Национальная безопасность / nota bene - рубрика Доктрина
по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Рубрика "Доктрина"
Доктрина
Гончаров В.В. - Укрепление обороноспособности Российской Федерации как перспективный приоритетный национальный проект
Аннотация: В настоящей статье проведен анализ укрепления обороноспособности Российской Федерации как перспективного приоритетного национального проекта. Автор исследовал внутренние и внешние причины, обуславливающие скорейшее проведение в России военной модернизации, с приданием укреплению обороноспособности нашей страны статуса приоритетного национального проекта. Осуществлена оценка проблем, препятствующих подготовке и реализации данного приоритетного национального проекта. В статье разработаны предложения по проведению ряда практических организационно-правовых мероприятий, связанных с данным процессом.
Юсупов Р.М. - Наука и национальная безопасность
Аннотация: В статье рассматривается тройственная проблема взаимоотношения науки и национальной безопасности: наука национальной безопасности, безопасность науки, опасна ли наука
Смирнов М.М. - Русский мир как рубеж национальной безопасности: Структурно-функциональная модель новой этно-конфессиональной реальности.
Аннотация: В данном исследовании автор анализирует популярную в последнее время в политологических и внешнеполитических кругах идею Русского мира. С позиции оригинальной авторской теории нового системного структурного функционализма и соответствующей методологии, концепция Русского мира интерпретируется как важнейший элемент национальной безопасности России в постиндустриальную цифровую эпоху, как новая геополитическая доктрина наднационального этно-конфессионального сетевого социума и формируемого на его основе государства.
Ткаченко С.В. - Влияние донора на рецепция права
Аннотация: Настоящая статья рассматривает влияние донора на ход реформ, основанных на полномасштабной рецепции права. Выявляются недостатки современного подхода к рецепции права, отрицающие такое влияние, сводящие данное правовое явление лишь к добровольному и одностороннему действию.
Смирнов М.М. - «Космополитическая культура». Интернациональная политическая культура элит и ее влияние на национальные элиты.
Аннотация: В статье исследуются вопросы взаимосвязи политических культур элит и неэлит в рамках гражданской политической культуры. Автор анализирует возможность тяготения политических культур элит разных наций к единой транснациональной политической культуре - "космополитической культуре".
Алексеева Д.Г. - понятие и основные составляющие банковской безопасности
Аннотация: В статье рассматривается влияние мирового финансового-экономического кризиса на развитие национальной банковской системы. Подчеркивается, что устойчивое функционирование национальной банковской системы, ее безопасность тесным образом связаны с национальной безопасностью. Сформулировано определение банковской безопасности и определены ее базовые составляющие: финансово-правовая, административно-правовая и информационно-правовая.
Сергунин А.А. - Эволюция концепта "военная безопасность" в доктринальных документах Российской Федерации
Аннотация: В статье анализируется эволюция понятия «военная безопасность» в официальных российских документах последних двух десятилетий. Дается формально-логическая и содержательная критика определений этого понятия, приводимых в доктринальных документах Российской Федерации. Делается вывод, что, несмотря на то, что в России в основном закончился процесс формирования концептуальных основ политики в сфере национальной и военной безопасности, с точки зрения качества понятийно-терминологический аппарат, используемый в данной сфере, далек от совершенства и нуждается в дальнейшей разработке. Закончился лишь первый этап осмысления происшедших в мире изменений и, соответственно, потребностей государства в перестройке системы национальной и военной безопасности. В дальнейшем требуется не просто уточнение понятийно-терминологического аппарата, но и наполнение используемых понятий адекватным смыслом, более четкое и логически обоснованное определение этих понятий и системное выстраивание их иерархии в доктринальных документах.
Григорьева М.А. - Оценка уровня продовольственной безопасности Российской Федерации
Аннотация: Статья посвящена вопросу оценки и анализа уровня обеспечения продовольственной безопасности. Для его измерения, а также выявления факторов, его определяющих, в статье предложен метод комплексной (интегральной) оценки уровня продовольственной безопасности, позволяющий увидеть все многообразие индикаторов и характеристик, только в своей совокупности отражающих состояние продовольственного рынка и продовольственной безопасности государства и отдельного региона. Оценив уровень продовольственной безопасности и проанализировав полученный результат, в статье намечены основные пути решения, которые позволят стабилизировать положение на рынке продовольствия России и повысят уровень продовольственной безопасности страны.
Волокитина Ю.В. - Инвестиционные споры с участием Российской Федерации
Аннотация: данная статья посвящена анализу споров, предметом рассмотрения в которых явились положения двусторонних международных договоров. Нормы двусторонних международных договоров рассматриваются арбитражными судами РФ и абсолютным большинством специалистов как специальные по отношению к нормам многосторонних международных договоров, и следовательно, имеющие более высокую юридическую силу. Поскольку 70% всех иностранных инвестиций на территории России приходится на нефтегазовую отрасль, споры именно в этой отрасли заслуживают особого внимания
Алексеева Д.Г. - МАЙ_ИЮНЬ НАЦ,БЕЗОПАСНОСТЬ!!! Обеспечение банковской безопасности в исламских государствах
Аннотация: Мировой финансово-экономический кризис со всей очевидностью показал слабость национальных банковских систем различных государств, необходимость повышения степени их безопасности и финансовой устойчивости. В существующих условиях повышенный интерес представляет исламская финансовая индустрия, характеризующаяся опережающим развитием банковского сектора и его устойчивостью к различного рода рискам. В статье рассматриваются особенности обеспечения банковской безопасности в банковском секторе стран, в которых государственной или ведущей религией является ислам.
Урсул А.Д. - Взаимосвязь безопасности и развития в контексте универсального эволюционизма
Аннотация: Анализируется проблема безопасности с позиций общей теории развития и универсального эволюционизма.Высказана гипотеза о том, что самосохранение материи представляет более фундаментальный принцип,чем изменение и эволюция.Вводится понятие "коридора безопасности" и показывается,что устойчивое развитие объединяет в систему прогрессивное развитие и обеспечение безопасности социума и окружающей среды.
