Статья 'Исчезнувшая церковная Москва (история московской часовни с чудотворной Иконой Нерукотворного Спаса у Москворецкого моста)' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Исчезнувшая церковная Москва (история московской часовни с чудотворной Иконой Нерукотворного Спаса у Москворецкого моста)

Бабич Ирина Леонидовна

доктор исторических наук

главный научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии РАН

119334, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 32а

Babich Irina Leonidovna

Doctor of History

Chief Scientific Associate, Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences

119334, Russia, g. Moscow, ul. Leninskii Prospekt, 32a

babi7chi@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2017.1.21297

Дата направления статьи в редакцию:

03-12-2016


Дата публикации:

19-03-2017


Аннотация: Предметом исследования в статье является часовня в Москве, в которой несколько веков находилась чудотворная икона Нерукотворного (Всемилостивого) Спаса. Часовня являлась частью подмосковного монастыря Вознесенская Давидова пустынь (ныне Чеховский район). Объектом исследования является история часовни с ХVIII века по 1920-е годы. В советские годы в период национализации церковных ценностей началась борьба за чудотворную икону, в которой принимало участие несколько сторон: советские власти, монастырские власти, прихожане, григорианцы. Часовня несколько раз меняла статус в течение 1920-х годов. Икона пропала с конца 1920-х годов. В предлагаемой статье, на основе ввода новых архивных материалов, извлеченных нами из Центрального государственного архива г. Москвы, прослежена история жизни часовни и иконы, в которой она находилась со второй половины ХVIII в. – до конца 1920-х годов. Это первая статья, посвященная истории часовни у Москворецкого моста и поискам святыни. Нами собраны все имеющиеся в научном распоряжении архивные материалы по этому вопросу, и методом исторической реконструкции представили историю жизни иконы в данной часовне. На основе впервые введенных в научных оборот архивных материалов описана история часовни у Москворецкого моста конца ХVIII по 1920-е годы и судьба находившейся в ней почитаемой иконы Нерукотворного Спаса.


Ключевые слова:

часовня, икона, Спаситель, монастырь, Давидова пустынь, Никитин, Замоскворечье, архив, купцы, Москва

Abstract: The article's research subject is the chapel in Moscow which housed for several centuries the miraculous icon of the Savior (the Merciful) Mandylion. The chapel is part of the Moscow-region monastery of Voznesenskaya Davidova Pustyn' (today Chehovskiy region). The research object is the history of this chapel from the 18th century to the 1920s. During the Soviet years, at the time of the nationalization of church properties, began the ownership fight over the miraculous icon in which took part several sides: the Soviet authorities, the monastic authorities, the congregation and the Gregorians. The chapel changed several times its status during the 1920s. The icon went missing at the end of the 1920s. This article traces, on the basis of the introduction of new archival material extracted by the author from the Central State Archive in Moscow, the history of the chapel and the icon, in which it was housed from the second half of the 18th century to the end of the 1920s. This is the first article dedicated to the history of the chapel by the Moskvoretsky Bridge and to the search of the holy object. The author collected all of the existing archival material at the disposal of scientists on this subject and through the method of historical reconstruction presented the history of the life of the named chapel. On the basis of archival material for the first time introduced into scientific study, the author describes the history of the chapel by the Moskvoretsky Bridge from the end of the 18th century to the 1920s and the fate of the venerated icon of the Savior Mandylion housed in it.


Keywords:

Moscow, merchants, archive, Zamoskvorechye, Nikitin, Davidova Pustyn', monastery, Savior, icon, chapel

