по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 1-1.5-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Величие интеллектуальной традиции

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.11136

Аннотация: Скоро исполнится сорок лет со дня смерти американского литературного критика и публициста Лаойнеля Триллинга (1905-1975). Его литературно-философские идеи и послужили предметом исследования в статье. Работы Л. Триллинга пользовались в Америке огромной популярностью. Особую известность принесли ему выступления по телевидению. Они были рассчитаны не на массовую аудиторию, а на так называемых интеллектуалов. В период увлечения многими писателями США мистической духовной традицией, Триллинг настаивал на дальнейшем развитии рационалистической практики, на ее обогащении. В статье использован метод биографической реконструкции творчества критика. Применены также методы сравнительного анализа и метафизической рефлексии, взяты на вооружение приемы аксиологического измерения человеческого бытия. Новизна исследования в том, что эта статья является первой в отечественной литературе попыткой познакомить читателей с разнообразной деятельностью этого критика, со сборниками его эссе о литературе и обществе – «Либеральное воображение» (1950), «Противостоящая самость» (1955), «Собрание беглецов» (1956), «За пределами культуры» (1965) и др.
Гуревич П.С. - Величие интеллектуальной традиции c. 3-7

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63984

Аннотация: Скоро исполнится сорок лет со дня смерти американского литературного критика и публициста Лаойнеля Триллинга (1905-1975). Его литературно-философские идеи и послужили предметом исследования в статье. Работы Л. Триллинга пользовались в Америке огромной популярностью. Особую известность принесли ему выступления по телевидению. Они были рассчитаны не на массовую аудиторию, а на так называемых интеллектуалов. В период увлечения многими писателями США мистической духовной традицией, Триллинг настаивал на дальнейшем развитии рационалистической практики, на ее обогащении. В статье использован метод биографической реконструкции творчества критика. Применены также методы сравнительного анализа и метафизической рефлексии, взяты на вооружение приемы аксиологического измерения человеческого бытия. Новизна исследования в том, что эта статья является первой в отечественной литературе попыткой познакомить читателей с разнообразной деятельностью этого критика, со сборниками его эссе о литературе и обществе – «Либеральное воображение» (1950), «Противостоящая самость» (1955), «Собрание беглецов» (1956), «За пределами культуры» (1965) и др.
Литературоведение
Бойко М.Е. - Подходы к изучению диегетических акторов: типология, исторический очерк и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10933

Аннотация: В статье предлагается деление подходов к изучению диегетических акторов на две большие группы — герменевтические и структуралистские. Отдельно выделяется важная подгруппа герменевтических подходов, связанная с психоанализом и его производными. Описываются история развития и актуальные проблемы теории диегетических акторов. Анализируются подходы Л. С. Выготского, З. Фрейда, К. Г. Юнга, Д. Ранкур-Лаферьера, К. Леонгарда, В. П. Руднева и других исследователей. Критикуется наивно-герменевтический подход, долгое время препятствовавший признанию диегетических акторов в качестве полноценного объекта исследования. Используется исторический, герменевтический, семиотический и структурно-типологический методы, а также комбинаторный, функциональный и структурный анализ. Доказывается, что структуралистские подходы имеют принципиальные ограничения и оказываются эффективными только в сочетании с некоторыми герменевтическими процедурами. Таким образом, перспективы изучения диегетических акторов связаны с преодолением разрыва между структуралистскими и герменевтическими подходами путем создания единого структурально-герменевтического метода на основе принципа взаимодополнительности.
Бойко М.Е. - Подходы к изучению диегетических акторов: типология, исторический очерк и перспективы c. 8-21

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63985

Аннотация: В статье предлагается деление подходов к изучению диегетических акторов на две большие группы — герменевтические и структуралистские. Отдельно выделяется важная подгруппа герменевтических подходов, связанная с психоанализом и его производными. Описываются история развития и актуальные проблемы теории диегетических акторов. Анализируются подходы Л. С. Выготского, З. Фрейда, К. Г. Юнга, Д. Ранкур-Лаферьера, К. Леонгарда, В. П. Руднева и других исследователей. Критикуется наивно-герменевтический подход, долгое время препятствовавший признанию диегетических акторов в качестве полноценного объекта исследования. Используется исторический, герменевтический, семиотический и структурно-типологический методы, а также комбинаторный, функциональный и структурный анализ. Доказывается, что структуралистские подходы имеют принципиальные ограничения и оказываются эффективными только в сочетании с некоторыми герменевтическими процедурами. Таким образом, перспективы изучения диегетических акторов связаны с преодолением разрыва между структуралистскими и герменевтическими подходами путем создания единого структурально-герменевтического метода на основе принципа взаимодополнительности.
Литературный герой
Консон Г.Р. - Божественное и бесовское в психологии личности с раздвоенным сознанием (по материалам избранных литературных произведений)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10643

