Исторический журнал: научные исследования - рубрика Культурное наследие – памятники истории и культуры
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "Культурное наследие – памятники истории и культуры"
Культурное наследие – памятники истории и культуры
Румянцев М.В., Бородкин Л.И., Лаптева М.А. - Всероссийский научно-методический семинар «Виртуальная реконструкция историко-культурного наследия в форматах научного исследования и образовательного процесса»
Аннотация: в статье представлена информация о научно-методическом семинаре, состоявшемся 22–23 апреля 2011 г. в Красноярске, организованном Гуманитарным институтом Сибирского федерального университета (СФУ) и Ассоциацией «История и компьютер» и посвященном следующим вопросам: реальность и перспективы в использовании методов виртуальной реконструкции (ВР) в научно-исследовательской деятельности; результаты использования технологий ВР в образовательном процессе; возможности использования ВР в научно-просветительской деятельности музеев, образовательных центров и др.; проблемы, связанные с особенностями комплексного использования разновидовых источников в ходе разработки виртуальных реконструкций.
Чувилова И.В., Черкаева О.Е. - Институт краеведческой и музейной работы и музейное дело периода Великой Отечественной войны. Источники и материалы 1940-х гг.
Аннотация: В первой части исследования авторы освещают период работы Института краеведческой и музейной работы 1940-х гг., связанный с оценкой культурных и музейных потерь государства во время войны, разработкой методики оценки и списков эквивалентов музейных ценностей. Во второй части на конкретном примере самоотверженной работы музейных специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина показана деятельность по хранению, реставрации и научной обработке перемещенных в качестве эквивалентов музейных ценностей из Германии; дается оценка процессам реституции. Авторы поставили перед собой следующие задачи: напомнить о потерях, которые понёс Советский Союз в годы войны и показать, что масштабы понесённых утрат обусловили вывоз культурных ценностей из Германии в Советский Союз; осветить деятельность Института краеведческой и музейной работы в этот период времени по разработке программ возмещения нанесенного ущерба; рассказать о тех экспонатах, которые в процессе перемещения оказались в СССР и сегодня являются не только национальным достоянием Германии, но и памятниками советского реставрационного искусства. Авторы попытались посмотреть на проблему глазами людей 1940-х-50-х годов, судьбы которых оказались связанными с музеями и культурой, с возмещением отечественных утрат и реставрацией памятников, возвратившихся впоследствии в Германию. Несмотря на юридически обоснованное право СССР на владение перемещенными ценностями, в 1950-80-е гг. Германии было возвращено значительное количество памятников, что должно послужить не только расширению культурного поля. Именно благодаря деятельности ученых, музейщиков и трансляции результатов их работы мировому сообществу происходит позитивная переоценка событий в массовом сознании и надежда на плодотворный диалог и понимание.
Штейнер Е.С. - Коллекция японского искусства Китаева: сто лет назад и теперь
Аннотация: В статье рассказывается о собирателе японского искусства С.Н. Китаеве (1864-1927) и его коллекции японского искусства, крупнейшей в России и одной из крупнейших в Европе. ЧЕрез несколько лет после революции 1917 г. коллекция попала в музей имени Пушкина и никогда полностью не исследовалась и не выставлялась. Автор работал над каталогом гравюр из этого собрания и обнаружил, что по сравнению с архивными данными о составе коллекции, то, что сейчас хранится в ГМИИ, значительно меньше по составу и по качеству. Исследованию это проблемы и посвящена статья.
Г. В. Аксенова - «Во уважение известных познаний и трудов в архитектурном художестве»: о значении жизни и деятельности реставратора Ф.Ф. Рихтера c. 0-0
Аннотация: статья посвящена творчеству архитектора, профессора, академика Ф. Ф. Рихтера, который вошел в историю русской культуры как выдающийся реставратор, создавший в Москве уникальный музей  — палаты бояр Романовых. Архитектурные рисунки, выполненные Ф. Ф. Рихтером, оказали влияние на развитие русской архитектурной мысли и способствовали освоению древнерусского культурного наследия, утверждению русского стиля в искусстве. Анализ деятельности Ф. Ф. Рихтера позволил показать его вклад в изучение и сохранение исторического наследия Древней Руси и его роль в осмысление этих традиций в XIX в.
Мальченко О.Е. - Граффити на артиллерийских стволах XVI-XIX вв.

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.3.7853

Аннотация: Статья посвящена приобретенной артиллерийской эпиграфике XVI-XIX вв. Впервые в научный оборот вводится понятие «пушечные граффити». Автор обосновывает применение термина «граффити» по отношению к нелегитимным надписям на артиллерийских стволах. Пушечные граффити рассматриваются как неофициальная форма коммуникации пушкарского армейского сообщества в конфликтогенных условиях. Предпринята попытка типологизации пушечных граффити на основе анализа нескольких десятков сохранившихся образцов из музеев Евразии, Северной и Центральной Америки. Приводятся конкретные примеры граффити с последующей их разбивкой на группы по характеру манифестаций. Высказываются предположения относительно авторства надписей. Дается оценка невысокой информативности артиллерийских граффити как исторического источника. Автором критически оцениваются некоторые исследовательские подходы к изучению пушечных граффити (тематический, мотивационный). Много места в статье посвящено функциональным особенностям пушечных граффити (магической, интегративной и пространственной функциям). Делается вывод о перспективности данного типа эпиграфического материала для изучения исторической артиллерии в рамках антропоцентрического подхода.
Житенев В.С., Червяцова О.Я. - Проблемы сохранности палеолитического изображения верблюда в Каповой пещере c. 15-23

