Филология: научные исследования - рубрика Вечные образы
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Вечные образы"
Вечные образы
Кулагина-Ярцева В.С. - В. Набоков. Чарльз Диккенс (1812-1870). "Холодный дом"(1852-1853)
Аннотация: В статье Набоков анализирует роман Ч. Диккенса "Холодный дом", прослеживая сюжетную канву и судьбы героев, подчеркивая художественные особенности романа. Он воздает должное таланту и мастерству Диккенса, особо выделяя яркую образность повествования.
Перевалов В.П. - Ужели Имя найдено?

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.7260

Аннотация: обнаружение связи «Дон Жуанских» списков Пушкина в Ушаковском альбоме с «Евгением Онегиным» позволяет по-новому интерпретировать содержание первых глав романа в стихах, также иначе взглянуть на их биографическую основу. Опора на диалектическое единство действительности и поэзии в творчестве Пушкина позволяет автору статьи предложить новое имя для его «утаённой любви». В пушкинистике оно известно, но ей отводилась роль Золушки. По моему мнению, время знакомства и общения с ней Поэта, главное, его творчество в этот длительный период делают именно её кандидатуру приоритетной сравнительно с другими в пушкинистике.
В.В. Набоков - Роберт Луис Стивенсон (1850-1894). «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1885). (Перевод Н.Г. Кротовской) c. 0-0
Аннотация: На примере известной повести Владимир Набоков анализирует блестящий стиль и художес- твенные приемы Стивенсона, с помощью которых фантастическая история обретает убедительность и правдоподобие. Значительное место уделяется проблеме сложных взаимоотношений между добром и злом, их борьбе и взаимопроникновению.
Федорова Ю.Е. - Понятие истинного пути в философской поэме “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.7985

Аннотация: В статье рассматривается и анализируется одно из важнейших понятий суфийской философии – понятие пути к Истине (Богу). Поэма “Язык птиц”, посвященная описанию странствия птиц к их царю – Симургу, выстраивается ‘Аттаром таким образом, что конкретному поэтическому конструкту всегда однозначно соответствует определенное философское понятие: «взыскующий [Истины]» (талиб) - птицы-странники, «Истина» (хакикат) - Симург. Понятие «путь [к Истине]» (тарикат) раскрывается ‘Аттаром через описание этапов пути суфия («долин»). Мы сосредоточим основное внимание на анализе поэтического конструкта “долина” (вади) на примере первых трех долин (искания, любви, [по]знания), и рассмотрим с какими философскими понятиями эти образы могут быть соотнесены.
В.В. Набоков - Чарльз Диккенс. «Холодный дом» (1852-1853) Перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой c. 20-37
Аннотация: в статье Набоков анализирует роман Ч. Диккенса «Холодный дом», прослеживая сюжетную канву и судьбы героев, подчеркивая художественные особенности романа. Он воздает должное таланту и мастерству Диккенса, особо выделяя яркую образность повествования.
В.А. Перевалов - Ужели имя найдено? c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.1.62524

Аннотация: обнаружение связи «Дон Жуанских» списков Пушкина в Ушаковском альбоме с «Евгением Онегиным» позволяет по-новому интерпретировать содержание первых глав романа в стихах, также иначе взглянуть на их биографическую основу. Опора на диалектическое единство действительности и поэзии в творчестве Пушкина позволяет автору статьи предложить новое имя для его «утаённой любви». В пушкинистике оно известно, но ей отводилась роль Золушки. По моему мнению, время знакомства и общения с ней Поэта, главное, его творчество в этот длительный период делают именно её кандидатуру приоритетной сравнительно с другими в пушкинистике.
Лазарев В.В. - Этапы творческого восхождения Шеллинга