Куштакова А.А. - Особенности государственного строительства в Республике Дагестан
Аннотация: Современная общественно-политическая ситуация в Республике Дагестан представляет резкий контраст между поверхностной стабилизацией обстановки в регионе и наличием социальных, экономических, межэтнических, исторических и политических противоречий, острого соперничества между клановыми группами за власть, влияние и экономические ресурсы. Внутренняя борьба происходит преимущественно за рамками публичной политики на фоне основных факторов конфликтности, которые требуют всестороннего политологического анализа . Наличие очагов потенциальных претензий этнических общностей друг к другу или к государству, бескомпромиссные формы противоборства конфликтующих сторон, внутренние расколы социальных движений и институтов, еще недавно являвшихся воплощением прочности и единства, делают актуальным теоретический анализ особенностей государственного строительства в Республике Дагестан.
С. В. Ткаченко - Влияние донора на рецепцию права. c. 0-0
Аннотация: настоящая статья рассматривает влияние донора на ход реформ, основанных на полномасштабной рецепции права. Выявляются недостатки современного подхода к рецепции права, отрицающие такое влияние, сводящие данное правовое явление лишь к добровольному и одностороннему действию. Ключевые слова: юриспруденция, безопасность, рецепция, донор, почва, добровольность, односторонность, миф, экспансия, миролюбивость. Контактная информация автора: Ткаченко Сергей Витальевич rektor2rambler.ru
В.В. Кульба, В.Л. Шульц, А.Б. Шелков - Информационное управление. Часть 1. Концептуальные основы. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Рассмотрена методология информационного управления, представляющего собой целенаправленное, комплексное, ориентированное на конкретные объекты и результаты информационное воздействие. Приведены основные характеристики методов, объектов и организационной структуры информационного управления. Рассмотрены основы медиапланирования. Ключевые слова: безопасность, информационное управление, информационное воздействие, целевая аудитория, информационная инфраструктура, информационная технология, средства массовой информации, PR-технологии, PR-технологии,медиапланирование, мониторинг. Контактная информация автора: Кульба Владимир Васильевич kulbaipu.ru
В. В. Кульба, В. Л. Шульц, А. Б. Шелков - Информационное управление. Часть 2: Сценарный подход. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: рассмотрена методология сценарного анализа и моделирования политических, социальных, экономических и информационных процессов с целью повышения эффективности информационного управления. Разработанные методы и модели позволяют осуществлять анализ и синтез возможных сценариев развития социально-экономических систем на основе использования модифицированной модели операторных ориентированных знаковых графов. Ключевые слова: безопасность, информационное управление, информационное воздействие, синергические сценарии, аттрактивные сценарии, моделирование, знаковые графы, операторные графы, экспертно-значимые события. Контактная информация автора: Кульба Владимир Васильевич kulbaipu.ru
И.М. Иванов - Государственный суверенитет на защите национальной безопасности c. 0-0
Аннотация: Международное право выполняет не только функцию поддержки и содействия, но и защиты национально-государственных интересов. Коренной международно-правовой проблемой, подлежащей разрешению в условиях глобализации, является проблема суверенитета. Доктрина международного права содержит основополагающие принципы осуществления государственного суверенитета. На современном этапе на передний план выходят вопросы экономического суверенитета государства. Иностранные инвестиции, которые выступают важнейшим катализатором глобализации, не только предоставляют благоприятные социально-экономические возможности для принимающего государства, но и таят некоторую угрозу его экономическому суверенитету. Сбалансированная государственная инвестиционная политика требует, чтобы в ее недрах разумно переплетались общественные и частные интересы иностранных инвесторов.
А.В. Федякин - Национальные интересы и национальная безопасность в политической сфере: общетеоретические проблемы и российская практика c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению национальных интересов и национальной безопасности как категорий политической науки, определению сущностных черт, содержания и основных типов данных общественно-политических феноменов. Рассматривается эволюция официальных концепций и доктрин национальных интересов, выделяются основные направления общественно-политических дискуссий о национальных интересах и путях обеспечения национальной безопасности современной России. Определяется система жизненно важных и стратегических национальных интересов России на современном этапе и пути ее совершенствования.
И. К. Асадуллаев - Таджикистан и “попытка великого очищения” c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается попытка “великого очищения” от исторических наслоений, ко- торое возможно только путем неимоверных потерь и трагедии. Страны представляют собой наслоение цивилизаций, и это укореняется, не допуская никаких мирных бескровных “очищений”. Уход России из Центральной Азии будет сопряжен потрясениями и кровью и поэтому недопустим.
М. М. Смирнов - «Космополитическая культура». Интернациональная политическая культура элит и ее влияние на национальные элиты. c. 0-0
Аннотация: В статье исследуются вопросы взаимосвязи политических культур элит и неэлит в рамках гражданской политической культуры. Автор анализирует возможность тяготения политических культур элит разных наций к единой транснациональной политической культуре - “космополитической культуре”.
Д. Г. Алексеева - Понятие и основные составляющие банковской безопасности. c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается влияние мирового финансового-экономического кризиса на развитие национальной банковской системы. Подчеркивается, что устойчивое функционирование национальной банковской системы, ее безопасность тесным образом связаны с национальной безопасностью. Сформулировано определение банковской безопасности и определены ее базовые составляющие: финансово-правовая, административно-правовая и информационно-правовая.
Манин Я.В., Климашина А.Е. - Государственная безопасность Израиля: международный и национальный правовые аспекты c. 1-19