Аннотация: Предметом исследования в статье являются нравственная природа человека и принципы её разрушения в кризисные периоды жизни. Подобная деструкция духовно-личностной константы сопровождается активизированной реакцией страха человека на деформированную картину мира. Итогом здесь нередко являются различные галлюцинаторные явления, содержанием которых становятся всевозможные потусторонние видения, где центральные образы — черти, демоны, бесы, дьяволы — почерпнуты из сказочно-фольклорной и литературной фантастики. Вместе с тем в настоящей работе показано, что бесовское начало в человеке фактически есть порождение его собственного сознания. Для исследования применён комплексный подход, основанный на совокупном использовании исторического, философского, психологического, литературного и музыковедческого анализа. Статья представляет собой исследование феномена своеобразного конкубината божественного и дьявольского в человеке. В связи с этим в работе рассматриваются совестные черты личности, служащие в ней проводником божественного, и дьяволические, уводящие от совестных. В итоге обзора различных трактовок лика дьявола автор приходит к заключению, что все они являются отражением сущности человека, а отсюда и все его «специфические» качества: архизлодейство и враждебные действия против Бога, провокаторская и карательная деятельность, таинственность и лживость, критичность и лукавство, оказывающие пагубные действия на человека. А потому в характеристике дьявола необходимо сознавать уровень невротичности героя, к которому является чёрт, иначе — степень проблематизации феномена безумия, всю диалектику имплицитно-эксплицитных смыслов бытия главного героя, взаимодействующих в его собственном сознании.
Консон Г.Р. - Божественное и бесовское в психологии личности с раздвоенным сознанием (по материалам избранных литературных произведений) c. 22-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63986

Аннотация: Предметом исследования в статье являются нравственная природа человека и принципы её разрушения в кризисные периоды жизни. Подобная деструкция духовно-личностной константы сопровождается активизированной реакцией страха человека на деформированную картину мира. Итогом здесь нередко являются различные галлюцинаторные явления, содержанием которых становятся всевозможные потусторонние видения, где центральные образы — черти, демоны, бесы, дьяволы — почерпнуты из сказочно-фольклорной и литературной фантастики. Вместе с тем в настоящей работе показано, что бесовское начало в человеке фактически есть порождение его собственного сознания. Для исследования применён комплексный подход, основанный на совокупном использовании исторического, философского, психологического, литературного и музыковедческого анализа. Статья представляет собой исследование феномена своеобразного конкубината божественного и дьявольского в человеке. В связи с этим в работе рассматриваются совестные черты личности, служащие в ней проводником божественного, и дьяволические, уводящие от совестных. В итоге обзора различных трактовок лика дьявола автор приходит к заключению, что все они являются отражением сущности человека, а отсюда и все его «специфические» качества: архизлодейство и враждебные действия против Бога, провокаторская и карательная деятельность, таинственность и лживость, критичность и лукавство, оказывающие пагубные действия на человека. А потому в характеристике дьявола необходимо сознавать уровень невротичности героя, к которому является чёрт, иначе — степень проблематизации феномена безумия, всю диалектику имплицитно-эксплицитных смыслов бытия главного героя, взаимодействующих в его собственном сознании.
Автор и поэзия
Звонова Е.Е. - Чижевский-поэт о «земных детях Космоса» (философско-антропологические аспекты стихотворений ученого)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10846