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14989

Аннотация: В статье рассматривается эстетическая сторона продвижения Ф.В.Й. Шеллинга в охвате им и последовательной смене способов освоения новых принципов мысли по сравнению со своими блестящими предшественниками в Германии. Его романтически оживленная и одухотворнная философия природы по праву названа "поэзией природы". Интеллектуальная интуиция, а затем и эстетическая интуиция занимают центральное положение в развитии новых подходов в его эстетическом учении, особенно полно явившемся у него в "Философии искусства", где предложена оригинальная классификация искусств по родам и видам на основе исторического их анализа, развертывающего ступени и переходы между ними, от античного до новоевропейского (от "наивного" к "сентиментальному", романтическому). Исследование Шеллинга обрело признание и высокую оценку среди русских мыслителей, слушавших его лекции и лично знакомых с ним. Методологически данная статья нацелена на обобщенное изложение взглядов Шеллинга в их диалектическом развитии, начинающемся от бессознательной творческой активности до рационального постижения художника и не обретаемых никаким иным путем кроме интуитивных прозрений. Научная новизна данной статьи представляет собой опыт целостного изображения художественных исканий и находок мыслителя, в подсознательной активности творческой личности, что не исчерпало до нашего времени значения своих результатов для теоретико-познавательной области. Под впечатлением и благотворным влиянием учения Шеллинга и в перекличке с его идеями развивалась в России эстетика, историософия, философия всеединства с центральной в ней христианской идеей Богочеловечества.
Лазарев В.В. - Этапы творческого восхождения Шеллинга c. 27-35

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.66420

Аннотация: В статье рассматривается эстетическая сторона продвижения Ф.В.Й. Шеллинга в охвате им и последовательной смене способов освоения новых принципов мысли по сравнению со своими блестящими предшественниками в Германии. Его романтически оживленная и одухотворнная философия природы по праву названа "поэзией природы". Интеллектуальная интуиция, а затем и эстетическая интуиция занимают центральное положение в развитии новых подходов в его эстетическом учении, особенно полно явившемся у него в "Философии искусства", где предложена оригинальная классификация искусств по родам и видам на основе исторического их анализа, развертывающего ступени и переходы между ними, от античного до новоевропейского (от "наивного" к "сентиментальному", романтическому). Исследование Шеллинга обрело признание и высокую оценку среди русских мыслителей, слушавших его лекции и лично знакомых с ним. Методологически данная статья нацелена на обобщенное изложение взглядов Шеллинга в их диалектическом развитии, начинающемся от бессознательной творческой активности до рационального постижения художника и не обретаемых никаким иным путем кроме интуитивных прозрений. Научная новизна данной статьи представляет собой опыт целостного изображения художественных исканий и находок мыслителя, в подсознательной активности творческой личности, что не исчерпало до нашего времени значения своих результатов для теоретико-познавательной области. Под впечатлением и благотворным влиянием учения Шеллинга и в перекличке с его идеями развивалась в России эстетика, историософия, философия всеединства с центральной в ней христианской идеей Богочеловечества.
Маньковская Н.Б. - Живопись и поэзия: проблема приоритетов. Спор Жозефена Пеладана с Леонардо да Винчи c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.21473

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная эстетическая проблема классификации искусств. Особое внимание уделяется полемике о соотношении живописи и поэзии Жозефена Пеладана, видного представителя мистической ветви французского объективного символизма, с Леонардо да Винчи. Рассматриваются такие магистральных темы, как искусство и наука, искусство и природа, эстетическое созерцание, мимесис, синтез искусств, художник, творчество, талант, гений, канон, прекрасное, возвышенное, безобразное, эстетическое восприятие, которые служат Пеладану для кардинального опровержения основной идеи «Книги о живописи» Леонардо: Пеладан отстаивает приоритет поэзии и литературы в целом перед изобразительными искусствами, для доказательства чего последовательно оспаривает основные тезисы знаменитого автора. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что пеладановское видение художественной жизни отмечено убежденностью в метафизической сущности искусства и его анагогической миссии, определяющих мистико-символическую герменевтику как метод искусствоведческих штудий. Что же касается спора о соотношении видов искусства и принципах их классификации, то сегодня он не только по-прежнему актуален, но и далек от завершения. Ведь появились и развиваются новые искусства, прежде всего технические – фотография, кинематограф, видео-арт, виртуал-арт – их список открыт. Как соотносятся они между собой и с классическими видами искусства в ситуации современного увлечения видовыми и жанровыми миксами? Эта проблема заслуживает специального изучения. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что оно выполнено на полностью оригинальном материале. Автор вводит в отечественный научный оборот ранее не изучавшиеся аспекты французского символизма. Эстетические взгляды и метафизика искусства Ж. Пеладана в отечественной науке исследуются впервые.
Спирова Э.М. - Влияние Гёльдерлина на творчество Гегеля

