по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-0.342857142857-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
Государственные институты и правовые системы
Радочина Т.Н. - Частные тюрьмы в пенитенциарной системе Англии и Уэльса

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10615

Аннотация: История формирования идеи о привлечении услуг частного бизнеса в сферу уголовно- исполнительной деятельности в Великобритании (1980-е гг); создание теоретической, правовой основ частного тюремного сектора, начало эксперимента по коммерческому менеджменту первых тюрем, развитие новых форм коммерческих форм и механизмов в тюремной системе Англии и Уэльса. В сферу предмета также вошли статистические данные Тюремной системы Англии И Уэльса, официальные справки и документы о деятельности частных тюрем, официальная информация о позитивных и негативных результатах использования частного бизнеса в тюремной системе, дискуссии и мнения отдельных известных политических деятелей, ученых и сотрудников юстиции, создающие достаточно полное представление о современном состоянии данной области правоотношений в Англии и Уэльсе. Методология исследования, наряду с общенаучными методами (индукции, дедукции и др.) включает совокупность традиционных для криминологии и уголовно- исполнительном праве методов и методик, в частности это: исторический и сравнительно- правовой анализ, формально- логический, статистический и динамический, из социологических методов был использован метод изучения документов. Научная новизна данной статьи заключается, во- первых, в отражении проблемы применения услуг частного бизнеса в новых современных условиях, включая анализ соответствующего 20- летнего опыта Англии и Уэльса. Новизной обладает отраженная автором самобытность, неповторимость становления и развития данного института применительно к условиям Великобритании. Выявленные противоречия и результаты данного опыта также являются новыми, полученными из исследованных автором английских научных и официальных источников непосредственно в процессе написания статьи. Выводы автора непосредственно касаются возможности и целесообразности использования частного бизнеса в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации и ориентируют теоретиков, правоведов и практиков на разработку новых проектов по развитию пенитенциарной системы нашей страны.
Радочина Т.Н. - Частные тюрьмы в пенитенциарной системе Англии и Уэльса c. 6-13

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52131

Аннотация: История формирования идеи о привлечении услуг частного бизнеса в сферу уголовно- исполнительной деятельности в Великобритании (1980-е гг); создание теоретической, правовой основ частного тюремного сектора, начало эксперимента по коммерческому менеджменту первых тюрем, развитие новых форм коммерческих форм и механизмов в тюремной системе Англии и Уэльса. В сферу предмета также вошли статистические данные Тюремной системы Англии И Уэльса, официальные справки и документы о деятельности частных тюрем, официальная информация о позитивных и негативных результатах использования частного бизнеса в тюремной системе, дискуссии и мнения отдельных известных политических деятелей, ученых и сотрудников юстиции, создающие достаточно полное представление о современном состоянии данной области правоотношений в Англии и Уэльсе. Методология исследования, наряду с общенаучными методами (индукции, дедукции и др.) включает совокупность традиционных для криминологии и уголовно- исполнительном праве методов и методик, в частности это: исторический и сравнительно- правовой анализ, формально- логический, статистический и динамический, из социологических методов был использован метод изучения документов. Научная новизна данной статьи заключается, во- первых, в отражении проблемы применения услуг частного бизнеса в новых современных условиях, включая анализ соответствующего 20- летнего опыта Англии и Уэльса. Новизной обладает отраженная автором самобытность, неповторимость становления и развития данного института применительно к условиям Великобритании. Выявленные противоречия и результаты данного опыта также являются новыми, полученными из исследованных автором английских научных и официальных источников непосредственно в процессе написания статьи. Выводы автора непосредственно касаются возможности и целесообразности использования частного бизнеса в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации и ориентируют теоретиков, правоведов и практиков на разработку новых проектов по развитию пенитенциарной системы нашей страны.
Кочетков Е.Е. - Влияние институтов асимметричного федерализма на стабилизацию федеральной и реги-ональной политики

