Статья 'Образ патриота: точки зрения' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Образ патриота: точки зрения

Яковлев Роман Олегович

аспирант, Мурманский арктический государственный университет

183074, Россия, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Капитана Орликовой, 4

Iakovlev Roman Olegovich

post-graduate student of the Teaching Department at Murmansk Arctic State University

183074, Russia, Murmansk Region, Murmansk, str. Captain Orlikova's, 4, ap. 43

arctic.snow.51@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2017.2.22745

Дата направления статьи в редакцию:

19-04-2017


Дата публикации:

26-04-2017


Аннотация: В данной статье анализируются различные мнения о понимании термина «патриотизм». В первую очередь, рассматривается позиция современной власти и её взгляд на патриотизм. Далее даётся обзор определений патриотизма в классических словарях, а также в работах отечественных мыслителей прошлого и настоящего. На основе сравнения представленных определений создаётся образ патриота. Полученный образ сравнивается с образом, созданным на основе анализа ответов обучающихся старших школ на вопросы о личностных качествах гражданина-патриота. В статье использованы общенаучные методы научного исследования – анализ, синтез, обобщение, систематизация, а так же анкетирование. Результатом проведённого исследования является обобщённый образ патриота современной России, составленный на основе сравнительного анализа рассмотренных мнений. Изучение понимания ключевого понятия патриотического воспитания и учёт имеющегося опыта патриотического воспитания в России необходим и полезен для планирования воспитательной работы в образовательных организациях.


Ключевые слова:

патриотизм, патриот, образ патриота, патриотическое воспитание, образовательная организация, национальная идея, духовный ориентир, отечество, любовь к Родине, качества личности

УДК:

37.035.6

Abstract: In his article Yakovlev analyzes different opinions on the understanding of the term "patriotism". First of all, the author touches upon the position of contemporary government and their view on patriotism. Further, the author provides an overview of the definitions of patriotism in classical dictionaries as well as in the works of Russian thinkers of the past and the present. Based on a comparison of the presented definitions, the author creates the image of a patriot. The image obtained is compared to the image created on the basis of analyzing answers of high schools students on questions about personal qualities of a patriotic citizen. In his research Yakovlev has used such research methods as analysis, synthesis, generalization, systematization and survey. The result of the research is a generalized image of a patriot of modern Russia compiled on the basis of a comparative analysis of the opinions examined. According to the author of the article, it is necessary to study the key concept of patriotic education and take into account the experience of patriotic upbringing in Russia in order to plan educational work at educational organizations.


Keywords:

patriotism, patriot, image of a patriot, patriotic education, educational organization, national idea, spiritual guidance, fatherland, love for one's motherland, qualities of personality

«У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – заявил глава государства 3 февраля 2016 года. При этом он отметил: «Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом». За реализацию этого начала ответственна Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Программа исходит из утверждения значимости российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества [3].

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками [2].

На основе общего понимания патриотизма как качества личности строится патриотическое воспитание будущих граждан страны. Соответственно, необходимо общее понимание термина «патриотизм». Это позволит создать идеальный образ гражданина-патриота, который будет образцом для патриотического воспитания.

Чтобы выделить общие черты в понимании термина «патриотизм», приведём определения этого термина из ряда независимых друг от друга источников.

Авторы Государственной программы считают, что патриотизм - это базовая направленность социального поведения граждан, выражающая высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующая понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества [3].

Доктор филологических наук С.И. Ожегов понимает сущность патриотизма как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [5].

Большая советская энциклопедия раскрывает патриотизм как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1].

В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине [6].

Философский словарь даёт следующую трактовку рассматриваемому понятию: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [8].

Н. П. Овчинникова считает, что «сущностной чертой понятия “патриотизм” является то, что патриот идентифицирует себя с Отечеством, т.е. осознаёт свою историческую, национальную, духовную и иную принадлежность к Родине как основной принцип, определяющий смысл и ценности его жизни, в которой большое место занимает служение Отечеству» [4, с. 101].

А.Н. Радищев глубоко изучил сущность патриотизма в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества». По его мнению, настоящий патриот характеризуется совестливостью, любовью к ближнему, исполнительностью своих обязанностей, не задумываясь при этом о вознаграждении, жизнью по закону, жаждой самопожертвования, если это принесёт пользу и славу Отечеству. «С благоговением подчиняется он (патриот) всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют; для него нет низкого состояния в служении Отечеству» [7].

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» образ патриота прослеживается через трактовку определения «патриотизм». Программа предусматривает, что жизнь и деятельность патриота посвящены обществу, а общественные интересы являются приоритетными над личностными вплоть до самопожертвования.

Таким образом, исходя из определений термина «патриотизм», ключевыми характеристиками, которыми должен обладать патриот, являются: преданность и любовь к Родине (Отечеству), служба интересам Отечества.