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.1.31816

Аннотация: Статья посвящена анализу причин неудовлетворительного состояния сохранности верхнепалеолитического настенного изображения двугорбого верблюда в Каповой пещере (Южный Урал, Республика Башкортостан). Проведение работ по раскрытию подлинника монументального красочного рисунка без предварительного научного изучения перекрывавших его кальцитовых кор, отсутствие среди организаторов и участников специалистов по реставрации, археологов и карстологов, имеющих продолжительный опыт работы в Каповой пещере - памятнике археологии федерального значения, привело к началу размывания красочного слоя уникального изображения. Карстологические и археологические исследования обсуждаемого панно "Лошади и знаки" в зале Хаоса были начаты авторами в 2009 г. и продолжаются до сих пор. Открытие фигуры двугорбого верблюда и значение этого для изучения культуры верхнего палеолита отодвинуло в тень грандиозные проблемы сохранности этого изображения. В статье представлен первый обзор причин неудачного раскрытия монументального рисунка. Современные условия зала Хаоса Каповой пещеры являются неблагоприятными для сохранности рисунков, обнаженных из-под кальцитовых кор, выступающих в роли естественного консерванта. Основной фактор деструкции связан с обильной очаговой инфильтрацией карстовых вод, имеющих вариабельные физические и химические параметры ввиду высокой проницаемости горного массива . Вместе с тем, отсутствуют апробированные в условиях пещеры методы защиты красочного слоя раскрываемых изображений, что ставит их под угрозу быстрой деградации. На современном этапе исследования пещеры проведение новых расчисток рисунков недопустимо и может привести к их гибели.
Карагодин А.В., Петрова М.М. - Владельцы и строители замка "Ласточкино гнездо" – символа Южного берега Крыма – без мифов и легенд c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.6.31351

Аннотация: Предметом исследования является история самого известного памятника Южного берега Крыма, его визитной карточки – замка "Ласточкино гнездо". Впервые в отечественной историографии на основании анализа комплекса источников – в первую очередь архивных, а также мемуарных и визуальных – опровергнуты бытующие в научной и популярной литературе заблуждения и разрешены многолетние споры: установлена последовательность покупок земель на мысе Ай-Тодор на протяжении XIX - начала XX вв., строительства дачи-замка "Ласточкино гнездо", перестройки в 1913 г. и смены облика, а также истории после национализации Советской властью и на протяжении XX в. В научный оборот вводятся документы, обнаруженные авторами в Государственном архиве республики Крым, Российском государственном историческом архиве, Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Найденная информация подкрепляется данными многочисленных мемуарных и визуальных источников. Новизна предпринятого исследования заключается в первую очередь в реконструкции подлинной истории выдающегося памятника российской культуры конца XIX- нач.XX в. - замка "Ласточкино гнездо", являющегося также важным символом освоения Россией Южного берега Крыма как курорта в массовой культуре. Разрешены многолетние споры по поводу владельцев и строителей памятника, последовательности их смены.
Мироненко М.С. - Последнее десятилетие истории Чудова монастыря: от Октябрьской революции до сноса c. 71-82

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.3.38221

EDN: OOALMJ

Аннотация: В статье рассмотрен последний этап существования Чудова монастыря Московского Кремля в его последние десятилетия. Этот период один из самых малоизученных в истории обители, а между тем, именно в это время разворачивается драма, участниками которой оказались монахи, музейные работники и новые обитатели Кремля – партийные и государственные деятели. На примере обители мы видим, как новое правительство формирует позицию в отношении ценных памятников. Примечательно, что насельники монастыря до последнего верили, что у них получится найти компромиссное решение и оставить хотя бы несколько монахов для охраны обители и совершения богослужений, но, к сожалению, планы нового правительства были совсем другими. Параллельно с процессом выселения монахов, идет борьба за сохранение комплекса уже исключительно как выдающегося памятника архитектуры и культуры, где главную роль играет отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в те годы его возглавлял сначала И. Гробарь, а чуть позже его сменила Н. Седова-Троцкая, что привело к усилению отдела и позволило сделать очень многое для сохранения памятников. В работе вводятся новые источники, в которых подробно описывается сюжет взаимоотношения монастыря и новой власти, тщательность подготовки к реставрации монастыря и подвиг, который совершили ученые, чтобы спасти памятник от дальнейшего разрушения в результате артобстрела. Но все усилия ученых по проведенной реставрации оказались тщетными, в большой спешке, в ночь с 16 на 17 декабря 1929 г., собор Чуда архистратига Михаила был взорван. Реставраторы не успели закончить работы по обмерам, фотофиксации, и даже спасти уже снятые со стен фрески, которым были подготовлены для музеефикации.
Л. И. Бородкин, М. В. Румянцев, М. А. Лаптева - Всероссийский научно-методический семинар «Виртуальная реконструкция историко-культурного наследия в форматах научного исследования и образовательного процесса» c. 73-76
Аннотация: представлена информация о научно-методическом семинаре, состоявшемся 22–23 апреля 2011 г. в Красноярске, организованном Гуманитарным институтом Сибирского федерального университета (СФУ) и Ассоциацией «История и компьютер» и посвященном следующим вопросам: реальность и перспективы в использовании методов виртуальной реконструкции (ВР) в научно-исследовательской деятельности; результаты использования технологий ВР в образовательном процессе; возможности использования ВР в научно- просветительской деятельности музеев, образовательных центров и др.; проблемы, связанные с особенностями комплексного использования разновидовых источников в ходе разработки виртуальных реконструкций.
И. В. Поткина - Духовное наследие Рима в Москве: к истории создания копий катакомб ранних христиан в Музее изящных искусств c. 75-81
Аннотация: статья посвящена одному сюжету из истории Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина): попытке осуществить проект реконструкции катакомб ранних христиан. В ней показано, как и когда возникла эта идея, кто финансировал проект, каким образом шла работа над копированием фресок. Автор объясняет причины отказа И. В. Цветаева от реализации проекта.
Хазин А.Л. - «Голубой Макс» — высшая военная награда Пруссии и Германской империи (XVIII — начало XX в.)

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.1.12129

Аннотация: В статье рассматривается история одной из самых известных и почитаемых наград Пруссии и Германской империи — ордена «Pour le Mérite». Описан процесс учреждения ордена королем Фридрихом II, отмечается его связь с орденом Великодушия, который был создан в XVII в., и подчеркивается значение ордена «Pour le Mérite» как исключительно престижной награды, призванной служить символом идеи укрепления и расширения Прусского государства. Дано описание знаков ордена, как за военные заслуги, так и за заслуги на гражданском поприще. Отдельно упоминаются различные «усилители» награды: «дубовые листья» и бриллиантовые знаки. Рассматривается специальная степень ордена «Pour le Mérite» — Большой крест. Особое внимание уделяется практике награждений орденом «Pour le Mérite», отмечаются наиболее известные кавалеры ордена из числа государственных деятелей и военачальников. Вехой в истории награды стало учреждение королем Фридрихом-Вильгельмом IV в 1842 г. гражданского дивизиона ордена, которым награждались известные ученые и деятели искусства. Сохранившаяся до настоящего времени практика награждения орденом «Pour le Mérite» за гражданские заслуги является связующим звеном исторической и современной наградных систем Германии. Статья снабжена иллюстрациями.
Хазин А.Л. - «Голубой Макс» — высшая военная награда Пруссии и Германской империи (XVIII — начало XX в.) c. 87-92

