Статья 'Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте

Кулакова Ирина Павловна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории России до начала 19 века, исторический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 24, корп. 4

Kulakova Irina

PhD in History

Associate Professor, Department of Russian History up to the beginning of the 19th century, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University

Lomonosovsky prospekt 27-4, Faculty of History – MSU, Moscow 119192 Russia

kulakova.letter@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2015.6.17424

Дата направления статьи в редакцию:

28-12-2015


Дата публикации:

12-03-2016


Аннотация: Статья посвящена этапам актуализации темы Страстей Господних в российской культурной традиции. Древнерусскими иконописцами была наследована византийская иконография Страстной Богородицы с поклоняющимися ей ангелами и орудиями Страстей (икона XIII в. из музея г. Калязина). Позднее страстная тема как будто исчезает из культурного обихода и только в середине XVII в. вновь воплощается в иконном образе Страстной Богоматери, чудесным образом обретенном в 1641 г. в Нижнем Новгороде, а затем перенесенном в Москву. Используя семиотической подход в трактовке позы и жестов персонажей иконы, автор выявляет акцентировку на «уязвимости» Христа, причастности его к человеческой природе. Прослеживается связь прославления иконы и становления московского Страстного монастыря с царствующим семейством Романовых. Рассматриваются различные направления в распространении страстного сюжета в русской культуре XVII–XIХ вв.: «Сказание», повествующее о явлении чудотворной иконы, чтимый прототип, утверждающийся в ее списках; символы Страстей в декоре предметов декоративно-прикладного искусства и украшений книг; циклы гравюр и литературные произведения. Истоки актуализации страстного сюжета автор предлагает искать не только в трансфере европейской барочной традиции, но и в самой сложной обстановке раннего Нового времени.


Ключевые слова:

культ Страстей Господних, икона, иконография, династия Романовых, монастырь, сказание, атрибуты Страстей, церковное искусство, эмблематика, раннее Новое время

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ) №14-18-03473

Abstract: This article is focused on the stages of adoption into the Russian cultural tradition of the theme of the Passion of Christ. The Ancient Russian icon-painters inherited the Byzantine iconography of the Theotokos of the Passion with worshipping angels and the Instruments of the Passion (13th-century icon from the museum of Kalyazin). The theme of the Passion seems to disappear later on from the artistic usage and only reappears again in the middle of the 17th century in the form of an icon, miraculously acquired in 1641. Using the semiotic approach in interpreting the pose and gestures of the icon’s figures, the author identifies a particular accentuation on the “vulnerability” of Christ, concerning his human nature. The author further traces a link between the canonisation of the icon and the establishment of the Moscow Monastery of the Passion (Strastnoy monastery) with the ruling dynasty of the Romanov family. The article reviews the different directions of the Passion theme’s distribution in Russian culture during the 17th–19th centuries: “the Legend” recounting the appearance of the miracle-working icon; the venerated prototype established in its lists; the symbols of the Passion in the adornments of the decorative and applied arts and book illumination; the cycle of engravings and literary compositions. The author proposes to consider the origins of the Passion theme’s adoption not only with the transfer of the European Baroque tradition, but also with the very complex environment of the early Modern period.


Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.