по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-1.71428571429-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Теория
Матузов Н.И. - Право и политика: антиподы или союзники?

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.12012

Аннотация: Предмет исследования - право и политика в их соотношении и взаимодействии. Выясняется, при каких условиях право и политика могут плодотворно сотрудничать, выступать как естественные союзники, объективно необходимые друг другу для достижения общих целей. Одним из важнейших условий является то, что политика должна быть правовой, т.е. опираться на право, осуществляться в рамках и посредством права, не быть произвольной, волюнтаристской. В этой связи в статье дается краткая характеристика и определение понятия правовой политики как особой разновидности государственной политики, ее специфики, функций, принципов, назначения. В статье также на конкретных примерах и фактах показывается, при каких обстоятельствах право и политика выступают как антиподы, когда их цели и задачи не только не совпадают, а расходятся, противоречат друг другу. Методология исследования - с позиций материалистической диалектики автором используются общенаучные и частноправовые методы познания - исторический, логический, формально-юридический, конкретносоциологический, сравнительный, системный. Научная новизна заключается в выявлении факторов и предпосылок как позитивного взаимодействия права и политики, когда они выступают в качестве союзников, так и причин их конфронтации, когда они не находят "общего языка", не содействуют, а противостоят друг другу как антиподы. Автор приходит к выводу, что государственная политика должна быть прежде всего правовой, то есть оформляться и опираться на право, функционировать в пределах правового поля, использовать правовые средства. В противном случае она может утратить свою легитимность и трансформироваться в произвольные, волюнтаристские действия субъектов политики и в первую очередь тех, кто облечен властью.
Матузов Н.И. - Право и политика: антиподы или союзники? c. 578-594

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52189

Аннотация: Предмет исследования - право и политика в их соотношении и взаимодействии. Выясняется, при каких условиях право и политика могут плодотворно сотрудничать, выступать как естественные союзники, объективно необходимые друг другу для достижения общих целей. Одним из важнейших условий является то, что политика должна быть правовой, т.е. опираться на право, осуществляться в рамках и посредством права, не быть произвольной, волюнтаристской. В этой связи в статье дается краткая характеристика и определение понятия правовой политики как особой разновидности государственной политики, ее специфики, функций, принципов, назначения. В статье также на конкретных примерах и фактах показывается, при каких обстоятельствах право и политика выступают как антиподы, когда их цели и задачи не только не совпадают, а расходятся, противоречат друг другу. Методология исследования - с позиций материалистической диалектики автором используются общенаучные и частноправовые методы познания - исторический, логический, формально-юридический, конкретносоциологический, сравнительный, системный. Научная новизна заключается в выявлении факторов и предпосылок как позитивного взаимодействия права и политики, когда они выступают в качестве союзников, так и причин их конфронтации, когда они не находят "общего языка", не содействуют, а противостоят друг другу как антиподы. Автор приходит к выводу, что государственная политика должна быть прежде всего правовой, то есть оформляться и опираться на право, функционировать в пределах правового поля, использовать правовые средства. В противном случае она может утратить свою легитимность и трансформироваться в произвольные, волюнтаристские действия субъектов политики и в первую очередь тех, кто облечен властью.
Государственные институты и правовые системы
Стародубцева В.В. - Правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости в Швейцарии: что целесообразно учесть российскому законодателю.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11979

Аннотация: Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие основания назначения пенсии по старости в рамках обязательного пенсионного страхования в Швейцарии и России. Автор устанавливает, что основанием назначения этого вида пенсии в обеих странах является совокупность юридических фактов - сложный юридический состав, включающий наличие определенного страхового стажа, достижение пенсионного возраста, обращение в компетентный орган за назначением пенсии и принятие этим органом положительного решения, отдельные элементы которого сравниваются автором с целью выявления возможностей совершенствования российского пенсионного обеспечения. Сопоставляя российское и швейцарское пенсионное законодательство, автор в качестве основного метода исследования применяет сравнительно-правовой метод. Автором сделаны выводы о необходимости закрепления в российском пенсионном законодательстве цели назначения пенсии для обеспечения пенсионеру достойного уровня жизни, понятия страхового стажа без привязки к уплате страховых взносов в период трудовой или иной оплачиваемой деятельности, увеличения засчитываемого в страховой стаж периода ухода за детьми для совершенствования российского пенсионного законодательства.
Стародубцева В.В. - Правовое регулирование пенсионного обеспечения по старости в Швейцарии: что целесообразно учесть российскому законодателю. c. 595-600

