанию социально-педагогической помощи и др.). Научная новизна исследования заключается в обосновании выводов о том, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуализируется в условиях модернизации образования, на фоне роста социальных проблем. Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев. Основными выводами проведенного исследования является то, что внедрение инновационных социально-педагогических технологий использования средств школьных музеев способствует повышению уровня формирования профессионального самоопределения у старшеклассников в сельском социуме.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.16233

Аннотация: Предметом статьи выступают методы формирования и анализа концепции ценностного дистанционного высшего образования. Объект статьи- концепция ценностного высшего дистанционного образования. Актуальность статьи в 2015 году определяется продолжающейся дискуссией по вопросам развития образования в России, комплексом внешних и внутренних факторов порождающих необходимость реформировать высшее образование нашей стране. В настоящее время одним из направлений реформ образования является интенсивное развитие сектора дистанционного высшего образования, который основан на активном использовании информационных, медийных и интернет технологий. Целью настоящей статьи является формирование методических подходов и анализ концепций высшего дистанционного образования с учетом ценностного характера современного образования. Методами исследования выступают общенаучные и специальные методы, включая анализ и синтез, структурный и логический анализ, ретроспективный анализ, прогноз развития Основные выводы данного исследования получены в результате того, что для достижения поставленной цели решаются такие задачи: - исследуется понятие и специфика концепции образования с учетом ее влиянии на инновационную сферу государства и общества; - исследуются особенности ценностного образования; - исследуется факторы и технологии реализации концепции ценностного высшего дистанционного образования как одного из видов инновации и направления практического развития образования; - проводится анализ различных концепций ценностного дистанционного высшего образования.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования c. 129-139

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66942

Аннотация: Предметом статьи выступают методы формирования и анализа концепции ценностного дистанционного высшего образования. Объект статьи- концепция ценностного высшего дистанционного образования. Актуальность статьи в 2015 году определяется продолжающейся дискуссией по вопросам развития образования в России, комплексом внешних и внутренних факторов порождающих необходимость реформировать высшее образование нашей стране. В настоящее время одним из направлений реформ образования является интенсивное развитие сектора дистанционного высшего образования, который основан на активном использовании информационных, медийных и интернет технологий. Целью настоящей статьи является формирование методических подходов и анализ концепций высшего дистанционного образования с учетом ценностного характера современного образования. Методами исследования выступают общенаучные и специальные методы, включая анализ и синтез, структурный и логический анализ, ретроспективный анализ, прогноз развития Основные выводы данного исследования получены в результате того, что для достижения поставленной цели решаются такие задачи: - исследуется понятие и специфика концепции образования с учетом ее влиянии на инновационную сферу государства и общества; - исследуются особенности ценностного образования; - исследуется факторы и технологии реализации концепции ценностного высшего дистанционного образования как одного из видов инновации и направления практического развития образования; - проводится анализ различных концепций ценностного дистанционного высшего образования.
Артюхина М.С. - Теоретико-методологические основы интерактивного обучения математике в информационно-образовательной среде вуза

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.18997

Аннотация: Предметом исследования является процесс интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки в информационно-образовательной среде, направленный на самоактуализацию личности. Представлена концепция интерактивного обучения математике, теоретико-методологическими основаниями которой является совокупность подходов: системно-деятельностный, компетентностный, информационный, теория личностно-ориентированного обучения, теория дифференцированного обучения математике, профессиональная направленность обучения математике, теория развития творческого мышления, фундаментальные исследования в области теории и методики обучения математике, концепция наглядно-модельного обучения. Концептуальным ядром интерактивного обучения математике является педагогическая интеракция или взаимодействие. Основываясь на анализе законов и закономерностей обучения, методологии и теории развивающего обучения математике с позиций и выводах о переориентации ценностно-смысловых аспектов интерактивного обучения, сформулированы основные законы и закономерности интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационной образовательной среде. Разработанная концепция интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза получила подтверждение в ходе теоретической и экспериментальной работы проведенной на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета. Сформулированы законы интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки. Выделены группы закономерностей интерактивного обучения: общие закономерности обучения, социо-культурные и закономерности развивающего обучения. Для использования законов и закономерностей интерактивного обучения математике сформулированы принципы интерактивного обучения в соответствии с целями образования и педагогические условия, способствующие повышению качества подготовки бакалавров к будущей профессиональной деятельности и личностному росту обучающихся.
Артюхина М.С. - Теоретико-методологические основы интерактивного обучения математике в информационно-образовательной среде вуза c. 176-185