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.1.65020

Аннотация: В статье рассматривается история одной из самых известных и почитаемых наград Пруссии и Германской империи — ордена «Pour le Mérite». Описан процесс учреждения ордена королем Фридрихом II, отмечается его связь с орденом Великодушия, который был создан в XVII в., и подчеркивается значение ордена «Pour le Mérite» как исключительно престижной награды, призванной служить символом идеи укрепления и расширения Прусского государства. Дано описание знаков ордена, как за военные заслуги, так и за заслуги на гражданском поприще. Отдельно упоминаются различные «усилители» награды: «дубовые листья» и бриллиантовые знаки. Рассматривается специальная степень ордена «Pour le Mérite» — Большой крест. Особое внимание уделяется практике награждений орденом «Pour le Mérite», отмечаются наиболее известные кавалеры ордена из числа государственных деятелей и военачальников. Вехой в истории награды стало учреждение королем Фридрихом-Вильгельмом IV в 1842 г. гражданского дивизиона ордена, которым награждались известные ученые и деятели искусства. Сохранившаяся до настоящего времени практика награждения орденом «Pour le Mérite» за гражданские заслуги является связующим звеном исторической и современной наградных систем Германии. Статья снабжена иллюстрациями.
Кудашкина Н.А. - Художественный образ Севастополя в период Крымской кампании (1853–1856) и его роль в историческом развитии города (по произведениям Л. Н. Толстого и М. М. Филиппова)

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.15653

Аннотация: В статье посредством анализа художественной литературы оцениваются события Крымской войны (1853–1856) и на их фоне воссоздается художественный образ Севастополя. На примере произведений Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» и М. М. Филиппова «Осажденный Севастополь» выявляется смысловое наполнение художественного образа, его структура и основные функции. Также обозначены ключевые историографические позиции по вопросу использования художественной литературы в качестве исторического источника. Приведены тематические примеры из работ историков, работавших с художественной литературой как историческим источником, – М. В. Нечкиной, С. О. Шмидта, Л. Н. Гумилёва, Г. Р. Наумовой. Для отображения неразрывной связи прошлого и настоящего применяется сравнительно-исторический метод, который позволяет определить роль образа и установить связь эпох. В связи с этим художественный образ рассматривается как проводник нравственных проблем, глубоких эмоций и своего рода «проявитель» исторического действия человека. Созданный классиками художественный образ города анализируется как источник исторических представлений о событиях, явлениях, людях. В статье показано, как героические персонажи из названных литературных произведений воздействуют на формирование социокультурного пространства Севастополя.
Кудашкина Н.А. - Художественный образ Севастополя в период Крымской кампании (1853–1856) и его роль в историческом развитии города (по произведениям Л. Н. Толстого и М. М. Филиппова) c. 99-108

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.66608

Аннотация: В статье посредством анализа художественной литературы оцениваются события Крымской войны (1853–1856) и на их фоне воссоздается художественный образ Севастополя. На примере произведений Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» и М. М. Филиппова «Осажденный Севастополь» выявляется смысловое наполнение художественного образа, его структура и основные функции. Также обозначены ключевые историографические позиции по вопросу использования художественной литературы в качестве исторического источника. Приведены тематические примеры из работ историков, работавших с художественной литературой как историческим источником, – М. В. Нечкиной, С. О. Шмидта, Л. Н. Гумилёва, Г. Р. Наумовой. Для отображения неразрывной связи прошлого и настоящего применяется сравнительно-исторический метод, который позволяет определить роль образа и установить связь эпох. В связи с этим художественный образ рассматривается как проводник нравственных проблем, глубоких эмоций и своего рода «проявитель» исторического действия человека. Созданный классиками художественный образ города анализируется как источник исторических представлений о событиях, явлениях, людях. В статье показано, как героические персонажи из названных литературных произведений воздействуют на формирование социокультурного пространства Севастополя.
Девейкис М.В. - Этапы музейного развития Петербурга в императорской России c. 121-130

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.3.32896

Аннотация: В статье рассматривается музейное строительство одного из важнейших регионов страны Петербурга XVIII - начала XX вв. Для этого определены 4 этапа: ранние музеи, специализированные музеи, новые профильные группы, музейный подъем и в каждом из них выявлены основные черты и особенности. Особое внимание уделяется последнему этапу – музейный подъем (1894-1916). Для этого приведена матрица всех созданных музеев в хронологическом порядке, показаны их учредители, год создания и выявлены связи с профильными группами. При исследовании использовались общеисторические принципы: объективность, научность, историзм, а также методы: хронологический, сравнительно-исторический, периодизации. Научная новизна: в истории музейного дела отсутствуют комплексные исследования, посвященные петербургскому музейному строительству в императорский период, данная статья может заполнить этот пробел. Чтобы отразить процессы, происходящие в истории музеев Петербурга, нами выявлены тенденции и закономерности, отмечена важность созданных музеев современниками и показана связь возникновения музеев с экономическим развитием страны. Громадный опыт петербургского музейного строительства, осмысление его важности в сохранении культурного и исторического наследия, передовые идеи музейных деятелей явились предпосылкой для создания государственной системы управления и законодательства музейного дела в последующие периоды, и позволят наметить пути дальнейшего развития музеев и в настоящее время.
Зверев В.В. - Художественные особенности церковной живописи Николая Кошелева c. 127-137

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.5.35681

Аннотация: В статье рассматривается творчество русского художника Николая Кошелева, работавшего на рубеже XIX – XX веков в жанрах религиозной и церковной живописи. Введение в русскую культуру XIX века принципов историзма и реализма открыло для художников новое понимание станковой картины на религиозные темы, церковного искусства и иконописи, создало возможности для обновления их содержания и поиска новых формальных средств изображения сюжетов. Основу статьи составляет изучение монументального цикла «Страстной путь Иисуса Христа», написанного Николаем Кошелевым для храма св. Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. В статье прослеживается сложное переплетение черт церковной живописи с чертами академической станковой религиозной живописи в контексте художественной культуры рубежа XIX–XX веков. На примере тщательного анализа монументального цикла Страстного пути Иисуса Христа на Александровском подворье в Иерусалиме, выполненного между 1890 и 1900 годами, в статье выявлены некоторые особенности художественной формы произведений Николая Кошелева в контексте русской церковной и религиозной живописи XIX – начала XX века. Эту тему стоит рассматривать в связи с более общими проблемами модернизации общественного сознания и культурной жизни России в эту эпоху.
Ковальчук Л.И. - Специфика организации пространства апсиды во францисканской церкви Сан Лоренцо Маджоре в Неаполе (1260–1340) c. 146-154

