по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 06-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Современные стратегии и модели образования
Долгополова И.В. - Опыт реализации программы развития одаренных детей «Вектор роста» c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22464

Аннотация: Поддержка и развитие одарённых детей – сегодня это не просто одно из направлений работы образовательных учреждений, но и государственная политика в области образования. Поддержка талантов, став главным направлением развития образования, актуализировала вопрос о том, каким образом развитие одаренных детей должно стать «системным механизмом» и «социальным лифтом». Предметом статьи является описание опыта реализации программы развития одаренных детей. Цель – презентация модели и системы работы с одарёнными и высокоспособными учащимися в условиях общеобразовательной школы. Новизна представленного материала - в описании модели и системы развития одаренности и способностей учащихся, совместимых с общеобразовательной программой. Для решения целей работы применены традиционные педагогические методы. Для обобщения подходов к пониманию одаренности применен метод анализа и синтеза концепций одаренности. Для реализации эмпирической части применены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Технология реализации программы с организационной точки зрения представлена тремя этапами, в рамках каждого из которых выделены цель этапа и мероприятия. В рамках статьи описана результативная часть исследования. Показано положительное изменение в 5-летней динамике целевых показателей программы. Их эффективность доказана критериями и индикаторами роста: доля детей, включенных в систему развития одаренности, число конкурсантов и победителей олимпиад, число педагогов с высшим образованием и доля родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг. Представленная модель наглядно отражает особенности развития одаренности на всех этапах школьного образования: в начальной школе через формирование предпосылок (познавательная потребность, универсальные учебные действия и творчество), в средней школе через три профильных направления (гуманитарное, языковое, информационно-коммуникативное), а в старшей школе через индивидуальные профили развития в конкретных типах одарённости. В ходе работы определены якорные мероприятия для пролонгации программы на следующий 5-летний период. Результаты работы могут быть интересны в научном плане для тиражирования эффективных технологий и инструментов развития одаренных детей. Также они могут быть применены в прикладном плане – в части психолого-педагогической подготовки учителей, просвещения родителей.
Педагогика
Яковлев Р.О. - Образ патриота: точки зрения c. 14-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22745

Аннотация: В данной статье анализируются различные мнения о понимании термина «патриотизм». В первую очередь, рассматривается позиция современной власти и её взгляд на патриотизм. Далее даётся обзор определений патриотизма в классических словарях, а также в работах отечественных мыслителей прошлого и настоящего. На основе сравнения представленных определений создаётся образ патриота. Полученный образ сравнивается с образом, созданным на основе анализа ответов обучающихся старших школ на вопросы о личностных качествах гражданина-патриота. В статье использованы общенаучные методы научного исследования – анализ, синтез, обобщение, систематизация, а так же анкетирование. Результатом проведённого исследования является обобщённый образ патриота современной России, составленный на основе сравнительного анализа рассмотренных мнений. Изучение понимания ключевого понятия патриотического воспитания и учёт имеющегося опыта патриотического воспитания в России необходим и полезен для планирования воспитательной работы в образовательных организациях.
Новые методики и технологии
Томилина М.Е., Евдошкина Ю.А., Ольховская Р.А., Кашлева И.Н., Арсентьева Е.С. - Практика применения интерактивных технологий и проблемного обучения в процессе преподавания технических дисциплин для студентов СПО c. 20-28

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22428

Аннотация: Современные высокие требования к уровню профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена требуют от образовательного сообщества внедрения в учебный процесс СПО новых педагогических технологий, способствующих активизации интеллектуальной деятельности студентов для решения все более усложняющихся производственных задач. Реализация интерактивных форм и методов в совокупности с проблемным обучением позволяют принципиально по-новому взглянуть на процесс преподавания учебных дисциплин и модулей. Появляется возможность обеспечить практико-ориетированное обучение даже в процессе преподавания классических дисциплин. При этом взаимодействие преподавателя со студентами выстраивается так, чтобы обеспечить применение получаемых знаний на практике путем выполнения каких-либо элементов профессиональной деятельности при решении ситуационных задач. В статье рассматривается реализация указанного подхода на примере обучения студентов техникума при изучении технической графики. Представлена методическая разработка практического занятия по указанной дисциплине, где студентам ставится задача, приближенная к реальной производственной ситуации, решая которую они участвует в анализе проблемы, поиске ее разрешения, учатся аргументировать и отстаивать свою профессиональную позицию. Работа учащихся организована в малых группах; реализуются элементы мастер-класса, мозгового штурма, дискуссии, формы самоконтроля и взаимоконтроля. Представленная методическая разработка может быть взята за основу и использована после адаптации к конкретному курсу преподавателями различных технических дисциплин для подготовки и проведения занятий. Такой подход не только повышает эффективность отдельного занятия, но и способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов, лучшему усвоению изучаемого материала и обеспечивает практическую направленность процесса обучения, что является неотъемлемой частью подготовки выпускников готовых участвовать в работе современного инновационного производства.
Развивающиеся педагогические технологии
Ченцова О.В. - Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы высшего образования c. 29-39