Аннотация: Предметом исследования статьи являются философско-антропологические аспекты поэтического творчества Александра Леонидовича Чижевского. На основании анализа стихотворений мыслителя утверждается, что в целом метафизические идеи о человеке, которыми насыщена его лирика, типичны для русского космизма. Соответственно, философско-антропологические сюжеты, пронизывающие поэзию Чижевского, рассматриваются преимущественно (но не исключительно) в контексте названного течения. Особое внимание уделено идеям теснейшей взаимосвязи микро- и макрокосма, разумно-преобразовательного призвания людей, долженствующих объединиться во имя «общего дела» (выражение Федорова) управления миром, величия человеческой мысли, ограниченности сознания имманентно присущими ему факторами, определяемыми нашей сущностью. При проведении данного исследования использованы методы анализа литературы, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, а также герменевтический метод. Научную новизну статьи составляет само обращение к философско-антропологическим аспектам поэзии Чижевского, сопровождающееся попыткой вписать их в определенный культурный контекст, а также четкая формулировка главных философских идей о человеке, содержащихся в стихотворениях космиста, являющаяся основным итогом работы. Главным вывод исследования заключается в том, что обращение к поэзии Александра Леонидовича предоставляет порой оригинальные способы решения (или снятия) ряда экзистенциальных проблем, а потому весьма актуально.
Звонова Е.Е. - Чижевский-поэт о «земных детях Космоса» (философско-антропологические аспекты стихотворений ученого) c. 32-42

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63987

Аннотация: Предметом исследования статьи являются философско-антропологические аспекты поэтического творчества Александра Леонидовича Чижевского. На основании анализа стихотворений мыслителя утверждается, что в целом метафизические идеи о человеке, которыми насыщена его лирика, типичны для русского космизма. Соответственно, философско-антропологические сюжеты, пронизывающие поэзию Чижевского, рассматриваются преимущественно (но не исключительно) в контексте названного течения. Особое внимание уделено идеям теснейшей взаимосвязи микро- и макрокосма, разумно-преобразовательного призвания людей, долженствующих объединиться во имя «общего дела» (выражение Федорова) управления миром, величия человеческой мысли, ограниченности сознания имманентно присущими ему факторами, определяемыми нашей сущностью. При проведении данного исследования использованы методы анализа литературы, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, а также герменевтический метод. Научную новизну статьи составляет само обращение к философско-антропологическим аспектам поэзии Чижевского, сопровождающееся попыткой вписать их в определенный культурный контекст, а также четкая формулировка главных философских идей о человеке, содержащихся в стихотворениях космиста, являющаяся основным итогом работы. Главным вывод исследования заключается в том, что обращение к поэзии Александра Леонидовича предоставляет порой оригинальные способы решения (или снятия) ряда экзистенциальных проблем, а потому весьма актуально.
Автор и его позиция
Маслобоева О.Д. - Феномен Даниила Андреева: проблема отечественного самосознания

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.11025

Аннотация: Концептуальное содержание произведений Даниила Андреева раскрывается в контексте соборного сотворчества российских органицистов и космистов - философского направления, в котором наиболее глубоко и системно отрефлексированы особенности отечественного самосознания; при этом выявляется, что историческая молодость русской культуры по сравнению с «дряхлыми» Востоком и Западом обусловила ключевое своеобразие нашей ментальности, реализуемое в общинности русского духа, его соборности, софийности и гражданственности, непосредственно сопряжённой с нравственными императивами. Исследование системного содержания духовидения Д.Андреева показывает, что его творчество – это качественно новый уровень развития русского космизма в трагических условиях отечественной истории 2-ой половины XX в., причём в единстве художественно-эстетического, религиозного и научного содержания. Проведённое исследование основано, прежде всего, на методологии герменевтического анализа текстов Даниила Андреева, а также произведений российских органицистов и космистов, начиная с рубежа XVIII-XIX вв. и включая первую половину XX в. Плодотворными инструментами анализа являются принципы диалектической методологии: саморазвития, внутренней противоречивости, всеобщей связи, детерминизма и единства мира. Автором раскрывается генезис русского космизма, проистекающий из органицизма и особенностей отечественной ментальности; обосновывается наличие системы принципов: всеобщности жизни, целостности, деятельностного подхода к единому природно-социальному организму, естественности, гармонии и антиномичности бытия и мышления, - составляющих теоретико-методологический и мировоззренческий фундамент проекта разрешения апокалипсической альтернативы современности между самоуничтожением или самовозрождением человечества на качественно новом уровне. Проведённое исследование позволило выявить необходимое и достаточное условия созидательной реализации указанной альтернативы, по-своему выраженных в религиозно-философской и научной ветвях русского космизма и на новом уровне развитое Д.Андреевым.
Маслобоева О.Д. - Феномен Даниила Андреева: проблема отечественного самосознания c. 43-57