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.4.32913

Аннотация: В статье рассматриваются пространственно-планировочные особенности и этапы строительства апсиды францисканской церкви Сан Лоренцо Маджоре в Неаполе. Готический деамбулаторий с венцом радиальных капелл, который появляется в Сан Лоренцо Маджоре, является уникальной типологией устройства апсиды для архитектуры францисканцев в Италии. Памятник ставится в ряд других францисканских церквей Неаполя, построенных под покровительством правителей Неаполитанского королевства из Анжуйской династии. Также анализируются конструктивные особенности и ордерная система неаполитанской церкви. Посредством анализа формально-стилистических черт и учета исторических особенностей памятников предлагается линия возможных влияний на план Сан Лоренцо Маджоре архитектурного языка французской готики. В статье предлагается определенная ревизия историографии вопроса о происхождения восточного завершения церкви Сан Лоренцо Маджоре. Кроме того, существенно дополнен ракурс исследовательских проблем и возможностей интерпретации, связанных с изучением французского влияния на план апсиды Сан Лоренцо Маджоре. Новизна проведенного исследования заключается также и в том, что апсида Сан Лоренцо Маджоре анализируется в контексте логики развития деамбулатория во французской готике, а не опосредованного заимствования этой формы в архитектуре средневековой Италии.
Пахомова Н.А. - Коллекция окимоно из кости в фондах Ялтинского историко-литературного музея c. 153-163

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.5.23009

Аннотация: Предметом исследования является коллекция из семи статуэток окимоно, которые представляют собой изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные из кости восточными мастерами. Коллекция хранится в фондах муниципального казенного учреждения культуры «Ялтинский историко-литературный музей», поступившая туда ранее из Восточного музея г. Ялта в связи с объединением. Значительное внимание в работе уделяется описанию и атрибуции изделий. К статье прилагаются иллюстрации имеющихся на статуэтках клейм, а также фотографии самих изделий. Путем использования метода аналогии были определены примерные хронологические рамки создания и бытования представленных объектов материальной культуры. Сложность в атрибуции данных изделий заключается в отсутствии специализированных справочников и определителей, и требует привлечения более широкого круга исследователей-востоковедов. Изделия коллекции окимоно являются уникальными памятниками декоративно-прикладного искусства ХIХ – начала ХХ в. Представленные в статье материалы публикуются впервые, в связи с необходимостью введения коллекции в научный оборот в качестве исторического источника. Важно отметить, что коллекция изделий из кости работы восточных мастеров, сохраненная в фондах МКУК «Ялтинский историко-литературный музей», на сегодняшний момент является одной из крупнейших коллекций, известных на территории Республики Крым, и она, безусловно, нуждается в дальнейшем более углубленном изучении.
Бабич И.Л. - Исчезнувшая церковная Москва (история московской часовни с чудотворной Иконой Нерукотворного Спаса у Москворецкого моста)

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.21297

Аннотация: Предметом исследования в статье является часовня в Москве, в которой несколько веков находилась чудотворная икона Нерукотворного (Всемилостивого) Спаса. Часовня являлась частью подмосковного монастыря Вознесенская Давидова пустынь (ныне Чеховский район). Объектом исследования является история часовни с ХVIII века по 1920-е годы. В советские годы в период национализации церковных ценностей началась борьба за чудотворную икону, в которой принимало участие несколько сторон: советские власти, монастырские власти, прихожане, григорианцы. Часовня несколько раз меняла статус в течение 1920-х годов. Икона пропала с конца 1920-х годов. В предлагаемой статье, на основе ввода новых архивных материалов, извлеченных нами из Центрального государственного архива г. Москвы, прослежена история жизни часовни и иконы, в которой она находилась со второй половины ХVIII в. – до конца 1920-х годов. Это первая статья, посвященная истории часовни у Москворецкого моста и поискам святыни. Нами собраны все имеющиеся в научном распоряжении архивные материалы по этому вопросу, и методом исторической реконструкции представили историю жизни иконы в данной часовне. На основе впервые введенных в научных оборот архивных материалов описана история часовни у Москворецкого моста конца ХVIII по 1920-е годы и судьба находившейся в ней почитаемой иконы Нерукотворного Спаса.
Бабич И.Л. - Исчезнувшая церковная Москва (история московской часовни с чудотворной Иконой Нерукотворного Спаса у Москворецкого моста) c. 154-162

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.68606

Аннотация: Предметом исследования в статье является часовня в Москве, в которой несколько веков находилась чудотворная икона Нерукотворного (Всемилостивого) Спаса. Часовня являлась частью подмосковного монастыря Вознесенская Давидова пустынь (ныне Чеховский район). Объектом исследования является история часовни с ХVIII века по 1920-е годы. В советские годы в период национализации церковных ценностей началась борьба за чудотворную икону, в которой принимало участие несколько сторон: советские власти, монастырские власти, прихожане, григорианцы. Часовня несколько раз меняла статус в течение 1920-х годов. Икона пропала с конца 1920-х годов. В предлагаемой статье, на основе ввода новых архивных материалов, извлеченных нами из Центрального государственного архива г. Москвы, прослежена история жизни часовни и иконы, в которой она находилась со второй половины ХVIII в. – до конца 1920-х годов. Это первая статья, посвященная истории часовни у Москворецкого моста и поискам святыни. Нами собраны все имеющиеся в научном распоряжении архивные материалы по этому вопросу, и методом исторической реконструкции представили историю жизни иконы в данной часовне. На основе впервые введенных в научных оборот архивных материалов описана история часовни у Москворецкого моста конца ХVIII по 1920-е годы и судьба находившейся в ней почитаемой иконы Нерукотворного Спаса.
Ивановская И.О. - Некоторые аспекты сохранения объектов культурного наследия в храмах Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке на современном этапе c. 155-162