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23121

Аннотация: Данная статья посвящена анализу роли культурно-образовательного пространства музея в образовательно-педагогическом процессе вуза. Работа основана на анализе современных тенденций в мировом и отечественном пространстве высшего образования. Автор обращает внимание на существующие исследования, посвященные органической интеграции образовательных и музейных пространств, на выявление общеобразовательных и профессиональных возможностей музея, в частности, Землеведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова для студентов-бакалавров его же географического факультета и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера для студентов-бакалавров факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве. Автор провел специальное педагогическое исследование методом опроса студентов, проходивших обучение на базе упомянутых музеев. Результаты исследования музея, представленные в данной статье, доказывают, что образовательные возможности музея в настоящее время не используются в практике высшего образования в полной мере, как для формирования общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов вузов, что дает основание для повышения внимания к области применения музея в качестве ресурса вузовской образовательной среды.
Поиски смысла
Семиделихина О.Ю. - Развитие речевой культуры курсантов в процессе обучения иностранному языку: практический аспект c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23116

Аннотация: Задачи по развитию речевой культуры курсантов в системе военной образовательной организации требуют поиска эффективных способов решения на межпредметной интегративной основе. Учебная дисциплина "иностранный язык" является одним из компонентов образовательной среды, способствующим развитию речевой культуры курсантов. В статье отражен практический аспект развития речевой культуры средствами иностранного языка. Комплекс приемов, способствующий повышению культурно-речевого уровня и развитию личности курсанта в процессе обучения иностранному языку, выступает предметом исследования. Автором представлено обоснование совокупности коммуникативно-ориентированного и сознательно-сопоставительного методов, лежащих в основе развития речевой культуры курсантов в процессе обучения иностранному языку. Иностранный язык выступает не только средством межнационального общения, но и является источником развития речевой культуры родного языка. Применение комплекса приемов, разработанного на основе культуросообразной направленности содержательных и процессуальных компонентов иноязычного образования, доказывает возможность развития речевой культуры курсантов в процессе личностно-развивающего обучения иностранным языкам в военной образовательной организации.
Эффективность обучения
Шахмарова Р.Р. - Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения c. 49-57

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23249

Аннотация: В статье обосновывается актуальность организации проектно-исследовательской деятельности в контексте ФГОС. Предметом данного исследования являются проблемы организации проектно-исследовательской деятельности и возможные пути их решения. Проектно-исследовательская деятельность, согласно требованиям стандарта, направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Личностным результатом проектно-исследовательской деятельности является исследовательская позиция т.е. особое проявление личности, выражающее активное, инициативное отношение обучающегося к знанию и способу его получения Исследование проводится с применением как теоретических, так и практических методов, в частности: анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме, выявление моделей организации проектно-исследовательской деятельности и эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, методы сбора данных (анкетирование, тестирование) В результате проведенного исследования были выявлены проблемы, с которыми столкнулись педагоги и обучающиеся при реализации проектно-исследовательской деятельности при выполнении индивидуального итогового проекта (исследовательского): недостаточная готовность учителя к систематической проектно-исследовательской деятельности обучающихся, низкая исследовательская культура педагогов и детей, слабая материально-техническая база образовательных организаций для проведения экспериментов. Результаты исследования могут быть полезны педагогам практикам, реализующим в образовательных организациях проектно-исследовательскую деятельность.
Актуальный вопрос
Терницкая С.В. - Взаимодействие государственных и социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции как социально-педагогическая проблема c. 58-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23215

