по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 13-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Самоформирование (Bildung) как проблема образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.13012

Аннотация: Статья посвящена феномену самоформирования как проблеме образования. Сама эта тема восходит к И. Канту, который связывал обучение с общей концепцией философской антропологии. Немецкий философ придавал огромное значение самому феномену просвещения и стремился охарактеризовать сам процесс самоформирования. После Канта это слово оказалось весьма популярным в социальной и педагогической литературе. Сторонники самоформирования рассматривают ряд важных дидактических проблем: соотношение знания и понимания, рациональности и иррациональности, способность к развитию ментальных навыков, умение пользоваться понятийным мышлением. Размышления о самоформировании захватывают широкий круг вопросов, связанных не только с моралью, но и с когнитивным опытом. Bildung невозможен без освоения основных положений, связанных с философским постижением человека. Способ изложения материала связан с принципами аналитической философии. Для эффективности образования особую ценность приобретает психология и механизмы, которые характеризуют психические процессы. Автор использует также основные положения социальной философии, позволяющие раскрыть роль общественного бытия для обозначения человека как особого рода сущего. Новизна проблемы заключается в том, что феномен «самоформирования» широко не рассматривался в отечественной литературе. Реализована критика некоторых современных исследований, которые не усматривают принципиального различия между животным и человеком. Обоснована концепция, что социальное обеспечивает жизнь разума, но не конституирует его. Люди приобретают рациональные способности через Bildung, но отнюдь не осуществление этих способностей. Они не определяются отношениями, которые определяют наши общественные связи с другими. Понятийные способности можно обрести только путём вовлечения в социальную практику.
Гуревич П.С. - Самоформирование (Bildung) как проблема образования c. 4-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65467

Аннотация: Статья посвящена феномену самоформирования как проблеме образования. Сама эта тема восходит к И. Канту, который связывал обучение с общей концепцией философской антропологии. Немецкий философ придавал огромное значение самому феномену просвещения и стремился охарактеризовать сам процесс самоформирования. После Канта это слово оказалось весьма популярным в социальной и педагогической литературе. Сторонники самоформирования рассматривают ряд важных дидактических проблем: соотношение знания и понимания, рациональности и иррациональности, способность к развитию ментальных навыков, умение пользоваться понятийным мышлением. Размышления о самоформировании захватывают широкий круг вопросов, связанных не только с моралью, но и с когнитивным опытом. Bildung невозможен без освоения основных положений, связанных с философским постижением человека. Способ изложения материала связан с принципами аналитической философии. Для эффективности образования особую ценность приобретает психология и механизмы, которые характеризуют психические процессы. Автор использует также основные положения социальной философии, позволяющие раскрыть роль общественного бытия для обозначения человека как особого рода сущего. Новизна проблемы заключается в том, что феномен «самоформирования» широко не рассматривался в отечественной литературе. Реализована критика некоторых современных исследований, которые не усматривают принципиального различия между животным и человеком. Обоснована концепция, что социальное обеспечивает жизнь разума, но не конституирует его. Люди приобретают рациональные способности через Bildung, но отнюдь не осуществление этих способностей. Они не определяются отношениями, которые определяют наши общественные связи с другими. Понятийные способности можно обрести только путём вовлечения в социальную практику.
Образование
Кирко В.И., Пак Н.И., Малахова Е.В. - Принципы образования будущего и их реализация в педагогическом образовании Красноярского края

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12548

Аннотация: Предмет исследования - главные тренды и принципы образовательных технологий, которые будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобализации рынка образовательных услуг и рынка труда в целом. В связи с исчезновением в ближайшем будущем ряда профессий, специальностей, квалификаций, а также в связи с резко обостряющейся глобальной конкуренцией в образовательной сфере российские университеты должны в самое близкое время осознать, осмыслить эти тенденции и подготовиться к образованию будущего, принципы которого излагаются в данной статье. Региональная специфика, индивидуальная образовательная траектория, применение современных дистанционных технологий- реальность ближайшего будущего образования в современных университетах. Основной метод исследования - концептуальный анализ, экспертная оценка репрезентативных высказываний политических деятелей, стратегических документов ведущих игроков рынка образовательных услуг. современных футурологов и социологов в области образования. Авторы статьи обобщили собственный опыт работы в сфере дистанционного образования, полевых исследований в северной и арктической зоне Красноярского края. Научная новизна работы связана с интеграцией стратегических, концептуальных принципов и опыта конкретных проектов в сфере дистанционного образования на базе Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева. Стратегическое планирование в области образовательных технологий соединяется с прикладными разработками по методу "Мега-уроки" и "Гипер-мозг", апробация которых проходит в современном образовательном пространстве Красноярского края.
Кирко В.И., Пак Н.И., Малахова Е.В. - Принципы образования будущего и их реализация в педагогическом образовании Красноярского края c. 8-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65468