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.1.23089

Аннотация: Статья посвящена актуальной в контексте современной практической церковной и музейной деятельности теме сохранения движимых объектов культуры в условиях действующих храмов. Предметом анализа выступают особенности движимых памятников и факторы, влияющие на их сохранность. В статье отражен пример того, как ради сохранения историко-культурного наследия допустимо отвержение исторически справедливой концепции установки воссозданной реликвии в родной среде. Выделены основные причины, повлиявшие на принятие данного решения. Для сохранения движимых памятников подобраны другие, наиболее приемлемые помещения церквей, действующих на территории монастыря. В основу исследования положены компаративистский и междисциплинарный методы. Немаловажное значение в работе имеют описательный, исторический, аналитический методы, метод научного наблюдения. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что им собраны и проанализированы параметры микроклимата храма-уникума, дано описание некоторых движимых культурных ценностей. Новизна исследования заключается в том, что автор эксплицирует зависимость особенностей размещения культурных ценностей от температурно-влажностного режима (ТВР) внутри и снаружи помещения на примере действующих храмов женского монастыря в городе Полоцке. Автор выдвигает предположение, что для сохранения культурного наследия необходимы административный, научный, исторический подходы в совокупности.
Масленникова И.А. - Золотая Царицына палата Кремлевского дворца: к истории создания и реставрации росписей

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.2.12680

Аннотация: В последнее время отечественная историческая наука уделяет особо пристальное внимание изучению процесса складывания, трансформации и репрезентации властью своего образа и идеологии. Традиционной сферой воплощения идеологии власти Московской Руси в XVI–XVII столетиях были произведения монументальной живописи, в том числе и украшавшие главную великокняжескую, а позднее царскую резиденцию — Кремлевский дворец. Статья посвящена истории одного из наименее изученных памятников всего Кремля — тронного зала русских государынь — Золотой Царицыной палаты Большого Кремлевского дворца. Росписи на стенах палаты по своему исполнению ставят памятник в один ряд с лучшими произведениями русской монументальной живописи первой половины XVII в., а их тематика представляет собой попытку создать собирательный образ идеальной православной правительницы — защитницы веры и святынь. В статье воссозданы основные этапы истории создания, раскрытия и реставрации стенописи тронной залы; впервые описан сюжетный состав росписей; раскрыты их литературно-историческая основа и идейное содержание. Все это позволит включить Царицыну палату в круг наиболее значительных памятников русского средневекового искусства, а также обогатить представление об идеологии верховной власти XVI–XVII вв. и особенностях ее художественного воплощения.
Масленникова И.А. - Золотая Царицына палата Кремлевского дворца: к истории создания и реставрации росписей c. 185-195

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.2.65481

Аннотация: В последнее время отечественная историческая наука уделяет особо пристальное внимание изучению процесса складывания, трансформации и репрезентации властью своего образа и идеологии. Традиционной сферой воплощения идеологии власти Московской Руси в XVI–XVII столетиях были произведения монументальной живописи, в том числе и украшавшие главную великокняжескую, а позднее царскую резиденцию — Кремлевский дворец. Статья посвящена истории одного из наименее изученных памятников всего Кремля — тронного зала русских государынь — Золотой Царицыной палаты Большого Кремлевского дворца. Росписи на стенах палаты по своему исполнению ставят памятник в один ряд с лучшими произведениями русской монументальной живописи первой половины XVII в., а их тематика представляет собой попытку создать собирательный образ идеальной православной правительницы — защитницы веры и святынь. В статье воссозданы основные этапы истории создания, раскрытия и реставрации стенописи тронной залы; впервые описан сюжетный состав росписей; раскрыты их литературно-историческая основа и идейное содержание. Все это позволит включить Царицыну палату в круг наиболее значительных памятников русского средневекового искусства, а также обогатить представление об идеологии верховной власти XVI–XVII вв. и особенностях ее художественного воплощения.
Тушканов Д.И. - Газета "Царицынское слово" и отражение в ней социокультурного облика города Царицын в начале XX века

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.18308

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный облик уездных городов Российской империи начала XX века. Объектом исследования является провинциальная периодическая печать, в которой отражаются наиболее значимые проблемы, вопросы и явления местной жизни жителей города Царицын в начале XX века. Автор особое внимание уделяет описанию и рассмотрению газетных статей, в которых нашли свое отражение мысли современников о проблемах, быте и нравах местных жителей. Целью работы является дать представление о социокультурном облике города Царицын в начале XX века. Для реализации данной цели автор особо внимание уделяет рассмотрению отношения жителей города Царицын к театру и к досугу в целом, опираясь на материалы местной газеты "Царицынское слово". Основным методом данного исследования был сравнительно-исторический. Также применялся междисциплинарный подход в изучении провинциальной периодической печати. Актуальность данной работы состоит в том, что провинциальная периодическая печать на сегодняшний день практически не изучена. Автор вводит в научный оборот множество новых исторических источников, в первую очередь, газету "Царицынское слово", которая до этого нигде не была рассмотрена. Между тем газета представляет из себя огромную ценность как исторический источник и дает представление о жизни и быте жителей Царицына в начале XX века. Анализируя заметки данной газеты, автор составляет социокультурный облик города Царицына, а это позволяет в целом составить облик уездного города Российской империи начала XX века.
Тушканов Д.И. - Газета "Царицынское слово" и отражение в ней социокультурного облика города Царицын в начале XX века c. 192-199

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.67682

Аннотация: Предметом исследования является социокультурный облик уездных городов Российской империи начала XX века. Объектом исследования является провинциальная периодическая печать, в которой отражаются наиболее значимые проблемы, вопросы и явления местной жизни жителей города Царицын в начале XX века. Автор особое внимание уделяет описанию и рассмотрению газетных статей, в которых нашли свое отражение мысли современников о проблемах, быте и нравах местных жителей. Целью работы является дать представление о социокультурном облике города Царицын в начале XX века. Для реализации данной цели автор особо внимание уделяет рассмотрению отношения жителей города Царицын к театру и к досугу в целом, опираясь на материалы местной газеты "Царицынское слово". Основным методом данного исследования был сравнительно-исторический. Также применялся междисциплинарный подход в изучении провинциальной периодической печати. Актуальность данной работы состоит в том, что провинциальная периодическая печать на сегодняшний день практически не изучена. Автор вводит в научный оборот множество новых исторических источников, в первую очередь, газету "Царицынское слово", которая до этого нигде не была рассмотрена. Между тем газета представляет из себя огромную ценность как исторический источник и дает представление о жизни и быте жителей Царицына в начале XX века. Анализируя заметки данной газеты, автор составляет социокультурный облик города Царицына, а это позволяет в целом составить облик уездного города Российской империи начала XX века.
Карагодина О.А., Литвинова И.Н., Данилова Е.О. - Памятные объекты Сталинградской битвы: из истории центрального универмага c. 200-208