Аннотация: В статье автор исследует социально-педагогические условия межсекторного взаимодействия, анализирует методологические основы этого процесса; изучает взаимодействие всех ветвей власти, социальных институтов, общественного сектора как процесса обеспечения результативности работы в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Особое внимание уделяется исследованию факторов, способствующих процессу построения взаимодействия государственных и некоммерческих организаций через интеграцию человеческих и иных ресурсов с вовлечением в этот процесс заинтересованных некоммерческих социально-ориентированных структур. В статье выделяется и анализируется субъект и объект взаимодействия, а также изучается источник активности субъектов, рассмотрен механизм социального взаимодействия. Для решения задач исследования автор использует метод классификации и систематизации научно-теоретического материала, уточнение базовых понятий. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация проблем межсекторного взаимодействия в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции, а также выделяются социально-педагогические условия их взаимодействия. Новизна исследования заключается в раскрытии теоретических подходов к повышению уровня взаимодействия государственных и некоммерческих социально-ориентированных структур. Сформулирован вывод о продуктивности межсекторного взаимодействия.
Образование
Блейх Н.О. - Проблемы конфессионального образования мусульман Северного Кавказа (XIX в.) c. 67-74

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22946

Аннотация: В статье на основе мало известных архивных и документальных источников рассматриваются проблемы конфессионального образования мусульман Северного Кавказа. Доказывается, что социально-политическое и культурное развитие Северокавказского региона в XIX веке было ознаменовано вовлечением мусульманских народов в социокультурное и экономическое поле России посредством школьной политики. Российское правительство в регионе старалось осуществлять практику не только «кнута» (военные действия, экономическая блокада), но и «пряника» (развитие образования), прекрасно понимая, что последнее вызовет симпатии не только у местного населения, но и духовной элиты. К традиционной системе образования, которая была представлена коранической школой, мектебе и медресе, добавились государственные «казенные» образовательные учреждения, призванные воспитать юношество в лояльности к русскому государству. В методологическом отношении статья основывается на достижениях отечественной исторической науки в области кавказоведения, истории отечественного образования, просветительской мысли, урбанистики, общественного строя Российской империи. Методологическую базу работы составляют принципы объективности, системности и историзма, что продиктовано комплексностью изучения темы. Делаются выводы о том, что после установления в ареалах распространения ислама российской государственности повседневный образ жизни мусульман изменился в лучшую сторону. Претерпела реформирование и традиционная мусульманская система образования, в результате которой произошло увеличение числа новых духовных учебных заведений и существенно улучшилась их учебно-материальная база. Однако проводимая Российской империей на Северном Кавказе мусульманская образовательная парадигма нуждалась еще в существенной модернизации.
Современные стратегии и модели образования
Саморуков В.И., Разинкина Е.М., Евдокимов К.В. - Сетевое взаимодействие в сфере промышленной безопасности c. 75-86

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22189

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме сетевого взаимодействия в целях комплексного кадрового обеспечения в сфере промышленной, ядерной и энергетической безопасности. Объектом исследования является педагогическая система в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций, органов государственного управления и организаций реального сектора экономики России. Предмет исследования - процесс сетевого взаимодействия в интересах комплексного кадрового обеспечения в сфере промышленной, ядерной и энергетической безопасности. Рассматриваются факторы, влияющих на процесс реализации образовательных программ, институциональные структуры, модели сетевого взаимодействия и направления совершенствования сетевых образовательных структур. Исследование ведется на основании системно-ситуационного подхода, методы решения поставленных задач представляет научное поле эдукологии – системный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, морфологический и типологический синтез. Принцип междисциплинарной интеграции знания в области образования позволяет комплексно рассмотреть единую социально-профессиональную среду и последующее совмещение устойчивых элементов в системе коммуникационного взаимодействия в данной среде. Авторами впервые представлена специфика создания национальной научно-образовательной базы в интересах комплексного кадрового обеспечения в сфере промышленной, ядерной и энергетической безопасности. Показано, что сетевое взаимодействие позволяет решать существующие вызовы в сфере промышленной безопасности в рамках Сетевого университета, посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ. Определены генеральные факторы и основные стратегии, представлены модели формирования сетевых образовательных структур, показаны процессы проектного управления образовательными инновациями. Применительно к указанной сфере кадрового обеспечения обоснованы модели реализации сетевых образовательных программ в рамках действующего нормативно-правового регулирования образовательных отношений.
Типы обучения
Скоробогатов Я.О. - Структура построения курсов обучения программированию школьников 7-11 классов в форме смешанного обучения c. 87-95

