по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 19-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Владимир Кантор как прозаик и мыслитель

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14921

Аннотация: Статья представляет собой анализ прозаической деятельности известного писателя и философа В.К. Кантора. Его многочисленные произведения в определенном смысле отражает историю советского общества в неповторимых образах его персонажей. Разумеется, В.К. Кантор не рассматривает себя как летописца минувших десятилетий. Воссоздание быта и нравов героев его произведений опирается на собственные воспоминания. На эту особенность своего творчества указывает сам писатель. Он не видит смысла пересказывать свою биографию, так как она вся растворилась в его творчестве. Но не собственном жизнеописании фокусируется В.К. Кантор. Он реконструирует экзистенциальный опыт нескольких поколений. Трактовка событий в произведениях В.К. Кантора вызывает не только ассоциации с европейской и мировой философией, но и поражает глубинной обобщенностью, погружением в изучение человеческой природы вообще. Автор статьи в анализе творчества В.К. Кантора использует приемы литературоведческого характера. Применяется методы сравнительного анализа, сопоставления содержания произведений. Делается попытка дать общую характеристику и направленность его прозаической деятельности. Творчество этого выдающегося писателя по существу не было предметом самостоятельного изучения. При издании произведений В.К. Кантора, разумеется, размещались и краткие аннотации на его сочинения. Однако конкретных статей об отдельных произведениях В.К. Кантора крайне мало. Между тем интерес читателей к его произведениям растет от года к году. Поэтому в статье дана оценка не только отдельным повестям и рассказам В.К. Кантора, но есть также попытка представить всю прозаическую деятельность писателя, рассказать о его произведениях конкретно и по возможности аналитично. Разнообразная деятельность этого прозаика заслуживает не отдельной статьи, а самостоятельного монографического исследования.
Гуревич П.С. - Владимир Кантор как прозаик и мыслитель c. 4-11

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66417

Аннотация: Статья представляет собой анализ прозаической деятельности известного писателя и философа В.К. Кантора. Его многочисленные произведения в определенном смысле отражает историю советского общества в неповторимых образах его персонажей. Разумеется, В.К. Кантор не рассматривает себя как летописца минувших десятилетий. Воссоздание быта и нравов героев его произведений опирается на собственные воспоминания. На эту особенность своего творчества указывает сам писатель. Он не видит смысла пересказывать свою биографию, так как она вся растворилась в его творчестве. Но не собственном жизнеописании фокусируется В.К. Кантор. Он реконструирует экзистенциальный опыт нескольких поколений. Трактовка событий в произведениях В.К. Кантора вызывает не только ассоциации с европейской и мировой философией, но и поражает глубинной обобщенностью, погружением в изучение человеческой природы вообще. Автор статьи в анализе творчества В.К. Кантора использует приемы литературоведческого характера. Применяется методы сравнительного анализа, сопоставления содержания произведений. Делается попытка дать общую характеристику и направленность его прозаической деятельности. Творчество этого выдающегося писателя по существу не было предметом самостоятельного изучения. При издании произведений В.К. Кантора, разумеется, размещались и краткие аннотации на его сочинения. Однако конкретных статей об отдельных произведениях В.К. Кантора крайне мало. Между тем интерес читателей к его произведениям растет от года к году. Поэтому в статье дана оценка не только отдельным повестям и рассказам В.К. Кантора, но есть также попытка представить всю прозаическую деятельность писателя, рассказать о его произведениях конкретно и по возможности аналитично. Разнообразная деятельность этого прозаика заслуживает не отдельной статьи, а самостоятельного монографического исследования.
Фольклор
Флеров О.В. - Эскимосские языки в контексте социально-экономической и геополитической проблематики