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.2.39932

EDN: EKVNGR

Аннотация: Объектом исследования являются израильские международные и национальные правовые отношения по обеспечению обороны страны и безопасности государства, предметом - нормативные правовые акты, устанавливающие режим защиты Израиля от внутренних и внешних угроз. В статье рассматриваются международные договоры государства Израиль, касающиеся оружия массового поражения и борьбы с терроризмом, а также израильские документы об управлении обороной и безопасностью. Авторы уделяют внимание генезису и эволюции израильских вооруженных сил и специальных служб, особенностям их функционирования. Подробно рассматривается институт воинской обязанности и призыва на военную службу в Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ), актуальные проблемы деятельности разведок "Моссад" и АМАН, а также службы общей безопасности - "Шин Бет" (ШАБАК). Приведенная практика военного администрирования в государстве Израиль актуальна в условиях современного милитаризма. Исследователи предлагают использовать израильский опыт законодательного регулирования в области обороны страны и безопасности государства в текущих российских исторических условиях. Научная новизна работы состоит в представлении читателю оригинальной информации по предмету статьи, актуальных выводов и предложений. Основными из них являются умозаключения о наличии в Израиле тактического ядерного оружия, умышленном отложении им применения международных правовых актов по оружию массового поражения в целях его разработки и сдерживания противников. Предлагается по аналогии с израильским законодательством лишать российского гражданства за преступления против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, экстремизм и терроризм. Обосновывается введение всеобщей воинской обязанности для российских граждан с применением по аналогии израильской системы отсрочек от прохождения военной службы. Предлагается обучение рядового и сержантского состава отечественных вооруженных сил рабочим профессиям как в Израиле, официальное предоставление российской разведке ничем не ограниченных полномочий за рубежом.
Скорочкин А.А. - Геополитические аспекты использования методов анализа международных конфликтов в контексте обеспечения энергетической безопасности РФ на мировых сырьевых рынках

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.3.8820

Аннотация: Цель данной статьи заключается в обосновании возможности рассмотрения угроз энергетической безопасности России с точки зрения системных свойств нестабильности и напряженности в межгосударственных отношениях по поводу энергоресурсов. Основываясь на значимости топливно-энергетического комплекса для обеспечения устойчивого развития экономики, энергетическая безопасность рассматривается как важнейшая составляющая безопасности национальной. Работа проводится в контексте фундаментальной проблемы конечности ресурсов и острой конкурентной борьбы за стабильность импортных поставок, диверсификацию рынков сбыта и справедливое ценообразование. Очень вероятный конфликтный характер протекания отношений, в которые, как правило, включено несколько игроков с различным характером мотивов и интересов делает актуальным для целей прогнозирования состояния энергетической безопасности рассматривать современные методы анализа конфликтов, а именно фазово-факторную модель анализа международных конфликтов. Данная модель рассматривает конфликт как последовательность фаз, каждая из которых определяется неким набором параметров, представляющих из себя множество закономерных событий или явлений, выявленных путем предварительного исторического анализа сходных ситуаций и сгруппированных по различным тематическим направлениям. Данный инструментарий является пригодным для практического применения при построении прогноза перспективного развития межгосударственных отношений в области энергетической безопасности
Николаев И.О. - Процесс ядерного разоружения и разрушение хартленда

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.5.9414

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы вызванные процессом ядерного разоружения России и США. Целью исследования – определить характер влияния российско-американских отношений в сфере разоружения на изменение традиционных геополитических представлений. Рассмотрены изменения в понимании роли ядерного оружия в период холодной войны. Проанализированы характерные особенности влияния американских военных доктрин и стратегий на внешнюю политику Соединенных Штатов и предпринятых действий США в отношении СССР и России. Выявлена и обоснована необходимость симметричного ответа Российской Федерации на внешнеполитические угрозы, которые провоцирует процесс ядерного разоружения. На основе проведенного исследования автором выделяется особенность трансформации хартленда в условиях наращивания и снижения ядерного потенциала. Классическая геополитика деформируется с появлением и развитием ядерного вооружения. Традиционные геополитические правила игры на «мировой шахматной доске» получают большое количество исключений, что усложняет возможность объективной оценки и создает высокий потенциал для точек бифуркации, где невозможно точно спрогнозировать направление дальнейшего развития. Геополитическая парадигма в международных отношениях, таким образом, теряет свое значение, уступая более объективным парадигмам, в частности реализму и либерализму. Одним из следствий разоружения является возврат к исходным геополитическим позициям, где возможны военные действия без нанесения упреждающего удара, способного уничтожить противника
Ахатов Ю.К. - Перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграцией в Сахалинской области

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10538

Аннотация: Статья посвящена исследованию в области социального управления миграционными процессами островного региона. Автором статьи предложены перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграции, к которым относит необходимость выработки и принятию «Концепции миграционной политики Сахалинской области», «Плана мероприятий по реализации концепции миграционной политики Сахалинской области». перспективные направления совершенствования социального управления миграционными процессами в Сахалинской области направлены на обеспечение высоких показателей качества человеческого капитала, который, согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, является главным ресурсом конкурентоспособности Сахалинской области. Автор считает необходимым создать отдельный субъект выработки и осуществления региональной миграционной политики – Министерство миграционных отношений Сахалинской области. Претворение в жизнь перспективных направлений совершенствования социального управления процессами трудовой миграции в Сахалинской области призваны обеспечить достижение оптимизации региональных миграционных процессов. Должны укрепить на основе комплексного подхода, с учетом всех внутренних и внешних факторов и закономерностей взаимосвязь интересов региональной миграционной политики и интересов государства, способствовать формированию такой политики в сфере миграционных правоотношений, которые были бы направлены на эффективное решение первоочередных задач развития сахалинского социума.
А. Г. Коряков - Роль государства в обеспечении устойчивого развития отраслей экономики c. 4-12
Аннотация: В данной статье исследуется роль инструментария государственного влияния в обеспечении устойчивого развития отраслей экономики в контексте актуализации в современном обществе концепции устойчивого развития, применение которой на различных уровнях иерархии управления (макро- мезо- и микро-) является важной тенденцией развития современной науки и практики управления. Все элементы системы государственного регулирования формируют комплексный механизм, специфика использования которого для отдельной отрасли экономики определяется применением того или иного набора экономических рычагов и стимулов, содержание которых представлено в данной статье.
И.А. Кадимова - Республика Дагестан в условиях стратегической нестабильности: пути выхода из кризиса c. 4-12
Аннотация: В настоящей статье представлен анализ проблем и перспектив современной политической модернизации России в ее региональном измерении — в преобразовании политической системы Республики Дагестан. Под политической модернизацией Республики Дагестан в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс в Республике Дагестан обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Николаев И.О. - Процесс ядерного разоружения и разрушение хартленда c. 4-11

