по
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations" > Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations"
Номер подписан в печать: 1-6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2454-0633
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2013
Актуальный вопрос
Саврыга К.П. - Частные военные и охранные компании по международному праву

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10098

Аннотация: Последние двадцать лет с момента окончания холодной войны ознаменовались серьезными изменениями в организации вооруженных сил по всему миру. Одним из таких изменений, несомненно, является приватизация части функций, которые раньше считались исключительно военными. На сегодняшний момент, правовой статус ЧВОК является черной дырой в международном праве. В статье рассматривает вопрос о статусе сотрудников ЧВОК в ходе боевых действий, а так же вопрос соотношения с наемничеством.Рассматривая этот вопрос, мы можем прийти к выводу о неидентичности данных понятий. Решая вопрос о правовом статусе сотрудников ЧВОК во время конфликта, автор приходит к выводу, что несмотря на то, что сотрудники ЧВОК могут приобрести статус комбатантов, в большинстве своем они не удовлетворяют требованиям, выдвигаемыми Женевскими конвенциями для получения данного статуса. Таким образом, мы можем заключить, что основным статусом сотрудников ЧВОК во время военного конфликта является правовой статус гражданского лица.
Саврыга К.П. - Частные военные и охранные компании по международному праву c. 456-464

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63531

Аннотация: In the last 20 years since the Cold War has ended the organization of armed forces around the world changed considerably. One of such changes includes privatization of part of the functions, which were earlier recognized as purely military ones. Currently the status of private military and security companies is the “black hole” in the international law. The article concerns the issue of the status of the PMSC staff in the armed conflict and their correlation with those of mercenary. When evaluating this issue we can draw a conclusion that these two types are not identical. The author comes to a conclusion that while the PMSC staff may gain the combatant status, in most cases they fail to meet the requirements of the Geneva Conventions for this status. Therefore, the primary status of the PMSC staff during an armed conflict is that of civilian persons.
Международные организации и развитие отдельных отраслей МПП
Ганюшкина Е.Б. - Влияние глобализации на формирование международного экономического права

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10502

Аннотация: В статье анализируется само понятие "глобализация", его природа, сущность. факторы, влияющие на становление этого объективного длящегося процесса с точки зрения разных авторов. Констатируется отсутствие единообразного определения темрмина "глобализация", анализируется проявление элементов глобализации в международном экономическом правопорядке, а именно в международной торговой системе, валютно-финансовой системе и инвестиционной системе. Выявлены пути развития международного экономического правопорядка под влиянием процессов глобализации. Продемонстирированы плюсы и минусы процесса глобализации. Глобализация сопоставлена с процессами региональной интеграцией. Доказано, что современная цивилизация несмотря на имеющиеся трудности со временем способна реализовать идеи глобализации. Изучены труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам глобализации. Проанализированы решения международных организаций и материалы международных конференций , затрагивающих проблемы, связанные с процессом глобализации. Использован метод системного анализа, сравнительно-правовой исторический и логичесукий методы. Среди многих граней глобализации отобраны те, что оказывают влияние на формирование международного экономического правопорядка. Выявлены наиболее подходящие с точки зрения международного экономического права определения понятия "глобализация". Отражены факторы, влияющие на развитие международной торговой системы, обуславливающие стабильность валютно-финансовой системы, а также в области иностранных инвестиций. Процессы глобализации имеют больше минусов, чем плюсов. Глобализация тесно связана с проблемой ликвидации разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами, особенно в области финансов и передачи технологии. Преодолеть диспропорции и реализовать идеи глобализации по мнению автора должна региональная интеграция государств на разных уровнях.
Ганюшкина Е.Б. - Влияние глобализации на формирование международного экономического права c. 465-475

