по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 1-1.5-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Всепонимание человека

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8699

Аннотация: Последовательную универсальную картину мира в известном смысле можно представить и без человека. Новейшие научные открытия, казалось бы, подталкивают к такому решению. Рождается специфическая парадигма, внутри которой приоритетную роль играют такие понятия, как «мыслящий океан», «информационное поле космоса» и т.д. Исследовательские разыскания такого рода направлены против антропоцентрического видения мироздания. Но девальвация философско-антропологической темы обнаруживает себя не только в утверждении новых объектов исследования, замещающих человека. В статье критически осмысливается логика так называемого нового натурализма.
П.С. Гуревич - Всепонимание человека c. 4-6

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62551

Аннотация: Последовательную универсальную картину мира в известном смысле можно представить и без человека. Новейшие научные открытия, казалось бы, подталкивают к такому решению. Рождается специфическая парадигма, внутри которой приоритетную роль играют такие понятия, как «мыслящий океан», «информационное поле космоса» и т.д. Исследовательские разыскания такого рода направлены против антропоцентрического видения мироздания. Но девальвация философско-антропологической темы обнаруживает себя не только в утверждении новых объектов исследования, замещающих человека. В статье критически осмысливается логика так называемого нового натурализма.
Образование
Егорова И.В. - Качество образования как проблема

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7882

Аннотация: Вопрос о качестве образования был особенно остро поставлен в эпоху Просвещения. Значимость распространения компьютеров можно только сравнить с изобретением печатного станка в XV в., или даже созданием письменности. Развитие ментальных навыков – важная задача обучения. В ходе обучения не только предлагается знание. Важно также на материале, предлагаемом обучаемом, развить ментальные навыки, научить его думать, анализировать, обобщать. Знание и понимание не одно и то же. Можно знать, но не понимать всей глубины мысли, ее оттенков, ее сложности. На основе понимания рождается практический навык.
Долженко О.В. - Университет и образование: между прошлым и будущим

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7899

Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать сущность современного кризиса в образовании. Приведен ряд аргументов в пользу вывода, согласно которому сущность протекающих в образовании процессов связана с общим цивилизационным и культурным кризисом, знаменующим начало новой геологической эпохи в истории Планеты – эпохи антропоцена. Сама по себе констатация этого факта означает, что мы имеем дело не с традиционным кризисом, предшествующим дальнейшему поступательному развитию образования на новый уровень развития (как это было в периоды возникновения средневекового университета, университета эпохи Возрождения и Реформации, возникновения университета Гумбольдта, современных исследовательского и предпринимательского университетов), а о протекающей уже несколько десятилетий революции и становлении новых представлений о сущности и месте образования в жизни современного общества. В этих условиях многочисленные попытки же преодолеть существующий кризис на пути модернизации во многих случаях заведомо обречены на неудачу: слишком многое зависит от характеристик того или иного общества и слишком велик риск антропологической катастрофы. Таким образом, в наши дни правильнее вести речь идет о переходе к новой парадигме развития образования, основу которой составляют социокультурные характеристики того или иного сообщества. Из института наследования образование все заметнее становится институтом упреждающего развития общества. Процессы глобализации, глобальные проблемы современности, стремительные темпы развития техно- и инфосферы, все более широкое использование возможностей ИКТ предполагают пересмотр не только концептуальной, но и понятийной основы образовательной практики; новое понимание соотношения стратегии и тактики, миссии образования, которое становится уже не только непрерывным, но и распределенным в социокультурном и пространственно-временном отношениях; способным динамично и синхронно отслеживать перемены, происходящие в жизни общества и окружающем его мира... Речь идет о переходе к обучающемуся обществу и университету, обучающейся системе образования и, что немаловажно, приведение системы научного знания в соответствие с вызовами эпохи глобальных проблем современности и антропоцена. Образование эпохи антропоцена предполагает пересмотр основных представлений и о системе образования; ориентацию на новые формы образовательной деятельности; развитие новых форм к smart-education; новые формы взаимодействия учителя и ученика. Так, в силу высоких темпов развития образование впервые оказалось в ситуации, когда субъектом учебного процесса выступает человек, реальная жизнь которого соизмерима с историческими эпохами прошлого, а образ жизни которого на протяжении жизни меняется не только в силу возрастных и социальных особенностей, но и в силу радикального обновления среды его обитания. Именно поэтому нуждаются в пересмотре традиционные представления о характере и особенностях деятельности учителя (преподавателя) и учащегося. Предстоит выход на новую теорию и философию образования.
О.В. Долженко - Университет и образование: между прошлым и будущим c. 19-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62553