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10711

Аннотация: Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия асимметричного федерализма в многонациональных государствах. Асимметрия показана как инструмент сохранения федерации, хотя является нестабильным институтом с точки зрения того, что она в той или иной степени затрагивает всех участников политического действа. В данной связи предметом исследования является процесс противостояния между центром и национальными меньшинствами, очевидно угрожающего существующей политической системе, решение центра о предоставлении асимметричным образованиям автономии может обеспечить взаимовыгодное сотрудничество. Автор в качестве аргументации использует теоретико-игровую базу, связывая стратегические цели федеральной и региональных элит с вопросами общегосударственной стабильности. Ввиду особо важности вопроса создания и закрепления асимметричных институтов в статье также используется институциональный подход. Научная новизна данного исследования состоит в том, что асиммет-ричный федерализм может быть представлен как «вложенная (гнездовая) игра», где события, происходящие в рамках этнонационального сегмента, определяют ситуацию в масштабах всей федерации. Предполагается, что правила асимметричного федерализма прежде всего являются нестабильными с точки зрения того, что они влияют на всех участников политического процесса в государстве. Данный подход иллюстрирует анализ развития российского федерализма. Автор статьи иллюстрирует теоретические идеи на примере анализа российских федеральных институтов, созданных в 1990-х годах в ходе переговоров между центром и сепаратистски настроенными элитами региональных меньшинств.
Кочетков Е.Е. - Влияние институтов асимметричного федерализма на стабилизацию федеральной и региональной политики c. 14-22

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52132

Аннотация: Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия асимметричного федерализма в многонациональных государствах. Асимметрия показана как инструмент сохранения федерации, хотя является нестабильным институтом с точки зрения того, что она в той или иной степени затрагивает всех участников политического действа. В данной связи предметом исследования является процесс противостояния между центром и национальными меньшинствами, очевидно угрожающего существующей политической системе, решение центра о предоставлении асимметричным образованиям автономии может обеспечить взаимовыгодное сотрудничество. Автор в качестве аргументации использует теоретико-игровую базу, связывая стратегические цели федеральной и региональных элит с вопросами общегосударственной стабильности. Ввиду особо важности вопроса создания и закрепления асимметричных институтов в статье также используется институциональный подход. Научная новизна данного исследования состоит в том, что асиммет-ричный федерализм может быть представлен как «вложенная (гнездовая) игра», где события, происходящие в рамках этнонационального сегмента, определяют ситуацию в масштабах всей федерации. Предполагается, что правила асимметричного федерализма прежде всего являются нестабильными с точки зрения того, что они влияют на всех участников политического процесса в государстве. Данный подход иллюстрирует анализ развития российского федерализма. Автор статьи иллюстрирует теоретические идеи на примере анализа российских федеральных институтов, созданных в 1990-х годах в ходе переговоров между центром и сепаратистски настроенными элитами региональных меньшинств.
Трансформация правовых и политических систем
Деметрадзе М.Р. - Деметрадзе М.Р. д.п.н. Проблемы несоответствия социокультурной политики России процессов глобальной модернизации

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.9546

Аннотация: Работа посвящена выявлению факторов, препятствующих модернизации России. Анализируется кризис различных институтов власти и гражданского общества, системы объектов жизнеобеспечения и поддержания жизни. Рассмотрены требования современной социокультурной политики как наиболее приемлемой теоретической основы для институционализации модернизационных процессов в России и на постсоветском пространстве. Однако, как показывает реальность, необходимость институциональных рационально-конструктивных форм управления, выявления негативных факторов развития общества, поиска способов преодоления различных форм консервативного традиционализма и создания социокультурной модели государства пока еще не осознана ни политиками, ни индивидами постсоветских обществ. Социальные изменения и преобразования, научно-технологический прогресс, урбанизация, конкурентоспособность государств, стиль их участия в мировых экономических, политических процессах и международных организациях – качество этого набора необходимых признаков стало критерием традиционности либо современности обществ и государств. Вместе с тем, с точки зрения социокультурного подхода, которого мы придерживаемся, модернизацию нельзя рассмотреть в контексте исключительно экономической выгоды, пользы и доминирования одних государств над другими. Оценивать происходящие процессы в России и на постсоветском пространстве следует опираясь на объективные признаки, характеризующие положение простых членов общества в государстве (антропологическая основа социокультурной методологии придает ей четко выраженную социокультурную направленность). Таким образом, модернизацию можно определить как социокультурные преобразования в обществе в условиях его перехода к более высокой форме развития на основе выявления движущих сил, направленных на создание современного государства.
Деметрадзе М.Р. - Проблемы несоответствия социокультурной политики России процессов глобальной модернизации c. 23-30