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14801

Аннотация: Объектом исследования в статье являются языки эскимосской группы. Предметом исследования выступают их место, статус и перспективы в контексте программ освоения арктических акваторий и прибрежных зон нашей страны. Автором выделяются особенности эскимосских языков как с чисто лингвистической, так и с социолингвистической точки зрения. Особое внимание уделяется статусу и перспективам эскимосских языков в контексте проблем поиска компромисса между освоением Российской Арктики и сохранением культуры коренных народов Севера. Методом исследования в статье является лингвистический, социально-экономический и геополитический анализ настоящего положения и перспектив эскимосских языков как языков малых народов. Основные выводы автора сводятся к тому, что сохранение культуры малых народов в эпоху технического прогресса, инноваций и модернизации невозможно без поддержания и повышения статуса их языков. В России эскимосские языки находятся в гораздо большей опасности, нежели в Северной Америке или Гренландии. Одним из путей поддержки эскимосских языков как элемента самобытной культуры может быть повышение интереса к их изучению в качестве иностранных, тем более что экзотические в целом языки пользуются определенным спросом в сфере образования. Новизна статьи заключается в том, что эскимосские языки рассмотрены в ней не только с чисто языковой и культурологической, но и с социально-экономической, а также с геополитической точки зрения.
Флеров О.В. - Эскимосские языки в контексте социально-экономической и геополитической проблематики c. 12-18

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66418

Аннотация: Объектом исследования в статье являются языки эскимосской группы. Предметом исследования выступают их место, статус и перспективы в контексте программ освоения арктических акваторий и прибрежных зон нашей страны. Автором выделяются особенности эскимосских языков как с чисто лингвистической, так и с социолингвистической точки зрения. Особое внимание уделяется статусу и перспективам эскимосских языков в контексте проблем поиска компромисса между освоением Российской Арктики и сохранением культуры коренных народов Севера. Методом исследования в статье является лингвистический, социально-экономический и геополитический анализ настоящего положения и перспектив эскимосских языков как языков малых народов. Основные выводы автора сводятся к тому, что сохранение культуры малых народов в эпоху технического прогресса, инноваций и модернизации невозможно без поддержания и повышения статуса их языков. В России эскимосские языки находятся в гораздо большей опасности, нежели в Северной Америке или Гренландии. Одним из путей поддержки эскимосских языков как элемента самобытной культуры может быть повышение интереса к их изучению в качестве иностранных, тем более что экзотические в целом языки пользуются определенным спросом в сфере образования. Новизна статьи заключается в том, что эскимосские языки рассмотрены в ней не только с чисто языковой и культурологической, но и с социально-экономической, а также с геополитической точки зрения.
Интерпретация
Королев С.А. - «Приключения Гекльберри Финна» как road movie

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14627

Аннотация: Автор рассматривает роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» как знаковое произведение, в котором нашли отражение основные принципы жанра роуд-муви, «дорожного кино». При этом понятие роуд-муви трактуется широко, не только как определенный жанр кинематографа, но и как близкий по принципам сюжетостроения литературный жанр. В статье также анализируется ряд проблем типичных для роуд-муви как для жанра, который имплицитно описывает движение индивида к свободе: проблема выбора, преодоление стереотипов, наблюдение и постижение действительности. Проводится сравнительный анализ литературных произведений, описывающих движение индивидов в пространстве, и соответствующих произведений кинематографа, а также сопоставляются произведения, тяготеющие по своей структуре к роуд-муви, созданные в России/СССР/России, с классическими работами в данном жанре. Автор показывает, что ««Приключения Гекльберри Финна» заложили основные принципы жанра роуд-муви как в общепринятом смысле термина (определенный жанр кинематографа), так и в расширительном, метафорическом, характеризующем соответствующий литературный жанр. В статье также констатируются различия между традиционным жанром роуд-муви и его российскими модификациями, для которых характерно существенно иное отношение к движению как приближению к свободе.
Королев С.А. - «Приключения Гекльберри Финна» как road movie c. 19-26

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66419

Аннотация: Автор рассматривает роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» как знаковое произведение, в котором нашли отражение основные принципы жанра роуд-муви, «дорожного кино». При этом понятие роуд-муви трактуется широко, не только как определенный жанр кинематографа, но и как близкий по принципам сюжетостроения литературный жанр. В статье также анализируется ряд проблем типичных для роуд-муви как для жанра, который имплицитно описывает движение индивида к свободе: проблема выбора, преодоление стереотипов, наблюдение и постижение действительности. Проводится сравнительный анализ литературных произведений, описывающих движение индивидов в пространстве, и соответствующих произведений кинематографа, а также сопоставляются произведения, тяготеющие по своей структуре к роуд-муви, созданные в России/СССР/России, с классическими работами в данном жанре. Автор показывает, что ««Приключения Гекльберри Финна» заложили основные принципы жанра роуд-муви как в общепринятом смысле термина (определенный жанр кинематографа), так и в расширительном, метафорическом, характеризующем соответствующий литературный жанр. В статье также констатируются различия между традиционным жанром роуд-муви и его российскими модификациями, для которых характерно существенно иное отношение к движению как приближению к свободе.
Вечные образы
Лазарев В.В. - Этапы творческого восхождения Шеллинга