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.6.38987

EDN: LAFIBV

Аннотация: Предметом исследования является история Центрального универмага как памятного объекта Сталинградской битвы. Наряду с Мамаевым курганом, ЦУМ нередко называют символом Сталинградской победы. На сегодняшний день здание относится к памятникам истории федерального значения, а также к памятникам архитектуры регионального значения. Центральный универмаг входит в состав ансамбля Площади Павших Борцов - главной площади города. Выбор предмета исследования обусловлен необходимостью исторического анализа архитектурных объектов главной площади для последующего компьютерного моделирования знаковых историко-культурных объектов довоенного и военного Сталинграда на основе применения методологии 3D-реконструкции сооружений. В качестве методологической основы исследования использованы системный и междисциплинарный подходы. Источниковая база представлена периодическими изданиями (газетами, научными журналами), историческими документами и справочными изданиями. За время своей работы Сталинградский центральный универмаг смог зарекомендовать себя в качестве одного из лучших в союзе. Известно, что по своим показателям ЦУМ был в числе передовых и очень быстро смог завоевать статус показательного. В период Сталинградской битвы здание было частично разрушено. В октябре 1942 г. в его подвалах разместился штаб 71-й дивизии вермахта. Позже, в январе 1943 г., подвалы универмага занял штаб 6-й армии и ее командующий генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, где и был пленен 31 января бойцами 38-й мотострелковой бригады Советской 64-й Армии.
Воронцова Е.А. - Мир литературных музеев в зеркале энциклопедии «Литературные музеи России»: концептуальные основания проекта

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.2.15960

Аннотация: Автор статьи – основной разработчик концепции и автор-составитель словника энциклопедии «Литературные музеи России» – предлагает для обсуждения профессиональными сообществами музейщиков и музееведов, историков, культурологов, других гуманитариев свое видение музея и музейного мира, сложившееся при проведенном в рамках работы по созданию этой энциклопедии изучении данной профильной группы. Работа над энциклопедией была использована автором как шанс по-иному взглянуть на то, что сейчас считается истинным знанием о музее, проверить это знание, подтвердить или откорректировать его. Исследование было осуществлено как междисциплинарное, с применением наработок, полученных при изучении проблемы информационного обеспечения исторической науки. Автор констатирует, что компендиум устоявшихся представлений о музее претерпел трансформацию. Взгляд на музей на срезе профильной группы оказался продуктивным в плане получения нового знания даже в начале пути, на уже пройденных этапах подготовки энциклопедии. Важным является вывод о том, что вследствие недостаточной отрефлексированности не имеют явственного отображения в музее (не музеефицированы) многие явления и события литературного процесса, истории литературы.
Воронцова Е.А. - Мир литературных музеев в зеркале энциклопедии «Литературные музеи России»: концептуальные основания проекта c. 228-235

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.2.66847

Аннотация: Автор статьи – основной разработчик концепции и автор-составитель словника энциклопедии «Литературные музеи России» – предлагает для обсуждения профессиональными сообществами музейщиков и музееведов, историков, культурологов, других гуманитариев свое видение музея и музейного мира, сложившееся при проведенном в рамках работы по созданию этой энциклопедии изучении данной профильной группы. Работа над энциклопедией была использована автором как шанс по-иному взглянуть на то, что сейчас считается истинным знанием о музее, проверить это знание, подтвердить или откорректировать его. Исследование было осуществлено как междисциплинарное, с применением наработок, полученных при изучении проблемы информационного обеспечения исторической науки. Автор констатирует, что компендиум устоявшихся представлений о музее претерпел трансформацию. Взгляд на музей на срезе профильной группы оказался продуктивным в плане получения нового знания даже в начале пути, на уже пройденных этапах подготовки энциклопедии. Важным является вывод о том, что вследствие недостаточной отрефлексированности не имеют явственного отображения в музее (не музеефицированы) многие явления и события литературного процесса, истории литературы.
Остапенко А.А., Остапенко Н.А. - История возникновения и иконография Азовской иконы Божией матери: опыт изучения малоизвестного образа

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.19489

Аннотация: В работе осуществлена попытка изучения малоизвестного иконографического образа Азовской Божией Матери, считавшегося безвозвратно утраченным. Предмет исследования - история, иконография, известные списки иконы «Знамение Множества Мира» (Азовская икона Божией Матери). В статье представлен исторический контекст и подлинная история написания и историческая судьба исследуемой иконы, которая окружена множеством мифов и домыслов. На основании архивных материалов, искусствоведческой и богословской литературы и имеющихся изображений впервые сделан подробный анализ иконографии иконы. В исследовании использованы следующие методы: изучение богословской, исторической и искусствоведческой литературы, работа с архивными и музейными материалами. Научная новизна состоит в том, что впервые: в научный контекст введен подробный анализ иконографии иконы Азовской Божией Матери; в научный искусствоведческий контекст введёно изображение вытегорской иконы, считавшейся безвозвратно утраченной и случайно обнаруженной в краеведческом музее г. Вытегра Вологодской области; впервые осуществлена попытка текстологического анализа надписей, сделанных на исследуемой иконе.
Остапенко А.А., Остапенко Н.А. - История возникновения и иконография Азовской иконы Божией матери: опыт изучения малоизвестного образа c. 323-335

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.3.67993

Аннотация: В работе осуществлена попытка изучения малоизвестного иконографического образа Азовской Божией Матери, считавшегося безвозвратно утраченным. Предмет исследования - история, иконография, известные списки иконы «Знамение Множества Мира» (Азовская икона Божией Матери). В статье представлен исторический контекст и подлинная история написания и историческая судьба исследуемой иконы, которая окружена множеством мифов и домыслов. На основании архивных материалов, искусствоведческой и богословской литературы и имеющихся изображений впервые сделан подробный анализ иконографии иконы. В исследовании использованы следующие методы: изучение богословской, исторической и искусствоведческой литературы, работа с архивными и музейными материалами. Научная новизна состоит в том, что впервые: в научный контекст введен подробный анализ иконографии иконы Азовской Божией Матери; в научный искусствоведческий контекст введёно изображение вытегорской иконы, считавшейся безвозвратно утраченной и случайно обнаруженной в краеведческом музее г. Вытегра Вологодской области; впервые осуществлена попытка текстологического анализа надписей, сделанных на исследуемой иконе.
Блейх Н.О. - Основы материальной культуры горцев Военного времени (оружие и оборонительные сооружения)

