Статья 'Дантовские импликации в творческом сознании Эллиса: 1904-1914 гг.' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Дантовские импликации в творческом сознании Эллиса: 1904-1914 гг.

Асоян Арам Айкович

доктор филологических наук

профессор, кафедра искусствоведения, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

197110, Санкт-Петербург, Ждановская наб., д. 7, кв. 21.

Asoyan Aram Aikovich

Doctor of Philology

197110, Saint Petersburg, Zhdanovskaya nab., d. 7, kv. 21.

asojan.aram@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2014.1.11132

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.5-2014


Аннотация: Предметом исследования является так называемая эволюция одного из заметных теоретиков русского символизма, Эллисе (Л.Л. Кобылинском), в течение наиболее активного периода (1904-1914) самого авторитетного направления русской литературы начала ХХ века. Будучи «аргонавтом» и находясь в достаточно тесных отношениях с А. Белым, Э. Метнером, Вяч. Ивановым и несколько менее – с А. Блоком, Эллис обладал совершенно особенными личностными качествами и резкими поворотами в своих интеллектуально-философских и религиозно-мистических исканиях. Именно это стало причиной его своеобразной маргинальности и определенной индифферентности русской критики к его жизненной и творческой судьбе. Между тем маргинальность – это всегда презентация крайних состояний, в которых наиболее явно, хотя и в искаженном соотношении, проявляются самые характерные черты исследуемого исторического явления. В силу этих причин изучение наследия Эллиса не только продуктивно, но и необходимо. Совершенно естественным методом подобного изучения его исканий, возможного на небольшом жанровом пространстве статьи, нам кажется исследование в определенном ракурсе, который позволяет выделить наиболее сложные и важные моменты в творческой биографии русского символиста. Таким ракурсом несомненно является увлечение Эллиса творчеством Данте. На высоком и, я бы сказал, нервном уровне оно продолжалось и меняло свои ориентиры в течение целого десятилетия. В результате отношение Эллиса к Данте стало кардиограммой его «махов», как называл непредсказуемые метания своего конфидента Белый. На пути к средневековому поэту Эллис погружался в грезы соловьевской философии любви, розенкрейцеровские мистические сны, теософию Р. Штейнера, трактовал путь Данте как «путь веры» и всегда находил оправдание своему субъективному, но глубокому восприятию автора «Божественной Комедии». Он менялся, не изменяя себе. И эта самая интригующая черта русского символиста, о которой как свойственной ему самому писал postfactum А. Белый в статье «Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития».


Ключевые слова:

символизм, аргонавт, маргинальность, дантовский ракурс, «махи» Эллиса, соловьевская философия любви, розенкрейцерство, теософия, «путь веры», интрига биографии