Аннотация: В статье предпринята попытка проанализировать сущность современного кризиса в образовании. Приведен ряд аргументов в пользу вывода, согласно которому сущность протекающих в образовании процессов связана с общим цивилизационным и культурным кризисом, знаменующим начало новой геологической эпохи в истории Планеты — эпохи антропоцена. Сама по себе констатация этого факта означает, что мы имеем дело не с традиционным кризисом, пред- шествующим дальнейшему поступательному развитию образования на новый уровень развития (как это было в периоды возникновения средневекового университета, университета эпохи Возрождения и Реформации, возникновения университета Гумбольдта, современных исследовательского и предпринимательского университетов), а о протекающей уже несколько десятилетий революции и становлении новых представлений о сущности и месте образования в жизни современного общества. В этих условиях многочисленные попытки же преодолеть существующий кризис на пути модернизации во многих случаях заведомо обречены на неудачу: слишком многое зависит от характеристик того или иного общества и слишком велик риск антропологической катастрофы. Таким образом, в наши дни правильнее вести речь идет о переходе к новой парадигме развития образования, основу которой составляют социокультурные характеристики того или иного сообщества. Из института наследования образование все заметнее становится институтом упреждающего развития общества. Процессы глобализации, глобальные проблемы современности, стремительные темпы развития техно- и инфосферы, все более широкое использование возможностей ИКТ предполагают пересмотр не только концептуальной, но и понятийной основы образовательной практики; новое понимание соотношения стратегии и тактики, миссии образования, которое становится уже не только непрерывным, но и распределенным в социокультурном и пространственно-временном отношениях; способным динамично и синхронно отслеживать перемены, происходящие в жизни общества и окружающем его мира... Речь идет о переходе к обучающемуся обществу и университету, обучающейся системе образования и, что немаловажно, приведение системы научного знания в соответствие с вызовами эпохи глобальных проблем современности и антропоцена. Образование эпохи антропоцена предполагает пересмотр основных представлений и о системе образования; ориентацию на новые формы образовательной деятельности; развитие новых форм к smart-education; новые формы взаимодействия учителя и ученика. Так, в силу высоких темпов развития образование впервые оказалось в ситуации, когда субъектом учебного процесса выступает человек, реальная жизнь которого соизмерима с историческими эпохами прошлого, а образ жизни которого на протяжении жизни меняется не только в силу возрастных и социальных особенностей, но и в силу радикального обновления среды его обитания. Именно поэтому нуждаются в пересмотре традиционные представления о характере и особенностях деятельности учителя (преподавателя) и учащегося. Предстоит выход на новую теорию и философию образования.
Педагогический идеал
Грицай Л.А. - П.Ф. Каптерев о необходимости нравственного закаливания ребенка в семейном воспитании

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7282

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы этико-ориентированного семейного воспитания в трудах одного из известных педагогов конца XIX – начала XX веков П.Ф. Каптерева (1849–1922). Обосновываются периоды нравственного становления личности ребенка, определяется роль родителей в формировании у детей нравственных ценностей, а также изучаются главнейшие факторы, определяющие процесс нравственного воспитания детей в семье. Подробно рассматривается вопрос о необходимости нравственного закаливания детей в условиях семейного воспитания (под этим термином педагог понимает одну из составляющих частей духовного воспитания и подготовки ребенка к жизни, предполагающую отсутствие изнеженности и баловства в развитии ребенка, при котором отец и мать оберегают его ото всех жизненных невзгод и испытаний). Предлагается преимущественный анализ педагогических взглядов ученого, на основе которых делается вывод о содержании и сущности нравственного развития и нравственного закаливания детей в семье.
Л.А. Грицай - П.Ф. Каптерев о необходимости нравственного закаливания ребенка в семейном воспитании c. 79-83

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62559

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы этико-ориентированного семейного воспитания в трудах одного из известных педагогов конца XIX — начала XX веков П.Ф. Каптерева (1849-1922). Обосновываются периоды нравственного становления личности ребенка, определяется роль родителей в формировании у детей нравственных ценностей, а также изучаются главнейшие факторы, определяющие процесс нравственного воспитания детей в семье. Подробно рассматривается вопрос о необходимости нравственного закаливания детей в условиях семейного воспитания (под этим термином педагог понимает одну из составляющих частей духовного воспитания и подготовки ребенка к жизни, предполагающую отсутствие изнеженности и баловства в развитии ребенка, при котором отец и мать оберегают его ото всех жизненных невзгод и испытаний). Предлагается преимущественный анализ педагогических взглядов ученого, на основе которых делается вывод о содержании и сущности нравственного развития и нравственного закаливания детей в семье.
Ценности и цели образования
Р.Н. Пархоменко - Б. Чичерин и Дж. Локк о праве и либерализме c. 48-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62555