Аннотация: Предмет исследования - главные тренды и принципы образовательных технологий, которые будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобализации рынка образовательных услуг и рынка труда в целом. В связи с исчезновением в ближайшем будущем ряда профессий, специальностей, квалификаций, а также в связи с резко обостряющейся глобальной конкуренцией в образовательной сфере российские университеты должны в самое близкое время осознать, осмыслить эти тенденции и подготовиться к образованию будущего, принципы которого излагаются в данной статье. Региональная специфика, индивидуальная образовательная траектория, применение современных дистанционных технологий- реальность ближайшего будущего образования в современных университетах. Основной метод исследования - концептуальный анализ, экспертная оценка репрезентативных высказываний политических деятелей, стратегических документов ведущих игроков рынка образовательных услуг. современных футурологов и социологов в области образования. Авторы статьи обобщили собственный опыт работы в сфере дистанционного образования, полевых исследований в северной и арктической зоне Красноярского края. Научная новизна работы связана с интеграцией стратегических, концептуальных принципов и опыта конкретных проектов в сфере дистанционного образования на базе Красноярского педагогического университета имени В.П. Астафьева. Стратегическое планирование в области образовательных технологий соединяется с прикладными разработками по методу "Мега-уроки" и "Гипер-мозг", апробация которых проходит в современном образовательном пространстве Красноярского края.
Современные стратегии и модели образования
Рассказов Л.Д. - Социально-философский анализ кризиса форм и методов дидактического и эвристического воспроизведения глобализации в учебном заведении

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12499

Аннотация: Предмет исследования – отношение между стабилизационными и изменяющимися в качественном отношении процессами и элементами образовательной системы социализации личности. Разрыв связей традиционного комплекса порождает кризис учебного заведения, а соединение элементов, порождаемых глобализацией, приводит к появлению системы обучения и воспитания нового неустойчивого типа. В качестве примера автор выбрал дидактический и эвристический подходы, которые при уравновешенном взаимодействии дают положительный эффект для выбора форм и методов деятельности учебного заведения в условиях глобализации. Методологию исследования составляет диалектический метод всеобщей связи и развития образовательной и общественной деятельности учебного заведения. Научную новизну статьи представляет, научно обоснованное в многочисленных авторских трудах, положение о кризисном переходе систем, имеющих технико-гуманитарную составляющую. В условиях глобализации имеют шансы на выживание системы, обладающие качествами всех входящих в них элементов, уравновешенные, в частности, дидактическими и эвристическими компонентами.
Рассказов Л.Д. - Социально-философский анализ кризиса форм и методов дидактического и эвристического воспроизведения глобализации в учебном заведении c. 22-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65469

Аннотация: Предмет исследования – отношение между стабилизационными и изменяющимися в качественном отношении процессами и элементами образовательной системы социализации личности. Разрыв связей традиционного комплекса порождает кризис учебного заведения, а соединение элементов, порождаемых глобализацией, приводит к появлению системы обучения и воспитания нового неустойчивого типа. В качестве примера автор выбрал дидактический и эвристический подходы, которые при уравновешенном взаимодействии дают положительный эффект для выбора форм и методов деятельности учебного заведения в условиях глобализации. Методологию исследования составляет диалектический метод всеобщей связи и развития образовательной и общественной деятельности учебного заведения. Научную новизну статьи представляет, научно обоснованное в многочисленных авторских трудах, положение о кризисном переходе систем, имеющих технико-гуманитарную составляющую. В условиях глобализации имеют шансы на выживание системы, обладающие качествами всех входящих в них элементов, уравновешенные, в частности, дидактическими и эвристическими компонентами.
Развивающиеся педагогические технологии
Позднякова У.С. - Социокультурная анимация с участием детей: современные проблемы

