Педагогика и просвещение - рубрика Дидактика
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Дидактика"
Дидактика
Селиверстова Е.Н. - Понятийная система отечественной дидактики в фокусе субъектной ориентации современного обучения c. 15-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.37079

Аннотация: Статья посвящена исследованию понятийной системы дидактики в условиях интеграции современного научного знания. Сделана попытка выявить способ преодоления обнаруженного на сегодняшний день дефицита специфически дидактических понятий, с помощью которых дидактика получает возможность отражать сущность и особенности своего предмета в условиях динамично изменяющихся свойств объекта изучения – процесса обучения, приобретающего принципиально новые ценностно-целевые характеристики. Особая значимость заявленной в статье проблемы связана с тем, что использование исключительно психологических понятий для описания и объяснения новых явлений обучения, обусловленных субъектным контекстом его рассмотрения, вступает в противоречие с предметом дидактики, в поле зрения которого должны попадать не психологические механизмы, характеризующие субъектность, а ответ на вопрос о том, что надо делать, как необходимо строить обучение для того, чтобы учащийся смог занимать субъектную позицию в ходе своей образовательной деятельности. Научная новизна представленных исследовательских результатов состоит в обосновании варианта расширения понятийной системы современной дидактики посредством введения нового, соответствующего специфике ее предмета, дидактического понятия – субъектный опыт учащегося в познании. Введение этого понятия является отражением тенденции, значимой для сегодняшнего этапа развития дидактики – переход на качественно новый уровень, соответствующий постнеклассическому типу научной рациональности, когда центральной фигурой в дидактической проблематике становится обучающийся и его образовательная деятельностьв отличии от прежних подходов, акцентировавших внимание на образовательной деятельности учителя, который организует и управляет познавательной деятельностью учащегося.
Завьялова Ю.А. - Обучение переводу антропонимов с немецкого языка на русский (на материале произведений «Чернильная трилогия» К. Функе) c. 18-23

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29181

Аннотация: При переводе имен собственных переводчик часто сталкивается с проблемой корректного перевода. Чтобы избежать ошибок и неточностей, переводчику следует владеть методологией перевода имен собственных. Предметом исследования являются основные приемы передачи имен собственных с немецкого языка на русский на примере антропонимов, встречающихся в художественных произведениях жанра фэнтези, в частности цикла книг «Чернильная трилогия» немецкой писательницы Корнелии Функе. Автор рассматривает особенности функционирования таких приемов как транслитерация, транскрипция и калькирование, проблемы, возникающие при переводе антропонимов, а также выявляет частотность приемов. В качестве методов исследования выступают описательный метод, метод сопоставительного анализа оригиналов и переводов, метод лингвостатистического анализа. Научная новизна работы состоит в исследовании переводческих приемов на основе сопоставительного изучения соотнесенных антропонимов ИЯ и ПЯ цикла книг «Чернильная трилогия» немецкой писательницы Корнелии Функе. Анализ фактического материала показал, что самым распространенным приемом перевода антропонимов с немецкого языка на русский является транскрипция, которая позволяет передать национальный колорит имен. Калькирование используются реже, так как при переводе возможна потеря смысла, заложенного в ИЯ. Транслитерация характеризуется наименьшей частотностью.
Флеров О.В. - Блог как средство обучения английскому языку

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.14306

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются средства обучения английскому языку. Предмет исследования - это использование блогов в данном педагогическом процессе в качестве средства обучения. Автор подробно рассматривает проблему выбора средств обучения в наши дни, а также характеристики блогов и способы работы с ними. Мотивируется необходимость внедрения новых средств обучения наряду с классическими. Особое внимание уделено важности использование аутентичных материалов при обучении английскому языку на современном этапе. Методом исследования в данной статье является анализ автором сложившейся педагогической практики, а также собственного опыта преподавания английского языка. Новизна статьи заключается в том, что в ней рассмотрен привычный виртуальный объект в качестве средства обучения английскому. В новой роли этот объект приобретает оригинальность. Основными выводами проведённого исследования являются следующие. 1) Классические средства обучения английскому необходимо дополнять новыми. 2) Аутентичные материалы в данном процессе эффективны как с методической, так и с психологической точки зрения. 3) Тексты блогов специфичны с лингвистической точки зрения и напоминают дискурс. 4) Оригинальность блогов как средства обучения даёт новые способы работы с текстами, в которых заложен существенный методический потенциал.
Флеров О.В. - Блог как средство обучения английскому языку c. 66-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.4.66050