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52133

Аннотация: Работа посвящена выявлению факторов, препятствующих модернизации России. Анализируется кризис различных институтов власти и гражданского общества, системы объектов жизнеобеспечения и поддержания жизни. Рассмотрены требования современной социокультурной политики как наиболее приемлемой теоретической основы для институционализации модернизационных процессов в России и на постсоветском пространстве. Однако, как показывает реальность, необходимость институциональных рационально-конструктивных форм управления, выявления негативных факторов развития общества, поиска способов преодоления различных форм консервативного традиционализма и создания социокультурной модели государства пока еще не осознана ни политиками, ни индивидами постсоветских обществ. Социальные изменения и преобразования, научно-технологический прогресс, урбанизация, конкурентоспособность государств, стиль их участия в мировых экономических, политических процессах и международных организациях – качество этого набора необходимых признаков стало критерием традиционности либо современности обществ и государств. Вместе с тем, с точки зрения социокультурного подхода, которого мы придерживаемся, модернизацию нельзя рассмотреть в контексте исключительно экономической выгоды, пользы и доминирования одних государств над другими. Оценивать происходящие процессы в России и на постсоветском пространстве следует опираясь на объективные признаки, характеризующие положение простых членов общества в государстве (антропологическая основа социокультурной методологии придает ей четко выраженную социокультурную направленность). Таким образом, модернизацию можно определить как социокультурные преобразования в обществе в условиях его перехода к более высокой форме развития на основе выявления движущих сил, направленных на создание современного государства.
Власть и управление
Гуржий Т.А. - Правовые акты в системе источников государственной политики

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10452

Аннотация: Целью настоящей статьи является формирование теоретической почвы для четкого, согласованного понимания сущности источников государственной политики, как незаурядного политико-правового феномена. Предмет исследования составляют ведущие научные подходы к пониманию сущности источников государственной политики, закономерностей функционирования их системы, определению места и роли правовых актов в современном политикотворчестве. С этой целью произведен углубленный анализ современного законодательства, материалов политической практики, а также научных публикаций, посвященных вопросам политики и права. При написании статьи использована оптимальная, с точки зрения задач исследования, совокупность общенаучных и специальных методов научного познания, в т.ч.: формально-логический, логико-юридический, логико-семантический, сравнительно-правовой и др. На основании критического осмысления общественно-правовой действительности и существующих научных концепций сформировано авторское видение источников государственной политики, как системы правовых и политических актов, отражающих содержание политики государства. Очерчен круг источников государственной политики, установлены их основные типы и разновидности, определено место правовых актов в их системе.
Гуржий Т.А. - Правовые акты в системе источников государственной политики c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52134

Аннотация: Целью настоящей статьи является формирование теоретической почвы для четкого, согласованного понимания сущности источников государственной политики, как незаурядного политико-правового феномена. Предмет исследования составляют ведущие научные подходы к пониманию сущности источников государственной политики, закономерностей функционирования их системы, определению места и роли правовых актов в современном политикотворчестве. С этой целью произведен углубленный анализ современного законодательства, материалов политической практики, а также научных публикаций, посвященных вопросам политики и права. При написании статьи использована оптимальная, с точки зрения задач исследования, совокупность общенаучных и специальных методов научного познания, в т.ч.: формально-логический, логико-юридический, логико-семантический, сравнительно-правовой и др. На основании критического осмысления общественно-правовой действительности и существующих научных концепций сформировано авторское видение источников государственной политики, как системы правовых и политических актов, отражающих содержание политики государства. Очерчен круг источников государственной политики, установлены их основные типы и разновидности, определено место правовых актов в их системе.
Интеграционное право и наднациональные организации
Можуга В.В. - Юридическая природа решений Конституционного суда Российской Федерации в их соотношении с решениями суда ЕврАзЭС

