Исторический журнал: научные исследования - рубрика История государства и права
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "История государства и права"
История государства и права
Токарчук Р.Е. - Понятие разбоя в Правде Русской: историко-правовой очерк
Аннотация: В работе исследуется соотношение понятий разбой и убийство в Правде Русской. Обосновывается, что разбоем в Правде Русской называли поединок, бой, сражение. В статьях, преследующих разбой «без вины» определялась уголовная ответственность за злонамеренное (не оправданное, несправедливое) вооруженное нападение на другое лицо без учета последствий, наступление которых компенсировалось самостоятельно. В последующем злонамеренность стала дополнительным внутренним признаком этого понятия.
Токарчук Р.Е. - Значение немецкого уголовного права для эволюции составов кражи и грабежа в России XVIII века
Аннотация: В статье раскрывается, что в России до XVIII века древние термины «кража» и «грабеж» обозначали трусливое и отважное хищения, соответственно. Применение позднее этих названий к немецким формам ненасильственного и насильственного хищения в Артикуле воинском Петра I и законодательстве Екатерины II вызвало наложение старого деления (в именах) на новое (в содержании). Так возникло деление хищений на «открытое насильственное», «тайное ненасильственное» и «открытое ненасильственное».
Токарчук Р.Е. - Особенности представлений о преступном деянии Соборного уложения Царя Алексея Михайловича 1649 г.
Аннотация: В статье раскрывается, что в Соборном уложении Царя Алексея Михайловича 1649 г. отражены два взгляда на преступное деяние. Первый – субъективно-нравственный, являлся наследием обычного русского права, а второй – объективно-юридический, привнесен в отечественное право из зарубежных и церковных источников. Под действием этих двух представлений в исследуемом памятнике права одни и те же по существу нормы отражались в разных главах под разными названиями.
Малинкин А.Н. - Социально-этический смысл государственных наград СССР времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Исследование по исторической социологии наградного права
Аннотация: Статья представляет собой эмпирическое исследование по исторической социологии в области советского наградного права. Критически анализируется фундаментальное понятие советского наградного права - «государственная награда СССР». Определяется объём понятия «государственная награда СССР времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». На основе анализа содержания и объёма этого понятия предпринимается контент-анализ статутов орденов, положений медалей и одного почётного звания СССР, учреждённых в 1941-1945 гг. на предмет выявления в них социально-этического смысла. Описание выявленного смысла открывает возможность другим исследователям подключиться к его истолкованию, а также позволяет автору наметить собственные подходы к его интерпретации. Им стала, в частности, попытка связать качество востребованных в статутах орденов и положениях о медалях СССР социально-этических добродетелей с временным поворотом советской власти в сторону воскрешения погребённых ею ранее исторических традиций боевой славы России, что нашло выражение в появлении государственнических и национально-патриотических символов на знаках наград, учреждённых в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Р. Е. Токарчук - Понятие разбоя в Правде Русской: историко-правовой очерк c. 0-0
Аннотация: в статье исследуется соотношение понятий «разбой» и «убийство» в Правде Русской. Обосновывается, что разбоем в Правде Русской называли поединок, бой, сражение. В статьях, преследующих разбой «без вины», определялась уголовная ответственность за злонамеренное (неоправданное, несправедли- вое) вооруженное нападение на другое лицо без учета последствий, наступление которых компенсировалось самостоятельно. В последующем злонамеренность стала дополнительным внутренним признаком этого понятия.
Данилова А.М. - Нормативно-правовая база для массового жилищного строительства в СССР (1955-1969 гг.) c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.1.29916

Аннотация: В статье осуществлен аналитический обзор нормативно-правовых документов в сфере массового жилищного строительства в 1955-1969 гг., с целью выявления их влияния и эффекта на строительную отрасль в исследуемый период. Объектом исследования является нормативно-правовые акты в сфере массового жилищного строительства в 1955 -1969 гг. На основе изучения нормативных правовых актов по данному вопросу, представляется возможность, выявить их влияние на развитие строительной отрасли и массового жилищного строительства в СССР в исследуемый период, что является предметом исследования. Автором проводится анализ всех основных законов, которые имели значение для развития массового жилищного строительства, выделяются особенности каждого из них. В основу проведенного исследования положен принцип историзма. Его реализация позволяет рассматривать массовое жилищное строительство как процесс, в котором развитие происходило с учетом конкретных исторических фактов. Кроме того автором использовался проблемно-хронологический метод позволяющий рассмотреть тему в исторической последовательности. Новизна данного исследования заключается в том, что автор впервые предпринимает попытку комплексной систематизации нормативно-правовых документов, разработанных и принятых на самом высоком уровне в сфере массового индустриального жилищного строительства с целью оценки их влияния и эффекта на государственную жилищную политику СССР.
Ю. И. Петров - Поиск Петром I решения фискальных задач в 1-й четверти XVIII века c. 90-98
Аннотация: в статье рассматриваются проводившиеся Петром I и его сторонниками преобразования в системе государственного управления, направленные на поиск эффективного управления казенными сборами. Показаны побудительные мотивы и история создания новых финансово-податных органов, дается краткий анализ их деятельности в сфере налогообложения и в решении фискальных задач. Раскрываются основные причины неудач в создании как центральных, так и местных органов податного контроля.
Гущина Д.В. - «Из граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных людей»: механизмы выдвижения и утверждения выборных в должностях Московского магистрата в 1720 и 1740 гг. c. 97-110

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.1.37228

Аннотация: Объектом исследования является персональный состав Московского магистрата в 1722 и 1744 гг., а также различные аспекты формирования и функционирования городовых магистратов в России XVIII в. Выбор именно Московского посада, помимо значимости его места среди городских посадов России, обусловлен тем, что оба этапа формирования состава магистратских служащих в Москве обеспечены источниками, довольно полно и подробно отображающими процедуру выборов. В отличие от имеющихся исследований акцент сделан не на политике государственной власти по отношению к посадскому населению, а на мотивах и стратегиях самих посадских тяглецов, выбиравших магистратских служителей. Анализ состава Московского магистрата в 1720-х и 1740-х гг. демонстрирует, что посадские жители стремились, формально следуя букве закона, с помощью выборов обратить внимание центральной власти на определённые трудности, с которыми сталкивалась посадская община. Помимо общепосадских интересов в процессе выборов и составе выборных отразились интересы отдельных групп, которые сталкивались в борьбе. Сравнительный анализ двух эпизодов выборов в Московский магистрат обнаруживает сложную комбинацию как конфликта, так и консолидации внутри посада на разных этапах формирования и функционирования этой важной структуры городского самоуправления.
Е. Н. Данилова - Конституция РСФСР 1937 года: из истории подготовки, обсуждения и принятия c. 99-109
Аннотация: на архивных материалах впервые исследуется история создания и принятия Конституции РСФСР 1937 г. Выявляются некоторые особенности этих процессов по сравнению с подготовкой Сталинской Конституции 1936 г. Акцентируется внимание на том, что разработка и принятие новых республиканских конституций — часть осуществлявшейся в СССР конституционной реформы второй половины 1930-х гг. Делается вывод об особой роли партийных структур — Политбюро и ЦК ВКП (б), контролировавших весь процесс создания и принятия новых республиканских Конституций. Изучение материалов краткого народного обсуждения Проекта Конституции РСФСР 1937 г. позволило выявить круг наиболее существенных проблем, волновавших население Российской республики. Среди них — национальные отношения, положение автономий, уравнивание экономических и социальных прав сельского и городского населения, вопросы образования, репрессии.
Р. Е. Токарчук - Особенности представлений о преступном деянии в Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года c. 99-109
Аннотация: в статье показаны два взгляда на преступное деяние, отразившиеся в Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года. Один взгляд — субъективно-нравственный, являлся наследием обычного русского права, другой — объективно-юридический, был привнесен в отечественное право из зарубежных и церковных источников. Под влиянием этих двух представлений одни и те же по существу правовые нормы отражались в разных главах Соборного уложения при помощи разных понятий.
Ковалев А.В. - «Переписка о сокращении переписки»: попытки оптимизации деятельности российской управленческой системы в сфере деловой коммуникации в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. (на материалах Калужской губернии) c. 103-115