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23125

Аннотация: Предметом исследования являются формы организации процесса обучения. Автор подробно рассматривает три наиболее распространенные формы организации процесса обучения – классно-урочную систему, дистанционное обучение, метод проектов – с точки зрения создания условий для формирования устойчивых метапредметных компетенций при обучении школьников 7-11 классов программированию. Если в учебном заведении используется дистанционная форма обучения, то для устранения многих недостатков рассмотренных форм организации процесса обучения можно предложить использование смешанного обучения. Основным методом исследования является изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы, а также периодических изданий, посвященных вопросам использования классно-урочной системы обучения, дистанционного обучения и смешанного обучения. Основным выводом проведённого научного исследования является целесообразность использования при обучении программированию школьников 7 – 11 классов формы смешанного обучения. Благодаря использованию смешанного обучения можно в полной мере учитывать индивидуальные способности ученика, реализовать деятельностный подход, исключая существенный недостаток дистанционного обучения «разорванная обратная связь», и, не снижая уровень мотивации, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Педагогическая психология
Печерский Ю.И. - Теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования c. 96-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.23097

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является профессионально-личностный конфликт, который возникает в процессе подготовки бакалавров образования. Объектом исследования – студенты педагогического вуза, обучающиеся по программе бакалавриата. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы, как сущность профессионально-личностного конфликта, концепции разрешения в процессе обучения студентов педагогического вуза. Анализируется теоретические основы разрешения профессионально-личностных конфликтов у студентов. В заключении предлагается включение теоретического и методологического компонентов по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы педагогического исследования, а именно: теоретический анализ, индуктивный анализ, дедуктивный анализ. Вкладом автора в исследование темы является анализ теоретического и методологического компонентов процесса обучения будущих бакалавров по разрешению профессионально-личностных конфликтов. В заключении сделан вывод о том, что разрешение профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования имеет важнейшее значение, определяющего в последующем возможность гибко реагировать на возникновение конфликтных ситуаций. Новизна исследования заключается в предложении автора включить теоретический и методологический компоненты по разрешению профессионально-личностных конфликтов в систему обучения бакалавров образования.
Дидактика
Родионова Д.Д., Насонов А.А. - Отбор и содержание исторических дисциплин в рамках проектирования профессиональной образовательной программы «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» c. 104-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22890

Аннотация: Предметом исследования являются основные подходы к проектированию профессиональной образовательной программы "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия". Объектом исследования выступает профессиональная подготовка в рамках данного направления. Опираясь на действующие нормативно-правовые акты, учитывая запросы работодателей и современные тенденции развития музеологии как науки, авторы формулируют технологическую модель отбора и определения содержания дисциплин в структуре профессиональной подготовки. Внимание авторов акцентируется на роли исторических дисциплин в структуре профессиональной подготовки и реализации профиля "Культурный туризм и экскурсионная деятельность". Исследование проведено на основе использования метода моделирования, проектного и традиционно-педагогического метода, опирающегося на фиксацию и обобщение педагогического и управленческого опыта. Новизна исследования заключается в обосновании ролей заведующего кафедрой как основного проектировщика учебного плана и преподавателя как исполнителя, обладающего автономией в рамках читаемой дисциплины, в структуре технологической модели при реализации профессиональной образовательной программы. Авторы делают вывод о необходимости применения данной модели к реализации базовых и профессиональных дисциплин и иллюстрируют, каким образом она может быть применена к модулю исторических дисциплин.
Эффективность обучения
Надёжина Н.В. - Роль занятий танцами в формировании физической культуры молодежи c. 112-119

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22998

Аннотация: В статье представлены результаты педагогического исследования проблемы совершенствования методики преподавания физической культуры в вузах, проводимого автором в период 2015-2017 гг. Цель статьи – повышение результативности работы по физическому воспитанию в вузах путем выявления потенциала занятий танцами в формировании физической культуры студентов. Достижение цели исследования потребовало решения следующих задач: обоснование возможностей использования танца как средства формирования физической культуры молодежи; анализ основных проблем интеграции танца в занятия физической культурой; разработка приоритетных направлений практической работы педагогов по формированию здорового образа жизни студентов с использованием двигательно-танцевальных программ. Решение данных задач стало возможным с использованием системного и личностно-ориентированного подходов. Кроме того, автором использовался интерпретативный подход, а также методы качественного анализа данных. При проведении качественного исследования автором использованы два метода сбора данных: обзор литературы и тематические исследования. Использование результатов исследования в деятельности педагогов вузов будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в исследуемой сфере и обеспечат дальнейшее совершенствование современной практики физического воспитания студентов с учетом принципов личностной, антропопедагогической, культуротворческой направленности образовательных программ. Выводы исследования могут быть учтены при разработке новых учебных программ по предмету физической культуры и учебно-методических комплексов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.