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63988

Аннотация: Концептуальное содержание произведений Даниила Андреева раскрывается в контексте соборного сотворчества российских органицистов и космистов - философского направления, в котором наиболее глубоко и системно отрефлексированы особенности отечественного самосознания; при этом выявляется, что историческая молодость русской культуры по сравнению с «дряхлыми» Востоком и Западом обусловила ключевое своеобразие нашей ментальности, реализуемое в общинности русского духа, его соборности, софийности и гражданственности, непосредственно сопряжённой с нравственными императивами. Исследование системного содержания духовидения Д.Андреева показывает, что его творчество – это качественно новый уровень развития русского космизма в трагических условиях отечественной истории 2-ой половины XX в., причём в единстве художественно-эстетического, религиозного и научного содержания. Проведённое исследование основано, прежде всего, на методологии герменевтического анализа текстов Даниила Андреева, а также произведений российских органицистов и космистов, начиная с рубежа XVIII-XIX вв. и включая первую половину XX в. Плодотворными инструментами анализа являются принципы диалектической методологии: саморазвития, внутренней противоречивости, всеобщей связи, детерминизма и единства мира. Автором раскрывается генезис русского космизма, проистекающий из органицизма и особенностей отечественной ментальности; обосновывается наличие системы принципов: всеобщности жизни, целостности, деятельностного подхода к единому природно-социальному организму, естественности, гармонии и антиномичности бытия и мышления, - составляющих теоретико-методологический и мировоззренческий фундамент проекта разрешения апокалипсической альтернативы современности между самоуничтожением или самовозрождением человечества на качественно новом уровне. Проведённое исследование позволило выявить необходимое и достаточное условия созидательной реализации указанной альтернативы, по-своему выраженных в религиозно-философской и научной ветвях русского космизма и на новом уровне развитое Д.Андреевым.
Вечные образы
Спирова Э.М. - Влияние Гёльдерлина на творчество Гегеля

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10898

Аннотация: Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) был хорошо знаком с Гегелем. Существует хорошо обоснованное мнение о том, что поэт оказал влияние на философа, существенно подкорректировав его метафизические взгляды. Это мнение поддерживается и тем, что Гёльдерлин в своем творчестве был весьма философичен. Особенно его привлекали идеи античных философов. Это отразилось, в частности, в драме «Эмпедокл» и в целом ряде собственно лирических стихотворений. Эллада была для поэта не только эпохой величайшей культуры, но также и предметом восхваления, метафизического, поэтического осмысления. Поэтому она казалась ему земными раем, и он описывал её в духе пантеизма. Философский пафос Гёльдерлина обнаружился также и в саркастической критике немецкой обыденщины, филистерства. Гегель испытывал к поэту большую симпатию. Опираясь на исторический метод, автор пытается осуществить феноменологическую реконструкцию отношений между поэтом и философом. Используются не только документы, но применяется также приём допустимого воображения, позволяющий домыслить смысл их встреч и дружеских отношений. Новизна подхода состоит в том, что автору кажется несомненным не только влияние поэта на философа, на динамику его философских взглядов. Гегель тоже сумел зажечь сердце поэта философскими темами, которые нашли отражение в его творчестве. Такой ракурс темы и рассматривается впервые.
Спирова Э.М. - Влияние Гёльдерлина на творчество Гегеля c. 58-64

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63989

Аннотация: Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) был хорошо знаком с Гегелем. Существует хорошо обоснованное мнение о том, что поэт оказал влияние на философа, существенно подкорректировав его метафизические взгляды. Это мнение поддерживается и тем, что Гёльдерлин в своем творчестве был весьма философичен. Особенно его привлекали идеи античных философов. Это отразилось, в частности, в драме «Эмпедокл» и в целом ряде собственно лирических стихотворений. Эллада была для поэта не только эпохой величайшей культуры, но также и предметом восхваления, метафизического, поэтического осмысления. Поэтому она казалась ему земными раем, и он описывал её в духе пантеизма. Философский пафос Гёльдерлина обнаружился также и в саркастической критике немецкой обыденщины, филистерства. Гегель испытывал к поэту большую симпатию. Опираясь на исторический метод, автор пытается осуществить феноменологическую реконструкцию отношений между поэтом и философом. Используются не только документы, но применяется также приём допустимого воображения, позволяющий домыслить смысл их встреч и дружеских отношений. Новизна подхода состоит в том, что автору кажется несомненным не только влияние поэта на философа, на динамику его философских взглядов. Гегель тоже сумел зажечь сердце поэта философскими темами, которые нашли отражение в его творчестве. Такой ракурс темы и рассматривается впервые.
Воображение и его плоды
Асоян А.А. - Дантовские импликации в творческом сознании Эллиса: 1904-1914 гг.