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63532

Аннотация: The article concerns the very definition of “globalization”, its nature and elements, as well as the factors influencing the formation of this objectively lasting process from the points of view of various authors. The author points out the lack of uniform definition of the term “globalization”, analyzing the elements of globalization showing themselves within the international legal order, and, more specifically, in the international trade system, currency and finances system and investment system. The author uncovers the ways for the development of international economic legal order under the influence of globalization processes. The author shows positive and negative features of the globalization process. Globalization is compared with the regional integration processes. It is proven, that the modern civilization is capable of implementing the globalization ideas in some time, in spite of the existing difficulties. The author studied the works of Russian and foreign scientists on globalization problems, analyzing the decisions of international organizations and international conference materials regarding the globalization process. The author uses systemic analysis, comparative legal, historical and logical methods. Among the many dimensions of globalization, the author chose those influencing the formation of the international economic order. The author also singles out the definitions of globalization, which are the most suitable from the standpoint of international economic law. The article reflects the factors influencing the development of the international trade system, serving as basis for the sustainability of the currency and financial system, as well as for the stability of foreign investment. Globalization processes have more positive features, than negative ones. Globalization is also closely connected with the problem of liquidation of the gap between the industrially developed and developing state, especially in the sphere of finances and technology transfer. The regional integration of states on various levels should be capable of overcoming disproportions and implementing globalization ideas in the opinion of the author.
Дубинкина С.Н. - Регулирование международной торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации c. 476-487

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63533

Аннотация: The World Trade Organization together with the World Bank and the International Monetary Fun form the modern institutional structure for international economic cooperation. All of the activities of this organization are aimed at liberalization of trade. The basis for the WTO system is mostly formed by the unified global legal platform. Legally speaking the WTO treaties serve as multilateral trade agreements, and joining these agreements considerably lowers the need to conclude bilateral treaties. At the same time, the WTO organizes both bilateral and multilateral treaties among its Member States. The General Agreement on Trade in Services (GATS) being part of the WTO law is the first code of multilateral legally binding norms, regulating international trade in services. The article concerns forms of international trade in services, as well as the key provisions of the GATS, the principles of the international trade in services. Attention is also paid to the measures aimed to protect national interests of the Treaty members.
Полубинская С.В. - Международно-правовые гарантии прав лиц с психическими расстройствами c. 488-497

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63534

Аннотация: The article contains an overview of the main international legal documents of the UN and the Council of Europe concerning the guarantees of rights of persons suffering from the mental disorders. Millions of people around the world suffer from mental disorders. In accordance with the evaluation provided by the World Health Organization (WHO) by 2004 13 per cent of all illnesses were mental disorders. At the same time the persons suffering from mental disorders are often discriminated and their rights are violated, while the social and psychiatric aid to them often fails to meet the modern standards. These circumstances substantiate the interest towards the rights of such persons at the international level. All of the international legal documents in the sphere of human rights may be divided into two categories: those legally binding for the states, which have ratified such an international legal act and the so-called international human rights standards, serving as directives, and guidelines, which may be found in international declarations, resolutions and recommendations, and such acts are mostly adopted by the international organizations. In accordance to the sphere of their application international legal instruments in the sphere of human rights may be divided into universal and regional ones. The former include international legal acts of the UN and its specialized institutions, such as the WHO, and the latter ones are initiated by the regional international organizations. Additionally, the European Court of Human Rights, acting based upon the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, makes decisions on specific cases regarding rights of persons suffering from mental disorder, and, therefore, it forms precedents in this sphere. These precedents may be used together with the international legal acts in order to draft or amend national laws in the sphere of mental health and practice of their application.
Дубинкина С.Н. - Регулирование международной торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.9316

Аннотация: Всемирная торговая организация наряду со Всемирным банком и Международным валютным фондом формирует современную институциональную структуру международного экономического сотрудничества. Вся деятельность этой организации, в конечном счете, преследует главную цель ее создания - либерализацию торговли. Основой системы ВТО является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в заключении двусторонних торговых договоров. При этом в рамках ВТО проходят не только многосторонние переговоры, но и двусторонние переговоры между ее участниками. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), входящее в право ВТО, является первым сводом многосторонних юридически обязательных норм, регулирующих международную торговлю услугами. В статье рассматриваются формы международной торговли услугами, основные положения ГАТС, принципы, сложившиеся в рамках международной торговли услугами. Уделяется внимание мерам по защите национальных интересов участников Соглашения.
Полубинская С.В. - Международно-правовые гарантии прав лиц с психическими расстройствами