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются средства обучения английскому языку. Предмет исследования - это использование блогов в данном педагогическом процессе в качестве средства обучения. Автор подробно рассматривает проблему выбора средств обучения в наши дни, а также характеристики блогов и способы работы с ними. Мотивируется необходимость внедрения новых средств обучения наряду с классическими. Особое внимание уделено важности использование аутентичных материалов при обучении английскому языку на современном этапе. Методом исследования в данной статье является анализ автором сложившейся педагогической практики, а также собственного опыта преподавания английского языка. Новизна статьи заключается в том, что в ней рассмотрен привычный виртуальный объект в качестве средства обучения английскому. В новой роли этот объект приобретает оригинальность. Основными выводами проведённого исследования являются следующие. 1) Классические средства обучения английскому необходимо дополнять новыми. 2) Аутентичные материалы в данном процессе эффективны как с методической, так и с психологической точки зрения. 3) Тексты блогов специфичны с лингвистической точки зрения и напоминают дискурс. 4) Оригинальность блогов как средства обучения даёт новые способы работы с текстами, в которых заложен существенный методический потенциал.
Алешинская Е.В. - Сравнительно-сопоставительный анализ классического и коммуникативного обучения грамматике иностранного языка

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14769

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранному языку. Предметом исследования выступает формирование грамматического навыка в контексте классического и коммуникативного обучения грамматике. Автор мотивирует актуальность проблемы работы над грамматикой в контексте пересмотра принципов обучения иностранному языку в сторону ориентации на клиента. В статье также даётся обзор взглядов и представлений о роли работы над грамматикой в контексте разных подходов к преподаванию языка. Особое внимание уделяется особенностям и трудностям обучения грамматике при коммуникативном обучении, которое является наиболее распространённым в наше время. Методом исследования в данной статье выступает сравнительно-сопоставительный лингводидактический анализ различных подходов к обучению грамматики иностранного языка. Основными выводами автора статьи являются следующие положения. В настоящее время рынок образования диктует пересмотр обучения грамматики в коммуникативную сторону, но это не должно выливаться в отказ он неё. Между тем коммуникативный подход имеет ряд особенностей и трудностей. Классическое обучение грамматике, которое часто позиционируется как неэффективное и устаревшее проверено временем. Не одно поколение людей изучили язык таким образом, причём среди них и те, кто сегодня пропагандирует коммуникативный подход. Представляется, что отказываться от классического обучения было бы неправильно, однако, «вписать» его элементы в современные педагогические идеалы – непростая педагогическая задача. Новизна статьи заключается в рассмотрении разных подходов к обучению грамматике сквозь призму рынка образовательных услуг, который диктует требования не только высокого результата, но и удовлетворённости клиента (студента) процессом обучения.
Алешинская Е.В. - Сравнительно-сопоставительный анализ классического и коммуникативного обучения грамматике иностранного языка c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.66328

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является обучение иностранному языку. Предметом исследования выступает формирование грамматического навыка в контексте классического и коммуникативного обучения грамматике. Автор мотивирует актуальность проблемы работы над грамматикой в контексте пересмотра принципов обучения иностранному языку в сторону ориентации на клиента. В статье также даётся обзор взглядов и представлений о роли работы над грамматикой в контексте разных подходов к преподаванию языка. Особое внимание уделяется особенностям и трудностям обучения грамматике при коммуникативном обучении, которое является наиболее распространённым в наше время. Методом исследования в данной статье выступает сравнительно-сопоставительный лингводидактический анализ различных подходов к обучению грамматики иностранного языка. Основными выводами автора статьи являются следующие положения. В настоящее время рынок образования диктует пересмотр обучения грамматики в коммуникативную сторону, но это не должно выливаться в отказ он неё. Между тем коммуникативный подход имеет ряд особенностей и трудностей. Классическое обучение грамматике, которое часто позиционируется как неэффективное и устаревшее проверено временем. Не одно поколение людей изучили язык таким образом, причём среди них и те, кто сегодня пропагандирует коммуникативный подход. Представляется, что отказываться от классического обучения было бы неправильно, однако, «вписать» его элементы в современные педагогические идеалы – непростая педагогическая задача. Новизна статьи заключается в рассмотрении разных подходов к обучению грамматике сквозь призму рынка образовательных услуг, который диктует требования не только высокого результата, но и удовлетворённости клиента (студента) процессом обучения.
Суворова Н.Н., Новикова Т.А. - Развитие активного мышления в процессе преподавания языковых дисциплин в вузе c. 88-96

