Статья 'Анализ методов интенсификации обучения и форм подготовки военных специалистов' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Анализ методов интенсификации обучения и форм подготовки военных специалистов

Волкова Виктория Викторовна

доктор педагогических наук

профессор, кафедра теории и практики общественных связей, Российский государственный гуманитарный университет

119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 100, оф. 513а

Volkova Viktoriya Viktorovna

Doctor of Pedagogy

Docent, the department of Government Administration and National Security, Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of Russia

119571, Russia, Moscow, Prospekt Vernadskogo 100, office #513a

gniiivm-z@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Махнин Валерий Леонидович

доктор военных наук

главный научный сотрудник, Военный институт (управления национальной обороной), Военная академия, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 100, оф. 707

Makhnin Valerii Leonidovich

Doctor of Military Science

Chief Scientific Associate, Military Institute (National Defense Management), Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of Russia

119571, Russia, Moscow, Prospekt Vernadskogo Street 100, office #707

gniiivm-m@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Емельянов Александр Петрович

кандидат военных наук

старший научный сотрудник, Военная академия, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

119571, Россия, г. Москва, ул. Вернадского, 100

Emel'yanov Aleksandr Petrovich

PhD in Military Science

PhD in Military Sciences, senior researcher at Military Academy, General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation

119571, Russia, Moscow, Vernadsky’s str. 100

gniiivm-d@yandex.ru
Ермаков Юрий Викторович

научный сотрудник, Военная академия, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 100

Ermakov Yurii Viktorovich

researcher at Military Academy, General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation

119571, Russia, Moscow, Vernadsky’s prospect 100

gniiivm-z@yandex.ru
Поляков Виталий Тихонович

кандидат военных наук

старший научный сотрудник, Военная академия, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

119571, Россия, г. Москва, Вернадского, 100

Polyakov Vitalii Tikhonovich

PhD in Military Science

PhD in Military Sciences, senior researcher at Military Academy, General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation

119571, Russia, Moscow, Vernadsky’s prospect 100

gniiivm-sk@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2016.4.20602

Дата направления статьи в редакцию:

01-10-2016


Дата публикации:

15-01-2017


Аннотация: Предметом исследования является трансформация методических систем обучения военных специалистов в целом и совершенствование методов обучения в частности в связи изменением парадигмы войны и вооруженной борьбы. Показано, что перед современной системой военного образования ставятся новые задачи, в том числе, задачи, связанные с изменением способов организации обучения, расширением арсенала средств и условий осуществления образовательной деятельности и изменяющимися особенностями конкретной образовательной среды. Это требует рассмотрения комбинаций и взаимодополняющих сочетаний методических систем и методов с учетом того, что конкретный тип методической системы или метод обучения остается доминирующим, а остальные дополняют и обогащают его. Методология исследования объединяет методы системного анализа, профессиональной педагогики, педагогической дидактики, профессионально ориентированного и предметно ориентированного обучения. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости рассмотрения методов обучения одновременно как компонентов методологии образовательной деятельности и как элементов дидактического конструкта, наиболее полно отвечающего характеру и особенностям образовательной деятельности вуза и позволяющему интенсифицировать образовательный процесс с учетом средств и условий осуществления образовательной деятельности и особенностей конкретной образовательной среды.


Ключевые слова:

обучение, методическая система обучения, метод обучения, классификации методов обучения, дидактика, педагогическая дидактика, прием обучения, система обучения, содержание обучения, имитационная методическая система

Abstract: The subject of the research is the transformation of teaching military professional education systems as a whole and improvement of teaching methods in particular in relation to the shift in the paradigm of war and armed struggle. The results demonstrate today's system of military education faces new goals and objectives including tasks associated with the change in ways of organizing learning, expansion of the arsenal of means and modalities of implementation of educational activities and changing characteristics of the particular educational environment. This requires consideration of the combinations, and combinations of complementary teaching systems and methods, given that a particular type of system or methodology is the dominant method of training, and the remaining complement and enrich it. The research methodology combines methods of systems analysis, professional pedagogy, professionally-oriented and object-oriented learning. The main conclusion of the study is the need to review teaching methods both as components of the methodology of educational activities and as elements of the didactic construct that best suits the nature and characteristics of university educational activities and allows to intensify the educational process taking into account the means and modalities of implementation of educational activities and characteristics of the particular educational environment.