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10445

Аннотация: В статье дается обзор основных международно-правовых документов, принятых на уровне ООН, а также Советом Европы, и посвященных гарантиям прав лиц с психическими расстройствами. Психические расстройства затрагивают миллионы людей во всем мире. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) такие расстройства в 2004 г. составляли 13% глобального бремени болезней. При этом лица, страдающие психическими расстройствами, нередко подвергаются дискриминации, их права нарушаются, а оказываемая им психиатрическая и социальная помощь не всегда соответствует современным стандартам. Эти обстоятельства обусловливают внимание к правам таких лиц на международном уровне. Все международно-правовые документы в области прав человека могут быть разделены на две категории - юридически обязательные для государства, ратифицировавшего подобный международный акт, и так называемые «международные стандарты прав человека», представляющие собой директивы, руководящие указания и содержащиеся в международных декларациях, резолюциях или рекомендациях, принимаемых, как правило, международными организациями. По сфере применения международно-правовые инструменты в области прав человека являются универсальными и региональными. К первым относятся международно-правовые акты, принятые, прежде всего, Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями ООН (например, ВОЗ), вторые исходят от международных организаций регионального уровня. Кроме того, действующий на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский суд по правам человека, вынося решения по конкретным делам, касающимся прав лиц с психическими расстройствами, создает прецедентное право в этой области, которое наряду с международно-правовыми актами, может использоваться при подготовке или пересмотре национальных законов в сфере психического здоровья, а также практики их применения.
Международные организации и международное частное право
Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. - Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10356

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению современных тенденций в области правового регулирования международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении. Широкое развитие различных видов транспорта и задача рационализации перевозок грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении требуют выполнения перевозок между различными государствами с участием нескольких видов транспорта. Такие перевозки получили название смешанных (комбинированных). Смешанная перевозка представляет собой последовательное использование двух и более видов транспорта в международном грузовом или пассажирском сообщении, при этом различают непрямую смешанную перевозку (осуществляемую экспедитором) и прямую смешанную перевозку (осуществляемую оператором смешанной перевозки). Прямая смешанная перевозка оформляется одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта. В статье с помощью сравнительно-правового метода исследования авторами проведен детальный анализ норм основного международного договора в области комбинированных перевозок грузов, которым является Женевская конвенция ЮНКТАД 1980 г. о международных смешанных перевозках грузов. Авторы последовательно рассматривают международные нормы, регулирующие основное содержание договоров перевозки грузов, а также ответственность оператора смешанной перевозки за утрату или повреждение груза, претензионный порядок урегулирования разногласий, сроки исковой давности и основания обращения к судебному или арбитражному способам разрешения споров. Впервые в настоящей статье содержится подробное исследование предлагаемого Правительством РФ проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», представляющего собой инструмент национально-правового регулирования данного вида перевозок. Существенным отличием последнего от Женевской конвенции 1980 г. выступает более широкая сфера применения, охватывающая не только комбинированные перевозки грузов, но и перевозки пассажиров и багажа.
Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. - Правовое регулирование международных комбинированных перевозок грузов, пассажиров и багажа c. 498-524

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63535

Аннотация: This article is devoted to the modern tendencies in the sphere of legal regulation of international combined transport of goods, passengers and luggage in the international traffic. Development of a wide rage of transportation and the need to rationalize the transportation of goods, passengers and luggage in the international traffic require use of various types of transportation in the international transportation of goods. Such types of transportation are called combined. A combined transportation is a consecutive use of two or more types of transport in international goods or passengers transport, and they recognize indirect combined transportation (by an expeditor) and direct combined transportation (by the combined transportation operator). The direct combined transportation is registered by the single (turnaround) transportation document, covering all of the types of participating transportation vehicles. Using the comparative legal analysis, the authors provide detailed evaluation of the norms of the key international treaty in the sphere of combined transportation of goods, which is the Geneva Convention of 1980 of the UNCTAD on international combined transportation of goods. The authors provide consecutive analysis of international norms regulating the substantial elements of contracts for the transportation of goods, responsibility of combined transportation operator for the loss or harm to the goods, the complaint procedure for dispute settlement, the limitation period and the bases for claims in court or arbitration institution for dispute resolution. This article also contains the detailed study of the Draft of the Federal Law “On Direct Mixed (Combined) Transportation”, which was provided by the Government of the Russian Federation, and which is aimed to serve as an instrument for the national legal regulation of this type of transportation. Its significant difference from the Geneva Convention of 1980 is a wider range of application, covering combined transportation of passengers and luggage in addition to combined transportation of goods.
Бабин Б.В. - Международные правовые стандарты ведения коллективных переговоров с иностранным судовладельцем