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.5.63375

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы вызванные процессом ядерного разоружения России и США. Целью исследования – определить характер влияния российско-американских отношений в сфере разоружения на изменение традиционных геополитических представлений. Рассмотрены изменения в понимании роли ядерного оружия в период холодной войны. Проанализированы характерные особенности влияния американских военных доктрин и стратегий на внешнюю политику Соединенных Штатов и предпринятых действий США в отношении СССР и России. Выявлена и обоснована необходимость симметричного ответа Российской Федерации на внешнеполитические угрозы, которые провоцирует процесс ядерного разоружения. На основе проведенного исследования автором выделяется особенность трансформации хартленда в условиях наращивания и снижения ядерного потенциала. Классическая геополитика деформируется с появлением и развитием ядерного вооружения. Традиционные геополитические правила игры на «мировой шахматной доске» получают большое количество исключений, что усложняет возможность объективной оценки и создает высокий потенциал для точек бифуркации, где невозможно точно спрогнозировать направление дальнейшего развития. Геополитическая парадигма в международных отношениях, таким образом, теряет свое значение, уступая более объективным парадигмам, в частности реализму и либерализму. Одним из следствий разоружения является возврат к исходным геополитическим позициям, где возможны военные действия без нанесения упреждающего удара, способного уничтожить противника.
Ахатов Ю.К. - Перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграцией в Сахалинской области c. 4-10

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63867

Аннотация: Статья посвящена исследованию в области социального управления миграционными процессами островного региона. Автором статьи предложены перспективные направления совершенствования социального управления процессами трудовой миграции, к которым относит необходимость выработки и принятию «Концепции миграционной политики Сахалинской области», «Плана мероприятий по реализации концепции миграционной политики Сахалинской области». перспективные направления совершенствования социального управления миграционными процессами в Сахалинской области направлены на обеспечение высоких показателей качества человеческого капитала, который, согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, является главным ресурсом конкурентоспособности Сахалинской области. Автор считает необходимым создать отдельный субъект выработки и осуществления региональной миграционной политики – Министерство миграционных отношений Сахалинской области. Претворение в жизнь перспективных направлений совершенствования социального управления процессами трудовой миграции в Сахалинской области призваны обеспечить достижение оптимизации региональных миграционных процессов. Должны укрепить на основе комплексного подхода, с учетом всех внутренних и внешних факторов и закономерностей взаимосвязь интересов региональной миграционной политики и интересов государства, способствовать формированию такой политики в сфере миграционных правоотношений, которые были бы направлены на эффективное решение первоочередных задач развития сахалинского социума.
А. А. Сергунин - Эволюция концепта «военная безопасность» в доктринальных документах Российской Федерации c. 6-14
Аннотация: В статье анализируется эволюция понятия «военная безопасность» в официальных российских документах последних двух десятилетий. Дается формально-логическая и содержательная критика определений этого понятия, приводимых в доктринальных документах Российской Федерации. Делается вывод, что, несмотря на то, что в России в основном закончился процесс формирования концептуальных основ политики в сфере национальной и военной безопасности, с точки зрения качества понятийно-терми- нологический аппарат, используемый в данной сфере, далек от совершенства и нуждается в дальнейшей разработке. Закончился лишь первый этап осмысления происшедших в мире изменений и, соответственно, потребностей государства в перестройке системы национальной и военной безопасности. В дальнейшем требуется не просто уточнение понятийно-терминологического аппарата, но и наполнение используемых понятий адекватным смыслом, более четкое и логически обоснованное определение этих понятий и системное выстраивание их иерархии в доктринальных документах.
Киреева Н.В. - О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10240

Аннотация: Принятый в общей теории безопасности понятийный аппарат, к сожалению, нельзя считать сформировавшимся. Утвердившаяся в отечественной законодательной практике формулировка, определяющая безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" представляется неудачной, так как категория "состояние" характеризует явления с точки зрения их изменчивости и не позволяет выявить в них общие сущностные черты. Толкование же безопасности как "защищенности" выглядит прямолинейным и упрощенным, поскольку подразумевает возможность достижения недостижимой, идеальной ситуации. Определение угроз безопасности как "совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства", во-первых, тавтологично, а во-вторых, побуждает многих исследователей к выделению генеративным путем максимального числа негативных факторов и приводит к составлению весьма обширного, трудно поддающегося конкретизации и оценке спектра причин, оказывающих отрицательное воздействие на процесс развития. Автор настоящей статьи предпринимает попытку с позиций системного анализа выяснить действительное содержание ключевых понятий общей теории безопасности.
Киреева Н. - О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности c. 11-26

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63868

Аннотация: Принятый в общей теории безопасности понятийный аппарат, к сожалению, нельзя считать сформировавшимся. Утвердившаяся в отечественной законодательной практике формулировка, определяющая безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" представляется неудачной, так как категория "состояние" характеризует явления с точки зрения их изменчивости и не позволяет выявить в них общие сущностные черты. Толкование же безопасности как "защищенности" выглядит прямолинейным и упрощенным, поскольку подразумевает возможность достижения недостижимой, идеальной ситуации. Определение угроз безопасности как "совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства", во-первых, тавтологично, а во-вторых, побуждает многих исследователей к выделению генеративным путем максимального числа негативных факторов и приводит к составлению весьма обширного, трудно поддающегося конкретизации и оценке спектра причин, оказывающих отрицательное воздействие на процесс развития. Автор настоящей статьи предпринимает попытку с позиций системного анализа выяснить действительное содержание ключевых понятий общей теории безопасности.
Морева Е.Л., Бекулова С.Р. - Стратегии устойчивого развития североамериканских стран, Китая и Индии как фактор безопасности арктического региона c. 13-27

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.1.39290

EDN: BWBDBX

Аннотация: Арктика, как объект современного внимания, представляет собой центр притяжения не только арктических и приарктических стран, но и стран, которые находятся на довольно отдаленном расстоянии от Северного полушария. Высокий интерес к освоению Арктики вызван геополитическими, экономическими и иными факторами. В этих условиях Арктика становится зоной пересечения интересов многих стран. Активизация и расширение экономической деятельности ранее действующих и новых игроков в Арктике может представлять как реальные и потенциальные угрозы, так и потенциал. В этой связи актуален анализ иностранных арктических стратегий и изучение зарубежного опыта по развитию Арктики. Цель работы состоит в анализе арктических стратегий США, Канады, Китая, и Индии на предмет соответствия их национальных интересов региональному (арктическому) развитию, а также поиске возможностей использования их лучших практик обеспечения устойчивого развития в России. Предметом исследования выступают механизмы управления развитием арктических и приарктических территорий. Методологической основой настоящего исследования выступают системный, сравнительный анализ, методы синтеза, индукции и дедукции. Выявлено, что модели политики поддержки устойчивого развития Арктики стран североамериканского континента демонстрируют неоднозначную эффективность своей реализации. Показано, что большие перспективы поддержки устойчивого развития Арктики содержат формирующиеся и развивающиеся сегодня модели государственной арктической политики Китая и Индии.
Володин С.Ф. - Анализ концепта «контртеррор» в современной зарубежной литературе c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.6.69221