Keywords:

training, methodical system of training, method of training, classification of training methods, didactics, teaching didactics, receive training, education system, learning content, imitation methodical system

Библиография
1. Гуляев В.Н. Дидактика высшей военной школы: постнеклассический этап развития // Мир образования-образование в мире. 2014. № 3. С. 10-18.
2. Использование активных и инновационных методов обучения в университете / А.А.Андаспаева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-3. С. 468-472.
3. Кузнецов А.И. Информационные технологии обучения в высшей военной школе // Военный научно-практический вестник. 2015. № 2 (3). С. 101-103.
4. Подмаренко А.А. Совершенствование системы высшего военного образования // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 2 (7). С. 125-127.
5. Сливин Т.С., Фасоля А.А. Модель педагогической системы формирования компетентностей обучающихся в системе инновационного управления качеством образования // Мир образования-образование в мире. 2015. № 4. С. 230-233.
6. Чернов С.А. Методологические и методические подходы к оценке эффективности подготовки специалистов в высших военных учебных заведениях при индивидуализации процессов обучения и воспитания // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 1 (6). С. 109-116.
7. Фасоля А.А. Дидактические принципы совершенствования педагогического процесса военно-специальной подготовки на основе компетентностного подхода // Известия Института инженерной физики. 2011. Т. 4. № 22. С. 77-81.
8. Медико-психологическое прогнозирование профессиональной готовности выпускника военно-учебного заведения / А.А.Ворона [и др.] // Военно-медицинский журнал. 2012. Т. 333. № 1. С. 40-44.
9. Гандер Д.В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Психология обучения. 2014. № 10. С. 73-79.
10. Лушкин А.М., Голосовский М.С. Методика формирования стратегий управления подготовкой авиационных специалистов // Проблемы безопасности полетов. 2015. № 8. С. 30-38.
11. Голосовский М.С. Технология разработки базы психологических и дидактических тестов системы автоматизированного обучения // Информатика и системы управления. 2015. № 4 (46). С. 96-101.
12. Махнин В.Л. О войне и вооружённой борьбе: прогнозная ретроспекция // Гуманитарный вестник. 2015. № 2 (33). С. 16-25.
13. Махнин В.Л. Рефлексивный подход в военном образовании // Гуманитарный вестник. 2013. № 1 (24). С. 33-47.
14. Попов А.С., Тарасов Д.Ю. Теоретические аспекты исследования феномена формирования гуманистической мировоззренческой позиции у курсантов военного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-2. С. 182-189.
15. Шпудейко С.А., Богомолов А.В. Методологические основы организации немонотонных процессов обучения сложным видам деятельности на основе теории трансформационного обучения // Информационные технологии. 2006. № 3. С. 74-79.
16. Латипов Р.Д., Савицкий С.К., Еремина И.И. Систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессионального мастерства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). С. 71.
17. Бондаренко А.Г., Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. Эргономическая оптимизация обучающей среды при подготовке авиационных специалистов с использованием компьютерных систем // Тренды и управление. 2015. № 3. С. 301-317
18. Харитонов В.В., Бондаренко А.Г., Соловей Ю.Н. Эргономические аспекты проектирования и эксплуатации технических средств обучения летного состава // Проблемы безопасности полетов. 2016. № 3. С. 3-20.
19. Прудников Л.А., Климов Р.С. Потенциальные возможности управления профессиональной подготовкой операторов на основе оценки психофизиологического состояния // Современное образование. 2016. № 2. С. 52-64.
20. Фролова Л.В. Образовательный процесс в военном вузе и педагогические условия реализации компетентностного подхода // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-1 (7). С. 346-350.
21. Вотинцева М.В., Шварц Н.В. К вопросу о подготовке высококвалифицированных кадров в военном общевойсковом командном училище // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 7. С. 57-62.
22. Голосовский М.С., Солнцев В.И., Лушкин А.М. Методика адаптивного персонифицированного управления подготовкой персонала с использованием автоматизированных систем обучения // Тренды и управление. 2015. № 2. С. 167-176.