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10647

Аннотация: Статья посвящена соотношению решений Конституционного суда Российской Федерации с Решениями Суда Евразийского экономического сообщества. Анализу существующего механизма разграничения компетенции государственных и надгосударственных органов судебного контроля по вопросам таможенного и околотаможенного права. Анализируемая теоретическая модель разграничения полномочий сравнивается с реально действующим механизмом разграничения на примере уже существующих коллизий. Рассматривается компетенция Конституционного суда РФ и Суда ЕврАзЭС, выявляются коллизионные аспекты в компетенции и деятельности двух судебных органов. Методологию исследования составляет правовой анализ существующих норм и сравнение с имеющейся практикой судебного контроля таможенно-правовых актов. Правовые акты Суда ЕврАзЭС являются неотъемлемой частью системы источников публичного права Таможенного союза. Они носят обязательный характер, окончательны и в ряде случаев (например, Решения Суда ЕврАзЭС по конкретному делу) являются актами прямого действия. Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что по отношению к правовым актам в рамках ЕврАзЭС Конституционный суд может осуществлять проверку только не вступивших в силу международных договоров. Вступившие в силу международные договоры и решения Комиссии таможенного союза и Евразийской экономической комиссии могут быть оспорены только судом ЕврАзЭС. В то же время правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации, относящиеся к толкованию норм Таможенного кодекса Российской Федерации, не утратили свою силу и подлежат применению в отношении действующего нормативного правового регулирования таможенных отношений, что может привести к коллизиям решений Конституционного суда РФ и Суда ЕврАзЭС.
Можуга В.В. - Юридическая природа решений Конституционного суда Российской Федерации в их соотношении с решениями суда ЕврАзЭС c. 37-41

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52135

Аннотация: Статья посвящена соотношению решений Конституционного суда Российской Федерации с Решениями Суда Евразийского экономического сообщества. Анализу существующего механизма разграничения компетенции государственных и надгосударственных органов судебного контроля по вопросам таможенного и околотаможенного права. Анализируемая теоретическая модель разграничения полномочий сравнивается с реально действующим механизмом разграничения на примере уже существующих коллизий. Рассматривается компетенция Конституционного суда РФ и Суда ЕврАзЭС, выявляются коллизионные аспекты в компетенции и деятельности двух судебных органов. Методологию исследования составляет правовой анализ существующих норм и сравнение с имеющейся практикой судебного контроля таможенно-правовых актов. Правовые акты Суда ЕврАзЭС являются неотъемлемой частью системы источников публичного права Таможенного союза. Они носят обязательный характер, окончательны и в ряде случаев (например, Решения Суда ЕврАзЭС по конкретному делу) являются актами прямого действия. Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что по отношению к правовым актам в рамках ЕврАзЭС Конституционный суд может осуществлять проверку только не вступивших в силу международных договоров. Вступившие в силу международные договоры и решения Комиссии таможенного союза и Евразийской экономической комиссии могут быть оспорены только судом ЕврАзЭС. В то же время правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации, относящиеся к толкованию норм Таможенного кодекса Российской Федерации, не утратили свою силу и подлежат применению в отношении действующего нормативного правового регулирования таможенных отношений, что может привести к коллизиям решений Конституционного суда РФ и Суда ЕврАзЭС.
Международное право в ХХI веке
Саврыга К.П. - Ответственность принимающего государства и государства места инкорпорации за противоправные действия частных военных и охранных компаний

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.9569

Аннотация: Государства прибегают к услугам частных военных и охранных компаний во время военных конфликтов и оккупаций, для выполнения задач, считавшихся ранее привилегией военнослужащих. Однако, так же как и военнослужащие, сотрудники частных военных компаний способны совершать противоправные деяния в нарушение норм международного права. В данной статье, автором исследован праовой режим ответственности и обязательства, субъектом которого являются принимающее государство и домашнее государство(места инкорпорации). Автор приходи к выводу, что несмотря на то, что они не вступают непосредственно в договорные отношения с частными военными компаниями, и не могут являться непосредственными виновниками совершения ими военные преступлений или иных серьезных нарушений международного права, на них лежит непорседственная обязанность по соблюдению обязательств должной осмотрительности в отношении норм международного гуманитрного права, законов о нейтралитете и международного права прав человека.
Саврыга К.П. - Ответственность принимающего государства и государства места инкорпорации за противоправные действия частных военных и охранных компаний c. 42-52