Поскольку патриотическое воспитание, в первую очередь, направлено на молодёжь, а это, преимущественно, школьники, был проведён опрос среди обучающихся средних общеобразовательных учреждений о том, каким они видят гражданина-патриота, и что именно должен делать патриот по их мнению.

Анкетирование проводилось в старших классах школ, а именно, в 8-11 классах, на базе трёх учреждений: МБОУ г. Мурманска Мурманский Международный Лицей, МБОУ г. Мурманска СОШ №50, МБОУ г. Мурманска СОШ №36. Общее количество участвовавших в анкетировании учащихся – 421, в возрасте от 14 до 18 лет.

Обучающимся было предложено дать своё определение «Гражданин - патриот это…».

Из общего количества опрошенных (Рис. 1):

· 338 человек (80,3%) ответили, что «Гражданин-патриот» - это человек, который любит страну, уважает её ценности;

· 65 человек (15,4%) ответили, что «Гражданин-патриот» - это человек, которого волнует будущее страны, жаждущий или уже принимающий активное участие в развитии страны;

· 7 человек (1,7%) ответили, что «Гражданин-патриот» - это просто человек;

· 6 человек (1,4%) ответили, что «Гражданин-патриот» - это недалёкий человек, раб системы;

· 5 человек (1,2%) ответили, что «Гражданин-патриот» - это человек, интересующийся политикой и историей.

._1.

Рис. 1. Результаты опроса «Гражданин-патриот – это…»

Подавляющее большинство учащихся определяет чувство любви к Родине как основополагающую черту патриота-гражданина, что полностью соответствует ранее рассмотренным определениям понятия «патриотизм». Вторая черта – это активная жизненная позиция в вопросах участия в общественной деятельности. Данная черта также выделялась в большей части определений.

Эти две позиции в совокупности дают более 95% мнений 421 обучающихся. Исходя из этого, можно сделать вывод об общем понимании образа гражданина-патриота среди учащихся старшей школы.

Тем не менее, всё же следует отметить, что 6 учащихся придают образу гражданина-патриота негативную оценку, что составляёт 1,2% опрошенных. Да, данное количество является небольшим, но часть школьников, пусть даже малая их часть, отвергает патриотическое чувство как положительное качество личности. Они видят патриотическое чувство лишь как инструмент манипуляции со стороны государственной власти.

Кроме того, учащимся было предложено высказать своё мнение по вопросу: «Что должен делать патриот?».

На данный вопрос ответили 412 человек, из которых (Рис. 2):

· 207 человек (50,2%) ответили, что патриот должен отстаивать честь страны и любить её, а также соблюдать законы своей страны;

· 142 человека (34,5%) ответили, что патриот должен принимать активное участие в жизни страны, быть ей полезным;

· 25 человек (6%) ответили, что патриот должен сохранять природу и культуры страны, изучать её историю;

· 23 человека (5,6%) ответили, что патриот должен просто жить;

· 10 человек (2,4%) ответили, что патриот должен уважать граждан своей страны;

· 5 человек (1,2%) ответили, что патриот должен голосовать за действующую власть и любить её лидеров.

._2.

Рис. 2. Результаты опроса «Что должен делать патриот?»

Более половины обучающихся придерживаются положительного посыла деятельности патриота: «любить Родину», «отстаивать честь страны», «соблюдать законы». При этом только 34,5% опрошенных считают, что патриот должен быть активен, и его деятельность должна быть направлена на благо страны, а также способствовать её развитию. Кроме того, 6% считают, что патриот должен сохранять природу и культуры своей страны, что является активной позицией патриота.

Таким образом, ответы обучающихся можно разделить на две основные группы. Первая группа связана с деятельностью, направленной на внешние объекты. Вторая группа связана с деятельностью, направленной на внутренние мотивы самой личности. Если в основание разделения взять эти два направления, тогда к первой группе можно отнести 40,5% ответов, а ко второй группе – 59,5%.

Важно отметить, что большую часть мнений, связанных с активной деятельностью патриота в общественной жизни страны, дали учащиеся лицея, в то время как обучающиеся средних общеобразовательных учреждений отдавали предпочтение личностным качествам патриота в его деятельности.

Подводя итог, следует выделить, что, несмотря на разнообразный личный опыт, уровень образованности и даже эпохи жизни, образ патриота у мыслителей прошлого, современной власти и обучающихся 8-11 классов очень схож. Это может говорить о целостности и незыблемости такой ценности личности, как патриотическое чувство. Знание и понимание данного факта должно способствовать патриотическому воспитанию в стране, т.к. плодотворная деятельность возможна только при одинаковом понимании ключевых вопросов при взаимодействии сторон воспитательного процесса.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.