23. Меньк А.Р., Каляженков А.Н. Балльно-рейтинговая оценка военно-технических компетенций студентов факультета военного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 3. С. 100-111.
24. Гандер Д.В., Кочнева Л.В. Развитие профессионального самосознания в контексте инноваций в образовании России: аналитический обзор // Российский научный журнал. 2013. № 4 (35). С. 98-103.
25. Гусев Д.В., Климов Р.С. Программный комплекс априорного оценивания показателей качества профессиональной деятельности оператора эргатической системы // Программные системы и вычислительные методы. 2015. № 4. С. 374-389.
26. Голосовский М.С., Есев А.А. Технология синтеза базы психологических и дидактических тестов системы автоматизированного обучения // Программные системы и вычислительные методы. 2015. № 2. С. 170-181.
27. Ушаков И.Б., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Психофизиологические механизмы формирования и развития функциональных состояний // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2014. Т. 100. № 10. С. 1130-1137.
28. Методика оценивания умственной работоспособности и надежности профессиональной деятельности специалистов, подвергающихся воздействию авиационного шума / С.В.Кирий [и др.] // Биомедицинская радиоэлектроника. 2008. № 1-2. С. 50-56.
29. Пономаренко В.А., Ворона А.А. Военное образование как система формирования психологического ресурса военнослужащего // Военная мысль. 2015. № 7. С. 64-72.
30. Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека. М.: Наука, 2008. 318 с.
31. Капралов В.В. Дидактические средства оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций в контексте модульного обучения // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 140-148.
32. Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. 20 с.
33. Априорное оценивание профессиональной надежности летчика на этапе подготовки к полетам / С.К.Солдатов [и др.] // Проблемы безопасности полетов. 2007. № 8. С. 33.
34. Волкова В.В. Формирование педагогического имиджа гуманитарного вуза // Юридическое образование и наука. 2007. № 4. С. 18-19
References
1. Gulyaev V.N. Didaktika vysshei voennoi shkoly: postneklassicheskii etap razvitiya // Mir obrazovaniya-obrazovanie v mire. 2014. № 3. S. 10-18.
2. Ispol'zovanie aktivnykh i innovatsionnykh metodov obucheniya v universitete / A.A.Andaspaeva [i dr.] // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. 2016. № 5-3. S. 468-472.
3. Kuznetsov A.I. Informatsionnye tekhnologii obucheniya v vysshei voennoi shkole // Voennyi nauchno-prakticheskii vestnik. 2015. № 2 (3). S. 101-103.
4. Podmarenko A.A. Sovershenstvovanie sistemy vysshego voennogo obrazovaniya // Gumanitarnye problemy voennogo dela. 2016. № 2 (7). S. 125-127.
5. Slivin T.S., Fasolya A.A. Model' pedagogicheskoi sistemy formirovaniya kompetentnostei obuchayushchikhsya v sisteme innovatsionnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya // Mir obrazovaniya-obrazovanie v mire. 2015. № 4. S. 230-233.
6. Chernov S.A. Metodologicheskie i metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti podgotovki spetsialistov v vysshikh voennykh uchebnykh zavedeniyakh pri individualizatsii protsessov obucheniya i vospitaniya // Gumanitarnye problemy voennogo dela. 2016. № 1 (6). S. 109-116.
7. Fasolya A.A. Didakticheskie printsipy sovershenstvovaniya pedagogicheskogo protsessa voenno-spetsial'noi podgotovki na osnove kompetentnostnogo podkhoda // Izvestiya Instituta inzhenernoi fiziki. 2011. T. 4. № 22. S. 77-81.
8. Mediko-psikhologicheskoe prognozirovanie professional'noi gotovnosti vypusknika voenno-uchebnogo zavedeniya / A.A.Vorona [i dr.] // Voenno-meditsinskii zhurnal. 2012. T. 333. № 1. S. 40-44.
9. Gander D.V. Psikhologicheskoe obespechenie professional'noi deyatel'nosti // Psikhologiya obucheniya. 2014. № 10. S. 73-79.
10. Lushkin A.M., Golosovskii M.S. Metodika formirovaniya strategii upravleniya podgotovkoi aviatsionnykh spetsialistov // Problemy bezopasnosti poletov. 2015. № 8. S. 30-38.
11. Golosovskii M.S. Tekhnologiya razrabotki bazy psikhologicheskikh i didakticheskikh testov sistemy avtomatizirovannogo obucheniya // Informatika i sistemy upravleniya. 2015. № 4 (46). S. 96-101.
12. Makhnin V.L. O voine i vooruzhennoi bor'be: prognoznaya retrospektsiya // Gumanitarnyi vestnik. 2015. № 2 (33). S. 16-25.
13. Makhnin V.L. Refleksivnyi podkhod v voennom obrazovanii // Gumanitarnyi vestnik. 2013. № 1 (24). S. 33-47.