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10436

Аннотация: Доказано, что в трудовых отношениях на современном глобальном морском транспорте существует почти полная свобода выбора законодательства, по которому будут осуществляться трудовые отношения между судовладельцем и экипажем судна. Это обостряет актуальность проблематики согласования таких правовых процессов и норм международного трудового права. Целью статьи является установление форм вовлечения международных правовых стандартов в национальную практику ведения морскими профсоюзами коллективных переговоров, заключения коллективных договоров с иностранными судовладельцами. В статье разрешены следующие задачи: проведен анализ международно-правовых требований к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров морской сфере, определено его соответствие текущей практике, установлены возможные пути улучшения практической ситуации. Предметом исследования являются нормы международного права, регулирующие процессы ведения коллективных переговоров с иностранным судовладельцем, практика их национального применения в постсоветских странах. В статье использованы формально-юридический, компаравитский методы, применены статистические, политологические и прогностические приемы с использованием нормативной и доктринальной информации, личного опыта автора, как профсоюзного деятеля. Установлено, что соответствующая проблематика обостряется в условиях неправомерных действий судовладельцев и профсоюзов, неполного соответствия законодательств постсоветских государств требованиям международного трудового и морского права, недостаточного внимания правительств к данным вопросам. Автором предложено следующие меры по усилению применения международных норм в сфере защиты трудовых и социальных прав моряков при заключении коллективных договоров с иностранными судовладельцами. Это приведение национальных законодательств и ведомственных актов о труде и занятости в соответствие с требованиями КПМС, что включает разработку новых лицензионных условий и форм контроля над обязательным условием наличия коллективных договоров, покрывающего все заключенные трудовые договоры об иностранном трудоустройстве моряков. Это и возложение на органы, осуществляющие регистрацию коллективных договоров, обязанность ведения публичных реестров этих соглашений, с указанием их сторон; установление ответственности для работодателей и профсоюзов, их объединений, за уклонение от регистрации заключенных ими коллективных договоров. Это и установление контроля со стороны компетентных органов государств, чьи граждане трудоустраиваются на судна под иностранным флагом, за деятельностью ITF и профсоюзов ITF в контексте защиты прав моряков на отсутствие дискриминации в трудоустройстве.
Бабин Б.В. - Международные правовые стандарты ведения коллективных переговоров с иностранным судовладельцем c. 525-533

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63536

Аннотация: It is proven that in the sphere of labor relations in the modern global maritime transportation the choice of legislation regulating labor relations between the shipowner and the crew is almost unlimited. It makes the issues of bringing these legal processes into compliance with the international labor law especially topical. The goal of the article is to establish the forms of involvement of international legal standards into the national practice of collective negotiations between the maritime trade unions and shipowners and conclusion of collective agreements with foreign shipowners. The article achieves the following goals: the analysis of international legal requirements to collective negotiation and collective agreements in the maritime sphere, its correspondence with the current practice and possible means to improve the practical situation. The object of studies includes the norms of international law, regulating the processes of collective negotiations with the foreign shipowners and practice of their national application in the post-Soviet states. The article applies formal legal and comparative methods, the author uses statistical, political scientific and forecast-based methods with the use of normative and doctrinal information, as well as the personal experience of the author in the sphere of trade union work. It is established that these issues become especially topical when the shipowners and trade unions fail to act in accordance with the legislation, or when the legislation of the post-Soviet states is partially incompliant with the requirements of international labor and maritime law, and when the governments fail to pay necessary attention to these issues. The author offers the following measures in order to facilitate the application of international norms in the sphere of protection of labor and social rights of mariners when the collective agreements are made with the foreign shipowners. It is necessary to bring national legislations and by-laws in the sphere of labor and employment in accordance with the requirements of the Ukrainian Independent Maritime Trade Union (KPMS), including development of the new license conditions and new forms of control over the obligatory presence of collective agreements, covering all of the concluded labor contracts of foreign employment of mariners. It also includes the obligation of filing public registers of such agreements with due mention of its parties for the bodies registering such collective agreements, establishing responsibility for the employers, trade unions and associations for the failure to register collective treaties, which were concluded by them. It also includes control over the competent state bodies, when citizens of these states are employed in the foreign ships, over the actions of the ITF and the ITF trade unions within the context of protection of the rights of mariners to be protected against discrimination in their employment.
Зенькович Д.И. - Асимметричные арбитражные соглашения в России и за рубежом

