по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 15-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Информационное обеспечение национальной безопасности
Косинова С.Н. - Обеспечение безопасности интернет-пространства посредством "новой многополярности" c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.1.37575

Аннотация: В статье автор обращается к теме управления интернетом как одной из актуальных проблем международных отношений. Регулирование интернета в данном контексте рассматривается как новая область мировой политики, роль которой в виду экономического, политического и культурного потенциала будет возрастать в ближайшее время. В ходе исследования рассматриваются подходы разных стран и международных организаций к обеспечению безопасности Интернет-пространства посредством управления им. Автор анализирует эволюцию подходов к управлению интернетом и специфику роста вовлеченности акторов в данный процесс. Рассматриваются различные акторы, влияющие на информационную безопасность. Особым вкладом автора в исследование темы является рассмотрение исторической ретроспективы межгосударственных взаимодействий, непосредственно влияющей на развитие технологий во всем мире. Анализируются различные методы коммуникаций, а также ключевые принципы и ценности, которыми должны руководствоваться субъекты процесса управления интернетом. В ходе исследования упоминается необходимость участия развивающихся стран в существующих механизмах управления Интернетом. Автор выделяет различные научные подходы к регулированию интернет-пространства, используемые для предотвращения угроз глобальной безопасности. В данной статье делается вывод о преобладающей роли подхода к регулированию интернет-пространства посредством "новой многополярности".
Технологии и методология в системах безопасности
Басаева Е.К., Каменецкий Е.С., Хосаева З.Х., Баранов О.А. - Моделирование террористической активности в РСО-А c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.1.36574

Аннотация: Предметом исследования является моделирование и прогнозирование террористической и экстремистской активности РСО-А. Эта задача является актуальной, поскольку террористическая активность во всем мире остается в течение последних лет весьма высокой и даже грубый прогноз позволяет принять превентивные меры в случае возможного обострения обстановки. Обычно для прогнозирования используют анализ механизмов радикализации и формирования экстремистских групп. При этом применяются методы теории игр и машинного обучения и модели распространения эпидемических заболеваний. Во всех случаях для верификации моделей требуется большой объем исходной информации, которая, как правило, отсутствует. Кроме того, эти модели применимы только для регионов с достаточно высоким уровнем экстремистской и террористической активности. В работе предлагается метод прогнозирования террористической и экстремистской активности для регионов, где ее уровень низок. Метод основан на предположении о том, что лица не удовлетворенные своим социальным статусом и не видящие перспектив его улучшения вовлекаются в различные радикальные группировки и/или склоняются к экстремизму и терроризму. Поскольку попасть в радикальную группировку, деятельность которой не запрещена законом, существенно легче, рост интенсивности вовлечения в них опережает рост экстремистской и террористической активности и является ее предвестником. Метод апробирован на примере Республики Северная Осетия-Алания, в которой типичной радикальной группой являются приверженцы радикального ислама. Показано, что для РСО-А террористическая активность в регионе может быть спрогнозирована по интенсивности вовлечения в радикальные группировки с лагом в два года. Предложенная модель позволяет удовлетворительно оценить изменение террористической активности в республике Северная Осетия-Алания за период 2015–2019 гг.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Швец Я.В., Дорожкова П.М. - СМИ в системе управления информационной безопасностью России c. 20-27

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.1.26058

Аннотация: Объектом исследования является официальная позиция власти относительно информационной безопасности страны и официального взгляда на то, какую роль в этой сложной системе призваны занимать средства массовой информации. Отдельное внимание авторы уделяют недавним изменениям в этой сфере и анализу того, какие меры были приняты государством для регуляции вопроса информационной безопасности. Особое внимание акцентируется на нормативно-правовых актах, которые являются законодательными инициативами стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При работе над статьей авторами делался акцент на использование социологического, системного и институциональных методов исследования . Основным выводом исследуемой проблематики является осознанность понимания того, что средства массовой информации оказывают сильнейшее влияние на общественное сознание. В этом случае важно понимать, кто именно использует СМИ как инструмент манипуляции, поскольку адекватный анализ этих процессов позволит обеспечить национальную и информационную безопасность. В частности, обосновывается особая роль института телевидения, как основного средства социального контроля посредством соответствующего представления и интерпретации общественной реальности.
Научно-техническое обеспечение национальной безопасности
Новиков А.В. - Прогнозирование риска террористических актов на основе алгоритмов машинного обучения c. 28-44