EDN: VUPGEV

Аннотация: Целью статьи является критическое осмысление концепта «контртеррор» в контексте так называемых моделей (стратегий) контртерроризма. Борьба с террором не замыкается на самой себе, она имеет отношение к национальным интересам и тем факторам и силам, которые препятствуют их воплощению. При рассмотрении же конкретной системы контртеррора на национальном уровне важно принимать во внимание как культурно-исторические предпосылки и фундаментальные факторы, порождающие узловые противоречия в обществе, так и текущие, ситуационные переменные, относящиеся к нарастанию террористических угроз. Лишь при учете этих факторов и текущих, ситуационных переменных, вызывающих рост радикальных и экстремистских взглядов в обществе, можно определить долговременную логику действий в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Автор критически осмысливает концепт «контртеррор» в контексте так называемых моделей (стратегий) контртерроризма, активно разрабатываемых в современной западной историографии. Достижению поставленной цели служит раскрытие содержания каждой из этих моделей в контексте критической методологии. Основными выводами предлагаемой статьи являются то, что борьба с терроризмом должна опираться на мощные системы идейно-политических и силовых структур. Ключевое место здесь отводится долговременным стратегическим целям, имеющим отношение к коренным причинам терроризма. Цели национальной безопасности и угрозы, а, значит, и направления действий должны быть определены и представлены в регулярно обновляемых доктринальных документах. Значимыми, с точки зрения зарубежных исследователей, являются как уровень владения тактическим арсеналом жестких и мягких подходов, инструментальной и/или политико-символической логикой действий, так и учет культурно-исторических особенностей конкретного общества. Теоретический анализ в этом контексте помогает определить долговременную логику действий КТ при принятии необходимых управленческих решений с учетом международного и национального опыта.
Рабкин С.В. - Арктический макрорегион: поиск новой институциональной модели взаимоотношений Федерального центра и регионов c. 21-33

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.21668

Аннотация: Предметом исследования является формирование новой институциональной модели взаимоотношений Федерального центра и регионов, направленной на реализацию национальных приоритетов развития в Арктическом макрорегионе. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как современные направления развития модели российского федерализма и реализации государственной региональной политики, развития системы стратегического планирования, институционализации критериев обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. В качестве институциональной основы развития территорий входящих в Российскую зону Арктики определяются критерии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, обозначенные новой редакцией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Основываясь на методологии институционального анализа и методах политической регионалистики, делаются выводы о необходимости совершенствования региональной политики и переходу к горизонтальной модели интеграции. В целях повышения эффективности стратегического планирования регионального развития предлагается вернуться к практике разработки научно-обоснованных схем развития и размещения производительных сил территорий. Указывается на необходимость согласования социально-экономических программ развития субъектов Федерации, исходя из общей концепции развития макрорегиона, в т.ч. реализации транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и прилегающих к ней территорий.
Дубень А.К. - Теоретико-методологические основы информационной безопасности c. 48-54

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.2.40068

EDN: ALNSVX

Аннотация: Статья посвящена теоретическим и методологическим основам обеспечения информационной безопасности государства. Информационные войны в мировом информационном пространстве стали актуальной угрозой безопасности и суверенитету России. Статья посвящена анализу теоретических основ и методологии изучения механизма обеспечения информационной безопасности, раскрытию сущностных признаков и особенностей, структуры очерченной категории. Раскрывая сущностные аспекты информационной безопасности, исследуется уровень ее обеспечения в России. Целью работы является оценка эффективности государственного программно-целевого планирования в области информационной безопасности, выявление проблемных зон в этой сфере. В статье выполнен обзор нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы информационной безопасности.   Особым вкладом в исследовании автора считается то, что специфика системы специальных методов в исследуемой теме проявляется в комплементарности регулирования, определенной ключевыми векторами. При этом ключевой методологической функцией информационного права является формирование совокупности инструментов, целенаправленно предназначенных для регулирования отношений в информационной сфере в соответствии с объективными закономерностями динамического развития глобального информационного общества и существующей государственной политики цифровизации. Вместе с тем совокупность правовых методов регулирования общественных отношений в связи с противодействием угрозам и вызовам безопасности личности, общества и государства в информационной среде, основываясь на методах, трансформируются исходя из специфики предметной области.
Горян Э.В. - Концепция национальной безопасности Китая в «новую эпоху»: предварительные итоги ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая c. 49-61

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39220

EDN: KERJFF

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере международной безопасности, возникающие при осуществлении Китайской Народной Республикой государственного суверенитета. Предмет исследования представлен нормативно-правовыми актами и источниками «мягкого права» Китая, а также доктринальными разработками китайских и российских ученых в сфере национальной безопасности. Рассматривается продвигаемая в международных отношениях идея «сообщества единой судьбы человечества». Характеризуются объективные предпосылки уточнения концепции национальной безопасности как признаки наступления «эпохи перемен» в международных отношениях. Определяется роль выступления генерального секретаря Си Цзиньпиня на открытии ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в закреплении содержания внешнеполитического и внутриполитического курса государства. Концепция национальной безопасности Китая воплощается в модели «всеобъемлющей концепции безопасности», её реализация в «новую эпоху» имеет следующие особенности. Во-первых, это усиление координации и позитивного взаимодействия с другими крупными государствами для построения отношений, отличающихся мирным сосуществованием, общей стабильностью и сбалансированным развитием. Такие отношения помогут противодействовать односторонним экономическим санкциям. Во-вторых, это государственная поддержка сектора ключевых технологий как противовес радикальным мерам торговой политики недружественных стран. В-третьих, это прямая зависимость национальной безопасности от социальной стабильности. И наконец, это продвижение идеи о «новом международном порядке» как закономерном выходе из тупикового развития однополярной миросистемы, в которой страны, представляющие десятую часть человечества. Новый тип глобального порядка делает упор на мир, развитие, равенство и демократию. Эта идея китайского руководства пользуется большой популярностью во всем мире и резко контрастирует с анахроничными принципами нынешней системы.
Николаев И.В. - Вербально-символическая структура официального дискурса национальной безопасности России в 2009–2019 гг. c. 50-58