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52190

Аннотация: Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие основания назначения пенсии по старости в рамках обязательного пенсионного страхования в Швейцарии и России. Автор устанавливает, что основанием назначения этого вида пенсии в обеих странах является совокупность юридических фактов - сложный юридический состав, включающий наличие определенного страхового стажа, достижение пенсионного возраста, обращение в компетентный орган за назначением пенсии и принятие этим органом положительного решения, отдельные элементы которого сравниваются автором с целью выявления возможностей совершенствования российского пенсионного обеспечения. Сопоставляя российское и швейцарское пенсионное законодательство, автор в качестве основного метода исследования применяет сравнительно-правовой метод. Автором сделаны выводы о необходимости закрепления в российском пенсионном законодательстве цели назначения пенсии для обеспечения пенсионеру достойного уровня жизни, понятия страхового стажа без привязки к уплате страховых взносов в период трудовой или иной оплачиваемой деятельности, увеличения засчитываемого в страховой стаж периода ухода за детьми для совершенствования российского пенсионного законодательства.
Трансформация правовых и политических систем
Раскотиков И.С. - Гражданское законодательство как инструмент защиты публичных и частных интересов

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11714

Аннотация: В данной статье предметом исследования является защита публичных и частных интересов в гражданском праве. Автором исследуются новые положения ГК РФ посвященные развитию принципа разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права и недопущению обхода закона. Впервые нормы российского международного частного права (коллизионные нормы) проанализированы с точки зрения защиты публичных интересов. В данном исследовании автором использовался метод системного анализа, метод формальной логики а также метод сравнительно-правового исследования. Публично-правовые начала в гражданском обороте усматриваются например гражданско-правовых ограничениях. Нормы Гражданского кодекса РФ и других актов гражданского законодательства позволяют выделить основные виды институциональных правовых ограничений участников частноправовых отношений: правосубъектности участников частноправовых отношений; оборотоспособности объектов частноправовых отношений; права собственности участников частноправовых отношений на приобретение объектов собственности, находящихся в исключительной государственной и муниципальной собственности, и пользования ими; права на объекты, имеющие общенациональное значение; права собственности путем принудительного изъятия ее объектов; свободы договора путем установления запрета на заключение определенного вида договоров, обязанности заключения определенного вида условий, договоров и принудительного расторжения договоров; свободы предпринимательской деятельности посредством установления запретов ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке; и др. Все это и многое другое свидетельствует о том, что во всех перечисленных сферах гражданское законодательство должно обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Данное обстоятельство требует вдумчивого отношения, как к разработке нормативных актов, так и к их применению. Необходимо осуществлять систематический анализ публично-правового воздействия на частноправовые отношения, а также совершенствования правовых механизмов обеспечения эффективности правового регулирования.
Раскотиков И.С. - Гражданское законодательство как инструмент защиты публичных и частных интересов c. 601-611

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52191

Аннотация: В данной статье предметом исследования является защита публичных и частных интересов в гражданском праве. Автором исследуются новые положения ГК РФ посвященные развитию принципа разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права и недопущению обхода закона. Впервые нормы российского международного частного права (коллизионные нормы) проанализированы с точки зрения защиты публичных интересов. В данном исследовании автором использовался метод системного анализа, метод формальной логики а также метод сравнительно-правового исследования. Публично-правовые начала в гражданском обороте усматриваются например гражданско-правовых ограничениях. Нормы Гражданского кодекса РФ и других актов гражданского законодательства позволяют выделить основные виды институциональных правовых ограничений участников частноправовых отношений: правосубъектности участников частноправовых отношений; оборотоспособности объектов частноправовых отношений; права собственности участников частноправовых отношений на приобретение объектов собственности, находящихся в исключительной государственной и муниципальной собственности, и пользования ими; права на объекты, имеющие общенациональное значение; права собственности путем принудительного изъятия ее объектов; свободы договора путем установления запрета на заключение определенного вида договоров, обязанности заключения определенного вида условий, договоров и принудительного расторжения договоров; свободы предпринимательской деятельности посредством установления запретов ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке; и др. Все это и многое другое свидетельствует о том, что во всех перечисленных сферах гражданское законодательство должно обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Данное обстоятельство требует вдумчивого отношения, как к разработке нормативных актов, так и к их применению. Необходимо осуществлять систематический анализ публично-правового воздействия на частноправовые отношения, а также совершенствования правовых механизмов обеспечения эффективности правового регулирования.
Закон и правопорядок
Гильфанов А.Р. - Понятие доказывания и его цель в уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11986

Аннотация: Статья посвящена особенностям доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации. Раскрывается ряд проблемных вопросов правоприменительной практики, связанных с признаками состава преступления. Обосновываются утверждения о том, что целью доказывания в досудебном производстве по уголовным делам данной категории является принятие итогового в предварительном расследовании процессуального решения, достаточного для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в судебном порядке. Приводится авторская формулировка термина «доказывание в досудебном производстве по уголовному делу». Оперативно-следственная практика подразделений процессуальной деятельности пограничных органов свидетельствует, что уголовные дела, возбужденные по признакам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации ст. 322 УК, составляют более 50% от общего числа расследуемых пограничными органами уголовных дел. Доказыванием в досудебном производстве по уголовным делам следует считать познавательный процесс, осуществляемый в равной степени участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения, по собиранию фактических сведений, необходимых для правильного разрешения уголовного дела, их проверка, оценка и изучение с целью принятия итогового в предварительном расследовании процессуального решения, достаточного для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в судебном порядке.
Гильфанов А.Р. - Понятие доказывания и его цель в уголовно-процессуальной деятельности пограничных органов c. 612-619