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10408

Аннотация: Статья посвящена зарубежному опыту применения асимметричных арбитражных оговорок, предоставляющих лишь одной из сторон арбитражного соглашения право выбора между арбитражем и государственным судом. Целью исследования является анализ современных тенденций в практике применения указанных оговорок. Тема статьи имеет особую актуальность в свете принятия в 2011 г. Президиумом ВАС РФ постановления по спору ЗАО «Русская Телефонная Компания» с ООО «Сони Эрикссон Мобайл Коммюникейшнз Рус», которым асимметричные арбитражные оговорки были поставлены под удар в России. Статья выполнена с привлечением широкого пласта иностранной судебной практики, а также актуальных иностранных доктринальных источников. Особый акцент делается на изучении законодательного регулирования и правоприменительной практике в странах, где при определенных обстоятельствах, либо в силу прямого указания в законе, асимметричные арбитражные оговорки могут быть признаны недействительными (США, Болгария, Польша и др.). В работе анализируются наиболее типичные основания по которым суды ряда стран могут признать асимметричную арбитражную оговорку недействительной. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что в настоящее время не представляется возможным констатировать единообразный подход в различных юрисдикциях в отношении рассматриваемого вида арбитражных оговорок.
Зенькович Д.И. - Асимметричные арбитражные соглашения в России и за рубежом c. 534-549

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63537

Аннотация: The article is devoted to the foreign experience of using asymmetric arbitration clauses, providing only one of the parties to an arbitration agreement the right to choose between arbitration and the state court. The goal of the study is to analyze the modern tendencies in the practice of application of such clauses. This issue is topical due to the Decision of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 2011 in the dispute between the ZAO “Russian Telephone Company” and the OOO “Sony-Ericsson Mobile Communications Rus”, where asymmetric arbitration clauses were struck down in Russia. The article is based upon the wide range of foreign arbitration practice, as well as topical foreign doctrinal sources. Special attention is paid to the legislative regulation and legal practice in the states, such as the USA, Bulgaria, Poland, etc., where in some situations or by direct legislative provision asymmetrical arbitration clauses may be recognized as invalid clauses. The article includes analysis of the typical bases for the courts in a number of states to recognize asymmetric arbitration clauses invalid. Based upon the study the author makes a conclusion that currently there is no unified approach towards this type of arbitration clauses in various jurisdictions.
Специализированные агентства ООН
Щербович А.А. - К вопросу о процессуальных основах деятельности специализированных учреждений ООН

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10325

Аннотация: В настоящей статье рассказывается об истории, формировании и процессуальных основах деятельности специализированных учреждений (агентств) Организации Объединенных Наций. Описаны институциональные установления специализированных учреждений ООН, регулирующие устройство их пленарных, исполнительных и вспомогательных органов, а также показаны наиболее важные условия, в соответствии с которыми принимаются решения по вопросам существа в каждом из специализированных учреждений ООН. Рассмотрены конкретные положения правил процедуры, регулирующие порядок принятия решений по различным вопросам деятельности специализированных учреждений ООН. Применяется метод сравнительно-правового исследования, процессуального моделирования, построения процессуальных схем (в тексте статьи схемы не приводятся). Всякая процедура имеет целью принятие определенных решений. Таким образом, удачной была бы классификация не процедуры на процедуру принятия решений и еще какую-либо, а самих решений, а также субъектов, их принимающих. При этом можно говорить не только о том, что функции или структура органов определяет процедуру принятия решений в них, но и процедурные нормы (и практика их применения) влияют на существо принятых решений в тех или иных органах.
Щербович А.А. - К вопросу о процессуальных основах деятельности специализированных учреждений ООН c. 550-559