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14989

Аннотация: В статье рассматривается эстетическая сторона продвижения Ф.В.Й. Шеллинга в охвате им и последовательной смене способов освоения новых принципов мысли по сравнению со своими блестящими предшественниками в Германии. Его романтически оживленная и одухотворнная философия природы по праву названа "поэзией природы". Интеллектуальная интуиция, а затем и эстетическая интуиция занимают центральное положение в развитии новых подходов в его эстетическом учении, особенно полно явившемся у него в "Философии искусства", где предложена оригинальная классификация искусств по родам и видам на основе исторического их анализа, развертывающего ступени и переходы между ними, от античного до новоевропейского (от "наивного" к "сентиментальному", романтическому). Исследование Шеллинга обрело признание и высокую оценку среди русских мыслителей, слушавших его лекции и лично знакомых с ним. Методологически данная статья нацелена на обобщенное изложение взглядов Шеллинга в их диалектическом развитии, начинающемся от бессознательной творческой активности до рационального постижения художника и не обретаемых никаким иным путем кроме интуитивных прозрений. Научная новизна данной статьи представляет собой опыт целостного изображения художественных исканий и находок мыслителя, в подсознательной активности творческой личности, что не исчерпало до нашего времени значения своих результатов для теоретико-познавательной области. Под впечатлением и благотворным влиянием учения Шеллинга и в перекличке с его идеями развивалась в России эстетика, историософия, философия всеединства с центральной в ней христианской идеей Богочеловечества.
Лазарев В.В. - Этапы творческого восхождения Шеллинга c. 27-35

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66420

Аннотация: В статье рассматривается эстетическая сторона продвижения Ф.В.Й. Шеллинга в охвате им и последовательной смене способов освоения новых принципов мысли по сравнению со своими блестящими предшественниками в Германии. Его романтически оживленная и одухотворнная философия природы по праву названа "поэзией природы". Интеллектуальная интуиция, а затем и эстетическая интуиция занимают центральное положение в развитии новых подходов в его эстетическом учении, особенно полно явившемся у него в "Философии искусства", где предложена оригинальная классификация искусств по родам и видам на основе исторического их анализа, развертывающего ступени и переходы между ними, от античного до новоевропейского (от "наивного" к "сентиментальному", романтическому). Исследование Шеллинга обрело признание и высокую оценку среди русских мыслителей, слушавших его лекции и лично знакомых с ним. Методологически данная статья нацелена на обобщенное изложение взглядов Шеллинга в их диалектическом развитии, начинающемся от бессознательной творческой активности до рационального постижения художника и не обретаемых никаким иным путем кроме интуитивных прозрений. Научная новизна данной статьи представляет собой опыт целостного изображения художественных исканий и находок мыслителя, в подсознательной активности творческой личности, что не исчерпало до нашего времени значения своих результатов для теоретико-познавательной области. Под впечатлением и благотворным влиянием учения Шеллинга и в перекличке с его идеями развивалась в России эстетика, историософия, философия всеединства с центральной в ней христианской идеей Богочеловечества.
Воображение и его плоды
Глинчикова Е.В. - Кенотический разлом субъективности

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14391

Аннотация: Предметом исследования является разлом в человеческом существовании между субъектом и субъективностью. Объектом исследования являются работы немецкого философа Ф.Ницше, который одним из первых стал говорить о фиктивности субъекта. Автор особенно выделяет проблему "смерти Бога" и "смерти человека" как последствий или доказательств разлома. Также, говоря о сущности такого явления, автор называет его кенотическим, поскольку рассматривает движения субъективности, как движения к опустошению, движения освобождения от власти субъекта. В качестве метода автор использует интроспекцию и анализ. Автор пытается понять мысли Ницше не в качестве логической реальности, а как интуитивно-освоенное знание, понимание которого строится на также интуитивно-рожденных образах. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые пытается анализировать разрыв внутри человеческой самости с точки зрения самой самости и ее движений. впервые идею о разрыве между субъектом и субъективностью высказал Ф.И. Гиренок. Но подробного анализа причин и следствий этого разрыва произведено не было. Автор впервые включает в эту проблему вопрос о "смерти человека" и "смерти Бога".
Глинчикова Е.В. - Кенотический разлом субъективности c. 36-45