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33270

Аннотация: Предметом исследования является формирование у студентов неязыковых специальностей навыков построения речи, соответствующей нормам русского литературного языка. Объектом - процесс преподавания языковых дисциплин с использованием метода "шпаргалки". Целью исследования была проверка эффективности описанного метода преподавания. Методологическим обоснованием методов педагогического исследования являются деятельностный, личностный и системный подходы. Методы педагогического исследования: эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности студентов, наблюдение, беседа), методы обработки данных (математические, статистические). В качестве метода изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях был проведен педагогический эксперимент и описаны его результаты. Описанный в данной статье метод «шпаргалки» применительно к изучению языковых дисциплин не только структурирует знания учащихся, помогает им запомнить материал в полном объеме, легко воспроизвести его, но и развивает творческие способности будущих инженеров даже в области познания и развития навыков построения собственной литературно и нормированно оформленной речи. Научной новизной является соединение языкового материала и умений будущих инженеров представлять информацию в виде схем, таблиц, систем. Это дает нам возможность использовать этот метод при изучении не только выделенных языковых тем, но и целых дисциплин.
Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Аналогия как дидактическое средство c. 92-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.29245

Аннотация: Предметом исследования является познавательный интерес обучающихся, который представляет собой одно из наиболее важных понятий профессиональной деятельности как школьного учителя, так и вузовского преподавателя – и в теоретическом, и в практическом аспектах. Результативность и эффективность преподавательских усилий во многом зависит от того, насколько учащиеся будут заинтересованы изучаемым предметом, насколько он представится им понятным и ясным. Объектом исследования является одно из дидактических средств повышения познавательного интереса учащихся – аналогии, которая представляет собой в преподавательской деятельности определенным образом построенную и подготовленную теоретическую иллюстрацию материала, предлагаемого преподавателем. Авторы рассматривает аналогию как дидактическое средство в преподавании таких вузовских дисциплин как «Философия», «Философия познания», «История и философия науки» и «Логика». Аналогия как дидактическое средство рассматривается в качестве иллюстрации таких непростых понятий и взаимодействий между ними как эмпирический и теоретический уровни научного познания, описание и объяснение, принцип верификации и принцип фальсификации, кумулятивизм и антикумулятивизм, сциентизм и антисциентизм, истина и интерпретация. Одним из основных выводов, характеризующихся новизной и имеющих теоретическую и особенно практическую значимость является обоснование образовательной незаменимости и педагогической эффективности такого дидактического средства как аналогия, которая в разнообразных теоретических контекстах может помочь сделать сложное – простым, непонятное – понятным, запутанное – «прозрачным» и, тем самым, позволит поднять уровень познавательного интереса учащихся, создать у них дополнительную мотивацию к изучению «скучных» наук, которые, при должном изложении, могут оказаться не скучными, а интересными и увлекательными.
Гущин А.Н. - Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего c. 100-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35657

EDN: MFFOKP

Аннотация: Статья посвящена системному обоснованию процесса электронного обучения. Для описания целенаправленного процесса используется язык кибернетики. Использование языка кибернетики позволяет выделить все компоненты системы управления процессом образования. В классическом случае это педагог, имеющий цель управления и достигающий этой цели. С появлением компьютерных технологий система управления процессом усложняется – в нее включаются информационно-коммуникационные технологии. На основе кибернетической модели обучения как целенаправленного процесса рассматривается эволюция процесса взаимодействия в образовании от классического образования в форме «человек-человек», затем к форме «человек-компьютер-человек» и далее к форме «человек-обучающая среда». Одновременно с этим рассматривается эволюция дидактического содержания процеса образования. Основными выводами приведенного исследования являются: вывод о наличии фундаментального противоречия между конечными возможностями воздействия компьютера как части системы управления образовательным процессом и бесконечным множеством поведенческих реакций обучаемого. Показано, каким образом данное противоречие разрешается на системном уровне путем, с одной стороны, упрощения самого электронного курса, но при этом увеличения разнообразия количества курсов. Показано, что на этом уровне развитие электронного обучения и содержание цифровой дидактики может быть охарактеризовано как «ученик- преподаватель – алгоритм обучения». Далее делается прогноз о том, что увеличение разнообразия электронных курсов приведет к созданию персональной обучающей среды, цель управления которой будет маркетинговая: максимально удовлетворить потребности клиента в обучении. Сделан вывод, что цифровая дидактика будет построена на принципах геймификации.
Родионова Д.Д., Насонов А.А. - Отбор и содержание исторических дисциплин в рамках проектирования профессиональной образовательной программы «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» c. 104-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22890