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.11132

Аннотация: Предметом исследования является так называемая эволюция одного из заметных теоретиков русского символизма, Эллисе (Л.Л. Кобылинском), в течение наиболее активного периода (1904-1914) самого авторитетного направления русской литературы начала ХХ века. Будучи «аргонавтом» и находясь в достаточно тесных отношениях с А. Белым, Э. Метнером, Вяч. Ивановым и несколько менее – с А. Блоком, Эллис обладал совершенно особенными личностными качествами и резкими поворотами в своих интеллектуально-философских и религиозно-мистических исканиях. Именно это стало причиной его своеобразной маргинальности и определенной индифферентности русской критики к его жизненной и творческой судьбе. Между тем маргинальность – это всегда презентация крайних состояний, в которых наиболее явно, хотя и в искаженном соотношении, проявляются самые характерные черты исследуемого исторического явления. В силу этих причин изучение наследия Эллиса не только продуктивно, но и необходимо. Совершенно естественным методом подобного изучения его исканий, возможного на небольшом жанровом пространстве статьи, нам кажется исследование в определенном ракурсе, который позволяет выделить наиболее сложные и важные моменты в творческой биографии русского символиста. Таким ракурсом несомненно является увлечение Эллиса творчеством Данте. На высоком и, я бы сказал, нервном уровне оно продолжалось и меняло свои ориентиры в течение целого десятилетия. В результате отношение Эллиса к Данте стало кардиограммой его «махов», как называл непредсказуемые метания своего конфидента Белый. На пути к средневековому поэту Эллис погружался в грезы соловьевской философии любви, розенкрейцеровские мистические сны, теософию Р. Штейнера, трактовал путь Данте как «путь веры» и всегда находил оправдание своему субъективному, но глубокому восприятию автора «Божественной Комедии». Он менялся, не изменяя себе. И эта самая интригующая черта русского символиста, о которой как свойственной ему самому писал postfactum А. Белый в статье «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития».
Асоян А.А. - Дантовские импликации в творческом сознании Эллиса: 1904-1914 гг. c. 65-76

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63990

Аннотация: Предметом исследования является так называемая эволюция одного из заметных теоретиков русского символизма, Эллисе (Л.Л. Кобылинском), в течение наиболее активного периода (1904-1914) самого авторитетного направления русской литературы начала ХХ века. Будучи «аргонавтом» и находясь в достаточно тесных отношениях с А. Белым, Э. Метнером, Вяч. Ивановым и несколько менее – с А. Блоком, Эллис обладал совершенно особенными личностными качествами и резкими поворотами в своих интеллектуально-философских и религиозно-мистических исканиях. Именно это стало причиной его своеобразной маргинальности и определенной индифферентности русской критики к его жизненной и творческой судьбе. Между тем маргинальность – это всегда презентация крайних состояний, в которых наиболее явно, хотя и в искаженном соотношении, проявляются самые характерные черты исследуемого исторического явления. В силу этих причин изучение наследия Эллиса не только продуктивно, но и необходимо. Совершенно естественным методом подобного изучения его исканий, возможного на небольшом жанровом пространстве статьи, нам кажется исследование в определенном ракурсе, который позволяет выделить наиболее сложные и важные моменты в творческой биографии русского символиста. Таким ракурсом несомненно является увлечение Эллиса творчеством Данте. На высоком и, я бы сказал, нервном уровне оно продолжалось и меняло свои ориентиры в течение целого десятилетия. В результате отношение Эллиса к Данте стало кардиограммой его «махов», как называл непредсказуемые метания своего конфидента Белый. На пути к средневековому поэту Эллис погружался в грезы соловьевской философии любви, розенкрейцеровские мистические сны, теософию Р. Штейнера, трактовал путь Данте как «путь веры» и всегда находил оправдание своему субъективному, но глубокому восприятию автора «Божественной Комедии». Он менялся, не изменяя себе. И эта самая интригующая черта русского символиста, о которой как свойственной ему самому писал postfactum А. Белый в статье «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития».
Импрессионизм
Копцева Н.П., Резникова К.В. - Философские основания художественного творчества Альбера-Шарля Лебура ("руанская школа" французского импрессионизма)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10946