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63538

Аннотация: This article concerns history of formation and procedural fundamentals of the activities of the specialized institutions (agencies) of the UNO. The author describes institutional provisions for the specialized UN institutions, regulating their plenary, executive and subsidiary bodies, as well as the most significant conditions for decision-making in each of the specialized UN institutions. The author analyzes specific procedural provisions regulating the decision-making practice on various issues in the sphere of competence of such UN institutions. The author applies the methods of comparative legal studies, procedural modeling, procedural schemes (the schemes are not included into the article). Any procedure is aimed at making certain decisions. Therefore, it would be viable to classify the decisions and decision-making subjects, rather than dividing the procedures into decision-making and other procedures. Then one could state that both the procedural norms and functions and structures of the bodies predefine the decision-making practice and influence the nature of these decisions.
Международные организации, международное право и внутригосударственное право
Табуреткин С.Ф. - Роль Организации Объединенных Наций по решению проблем правосудия переходного периода и господства права в конфликтных

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10012

Аннотация: Цель настоящей статьи, заострить внимание на основных вопросах, извлеченных из деятельности Организации Объединенных Наций по укреплению правосудия и утверждению принципа господства права в конфликтных и постконфликтных субъектах за последний двадцатилетний опыт. Задачами, позволяющими её достичь, следует учитывать критический и сравнительный анализ правовой базы, а также доктринальных наработок по проблемам фундаментальных ценностей одним из поставленных задач перед мировым сообществом – реформа, поддержка и отправления правосудия, укрепление уважение к принципу верховенство права. Анализ показывает, что соблюдение законности по укреплению правосудия и утверждению принципа господства права в конфликтных и постконфликтных субъектах за последний двадцатилетний опыт – имеет фундаментальное значение для обеспечения устойчивого мира после урегулирования конфликта, для эффективной защиты прав человека и для устойчивого экономического прогресса и развития. Такой опыт показывает, что упрочение мира непосредственно в постконфликтный период, ровно, как и поддержание мира в долгосрочной перспективе будет невозможным, если население государств не будет уверено в том, что оно может добиться возмещения причиненного ущерба при помощи легитимных структур для мирного урегулирования споров и справедливого отправления правосудия.
Костенко Н.И. - Роль Организации Объединенных Наций по решению проблем правосудия переходного периода и господства права в конфликтных c. 560-571

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63539

Аннотация: The goal of this article is to draw attention to the key issues regarding the activities of the United Nations Organization in the sphere of solving the problems of justice of transitional period and support of supremacy of law in conflict and post-conflict subjects in the last two decades. In order to achieve this goal the author uses critical and comparative analysis of the legal basis and doctrine in the sphere of fundamental values, which the international community now faces: reform and support of administering justice and the principle of supremacy of law. The analysis shows that compliance to lawfulness in the sphere of support of justice and supremacy of law in the conflict and post-conflict is fundamental for the guarantees of sustainable peace after resolving a conflict, and also for the efficient protection of human rights, sustainable economic progress and development. This experience shows that protection of peace both in the short-term perspective in the post-conflict period and in the long-term perspective are impossible, unless the population of the states become assured that they can achieve compensation of the harm caused to them via the legitimate structures for peaceful dispute settlement and fair administration of justice.
Редникова Т.В. - Охрана компонентов биологического разнообразия и правовое регулирование обеспечения равного доступа к извлекаемым из них благам: реализация положений конвенции о биологическом разнообразии

