Статья 'История возникновения и иконография Азовской иконы Божией матери: опыт изучения малоизвестного образа' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

История возникновения и иконография Азовской иконы Божией матери: опыт изучения малоизвестного образа

Остапенко Андрей Александрович

доктор педагогических наук

профессор, кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет, профессор, кафедра психологии, педагогики и дополнительного образования, Институт развития образования Краснодарского края, профессор, церковно-практическая кафедра, Екатеринодарская духовная семинария

353245, Россия, Краснодарский край, ст. Азовская, ул. Набережная, 22

Ostapenko Andrei Aleksandrovich

Doctor of Pedagogy

Professor, the department of Social Work, Psychology and Higher Education Pedagogy, Kuban State University;

353245, Russia, Krasnodarskii krai, st. Azovskaya, ul. Naberezhnaya, 22

ost101@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Остапенко Надежда Андреевна

студентка, филологический факультет, Кубанский государственный университет

353245, Россия, Краснодарский край, ст. Азовская, ул. Набережная, 22

Ostapenko Nadezhda Andreevna

OSTAPENKO Nadezhda Andreevna – Student, Department of Russian Literature, Kuban State University;

Kuban State University, Stavropolskaya ulitsa 149, Krasnodar, Krasnodarskyi krai 350040 Russia;
nadyaost@yandex.ru

nadyaost@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0609.2016.3.19489

Дата направления статьи в редакцию:

15-06-2016


Дата публикации:

22-08-2016


Аннотация: В работе осуществлена попытка изучения малоизвестного иконографического образа Азовской Божией Матери, считавшегося безвозвратно утраченным. Предмет исследования - история, иконография, известные списки иконы «Знамение Множества Мира» (Азовская икона Божией Матери). В статье представлен исторический контекст и подлинная история написания и историческая судьба исследуемой иконы, которая окружена множеством мифов и домыслов. На основании архивных материалов, искусствоведческой и богословской литературы и имеющихся изображений впервые сделан подробный анализ иконографии иконы. В исследовании использованы следующие методы: изучение богословской, исторической и искусствоведческой литературы, работа с архивными и музейными материалами. Научная новизна состоит в том, что впервые: в научный контекст введен подробный анализ иконографии иконы Азовской Божией Матери; в научный искусствоведческий контекст введёно изображение вытегорской иконы, считавшейся безвозвратно утраченной и случайно обнаруженной в краеведческом музее г. Вытегра Вологодской области; впервые осуществлена попытка текстологического анализа надписей, сделанных на исследуемой иконе.


Ключевые слова:

иконография, Богородичная икона, Азовская икона, прорись иконы, Киево-Печерский Патерик, Вытегорская Покровская церковь, гравюры Леонтия Тарасевича, иконографические изображения, князь Голицын, император Петр Алексеевич

Abstract: The article presents an attempt at studying the little-known iconographic image of the Azov Theotokos, considered to have been irretrievably lost. The research subject is the history, iconography, and known manuscripts of the icon "the Sign of the Multitude of the World" (Azov icon of the Theotokos). The article describes the historical context and true history of the creation and historical fate of the studied icon, which is surrounded by many myths and speculations. On the basis of archival materials, art history and theological literature, and available images the authors conduct the first detailed analysis of the icon’s iconography. The research uses the following methodologies: study of theological, historical, art history literature, and examination of archival and museum material. The scientific novelty of the research consists in that this is the first detailed analysis of the Azov Theotokos icon’s iconography brought into the scientific context. Furthermore, the authors bring into the scientific art history context the image of the Vytegorskaya icon, considered to have been irreversibly gone but which was accidentally found in the Regional Studies Museum in the city of Vytegra in the Vologoroskaya region. Furthermore, the article for the first time attempts to textologically analyse the inscriptions made on the studied icon.


Keywords:

emperor Peter Alexeyevich, prince Golitsyn, iconographic image, Leontiy Tarasevich engravings, Vytegorskaya Pokrovskaya Church, Kiev-Pechersky Patericon, icon drawing, Azov icon, Theotokos icon, iconography

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.