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.4.38421

EDN: QJKBGZ

Аннотация: Объектом рассмотрения является управленческая сфера России в период Русско-японской войны, предметом – деятельность управленческой системы в России в сфере деловой коммуникации во время войны. Цель исследования – на материале архивных документов проследить основные тенденции в оптимизации деятельности российской управленческой системы в сфере деловой коммуникации в 1904-1905 гг. Для реализации цели решается ряд задач. Проанализировать нововведения, которые выработала управленческая система, в лице Министерства внутренних дел, для оптимизации деловой коммуникации в 1904-1905 гг. Изучить, как эти нововведения реализовывались в конкретном регионе – Калужской губернии. Рассмотреть результаты деятельности Министерства внутренних дел и губернского руководства в деле оптимизации деловой коммуникации в 1904-1905 гг. Новизна исследования заключается в следующем. Ставится вопрос о том, как управленческая система России реагировала на усложнившуюся ситуацию 1904-1905 гг. Делается акцент на рассмотрении попыток оптимизации в сфере деловой коммуникации. Указанная проблема рассматривается на двух уровнях: общероссийском – Министерства внутренних дел и региональном – Калужской губернии. Делается вывод, что руководящие круги России в 1904-1905 гг. пытались провести изменения в сфере управления. Выделяются две группы нововведений: попытка провести оптимизацию формы деловой коммуникации и попытка организовать экономию средств в процессе деловой коммуникации. Нововведения распространялись из центра к местам и приживались медленно. «Переписка об уменьшении переписки» «пережила» войну, «застала» трех министров внутренних дел, и не было гарантии, что нововведения полностью прижились. Запоздалые изменения не смогли повысить эффективность управления настолько, чтобы империя сумела одержать верх в конфликте на Дальнем Востоке и избежать революции.
Соловьев К.А. - Концепция государственного управления С.Е. Десницкого (опыт реконструкции) c. 116-129

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.4.38476

EDN: QEABWU

Аннотация: Взгляды С.Е. Десницкого на государственное управление занимают особое место в истории управленческой мысли России XVIII в. Это место определяется тем, что, в отличие от всех тех, кто писал на темы управления в ту эпоху, он не был чиновником. Он был наблюдателем и экспертом, что давало ему возможность для системного анализа и разработки комплекса предложений по совершенствованию управления в России. Предмет статьи – комплекс взглядов С.Е. Десницкого, обозначенный здесь, как «концепция управления». Цель исследования состоит в выявлении базовых элементов этой концепции. Опорный метод – сочетание системного и семантического анализа текстов Десницкого, в сопоставлении с текстами деятелей европейского Просвещения.    Основным выводом статьи является выявленный автором комплекс смысловых блоков, сочетание которых составляет управленческую концепцию Десницкого. Автор приходит к выводу, что Десницкий видел цель управления во внесении организационного начала в «естественные» отношения и, в первую очередь, в отношения собственности. Универсальный принцип «общего блага» Десницкий дополнил принципами блага государства и сословного управления. Для решения задач управления он предлагал следовать двум организационным принципам: разделения властей и разноуровнего управления. Для каждой из выделяемых им «властей» он определял свойственные только ей задачи и необходимый для их решения инструментарий. Сохранение единства управления в государстве, по Десницкому, достигается выделением закона в качестве главного инструмента управления.
Скрыдлов А.Ю. - Практики цензуры статистических сочинений в дореформенной России (конец XVIII – первая половина XIX вв.) c. 130-144

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.4.38717

EDN: QFEBLU

Аннотация: Объектом исследования является история взаимоотношений государственной власти и статистической науки в Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Автор рассматривает практики цензурного надзора за публикацией исследовательских работ в области государствоведения – раннего описательного направления статистической науки. В статье проанализированы основные этапы развития законодательства в сфере гражданской печати и выделены ключевые претензии, которые возникали у цензурных органов к авторам статистических сочинений. Особое внимание уделено изучению социального и политического контекста, в котором происходила эволюция цензурных ограничений в отношении распространения статистических данных.    Отмечено, что негласный запрет на публикацию каких-либо статистических сведений, существовавший в середине XVIII в., сменился либерализацией цензурного законодательства в начале Александровского царствования. В дальнейшем, по мере становления статистики-государствоведения как политической науки, внимание государства к содержанию этих сочинений делалось все более пристальным. Нарастание консервативных тенденций во внутренней политике приводило к тому, что правительство все чаще пресекало вольные интерпретации статистических материалов. Формирование института ведомственной цензуры в середине 1820-х гг. породило проблему множественности цензурных инстанций, что стало серьезным барьером на пути развития государствоведения. Сделан вывод о том, что широкое толкование норм цензурных уставов давало возможность заинтересованным министерствам задерживать публикацию статистических сочинений на длительный срок, либо вовсе не допускать их к печати под предлогом неточности или секретности данных.
Васенин В.Г. - Нормативно-правовые ограничения североамериканского избирателя до XX в. c. 131-150

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.6.28085

Аннотация: Исследовательский интерес автора обращен на трансформацию нормативно-правовых ограничений избирательного права в североамериканском электоральном процессе до конца XIX века. Предметное поле локализовано определением структуры и анализом квалификационных требований, как целостной системы ограничительного регулирования размера и состава электорального корпуса, позволяющей исключать отдельные социальные, религиозные, профессиональные, этнические и другие группы и слои американского общества. Автор рассматривает истоки квалификационных ограничений электорального права, имеющие начало в период позднеколониальной истории. Методологической основой исследования является сравнительно-исторический подход, в рамках которого рассматривается возникновение и направленное воздействие различных квалификационных ограничений электорального права североамериканского избирателя на данном историческом этапе. В качестве основного источника использованы материалы двухтомного издания «Федеральная Конституция и конституции штатов, колониальные Хартии и основные законы Соединённых Штатов», подготовленного верхней палатой Конгресса США и опубликованного в национальном отделе печати правительственных документов в 1787 г. Исследование позволило подтвердить отсутствие сбалансированности между объективно декларируемым государством и штатами правом граждан избирать и быть избранными и субъективным правом, которым в действительности обладает избиратель–индивид. Осуществляя дискриминационное воздействие на систему личностных, индивидуальных характеристик граждан, квалификационные ограничения избирательного права, имеющие конституционное оформление или в виде решений судов высших инстанций (федерального и штатного уровня) позволяли регулировать численность и состав электората, исключать отдельные социальные, религиозные, профессиональные, этнические и другие группы и слои американского общества.
Соловьев К.А. - П.П. Шафиров о целеполагании государственного управления (концепт «польза» в тексте «Дедикации» 1716 г.) c. 131-143