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10519

Аннотация: Целью данной статьи является характеристика хода реализации основных целей Конвенции о биологическом разнообразии, сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. В статье дается характеристика основных мер, принимаемых в национальном законодательстве для реализации указанных целей. Отдельно выделяется проблема реализации цели обеспечения равного доступа к генетическим ресурсам и справедливого распределения извлекаемых из них благ. В статье дается обзор положений Нагойского протокола к Конвенции, целиком посвященного правовому регулированию указанной проблемы, одной из новаций которого является более конкретная детализация возможных выгод, получаемых от эксплуатации генетических ресурсов. Автором дается характеристика Российской Федерации как страны, обладающей природными ресурсами, включающими в себя большое видовое разнообразие животных и растений, что позволяет рассматривать ее как страну, предоставляющую генетические ресурсы. В то же время для развития приоритетных направлений науки и современных технологий производства, необходимо использование генетических ресурсов происходящих из других регионов планеты. В статье автором обосновывается необходимость подписания Российской Федерацией Нагойского протокола к Конвенции.
Редникова Т.В. - Охрана компонентов биологического разнообразия и правовое регулирование обеспечения равного доступа к извлекаемым из них благам: реализация положений конвенции о биологическом разнообразии c. 572-577

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63540

Аннотация: The goal of this article is to provide characteristics of the implementation of the main goals of the Biodiversity Convention, preservation of biodiversity, sustainable use of its components and joint use of benefits from genetic resources on just and fair basis. The article provides characteristic features of the key measures in the national legislation, which are aimed to achieve these goals. Special attention is paid to the problem of implementation of the goal of provision of equal access to genetic resources and fair distribution of benefits from them. The author provides an overview of the provision of the Nagoya Protocol to the Convention, which is fully devoted to the legal regulation of the above-mentioned problem. One of its novelties includes detailed provisions on the possible benefits from exploitation of genetic resources. The author provides characteristics of the Russian Federation being the state with vast natural resources, including diverse animals and plants, which allows to treat it as a state providing genetic resources. At the same time in order to develop science and the modern production technologies it is necessary to use genetic resources from other regions of the planet. The author substantiates the need for the Russian Federation to join the Nagoya Protocol.
Куделькин Н.С. - Понятие «загрязнение морской среды» в российском и международном праве

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10566

Аннотация: В статье рассматривается чрезвычайно важное для современного права понятие «загрязнение морской среды», поскольку от его содержания во многом зависит уровень охраны Мирового Океана. Дается характеристика данного понятия как с точки зрения естественных наук, так и юриспруденции. Исследуются определения данного термина, используемые в международном и российском праве (международных конвенциях и федеральных законах Российской Федерации). Анализируются взгляды по данному вопросу отечественных и зарубежных специалистов: юристов, ученых-экологов. В процессе работы использовались общенаучные, частные и специальные методы познания, в их числе: логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза, формально-юридический и др. В статье проведен с междисциплинарных позиций анализ понятия "загрязнение морской среды", используемого в отечественном и международном праве, сделаны предложения по совершенствованию данного понятия. В особенности о необходимости расширения используемого в настоящее время определения рассматриваемого термина в части, касающейся видов и способов совершения "загрязнения морской среды".
Куделькин Н.С. - Понятие «загрязнение морской среды» в российском и международном праве c. 578-582

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63541

Аннотация: The article concerns the definition of “pollution of marine environment”, which is extremely topical for the modern law, since the threshold of protection of the World ocean to a considerable extend depends on its elements. The author characterizes this term from the standpoints of natural sciences and jurisprudence. He studies definitions of this term in international and Russian law (including international treaties and Federal Laws of the Russian Federation). The author then analyzes the position of Russian and foreign legal scholars and environmental specialists on this issue. The author used general and specific scientific cognition methods, including logical, systemic and structural analysis, comparative legal studies, analysis and synthesis, formal legal approach, etc. The article includes an interdisciplinary study of the definition of “pollution of marine environment” in Russian and international law, and he provides propositions for its improvement, especially concerning widening the scope of this term in part of types and methods of committing “pollution of marine environment”.
Интеграционное право и наднациональные объединения
Можуга В.В. - Стандарты ВТО и правовое регулирование в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС: вопросы соответствия