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.68001

Аннотация: Предметом исследования является процесс интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки в информационно-образовательной среде, направленный на самоактуализацию личности. Представлена концепция интерактивного обучения математике, теоретико-методологическими основаниями которой является совокупность подходов: системно-деятельностный, компетентностный, информационный, теория личностно-ориентированного обучения, теория дифференцированного обучения математике, профессиональная направленность обучения математике, теория развития творческого мышления, фундаментальные исследования в области теории и методики обучения математике, концепция наглядно-модельного обучения. Концептуальным ядром интерактивного обучения математике является педагогическая интеракция или взаимодействие. Основываясь на анализе законов и закономерностей обучения, методологии и теории развивающего обучения математике с позиций и выводах о переориентации ценностно-смысловых аспектов интерактивного обучения, сформулированы основные законы и закономерности интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационной образовательной среде. Разработанная концепция интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза получила подтверждение в ходе теоретической и экспериментальной работы проведенной на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета. Сформулированы законы интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления подготовки. Выделены группы закономерностей интерактивного обучения: общие закономерности обучения, социо-культурные и закономерности развивающего обучения. Для использования законов и закономерностей интерактивного обучения математике сформулированы принципы интерактивного обучения в соответствии с целями образования и педагогические условия, способствующие повышению качества подготовки бакалавров к будущей профессиональной деятельности и личностному росту обучающихся.
Ховов О.Б. - Включенность научной деятельности К.Д. Ушинского в европейский историко-педагогический процесс

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.10837

Аннотация: Появление нового направления в изобразительном искусстве 30-х годов ХХ века, которое было названо постмодернизмом, оказалось интуитивным предчувствием гениальных художников, предвещающих таким образом смену культурно-исторических эпох. Не менее гениальные философы, осуществляющие образовательную и научно-педагогическую деятельность, наблюдая за проявлениями человеческих характеров, выявляя требования прогнозируемого будущего бытия к человеку, предлагают новые образовательные концепции. Среди таких педагогов-первооткрывателей наш соотечественник – Константин Дмитриевич Ушинский. Предметом исследования данной статьи является модель развивающего и воспитывающего обучения в совокупности с развивающим воспитанием, предложенная К.Д. Ушинским, рассматриваемая с позиций развития европейского историко-педагогического процесса. Автором проводится анализ историко-философской, научно-педагогической и культурологической литературы; применяется теоретическое моделирование с использованием системного анализа с целью выявления культурно-исторических циклов развития европейской цивилизации. В статье установлены закономерности возникновения новых педагогических идей по воспитанию «нового человека» непосредственно предшествующих смене культурно-исторических этапов развития европейской цивилизации. Среди работ философов, предлагающих новые педагогические идеи по воспитанию человека будущей культурной формации, находятся работы К.Д. Ушинского, отвечающие российской специфике смены общественной формации.
Ховов О.Б. - Включенность научной деятельности К.Д. Ушинского в европейский историко-педагогический процесс c. 317-325

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.64118

Аннотация: Появление нового направления в изобразительном искусстве 30-х годов ХХ века, которое было названо постмодернизмом, оказалось интуитивным предчувствием гениальных художников, предвещающих таким образом смену культурно-исторических эпох. Не менее гениальные философы, осуществляющие образовательную и научно-педагогическую деятельность, наблюдая за проявлениями человеческих характеров, выявляя требования прогнозируемого будущего бытия к человеку, предлагают новые образовательные концепции. Среди таких педагогов-первооткрывателей наш соотечественник – Константин Дмитриевич Ушинский. Предметом исследования данной статьи является модель развивающего и воспитывающего обучения в совокупности с развивающим воспитанием, предложенная К.Д. Ушинским, рассматриваемая с позиций развития европейского историко-педагогического процесса. Автором проводится анализ историко-философской, научно-педагогической и культурологической литературы; применяется теоретическое моделирование с использованием системного анализа с целью выявления культурно-исторических циклов развития европейской цивилизации. В статье установлены закономерности возникновения новых педагогических идей по воспитанию «нового человека» непосредственно предшествующих смене культурно-исторических этапов развития европейской цивилизации. Среди работ философов, предлагающих новые педагогические идеи по воспитанию человека будущей культурной формации, находятся работы К.Д. Ушинского, отвечающие российской специфике смены общественной формации.
Мальцева Т.Е. - Инклюзивная профессионализация в ракурсе гуманистической парадигмы высшей школы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.16175

Аннотация: Рассматривая проблемы инклюзивного образования в ракурсе гуманистической парадигмы, автор анализирует подготовку представителей профессорско-преподавательских коллективов различных вузов ВНЗ к практическому осуществлению деятельности в этом направлении, подчеркивает назревшую актуальность в подготовке педагогического состава вузов к организации этой работы. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии, она подчеркивает, что гуманизация образовательного процесса – это переход на личностно ориентированный подход, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие. Автор использует метод анкетирования, с помощью которого делает количественно-качественный анализ готовности педагогов к гуманизации образовательного процесса, она подчеркивает несоответствия, возникшие в сознании и реальной деятельности многих педагогов, что оправдывается отсутствием у них педагогического образования. Такая реальность вызывает противоречия в необходимости развития инклюзивного образования, с одной стороны, и неготовностью педагогических кадров к его осуществлению, с другой, что, несомненно, требует включить в практику работы вузов систему переподготовки кадров, не имеющих педагогического образования. Разработка этой проблемы, несомненно, имеет дальнейшие научный перспективы.
Мальцева Т.Е. - Инклюзивная профессионализация в ракурсе гуманистической парадигмы высшей школы c. 373-381