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52136

Аннотация: Государства прибегают к услугам частных военных и охранных компаний во время военных конфликтов и оккупаций, для выполнения задач, считавшихся ранее привилегией военнослужащих. Однако, так же как и военнослужащие, сотрудники частных военных компаний способны совершать противоправные деяния в нарушение норм международного права. В данной статье, автором исследован праовой режим ответственности и обязательства, субъектом которого являются принимающее государство и домашнее государство(места инкорпорации). Автор приходи к выводу, что несмотря на то, что они не вступают непосредственно в договорные отношения с частными военными компаниями, и не могут являться непосредственными виновниками совершения ими военные преступлений или иных серьезных нарушений международного права, на них лежит непорседственная обязанность по соблюдению обязательств должной осмотрительности в отношении норм международного гуманитрного права, законов о нейтралитете и международного права прав человека.
Кешнер М.В. - К вопросу о проектах повышения эффективности международных санкций

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.9062

Аннотация: Принуждение в международном праве имеет свои особенности, предопределяемые прежде всего характером межгосударственных отношений и методами их правового регулирования. В отсутствие централизованного аппарата принуждения оно осуществляется децентрализованно (индивидуально) – государствами, используя механизм контрмер, и централизованно (коллективно) – при помощи институционального механизма международных организаций посредством международно-правовых санкций. Применение международных санкций относится к наиболее сложным и значимым вопросам современного международного права. Связано это с рядом серьезных проблем, возникающих в процессе осуществления режимов международных санкций, существование которых является основной причиной критических замечаний относительно их эффективности. В представленной статье анализируется модификация санкционных режимов, введенных резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в рамках реализации концепции целенаправленных санкций. Обосновывается необходимость дальнейшего реформирования международных санкций как мер принуждения, применяемых централизованно при помощи институционального механизма международных организаций. Определяются основные тенденции международно-правового регулирования применения международных санкций, направленных на совершенствование их нормативных основ и практики применения.
Кешнер М.В. - К вопросу о проектах повышения эффективности международных санкций c. 53-56

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52137

Аннотация: Принуждение в международном праве имеет свои особенности, предопределяемые прежде всего характером межгосударственных отношений и методами их правового регулирования. В отсутствие централизованного аппарата принуждения оно осуществляется децентрализованно (индивидуально) – государствами, используя механизм контрмер, и централизованно (коллективно) – при помощи институционального механизма международных организаций посредством международно-правовых санкций. Применение международных санкций относится к наиболее сложным и значимым вопросам современного международного права. Связано это с рядом серьезных проблем, возникающих в процессе осуществления режимов международных санкций, существование которых является основной причиной критических замечаний относительно их эффективности. В представленной статье анализируется модификация санкционных режимов, введенных резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в рамках реализации концепции целенаправленных санкций. Обосновывается необходимость дальнейшего реформирования международных санкций как мер принуждения, применяемых централизованно при помощи институционального механизма международных организаций. Определяются основные тенденции международно-правового регулирования применения международных санкций, направленных на совершенствование их нормативных основ и практики применения.
Судебная власть
Примаков Д.Я. - Израильская модель судейского активизма

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.6665

Аннотация: Особую роль в становление израильского права сыграла активность Верховного суда и особое положение судебной системы в структуре разделения властей. Исторически особое место суда в еврейском праве и культуре обусловлено тем фактом, что в определенном смысле судья на уровне общины был единственным правоприменителем, более того, часто выступал также в роли законодателя. В статье рассматриваются этапы становления Верховного Суда Израиля и приобретения им независимости. Также высказываются опасения, что с приходом нового Председателя Верховного Суда этот орган станет менее независим.
Примаков Д.Я. - Израильская модель судейского активизма c. 57-63

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52138

Аннотация: Особую роль в становление израильского права сыграла активность Верховного суда и особое положение судебной системы в структуре разделения властей. Исторически особое место суда в еврейском праве и культуре обусловлено тем фактом, что в определенном смысле судья на уровне общины был единственным правоприменителем, более того, часто выступал также в роли законодателя. В статье рассматриваются этапы становления Верховного Суда Израиля и приобретения им независимости. Также высказываются опасения, что с приходом нового Председателя Верховного Суда этот орган станет менее независим.
Конфликт: инструменты стабилизации
Бондарев В.Г. - Social partnership as a factor in the modernization of modern Russia