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о либеральном наследии Бориса Чичерина в соотношении с либеральными идеями Дж. Локка. Автор размышляет на тему о том, в какой степени Чичерин может быть назван либеральным мыслителем, исходя из сегодняшней исторической перспективы. Ведь, как известно, образцовым государственным строем для Чичерина была конституционная монархия, которую он считал наиболее соответствующим политическим строем для российского государства. Именно эта установка противоречит современному пониманию либерализма как у нас в стране, так и на Западе. Как представляется, соотнесение либеральных идей Чичерина с идеями классика англоязычной либеральной традиции Дж. Локка помогает наиболее выпукло выявить все сильные и слабые стороны учения Чичерина.
Философия и педагогика
Баксанский О.Е. - Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс.

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7624

Аннотация: Перспективный облик науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования научных исследований. Любые реформаторские усилия, направленные на модернизацию функций, системы управления и финансирования науки будет напрямую связаны с системой образования, ориентированной на использование достигнутых результатов в рамках существующей научной картины мира. У нас есть знания, необходимые для создания действительно образованного общества. Но настоящая научная, образовательная и культурная революция наступит только тогда, когда будет брошен вызов укоренившимся взглядам на обучение и образование.
Гуревич П.С. - ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (К 90-летию появления книги Н.А. Бердяева «Философия неравенства»)

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8700

Аннотация: В обширном философском наследии Н.А. Бердяева «Философия неравенства» занимает особое место. Она, как и другие работы русского мыслителя, энциклопедична. Здесь дана характеристика различных общественно-политических течений современности, освещены ключевые проблемы социальной философии – демократия, свобода, революция, культура, нация... Однако широта теоретического замысла соединена в этой работе с полемической, порою памфлетной и проповеднической интонацией. Книга одухотворена выстраданной идеей отвержения социальной революции как средства решения общественных проблем. Это, по существу, опыт философского предостережения, уроки которого сегодня столь очевидны.
О.Е. Баксанский - Наука и философия образования в ХХI веке: нарративность и дискурс c. 7-18

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62552

Аннотация: Перспективный облик науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования научных исследований. Любые реформаторские усилия, направленные на модернизацию функций, системы управления и финансирования науки будет напрямую связаны с системой образования, ориентированной на использование достигнутых результатов в рамках существующей научной картины мира. У нас есть знания, необходимые для создания действительно образованного общества. Но настоящая научная, образовательная и культурная революция наступит только тогда, когда будет брошен вызов укоренившимся взглядам на обучение и образование.
Воспитание и его формы
Новичкова Г.А. - Здоровое общество Эриха Фромма: мечта или реальность

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8676

Аннотация: Впервые в истории мировой философии Фромм рассматривает человека в социально-психологическом аспекте. В данной статье анализируется концепция здорового общества и душевно здорового человека Фромма, акцентируется внимание на социально-психологическом подходе к социальному характеру человека. При демократическом преобразовании общества Фромм предлагает учитывать не только экономические, политические и социальные изменения, происходящие в обществе, но и внутренние социально-психологические перемены, возникающие в социальном характере человека. Фромм рассматривает человека в целостности его существования.
Спирова Э.М. - Как формировалась идея воспитания?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.8714

Аннотация: В системе образования высшая школа занимает особое место, которое определяется тем, что она завершает процесс формирования человека. В отличие от общего и среднего специального образования, высшее образование не только дает своим выпускникам знание более высокого уровня. Оно не только прокладывает мост к миру большой, академической науки, закладывает фундамент для реализации творческих способностей человека.
Г.А. Новичкова - Эрих Фромм о воспитании как одном из условий социального бытия c. 84-93

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62560

Аннотация: Впервые в истории мировой философии Фромм рассматривает человека в социально-психологическом аспекте. В данной статье анализируется его концепция здорового общества и душевно здорового человека, акцентируется внимание на социально-психологическом подходе к социальному характеру человека. При демократическом преобразовании общества Фромм предлагает учитывать не только экономические, политические и социальные изменения, происходящие в обществе, но и внутренние социально-психологические перемены, возникающие в социальном характере человека. Фромм рассматривает человека в целостности его существования.
Духовно-нравственные искания
Пархоменко Р.Н. - Чичерин и Локк о праве и либерализме