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67420

Аннотация: Рассматривая проблемы инклюзивного образования в ракурсе гуманистической парадигмы, автор анализирует подготовку представителей профессорско-преподавательских коллективов различных вузов ВНЗ к практическому осуществлению деятельности в этом направлении, подчеркивает назревшую актуальность в подготовке педагогического состава вузов к организации этой работы. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии, она подчеркивает, что гуманизация образовательного процесса – это переход на личностно ориентированный подход, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие. Автор использует метод анкетирования, с помощью которого делает количественно-качественный анализ готовности педагогов к гуманизации образовательного процесса, она подчеркивает несоответствия, возникшие в сознании и реальной деятельности многих педагогов, что оправдывается отсутствием у них педагогического образования. Такая реальность вызывает противоречия в необходимости развития инклюзивного образования, с одной стороны, и неготовностью педагогических кадров к его осуществлению, с другой, что, несомненно, требует включить в практику работы вузов систему переподготовки кадров, не имеющих педагогического образования. Разработка этой проблемы, несомненно, имеет дальнейшие научный перспективы.
Львова С.В., Аракелян К.А. - Развитие креативности и мышления младших школьников под влиянием лего-конструирования

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.21169

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние занятий по Лего-конструированию, в контексте дополнительного образования, на развитие учащихся начальной школы. Приводятся результаты исследования личностной креативности и наглядно-образного мышления второклассников. В данной статье представлено описание программы дополнительного образования «Лего-конструирования», которая апробировалась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы, в течение 2015-2016 учебного года. Приводятся результаты констатирующего, и повторного исследований; проводится анализ полученных, в ходе исследований, результатов. Доказывается эффективность образовательной программы. Для работы, в сфере дополнительного образования, по направлению «Лего-конструирование», была создана образовательная программа. Для выявления уровня творческого развития, а также, исследования наглядно-образного мышления, использовались следующие методики: - Тест креативности, разработанный Э. П. Торренсом. - Цветные прогрессивные матрицы, разработанные Дж. К. Равеном. Новизна обусловлена недостаточной степенью освещения в научной сфере, занятий по лего-конструированию, в контексте дополнительного образования. На основании результатов исследования, после апробации программы дополнительного образования, была выявлена значительная положительная динамика у детей, посещавших данные занятия. Благодаря занятиям, было установлено, что наглядно-образное мышление, и креативность детей, развиваются быстрее, нежели в естественных условиях. Благодаря тому, что на занятиях, учебная деятельность сопряжена с игровой. Деятельность младших школьников, в рамках данных занятий, способствует получению ими дополнительных знаний, не связанных с формальным образованием, всесторонне развивает личность, и развивает потенциал.
Львова С.В., Аракелян К.А. - Развитие креативности и мышления младших школьников под влиянием лего-конструирования c. 379-389

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.68463

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние занятий по Лего-конструированию, в контексте дополнительного образования, на развитие учащихся начальной школы. Приводятся результаты исследования личностной креативности и наглядно-образного мышления второклассников. В данной статье представлено описание программы дополнительного образования «Лего-конструирования», которая апробировалась на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы, в течение 2015-2016 учебного года. Приводятся результаты констатирующего, и повторного исследований; проводится анализ полученных, в ходе исследований, результатов. Доказывается эффективность образовательной программы. Для работы, в сфере дополнительного образования, по направлению «Лего-конструирование», была создана образовательная программа. Для выявления уровня творческого развития, а также, исследования наглядно-образного мышления, использовались следующие методики: - Тест креативности, разработанный Э. П. Торренсом. - Цветные прогрессивные матрицы, разработанные Дж. К. Равеном. Новизна обусловлена недостаточной степенью освещения в научной сфере, занятий по лего-конструированию, в контексте дополнительного образования. На основании результатов исследования, после апробации программы дополнительного образования, была выявлена значительная положительная динамика у детей, посещавших данные занятия. Благодаря занятиям, было установлено, что наглядно-образное мышление, и креативность детей, развиваются быстрее, нежели в естественных условиях. Благодаря тому, что на занятиях, учебная деятельность сопряжена с игровой. Деятельность младших школьников, в рамках данных занятий, способствует получению ими дополнительных знаний, не связанных с формальным образованием, всесторонне развивает личность, и развивает потенциал.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.