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12628

Аннотация: Статья посвящена исследованию современных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. В работе проведен развернутый анализ организационно-правовых и функциональных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций, дана их авторская классификация. Автор исследовал причины возникновения вышеуказанных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки. В работе автором использовались следующие методы научного исследования: статистический; историзма; сравнительно-правового исследования; функциональный; сравнения; анализа; опросов. Автором данной статьи выявлены и формализованы основные современные функциональные и организационно-правовые проблемы формирования и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. Проведена авторская классификация вышеназванных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки.
Позднякова У.С. - Социокультурная анимация с участием детей: современные проблемы c. 30-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65470

Аннотация: Статья посвящена исследованию современных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. В работе проведен развернутый анализ организационно-правовых и функциональных проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций, дана их авторская классификация. Автор исследовал причины возникновения вышеуказанных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки. В работе автором использовались следующие методы научного исследования: статистический; историзма; сравнительно-правового исследования; функциональный; сравнения; анализа; опросов. Автором данной статьи выявлены и формализованы основные современные функциональные и организационно-правовые проблемы формирования и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. Проведена авторская классификация вышеназванных проблем. В статье выявлены причины появления данных проблем, их сущность, основные признаки.
«Учитель, перед именем твоим…»
Левин В.И. - Профессор Л.А. Растригин - ученый и популяризатор науки. К 85-летию со дня рождения

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12631

Аннотация: Воссоздана история жизни и научно-педагогической деятельности всемирно известного советского ученого Леонарда Андреевича Растригина. Весьма подробно изложена его научная биография. Обстоятельно рассмотрена его научная деятельность и полученные им результаты. Много места уделено его работе в качестве научного руководителя аспирантов и докторантов, а также его научно-просветительской деятельности. Приводятся воспоминания о нем его коллег и учеников. Большое внимание уделено личности Л.А. Растригина, его человеческой судьбе. Приведен полный список всех опубликованных им книг и общая характеристика его многочисленных публикаций: статей, докладов, обзоров, монографий, научно-популярных книг и т.д. Работа базируется на анализе опубликованных Л.А. Растригиным научных, методических и научно-популярных трудов. Также широко используются неопубликованные воспоминания о Растригине его коллег и учеников, в т.ч. личные воспоминания автора. Впервые подробно описана научная, педагогическая и научно-популяризатор-ская деятельность выдающегося ученого и яркой человеческой личности – профессора Л.А. Растригина (1929–1998), его полная драматизма жизнь, насыщенная постоянными конфликтами с партсовбюрократами советского государства. Основные выводы: 1. Л.А. Растригин был крупным ученым, основоположником теории и практики случайного поиска – нового эффективного метода управления работой сложных систем; 2. Он был также выдающимся организатором научных исследований, хотя не занимал никаких крупных административных постов, и превосходным педагогом, научным руководителем аспирантов и докто-рантов, подготовившим большое число кандидатов и докторов наук.
Левин В.И. - Профессор Л.А. Растригин - ученый и популяризатор науки. К 85-летию со дня рождения c. 37-49

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65471

Аннотация: Воссоздана история жизни и научно-педагогической деятельности всемирно известного советского ученого Леонарда Андреевича Растригина. Весьма подробно изложена его научная биография. Обстоятельно рассмотрена его научная деятельность и полученные им результаты. Много места уделено его работе в качестве научного руководителя аспирантов и докторантов, а также его научно-просветительской деятельности. Приводятся воспоминания о нем его коллег и учеников. Большое внимание уделено личности Л.А. Растригина, его человеческой судьбе. Приведен полный список всех опубликованных им книг и общая характеристика его многочисленных публикаций: статей, докладов, обзоров, монографий, научно-популярных книг и т.д. Работа базируется на анализе опубликованных Л.А. Растригиным научных, методических и научно-популярных трудов. Также широко используются неопубликованные воспоминания о Растригине его коллег и учеников, в т.ч. личные воспоминания автора. Впервые подробно описана научная, педагогическая и научно-популяризатор-ская деятельность выдающегося ученого и яркой человеческой личности – профессора Л.А. Растригина (1929–1998), его полная драматизма жизнь, насыщенная постоянными конфликтами с партсовбюрократами советского государства. Основные выводы: 1. Л.А. Растригин был крупным ученым, основоположником теории и практики случайного поиска – нового эффективного метода управления работой сложных систем; 2. Он был также выдающимся организатором научных исследований, хотя не занимал никаких крупных административных постов, и превосходным педагогом, научным руководителем аспирантов и докто-рантов, подготовившим большое число кандидатов и докторов наук.
Поиски смысла
Михаленко Ю.П. - Адам Смит как теоретик образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.12624