DOI:
10.7256/2454-0668.2019.6.31880

Аннотация: Объектом исследования выступают вербально-символические структуры официального дискурса национальной безопасности России, сконструированные в стратегиях национальной безопасности 2009 г. и 2015 г., а также в посланиях президента России Федеральному Собранию 2009-2019 гг. Предметом исследования является трансформация смыслового содержания и семиотических связей базовых концептов, выявленных в Стратегиях, в условиях бытования в дискурсе посланий президента. Особое внимание в статье уделяется изменениям ключевого концепта "безопасность". Целью исследования было выявление степени соответствия вербально-символической структуры официального президентского дискурса безопасности ранее заявленным в Стратегиях, а также выявление возможностей конъюнктурной трансформации вербальных символов безопасности. В исследовании в качестве метода первичной обработки информации использован качественный контент-анализ, основанный на принципах социального конструкционизма и идеях дискурсивного конструирования реальности. Основным результатом исследования является подтвержденный факт конъюнктурной трансформации дискурса национальной безопасности в посланиях президента Федеральному Собранию. Утверждается, что в период 2009-2012 года дискурс власти по поводу безопасности соответствовал заявленной в Стратегии национальной безопасности 2009 года вербально-символической структуре. С 2012 года наблюдается трансформация трактовки безопасности, выражающаяся в наделении ее геополитическим смыслом в ущерб социальному и экономическому. Новизна исследования состоит в применении методики контент-анализа и конструирования символических структур в отношении правовых актов, а также в выявлении закономерностей конъюнктурных трансформаций вербальных символов Стратегий в условиях политического дискурса.
Рувинский Р.З., Тарасов А.А. - «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена c. 72-88

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33021

Аннотация: Статья посвящена выявлению и изучению доктринальных оснований и исторических предпосылок «Системы социального кредита (доверия)» (ССК) – проекта, реализуемого в Китайской Народной Республике с начала 2000-х годов и в настоящее время «экспортируемого» из КНР в другие страны мира. В ходе исследования проанализированы как специфически национальные, китайские источники и предпосылки формирования современной системы социального рейтингования и контроля, так и вненациональные, относящиеся, прежде всего, к истории западноевропейской политико-правовой мысли, западным социальным институтам. Рассматривая «Систему социального кредита» как технологию осуществления контроля и надзора за обществом, авторы обнаруживают её истоки в проекте «Паноптикума» Дж. Бентама, тейлористской философии менеджмента, конфуцианской и легистской традициях имперского Китая, идеях и институтах эпохи китайской культурной революции, а также американских системах финансового скоринга. В ходе исследования авторами использовались исторический, системный, сравнительно-правовой методы, методы деконструкции, социально-философского и политического анализа. Статья написана с учётом новейших публикаций, посвящённых рассматриваемым проблемам. Непосредственному анализу подверглись доктринальные источники: работы Дж. Бентама, Ф. Тейлора и др. авторов. Настоящая работа представляет собой первое в отечественной науке исследование исторических и доктринальных предпосылок китайской «Системы социального кредита». Она развивает наработки зарубежных учёных, рассматривавших историю становления ССК. Впервые конфуцианские идеи и идеи школы фацзя («законников») интерпретированы в качестве дополняющих друг друга источников современной системы социального контроля, развёрнутой в КНР. Подробно описывается процесс, в ходе которого руководство КНР осознавало необходимость построения ССК, анализируются задачи, возлагаемые на данную технологию. Как отмечают авторы статьи, китайская ССК и связанные с ней технологии контроля оказываются своеобразным «мостом», связывающим «западную» историю развития общественных институтов с типично «восточными» политическими и общественно-культурными традициями. В Заключении обращается внимание как на положительные моменты внедрения механизмов ССК, так и на «теневую» сторону их внедрения, «реверс» этого процесса и все сопутствующие этому проблемы.
Морева Е.Л., Оболенская Л.В., Бекулова С.Р. - К вопросу о выборе организационной формы цифрового пространства для безопасного развития российского бизнеса c. 117-134

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.5.39048

EDN: GUKLAB

Аннотация: В условиях общемирового тренда цифровой трансформации промышленности формирование цифровых пространств является одной из важных задач бизнеса и национальных экономик. Многоообразие форм цифровых пространств в современной промышленности обусловило необходимость их теоретического упорядочивания, структурирования и классификации для создания условий наиболее корректного выбора формы его воплощения на практике. Целью настоящей работы является решение проблемы выборы оптимальной формы организации цифрового пространства для повышения безопасности развития бизнеса и национальной экономики. Объектом исследования выступает процесс цифровой трансформации современной экономики и промышленности. Предметом исследования являются формы организации цифровых пространств в современной промышленности. Проведенный анализ форм организации цифровых пространств свидетельствует об их многообразии и сложности. Показано, как организация цифрового пространства, подходящего бизнесу, повышает эффективность его функционирования. Особое внимание уделено анализу последствий перехода к цифровой бизнес-модели. Установлено, что выбор формы организации цифрового пространства возвращается к особенностям функционирования бизнеса. Одним из основным критериев выбора формы организации цифрового пространства является то, как действует бизнес: самостоятельно или в рамках цепочки добавленной стоимости. Показано, что одним из последствий тенденции поступательного роста потоков цифровых данных между разными субъектами разных уровней является появление и усугубление дисбалансов их цифровых пространств. В этих условиях необходимо участие государства для обеспечения безопасности развития бизнеса и национальной экономики.
Дубень А.К. - Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности c. 145-151