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.9601

Аннотация: Данная статья посвящена соотношению стандартов правового регулирования в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС со стандартами ВТО. Особое внимание уделяется проблемам соотношения норм Таможенного кодекса Таможенного союза с положениями Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Кроме того в работе представлена авторская классификация региональных торговых соглашений в зависимости от степени экономической и околоэкономической интеграции стран. Автором поднимаются юридические проблемы связанные с необходимостью соблюдения юридических обязательств, наложенных на государства различными международно-правовыми документами. Автор делает следующие выводы: 1. нормативно-правовая база Российской Федерации базируется на стандартах ВТО и в целом соответствует их требованиям. Наличие двусторонних соглашений России с третьими странами законодательно обусловлено и не противоречит требованиям ВТО. 2. Существует необходимость приведения терминологической базы Таможенного союза в соответствие с требованиями Киотской конвенции, в первую очередь по вопросам, связанным с положением главы 3 Генерального приложения. 3. Важным направлением развития таможенного законодательства в рамках Таможенного союза является совершенствование отдельных процедурных норм Таможенного кодекса ТС исходя из общих принципов и стандартов Киотской конвенции.
Можуга В.В. - Стандарты ВТО и правовое регулирование в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС: вопросы соответствия c. 583-588

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63542

Аннотация: This article concerns correspondence between the legal regulation standards in the Customs Union of the EurAsEC and the WTO standards. Special attention is paid to the norms of the Customs Code of the Customs Union in correlation with the provisions of the International Convention on the simplification and harmonization of Customs procedures .Additionally, the author provides a classification of regional trade agreements depending on economic and economically related integration of the states. The author discusses legal issues regarding the need to follow legal obligations imposed upon the states by various international legal documents. The author draws the following conclusions: 1. The normative legal basis of the Russian Federation is based upon the WTO standards and it generally corresponds to their requirements. The presence of the bilateral treaties between Russia and the third party states is legislatively required and it does not contradict to the WTO requirements. 2. There is need to bring the terminological basis of the Customs Union into correspondence with the requirements of the Kyoto Protocol, first of all, in the sphere of provisions of the Chapter 3 of the General Annex. 3. Improvement of some procedural norms of the Customs Code of the Customs Union based upon the general principles and standards of the Kyoto Convention is one of the priority vectors of its development.
Степаненко В.С. - Принципы экологического права ЕС

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.10075

Аннотация: В эколого-правовой литературе подробно анализируются понятие, основные направления и тенденции европейской экологической политики, а также базовые (основополагающие) ее принципы, их влияние на содержание нормативных правовых актов Европейского Союза и образующих его государств, на судебную практику ЕС и национальных судов. Национальные эколого-правовые системы отдельных стран, опираясь на основную цель экологического права и экологической политики, развили более широкий подход к пониманию природы экологических принципов, по существу не разрывая с общепринятым подходом. В целом ряде случаев формулирование экологических принципов не ограничивается перечисленными в Договоре об образовании Европейского Сообщества. Как показывают проведенные зарубежными специалистами исследования, экологические принципы образуют реальное и собственное правовое поле там, где они перенесены в более детализированное национальное законодательство или политические документы. Как и во всех случаях, когда предпринимается попытка классифицировать принципы той или иной правовой отрасли и таким образом создать их открытую или замкнутую систему, возникают весьма острые споры. Это в полной мере относится к принципам экологической политики Европейского Союза.
Степаненко В.С. - Принципы экологического права ЕС c. 589-601

DOI:
10.7256/2454-0633.2013.4.63543

Аннотация: В эколого-правовой литературе подробно анализируются понятие, основные направления и тенденции европейской экологической политики, а также базовые (основополагающие) ее принципы, их влияние на содержание нормативных правовых актов Европейского Союза и образующих его государств, на судебную практику ЕС и национальных судов.Национальные эколого-правовые системы отдельных стран, опираясь на основную цель экологического права и экологической политики, развили более широкий подход к пониманию природы экологических принципов, по существу не разрывая с общепринятым подходом. В целом ряде случаев формулирование экологических принципов не ограничивается перечисленными в Договоре об образовании Европейского Сообщества. Как показывают проведенные зарубежными специалистами исследования, экологические принципы образуют реальное и собственное правовое поле там, где они перенесены в более детализированное национальное законодательство или политические документы.Как и во всех случаях, когда предпринимается попытка классифицировать принципы той или иной правовой отрасли и таким образом создать их открытую или замкнутую систему, возникают весьма острые споры. Это в полной мере относится к принципам экологической политики Европейского Союза.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.