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.19644

Аннотация: На основе малоиспользуемых архивных и документальных материалов в статье анализируется роль материальной культуры горцев Военного времени (XIII – XVIII вв.), представленной оружием и оборонительными сооружениями. Доказывается, что все кавказские народы продумали четкую систему защиты от нападений не только внешних врагов, но и своих соплеменников, поощрявшихся к набегам феодальной верхушкой, нуждой, личной удалью. Поэтому нет на Кавказе почти ни одного селения, над строениями которого не доминировали бы боевые или жилые башни, а на прилегающей территории имелись заградительные стены и таможенные заставы, пещерные (скальные) укрепления и крепости, комплексы замкового типа. Методологическая база статьи была сформирована за счет историко-сравнительного, структурного, абстрактно-логического методов исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, историко-сравнительный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности выявления материальной культуры горцев времен Военного времени, представленного фортификационными сооружениями и оружием всех видов. Метод структурного анализа был необходим для изучения сложных структурных компонентов, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы. Абстрактно-логический метод представил возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме статьи в целом. Делаются выводы, что сама фортификационная культура кавказских народностей имела своей особенностью генетическую связь с эмпирикой жилищного строительства и потому являла собой все позитивные достижения этнического зодчества. Она своей созидательной деятельностью, красочно отразилась в памятниках истории и культуры населявших край народов.
Блейх Н.О. - Основы материальной культуры горцев Военного времени (оружие и оборонительные сооружения) c. 455-460

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.68156

Аннотация: На основе малоиспользуемых архивных и документальных материалов в статье анализируется роль материальной культуры горцев Военного времени (XIII – XVIII вв.), представленной оружием и оборонительными сооружениями. Доказывается, что все кавказские народы продумали четкую систему защиты от нападений не только внешних врагов, но и своих соплеменников, поощрявшихся к набегам феодальной верхушкой, нуждой, личной удалью. Поэтому нет на Кавказе почти ни одного селения, над строениями которого не доминировали бы боевые или жилые башни, а на прилегающей территории имелись заградительные стены и таможенные заставы, пещерные (скальные) укрепления и крепости, комплексы замкового типа. Методологическая база статьи была сформирована за счет историко-сравнительного, структурного, абстрактно-логического методов исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, историко-сравнительный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности выявления материальной культуры горцев времен Военного времени, представленного фортификационными сооружениями и оружием всех видов. Метод структурного анализа был необходим для изучения сложных структурных компонентов, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы. Абстрактно-логический метод представил возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме статьи в целом. Делаются выводы, что сама фортификационная культура кавказских народностей имела своей особенностью генетическую связь с эмпирикой жилищного строительства и потому являла собой все позитивные достижения этнического зодчества. Она своей созидательной деятельностью, красочно отразилась в памятниках истории и культуры населявших край народов.
Кулакова И.П. - Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.6.17424

Аннотация: Статья посвящена этапам актуализации темы Страстей Господних в российской культурной традиции. Древнерусскими иконописцами была наследована византийская иконография Страстной Богородицы с поклоняющимися ей ангелами и орудиями Страстей (икона XIII в. из музея г. Калязина). Позднее страстная тема как будто исчезает из культурного обихода и только в середине XVII в. вновь воплощается в иконном образе Страстной Богоматери, чудесным образом обретенном в 1641 г. в Нижнем Новгороде, а затем перенесенном в Москву. Используя семиотической подход в трактовке позы и жестов персонажей иконы, автор выявляет акцентировку на «уязвимости» Христа, причастности его к человеческой природе. Прослеживается связь прославления иконы и становления московского Страстного монастыря с царствующим семейством Романовых. Рассматриваются различные направления в распространении страстного сюжета в русской культуре XVII–XIХ вв.: «Сказание», повествующее о явлении чудотворной иконы, чтимый прототип, утверждающийся в ее списках; символы Страстей в декоре предметов декоративно-прикладного искусства и украшений книг; циклы гравюр и литературные произведения. Истоки актуализации страстного сюжета автор предлагает искать не только в трансфере европейской барочной традиции, но и в самой сложной обстановке раннего Нового времени.
Кулакова И.П. - Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте c. 750-757

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.6.67477

Аннотация: Статья посвящена этапам актуализации темы Страстей Господних в российской культурной традиции. Древнерусскими иконописцами была наследована византийская иконография Страстной Богородицы с поклоняющимися ей ангелами и орудиями Страстей (икона XIII в. из музея г. Калязина). Позднее страстная тема как будто исчезает из культурного обихода и только в середине XVII в. вновь воплощается в иконном образе Страстной Богоматери, чудесным образом обретенном в 1641 г. в Нижнем Новгороде, а затем перенесенном в Москву. Используя семиотической подход в трактовке позы и жестов персонажей иконы, автор выявляет акцентировку на «уязвимости» Христа, причастности его к человеческой природе. Прослеживается связь прославления иконы и становления московского Страстного монастыря с царствующим семейством Романовых. Рассматриваются различные направления в распространении страстного сюжета в русской культуре XVII–XIХ вв.: «Сказание», повествующее о явлении чудотворной иконы, чтимый прототип, утверждающийся в ее списках; символы Страстей в декоре предметов декоративно-прикладного искусства и украшений книг; циклы гравюр и литературные произведения. Истоки актуализации страстного сюжета автор предлагает искать не только в трансфере европейской барочной традиции, но и в самой сложной обстановке раннего Нового времени.
Житенев В.С. - Проблема возраста настенных изображений Игнатиевской пещеры и археологический контекст красочных пигментов верхнепалеолитических памятников горно-лесной зоны Южного Урала