Аннотация: Предмет исследования - концептуальные основы и художественные идеи французского импрессиониста Альбера-Шарля Лебура, представителя "руанской школы" французского импрессионизма, работающего в жанре пейзажа. Импрессионизм в живописи и других видах искусств проявил новую парадигму европейской культуры, связанную с представленностью субъекта и его деятельности в реализованных результатах этой деятельности. Философия импрессионизма, проявленная в творчестве Альбера-Шарля Лебура, связана не только с содержанием его художественных идей, но и с особой живописной техникой, которая визуализирует процесс создания художественного образа самим живописцем, творцом произведения искусства. В статье представлен результат философско-искусствоведческого анализа трех произведений Альбера-Шарля Лебура, раскрыта связь его художественного мышления с базовыми философскими идеями, репрезентирующими изменения парадигмы культуры. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ, разработанный Д.В. Пивоваровым, В.И. Жуковским и апробированный в ряде научных работ Н.П. Копцевой, А.А. Семеновой, К.В. Резниковой и другими исследователями. Применен концептуальный анализ, использованы элементы историко-философского исследования. 1. Предложена гипотеза о том, что импрессизм впервые в европейских художественных и интеллектуальных практиках проявил новую парадигму, связанную с преодолением различия внутренней для человека и внешней ему реальности, с открытием художественной формы для выражения изанчальной и универсальной целостности, данной в прямом опыте и разделяемой в психической реальности на внешнее и внутреннее измерение 2. Сделано искусствоведческое описание трех картин великого французского импрессиониста Альбера-Шарля Лебура: «Снег в Оверне», «Берега Сены», «Две лодки в лучах руанского солнца», выявлены базовые художественные идеи этих трех картин. 3. Обнаружена глубокая концептуальная связь трех картин Альбера-Шарля Лебура, с одной стороны, и художественного буддизма и художественного психологизма (как культовых концепций европейской интеллектуальной жизни накануне Первой мировой войны). Показано, что импрессионистические пейзажи этого художника конструируют и транслируют сильнейшие визуальные впечатления, моделирующие не только визуальную реальность, но и целостную психофизическую реальность, включая процесс осознания непосредственного потока визуальных ощущений, создавшего и поддерживающего это сильнейшее впечатление.
Копцева Н.П., Резникова К.В. - Философские основания художественного творчества Альбера-Шарля Лебура ("руанская школа" французского импрессионизма) c. 77-92

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63991

Аннотация: Предмет исследования - концептуальные основы и художественные идеи французского импрессиониста Альбера-Шарля Лебура, представителя "руанской школы" французского импрессионизма, работающего в жанре пейзажа. Импрессионизм в живописи и других видах искусств проявил новую парадигму европейской культуры, связанную с представленностью субъекта и его деятельности в реализованных результатах этой деятельности. Философия импрессионизма, проявленная в творчестве Альбера-Шарля Лебура, связана не только с содержанием его художественных идей, но и с особой живописной техникой, которая визуализирует процесс создания художественного образа самим живописцем, творцом произведения искусства. В статье представлен результат философско-искусствоведческого анализа трех произведений Альбера-Шарля Лебура, раскрыта связь его художественного мышления с базовыми философскими идеями, репрезентирующими изменения парадигмы культуры. Основной метод - философско-искусствоведческий анализ, разработанный Д.В. Пивоваровым, В.И. Жуковским и апробированный в ряде научных работ Н.П. Копцевой, А.А. Семеновой, К.В. Резниковой и другими исследователями. Применен концептуальный анализ, использованы элементы историко-философского исследования. 1. Предложена гипотеза о том, что импрессизм впервые в европейских художественных и интеллектуальных практиках проявил новую парадигму, связанную с преодолением различия внутренней для человека и внешней ему реальности, с открытием художественной формы для выражения изанчальной и универсальной целостности, данной в прямом опыте и разделяемой в психической реальности на внешнее и внутреннее измерение 2. Сделано искусствоведческое описание трех картин великого французского импрессиониста Альбера-Шарля Лебура: «Снег в Оверне», «Берега Сены», «Две лодки в лучах руанского солнца», выявлены базовые художественные идеи этих трех картин. 3. Обнаружена глубокая концептуальная связь трех картин Альбера-Шарля Лебура, с одной стороны, и художественного буддизма и художественного психологизма (как культовых концепций европейской интеллектуальной жизни накануне Первой мировой войны). Показано, что импрессионистические пейзажи этого художника конструируют и транслируют сильнейшие визуальные впечатления, моделирующие не только визуальную реальность, но и целостную психофизическую реальность, включая процесс осознания непосредственного потока визуальных ощущений, создавшего и поддерживающего это сильнейшее впечатление.
Историзм
Кротовская Н.Г. - С.Зонтаг. Святой Жене Сартра(перевод)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.7488

