Статья 'Влияние Гёльдерлина на творчество Гегеля' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Влияние Гёльдерлина на творчество Гегеля

Спирова Эльвира Маратовна

доктор философских наук

заведующая, Институт философии РАН

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1

Spirova El'vira Maratovna

Doctor of Philosophy

acting as the senior research officer at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str. 1, of. -

elvira-spirova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2014.1.10898

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.5-2014


Аннотация: Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) был хорошо знаком с Гегелем. Существует хорошо обоснованное мнение о том, что поэт оказал влияние на философа, существенно подкорректировав его метафизические взгляды. Это мнение поддерживается и тем, что Гёльдерлин в своем творчестве был весьма философичен. Особенно его привлекали идеи античных философов. Это отразилось, в частности, в драме «Эмпедокл» и в целом ряде собственно лирических стихотворений. Эллада была для поэта не только эпохой величайшей культуры, но также и предметом восхваления, метафизического, поэтического осмысления. Поэтому она казалась ему земными раем, и он описывал её в духе пантеизма. Философский пафос Гёльдерлина обнаружился также и в саркастической критике немецкой обыденщины, филистерства. Гегель испытывал к поэту большую симпатию. Опираясь на исторический метод, автор пытается осуществить феноменологическую реконструкцию отношений между поэтом и философом. Используются не только документы, но применяется также приём допустимого воображения, позволяющий домыслить смысл их встреч и дружеских отношений. Новизна подхода состоит в том, что автору кажется несомненным не только влияние поэта на философа, на динамику его философских взглядов. Гегель тоже сумел зажечь сердце поэта философскими темами, которые нашли отражение в его творчестве. Такой ракурс темы и рассматривается впервые.


Ключевые слова:

философия, поэзия, система, идеи, фантазии, метафизика, платонизм, красота, эстетика, литература

Библиография
1. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. Гёльдерлин, Шлейермахер. М.: Наука, 1989. 159 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.
3. Философия духа. М., 1977. 3. Гёльдерлин Ф. Гиперион, или Отшельник в Греции / пер. с нем. и коммент. К. Джорджанели. Тбилиси: Мерани, 1982. 217 с.
4. Гуревич П.С. Романтический идеал человека // Философия и культура. 2011. № 10 (46). С. 4-7.
5. Гуревич П.С. Философское толкование человека. М.-СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 472 с.
6. Эстетика немецких романтиков: сборник / сост., пер. с нем., вступ. ст. и коммент. А.В. Михайлова. М.: Искусство, 1987
7. П.С. Гуревич Прекрасное как категория искусства // Филология: научные исследования.-2012.-3.-C. 3-6.
8. Антонова Е.М. Ad libitum: философия и поэзия. // NB: Филологические исследования.-2013.-№1.-C. 222-242. URL: http://www.e-notabene.ru/fil/article_63.html.
9. Корень Р.В. Философские исследования концепта "культура" // NB: Культуры и искусства.-2013.-3.-C. 1-17. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_824.html
10. К.М. Долгов Эстетика: развитие или отречение? // Философия и культура.-2011.-5.-C. 155-165.
References
1. Gabitova R.M. Filosofiya nemetskogo romantizma. Gel'derlin, Shleiermakher. M.: Nauka, 1989. 159 s.
2. Gegel' G.V.F. Entsiklopediya filosofskikh nauk. T.
3. Filosofiya dukha. M., 1977. 3. Gel'derlin F. Giperion, ili Otshel'nik v Gretsii / per. s nem. i komment. K. Dzhordzhaneli. Tbilisi: Merani, 1982. 217 s.
4. Gurevich P.S. Romanticheskii ideal cheloveka // Filosofiya i kul'tura. 2011. № 10 (46). S. 4-7.
5. Gurevich P.S. Filosofskoe tolkovanie cheloveka. M.-SPb: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2012. 472 s.
6. Estetika nemetskikh romantikov: sbornik / sost., per. s nem., vstup. st. i komment. A.V. Mikhailova. M.: Iskusstvo, 1987
7. P.S. Gurevich Prekrasnoe kak kategoriya iskusstva // Filologiya: nauchnye issledovaniya.-2012.-3.-C. 3-6.
8. Antonova E.M. Ad libitum: filosofiya i poeziya. // NB: Filologicheskie issledovaniya.-2013.-№1.-C. 222-242. URL: http://www.e-notabene.ru/fil/article_63.html.
9. Koren' R.V. Filosofskie issledovaniya kontsepta "kul'tura" // NB: Kul'tury i iskusstva.-2013.-3.-C. 1-17. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_824.html
10. K.M. Dolgov Estetika: razvitie ili otrechenie? // Filosofiya i kul'tura.-2011.-5.-C. 155-165.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.