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10503

Аннотация: Attention is focused on social partnership as a significant factor in the modernization of modern Russia. The author reinforces his position that wages in the context of social partnership and modernization are the determining ratio which has a significant impact on the social and partner-ship relations between labor and capital as well as on the processes of modernization conceived by the government. The reasons for the deterrence of the process of formation of social partnership and modernization, which lie in an unreasonably high rate of profit obtained by domestic capital, are disclosed. Other factors that holds back development of the institution of social partnership as a factor in the modernization are discussed. Author expresses conviction that conflict methods of interaction between capital and labor will retain their significance until the price of labor is adequate to the productive power of labor in the country.
Бондарев В.Г. - Social partnership as a factor in the modernization of modern Russia c. 64-70

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52139

Аннотация: Attention is focused on social partnership as a significant factor in the modernization of modern Russia. The author reinforces his position that wages in the context of social partnership and modernization are the determining ratio which has a significant impact on the social and partner-ship relations between labor and capital as well as on the processes of modernization conceived by the government. The reasons for the deterrence of the process of formation of social partnership and modernization, which lie in an unreasonably high rate of profit obtained by domestic capital, are disclosed. Other factors that holds back development of the institution of social partnership as a factor in the modernization are discussed. Author expresses conviction that conflict methods of interaction between capital and labor will retain their significance until the price of labor is adequate to the productive power of labor in the country.
Человек и окружающая среда
Выпханова Г.В. - Проблемы обеспечения доступа к экологической информации на рубеже двадцатилетия Конституции России

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10345

Аннотация: В двадцатилетний юбилей российской Конституции актуализируется необходимость реализации и защиты основных прав и свобод граждан. В статье рассмотрены правовые проблемы обеспечения доступа к экологической информации, включая реализацию конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Доступ к такой информации является условием реализации других конституционных прав граждан – права на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также права на охрану здоровья. Гарантией доступа к экологической информации должно стать присоединение России к Орхусской конвенции. В этой связи высказаны предложения по совершенствованию экологического законодательства с учетом положительного зарубежного опыта. Проведен сравнительный анализ российского экологического, санитарно-эпидемиологического, информационного и др. законодательства, а также зарубежного законодательства в области экологической информации, обеспечивающего доступ к экологической информации в соответствии с положениями Орхусской конвенции. Предложено совершенствование российского законодательства, направленное на правовое регулирование отношений в области экологической информации на системной основе. Обоснована необходимость разработки и принятия федерального закона об экологической информации, дана его структура, определен состав экологической информации, Сделаны предложения по приведению в соответствие с этим законом подзаконных нормативных правовых актов, а также повышению эффективности мер административной ответственности за правонарушения в области экологической информации и восполнения существующих пробелов.
Выпханова Г.В. - Проблемы обеспечения доступа к экологической информации на рубеже двадцатилетия Конституции России c. 71-79

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52140

Аннотация: В двадцатилетний юбилей российской Конституции актуализируется необходимость реализации и защиты основных прав и свобод граждан. В статье рассмотрены правовые проблемы обеспечения доступа к экологической информации, включая реализацию конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Доступ к такой информации является условием реализации других конституционных прав граждан – права на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также права на охрану здоровья. Гарантией доступа к экологической информации должно стать присоединение России к Орхусской конвенции. В этой связи высказаны предложения по совершенствованию экологического законодательства с учетом положительного зарубежного опыта. Проведен сравнительный анализ российского экологического, санитарно-эпидемиологического, информационного и др. законодательства, а также зарубежного законодательства в области экологической информации, обеспечивающего доступ к экологической информации в соответствии с положениями Орхусской конвенции. Предложено совершенствование российского законодательства, направленное на правовое регулирование отношений в области экологической информации на системной основе. Обоснована необходимость разработки и принятия федерального закона об экологической информации, дана его структура, определен состав экологической информации, Сделаны предложения по приведению в соответствие с этим законом подзаконных нормативных правовых актов, а также повышению эффективности мер административной ответственности за правонарушения в области экологической информации и восполнения существующих пробелов.
История государства и права
Севрюков Д.С. - Организационно-правовой механизм наделения полномочиями народных судей в РСФСР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. XХ в.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10264