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.3.33215

Аннотация: «Дедикация» П.ПА. Шафирова – один из немногих текстов первой четверти XVIII в., отражавших целеполагание государственного управления, посредством концепта «польза». Объектом статьи является становление управленческой мысли России в начале XVIII в. Предмет статьи - процесс разработки концепта «польза», как ключевого, в обосновании цели государственного управления. Цель и методология исследования – выявление содержания данного концепта в тексте «Дедикации», в сопоставлении с текстами, западноевропейских мыслителей XVII в., опирающихся на концепты «пользы» и «общего блага», а также с аналогичными, по задачам, текстами российских авторов – самого П.П. Шафирова и его современников.   Основным выводом статьи является выявление принципиального отличия российского концепта «польза» от европейского. Оно состояло в том, что в России концепт «польза» относился, в первую очередь, к государству, в то время как в Европе базовым был концепт «общей пользы». Сам Шафиров допускал возможность трактовать «государственную пользу», не только как создание условий для роста силы и могущества государства, но и как «пользу подданным». И это открывало путь для трансформации «государственной пользы», в пользу «общую». Эта трансформация была не полной, что привело, к параллельному существованию двух концептов: «польза государства» и «общая польза».
Федина И.М. - Нормативно-правовая регуляция земельных отношений у кубанских казаков в XIX веке c. 133-144

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.6.34258

Аннотация: Предметом исследования выступают земельные отношения кубанских казаков, рассматриваемые через призму нормативно-правового конституирования. Особо уделяется внимание вопросом землепользования куренных и станичных поселений с хуторскими образованиями. Рассматриваются отличительные особенности землепользования у черноморских и линейных казаков, вопросы заселения и освоения территории Кубани в XIX в. В качестве методологической платформы данной статьи выступает сочетание общенаучных принципов историзма, объективности, альтернативности и системности. Последовательное применение которых позволяет представить системный взгляд на проблему землепользования казачьих поселений, воссоздать целостную историческую картину изучения. Самодостаточность земельных отношений кубанских казаков долгое время оставалась феноменом локальной истории, который только предстоит осмыслить в современной российской историографии.   Основными выводами являются следующие положения.1. Свободное пользование земельными угодьями («с нравом вольной заимки») конца XVIII – первой половины XIX вв. постепенно сменялись на Кубани более серьёзными ограничительными мерами в порядке нормативного регулирования поземельных отношений.2. Практика разрешительного типа правового регулирования переросла в передельную систему распределения земельных участков в Кубанском казачьем войске с её хронологически определёнными земельными переделами. 3.Первоначальные ограничения во многих казачьих общинах при пользовании целинными землями, сменились ограничениями на пользование любыми земельными угодьями, а пахотный клин удобной земли стал первой категорией при выделении земель на Кубани.
Бабаян М.В. - Деятельность движения «Адамон Ныхас» в период этнополитической напряжённости в Грузинской ССР В 1989-1991 гг c. 146-152

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.2.24316

Аннотация: Предметом исследования является конфликтная ситуация в Южной Осетии 1989–1991 гг, объектом исследования является политика и деятельность юго-осетинского движения «Адамон Ныхас». Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы, как этнический состав области на момент эскалации напряжённости, движущие силы осетинского национального движения, а так же методы борьбы по достижению поставленных целей деятелями «Адамон Ныхас». Особое внимание уделяется идейной составляющей в риторике движения, а так же исследованию ситуации, не касаясь вопросов осетинской войны, более традиционной темы в историографии. Методологической основой исследования является сравнительно-исторический подход, в рамках которого исследуется деятельность движения «Адамон Ныхас» на разных этапах развития этнополитической ситуации. Основными выводами проведённого исследования являются два основных следствия: во-первых, несмотря на сложную экономическую, политическую и гуманитарную обстановку внутри ЮОАО , движение последовательно преследовало цель консолидировать общество в стремлении отстоять национальные права автономии. Во-вторых, преодолеть информационный вакуум в политике руководства СССР по юго-осетинскому вопросу, стремясь не допустить распространение в области шовинистических настроений. Особым вкладом в исследовании темы является возможность использовать материалы статьи при разработке курсов в области конфликтологии, этнопсихологии. В свою очередь новизна исследования заключается в том, что изучение деятельности «Адамон Ныхас» остаётся крайне мало изученной страницей в истории грузино-осетинского вопроса.
Зуева А.А. - Финансовая деятельность Московской городской Думы в 1863-1869 годах c. 155-169

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.4.33529

Аннотация: Предметом статьи является деятельность Московской городской думы в финансовой сфере в 1860-х гг., а целью – выявление управленческих решений Думы и ее главы А. А. Щербатова по совершенствованию финансовой политики, наполнению и балансировке городского бюджета. Методологию исследования составляют: историко-типологический метод, на основе которого удалось сформировать условия, способствовавшие эффективной работе Думы; историко-сравнительный метод, позволивший дать оценку результативности реформ Думы путем сравнения состояние городского хозяйства до и после их реализации; количественный метод, благодаря которому удалось совершить анализ статистических данных деятельности Думы и др. В статье обозначены условия, при которых стала возможной успешная и эффективная работа Московской городской Думы в 1863-1869-х гг.; проведена систематизация мер финансового управления; предпринят анализ эффективности финансовых проектов Думы; определена роль Московского городского головы А. А. Щербатова в разработке проектов реформ финансовой сферы и х воплощении в жизнь. Ключевые слова: история России; история муниципального управления, история городов, Московская городская Дума, финансовая деятельность, А. А. Щербатов, московский городской голова, местное самоуправление, финансовые реформы, взаимодействие органов государственной и местной власти.
Байбаков С.А. - Разработка аппаратом президиума Верховного Совета СССР предложений по реформированию высших органов государственной власти для проекта третьей союзной Конституции (1961-1962) c. 163-176

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.1.25173

Аннотация: На основе архивного материала, впервые вводимого в научный оборот, показано, что сотрудники аппарата президиума Верховного Совета СССР еще до образования конституционной комиссии 25 апреля 1962 г. начали подготовительную работу к написанию проекта будущей третьей союзной Конституции. Автору удалось установить, когда, кто и по каким соображениям выступил ее инициатором, какие конкретные предложения были подготовлены различными подразделениями аппарата по реформированию структуры высших органов государственной власти СССР, прежде всего, Верховного Совета СССР и его президиума. В статье, носящей междисциплинарный характер, кратко подведены итоги изучения данной проблемы историками и юристами и введен в научный оборот новый архивный материал, позволяющий заполнить выявленные в отечественной историографии пробелы. Особым вкладом автора в исследование рассматриваемой темы является освещение подготовительной работы к созданию третьей союзной конституции еще до официального образования Конституционной комиссии Верховного Совета СССР, проведенной сотрудниками аппарата его президиума. Особый интерес представляют инициативы руководства и работников юридического отдела, предложивших пересмотреть функции и компетенции высших органов государственной власти.
Коновалов И.А. - Особенности реорганизации органов общей полиции в Сибири во второй половине XIX в. c. 164-171

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.5.22538

Аннотация: Объектом исследования в статье является общая полиция в Сибири. Предмет исследования составляет реорганизация сибирских органов общей полиции в пореформенный период. История дореволюционной сибирской общей полиции еще не стала объектом пристального внимания историков – лишь некоторые аспекты проблемы освещались в исследованиях более общего характера. Возвращаясь к забытым традициям организации и деятельности органов полиции, важно полнее учитывать исторический опыт, который был наработан веками. Необходимо также с учетом современных реалий по-новому взглянуть на уже известные факты и события, чтобы преодолеть старые мифы и заблуждения и предотвратить рождение новых. Теретико-методологической основой исследования стали принципы исторического познания – объективность, историзм, детерминизм, альтернативность и социальный подход, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, а также критическое отношение к источникам. Автор приходит к выводу о том, что полномочия -полицейских органов в регионе имели свою специфику и были значительно более широкими, чем в центральных губерниях Российской империи. Реорганизации общей полиции в Сибири во второй половине XIX в. изменила структуру и способ комплектования органов МВД. Она имела не принципиальный, скорее внешний характер. Полицейской реформой 1867 г. в Сибири были оставлены почти без изменений пределы власти, предметы ведомства, распределение обязанностей, порядок действий, ответственность и отчетность общей полиции, впредь до преобразований административно-хозяйственного управления и судоустройства. За органами полиции остался довольно большой круг прерогатив. Кроме того, многие полицейские продолжали работать по старинке, стараясь игнорировать изменения в действующем законодательстве. Законодателю не удалось, как это признавали местные руководители и приезжие ревизоры, поставить уездные органы внутренних дел в строгие рамки закона
Ширко Т.И. - Интеграционный потенциал деятельности объединений межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1990-е гг. c. 165-178