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52192

Аннотация: Статья посвящена особенностям доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации. Раскрывается ряд проблемных вопросов правоприменительной практики, связанных с признаками состава преступления. Обосновываются утверждения о том, что целью доказывания в досудебном производстве по уголовным делам данной категории является принятие итогового в предварительном расследовании процессуального решения, достаточного для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в судебном порядке. Приводится авторская формулировка термина «доказывание в досудебном производстве по уголовному делу». Оперативно-следственная практика подразделений процессуальной деятельности пограничных органов свидетельствует, что уголовные дела, возбужденные по признакам незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации ст. 322 УК, составляют более 50% от общего числа расследуемых пограничными органами уголовных дел. Доказыванием в досудебном производстве по уголовным делам следует считать познавательный процесс, осуществляемый в равной степени участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения, по собиранию фактических сведений, необходимых для правильного разрешения уголовного дела, их проверка, оценка и изучение с целью принятия итогового в предварительном расследовании процессуального решения, достаточного для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в судебном порядке.
Международные отношения: системы взаимодействия
Карпович О.Г. - Глобальные проблемы международных отношений в контексте формирующегося многополярного мира

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11787

Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа некоторых, наиболее острых и актуальных, глобальных проблем международных отношений в контексте формирования нового миропорядка, основанного на принципах многополярности. К числу указанных проблем автор относит хаотизацию международных отношений и погружение мира в «управляемый хаос», борьбу с сетевыми формами международного терроризма и политического экстремизма, противодействие производству и глобальному транзиту наркотиков – проблемой, острота которой многократно возрастает в связи с выводом американских войск из Афганистана; управление международными конфликтами. Автор обращает внимание на то, что многие из этих проблем являются прямым порождением недальновидной политики западных мировых лидеров, в первую очередь – США, которые в своем идеалистическом стремлении построить «демократический мир» от Триполи до Кабула и от Белграда до Астаны, причем любыми средствами, искусственно взрастили, воспитали, консолидировали и вооружили те силы, с которыми им в ближайшие десятилетия придется бороться на всех континентальных фронтах. Примером такой политики могут служить трагедии ливийского, сирийского и югославского народов, ввергнутых в пучину гражданской войны, и события, происходящие в Украине.
Карпович О.Г. - Глобальные проблемы международных отношений в контексте формирующегося многополярного мира c. 620-629

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52193

Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа некоторых, наиболее острых и актуальных, глобальных проблем международных отношений в контексте формирования нового миропорядка, основанного на принципах многополярности. К числу указанных проблем автор относит хаотизацию международных отношений и погружение мира в «управляемый хаос», борьбу с сетевыми формами международного терроризма и политического экстремизма, противодействие производству и глобальному транзиту наркотиков – проблемой, острота которой многократно возрастает в связи с выводом американских войск из Афганистана; управление международными конфликтами. Автор обращает внимание на то, что многие из этих проблем являются прямым порождением недальновидной политики западных мировых лидеров, в первую очередь – США, которые в своем идеалистическом стремлении построить «демократический мир» от Триполи до Кабула и от Белграда до Астаны, причем любыми средствами, искусственно взрастили, воспитали, консолидировали и вооружили те силы, с которыми им в ближайшие десятилетия придется бороться на всех континентальных фронтах. Примером такой политики могут служить трагедии ливийского, сирийского и югославского народов, ввергнутых в пучину гражданской войны, и события, происходящие в Украине.
Системы международной безопасности
Мальцев С.С. - Обеспечение международной безопасности в контексте развития Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11762

Аннотация: Обеспечение международной безопасности остается доминантой современного мирового политического процесса. При этом, противоречивость процессов глобализации и новые формы расширения геополитического влияния за счет экономической, технологической, культурной и другого рода экспансий рождают и взаимозависимость ключевых актеров международных отношений друг от друга. Одним из характерных примеров этого является технологическая зависимость ведущих стран мира от США, не только в свете пользовательского софта, ИТ-решений или производства полупроводников, но и в контексте самого широкого распространения услуг GPS во всем мире. В этом плане особый интерес для устойчивого функционирования мировой системы сдержек и противовесов, наряду с сохранением мощного ракетно-ядерного потенциала, выступает и Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), - прямой и единственный на сегодня аналог GPS. В качестве отдаленной перспективы можно ожидать также европейский проект Galileo и китайский Compass. Методологическую основу исследования составляет парадигма политического неореализма с точки зрения обеспечения национальной безопасности государства и производной международной деятельности для ее обеспечения посредством эксплуатации/использования ГНСС. Если говорить об основных выводах исследования, то представляется очевидным, что конфронтация ключевых центров силы в рамках современного мирового политического процесса никуда не исчезла. В контексте международного развития Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и борьбы их государств-разработчиков за частотный спектр, это представляется особенно очевидным. Но если технологические контуры GPS, Gelileo и Compass остаются замкнутыми, то Россия сознательно идет на частичное открытие техконтура ГЛОНАСС другим государствам, в частности для Индии, оговаривая условия непрерывности и стабильного качества предоставления сигнала, что не делает никто другой. Это должно восприниматься странами-потребителями навигационных услуг как доказательство надежности Российского партнера и фактор обеспечения международной безопасности в целом, являясь важным элементом глобальной системы сдержек и противовесов доминированию США.
Мальцев С.С. - Обеспечение международной безопасности в контексте развития Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) c. 630-637