Аннотация: В статье рассматривается история принятия положений «О выборах народных судов РСФСР» 1948 и 1951 гг. Анализируются нормы указанных актов, характеризуются основные стадии избирательного процесса по выборам народных судей, освещаются требования, предъявляемые к кандидатам. Отмечается, что цензы, закрепленные в положениях, были расширены за счет издания приказов министра юстиции СССР. Рассматриваются меры, предпринимаемые органами государственной власти и партийными организациями для надлежащего обеспечения процедуры проведения выборов. Делается вывод о том, что принятие актов о выборах народных судей, сыгравшее значительную роль в формировании статуса судей, означало важный шаг по пути к становлению действенной судейской независимости от органов исполнительной власти. Низкоквалифицированный состав судейского корпуса стал причиной повышения требований к кандидатам, что повлекло за собой внесение изменений не только в республиканское, но и в союзное законодательство.
Севрюков Д.С. - Организационно-правовой механизм наделения полномочиями народных судей в РСФСР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. XХ в. c. 80-85

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52141

Аннотация: В статье рассматривается история принятия положений «О выборах народных судов РСФСР» 1948 и 1951 гг. Анализируются нормы указанных актов, характеризуются основные стадии избирательного процесса по выборам народных судей, освещаются требования, предъявляемые к кандидатам. Отмечается, что цензы, закрепленные в положениях, были расширены за счет издания приказов министра юстиции СССР. Рассматриваются меры, предпринимаемые органами государственной власти и партийными организациями для надлежащего обеспечения процедуры проведения выборов. Делается вывод о том, что принятие актов о выборах народных судей, сыгравшее значительную роль в формировании статуса судей, означало важный шаг по пути к становлению действенной судейской независимости от органов исполнительной власти. Низкоквалифицированный состав судейского корпуса стал причиной повышения требований к кандидатам, что повлекло за собой внесение изменений не только в республиканское, но и в союзное законодательство.
Юридический практикум
Будагова М.М. - Способы приобретения прав на доменное имя.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10363

Аннотация: Предметом исследования настоящей работы является анализ способов приобретения прав на доменное имя, а также сравнительно-правовой анализ международного и российского законодательства о способах приобретения прав на доменное имя. Наряду с теоретической основой, внимание также уделяется практике, которая, как выяснилось в ходе наблюдения, не всегда основывается на нормах права. Также детально изучались локальные нормативные акты и договоры, заключаемые сторонами во исполнения взаимных обязательств по поводу передачи прав на доменное имя. В написании работы использовались универсальный метод познания, в частности принцип объективности и всесторонности познания, общенаучные методы, такие как наблюдение, анализ, также частнонаучные методы, среди которых логико-юридический и сравнительное правовой. Научная новизна работы объясняется тем, что статья выявляет проблемы, возникшие в недавнем времени, а также предлагает варианты их разрешения. Необходимость изменить законодательство связана с отсутствием в нем необходимых норм, в связи с чем рекомендуется уделить внимание процедуре регистрации доменного имени, представить список документов, необходимых для заключения договора передачи прав на доменное имя, внести изменения в третью часть Гражданского Кодекса, согласно которым права на пользование доменным именем включались бы в наследственную массу и переходили по наследству, ввести статьи, предусматривающие ограниченный список способов приобретения прав на домен, который бы исключал возможность такой передачи на основании решения суда.
Будагова М.М. - Способы приобретения прав на доменное имя. c. 86-92

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52142

Аннотация: Предметом исследования настоящей работы является анализ способов приобретения прав на доменное имя, а также сравнительно-правовой анализ международного и российского законодательства о способах приобретения прав на доменное имя. Наряду с теоретической основой, внимание также уделяется практике, которая, как выяснилось в ходе наблюдения, не всегда основывается на нормах права. Также детально изучались локальные нормативные акты и договоры, заключаемые сторонами во исполнения взаимных обязательств по поводу передачи прав на доменное имя. В написании работы использовались универсальный метод познания, в частности принцип объективности и всесторонности познания, общенаучные методы, такие как наблюдение, анализ, также частнонаучные методы, среди которых логико-юридический и сравнительное правовой. Научная новизна работы объясняется тем, что статья выявляет проблемы, возникшие в недавнем времени, а также предлагает варианты их разрешения. Необходимость изменить законодательство связана с отсутствием в нем необходимых норм, в связи с чем рекомендуется уделить внимание процедуре регистрации доменного имени, представить список документов, необходимых для заключения договора передачи прав на доменное имя, внести изменения в третью часть Гражданского Кодекса, согласно которым права на пользование доменным именем включались бы в наследственную массу и переходили по наследству, ввести статьи, предусматривающие ограниченный список способов приобретения прав на домен, который бы исключал возможность такой передачи на основании решения суда.
Biblion
Михалева Н.А. - Институт гражданства в современном мире. Рецензия на три книги Е.С.Смирновой.