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39440

EDN: ZSPBCC

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем правового обеспечения информационных процессов - взаимосвязи правового обеспечения информационной безопасности и вопросов правового воздействия на информационную систему. Дается авторское определение и основные положения правового обеспечения информационной безопасности. Делается вывод, что в условиях российского правового механизма обеспечения информационной безопасности необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования защиты информационного пространства государства и ее информационной инфраструктуры. Отдельно отмечается, что терминологическая неопределенность и противоречивость понятийного аппарата нередко становятся проблемой толкования норм права, осуществляемого на этапе правоприменительной деятельности. Без четкого текстуального выражения соблюдение и применение правовых норм невозможно. Указанная проблема более всего усугубляется, когда отсутствует законодательный или научный консенсус по поводу значения понятий, имеющих фундаментальный характер для конкретной правовой отрасли. К подобным случаям относится и несовершенство понятия «информационная безопасность».    Новизна исследования заключается в том, что наиболее распространенной проблемой в отношении подходов к определению понятия информационной безопасности является то, что указанные подходы так или иначе «замыкаются» вокруг легального определения, сформулированного законодателем. Информационная безопасность рассматривается в качестве разновидности национальной безопасности, в связи с чем подчеркивается ее широкое общественное и публично-правовое значение. Нельзя не отметить, что действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации отличается некоторыми политическими аспектами, соответствующими сложившейся политической конъюнктуре взаимоотношений между Россией и иными странами. Так, подчеркивается, что увеличивается количество компьютерных атак на российские информационные ресурсы, большая часть которых осуществляется с территорий иностранных государств.
Шелков А.Б., Шульц В.Л., Кульба В.В., Чернов И.В. - Сценарный анализ эффективности управления региональной безопасностью

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.11319

Аннотация: Приведены результаты анализа ключевых проблем управления региональной безопасностью, целью которого является обеспечение устойчивого бескризисного социально – экономического развития регионов России в условиях воздействия внешних и внутренних угроз различной природы. Приведены результаты анализа основных аспектов внешней и внутренней сторон региональной безопасности. Рассмотрены проблемы противодействия различным проявлениям экстремистского характера, а также предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Показано, что в условиях глобализации, роста взаимозависимости экономических и социальных систем различных стран, а также интенсивного развития глобального информационного общества, предпосылками для нарушения социальной стабильности могут являться внешние деструктивные информационные воздействия на выбранные целевые аудитории и определенные социальные группы. Проведен анализ эффективности использования сценарного подхода при решении задач управления региональной безопасностью. Для решения поставленных задач с использованием аппарата знаковых орграфов разработана базовая интегрированная многофакторная модель, позволяющая проводить опережающий сценарный анализ процессов развития ситуации в социальной и смежных сферах. Приведены результаты сценарного исследования разработанной модели. Показано, что эффективная организация процессов управления противодействием внешним деструктивным информационным воздействиям, а также процессов планирования, подготовки и реализации активных информационных кампаний, направленных на поддержку усилий по обеспечению социальной стабильности и противодействию различным экстремистским проявлениям в регионе, способна существенным образом повысить уровень региональной безопасности.
Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. - Сценарный анализ эффективности управления региональной безопасностью c. 188-206

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.64095

Аннотация: Приведены результаты анализа ключевых проблем управления региональной безопасностью, целью которого является обеспечение устойчивого бескризисного социально – экономического развития регионов России в условиях воздействия внешних и внутренних угроз различной природы. Приведены результаты анализа основных аспектов внешней и внутренней сторон региональной безопасности. Рассмотрены проблемы противодействия различным проявлениям экстремистского характера, а также предупреждения межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Показано, что в условиях глобализации, роста взаимозависимости экономических и социальных систем различных стран, а также интенсивного развития глобального информационного общества, предпосылками для нарушения социальной стабильности могут являться внешние деструктивные информационные воздействия на выбранные целевые аудитории и определенные социальные группы. Проведен анализ эффективности использования сценарного подхода при решении задач управления региональной безопасностью. Для решения поставленных задач с использованием аппарата знаковых орграфов разработана базовая интегрированная многофакторная модель, позволяющая проводить опережающий сценарный анализ процессов развития ситуации в социальной и смежных сферах. Приведены результаты сценарного исследования разработанной модели. Показано, что эффективная организация процессов управления противодействием внешним деструктивным информационным воздействиям, а также процессов планирования, подготовки и реализации активных информационных кампаний, направленных на поддержку усилий по обеспечению социальной стабильности и противодействию различным экстремистским проявлениям в регионе, способна существенным образом повысить уровень региональной безопасности.
Скорочкин А.А. - Геополитические аспекты использования методов анализа международных конфликтов в контексте обеспечения энергетической безопасности РФ на мировых сырьевых рынках c. 396-402

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.3.62810

Аннотация: Цель данной статьи заключается в обосновании возможности рассмотрения угроз энергетической безопасности России с точки зрения системных свойств нестабильности и напряженности в межгосударственных отношениях по поводу энергоресурсов. Основываясь на значимости топливно-энергетического комплекса для обеспечения устойчивого развития экономики, энергетическая безопасность рассматривается как важнейшая составляющая безопасности национальной. Работа проводится в контексте фундаментальной проблемы конечности ресурсов и острой конкурентной борьбы за стабильность импортных поставок, диверсификацию рынков сбыта и справедливое ценообразование. Очень вероятный конфликтный характер протекания отношений, в которые, как правило, включено несколько игроков с различным характером мотивов и интересов делает актуальным для целей прогнозирования состояния энергетической безопасности рассматривать современные методы анализа конфликтов, а именно фазово-факторную модель анализа международных конфликтов. Данная модель рассматривает конфликт как последовательность фаз, каждая из которых определяется неким набором параметров, представляющих из себя множество закономерных событий или явлений, выявленных путем предварительного исторического анализа сходных ситуаций и сгруппированных по различным тематическим направлениям. Данный инструментарий является пригодным для практического применения при построении прогноза перспективного развития межгосударственных отношений в области энергетической безопасности.
Карпович О.Г. - Новые вызовы и угрозы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.20022