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52194

Аннотация: Обеспечение международной безопасности остается доминантой современного мирового политического процесса. При этом, противоречивость процессов глобализации и новые формы расширения геополитического влияния за счет экономической, технологической, культурной и другого рода экспансий рождают и взаимозависимость ключевых актеров международных отношений друг от друга. Одним из характерных примеров этого является технологическая зависимость ведущих стран мира от США, не только в свете пользовательского софта, ИТ-решений или производства полупроводников, но и в контексте самого широкого распространения услуг GPS во всем мире. В этом плане особый интерес для устойчивого функционирования мировой системы сдержек и противовесов, наряду с сохранением мощного ракетно-ядерного потенциала, выступает и Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), - прямой и единственный на сегодня аналог GPS. В качестве отдаленной перспективы можно ожидать также европейский проект Galileo и китайский Compass. Методологическую основу исследования составляет парадигма политического неореализма с точки зрения обеспечения национальной безопасности государства и производной международной деятельности для ее обеспечения посредством эксплуатации/использования ГНСС. Если говорить об основных выводах исследования, то представляется очевидным, что конфронтация ключевых центров силы в рамках современного мирового политического процесса никуда не исчезла. В контексте международного развития Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) и борьбы их государств-разработчиков за частотный спектр, это представляется особенно очевидным. Но если технологические контуры GPS, Gelileo и Compass остаются замкнутыми, то Россия сознательно идет на частичное открытие техконтура ГЛОНАСС другим государствам, в частности для Индии, оговаривая условия непрерывности и стабильного качества предоставления сигнала, что не делает никто другой. Это должно восприниматься странами-потребителями навигационных услуг как доказательство надежности Российского партнера и фактор обеспечения международной безопасности в целом, являясь важным элементом глобальной системы сдержек и противовесов доминированию США.
Манойло А.В. - Роль стратегий управляемого хаоса в формировании нового миропорядка

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11816

Аннотация: В настоящей статье приведен анализ роли технологий управляемого хаоса в формировании облика многополярного мира и переформатировании современной системы международных отношений, которая, в свою очередь, сама погружается в состояние анархии, на которую указывали еще американские конструктивисты. В этом контексте рассматриваются актуальные вопросы формирования современного миропорядка, проблемы перехода от однополярности к многополярности. На примере цветной революции в Украине, получившей также название Евромайдана, изучается вопрос о принципиальной применимости англосаксонских технологий управляемого хаоса для демонтажа политических режимов на пространстве СНГ в интересах «демократизации» в ее североамериканском понимании. Обосновывается вывод, что структура современного мира стремительно меняется и трансформируется непосредственно на наших глазах, превращая нас во "включенных наблюдателей" этого процесса. При этом современная политическая действительность все больше определяется глобальной политической нестабильностью, в которую мир перешел в результате эрозии вестфальской системы. В статье приводятся рекомендации по стабилизации политической ситуации в Украине с учетом современных методов противодействия цветным революциям и технологиям управляемого хаоса.
Манойло А.В. - Роль стратегий управляемого хаоса в формировании нового миропорядка c. 638-651

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52195

Аннотация: В настоящей статье приведен анализ роли технологий управляемого хаоса в формировании облика многополярного мира и переформатировании современной системы международных отношений, которая, в свою очередь, сама погружается в состояние анархии, на которую указывали еще американские конструктивисты. В этом контексте рассматриваются актуальные вопросы формирования современного миропорядка, проблемы перехода от однополярности к многополярности. На примере цветной революции в Украине, получившей также название Евромайдана, изучается вопрос о принципиальной применимости англосаксонских технологий управляемого хаоса для демонтажа политических режимов на пространстве СНГ в интересах «демократизации» в ее североамериканском понимании. Обосновывается вывод, что структура современного мира стремительно меняется и трансформируется непосредственно на наших глазах, превращая нас во "включенных наблюдателей" этого процесса. При этом современная политическая действительность все больше определяется глобальной политической нестабильностью, в которую мир перешел в результате эрозии вестфальской системы. В статье приводятся рекомендации по стабилизации политической ситуации в Украине с учетом современных методов противодействия цветным революциям и технологиям управляемого хаоса.
Системы стабилизации: финансовый контроль
Ерпылева Н.Ю. - Современное валютное регулирование в российском законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11920