14. Popov A.S., Tarasov D.Yu. Teoreticheskie aspekty issledovaniya fenomena formirovaniya gumanisticheskoi mirovozzrencheskoi pozitsii u kursantov voennogo vuza // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 52-2. S. 182-189.
15. Shpudeiko S.A., Bogomolov A.V. Metodologicheskie osnovy organizatsii nemonotonnykh protsessov obucheniya slozhnym vidam deyatel'nosti na osnove teorii transformatsionnogo obucheniya // Informatsionnye tekhnologii. 2006. № 3. S. 74-79.
16. Latipov R.D., Savitskii S.K., Eremina I.I. Sistematizatsiya i mezhdistsiplinarnaya differentsiatsiya komponentov professional'nogo masterstva // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). 2012. № 9 (17). S. 71.
17. Bondarenko A.G., Kharitonov V.V., Solovei Yu.N. Ergonomicheskaya optimizatsiya obuchayushchei sredy pri podgotovke aviatsionnykh spetsialistov s ispol'zovaniem komp'yuternykh sistem // Trendy i upravlenie. 2015. № 3. S. 301-317
18. Kharitonov V.V., Bondarenko A.G., Solovei Yu.N. Ergonomicheskie aspekty proektirovaniya i ekspluatatsii tekhnicheskikh sredstv obucheniya letnogo sostava // Problemy bezopasnosti poletov. 2016. № 3. S. 3-20.
19. Prudnikov L.A., Klimov R.S. Potentsial'nye vozmozhnosti upravleniya professional'noi podgotovkoi operatorov na osnove otsenki psikhofiziologicheskogo sostoyaniya // Sovremennoe obrazovanie. 2016. № 2. S. 52-64.
20. Frolova L.V. Obrazovatel'nyi protsess v voennom vuze i pedagogicheskie usloviya realizatsii kompetentnostnogo podkhoda // Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya. 2016. № 1-1 (7). S. 346-350.
21. Votintseva M.V., Shvarts N.V. K voprosu o podgotovke vysokokvalifitsirovannykh kadrov v voennom obshchevoiskovom komandnom uchilishche // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2016. № 7. S. 57-62.
22. Golosovskii M.S., Solntsev V.I., Lushkin A.M. Metodika adaptivnogo personifitsirovannogo upravleniya podgotovkoi personala s ispol'zovaniem avtomatizirovannykh sistem obucheniya // Trendy i upravlenie. 2015. № 2. S. 167-176.
23. Men'k A.R., Kalyazhenkov A.N. Ball'no-reitingovaya otsenka voenno-tekhnicheskikh kompetentsii studentov fakul'teta voennogo obucheniya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2016. T. 8. № 3. S. 100-111.
24. Gander D.V., Kochneva L.V. Razvitie professional'nogo samosoznaniya v kontekste innovatsii v obrazovanii Rossii: analiticheskii obzor // Rossiiskii nauchnyi zhurnal. 2013. № 4 (35). S. 98-103.
25. Gusev D.V., Klimov R.S. Programmnyi kompleks apriornogo otsenivaniya pokazatelei kachestva professional'noi deyatel'nosti operatora ergaticheskoi sistemy // Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody. 2015. № 4. S. 374-389.
26. Golosovskii M.S., Esev A.A. Tekhnologiya sinteza bazy psikhologicheskikh i didakticheskikh testov sistemy avtomatizirovannogo obucheniya // Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody. 2015. № 2. S. 170-181.
27. Ushakov I.B., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Psikhofiziologicheskie mekhanizmy formirovaniya i razvitiya funktsional'nykh sostoyanii // Rossiiskii fiziologicheskii zhurnal im. I.M. Sechenova. 2014. T. 100. № 10. S. 1130-1137.
28. Metodika otsenivaniya umstvennoi rabotosposobnosti i nadezhnosti professional'noi deyatel'nosti spetsialistov, podvergayushchikhsya vozdeistviyu aviatsionnogo shuma / S.V.Kirii [i dr.] // Biomeditsinskaya radioelektronika. 2008. № 1-2. S. 50-56.
29. Ponomarenko V.A., Vorona A.A. Voennoe obrazovanie kak sistema formirovaniya psikhologicheskogo resursa voennosluzhashchego // Voennaya mysl'. 2015. № 7. S. 64-72.
30. Ushakov I.B., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V. Fiziologiya truda i nadezhnost' deyatel'nosti cheloveka. M.: Nauka, 2008. 318 s.
31. Kapralov V.V. Didakticheskie sredstva otsenivaniya effektivnosti formirovaniya professional'nykh kompetentsii v kontekste modul'nogo obucheniya // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2014. T. 2. № 3. S. 140-148.
32. Kagan V.M., Lamm V.Ya. Ot skhemy k znaniyam. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1981. 20 s.
33. Apriornoe otsenivanie professional'noi nadezhnosti letchika na etape podgotovki k poletam / S.K.Soldatov [i dr.] // Problemy bezopasnosti poletov. 2007. № 8. S. 33.
34. Volkova V.V. Formirovanie pedagogicheskogo imidzha gumanitarnogo vuza // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2007. № 4. S. 18-19
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.