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.3.40804

EDN: HCFRMM

Аннотация: Статья посвящена исследованию практического опыта деятельности объединений межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1990-е гг. и реализации стратегий использования их интегративного потенциала. Объектом исследования являются межпарламентские объединения, предметом – формируемые ими стратегии интеграционного сотрудничества. Целью работы является анализ использования интеграционного потенциала деятельности объединений межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1990-е гг. В качестве методологической основы работы были использованы общенаучные и специальные исторические методы исследования: методы анализа и синтеза, историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также метод структурно-функционального анализа. Обращается внимание, что межпарламентские объединения – ассоциации и советы формировали различные интеграционные стратегии, которые складывались в зависимости от декларируемых объединениями целей и задач взаимодействия. Организация деятельности объединений межпарламентского сотрудничества была направлена на выработку совместных решений, форма и содержание которых зависели от принадлежности вопроса соответствующему уровню компетенции – исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также предмету ведения субъектов Федерации. Установлено, что реализация стратегий ассоциаций осуществлялась путем урегулирования общих для участников проблем, таких как: разработка модельных законов и законодательных инициатив, обобщение практики правоприменения, а также поддержка индивидуальных инициатив, являющихся ключевыми для субъекта Федерации – участника объединения. Содержание сотрудничества советов в основном было связано с согласованием субъектами Федерации законодательного обеспечения реализации программ социально-экономического развития субъектов Федерации. Особенностью деятельности объединений межпарламентского сотрудничества являлось формирование консолидированной позиции относительно нормотворчества, относящегося к компетенции исключительного ведения Российской Федерации, а также выработка единых позиций относительно происходящих в стране социально-политических событий.
Волгин Е.И. - Администрация Президента РФ и политические партии: институционально-политические механизмы взаимодействия (1991-1999) c. 173-184

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.4.43419

EDN: UTELQL

Аннотация: Предметом исследования является процесс трансформации структур аппарата Президента, ответственных за обеспечение непрерывного диалога главы государства с парламентскими партиями и движениями, большинство которых в 1990-е гг. примыкало к оппозиционному лагерю. Цель работы состоит в том, чтобы на основании использования различных источников (нормативно-правовых актов, аналитических материалов политической публицистики, электронных ресурсов) выявить ключевые факторы, которые оказывали влияние на становление и дальнейшую диверсификацию отделов и управлений президентской администрации, взаимодействующих с российским партийно-политическим спектром в условиях кризисной ситуации 1990-х гг. В качестве основных методов используются проблемно-хронологический, формально-юридический, институциональный, системный и структурно-функциональный подходы. Научная новизна исследования заключается практически в полном отсутствии работ, рассматривающих историю становления и эволюции Администрации Президента под углом воздействия на этот институт партийно-политического и электорального фактора. В ходе проведенного исследования удалось установить, что взаимодействие с общественно-политическими объединениями являлось не главным направлением деятельности Администрации Президента в 1990-е гг. Лишь после восстановления КПРФ, а также избрания оппозиционной Думы (1993), в Администрации Президента появился отдел, курировавший взаимодействие с новой парламентской фрондой. Основной задачей этого структурного подразделения (несмотря на частую смену названий, численности и обязанностей) стало его участие в реализации общей стратегии по политическому сдерживанию антипрезидентских (антикоммунистических, антиреформистских) сил в условиях кризисной ситуации. При этом деятельность управления по работе с партиями в контексте общей анти-коммунистической стратегии 1990-х гг. носила вспомогательный (технологический) характер, тогда как основные политические вопросы решались первыми лицами противоборствующих сторон на личном (закулисно-неформальном) уровне.
Безвиконная Е.В. - Политические и социально-экономические предпосылки административно-правовой реформы в степном крае в 20 - 30-х гг. XIX в. c. 176-191

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.4.30316

Аннотация: Предметом исследования выступают социально-экономическое и политико-правовое положение степных областей Западной Сибири (степного края) на рубеже XVIII - XIX вв. определившее предпосылки для принятия свода законов империи в отношении коренных народов национальной окраины. Автор обращает внимание на наличие дополнительных геополитических задач России в Центрально-Азиатском регионе (достижение «естественных границ») становилось дополнительным условием для освоения степных пространств. Содержание административно-правовой реформы 1820-х - 1830-х гг. свидетельствовало о реализации задачи комплексного урегулирования отношений в кочевом обществе, с учетом опыта управления иными национальными окраинами, и с учетом особенностей административного и социально-экономического устройства степи. Целью статьи становится выявление различных предпосылок проведения административно-правовой реформы в степном крае в начале XIX в. Результатом исследования становится вывод о реализации самодержавием единой цели - переход кочевников в оседлое состояние посредством комплекса экономических, политических и социальных механизмов реализации окраинной политики. Методология исследования основана на применении теории политической модернизации, позволяющая выявлять закономерности социально-экономического и политико-правового развития степного края в начале XIX в. Основным авторским вкладом в исследовании предпосылок административно-правовой реформы в степном крае становится вовлечение в научный оборот комплекса архивных источников как архивов России, так и региональных архивов. Новизна статьи заключается в выявлении комплекса предпосылок и закономерностей развития внутриполитической и внешнеполитической ситуации в степных областях Западной Сибири.
Сальников А.А. - Создание и функционирование государственных органов ответственных за осуществление приватизации в 1991 - 1993. c. 180-195

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.4.36393

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о формировании государственных структур ответственных за проведение приватизации и о той быстрой эволюции, которую они прошли за 1991 – 1993 гг. В результате борьбы различных политических сил, в нашей стране было создано два органа ответственных за проведение приватизации – Госкомимущество и Российский фонд федерального имущества. В статье освещаются причины их создания, анализируются аспекты политической борьбы между различными российскими элитными группами повлиявшими на оформление системы органов приватизации. Помимо этого в статье анализируется практическая деятельность обоих "приватизационных" органов и ГКИ и РФФИ в течение 1991-1993 гг. Основными выводами проведённого исследования являются следующие положения: 1. Органы ответственные за проведение приватизации, были созданы исходя из политических соображений и несмотря на декларируемые цели, они на самом деле не имели задачи эффективной продажи государственной собственности. 2. Госкомимущество создавалось в составе первого правительства И.С. Силаева, как орган, необходимый для привлечения предприятий из союзной юрисдикции в российскую. 3.Российский фонд федерального имущества создавался как орган, необходимый для перехвата рычагов управления приватизацией у правительства И.С. Силаева, но из-за скорой отставки этого правительства и формирования нового правительства Ельцина – Гайдара, где доминирующее положение было у другой элитной группы – «младореформаторов» – надобность в нём отпала и его позиции вплоть до конца 1993 года оставались крайне слабыми.
Медведева Т.А. - Выборы в I Государственную Думу: опыт и уроки избирательной кампании нижегородских политических партий в 1905-1906 годах