Аннотация: Предмет исследования – взгляды Адама Смита на развитие науки и образования, начиная с Античности и заканчивая Новым временем. Адам Смит, которого мы обычно воспринимаем как чистого экономиста, на самом деле разрабатывал нравственные аспекты хозяйствования, уделяя особое внимание усовершенствованию общечеловеческой нравственности. В статье вслед за Смитом сравниваются образовательные и научные достижения древних Греции и Рима, проводится анализ образовательных процессов, происходивших в Европе в Средневековье и Новое время. Автор придерживается метода материалистической диалектики и эмпирически аналитических приёмов, сочетая индукцию с дедукцией, каждый подход в нужном месте и в соответствующих соотношениях. В статье описано становление мировоззрения А. Смита в ходе изучения им научной, образовательной, юридической, философской мысли. Особое внимание Смит уделил достижениям в области науки и образования древних Греции и Рима. Образцом же научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он придавал смысл методологического руководства, пригодного для других научных дисциплин, например для особо интересовавшей А. Смита моральной философии. Изучая концепции А. Смита, Ф. Бэкона, И. Ньютона, автор проводит параллели с современными процессами реформирования российской науки и образования.
Михаленко Ю.П. - Адам Смит как теоретик образования c. 50-66

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65472

Аннотация: Предмет исследования – взгляды Адама Смита на развитие науки и образования, начиная с Античности и заканчивая Новым временем. Адам Смит, которого мы обычно воспринимаем как чистого экономиста, на самом деле разрабатывал нравственные аспекты хозяйствования, уделяя особое внимание усовершенствованию общечеловеческой нравственности. В статье вслед за Смитом сравниваются образовательные и научные достижения древних Греции и Рима, проводится анализ образовательных процессов, происходивших в Европе в Средневековье и Новое время. Автор придерживается метода материалистической диалектики и эмпирически аналитических приёмов, сочетая индукцию с дедукцией, каждый подход в нужном месте и в соответствующих соотношениях. В статье описано становление мировоззрения А. Смита в ходе изучения им научной, образовательной, юридической, философской мысли. Особое внимание Смит уделил достижениям в области науки и образования древних Греции и Рима. Образцом же научной теории он считал концепцию Ньютона, ей же он придавал смысл методологического руководства, пригодного для других научных дисциплин, например для особо интересовавшей А. Смита моральной философии. Изучая концепции А. Смита, Ф. Бэкона, И. Ньютона, автор проводит параллели с современными процессами реформирования российской науки и образования.
Историзм как принцип
Авалян С.А. - ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА (Опыт осмысления концепции Э. Тирикьяна)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.13030

Аннотация: Все многообразие социальных теорий можно, условно говоря, разделить на два направления в зависимости от того, что рассматривается в качестве приоритета. Ряд социальных мыслителей исходили из того, что главной ценностью является не индивид, не личность, а социум. Они считали, что если дать волю отдельным личностям, включенным в общество, то это может завершиться крахом социальной организации. Поэтому уже Платон в своих представлениях об идеальном государстве был озабочен тем, чтобы люди соблюдали предустановленный порядок. Однако есть и такие социальные мыслители, в основном экзистенциального толка, которые на первое место ставят не социум, а личность. Они убеждены в том, что историю движут личности. В статье сопоставляются эти два подхода, обосновываются позитивные и негативные стороны этих подходов. Автор опирается в основном на методологию социальной философии, на методы анализа механизмов общественной динамики. Вместе с тем в статье есть опора и на методы философско-антропологического постижения реальности. Новизна статьи заключается в том, что автор, опираясь, в частности, на труды известного американского социолога Эдварда Тирикьяна, показывает принципиальное различие этих двух подходов. Вместе с тем автор пытается охарактеризовать основные направления современной социальной философии и социологии. В работе отмечается, что требуются совместные усилия социологии и философии, чтобы осуществить полное смысла восстановление в правах индивида и общества.
Авалян С.А. - ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА (Опыт осмысления концепции Э. Тирикьяна) c. 67-84

