Статья 'Влияние институтов асимметричного федерализма на стабилизацию федеральной и реги-ональной политики' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Влияние институтов асимметричного федерализма на стабилизацию федеральной и реги-ональной политики

Кочетков Егор Евгеньевич

кандидат политических наук

доцент, кафедра «Политологии, истории и социальных технологий» , Гуманитарный институт Московского государственного университета путей сообщения

Гуманитарный институт Московского государственного университета путей сообщения

Kochetkov Egor

PhD in Politics

Gumanitarnyi institut Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya

consalting.org@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2014.1.10711

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.342857142857-2014


Аннотация: Данная статья представляет собой теоретический обзор понятия асимметричного федерализма в многонациональных государствах. Асимметрия показана как инструмент сохранения федерации, хотя является нестабильным институтом с точки зрения того, что она в той или иной степени затрагивает всех участников политического действа. В данной связи предметом исследования является процесс противостояния между центром и национальными меньшинствами, очевидно угрожающего существующей политической системе, решение центра о предоставлении асимметричным образованиям автономии может обеспечить взаимовыгодное сотрудничество. Автор в качестве аргументации использует теоретико-игровую базу, связывая стратегические цели федеральной и региональных элит с вопросами общегосударственной стабильности. Ввиду особо важности вопроса создания и закрепления асимметричных институтов в статье также используется институциональный подход. Научная новизна данного исследования состоит в том, что асиммет-ричный федерализм может быть представлен как «вложенная (гнездовая) игра», где события, происходящие в рамках этнонационального сегмента, определяют ситуацию в масштабах всей федерации. Предполагается, что правила асимметричного федерализма прежде всего являются нестабильными с точки зрения того, что они влияют на всех участников политического процесса в государстве. Данный подход иллюстрирует анализ развития российского федерализма. Автор статьи иллюстрирует теоретические идеи на примере анализа российских федеральных институтов, созданных в 1990-х годах в ходе переговоров между центром и сепаратистски настроенными элитами региональных меньшинств.


Ключевые слова:

асимметричный федерализм, институты, стабильность федерации, многонациональное государство, российский федерализм, «вложенная (гнездовая) игра», этнонационализм, регионы, сепаратизм, национальные меньшинства