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10007

Аннотация: Рецензия посвящена трем томам исследования института гражданства в глобальном аспекте. Первая книга - «Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта» - дает представление о развитии института гражданства в двух географических измерениях: постсоветском пространстве государств-участников СНГ и Европейском союзе. Вторая монография Е.С.Смирновой «Европейское гражданство – множественное в едином» -имеет целью показать все стороны развития европейского гражданства . Третий том монографий Е.С.Смирновой - «Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации». Охват этой книги поистине глобален (начиная с вопросов правого статуса иностранцев с Х века до нашей эры). Автор дает определение глобализации как правового понятия. Делается последовательный вывод: глобализация есть длительный, насчитывающий многовековую историю, процесс усвоения населением мира позитивных идей справедливости, добра, всеобщего блага в области экономики, политики и других сферах общественных отношений, в дальнейшем получивших нормативное закрепление как в национальном законодательстве государств, так и международном праве.
Научная жизнь
Чалаби Б.Ф. - Восьмые философско-правовые чтения памяти акад. В.С. Нерсесянца «Право и литература»

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.10237

Аннотация: Сообщение о Восьмых философско-правовых чтениях памяти академика В.С. Нерсесянца, состоявшихся 2 октября 2013 г. в Институте государства и права РАН. Чтения стали первым в российском правоведении событием, посвященным широко обсуждаемому с 1970-х гг. в мировой науке направлению «Право и литература». Основной замысел организаторов свелся к созданию условий для совместного осмысления правоведами типичных вариантов рассмотрения темы «право и литература» с обращением к исследовательским наработкам зарубежной науки, а также для возможного использования этих наработок в интересах публичного и профессионального правового просвещения. Участники представили свои взгляды на проблемы взаимодополняемости и взаимопомощи правоведения и художественно-образного постижения мира правого общения и юридических конфликтов, а также уяснения роли и значения художественной литературы в воспитании подрастающих поколений, приобщив к анализу общеобразовательный опыт национально-культурный, общенародный, мировой и цивилизационный.
Чалаби Б.Ф. - Восьмые философско-правовые чтения памяти акад. В.С. Нерсесянца «Право и литература» c. 98-118

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52144

Аннотация: Сообщение о Восьмых философско-правовых чтениях памяти академика В.С. Нерсесянца, состоявшихся 2 октября 2013 г. в Институте государства и права РАН. Чтения стали первым в российском правоведении событием, посвященным широко обсуждаемому с 1970-х гг. в мировой науке направлению «Право и литература». Основной замысел организаторов свелся к созданию условий для совместного осмысления правоведами типичных вариантов рассмотрения темы «право и литература» с обращением к исследовательским наработкам зарубежной науки, а также для возможного использования этих наработок в интересах публичного и профессионального правового просвещения. Участники представили свои взгляды на проблемы взаимодополняемости и взаимопомощи правоведения и художественно-образного постижения мира правого общения и юридических конфликтов, а также уяснения роли и значения художественной литературы в воспитании подрастающих поколений, приобщив к анализу общеобразовательный опыт национально-культурный, общенародный, мировой и цивилизационный.
Biblion
Михалева Н.А. - Институт гражданства в современном мире. Рецензия на три книги Е.С.Смирновой. c. 93-97

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.52143

Аннотация: Рецензия посвящена трем томам исследования института гражданства в глобальном аспекте. Первая книга - «Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта» - дает представление о развитии института гражданства в двух географических измерениях: постсоветском пространстве государств-участников СНГ и Европейском союзе. Вторая монография Е.С.Смирновой «Европейское гражданство – множественное в едином» -имеет целью показать все стороны развития европейского гражданства . Третий том монографий Е.С.Смирновой - «Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации». Охват этой книги поистине глобален (начиная с вопросов правого статуса иностранцев с Х века до нашей эры). Автор дает определение глобализации как правового понятия. Делается последовательный вывод: глобализация есть длительный, насчитывающий многовековую историю, процесс усвоения населением мира позитивных идей справедливости, добра, всеобщего блага в области экономики, политики и других сферах общественных отношений, в дальнейшем получивших нормативное закрепление как в национальном законодательстве государств, так и международном праве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.