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31 декабря 2015 года. Объект исследования – национальная безопасность Российской Федерации; предмет исследования – новые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, формы. Методы и направления ее обеспечения. Цель настоящего исследования – дать комплексную оценку новой Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ применительно к текущей внешнеполитической обстановке и проанализировать характер и содержание новых вызовов и угроз (таких как цветные революции, новые формы международного терроризма, гибридные войны), впервые указанных в новой редакции настоящей Стратегии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года представляет собой основополагающий (доктринальный) документ стратегического планирования политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, в котором сформулированы цели, задачи, направления и приоритеты внешней и внутренней политики РФ в сфере безопасности; в установленном порядке, в соответствии с внутренней иерархией представлены национальные интересы РФ, вызовы и угрозы е безопасности, в том числе – новейшие, не входившие ранее в сферу внимания аналогичных документов: новейшие виды сетевого международного терроризма, цветные революции, государственные перевороты, гибридные войны. Это делает Стратегию предельно четким, конкретным и рабочим документом, содержащим не только точные (с правовой и фактической точек зрения) оценки причин кризиса на Украине, гражданской войны в Сирии, причин возникновения международного террористического альянса во главе с ИГИЛ, а также роли цветных революций в этих процессах, но и мировоззренческие оценки и установки, формирующие объективную картину мира.
Карпович О.Г. - Новые вызовы и угрозы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации c. 579-587

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68292

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31 декабря 2015 года. Объект исследования – национальная безопасность Российской Федерации; предмет исследования – новые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, формы. Методы и направления ее обеспечения. Цель настоящего исследования – дать комплексную оценку новой Стратегии обеспечения национальной безопасности РФ применительно к текущей внешнеполитической обстановке и проанализировать характер и содержание новых вызовов и угроз (таких как цветные революции, новые формы международного терроризма, гибридные войны), впервые указанных в новой редакции настоящей Стратегии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года представляет собой основополагающий (доктринальный) документ стратегического планирования политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, в котором сформулированы цели, задачи, направления и приоритеты внешней и внутренней политики РФ в сфере безопасности; в установленном порядке, в соответствии с внутренней иерархией представлены национальные интересы РФ, вызовы и угрозы е безопасности, в том числе – новейшие, не входившие ранее в сферу внимания аналогичных документов: новейшие виды сетевого международного терроризма, цветные революции, государственные перевороты, гибридные войны. Это делает Стратегию предельно четким, конкретным и рабочим документом, содержащим не только точные (с правовой и фактической точек зрения) оценки причин кризиса на Украине, гражданской войны в Сирии, причин возникновения международного террористического альянса во главе с ИГИЛ, а также роли цветных революций в этих процессах, но и мировоззренческие оценки и установки, формирующие объективную картину мира.
Урсул А.Д. - Перспективы безопасного будущего: направления разработки концепции устойчивого развития

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.13821

Аннотация: В связи с проблемой выживания человечества и сохранения биосферы предметом данной статьи является концептуальное содержание новой стратегии развития мирового сообщества, принятой ООН. Устойчивое развитие рассматривается как глобальный цивилизационный процесс, разрешающий основное социоприродное противоречие между растущими потребностями человечества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Этот будущий тип развития представляется как глобально управляемая системно-сбалансированная социоприродная эволюция, не разрушающая окружающую природную среду и обеспечивающая выживание и безопасное неопределенно долгое существование человечества. Обсуждаются концептуальные основы устойчивого развития, отличие современной модели цивилизационного процесса от общества устойчивого будущего, целью которого является становление ноосферы (сферы разума). Применяются историко-эволюционный, глобальный, прогностический и системный подходы к анализу проблем формирования концепции и теории устойчивого развития и исследованию проблем безопасности. Новизна данного исследования заключается в акценте на необходимости расширения трактовки анализируемого типа развития, распространения его на новые направления и сферы человеческой деятельности. Особое внимание уделено глобальному измерению рассматриваемого типа эволюции, проблеме демографической устойчивости и трактовки устойчивого развития на базе понятия безопасности. Особое внимание уделено природе экологической безопасности и связи безопасности и развития как фундаментальных категорий современной науки. Акцентируется внимание на необходимости расширения трактовки концепции и понятия устойчивого развития, указаны основные векторы такого расширения, что позволит более эффективно реализовать соответствующую адекватную стратегию в практической деятельности в национальном и глобальном масштабах. Предлагается в более широком плане под устойчивым развитием понимать нерегрессивный, т.е. наиболее безопасный тип эволюции, направленной на сохранение цивилизации и биосферы, их сосуществование и коэволюцию.
Урсул А.Д. - Перспективы безопасного будущего: направления разработки концепции устойчивого развития c. 856-873

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.65734

Аннотация: В связи с проблемой выживания человечества и сохранения биосферы предметом данной статьи является концептуальное содержание новой стратегии развития мирового сообщества, принятой ООН. Устойчивое развитие рассматривается как глобальный цивилизационный процесс, разрешающий основное социоприродное противоречие между растущими потребностями человечества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Этот будущий тип развития представляется как глобально управляемая системно-сбалансированная социоприродная эволюция, не разрушающая окружающую природную среду и обеспечивающая выживание и безопасное неопределенно долгое существование человечества. Обсуждаются концептуальные основы устойчивого развития, отличие современной модели цивилизационного процесса от общества устойчивого будущего, целью которого является становление ноосферы (сферы разума). Применяются историко-эволюционный, глобальный, прогностический и системный подходы к анализу проблем формирования концепции и теории устойчивого развития и исследованию проблем безопасности. Новизна данного исследования заключается в акценте на необходимости расширения трактовки анализируемого типа развития, распространения его на новые направления и сферы человеческой деятельности. Особое внимание уделено глобальному измерению рассматриваемого типа эволюции, проблеме демографической устойчивости и трактовки устойчивого развития на базе понятия безопасности. Особое внимание уделено природе экологической безопасности и связи безопасности и развития как фундаментальных категорий современной науки. Акцентируется внимание на необходимости расширения трактовки концепции и понятия устойчивого развития, указаны основные векторы такого расширения, что позволит более эффективно реализовать соответствующую адекватную стратегию в практической деятельности в национальном и глобальном масштабах. Предлагается в более широком плане под устойчивым развитием понимать нерегрессивный, т.е. наиболее безопасный тип эволюции, направленной на сохранение цивилизации и биосферы, их сосуществование и коэволюцию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.