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы, посвященные основным категориям и механизму регулирования валютных отношений нормами российского законодательства. Существующая система нормативно-правовых актов России представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его видоизменения. Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютные отношения как второй структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородной массы, а в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам. Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах (в форме предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъектов валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства), можно рассматривать как третий структурный элемент механизма валютного регулирования. В статье с помощью сравнительного и формально-логического методов исследования автором проведен детальный анализ норм и механизмов правовой регламентации валютных отношений, содержащихся в российском законодательстве, представленном Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года, другими законами и подзаконными нормативными актами. Анализ содержания норм российского законодательства позволил автору утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие этого, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется. Валютные операции являются важнейшей составляющей валютных отношений как структурного элемента валютного регулирования и представляют собой комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме различного рода сделок, существенной чертой которых выступает движение валюты и ценных бумаг в виде перехода права собственности на них и/или их физического перемещения. Все валютные операции можно классифицировать по трем основаниям – по содержанию, по форме и по субъектному составу.
Ерпылева Н.Ю. - Современное валютное регулирование в российском законодательстве c. 652-676

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52196

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы, посвященные основным категориям и механизму регулирования валютных отношений нормами российского законодательства. Существующая система нормативно-правовых актов России представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его видоизменения. Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютные отношения как второй структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородной массы, а в свою очередь, имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам. Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах (в форме предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъектов валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства), можно рассматривать как третий структурный элемент механизма валютного регулирования. В статье с помощью сравнительного и формально-логического методов исследования автором проведен детальный анализ норм и механизмов правовой регламентации валютных отношений, содержащихся в российском законодательстве, представленном Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года, другими законами и подзаконными нормативными актами. Анализ содержания норм российского законодательства позволил автору утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие этого, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется. Валютные операции являются важнейшей составляющей валютных отношений как структурного элемента валютного регулирования и представляют собой комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме различного рода сделок, существенной чертой которых выступает движение валюты и ценных бумаг в виде перехода права собственности на них и/или их физического перемещения. Все валютные операции можно классифицировать по трем основаниям – по содержанию, по форме и по субъектному составу.
Международное право в ХХI веке
Шаклеин В.В. - Отдельные аспекты приобретения статуса члена в международных межправительственных организациях

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.12109

Аннотация: Статус полноправного члена в Международных межправительственных организациях закреплен исключительно за государствами. Тем не менее, на практике вопрос членства государств в международных организациях является довольно сложным, так как помимо того, что не всегда можно с уверенностью сказать является ли тот или иной субъект международного права государством и, следовательно, имеет право быть членом той или иной организации, можно столкнуться и с проблемой преобразований и правопреемства государств. Автор рассматривает данные вопросы и проблемы на примерах членства в различных международных организациях и в первую очередь ООН. Рассматриваются вопросы вступления новых членов в международные межправительственные организации. Также рассматриваются отдельные вопросы равенства прав государств-членов различных организаций в рамках институциональных структур данных организаций. Автором приводиться ряд курьезных моментов из истории членства ООН, изменения состава членов ООН, а также прекращения участия того или иного государства в деятельности этой организации в качестве члена.
Шаклеин В.В. - Отдельные аспекты приобретения статуса члена в международных межправительственных организациях c. 677-683

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52197

Аннотация: Статус полноправного члена в Международных межправительственных организациях закреплен исключительно за государствами. Тем не менее, на практике вопрос членства государств в международных организациях является довольно сложным, так как помимо того, что не всегда можно с уверенностью сказать является ли тот или иной субъект международного права государством и, следовательно, имеет право быть членом той или иной организации, можно столкнуться и с проблемой преобразований и правопреемства государств. Автор рассматривает данные вопросы и проблемы на примерах членства в различных международных организациях и в первую очередь ООН. Рассматриваются вопросы вступления новых членов в международные межправительственные организации. Также рассматриваются отдельные вопросы равенства прав государств-членов различных организаций в рамках институциональных структур данных организаций. Автором приводиться ряд курьезных моментов из истории членства ООН, изменения состава членов ООН, а также прекращения участия того или иного государства в деятельности этой организации в качестве члена.
Судебная власть
Мильчакова О.В. - Право и политика в деятельности Конституционного суда Хорватии

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11851

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных в настоящее время тем – соотношении права и политики в деятельности Конституционного суда. Рассмотрение отдельных аспектов соответствующей проблемы проводится на основе исследования конституционно-правового статуса и практики деятельности Конституционного суда в Республике Хорватии. Хорватия совсем недавно вступила в Европейский союз (с 1 июля 2013 г.). Неминуемо приближаются даты окончания сроков мандатов у половины состава Конституционного суда Хорватии (2015 г.), а законодательство позволяет парламенту избрать одних и тех же лиц на должности конституционных судей на новый срок. При таких обстоятельствах весьма интересно провести наблюдение за практической деятельностью Конституционного суда с тем, чтобы понять, может ли Суд проявить необходимую органу конституционного контроля стойкость, отстраняясь от политики и разрешая исключительно вопросы права. В ходе анализа конституционно-правового статуса и практики деятельности Конституционного суда автором преимущественно использованы формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы. В статье комплексно рассматриваются установленные в Хорватии законодательные конструкции, с одной стороны, призванные обеспечить политический нейтралитет Конституционного суда, а с другой стороны, дающие Суду возможность открыто вмешиваться в политическую дискуссию. Выводы о соотношении права и политики в деятельности Конституционного суда сделаны автором на основе анализа ряда громких дел: «О сексуальном просвещении», «Об обязательной вакцинации», «О медицинском оплодотворении», «О запрете однополых браков».
Мильчакова О.В. - Право и политика в деятельности Конституционного суда Хорватии c. 684-694