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10898

Аннотация: Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) был хорошо знаком с Гегелем. Существует хорошо обоснованное мнение о том, что поэт оказал влияние на философа, существенно подкорректировав его метафизические взгляды. Это мнение поддерживается и тем, что Гёльдерлин в своем творчестве был весьма философичен. Особенно его привлекали идеи античных философов. Это отразилось, в частности, в драме «Эмпедокл» и в целом ряде собственно лирических стихотворений. Эллада была для поэта не только эпохой величайшей культуры, но также и предметом восхваления, метафизического, поэтического осмысления. Поэтому она казалась ему земными раем, и он описывал её в духе пантеизма. Философский пафос Гёльдерлина обнаружился также и в саркастической критике немецкой обыденщины, филистерства. Гегель испытывал к поэту большую симпатию. Опираясь на исторический метод, автор пытается осуществить феноменологическую реконструкцию отношений между поэтом и философом. Используются не только документы, но применяется также приём допустимого воображения, позволяющий домыслить смысл их встреч и дружеских отношений. Новизна подхода состоит в том, что автору кажется несомненным не только влияние поэта на философа, на динамику его философских взглядов. Гегель тоже сумел зажечь сердце поэта философскими темами, которые нашли отражение в его творчестве. Такой ракурс темы и рассматривается впервые.
Автономова Н.С. - Путешествия в пространстве между филологией и философией

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.18479

Аннотация: Статья посвящена историческим и современным аспектам взаимодействия двух опор европейской и русской культуры – философии и филологии, слова и понятия. При этом автор исходит из личного опыта филолога, философа, переводчика и проводит некоторые параллели между собственными интеллектуальными «путешествиями» в филологии и философии и работой тех мыслителей, которых она изучала, переводила на русский язык, вводила в русскую культуру. В центре – проблемы понимания, интерпретации, перевода и непереводимости, значимые как для филологии, так и для философии на «лингвистическом повороте». Автор защищает статус филологии как области исследования, которая сохраняет свою целостность, несмотря на возникновение различных специальных дисциплин, связанных с анализом текстов, и как классической университетской дисциплины, дающей широкий культурный кругозор, – в противоположность современной педагогике узкого, прагматически ориентированного овладения языками. Автор пользуется методами историко-философского и историко-культурного анализа, приемами интеллектуальной биографии. Фокус использования всех этих методов – эпистемологический. В качестве новых результатов отметим, прежде всего, демонстрацию расширения категориального аппарата философии за счет современного понятия перевода, трактуемого не только в узком лингво-культурном, но и в широком философском смысле. Намечены некоторые новые перспективы взаимодействий между философией и филологией в современной культуре в связи с более объемной трактовкой познавательных и коммуникативных практик (в частности, трактовка перевода как познания и познания как перевода)
Спирова Э.М. - Влияние Гёльдерлина на творчество Гегеля c. 58-64

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63989

Аннотация: Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) был хорошо знаком с Гегелем. Существует хорошо обоснованное мнение о том, что поэт оказал влияние на философа, существенно подкорректировав его метафизические взгляды. Это мнение поддерживается и тем, что Гёльдерлин в своем творчестве был весьма философичен. Особенно его привлекали идеи античных философов. Это отразилось, в частности, в драме «Эмпедокл» и в целом ряде собственно лирических стихотворений. Эллада была для поэта не только эпохой величайшей культуры, но также и предметом восхваления, метафизического, поэтического осмысления. Поэтому она казалась ему земными раем, и он описывал её в духе пантеизма. Философский пафос Гёльдерлина обнаружился также и в саркастической критике немецкой обыденщины, филистерства. Гегель испытывал к поэту большую симпатию. Опираясь на исторический метод, автор пытается осуществить феноменологическую реконструкцию отношений между поэтом и философом. Используются не только документы, но применяется также приём допустимого воображения, позволяющий домыслить смысл их встреч и дружеских отношений. Новизна подхода состоит в том, что автору кажется несомненным не только влияние поэта на философа, на динамику его философских взглядов. Гегель тоже сумел зажечь сердце поэта философскими темами, которые нашли отражение в его творчестве. Такой ракурс темы и рассматривается впервые.
Автономова Н.С. - Путешествия в пространстве между филологией и философией c. 58-69