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66421

Аннотация: Предметом исследования является разлом в человеческом существовании между субъектом и субъективностью. Объектом исследования являются работы немецкого философа Ф.Ницше, который одним из первых стал говорить о фиктивности субъекта. Автор особенно выделяет проблему "смерти Бога" и "смерти человека" как последствий или доказательств разлома. Также, говоря о сущности такого явления, автор называет его кенотическим, поскольку рассматривает движения субъективности, как движения к опустошению, движения освобождения от власти субъекта. В качестве метода автор использует интроспекцию и анализ. Автор пытается понять мысли Ницше не в качестве логической реальности, а как интуитивно-освоенное знание, понимание которого строится на также интуитивно-рожденных образах. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые пытается анализировать разрыв внутри человеческой самости с точки зрения самой самости и ее движений. впервые идею о разрыве между субъектом и субъективностью высказал Ф.И. Гиренок. Но подробного анализа причин и следствий этого разрыва произведено не было. Автор впервые включает в эту проблему вопрос о "смерти человека" и "смерти Бога".
Дидактика
Рыбакова Н.А. - Основные принципы подготовки студентов неязыкового профиля к профессиональной межкультурной коммуникации

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14855

Аннотация: Объектом исследования в статье является обучение студентов нелингвистического профиля иностранному языку и подготовка их к профессиональной межкультурной коммуникации. Предмет исследования – основные принципы данного педагогического процесса с учётом его специфики. Автор рассматривает принципы методики преподавания иностранного языка как частной дидактики и вытекающие из них принципы языковой подготовки нелингвистов. Особое внимание уделяется важности подготовки к межкультурной профессиональной коммуникации в контексте как мировых тенденций, так и явлений, происходящих в нашей стране. Методом исследования в статье является дидактический анализ, а также эмпирические данные, полученные в результате многолетних наблюдений во время работы в нелингвистичесикх вузах. Основные выводы автора заключаются в том, что для лингвистического обеспечения профессиональной межкультурной коммуникации сегодня не достаточно одних переводчиков. Необходимость владения иностранными языками возрастает для профессионалов всех направлений и профилей, и их языковая подготовка должна носить систематический и планомерный характер, а также быть осмысленной теоретически. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней раскрыты и обоснованы принципы подготовки к межкультурной профессиональной коммуникации именно в контексте обучения студентов нелингвистических направлений с учётом педагогической специфики данного процесса.
Рыбакова Н.А. - Основные принципы подготовки студентов неязыкового профиля к профессиональной межкультурной коммуникации c. 46-53

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66422

Аннотация: Объектом исследования в статье является обучение студентов нелингвистического профиля иностранному языку и подготовка их к профессиональной межкультурной коммуникации. Предмет исследования – основные принципы данного педагогического процесса с учётом его специфики. Автор рассматривает принципы методики преподавания иностранного языка как частной дидактики и вытекающие из них принципы языковой подготовки нелингвистов. Особое внимание уделяется важности подготовки к межкультурной профессиональной коммуникации в контексте как мировых тенденций, так и явлений, происходящих в нашей стране. Методом исследования в статье является дидактический анализ, а также эмпирические данные, полученные в результате многолетних наблюдений во время работы в нелингвистичесикх вузах. Основные выводы автора заключаются в том, что для лингвистического обеспечения профессиональной межкультурной коммуникации сегодня не достаточно одних переводчиков. Необходимость владения иностранными языками возрастает для профессионалов всех направлений и профилей, и их языковая подготовка должна носить систематический и планомерный характер, а также быть осмысленной теоретически. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней раскрыты и обоснованы принципы подготовки к межкультурной профессиональной коммуникации именно в контексте обучения студентов нелингвистических направлений с учётом педагогической специфики данного процесса.
Язык
Ляшенко В.В. - Любовь: от этимологии слова к психологическому понятию