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.1.36596

Аннотация: Данная статья посвящена анализу и прогнозированию риска террористических актов на основе сравнения различных алгоритмов машинного обучения. Для того чтобы определить важнейшие показатели всесторонне рассматриваются более тридцати внешних и внутренних факторов риска путем их количественной оценки и строится начальный набор исходных данных. В исследовании анализируются многомерные социально-экономические и политические данные для 136 стран за период с 1992 по 2020 год. Также прогнозируются четыре показателя, отражающие предполагаемую успешность террористических атак, вероятность получения социально-экономических последствий и общего ущерба от терроризма. Помимо классических моделей анализа проводится сравнение эффективности других четырех алгоритмов машинного обучения, которые могут быть использованы для анализа многомерных данных. Для прогнозирования риска террористических атак создается модель случайного леса, а также на основе статистических критериев оценивается эффективность и точность модели. Для определения важнейших исходных показателей использовался метод рекурсивного устранения признаков в случайном лесу. Главный результат данного исследования заключается в определении важнейших показателей прогнозирования риска терроризма и сокращении избыточных индикаторов, что позволяет улучшить понимание основных характеристик нападений. Между тем, результаты показывают, что необходимо принимать надлежащие упреждающие меры не только в виде силовых операций задержания, разведки и реагирования, но и по улучшению стабильности государства, достижения социального равновесия и повышения качества жизни граждан.
Внутренние угрозы и контрмеры
Тиханычев О.В. - Модели на основе «смещения оценки» как инструмент прогнозирования потенциальных угроз c. 45-54

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.1.36163

Аннотация: В статистике известно явление, называемое «смещение оценки». Оно определяется тем, что при самопроизвольном формировании исследуемых выборок при социальных исследованиях, возникает своеобразный «сдвиг», определяемый мотивацией респондентов. Анализ показывает, что подобное явление имеет место во многих областях оценки, связанных с человеком: написании отзывов о продуктах и услугах, проведении опросов, формировании заявок. Данный принцип может проявиться в формировании общественного мнения по социально значимым вопросам: при проведении выборов, референдумов и тому подобное. Более того, знание принципа «смещения» может быть использовано для организации намеренного «сдвига» результатов социально значимых опросов. Примеры такого использования – технологии «цветных» революций, осуществляемых относительно небольшими группами людей или известный метод так называемого «умного голосования». С использованием общенаучных методов анализа и синтеза в статье показаны возможные подходы к формированию подобных «сдвигов», проанализированы возможные последствия реализации таких технологий и сформулированы предложения по противодействию им. Сделан вывод, что целенаправленное использование технологий «смещения» оценки может приводить к возникновению конфликтов интересов разных групп общества и власти, но она до настоящего времени не могла быть исправлена в связи с отсутствием соответствующих механизмов противодействия. Разработка механизмов оценки последствий «смещения» и противодействия ему, теоретически может обеспечить противодействие использованию внешних воздействий для дестабилизации государства в случае намеренного использования «сдвига». В случае случайного формирования «смещения», методы прогнозирования обеспечат обнаружение ошибки. Сделаны выводы о том, что предлагаемая методика оценки «смещения» не просто теория, её реализация будет иметь практический эффект, заключающийся в повышении устойчивости системы государственного и муниципального управления.
Вакарёв А.А., Виноградов В.В., Бурдюгова О.М., Иевлева Н.В., Сычева А.В. - Преодоление кризиса COVID-19: реиндустриализация современной России c. 55-70

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.1.37339

Аннотация: Современный кризис COVID-19 знаменовал собою необходимость смены парадигм развития мировой экономики с финансовой на производственную. Наиболее ясно это в настоящее время осознано в США, стране мировом лидере, который уже несколько лет ведет активную деятельность по решорингу своих предприятий реального сектора экономики. Россия на этом фоне уже имеет некоторое отставание, ещё практически не начав возрождения своей некогда мощной индустрии. Кроме того, даже те немногие индустриальные проекты, которые реализуются, в основном направлены на развитие добывающих отраслей и производство продукции первичного передела. Данное положение дел нуждается в коррекции, в основу которой должен быть положен широкий комплекс мероприятий научного, организационного и технологического характера, затрагивающий не только Российскую Федерацию, но и интегрируя большое число союзных и сопредельных стран. В целях преодоления существующих проблем, таким образом, можно высказать некоторые рекомендации, которые было бы целесообразно реализовать: - осуществить систему полномасштабного изучения диалектики смен финансовой и производственной парадигм; - разработать четкие концепции финансового и производственного социально-экономического развития; - разработать единую государственную программу реиндустриализации страны с учетом её осуществления на отечественной сырьевой базе; - сформировать стратегию интеграции экономик стран СНГ для повышения их конкурентоспособности; - сформировать эффективную систему стимулирования реального производства на основе оптимизации налогообложения и развития государственного инвестирования; - создать логистическую систему поставок отечественной продукции или продукции альянса, сформированного на базе Шанхайской организации сотрудничества; - определить концепцию владения производственными мощностями реального сектора экономики российским государством и бизнесом; - создать систему развития и использования инновационного потенциала России в том числе в её регионах; - создать систему регулирования инфляционными процессами в интересах реального сектора экономики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.