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.1.67587

Аннотация: Статья посвящена историческим и современным аспектам взаимодействия двух опор европейской и русской культуры – философии и филологии, слова и понятия. При этом автор исходит из личного опыта филолога, философа, переводчика и проводит некоторые параллели между собственными интеллектуальными «путешествиями» в филологии и философии и работой тех мыслителей, которых она изучала, переводила на русский язык, вводила в русскую культуру. В центре – проблемы понимания, интерпретации, перевода и непереводимости, значимые как для филологии, так и для философии на «лингвистическом повороте». Автор защищает статус филологии как области исследования, которая сохраняет свою целостность, несмотря на возникновение различных специальных дисциплин, связанных с анализом текстов, и как классической университетской дисциплины, дающей широкий культурный кругозор, – в противоположность современной педагогике узкого, прагматически ориентированного овладения языками. Автор пользуется методами историко-философского и историко-культурного анализа, приемами интеллектуальной биографии. Фокус использования всех этих методов – эпистемологический. В качестве новых результатов отметим, прежде всего, демонстрацию расширения категориального аппарата философии за счет современного понятия перевода, трактуемого не только в узком лингво-культурном, но и в широком философском смысле. Намечены некоторые новые перспективы взаимодействий между философией и филологией в современной культуре в связи с более объемной трактовкой познавательных и коммуникативных практик (в частности, трактовка перевода как познания и познания как перевода)
А.В. Бондарев - О праздновании 100-летия со дня рождения Л.Н. Гумилёва c. 69-94
Аннотация: Всемирная выставка состоялась в 1851 в Лондоне. Для нее был специально построен «Хрустальный дворец». Павильон стал прообразом новой конструктивистской архитектуры. В Выставке приняли участие более 17 тысяч экспонентов, представивших более ста тысяч экспонатов. За несколько месяцев «Хрустальный дворец» посетили около 6 миллионов человек.
Комков А.В. - «Мир как воля» и «Мир как красота». Рецепция онтологических элементов философской картины мира А. Шопенгауэра в творчестве А. А. Фета c. 83-87

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.25844

Аннотация: В статье представлено рассмотрение вопроса о влиянии иррационалистической философии А. Шопенгуэра на поэзию А. А. Фета. Для выявления личностной позиции А. Фета по отношению к учению А. Шопенгауэра автор рассматривает переписку русского поэта с Я. П. Поклонским и Л. Н. Толстым. На примере стихотворения «Среди звезд», автором рассматривается творческое осмысление идей А. Шопенгауэра А. А. Фетом. Особое внимание автор уделяет сравнительной характеристике онтологических парадигм русского поэта и немецкого философа. В заключении делается вывод о соотношении «Мира как воли» и «Мира как красоты» в мировоззрении А. А. Фета. Методологическая основа исследования предполагает актуализацию возможностей системного, историко-культурного, сравнительно-исторического и рецептивно-эстетического видов анализа. В творчестве Фета активно используются многие элементы философской картины немецкого философа. Тем не менее, А. Фет остается самостоятельным мыслителем, отстаивающим свою онтологическую позицию перед лицом слепой воли, являющейся высшей силой в картине мира франкфуртского отшельника. В стихотворении представлена онтологическая парадигма, в которой Фет идет дальше Шопенгауэра, рассматривая красоту как гармоничную идею, позволяющею вести борьбу на равных со вселенским одиночеством и злой волей.
Ю.Е. Федорова - Понятие истинного пути в философской поэме «Язык птиц» Фарид ад-Дина ‘Аттара c. 102-108

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.62893

Аннотация: В статье рассматривается и анализируется одно из важнейших понятий суфийской философии — понятие пути к Истине (Богу). Поэма “Язык птиц”, посвященная описанию странствия птиц к их царю — Симургу, выстраивается ‘Аттаром таким образом, что конкретному поэтическому конструкту всегда однозначно соответствует определенное философское понятие: «взыскующий [Истины]» (талиб) — птицы-странники, «Истина» (хакикат) — Симург. Понятие «путь [к Истине]» (тарикат) раскрывается ‘Аттаром через описание этапов пути суфия («долин»). Мы сосредоточим основное внимание на анализе поэтического конструкта “долина” (вади) на примере первых трех долин (искания, любви, [по]знания), и рассмотрим с какими философскими понятиями эти образы могут быть соотнесены.
Стороженко Н.В. - Страх смерти на все времена