Аннотация: Предметом исследования являются основные подходы к проектированию профессиональной образовательной программы "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия". Объектом исследования выступает профессиональная подготовка в рамках данного направления. Опираясь на действующие нормативно-правовые акты, учитывая запросы работодателей и современные тенденции развития музеологии как науки, авторы формулируют технологическую модель отбора и определения содержания дисциплин в структуре профессиональной подготовки. Внимание авторов акцентируется на роли исторических дисциплин в структуре профессиональной подготовки и реализации профиля "Культурный туризм и экскурсионная деятельность". Исследование проведено на основе использования метода моделирования, проектного и традиционно-педагогического метода, опирающегося на фиксацию и обобщение педагогического и управленческого опыта. Новизна исследования заключается в обосновании ролей заведующего кафедрой как основного проектировщика учебного плана и преподавателя как исполнителя, обладающего автономией в рамках читаемой дисциплины, в структуре технологической модели при реализации профессиональной образовательной программы. Авторы делают вывод о необходимости применения данной модели к реализации базовых и профессиональных дисциплин и иллюстрируют, каким образом она может быть применена к модулю исторических дисциплин.
Флеров О.В., Минайченкова Е.И. - Межъязыковая интерференция при обучении студентов испанскому языку на основе английского c. 104-116

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.30289

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье выступает межъязыковая интерференция как один из нормальных эффектов в обучении и освоении иностранных языков. Предметом исследования в свою очередь выступает специфика данной интерференции в обучении студентов испанскому языку как второму на основе английского. Авторы рассматривает обучение второму иностранному языку как особый педагогический процесс, не только количественно, но и качественно отличающийся от преподавания первого языка. Особое внимание уделяется взаимодействию английской и испанской языковых систем и возможностям развития аналитического мышления средствами языка как учебой дисциплины на этой основе. Методом исследования в статье выступает как общепедагогический, так и частнометодический анализ. При помощи первого достигается задача обоснования роли обучения второму иностранному языку в целом; при помощи второго – выявление специфики обучения испанскому языку на основе английского и межъязыковой интерференции, возникающей в данном процессе. Авторы приходят к выводам о том, что с методической точки зрения возможно не только минимизировать межъязыковую интерференцию, но и развивать мышление на её основе, что особенно актуально в эпоху «инструментальных» идеалов в лингвообразовании, вызванных прагматичными коммуникативно-образовательными концепциями. Это, наряду с детальным анализом возможностей работы с лингвистическим материалом на примере сравнительно редко изучаемого в нашей стране языка, составляет новизну работы.
Добротина И.Н. - «Портфель моих достижений: русский язык» как инструмент оценки образовательных достижений учащихся

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.15184

Аннотация: Автор рассматривает такие аспекты темы, как разработка и внедрение в педагогическую практику такой перспективной технологии обучения русскому языку, как «языковой портфель». Постановка задачи обусловлена необходимостью 1) поиска приёмов и методов совершенствования предметных и метапредметных умений учащихся, среди которых участие в проектной деятельности, решение учебных ситуаций, 2) создания системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе. Изучение описанных в дидактической и лингводидактической литературе разных моделей и типов портфелей; апробация материалов в ходе педагогического эксперимента стали основой для создания предметного портфолио - Портфеля достижений учащихся. Новизна исследования заключается в предложенной и апробированной модели предметного портфолио («Портфель моих достижений: русский язык») как одного из методов формирующего оценивания и основы системы обратной связи между учителем и учеником в системе организационно-педагогических условий формирования навыков самооценки и самоконтроля.
Добротина И.Н. - «Портфель моих достижений: русский язык» как инструмент оценки образовательных достижений учащихся c. 150-158