Аннотация: В статье предлагается анализ книги Ж.-П. Сартра "Святой Жене, лицедей и мученик", составившей первый том Полного собрания сочинений Жене. В этом обширном труде автор наряду с восхищением прозаическими произведениями Жене стремился продемонстрировать собственный философский стиль и метод, в котором феноменологическая традиция, идущая от Декарта к Гуссерлю и Хайдеггеру, соединяется с либеральной добавкой из психоанализа Фрейда и ревизионистского марксизма. По мнению Сартра, гениальность - это не дар, а способ выжить, который избретает человек в отчаянных обстоятельствах.
Кротовская Н.Г. - С.Зонтаг. Святой Жене Сартра(перевод) c. 93-96

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63992

Аннотация: В статье предлагается анализ книги Ж.-П. Сартра "Святой Жене, лицедей и мученик", составившей первый том Полного собрания сочинений Жене. В этом обширном труде автор наряду с восхищением прозаическими произведениями Жене стремился продемонстрировать собственный философский стиль и метод, в котором феноменологическая традиция, идущая от Декарта к Гуссерлю и Хайдеггеру, соединяется с либеральной добавкой из психоанализа Фрейда и ревизионистского марксизма. По мнению Сартра, гениальность - это не дар, а способ выжить, который избретает человек в отчаянных обстоятельствах.
Лирика и лирический герой
Симуш П.И. - Филология Б.Л. Пастернака: какими категориями будущего мыслит?

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10838

Аннотация: Автор пытается дать развернутый анализ творчества великого поэта Б.Л. Пастернака. Он обращается не только к поэзии, но и рассмотрению романа «Доктор Живаго». Замысел статьи состоит в том, что раскрыть особенности поэтической речи Б.Л. Пастернака, показать поразительную тонкость в выборе лексических средств. И вместе с тем через феноменологию слова автор статьи стремится выявить философский, метафизический смысл наследия Пастернака. Божественный и философский голоса дают филологии возможность рассматривать реальность в ее многомерности, в имманентном и трансцендентном измерении. В анализе творчества Л.Б. Пастернака автор обратился к историческому методу, который позволил воссоздать характерные приметы времени, когда творил поэт. Использован также феноменологический метод, дающий возможность показать, какими категориями мыслит пророческий дар поэта. Новизна подхода состоит в том, чтобы показать связь поэзии Б.Л. Пастернака с культурой, ее запросами и интеллектуальными ресурсами. Показана автономность и независимость позиции поэта, который не считал, что поэт обязан обслуживать указания власти и косность общественного мнения. В эпоху, которая творила кумиров, поэт написал бессмертные строчки: «Быть знаменитым некрасиво».
Симуш П.И. - Филология Б.Л. Пастернака: какими категориями будущего мыслит? c. 97-106

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63993

Аннотация: Автор пытается дать развернутый анализ творчества великого поэта Б.Л. Пастернака. Он обращается не только к поэзии, но и рассмотрению романа «Доктор Живаго». Замысел статьи состоит в том, что раскрыть особенности поэтической речи Б.Л. Пастернака, показать поразительную тонкость в выборе лексических средств. И вместе с тем через феноменологию слова автор статьи стремится выявить философский, метафизический смысл наследия Пастернака. Божественный и философский голоса дают филологии возможность рассматривать реальность в ее многомерности, в имманентном и трансцендентном измерении. В анализе творчества Л.Б. Пастернака автор обратился к историческому методу, который позволил воссоздать характерные приметы времени, когда творил поэт. Использован также феноменологический метод, дающий возможность показать, какими категориями мыслит пророческий дар поэта. Новизна подхода состоит в том, чтобы показать связь поэзии Б.Л. Пастернака с культурой, ее запросами и интеллектуальными ресурсами. Показана автономность и независимость позиции поэта, который не считал, что поэт обязан обслуживать указания власти и косность общественного мнения. В эпоху, которая творила кумиров, поэт написал бессмертные строчки: «Быть знаменитым некрасиво».
Пародия
П.С. Гуревич - Отклик на стихотворение: В. Дмитриев «Поймите, моя милая…» c. 107-107

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.64021

Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.