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.17899

Аннотация: Особенностью становления России как современного государства являются парламентские традиции, история которых в 2016 г. перешагнула 110-летний рубеж. Целью данной статьи является изучение опыта и уроков проведения предвыборной кампании нижегородскими политическими партиями на выборах в I Государственную Думу. В ней дана краткая характеристика ведущих политических партий Нижегородской губернии, выявлены трудности, с которыми они столкнулись в ходе избирательной кампании, среди которых: необходимость ведения агитации в условиях общероссийской революции и ограничения свободы для оппозиционных партий. Кроме того, всем партиям одновременно приходилось решать и вопросы партийного строительства, и организовывать избирательную кампанию. В ходе предвыборной борьбы использовались как конвенциональные формы и методы избирательных технологий – газетные публикации, распространение брошюр, воззваний, листков, встречи с избирателями; так и не конвенциональные – от использования административного ресурса до махинаций с бюллетенями. Особенностью политического участия избирателей-нижегородцев в предвыборной борьбе явилось протестное поведение. В Нижнем Новгороде Конституционно-демократическая партия одержала убедительную победу. Определенную роль в этом сыграли высокая активность агитаторов, более привлекательная для основной массы населения программа, разнообразие форм работы с электоратом, неучастие в выборах партий эсеров и социал-демократов. Однако более глубокая причина такого исхода выборной кампании заключалась в наличии в России огромной массы протестного электората, таким способом выразившего свое негативное отношение к политике правительства России, проголосовав за наиболее оппозиционную партию.
Медведева Т.А. - Выборы в I Государственную Думу: опыт и уроки избирательной кампании нижегородских политических партий в 1905-1906 годах c. 200-210

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.67683

Аннотация: Особенностью становления России как современного государства являются парламентские традиции, история которых в 2016 г. перешагнула 110-летний рубеж. Целью данной статьи является изучение опыта и уроков проведения предвыборной кампании нижегородскими политическими партиями на выборах в I Государственную Думу. В ней дана краткая характеристика ведущих политических партий Нижегородской губернии, выявлены трудности, с которыми они столкнулись в ходе избирательной кампании, среди которых: необходимость ведения агитации в условиях общероссийской революции и ограничения свободы для оппозиционных партий. Кроме того, всем партиям одновременно приходилось решать и вопросы партийного строительства, и организовывать избирательную кампанию. В ходе предвыборной борьбы использовались как конвенциональные формы и методы избирательных технологий – газетные публикации, распространение брошюр, воззваний, листков, встречи с избирателями; так и не конвенциональные – от использования административного ресурса до махинаций с бюллетенями. Особенностью политического участия избирателей-нижегородцев в предвыборной борьбе явилось протестное поведение. В Нижнем Новгороде Конституционно-демократическая партия одержала убедительную победу. Определенную роль в этом сыграли высокая активность агитаторов, более привлекательная для основной массы населения программа, разнообразие форм работы с электоратом, неучастие в выборах партий эсеров и социал-демократов. Однако более глубокая причина такого исхода выборной кампании заключалась в наличии в России огромной массы протестного электората, таким способом выразившего свое негативное отношение к политике правительства России, проголосовав за наиболее оппозиционную партию.
Ширко Т.И. - Роль и значение парламентских объединений субъектов Российской Федерации в формировании системы управляемой межрегиональной интеграции в 2000-2005 гг. c. 235-250

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69116

EDN: BRIERS

Аннотация: Статья посвящена исследованию места и роли парламентских ассоциаций субъектов Российской Федерации в складывании единой системы межрегиональной интеграции на начальном этапе федеративной реформы в 2000-2005 гг. Объектом исследования являются парламентские объединения субъектов Российской Федерации, предметом – процесс включения парламентских объединений в формируемую систему межрегиональной интеграции и сотрудничества. Рассматриваются такие аспекты проблемы как: формирование государственной политики в отношении межрегионального сотрудничества субъектов Федерации и участие парламентских объединений в этом процессе; организация взаимодействия между Советом Федерации, полномочными представителями президента в федеральных округах и парламентскими ассоциациями; условия и основные направления деятельности межпарламентских объединений в контексте перераспределения полномочий по предметам совместного ведения центра и регионов. В качестве методологической основы работы были использованы общенаучные и специальные исторические методы исследования: методы анализа и синтеза, историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также метод структурно-функционального анализа. Автором были сделаны выводы, что потенциал парламентских ассоциаций, действующих в России с сер. 1990-х гг. был использован для формирования системы управляемой межрегиональной интеграции. Они были включены в совместный законодательный процесс по предметам совместного ведения центра и субъектов Федерации посредством налаживания сотрудничества с Советом Федерации и осуществления общего контроля за их деятельностью со стороны полномочного представителя президента в федеральных округах. Исследование показало, что в ответ на централизаторскую политику федерального центра, действующие в 2000-2005 гг. парламентские ассоциации, с целью оперативного реагирования на запросы федерального центра, централизуют свои организационные основы и передают основные рычаги управления объединениями руководителям законодательных органов власти субъектов Федерации. Отмечается, в условиях законодательных ограничений, деятельность ассоциаций преимущественно концентрируется вокруг вопросов, находящихся в совместном ведении центра и регионов. При этом существенно снижаются их возможности оказывать влияние на законодательный процесс, а также отстаивать консолидированную позицию законодательных органов государственной власти субъектов Федерации перед федеральными органами власти.
Ковалев И.Г. - Билль о правах и начало законодательного оформления системы престолонаследия в Англии

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.2.15969

Аннотация: В статье исследуются особенности престолонаследия в Англии, специфика зарождения правил смены монархов в период раннего Средневековья и причины кризиса основанной на неписаной конституции системы наследования короны во второй половине XVII в. На основе широкого круга исторических источников поднимается проблема необходимости законодательного закрепления порядка престолонаследия. Рассматриваются подходы и аргументация различных политических сил страны по этому вопросу. Особое внимание уделено процессу разработки и принятия Билля о правах 1689 г. – первого законодательного акта, в котором в самых общих чертах закреплялись правила смены суверенов на английском престоле. Методология настоящего исследования во многом определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает использование приемов и подходов, присущих исторической, политологической и юридической наукам. При этом приоритетное значение имеет принцип историзма, подразумевающий научное объяснение явлений, предметов и событий в конкретных исторических условиях и взаимосвязях с целью выявления закономерностей их развития и причин качественных изменений. Другим базисным принципом настоящей статьи является принцип научной объективности. Он предполагает отказ от стереотипного отношения к объекту исследования, ограниченного какими-либо заранее заданными рамками и клише. Научная новизна данной статьи заключается в том, что впервые в отечественной историографии на основе разнообразных первоисточников рассматривается сложный процесс модернизации неписаной английской конституции в таком важном аспекте конституционного права, как замещение главы государства. Устанавливается неразрывная связь этого процесса с происходившей в Англии на рубеже XVII–XVIII вв. заменой режима абсолютного правления на парламентскую монархию.
Ковалев И.Г. - Билль о правах и начало законодательного оформления системы престолонаследия в Англии c. 236-243