Библиография
1. Медведев Н.П. Роль декларации о государственном суверенитете РСФСР и федеративного договора в процессе трансформации территориально-политического устройства современной России./ Под ред. Р.Г. Абдулатипова (Вопросы национальных и федеративных отношений). – М.: РАГС, 2003. – С. 23.
2. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: ДЕЛО, 1998. – С. 53.
3. Agranoff R. Intergovernmental relations and the management of asymme¬try in federal Spain. In R. Agranoff (Ed.), Accommodating diversity: Asymmetry in federal states (p. 97). Baden-Baden, Germany: Nomos.1999.
4. Burgess M., & Gress F. Symmetry and asymmetry revisited. In R. Agranoff (Ed.), Accommodating diversity: Asymmetry in federal states (p. 53). Baden-Baden, Germany: Nomos. 1999.
5. Congleton R.D., Kyriacou A., & Bacaria, J. A theory of menu federalism: Decen¬tralization by political agreement. Constitutional Political Economy, 2003. 14, 170.
6. De Figueiredo R.J.P., & Weingast B.R. Self-enforcing federalism. Journal of Law, Economics, and Organization, 2005. 21(1), 127.
7. De Figueiredo R.J.P., McFaul M., & Weingast B.R. Constructing selfenforcing federalism in the early United States and modern Russia. Publius, 2007. 37(2), 160-189.
8. Filippov M., Ordeshook P.C., & Shvetsova O. Designing federalism: A theory of self-sustainable federal institutions. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2004. – P. 136.
9. Gorenburg D. Minority ethnic mobilisation in the Russian Federation. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2003. – P. 126.
10. Greif A., & Laitin D.D. A theory of endogenous institutional change. American Political Science Review, 2004. 98, 633.
11. Hechter M. Containing nationalism. Oxford, UK: Oxford University Press. 2000. – P.116.
12. Heinemann-Gruder A. Der heterogene Staat. Foderalismus und regionale Vielfalt in Rufiland [The heterogeneous state. Federalism and regional diversity in Russia]. Berlin: Arno Spitz. 2000. – P. 131.
13. Keating M. So many nations, so few states: Territory and nationalism in the global era. In A. G. Gagnon & J. Tully (Eds.), Multinational democracies. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2001. – pp. 43-62.
14. Kymlicka W. Is federalism a viable alternative to secession? In P. Lehning (Ed.), Theories of secession (p. 133). London: Routledge. 1998.
15. McGarry J. Federal political systems and national minorities. In A. L. Griffiths (Ed.), Handbook of federal countries 2002 (P. 434). Montreal: McGill-Queen's University Press.
16. Obydenkova A. Institutional tools of conflict management – asymmetrical federalism in ethnic-territorial conflicts: Quantitative analysis of Russian regions. Peace, Conflict and Development, 2005. 7, 266.
17. Requejo F. Federalism and national groups. International Social Science Journal, 2001. 53 (167). – P. 45.
18. Solnick S. Will Russia survive? Center and periphery in the Russian Federa¬tion. In B.R. Rubin & J. Snyder (Eds.), Post-Soviet political order: Conflict and state building (P. 59). London: Routledge. 1998.
19. Stepan A. Arguing comparative politics. Oxford, UK: Oxford University Press. 2001. 26(2). – pp. 327-328.
20. Tarlton C.D. Symmetry and asymmetry as elements of federalism: A theo¬retical speculation. Journal of Politics, 1965. 27(4), 871.
21. Tishkov V. Ethnicity, nationalism and conflict in and after the Soviet Union: The mind aflame. Thousand Oaks, CA: SAGE. 1997. – P. 56.
22. Treisman D.S. Russia's "ethnic revival": The separatist activism of regional leaders in a postcommunist order. World Politics, 1997. 49, 226-228.
23. Tsebelis G. Nested games: Rational choice in comparative politics. Berkeley: University of California Press. 1990. – P. 245.
24. Watts R.L. Comparing federal systems (2nd ed.). Montreal: McGill-Queen's University Press. 1999. – P. 67.
25. Watts R.L. The theoretical and practical implications of asymmetrical federalism. In R. Agranoff (Ed.), Accommodating diversity: Asymmetry in fed¬eral states (pp. 24-42). Baden-Baden, Germany: Nomos. 1999. – P. 37.
References
1. Medvedev N.P. Rol' deklaratsii o gosudarstvennom suverenitete RSFSR i federativnogo dogovora v protsesse transformatsii territorial'no-politicheskogo ustroistva sovremennoi Rossii./ Pod red. R.G. Abdulatipova (Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii). – M.: RAGS, 2003. – S. 23.
2. Umnova I.A. Konstitutsionnye osnovy sovremennogo rossiiskogo federalizma. – M.: DELO, 1998. – S. 53.
3. Agranoff R. Intergovernmental relations and the management of asymme¬try in federal Spain. In R. Agranoff (Ed.), Accommodating diversity: Asymmetry in federal states (p. 97). Baden-Baden, Germany: Nomos.1999.
4. Burgess M., & Gress F. Symmetry and asymmetry revisited. In R. Agranoff (Ed.), Accommodating diversity: Asymmetry in federal states (p. 53). Baden-Baden, Germany: Nomos. 1999.
5. Congleton R.D., Kyriacou A., & Bacaria, J. A theory of menu federalism: Decen¬tralization by political agreement. Constitutional Political Economy, 2003. 14, 170.
6. De Figueiredo R.J.P., & Weingast B.R. Self-enforcing federalism. Journal of Law, Economics, and Organization, 2005. 21(1), 127.
7. De Figueiredo R.J.P., McFaul M., & Weingast B.R. Constructing selfenforcing federalism in the early United States and modern Russia. Publius, 2007. 37(2), 160-189.
8. Filippov M., Ordeshook P.C., & Shvetsova O. Designing federalism: A theory of self-sustainable federal institutions. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2004. – P. 136.
9. Gorenburg D. Minority ethnic mobilisation in the Russian Federation. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2003. – P. 126.
10. Greif A., & Laitin D.D. A theory of endogenous institutional change. American Political Science Review, 2004. 98, 633.
11. Hechter M. Containing nationalism. Oxford, UK: Oxford University Press. 2000. – P.116.
12. Heinemann-Gruder A. Der heterogene Staat. Foderalismus und regionale Vielfalt in Rufiland [The heterogeneous state. Federalism and regional diversity in Russia]. Berlin: Arno Spitz. 2000. – P. 131.
13. Keating M. So many nations, so few states: Territory and nationalism in the global era. In A. G. Gagnon & J. Tully (Eds.), Multinational democracies. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2001. – pp. 43-62.
14. Kymlicka W. Is federalism a viable alternative to secession? In P. Lehning (Ed.), Theories of secession (p. 133). London: Routledge. 1998.
15. McGarry J. Federal political systems and national minorities. In A. L. Griffiths (Ed.), Handbook of federal countries 2002 (P. 434). Montreal: McGill-Queen's University Press.
16. Obydenkova A. Institutional tools of conflict management – asymmetrical federalism in ethnic-territorial conflicts: Quantitative analysis of Russian regions. Peace, Conflict and Development, 2005. 7, 266.
17. Requejo F. Federalism and national groups. International Social Science Journal, 2001. 53 (167). – P. 45.
18. Solnick S. Will Russia survive? Center and periphery in the Russian Federa¬tion. In B.R. Rubin & J. Snyder (Eds.), Post-Soviet political order: Conflict and state building (P. 59). London: Routledge. 1998.
19. Stepan A. Arguing comparative politics. Oxford, UK: Oxford University Press. 2001. 26(2). – pp. 327-328.
20. Tarlton C.D. Symmetry and asymmetry as elements of federalism: A theo¬retical speculation. Journal of Politics, 1965. 27(4), 871.
21. Tishkov V. Ethnicity, nationalism and conflict in and after the Soviet Union: The mind aflame. Thousand Oaks, CA: SAGE. 1997. – P. 56.
22. Treisman D.S. Russia's "ethnic revival": The separatist activism of regional leaders in a postcommunist order. World Politics, 1997. 49, 226-228.
23. Tsebelis G. Nested games: Rational choice in comparative politics. Berkeley: University of California Press. 1990. – P. 245.
24. Watts R.L. Comparing federal systems (2nd ed.). Montreal: McGill-Queen's University Press. 1999. – P. 67.
25. Watts R.L. The theoretical and practical implications of asymmetrical federalism. In R. Agranoff (Ed.), Accommodating diversity: Asymmetry in fed¬eral states (pp. 24-42). Baden-Baden, Germany: Nomos. 1999. – P. 37.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.