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52198

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных в настоящее время тем – соотношении права и политики в деятельности Конституционного суда. Рассмотрение отдельных аспектов соответствующей проблемы проводится на основе исследования конституционно-правового статуса и практики деятельности Конституционного суда в Республике Хорватии. Хорватия совсем недавно вступила в Европейский союз (с 1 июля 2013 г.). Неминуемо приближаются даты окончания сроков мандатов у половины состава Конституционного суда Хорватии (2015 г.), а законодательство позволяет парламенту избрать одних и тех же лиц на должности конституционных судей на новый срок. При таких обстоятельствах весьма интересно провести наблюдение за практической деятельностью Конституционного суда с тем, чтобы понять, может ли Суд проявить необходимую органу конституционного контроля стойкость, отстраняясь от политики и разрешая исключительно вопросы права. В ходе анализа конституционно-правового статуса и практики деятельности Конституционного суда автором преимущественно использованы формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы. В статье комплексно рассматриваются установленные в Хорватии законодательные конструкции, с одной стороны, призванные обеспечить политический нейтралитет Конституционного суда, а с другой стороны, дающие Суду возможность открыто вмешиваться в политическую дискуссию. Выводы о соотношении права и политики в деятельности Конституционного суда сделаны автором на основе анализа ряда громких дел: «О сексуальном просвещении», «Об обязательной вакцинации», «О медицинском оплодотворении», «О запрете однополых браков».
История государства и права
Максимова О.Д. - Дискуссия о законодательных полномочиях Совета Народных Комиссаров РСФСР

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.12002

Аннотация: В статье уточняется правовой статус высших законодательных органов Советской России, их структура, принципы взаимодействия в сфере законодательства, порядок подготовки, утверждения и опубликования законопроектов в период до принятия Конституции РСФСР 1918 года. Проанализированы основные моменты дискуссии партии большевиков и левых эсеров по поводу законодательных полномочий Совета Народных Комиссаров, возникшая по причине того, что законодательная практика не устраивала партию левых эсеров, вошедших в декабре 1917 года в состав Советского правительства в результате сложных переговоров с большевиками. На основе изучения источников - протоколов заседаний органов Советской власти и принятых ими декретов анализируются и описываются проблемы придания законодательных полномочий СНК РСФСР в 1917 году. В ходе дискуссии между двумя партиями большевиков и левых эсеров срази после Октябрьской революции был поставлен вопрос о признании за Советским правительством - СНК РСФСР - законодательных полномочий. Причем большевики выступали за право Совнаркома законодательствовать, а левые эсеры считали, что таким правом обладают только съезд Советов и ВЦИК. Победа большевиков при голосовании по этому вопросу во ВЦИК в ноябре 1917 года привела к созданию системы высших органов Советской власти - Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, каждый из которых имел право законодательствовать. Законодательные полномочия вышеперечисленных органов были закреплены в первой Советской Конституции 1918 года.
Максимова О.Д. - Дискуссия о законодательных полномочиях Совета Народных Комиссаров РСФСР c. 695-700

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52199

Аннотация: В статье уточняется правовой статус высших законодательных органов Советской России, их структура, принципы взаимодействия в сфере законодательства, порядок подготовки, утверждения и опубликования законопроектов в период до принятия Конституции РСФСР 1918 года. Проанализированы основные моменты дискуссии партии большевиков и левых эсеров по поводу законодательных полномочий Совета Народных Комиссаров, возникшая по причине того, что законодательная практика не устраивала партию левых эсеров, вошедших в декабре 1917 года в состав Советского правительства в результате сложных переговоров с большевиками. На основе изучения источников - протоколов заседаний органов Советской власти и принятых ими декретов анализируются и описываются проблемы придания законодательных полномочий СНК РСФСР в 1917 году. В ходе дискуссии между двумя партиями большевиков и левых эсеров срази после Октябрьской революции был поставлен вопрос о признании за Советским правительством - СНК РСФСР - законодательных полномочий. Причем большевики выступали за право Совнаркома законодательствовать, а левые эсеры считали, что таким правом обладают только съезд Советов и ВЦИК. Победа большевиков при голосовании по этому вопросу во ВЦИК в ноябре 1917 года привела к созданию системы высших органов Советской власти - Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, каждый из которых имел право законодательствовать. Законодательные полномочия вышеперечисленных органов были закреплены в первой Советской Конституции 1918 года.
Биюшкина Н.И. - Проблемные аспекты введения в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11861