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.2.66848

Аннотация: В статье исследуются особенности престолонаследия в Англии, специфика зарождения правил смены монархов в период раннего Средневековья и причины кризиса основанной на неписаной конституции системы наследования короны во второй половине XVII в. На основе широкого круга исторических источников поднимается проблема необходимости законодательного закрепления порядка престолонаследия. Рассматриваются подходы и аргументация различных политических сил страны по этому вопросу. Особое внимание уделено процессу разработки и принятия Билля о правах 1689 г. – первого законодательного акта, в котором в самых общих чертах закреплялись правила смены суверенов на английском престоле. Методология настоящего исследования во многом определяется его комплексным междисциплинарным характером, что предполагает использование приемов и подходов, присущих исторической, политологической и юридической наукам. При этом приоритетное значение имеет принцип историзма, подразумевающий научное объяснение явлений, предметов и событий в конкретных исторических условиях и взаимосвязях с целью выявления закономерностей их развития и причин качественных изменений. Другим базисным принципом настоящей статьи является принцип научной объективности. Он предполагает отказ от стереотипного отношения к объекту исследования, ограниченного какими-либо заранее заданными рамками и клише. Научная новизна данной статьи заключается в том, что впервые в отечественной историографии на основе разнообразных первоисточников рассматривается сложный процесс модернизации неписаной английской конституции в таком важном аспекте конституционного права, как замещение главы государства. Устанавливается неразрывная связь этого процесса с происходившей в Англии на рубеже XVII–XVIII вв. заменой режима абсолютного правления на парламентскую монархию.
Гвоздева И.А. - Земельное право в судопроизводстве кадастра императора Августа

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.3.13740

Аннотация: Целью данного исследования является изучение особенностей развития римского земельного права, определившего социальную жизнь общества от царского периода вплоть до начала империи. Конкретная задача состоит во вскрытии механизма судопроизводства, отразившего эволюцию этой отрасли Ius Civile. Мы располагаем важнейшим источником по землеустроению и судебным процессам в землепользовании Рима – сборником трактатов римских землемеров (Corpus agrimensorum romanorum). Однако этот уникальный памятник еще недостаточно полно используется в мировой и отечественной романистике. Изучение судопроизводства по земельному праву проходит в основном по данным классических юристов, отразивших, скорее, поздний этап его развития. В то время как в CAR римские специалисты по земельному праву указывают на долгую сохранность архаических форм ведения судебного процесса, которые Август даже включил в схему кадастра. Возникает вопрос: почему в оптимальной системе землеустроения, точно определившей положение собственности и владения, продолжают существовать и приемы древнего судебного процесса? Особенностью римской экономики было более раннее оформление владения на землю, закрепленное в Ius Quiritium. Такие поссессионы существовали весь период Республики, несмотря на попытки преобразования и консервирование судопроизводства. Поэтому controversia de fine – спор о природной границе – оставался самым важным в земельном праве и надолго сохранил все признаки судоговорения. Эти признаки сохраняют и другие пограничные иски: de rigore, de positione terminorum и, что наиболее важно, контроверсия «о месте участка» – de loco, т. к. все они посвящены владельческим отношениям. Ius Honorarium значительно способствовало отделению в судопроизводстве вещных исков от пограничных. Но даже в контроверсиях de modo, de possessione кроме ярко выраженных вещных признаков сохранились и пограничные. Без их полного анализа невозможно было добиться справедливого решения. Поэтому в период действия преторского права в формуле иска утвердилась часть adiudicatio (присуждение), приводившая к компромиссному решению конфликта, что обеспечивало социальное спокойствие. Август создал даже особое право Ius Subsecivorum (право отрезков), посвященное юридической судьбе остатков от межевания полей. Именно на этих землях в кадастре возникали владельческие отношения, проявлявшиеся в контроверсиях пограничного характера с признаками архаического судебного процесса. Поэтому консервация древних форм судебного разбирательства позволила использовать во всей полноте ресурсы разных категорий земель в привычных для римского правосознания формулировках. И именно это поставило точку в оформлении земельного права в самостоятельную отрасль Ius Civile.
Гвоздева И.А. - Земельное право в судопроизводстве кадастра императора Августа c. 331-343

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.3.65802

Аннотация: Целью данного исследования является изучение особенностей развития римского земельного права, определившего социальную жизнь общества от царского периода вплоть до начала империи. Конкретная задача состоит во вскрытии механизма судопроизводства, отразившего эволюцию этой отрасли Ius Civile. Мы располагаем важнейшим источником по землеустроению и судебным процессам в землепользовании Рима – сборником трактатов римских землемеров (Corpus agrimensorum romanorum). Однако этот уникальный памятник еще недостаточно полно используется в мировой и отечественной романистике. Изучение судопроизводства по земельному праву проходит в основном по данным классических юристов, отразивших, скорее, поздний этап его развития. В то время как в CAR римские специалисты по земельному праву указывают на долгую сохранность архаических форм ведения судебного процесса, которые Август даже включил в схему кадастра. Возникает вопрос: почему в оптимальной системе землеустроения, точно определившей положение собственности и владения, продолжают существовать и приемы древнего судебного процесса? Особенностью римской экономики было более раннее оформление владения на землю, закрепленное в Ius Quiritium. Такие поссессионы существовали весь период Республики, несмотря на попытки преобразования и консервирование судопроизводства. Поэтому controversia de fine – спор о природной границе – оставался самым важным в земельном праве и надолго сохранил все признаки судоговорения. Эти признаки сохраняют и другие пограничные иски: de rigore, de positione terminorum и, что наиболее важно, контроверсия «о месте участка» – de loco, т. к. все они посвящены владельческим отношениям. Ius Honorarium значительно способствовало отделению в судопроизводстве вещных исков от пограничных. Но даже в контроверсиях de modo, de possessione кроме ярко выраженных вещных признаков сохранились и пограничные. Без их полного анализа невозможно было добиться справедливого решения. Поэтому в период действия преторского права в формуле иска утвердилась часть adiudicatio (присуждение), приводившая к компромиссному решению конфликта, что обеспечивало социальное спокойствие. Август создал даже особое право Ius Subsecivorum (право отрезков), посвященное юридической судьбе остатков от межевания полей. Именно на этих землях в кадастре возникали владельческие отношения, проявлявшиеся в контроверсиях пограничного характера с признаками архаического судебного процесса. Поэтому консервация древних форм судебного разбирательства позволила использовать во всей полноте ресурсы разных категорий земель в привычных для римского правосознания формулировках. И именно это поставило точку в оформлении земельного права в самостоятельную отрасль Ius Civile.
Турыгин А.А. - Национальная диктатура или парламентская демократия: к вопросу об альтернативах развития Германии в годы Веймарской республики (на примере Пангерманского союза)

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.3.16511

Аннотация: В статье речь идет о пангерманских концепциях государственной власти и государственного устройства Германии после Ноябрьской революции 1918 г. В них лидерами Пангерманского союза (Г. Класс, Л. фон Фитингхоф-Шеель, А. Мюллер) была обоснована необходимость реформирования государства по принципу диктатуры. Идея диктатуры одними связывалась с единоличным правлением вождя (Класс), другими – с народным представительством, выбираемым из числа «полноценных» патриотов Германии (Фитингхоф-Шеель). Подчеркивается преемственность пангерманизма и национал-социализма. В истории пангерманизма веймарский период занимает важное место. Это связано с тем, что в эпоху веймарской парламентской демократии во взглядах, политическом мышлении и характере действий пангерманцев произошли важные изменения, направленные в сторону их радикализации. Несмотря на резкость высказываний в адрес органов государственной власти, пангерманцы вынуждены были признать за ними реальную политическую власть, как и отсутствие ввиду разрозненности антиправительственных сил сколь-нибудь стоящей оппозиции. До середины 1920-х гг. пангерманцы активно поддерживали антиправительственные выступления, но позже стремились добиваться поставленных целей легитимным путем, так как попытки насильственных переворотов не имели успеха. В связи с этим ими были сформулированы концепции государственного переустройства, пропаганда которых должна была сплотить немецкое общество вокруг Пангерманского союза.
Турыгин А.А. - Национальная диктатура или парламентская демократия: к вопросу об альтернативах развития Германии в годы Веймарской республики (на примере Пангерманского союза) c. 386-394