Библиография
1. Виноградов Н.П., Вознесенская Второклассная Общежительная Давидова пустынь, Серпуховского уезда, Московской губернии. Краткий исторический очерк с рисунками. К 400-летию ее существования (1515 – 1915 гг.). М., 1915. 114 с.
2. Денисов Л. История Нерукотворного образа Спасителя. Сп., 2000. 28 с. (переиздание книги 1894 г.)
3. Центральный государственный архив г. Москвы. ЦХД до 1917 г.
4. Бабич И.Л. Социокультурные и политико-правовые аспекты модернизации монашеской жизни в начале ХIХ в. (введение общежительства как новый этап в жизни российских монастырей – на примере Вознесенской Давидовой пустыни) // Социодинамика. 2016. № 1. С. 230-261.
5. Летопись с настоятелем Давидовой пустыни. Собрано из Указов, дел и синдиков хранящихся в ризнице, с показанием годов в коих известны// Архив монастыря Вознесенской Давидовой пустыни.
6. Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за ХVIII в. М., 1911, Вып.1. 266 с.
7. Православная Москва в 1917-1921 гг. Сборник документов и материалов. Главное архивное управление г. Москвы. Управление по делам архивов. Изд-вло Глаархива Москвы. М., 2004. 696 с.
8. Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за ХVIII век. Вып.2. М., 1914. 811 с.
9. Специальное обозрение Москвы с политипажами всех церквей, монастырей и казенных зданий. Составитель Н. Нистрем. М., 1846. Ч.1. 15 с.
10. Центральный государственный архив г. Москвы. Фонд научно-технической документации.
11. Паисий, арх. Письма // Московские епархиальные ведомости. 1877. №37.
12. Бабич И.Л. Архимандрит Паисий (Соколов) как настоятель Вознесенской Давидовой пустыни (середина ХIХ в.) // Genesis: исторические исследования. 2016. № 1. С.237-269
13. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. Спб., 1876. 396 с.
14. Российский государственный исторический архив.
15. Центральный государственный архив Московской области.
16. Бабич И.Л. Государство и российские монастыри в 20-30-е гг. ХХ в.// История государства и права. 2016. № 10. С. 37-42.
17. Обращение 9 февраля 2015 г. в Исторический музей, ответ заведующей отделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Петровны Тарасенко.
18. Бабич И.Л. Исчезнувшая Москва (история дома у Арбатских ворот) // Исторический журнал: научные исследования. 2016. № 4(34). С. 361-368. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.4.19359
References
1. Vinogradov N.P., Voznesenskaya Vtoroklassnaya Obshchezhitel'naya Davidova pustyn', Serpukhovskogo uezda, Moskovskoi gubernii. Kratkii istoricheskii ocherk s risunkami. K 400-letiyu ee sushchestvovaniya (1515 – 1915 gg.). M., 1915. 114 s.
2. Denisov L. Istoriya Nerukotvornogo obraza Spasitelya. Sp., 2000. 28 s. (pereizdanie knigi 1894 g.)
3. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv g. Moskvy. TsKhD do 1917 g.
4. Babich I.L. Sotsiokul'turnye i politiko-pravovye aspekty modernizatsii monasheskoi zhizni v nachale KhIKh v. (vvedenie obshchezhitel'stva kak novyi etap v zhizni rossiiskikh monastyrei – na primere Voznesenskoi Davidovoi pustyni) // Sotsiodinamika. 2016. № 1. S. 230-261.
5. Letopis' s nastoyatelem Davidovoi pustyni. Sobrano iz Ukazov, del i sindikov khranyashchikhsya v riznitse, s pokazaniem godov v koikh izvestny// Arkhiv monastyrya Voznesenskoi Davidovoi pustyni.
6. Skvortsov N.A. Materialy po Moskve i Moskovskoi eparkhii za KhVIII v. M., 1911, Vyp.1. 266 s.
7. Pravoslavnaya Moskva v 1917-1921 gg. Sbornik dokumentov i materialov. Glavnoe arkhivnoe upravlenie g. Moskvy. Upravlenie po delam arkhivov. Izd-vlo Glaarkhiva Moskvy. M., 2004. 696 s.
8. Skvortsov N.A. Materialy po Moskve i Moskovskoi eparkhii za KhVIII vek. Vyp.2. M., 1914. 811 s.
9. Spetsial'noe obozrenie Moskvy s politipazhami vsekh tserkvei, monastyrei i kazennykh zdanii. Sostavitel' N. Nistrem. M., 1846. Ch.1. 15 s.
10. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv g. Moskvy. Fond nauchno-tekhnicheskoi dokumentatsii.
11. Paisii, arkh. Pis'ma // Moskovskie eparkhial'nye vedomosti. 1877. №37.
12. Babich I.L. Arkhimandrit Paisii (Sokolov) kak nastoyatel' Voznesenskoi Davidovoi pustyni (seredina KhIKh v.) // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2016. № 1. S.237-269
13. Rostislavov D.I. Opyt issledovaniya ob imushchestvakh i dokhodakh nashikh monastyrei. Spb., 1876. 396 s.
14. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv.
15. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Moskovskoi oblasti.
16. Babich I.L. Gosudarstvo i rossiiskie monastyri v 20-30-e gg. KhKh v.// Istoriya gosudarstva i prava. 2016. № 10. S. 37-42.
17. Obrashchenie 9 fevralya 2015 g. v Istoricheskii muzei, otvet zaveduyushchei otdelom drevnerusskoi zhivopisi Istoricheskogo muzeya Lyudmily Petrovny Tarasenko.
18. Babich I.L. Ischeznuvshaya Moskva (istoriya doma u Arbatskikh vorot) // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2016. № 4(34). S. 361-368. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.4.19359
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.