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65473

Аннотация: Все многообразие социальных теорий можно, условно говоря, разделить на два направления в зависимости от того, что рассматривается в качестве приоритета. Ряд социальных мыслителей исходили из того, что главной ценностью является не индивид, не личность, а социум. Они считали, что если дать волю отдельным личностям, включенным в общество, то это может завершиться крахом социальной организации. Поэтому уже Платон в своих представлениях об идеальном государстве был озабочен тем, чтобы люди соблюдали предустановленный порядок. Однако есть и такие социальные мыслители, в основном экзистенциального толка, которые на первое место ставят не социум, а личность. Они убеждены в том, что историю движут личности. В статье сопоставляются эти два подхода, обосновываются позитивные и негативные стороны этих подходов. Автор опирается в основном на методологию социальной философии, на методы анализа механизмов общественной динамики. Вместе с тем в статье есть опора и на методы философско-антропологического постижения реальности. Новизна статьи заключается в том, что автор, опираясь, в частности, на труды известного американского социолога Эдварда Тирикьяна, показывает принципиальное различие этих двух подходов. Вместе с тем автор пытается охарактеризовать основные направления современной социальной философии и социологии. В работе отмечается, что требуются совместные усилия социологии и философии, чтобы осуществить полное смысла восстановление в правах индивида и общества.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Человек есть усилие быть человеком… (Рецензия на книгу издательства «Канон+»)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.13008

Аннотация: Рецензия посвящена книге известного ученого Роджера Смита. Автор монографии защищает статус философской антропологии, которая, как он поясняет, находилась в опале. Опираясь на многочисленные труды философского, естественнонаучного и гуманитарного знания, он последовательно выстраивает учение о человеческой природе. Избранная им позиция потребовала актуализации многих источников по философии, биологии, психологии, социологии, педагогике. В итоге сложилась целостная концепция Р. Смита, который настаивает на принципиальном различии естественного и гуманитарного знания, на базовом характере понятия «человеческая природа». Выдвигая принцип самосозидания человека, Р. Смит связывает его с историческим познанием. Он показывает, что человек есть то, что выстраивает из него история. В рецензии использованы методы историко-философского анализа, позволяющие проследить летопись философско-антропологического знания. Применен также герменевтический метод понимания в его отличии от познания. Использован аксиологический подход, дающий возможность определить значение смыслов и ценностей. Новизна статьи в аналитическом разборе обстоятельного и глубокого исследования Р. Смита. Автор рецензии включается в дискуссию о содержании понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность». Проанализированы два направления в современной философской антропологии – новый натурализм и социологизм. Определены горизонты философской антропологии.
Гуревич П.С. - Человек есть усилие быть человеком… (Рецензия на книгу издательства «Канон+») c. 85-93

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65474

Аннотация: Рецензия посвящена книге известного ученого Роджера Смита. Автор монографии защищает статус философской антропологии, которая, как он поясняет, находилась в опале. Опираясь на многочисленные труды философского, естественнонаучного и гуманитарного знания, он последовательно выстраивает учение о человеческой природе. Избранная им позиция потребовала актуализации многих источников по философии, биологии, психологии, социологии, педагогике. В итоге сложилась целостная концепция Р. Смита, который настаивает на принципиальном различии естественного и гуманитарного знания, на базовом характере понятия «человеческая природа». Выдвигая принцип самосозидания человека, Р. Смит связывает его с историческим познанием. Он показывает, что человек есть то, что выстраивает из него история. В рецензии использованы методы историко-философского анализа, позволяющие проследить летопись философско-антропологического знания. Применен также герменевтический метод понимания в его отличии от познания. Использован аксиологический подход, дающий возможность определить значение смыслов и ценностей. Новизна статьи в аналитическом разборе обстоятельного и глубокого исследования Р. Смита. Автор рецензии включается в дискуссию о содержании понятия «человеческая природа» и «человеческая сущность». Проанализированы два направления в современной философской антропологии – новый натурализм и социологизм. Определены горизонты философской антропологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.