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.3.67024

Аннотация: В статье речь идет о пангерманских концепциях государственной власти и государственного устройства Германии после Ноябрьской революции 1918 г. В них лидерами Пангерманского союза (Г. Класс, Л. фон Фитингхоф-Шеель, А. Мюллер) была обоснована необходимость реформирования государства по принципу диктатуры. Идея диктатуры одними связывалась с единоличным правлением вождя (Класс), другими – с народным представительством, выбираемым из числа «полноценных» патриотов Германии (Фитингхоф-Шеель). Подчеркивается преемственность пангерманизма и национал-социализма. В истории пангерманизма веймарский период занимает важное место. Это связано с тем, что в эпоху веймарской парламентской демократии во взглядах, политическом мышлении и характере действий пангерманцев произошли важные изменения, направленные в сторону их радикализации. Несмотря на резкость высказываний в адрес органов государственной власти, пангерманцы вынуждены были признать за ними реальную политическую власть, как и отсутствие ввиду разрозненности антиправительственных сил сколь-нибудь стоящей оппозиции. До середины 1920-х гг. пангерманцы активно поддерживали антиправительственные выступления, но позже стремились добиваться поставленных целей легитимным путем, так как попытки насильственных переворотов не имели успеха. В связи с этим ими были сформулированы концепции государственного переустройства, пропаганда которых должна была сплотить немецкое общество вокруг Пангерманского союза.
Слесарев С.М. - Политика советского государства по отношению к традиционному судопроизводству в Кыргызстане в 1917-1924гг.

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.5.13845

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции политики советской власти по отношению к судам биев по нормам адата в Кыргызстане в первые годы советской власти, которую можно разделить на два этапа. На первом этапе, в годы наиболее ожесточенной борьбы с басмачами в 1918–1920 гг., местные советские органы пошли по пути полного запрещения судов биев и казиев. К началу 1921 г. на территории, контролируемой большевиками, функционирование казийских и бийских судов было прекращено и сформировались две ветви советской судебной системы – ревтрибуналы и народные суды. При этом, естественно, в регионах, находившихся под контролем басмачей, судопроизводство совершалось на основе шариата и адата. Однако с переходом к нэпу положение изменилось, и было восстановлено судопроизводство по нормам адата. Сложилась ситуация, при которой параллельно существовали две системы – советская и традиционная. Вместе с тем происходило довольно быстрое ограничение юрисдикции судов биев, что и привело к их ликвидации на рубеже 20–30-х гг. XX в. Научная новизна проведенного исследования определяется в первую очередь использованием архивных документов, ранее не применявшихся при изучении данной темы. Это позволило сделать ряд новых и оригинальных выводов.
Слесарев С.М. - Политика советского государства по отношению к традиционному судопроизводству в Кыргызстане в 1917-1924гг. c. 601-607

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.5.66350

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции политики советской власти по отношению к судам биев по нормам адата в Кыргызстане в первые годы советской власти, которую можно разделить на два этапа. На первом этапе, в годы наиболее ожесточенной борьбы с басмачами в 1918–1920 гг., местные советские органы пошли по пути полного запрещения судов биев и казиев. К началу 1921 г. на территории, контролируемой большевиками, функционирование казийских и бийских судов было прекращено и сформировались две ветви советской судебной системы – ревтрибуналы и народные суды. При этом, естественно, в регионах, находившихся под контролем басмачей, судопроизводство совершалось на основе шариата и адата. Однако с переходом к нэпу положение изменилось, и было восстановлено судопроизводство по нормам адата. Сложилась ситуация, при которой параллельно существовали две системы – советская и традиционная. Вместе с тем происходило довольно быстрое ограничение юрисдикции судов биев, что и привело к их ликвидации на рубеже 20–30-х гг. XX в. Научная новизна проведенного исследования определяется в первую очередь использованием архивных документов, ранее не применявшихся при изучении данной темы. Это позволило сделать ряд новых и оригинальных выводов.
Фунтов Е.Е. - Избирательно-ограниченная монархия в России в начале XVII века

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.5.16277

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей функционировавшей в России в первой половин XVII в. системы управления, сложившейся вследствие династического кризиса в конце XVI – начале XVII вв. Автором анализируются правовые документы, ограничивающие монархию в этот период, – такие, как «Подкрестная запись Василия Шуйского» (1606 г.) и договоры об избрании королевича Владислава от 4 февраля 1610 г. и от 17 августа 1610 г. Также большое внимание уделяется проблеме «ограничительной записи Михаила Романова», по поводу которой в отечественной исторической науке ведется полемика с конца XIX в. При помощи системного анализа и историко-генетического метода была предпринята попытка исследовать основные свойства и характеристики установившегося в ту эпоху политико-правового режима. На основе данного исследования автор пришел к выводу о перспективности проводившихся изменений, которые могли способствовать формированию принципа разделения властей и альтернативных самодержавию институтов власти. На основе сравнения с аналогичным процессом в Западной Европе провал наметившихся конституционных тенденций связывается с медленным развитием в России сильного, независимого в имущественном отношении класса, подобного европейской буржуазии, а также с особенностями ментального уклада русского народа.
Фунтов Е.Е. - Избирательно-ограниченная монархия в России в начале XVII века c. 629-645

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.5.67357

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей функционировавшей в России в первой половин XVII в. системы управления, сложившейся вследствие династического кризиса в конце XVI – начале XVII вв. Автором анализируются правовые документы, ограничивающие монархию в этот период, – такие, как «Подкрестная запись Василия Шуйского» (1606 г.) и договоры об избрании королевича Владислава от 4 февраля 1610 г. и от 17 августа 1610 г. Также большое внимание уделяется проблеме «ограничительной записи Михаила Романова», по поводу которой в отечественной исторической науке ведется полемика с конца XIX в. При помощи системного анализа и историко-генетического метода была предпринята попытка исследовать основные свойства и характеристики установившегося в ту эпоху политико-правового режима. На основе данного исследования автор пришел к выводу о перспективности проводившихся изменений, которые могли способствовать формированию принципа разделения властей и альтернативных самодержавию институтов власти. На основе сравнения с аналогичным процессом в Западной Европе провал наметившихся конституционных тенденций связывается с медленным развитием в России сильного, независимого в имущественном отношении класса, подобного европейской буржуазии, а также с особенностями ментального уклада русского народа.
Хелик А.С. - Рождение образа «христолюбивого царя» в «Послании на Угру» Вассиана Рыло

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.5.20165

Аннотация: Объектом данного исследования является образ центральной власти в Московском государстве. Предметом исследования являются взгляды Ростовского архиепископа Вассиана на образ царя и суть царской власти, изложенные им в "Послании на Угру" 1480 года. Автор подробно рассматривает исторический контекст создания данного сочинения, возможные причины, побудившие архиепископа Вассиана обратится к своему государю, идейное содержание произведения. Особое внимание уделяется размышлениям Вассиана Ростовского о легитимности ордынского правления, тесно переплетённым с рассуждениями о природе и предназначении царской власти, истинном значении титула «царь». Исследование выполнено с использованием методов сравнительного анализа, политико-текстологического анализа источников, историко-политической реконструкции. Кроме того, в работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др. Новизна исследования заключается в рассмотрении «Послания на Угру» как духовно-политического произведения. Автор приходит к выводу, что Вассиан Ростовский, пытаясь своим сочинением повлиять на решение конкретной политической проблемы, впервые в истории русской политической мысли разработал подробную аргументацию прав московских великих князей на царский титул и одновременно доказал отсутствие таковых у ордынских властителей, использовав Священное Писание как главный источник аргументации. Приведенный им образ «христолюбивого царя», впоследствии ставший предметом активной работы русских книжников, прочно вошел в идеологию российского государства.
Хелик А.С. - Рождение образа «христолюбивого царя» в «Послании на Угру» Вассиана Рыло c. 640-643