Аннотация: Представленная к публикации статья посвящена изучению особенностей пространственно-временного распространения судебной реформы 1864г. Автором уделяется внимание различным позициям, занимаемым министром юстиции Д.Н. Замятниным, Государственного Совета князем П.П. Гагариным, другими общественными и государственными деятелями и, прежде всего, самим императором, по вопросам о порядке введения Судебных Уставов 20 ноября 1864 г. Проблема введения в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г. изучалась автором во взаимосвязи и взаимозависимости с другими социально-экономическими, культурно-образовательными преобразованиями, проводившимися параллельно с реорганизацией судебной системы в пореформенный период XIX в. Работа строится на критическом и, вместе с тем позитивном анализе теоретического и практического материала и подчинена логике процесса внедрения пореформенных судебных учреждений в исследуемый пространственно-временной период. Применение диалектического метода познания позволило автору исследовать процесс уничтожения «старых» судебных учреждений и создания и развития пореформенных институтов. Применение принципа историзма предоставило возможность осмыслить процесс проведения судебной реформы 1864 г. в связи с конкретно-историческими условиями того времени. Общенаучные методы, включая в себя анализ, синтез, дедукцию, индукцию, комплексный, функциональный и другие подходы, позволили провести условное разделение такого сложного государственно-правового явления, как внедрение судебной реформы 1864 г. в правовую действительность Российского государства, на части в виде отдельных составляющих элементов пореформенной судебной системы. В настоящей работе был использован частно-научный метод, включающий приемы и методы, позволяющие собрать, обработать и обобщить материал, составляющий источниковую базу данной работы. Научная новизна данной работы заключается в исследовании процесса практической реализации судебной реформы 1864 г. Автором были изучены условия, порядок и особенности пространственно-временного распространения пореформенных институтов. В научный оборот были введены новые архивные источники. В ходе исследования дана характеристика ряда проблем концептуального плана, связанных с раскрытием сущностных аспектов проведения преобразований, начавшихся в 1864 г.
Биюшкина Н.И. - Проблемные аспекты введения в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г. c. 701-707

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52200

Аннотация: Представленная к публикации статья посвящена изучению особенностей пространственно-временного распространения судебной реформы 1864г. Автором уделяется внимание различным позициям, занимаемым министром юстиции Д.Н. Замятниным, Государственного Совета князем П.П. Гагариным, другими общественными и государственными деятелями и, прежде всего, самим императором, по вопросам о порядке введения Судебных Уставов 20 ноября 1864 г. Проблема введения в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г. изучалась автором во взаимосвязи и взаимозависимости с другими социально-экономическими, культурно-образовательными преобразованиями, проводившимися параллельно с реорганизацией судебной системы в пореформенный период XIX в. Работа строится на критическом и, вместе с тем позитивном анализе теоретического и практического материала и подчинена логике процесса внедрения пореформенных судебных учреждений в исследуемый пространственно-временной период. Применение диалектического метода познания позволило автору исследовать процесс уничтожения «старых» судебных учреждений и создания и развития пореформенных институтов. Применение принципа историзма предоставило возможность осмыслить процесс проведения судебной реформы 1864 г. в связи с конкретно-историческими условиями того времени. Общенаучные методы, включая в себя анализ, синтез, дедукцию, индукцию, комплексный, функциональный и другие подходы, позволили провести условное разделение такого сложного государственно-правового явления, как внедрение судебной реформы 1864 г. в правовую действительность Российского государства, на части в виде отдельных составляющих элементов пореформенной судебной системы. В настоящей работе был использован частно-научный метод, включающий приемы и методы, позволяющие собрать, обработать и обобщить материал, составляющий источниковую базу данной работы. Научная новизна данной работы заключается в исследовании процесса практической реализации судебной реформы 1864 г. Автором были изучены условия, порядок и особенности пространственно-временного распространения пореформенных институтов. В научный оборот были введены новые архивные источники. В ходе исследования дана характеристика ряда проблем концептуального плана, связанных с раскрытием сущностных аспектов проведения преобразований, начавшихся в 1864 г.
Омельченко О.А. - Условия отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, во времена ГУЛАГа

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11289

Аннотация: Предметом исследования являются политические, правовые, социально- экономические и криминологические аспекты отбывания наказания в виде лишения свободы беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в учреждениях ГУЛАГа. В частности, это политическая обстановка в данный исторический период, обусловившая режим репрессий в названных исправительных учреждениях; нормативно- правовой статус исследуемой категории осужденных и положения детей, содержащихся совместно с осужденными матерями; статистика беременностей и родов, количества детей, находящихся в учреждениях ГУЛАГа; заболеваемости и смертности в них; анализ официальных архивных документов и комментариев реальных участников процесса исполнения наказания в названных учреждениях. Методология исследования построена на использовании автором как общенаучных (индукция, дедукция, и т.п.), так и частных методов и приемов научного анализа (ретроспективный, статистический, документальный, сравнительно- правовой и т.д.), а также изучении ранее использовавшихся нормативно- правовых актов, опубликованных официально интервью, иных первоисточников полученной информации. Статья представляет собой научное исследование проблемы отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в учреждениях ГУЛАГа. Научная новизна очевидна, поскольку данная тема исследована в уголовно- исполнительном праве и криминологии крайне недостаточно. Правовая база данного института, а также статистика и материалы, касающиеся темы исследования, в свое время отличающиеся повышенной секретностью, представляют собой образец крайне сурового отношения власти и законодателя к положению и условиям отбывания лишения свободы исследуемой категорией женщин и их детей. Таким образом, авторский анализ данной проблемы -это новый оригинальный научный "срез" одной из трагических страниц истории России в части пенитенциарной и криминологической политики страны того времени.
Омельченко О.А. - Условия отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, во времена ГУЛАГа c. 708-718