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.2.66944

Аннотация: Автор рассматривает такие аспекты темы, как разработка и внедрение в педагогическую практику такой перспективной технологии обучения русскому языку, как «языковой портфель». Постановка задачи обусловлена необходимостью 1) поиска приёмов и методов совершенствования предметных и метапредметных умений учащихся, среди которых участие в проектной деятельности, решение учебных ситуаций, 2) создания системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе. Изучение описанных в дидактической и лингводидактической литературе разных моделей и типов портфелей; апробация материалов в ходе педагогического эксперимента стали основой для создания предметного портфолио - Портфеля достижений учащихся. Новизна исследования заключается в предложенной и апробированной модели предметного портфолио («Портфель моих достижений: русский язык») как одного из методов формирующего оценивания и основы системы обратной связи между учителем и учеником в системе организационно-педагогических условий формирования навыков самооценки и самоконтроля.
Санина С.П., Енжевская М.В. - Формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников в условиях заочной и очно-заочной форм обучения c. 218-227

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39223

EDN: KJNEHH

Аннотация: Предметом исследования является формирование контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников в условиях заочной и очно-заочной форм обучения. Авторы обозначают проблему перехода обучающихся младшего школьного возраста на заочный формат обучения, сочетая очные и дистанционные формы. Подробно рассматривают такие аспекты темы, как показатели сформированности действия контроля у обучающихся, показана взаимосвязь действий контроля и оценки, описана специфика учебного действия оценки. Обозначена ключевая идея: передача обучающемуся функции контроля и оценки. Рассматривается контроль и оценка собственных результатов со стороны самого ребёнка. Особое внимание уделяется проведению формирующего эксперимента. Основным выводом проведенного исследования является подтвержденный факт о том, что в заочной и очно-заочной формах обучения работа с оценочными листами с выделением критериев оценки является эффективным средством формирования у младших школьников контрольно-оценочной самостоятельности. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальном классе, самостоятельность учащихся стала выше, так как ученик несет ответственность за свое обучение. Основным вкладом авторов в исследовании темы является попытка решения проблемы использования педагогами методов и дидактических средств обучения, наиболее подходящих для эффективного практического применения в ситуации заочного и очно-заочного обучения.
Волкова В.В., Махнин В.Л., Емельянов А.П., Ермаков Ю.В., Поляков В.Т. - Анализ методов интенсификации обучения и форм подготовки военных специалистов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.20602

Аннотация: Предметом исследования является трансформация методических систем обучения военных специалистов в целом и совершенствование методов обучения в частности в связи изменением парадигмы войны и вооруженной борьбы. Показано, что перед современной системой военного образования ставятся новые задачи, в том числе, задачи, связанные с изменением способов организации обучения, расширением арсенала средств и условий осуществления образовательной деятельности и изменяющимися особенностями конкретной образовательной среды. Это требует рассмотрения комбинаций и взаимодополняющих сочетаний методических систем и методов с учетом того, что конкретный тип методической системы или метод обучения остается доминирующим, а остальные дополняют и обогащают его. Методология исследования объединяет методы системного анализа, профессиональной педагогики, педагогической дидактики, профессионально ориентированного и предметно ориентированного обучения. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости рассмотрения методов обучения одновременно как компонентов методологии образовательной деятельности и как элементов дидактического конструкта, наиболее полно отвечающего характеру и особенностям образовательной деятельности вуза и позволяющему интенсифицировать образовательный процесс с учетом средств и условий осуществления образовательной деятельности и особенностей конкретной образовательной среды.
Волкова В.В., Махнин В.Л., Емельянов А.П., Ермаков Ю.В., Поляков В.Т. - Анализ методов интенсификации обучения и форм подготовки военных специалистов c. 400-412

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.68465

Аннотация: Предметом исследования является трансформация методических систем обучения военных специалистов в целом и совершенствование методов обучения в частности в связи изменением парадигмы войны и вооруженной борьбы. Показано, что перед современной системой военного образования ставятся новые задачи, в том числе, задачи, связанные с изменением способов организации обучения, расширением арсенала средств и условий осуществления образовательной деятельности и изменяющимися особенностями конкретной образовательной среды. Это требует рассмотрения комбинаций и взаимодополняющих сочетаний методических систем и методов с учетом того, что конкретный тип методической системы или метод обучения остается доминирующим, а остальные дополняют и обогащают его. Методология исследования объединяет методы системного анализа, профессиональной педагогики, педагогической дидактики, профессионально ориентированного и предметно ориентированного обучения. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости рассмотрения методов обучения одновременно как компонентов методологии образовательной деятельности и как элементов дидактического конструкта, наиболее полно отвечающего характеру и особенностям образовательной деятельности вуза и позволяющему интенсифицировать образовательный процесс с учетом средств и условий осуществления образовательной деятельности и особенностей конкретной образовательной среды.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.