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.5.68350

Аннотация: Объектом данного исследования является образ центральной власти в Московском государстве. Предметом исследования являются взгляды Ростовского архиепископа Вассиана на образ царя и суть царской власти, изложенные им в "Послании на Угру" 1480 года. Автор подробно рассматривает исторический контекст создания данного сочинения, возможные причины, побудившие архиепископа Вассиана обратится к своему государю, идейное содержание произведения. Особое внимание уделяется размышлениям Вассиана Ростовского о легитимности ордынского правления, тесно переплетённым с рассуждениями о природе и предназначении царской власти, истинном значении титула «царь». Исследование выполнено с использованием методов сравнительного анализа, политико-текстологического анализа источников, историко-политической реконструкции. Кроме того, в работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др. Новизна исследования заключается в рассмотрении «Послания на Угру» как духовно-политического произведения. Автор приходит к выводу, что Вассиан Ростовский, пытаясь своим сочинением повлиять на решение конкретной политической проблемы, впервые в истории русской политической мысли разработал подробную аргументацию прав московских великих князей на царский титул и одновременно доказал отсутствие таковых у ордынских властителей, использовав Священное Писание как главный источник аргументации. Приведенный им образ «христолюбивого царя», впоследствии ставший предметом активной работы русских книжников, прочно вошел в идеологию российского государства.
Демидов Н.В. - Расторжение договора найма на сельские работы по законодательству Российской империи

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.5.17297

Аннотация: Предметом исследования является система юридических норм периода Российской империи о расторжении договора найма на сельские работы. Автором исследуются основания увольнения, закрепленные в «Положении о найме на сельские работы» от 12 июня 1886 г. и практика их реального применения. Проводится сравнительный анализ с правовыми нормами о расторжении договора фабричного найма как основными для рынка наемного труда 1880–1910-х гг. Характеризуются технико-юридические недочеты исследуемых правил, анализируются социальный и экономический контекст принятия «Положения о найме на сельские работы». Методами исследования стали: историко-правовой, формально-юридический, конкретно-исторический, сравнительный, метод анализа, дедукции, индукции, диалектический метод. По итогам исследования сделан основной вывод, согласно которому правовая регламентация расторжения договора найма на сельские работы отвечала мировому и российскому уровню законодательства своего времени. Общая направленность исследуемых норм имела консервативно-охранительный характер и отвечала курсу внутренней политики 1880–1890-х гг. В то же время отдельные предписания и подходы были обусловлены объективными потребностями хозяйства и особенностями труда в аграрной сфере. Более того, некоторые из закреплявшихся правил отличались в сторону смягчения положения рабочего по сравнению с нормами фабрично-заводского права. Имевшиеся технико-юридические недочеты института увольнения относились в равной мере как к уровню законодательной техники конца XIX в., так и к субъективному стремлению законодателя сохранить широкий круг полномочий нанимателя.
Демидов Н.В. - Расторжение договора найма на сельские работы по законодательству Российской империи c. 646-651

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.5.67358

Аннотация: Предметом исследования является система юридических норм периода Российской империи о расторжении договора найма на сельские работы. Автором исследуются основания увольнения, закрепленные в «Положении о найме на сельские работы» от 12 июня 1886 г. и практика их реального применения. Проводится сравнительный анализ с правовыми нормами о расторжении договора фабричного найма как основными для рынка наемного труда 1880–1910-х гг. Характеризуются технико-юридические недочеты исследуемых правил, анализируются социальный и экономический контекст принятия «Положения о найме на сельские работы». Методами исследования стали: историко-правовой, формально-юридический, конкретно-исторический, сравнительный, метод анализа, дедукции, индукции, диалектический метод. По итогам исследования сделан основной вывод, согласно которому правовая регламентация расторжения договора найма на сельские работы отвечала мировому и российскому уровню законодательства своего времени. Общая направленность исследуемых норм имела консервативно-охранительный характер и отвечала курсу внутренней политики 1880–1890-х гг. В то же время отдельные предписания и подходы были обусловлены объективными потребностями хозяйства и особенностями труда в аграрной сфере. Более того, некоторые из закреплявшихся правил отличались в сторону смягчения положения рабочего по сравнению с нормами фабрично-заводского права. Имевшиеся технико-юридические недочеты института увольнения относились в равной мере как к уровню законодательной техники конца XIX в., так и к субъективному стремлению законодателя сохранить широкий круг полномочий нанимателя.
Плех О.А. - Коррупция в местном управлении первой половины XIX в. (на материалах Вологодской губернии)

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.6.16972

Аннотация: Предметом исследования является коррупция в местном управлении Российской империи. Автор статьи впервые предпринимает попытку на основе анализа конкретно-исторического материала охарактеризовать уровень коррупции в местных государственных учреждениях первой половины XIX в. Источниковой базой исследования послужили документы, сохранившиеся в Государственном архиве Вологодской области (протоколы и журналы Вологодской палаты уголовного суда за 1802–1855 гг.), которые до сих пор не становились объектом комплексного анализа и вводятся в научный оборот впервые. Выявленные материалы судебно-следственной практики позволили автору статьи установить численность преступлений коррупционной направленности, выявить особенности расследования и судебного разбирательства по ним. В предлагаемом исследовании использовались как общенаучные, так и специальные методы познания. Для достижения поставленной цели применялся инструментарий междисциплинарного подхода, позволивший рассматривать коррупцию в историко-правовом контексте. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, заключается в том, что условия функционирования местного государственного аппарата в первой половине XIX в. являлись благоприятной средой для нелегального обогащения должностных лиц. Анализ судебно-следственной практики по делам о взяточничестве и вымогательстве позволил установить, что действовавшие в изучаемый период нормы права не могли обеспечить искоренение коррупции и снижение её уровня в местном управлении.
Плех О.А. - Коррупция в местном управлении первой половины XIX в. (на материалах Вологодской губернии) c. 766-777

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.6.67479

Аннотация: Предметом исследования является коррупция в местном управлении Российской империи. Автор статьи впервые предпринимает попытку на основе анализа конкретно-исторического материала охарактеризовать уровень коррупции в местных государственных учреждениях первой половины XIX в. Источниковой базой исследования послужили документы, сохранившиеся в Государственном архиве Вологодской области (протоколы и журналы Вологодской палаты уголовного суда за 1802–1855 гг.), которые до сих пор не становились объектом комплексного анализа и вводятся в научный оборот впервые. Выявленные материалы судебно-следственной практики позволили автору статьи установить численность преступлений коррупционной направленности, выявить особенности расследования и судебного разбирательства по ним. В предлагаемом исследовании использовались как общенаучные, так и специальные методы познания. Для достижения поставленной цели применялся инструментарий междисциплинарного подхода, позволивший рассматривать коррупцию в историко-правовом контексте. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, заключается в том, что условия функционирования местного государственного аппарата в первой половине XIX в. являлись благоприятной средой для нелегального обогащения должностных лиц. Анализ судебно-следственной практики по делам о взяточничестве и вымогательстве позволил установить, что действовавшие в изучаемый период нормы права не могли обеспечить искоренение коррупции и снижение её уровня в местном управлении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.