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52201

Аннотация: Предметом исследования являются политические, правовые, социально- экономические и криминологические аспекты отбывания наказания в виде лишения свободы беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в учреждениях ГУЛАГа. В частности, это политическая обстановка в данный исторический период, обусловившая режим репрессий в названных исправительных учреждениях; нормативно- правовой статус исследуемой категории осужденных и положения детей, содержащихся совместно с осужденными матерями; статистика беременностей и родов, количества детей, находящихся в учреждениях ГУЛАГа; заболеваемости и смертности в них; анализ официальных архивных документов и комментариев реальных участников процесса исполнения наказания в названных учреждениях. Методология исследования построена на использовании автором как общенаучных (индукция, дедукция, и т.п.), так и частных методов и приемов научного анализа (ретроспективный, статистический, документальный, сравнительно- правовой и т.д.), а также изучении ранее использовавшихся нормативно- правовых актов, опубликованных официально интервью, иных первоисточников полученной информации. Статья представляет собой научное исследование проблемы отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в учреждениях ГУЛАГа. Научная новизна очевидна, поскольку данная тема исследована в уголовно- исполнительном праве и криминологии крайне недостаточно. Правовая база данного института, а также статистика и материалы, касающиеся темы исследования, в свое время отличающиеся повышенной секретностью, представляют собой образец крайне сурового отношения власти и законодателя к положению и условиям отбывания лишения свободы исследуемой категорией женщин и их детей. Таким образом, авторский анализ данной проблемы -это новый оригинальный научный "срез" одной из трагических страниц истории России в части пенитенциарной и криминологической политики страны того времени.
Юридический практикум
Михайлова Е.В. - Проблемы наследования прав участия в коммерческих организациях

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.11741

Аннотация: Данная статья посвящена одному из проблемных вопросов наследования – наследованию прав участия в коммерческих организациях. Ввиду того, что львиную долю юридических лиц – коммерческих организаций на российском рынке занимают именно общества с ограниченной ответственностью, статья посвящена, прежде всего, проблемам реализации прав участников (учредителей) этой категории хозяйственных обществ. Несмотря на стабильность правового режима наследования, нельзя сказать, что все возникающие на практике вопросы наследования прав учредителей ООО могут быть разрешены путем обращения к тексту раздела V части III ГК РФ. В данной статье использовался метод системного анализа, формальной логики, сравнительный метод а также метод телеологического толкования - трактовки содержания норм права в соответствии с его целями. наследование прав учредителей (участников) ООО предполагает передачу комплекса имущественных и неимущественных прав, а не исключительно вещных прав. Хотя современное гражданское законодательство России отрицает в целом принцип толкования молчания лица в качестве конклюдентного действия указывающего на его согласие, обращение наследника к учредителям ООО напрямую, без предварительного получения свидетельства о праве на наследство, не запрещено и обязывает учредителей общества дать наследнику либо отказ либо согласие. Причем молчание учредителей трактуется по мнению автора данной статьи как согласие.
Михайлова Е.В. - Проблемы наследования прав участия в коммерческих организациях c. 719-727

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.5.52202

Аннотация: Данная статья посвящена одному из проблемных вопросов наследования – наследованию прав участия в коммерческих организациях. Ввиду того, что львиную долю юридических лиц – коммерческих организаций на российском рынке занимают именно общества с ограниченной ответственностью, статья посвящена, прежде всего, проблемам реализации прав участников (учредителей) этой категории хозяйственных обществ. Несмотря на стабильность правового режима наследования, нельзя сказать, что все возникающие на практике вопросы наследования прав учредителей ООО могут быть разрешены путем обращения к тексту раздела V части III ГК РФ. В данной статье использовался метод системного анализа, формальной логики, сравнительный метод а также метод телеологического толкования - трактовки содержания норм права в соответствии с его целями. наследование прав учредителей (участников) ООО предполагает передачу комплекса имущественных и неимущественных прав, а не исключительно вещных прав. Хотя современное гражданское законодательство России отрицает в целом принцип толкования молчания лица в качестве конклюдентного действия указывающего на его согласие, обращение наследника к учредителям ООО напрямую, без предварительного получения свидетельства о праве на наследство, не запрещено и обязывает учредителей общества дать наследнику либо отказ либо согласие. Причем молчание учредителей трактуется по мнению автора данной статьи как согласие.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.