Библиография
1. Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М., 1940.
2. Белый А. Воспоминания о Штейнере. Р., 1982.
3. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х т. М., 1994. Т. 1.
4. Белый А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современников. М., 1917.
5. Блок А.А. Записные книжки. М., 1965.
6. Блок А.А. Собр. соч.: В 8-и т. М.; Л., 1962.
7. Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 110-113.
8. Гречишкин С.С., Лавров А.В. Эллис – поэт-символист, теоретик и критик (1900-1910-е годы) // Герценовские чтения. Л., 1972. Вып. IX. С. 59-62.
9. Иванов В.И., Метнер Э.К. Переписка из двух миров / Вступ. ст. и публ. В. Сапова // Вопросы литературы. 1994. № 11.
10. Иванов Вяч. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
11. Иванов Вяч. Вселенское и родное. М., 1994.
12. Иванов Вяч. По звездам. Пб., 1909.
13. Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л., 1978.
14. Лавров А.В. Брюсов и Эллис // Брюсовские чтения. 1973. Ереван, 1976.
15. Малмстад Дж. Андрей Белый в поисках Рудольфа Штейнера. Письма Андрея Белого А.Д. Бугаевой и М.К. Морозовой // Новое лит. обозр. 1994. № 9.
16. Нефедьев Г.В. Русский символизм: от спиритизмса к антропософии (Да документа к биографии Эллиса) // НЛО. 1999. № 39. С. 119-120.
17. Письма Эллиса к Блоку (1907) / Вступ. ст. публ. и коммент. А.В. Лаврова // Литературное наследство. М., 1981. Т. 92. Кн. 2.
18. Приходько Н.С. Данте – рыцарь Розы и Креста // Художественный текст и культура. Тезисы докладов на Всероссийской конференции. Владимир, 1993.
19. Русская литература и журналистика начала XX века. 1905-1917. М., 1984.
20. Хайде В. Эллис и Штейнер // Новое лит. обозрение. М., 1994. № 9.
21. Хайде В., Козьменко М.В. Творческий путь Эллиса за рубежом // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1993. Т. 52. № 1. С. 61-69.
22. Эллис. "Vigilemus!". Трактат. М., 1914.
23. Эллис. Stigmata. М., 1911.
24. Эллис. Арго. М., 1914.
25. Эллис. Венец Данте // Свободная совесть. Лит.-философ, сб. М., 1906. Кн. 1.
26. Эллис. Мюнхенские письма // Труды и дни. 1912. № 6. С. 54-55
References
1. Aleksandr Blok i Andrei Belyi. Perepiska. M., 1940.
2. Belyi A. Vospominaniya o Shteinere. R., 1982.
3. Belyi A. Kritika. Estetika. Teoriya simvolizma: V 2-kh t. M., 1994. T. 1.
4. Belyi A. Rudol'f Shteiner i Gete v mirovozzrenii sovremennikov. M., 1917.
5. Blok A.A. Zapisnye knizhki. M., 1965.
6. Blok A.A. Sobr. soch.: V 8-i t. M.; L., 1962.
7. Genon R. Tsar' mira // Voprosy filosofii. 1993. № 3. S. 110-113.
8. Grechishkin S.S., Lavrov A.V. Ellis – poet-simvolist, teoretik i kritik (1900-1910-e gody) // Gertsenovskie chteniya. L., 1972. Vyp. IX. S. 59-62.
9. Ivanov V.I., Metner E.K. Perepiska iz dvukh mirov / Vstup. st. i publ. V. Sapova // Voprosy literatury. 1994. № 11.
10. Ivanov Vyach. Borozdy i mezhi. Opyty esteticheskie i kriticheskie. M., 1916.
11. Ivanov Vyach. Vselenskoe i rodnoe. M., 1994.
12. Ivanov Vyach. Po zvezdam. Pb., 1909.
13. Ivanov Vyach. Stikhotvoreniya i poemy. L., 1978.
14. Lavrov A.V. Bryusov i Ellis // Bryusovskie chteniya. 1973. Erevan, 1976.
15. Malmstad Dzh. Andrei Belyi v poiskakh Rudol'fa Shteinera. Pis'ma Andreya Belogo A.D. Bugaevoi i M.K. Morozovoi // Novoe lit. obozr. 1994. № 9.
16. Nefed'ev G.V. Russkii simvolizm: ot spiritizmsa k antroposofii (Da dokumenta k biografii Ellisa) // NLO. 1999. № 39. S. 119-120.
17. Pis'ma Ellisa k Bloku (1907) / Vstup. st. publ. i komment. A.V. Lavrova // Literaturnoe nasledstvo. M., 1981. T. 92. Kn. 2.
18. Prikhod'ko N.S. Dante – rytsar' Rozy i Kresta // Khudozhestvennyi tekst i kul'tura. Tezisy dokladov na Vserossiiskoi konferentsii. Vladimir, 1993.
19. Russkaya literatura i zhurnalistika nachala XX veka. 1905-1917. M., 1984.
20. Khaide V. Ellis i Shteiner // Novoe lit. obozrenie. M., 1994. № 9.
21. Khaide V., Koz'menko M.V. Tvorcheskii put' Ellisa za rubezhom // Izvestiya RAN. Ser. lit. i yaz. 1993. T. 52. № 1. S. 61-69.
22. Ellis. "Vigilemus!". Traktat. M., 1914.
23. Ellis. Stigmata. M., 1911.
24. Ellis. Argo. M., 1914.
25. Ellis. Venets Dante // Svobodnaya sovest'. Lit.-filosof, sb. M., 1906. Kn. 1.
26. Ellis. Myunkhenskie pis'ma // Trudy i dni. 1912. № 6. S. 54-55
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.