Статья 'Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании

Абрамова Олеся Михайловна

кандидат педагогических наук

доцент, Арзамасский филиал "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

607220, Россия, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36

Abramova Olesya Mikhailovna

PhD in Pedagogy

associate professor of the Department of Physical and Mathematical Education, Arzamas branch of National Research University 'Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod'

607220, Russia, Nizhni Novgorod Region, Arzamas, Karl Marx' str., 36

olesia144@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2014.3.14016

Дата направления статьи в редакцию:

08-01-2015


Дата публикации:

22-01-2015


Аннотация: В статье представлено систематическое описание некоторых из задачных конструкций, зарекомендовавших себя в практике математического образования – окрестность обращённых задач, предназначенная для лучшего усвоения школьниками взаимосвязей величин, характеризующих задачную ситуацию. Предложен подход к обучению математике учащихся, характерной особенностью которого является использование обращения математических задач в процессе их решения, позволяющий обогатить деятельностную основу методики обучения и осуществлять целенаправленное развитие такого важного интеллектуального качества, как гибкость мышления учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к трактовке понятия обращённая задача. Подчёркиваются перспективы и возможности использования в школьной практике обучения математике обращённых задач, которые учащиеся должны уметь решать, чтобы можно было считать их математическое образование полноценным. Выявляются семантические различия терминов «обращённая задача» и «обратная задача». Представлена их материализация в форме модельных конструкций, а также приводятся примеры прямой, обратной и обращенных задач и методические рекомендации по их конструированию. Описана процедура обращения математической задачи, выделены её основные этапы, даны методические рекомендации к каждому из них, разработан алгоритм для самостоятельного обращения учащимися математической задачи.


Ключевые слова:

математические задачи, обращение задачи, обратные задачи, современные технологии обучения, процедура обращения, гибкость мышления, алгоритмическое предписание, задачная конструкция, методика обучения, школьники

Библиография
1. Абрамова О.М. Один из способов обращения задач как средство развития гибкости мышления школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. №1. С.79-83.
2. Абрамова О.М. Возможности использования прямых и обратных задач в развитии гибкости мышления учащихся на уроках математики // В мире научных открытий. 2011. № 9.1. С.183-194.
3. Артюхина М.С. Интерактивные технологии в контексте современной гуманитарно-ориентированной системы образования // В мире научных открытий. 2014. № 3(51). С.38-48.
4. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 8. С.308-314.
5. Гольдман А.М., Звавич Л.И. Учебные серии на уроках математики // Математика в школе, 1990. №5. С.19-22.
6. Градштейн И.С. Прямая и обратная теоремы. – Л.: Государственное изд-во технико-теоретической литературы, 1950. 80 с.
7. Дразнин И.Е. Обращение условий планиметрических задач // Математика в школе, 2001. №8. С.52–55.
8. Зайкин М.И., Абрамова О.М. Обращением математических задач // Школьные технологии. 2013. №1. С.106-113.
9. Зайкин М.И., Егулемова Н.Н., Абрамова О.М. Серии, вариации и окрестности математических задач: Монография / Под общей ред. М.И. Зайкина, Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. 149 с.
10. Канин Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе, 1991. №3. С.8–12.
11. Цукарь А.Я. Метод взаимно обратных задач в обучении математике. – Новосибирск: Наука, 1989. 40 с.
12. Эрдниев П.М. Методика упражнений по математике. – М.: Просвещение, 1970. 319 с.
References
1. Abramova O.M. Odin iz sposobov obrashcheniya zadach kak sredstvo razvitiya gibkosti myshleniya shkol'nikov // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2012. №1. S.79-83.
2. Abramova O.M. Vozmozhnosti ispol'zovaniya pryamykh i obratnykh zadach v razvitii gibkosti myshleniya uchashchikhsya na urokakh matematiki // V mire nauchnykh otkrytii. 2011. № 9.1. S.183-194.
3. Artyukhina M.S. Interaktivnye tekhnologii v kontekste sovremennoi gumanitarno-orientirovannoi sistemy obrazovaniya // V mire nauchnykh otkrytii. 2014. № 3(51). S.38-48.
4. Artyukhina M.S., Artyukhin O.I., Kleshnina I.I. Apparatnaya sostavlyayushchaya interaktivnykh tekhnologii obrazovatel'nogo naznacheniya // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014. T. 17. № 8. S.308-314.
5. Gol'dman A.M., Zvavich L.I. Uchebnye serii na urokakh matematiki // Matematika v shkole, 1990. №5. S.19-22.
6. Gradshtein I.S. Pryamaya i obratnaya teoremy. – L.: Gosudarstvennoe izd-vo tekhniko-teoreticheskoi literatury, 1950. 80 s.
7. Draznin I.E. Obrashchenie uslovii planimetricheskikh zadach // Matematika v shkole, 2001. №8. S.52–55.
8. Zaikin M.I., Abramova O.M. Obrashcheniem matematicheskikh zadach // Shkol'nye tekhnologii. 2013. №1. S.106-113.
9. Zaikin M.I., Egulemova N.N., Abramova O.M. Serii, variatsii i okrestnosti matematicheskikh zadach: Monografiya / Pod obshchei red. M.I. Zaikina, Arzamasskii filial NNGU. – Arzamas: Arzamasskii filial NNGU, 2014. 149 s.
10. Kanin E.S. Razvitie temy zadachi // Matematika v shkole, 1991. №3. S.8–12.
11. Tsukar' A.Ya. Metod vzaimno obratnykh zadach v obuchenii matematike. – Novosibirsk: Nauka, 1989. 40 s.
12. Erdniev P.M. Metodika uprazhnenii po matematike. – M.: Prosveshchenie, 1970. 319 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.