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7566

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о либеральном наследии Бориса Чичерина в соотношении с либеральными идеями Дж. Локка. Автор размышляет на тему о том, в какой степени Чичерин может быть назван либеральным мыслителем, исходя из сегодняшней исторической перспективы. Ведь, как известно, образцовым государственным строем для Чичерина была конституционная монархия, которую он считал наиболее соответствующим политическим строем для российского государства. Именно эта установка противоречит современному понимаю либерализма как у нас в стране, так и на Западе. Как представляется, соотнесение либеральных идей Чичерина с идеями классика англоязычной либеральной традиции Дж. Локка помогает наиболее выпукло выявить все сильные и слабые стороны учения Чичерина.
Э.М. Спирова - Как формировалась идея воспитания? c. 53-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62556

Аннотация: В системе образования высшая школа занимает особое место, которое определяется тем, что она завершает процесс формирования человека. В отличие от общего и среднего специального образования, высшее образование не только дает своим выпускникам знание более высокого уровня. Оно не только прокладывает мост к миру большой, академической науки, закладывает фундамент для реализации творческих способностей человека.
Знание и понимание
И.В. Егорова - Качество образования как проблема c. 72-78

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62558

Аннотация: Вопрос о качестве образования был особенно остро поставлен в эпоху Просвещения. Значимость распространения компьютеров можно только сравнить с изобретением печатного станка в XV в., или даже созданием письменности. Развитие ментальных навыков — важная задача обучения. В ходе обучения не только предлагается знание. Важно также на материале, предлагаемом обучаемом, развить ментальные навыки, научить его думать, анализировать, обобщать. Знание и понимание не одно и то же. Можно знать, но не понимать всей глубины мысли, ее оттенков, ее сложности. На основе понимания рождается практический навык.
Поиски смысла
Корнильев В.В. - Кому принадлежит смысл жизни?

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7415

Аннотация: Вопрос смысла жизни поднят во множестве философских и художественных произведений. На основе работы Иванова-разумника «О смысле жизни», включающей в себя анализ творчества Л. Шестова, Л. Андреева и Ф. Сологуба, производится осмысление и анализ темы с использованием положений современного естествознания об энтропии. Факты о неупорядоченности энергии указывают на прямое взаимоотношение темы смысла жизни, процесса развития и систематической организации, в том числе, это подкрепляется положениями Э. Фромма и Ф. Ницше о незавершенности человеческой природы. Явления любви, дружеских, товарищеских и партнерских взаимоотношений определяют постижение смысла. Мнение Иванова-Разумника о том, что единственно правомерно использование интуитивно-творческого метода в философии оспаривается. Смысл жизни укрыт не в природе человека или общества, а в их взаимосвязи. Это раскрывает смерть и жестокость как необходимые условия сбалансирования и оптимизации данной взаимосвязи.
В.В. Корнильев - Кому принадлежит смысл жизни? c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62557

Аннотация: Вопрос смысла жизни поднят во множестве философских и художественных произведений. На основе работы Иванова-разумника «О смысле жизни», включающей в себя анализ творчества Л. Шестова, Л. Андреева и Ф. Сологуба, производится осмысление и анализ темы с использованием положений современного естествознания об энтропии. Факты о неупорядоченности энергии указывают на прямое взаимоотношение темы смысла жизни, процесса развития и систематической организации, в том числе, это подкрепляется положениями Э. Фромма и Ф. Ницше о незавершенности человеческой природы. Явления любви, дружеских, товарищеских и партнерских взаимоотношений определяют постижение смысла. Мнение Иванова-Разумника о том, что единственно правомерно использование интуитивно-творческого метода в философии оспаривается. Смысл жизни укрыт не в природе человека или общества, а в их взаимосвязи. Это раскрывает смерть и жестокость как необходимые условия сбалансирования и оптимизации данной взаимосвязи.
Публицистика
П.С. Гуревич - Опыт философского предостережения (К 90-летию появления книги Н.А. Бердяева «Философия неравенства») c. 37-47

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62554

Аннотация: В обширном философском наследии Н.А. Бердяева «Философия неравенства» занимает особое место. Она, как и другие работы русского мыслителя, энциклопедична. Здесь дана характеристика различных общественно-политических течений современности, освещены ключевые проблемы социальной философии — демократия, свобода, революция, культура, нация... Однако широта теоретического замысла соединена в этой работе с полемической, порою памфлетной и проповеднической интонацией. Книга одухотворена выстраданной идеей отвержения социальной революции как средства решения общественных проблем. Это, по существу, опыт философского предостережения, уроки которого сегодня столь очевидны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.