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14596

Аннотация: Данная статья представляет собой попытку осмысления автором психологического явления через соответствующее этому явлению слово – «любовь». Известная лингвистическая модель Ф. де Соссюра, на которой базируется современная семиотика, рассматривает слово как целостный конструкт, выступающий результатом связи «означающего» с «означаемым». Другими словами, «означаемое» немыслимо без «означающего», не существует вне его. Бенвенист определяет «означающее» как «звуковой перевод идеи», указывая тем самым на неслучайность и непроизвольность звуковой оболочки слова. Придерживаясь системного подхода, автор использует в своей работе следующие методы: гипотетико - дедуктивный метод и анализ лексикологических источников. Новизна исследовательского подхода состоит в том, что впервые психологическое явление рассматривается в тесной связи с обозначающим его словом, что является значимым для развития межпредметных связей и расширяет методологический аппарат психологии. Автор настоящей статьи, исходя из идеи неразрывной связи означающего и означаемого, рассматривает смысловые соответствия слова «любовь» в индоевропейских языках. Результатом этого сопоставления становится вывод о деятельной, созидательной и связующей природе любви.
Ляшенко В.В. - Любовь: от этимологии слова к психологическому понятию c. 54-65

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66423

Аннотация: Данная статья представляет собой попытку осмысления автором психологического явления через соответствующее этому явлению слово – «любовь». Известная лингвистическая модель Ф. де Соссюра, на которой базируется современная семиотика, рассматривает слово как целостный конструкт, выступающий результатом связи «означающего» с «означаемым». Другими словами, «означаемое» немыслимо без «означающего», не существует вне его. Бенвенист определяет «означающее» как «звуковой перевод идеи», указывая тем самым на неслучайность и непроизвольность звуковой оболочки слова. Придерживаясь системного подхода, автор использует в своей работе следующие методы: гипотетико - дедуктивный метод и анализ лексикологических источников. Новизна исследовательского подхода состоит в том, что впервые психологическое явление рассматривается в тесной связи с обозначающим его словом, что является значимым для развития межпредметных связей и расширяет методологический аппарат психологии. Автор настоящей статьи, исходя из идеи неразрывной связи означающего и означаемого, рассматривает смысловые соответствия слова «любовь» в индоевропейских языках. Результатом этого сопоставления становится вывод о деятельной, созидательной и связующей природе любви.
Мифы и мифологемы
Плютто П.А. - О природе и классификации социокультурных иллюзий

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14071

Аннотация: Статья посвящена исследованию реальности социокультурных иллюзий, понимаемой автором в качестве «реальности виртуального». Представленный анализ реальности социокультурного виртуального опирается на отделение привычного гносеологического понимания социокультурных иллюзий, рассматриваемых как обычные заблуждения, от их понимания в онтологическом статусе, то есть в статусе самой человеческой реальности. Предметом исследования, таким образом, являются иллюзии, бытующие на уровне общества и культуры, которые автор отличает от индивидуально-психологических иллюзий, не достигших общественной и культурной значимости. Методология исследования может быть обозначена как путь синтеза разнообразных достижений в области философского исследования социальных и культурных иллюзий. Новизна работы состоит в представленном ясном определении социокультурных иллюзий, осмысленных в их онтологическом статусе, а также в попытке дать их обоснованную классификацию. Выводы касаются условий функционирования и поэтапного разрушения реальности социокультурных иллюзий, то есть, по существу, условий утраты социокультурными иллюзиями их онтологического статуса.
Плютто П.А. - О природе и классификации социокультурных иллюзий c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66424

Аннотация: Статья посвящена исследованию реальности социокультурных иллюзий, понимаемой автором в качестве «реальности виртуального». Представленный анализ реальности социокультурного виртуального опирается на отделение привычного гносеологического понимания социокультурных иллюзий, рассматриваемых как обычные заблуждения, от их понимания в онтологическом статусе, то есть в статусе самой человеческой реальности. Предметом исследования, таким образом, являются иллюзии, бытующие на уровне общества и культуры, которые автор отличает от индивидуально-психологических иллюзий, не достигших общественной и культурной значимости. Методология исследования может быть обозначена как путь синтеза разнообразных достижений в области философского исследования социальных и культурных иллюзий. Новизна работы состоит в представленном ясном определении социокультурных иллюзий, осмысленных в их онтологическом статусе, а также в попытке дать их обоснованную классификацию. Выводы касаются условий функционирования и поэтапного разрушения реальности социокультурных иллюзий, то есть, по существу, условий утраты социокультурными иллюзиями их онтологического статуса.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Святость и духовность словесности