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.19409

Аннотация: Статья посвящена обсуждению относительного возраста настенных изображений Игнатиевской пещеры в свете археологического контекста красочных минеральных пигментов в слоях пещерных памятников верхнего палеолита Южного Урала. Особенности стиля рисунков, выполненных красным цветом, породили дискуссию о голоценовом времени их создания. Результаты прямых радиоуглеродных датировок изображений черного цвета, выполненных древесным углем, предоставили новые аргументы в пользу постплейстоценового возраста изобразительного ансамбля памятника. В то же время результаты комплексного археологического исследования Игнатиевской пещеры, в том числе результаты радиоуглеродного датирования, демонстрируют прямые доказательства осуществления художественной деятельности на памятнике в конце верхнепалеолитической эпохи. Однако до сих пор не проводилось сравнения археологического контекста характера и условий встречаемости красочных минеральных пигментов в культурном слое верхнепалеолитических памятников региона. Сопоставление археологического контекста распределения красной охры в культурном слое Игнатиевской пещеры с распределением красочных минеральных пигментов на других памятниках Южного Урала позволяет говорить о вероятном позднепалеолитическом возрасте красных рисунков. Сходство археологического контекста красочных пигментов в позднеплейстоценовых культурных слоях рядом с настенными изображениями в Каповой и Игнатиевской пещерах, как и отсутствие свидетельств использования охр в голоценовых слоях, в том числе с палеоантропологическими останками, на обоих памятниках, существенно укрепляет мнение о верхнепалеолитическом возрасте, по крайней мере, части рисунков красного цвета Игнатиевской пещеры.
Житенев В.С. - Проблема возраста настенных изображений Игнатиевской пещеры и археологический контекст красочных пигментов верхнепалеолитических памятников горно-лесной зоны Южного Урала c. 792-799

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68416

Аннотация: Статья посвящена обсуждению относительного возраста настенных изображений Игнатиевской пещеры в свете археологического контекста красочных минеральных пигментов в слоях пещерных памятников верхнего палеолита Южного Урала. Особенности стиля рисунков, выполненных красным цветом, породили дискуссию о голоценовом времени их создания. Результаты прямых радиоуглеродных датировок изображений черного цвета, выполненных древесным углем, предоставили новые аргументы в пользу постплейстоценового возраста изобразительного ансамбля памятника. В то же время результаты комплексного археологического исследования Игнатиевской пещеры, в том числе результаты радиоуглеродного датирования, демонстрируют прямые доказательства осуществления художественной деятельности на памятнике в конце верхнепалеолитической эпохи. Однако до сих пор не проводилось сравнения археологического контекста характера и условий встречаемости красочных минеральных пигментов в культурном слое верхнепалеолитических памятников региона. Сопоставление археологического контекста распределения красной охры в культурном слое Игнатиевской пещеры с распределением красочных минеральных пигментов на других памятниках Южного Урала позволяет говорить о вероятном позднепалеолитическом возрасте красных рисунков. Сходство археологического контекста красочных пигментов в позднеплейстоценовых культурных слоях рядом с настенными изображениями в Каповой и Игнатиевской пещерах, как и отсутствие свидетельств использования охр в голоценовых слоях, в том числе с палеоантропологическими останками, на обоих памятниках, существенно укрепляет мнение о верхнепалеолитическом возрасте, по крайней мере, части рисунков красного цвета Игнатиевской пещеры.
Виноградова Е.А., Леонова Н.Б. - Древнейший культурный слой стоянки Каменная Балка II

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.20989

Аннотация: Верхнепалеолитические стоянки Каменной Балки в Ростовской области уже более 50 лет исследуются археологами НИИ и Музея антропологии МГУ и кафедры археологии исторического факультета МГУ. В последние годы ведется изучение северной части стоянки Каменная Балка II, где располагается основная территория древнейшего поселения памятника – нижнего культурного слоя, который был выявлен М. Д. Гвоздовер еще в 1960 г. При раскопках обнаружены различные непереотложенные объекты нижнего слоя, которые позволили не только выявить производственно-бытовую планировку поселения, но и получить первые данные абсолютного датирования древнейшего культурного слоя памятника. Изучение нижнего культурного слоя проводится на основе комплексного метода, включающего морфологический анализ кремневой индустрии памятника, микростратиграфический, планиграфический анализ, данные естественнонаучных методов. Нижний культурный слой в северной части стоянки Каменная Балка II представлен многочисленными находками кремневых изделий и разнообразными объектами культурного слоя. Кремневые изделия нижнего культурного слоя, коллекция которых составляет более 3000 предметов, имеют черты сходства с кавказским верхним палеолитом. Планиграфический анализ распределения находок и объектов позволил выявить на северном участке стоянки два крупных производственных центра, сопровождаемых более мелкими скоплениями находок (индивидуальными рабочими местами), что свидетельствует о сложной планировке стоянки и о разнообразии хозяйственной деятельности, происходившей на территории древнейшего памятника – Каменная Балка.
Виноградова Е.А., Леонова Н.Б. - Древнейший культурный слой стоянки Каменная Балка II c. 800-809

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.6.68417

Аннотация: Верхнепалеолитические стоянки Каменной Балки в Ростовской области уже более 50 лет исследуются археологами НИИ и Музея антропологии МГУ и кафедры археологии исторического факультета МГУ. В последние годы ведется изучение северной части стоянки Каменная Балка II, где располагается основная территория древнейшего поселения памятника – нижнего культурного слоя, который был выявлен М. Д. Гвоздовер еще в 1960 г. При раскопках обнаружены различные непереотложенные объекты нижнего слоя, которые позволили не только выявить производственно-бытовую планировку поселения, но и получить первые данные абсолютного датирования древнейшего культурного слоя памятника. Изучение нижнего культурного слоя проводится на основе комплексного метода, включающего морфологический анализ кремневой индустрии памятника, микростратиграфический, планиграфический анализ, данные естественнонаучных методов. Нижний культурный слой в северной части стоянки Каменная Балка II представлен многочисленными находками кремневых изделий и разнообразными объектами культурного слоя. Кремневые изделия нижнего культурного слоя, коллекция которых составляет более 3000 предметов, имеют черты сходства с кавказским верхним палеолитом. Планиграфический анализ распределения находок и объектов позволил выявить на северном участке стоянки два крупных производственных центра, сопровождаемых более мелкими скоплениями находок (индивидуальными рабочими местами), что свидетельствует о сложной планировке стоянки и о разнообразии хозяйственной деятельности, происходившей на территории древнейшего памятника – Каменная Балка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.