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14313

Аннотация: Культурный процесс, как известно, не развивается линейно, открыто, с неизменным признанием всех достижений данного процесса. В этом потоке возможны вычерки, утраты, цензорские директивы казённого сознания. Порой продуктивное творчество исследователя обрывает тюрьма. Иных поэтов незаслуженно преследует забвение. Однако великие достижения духовной культуры не исчезают бесследно. Как говорится, «приходит день, приходит час», и бесстрастие духа побеждает. Было бы наивно полагать, что всё это происходит само по себе, в силу логики культурного процесса. Нет, для восстановления истории требуется ещё подвижничество, духовная воля, которая устраняет несправедливость. Названные книги изданы благодаря неустанной просветительской деятельности Светланы Яковлевны Левит. Уже много лет она занята поиском забытых имён, трудов, традиций. После каждого издания общее представление о культурно-историческом процессе радикально преображается. Книга Г.М. Померанца – не только исследование, это демонстрация гениального ума нашего современника, настоящая энциклопедия поэтики духовности. Рассказывая в наши дни о духовном споре цивилизации, мы почти не учитываем латиноамериканский ареал. И вот изданная книга В.Б. Земского раскрывает нам тайны этой цивилизации. Методы исследования связаны с историзмом. Он толкуется как идейная основа, культурная память искусства, залог духовности, связующая нить поколений. Историзм есть свойство человеческой души, "всеобщая отзывчивость" (по Ф.М. Достоевскому). В материале используются также приёмы герменевтического анализа. Новизна статьи обусловлена стремлением донести до читателей огромный духовный опыт литературного творчества, заключённый в названных книгах. Поиск духовности всегда одушевлён страстью. В этом смысле он может страдать односторонностью. Эту индивидуальную увлеченность уравнивает, гармонизирует бесстрастие духа. Книги, о которых идёт речь, посвящены литературе России, Европы, Латинской Америки. Объединяет их поэтика духовности. Она сближает разные темы, континенты, эпохи. А взятые вместе эти издания неизмеримо расширяют горизонт исследовательской деятельности.
Гуревич П.С. - Святость и духовность словесности c. 85-93

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66425

Аннотация: Культурный процесс, как известно, не развивается линейно, открыто, с неизменным признанием всех достижений данного процесса. В этом потоке возможны вычерки, утраты, цензорские директивы казённого сознания. Порой продуктивное творчество исследователя обрывает тюрьма. Иных поэтов незаслуженно преследует забвение. Однако великие достижения духовной культуры не исчезают бесследно. Как говорится, «приходит день, приходит час», и бесстрастие духа побеждает. Было бы наивно полагать, что всё это происходит само по себе, в силу логики культурного процесса. Нет, для восстановления истории требуется ещё подвижничество, духовная воля, которая устраняет несправедливость. Названные книги изданы благодаря неустанной просветительской деятельности Светланы Яковлевны Левит. Уже много лет она занята поиском забытых имён, трудов, традиций. После каждого издания общее представление о культурно-историческом процессе радикально преображается. Книга Г.М. Померанца – не только исследование, это демонстрация гениального ума нашего современника, настоящая энциклопедия поэтики духовности. Рассказывая в наши дни о духовном споре цивилизации, мы почти не учитываем латиноамериканский ареал. И вот изданная книга В.Б. Земского раскрывает нам тайны этой цивилизации. Методы исследования связаны с историзмом. Он толкуется как идейная основа, культурная память искусства, залог духовности, связующая нить поколений. Историзм есть свойство человеческой души, "всеобщая отзывчивость" (по Ф.М. Достоевскому). В материале используются также приёмы герменевтического анализа. Новизна статьи обусловлена стремлением донести до читателей огромный духовный опыт литературного творчества, заключённый в названных книгах. Поиск духовности всегда одушевлён страстью. В этом смысле он может страдать односторонностью. Эту индивидуальную увлеченность уравнивает, гармонизирует бесстрастие духа. Книги, о которых идёт речь, посвящены литературе России, Европы, Латинской Америки. Объединяет их поэтика духовности. Она сближает разные темы, континенты, эпохи. А взятые вместе эти издания неизмеримо расширяют горизонт исследовательской деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.