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.2.14979

Аннотация: Статья автора посвящена рассмотрению феномена смерти в современном мире. В данной статье производится последовательный анализ отношения индивида к феномену смерти на основании классических текстов (Артур Шопенгауэр, Филипп Арьес, Эрих Фромм и т.д.) в совокупности с рядом статей современных авторов. Цель данной работы – выявление факторов современной действительности, которые являются регулятивными в вопросе формирования специфического отношения индивида к феномену смерти и его дальнейшей перспективы. Поскольку данный вопрос носит философско-антропологический характер, анализ данной статьи стремиться сохранить связь с такой опытной составляющей человека как прогрессивные технологии. Результатом работы является обнаружение специфических взаимосвязей феномена смерти с прогрессом и фантазмом, выявление специфики символизма феномена смерти в современном мире, расширение списка модусов иммортализации, а также намечаются перспективы дальнейшего развития феномена. Так как феномен смерти философски предстает одним из экзистенционалов человеческого бытия, то спектр применения наработок статьи оказывается достаточно широким.
Стороженко Н.В. - Страх смерти на все времена c. 117-128

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.2.66773

Аннотация: Статья автора посвящена рассмотрению феномена смерти в современном мире. В данной статье производится последовательный анализ отношения индивида к феномену смерти на основании классических текстов (Артур Шопенгауэр, Филипп Арьес, Эрих Фромм и т.д.) в совокупности с рядом статей современных авторов. Цель данной работы – выявление факторов современной действительности, которые являются регулятивными в вопросе формирования специфического отношения индивида к феномену смерти и его дальнейшей перспективы. Поскольку данный вопрос носит философско-антропологический характер, анализ данной статьи стремиться сохранить связь с такой опытной составляющей человека как прогрессивные технологии. Результатом работы является обнаружение специфических взаимосвязей феномена смерти с прогрессом и фантазмом, выявление специфики символизма феномена смерти в современном мире, расширение списка модусов иммортализации, а также намечаются перспективы дальнейшего развития феномена. Так как феномен смерти философски предстает одним из экзистенционалов человеческого бытия, то спектр применения наработок статьи оказывается достаточно широким.
Попов Е.А. - «Новый мировой эон» и социокультурная ситуация рубежа веков

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.8998

Аннотация: Статья отражает философско-культурологический взгляд на сложную проблему, связанную с кризисом мировоззрения и социокульттурным сломом рубежа столетий - веков девятнадцатого и двадцатого. Как известно, данный период времени плучил название "серебряного века" русской культуры и в основном характеристики этого времени определяют кризис художественности в связи с новыми формами художественной коммуникации. К таким формам относят авангардизм и модернизм. Тем не менее в культуре рубежа веков отчетливо прослеживается крен в сторону "механистичности" мировоззренческих установок. Концепт Бердяева - "новый мировой эон"- рассматривается как основополагающий онтологический и гносеологический маркер эпохи. В статье также обращается внимание на роль этого концепта в построении "теории и практики" личности. От социальной детерминации в этом вопросе философы уходят в сторону "фантазийно-сервильного" человека. При этом социокультурная ситуация складывается как отклик культуры и искусства на утрату человеком своих традиционных ценностей и нравственных установок
Попов Е.А. - «Новый мировой эон» и социокультурная ситуация рубежа веков c. 212-222

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.63567

Аннотация: Статья отражает философско-культурологический взгляд на сложную проблему, связанную с кризисом мировоззрения и социокульттурным сломом рубежа столетий - веков девятнадцатого и двадцатого. Как известно, данный период времени плучил название "серебряного века" русской культуры и в основном характеристики этого времени определяют кризис художественности в связи с новыми формами художественной коммуникации. К таким формам относят авангардизм и модернизм. Тем не менее в культуре рубежа веков отчетливо прослеживается крен в сторону "механистичности" мировоззренческих установок. Концепт Бердяева - "новый мировой эон"- рассматривается как основополагающий онтологический и гносеологический маркер эпохи. В статье также обращается внимание на роль этого концепта в построении "теории и практики" личности. От социальной детерминации в этом вопросе философы уходят в сторону "фантазийно-сервильного" человека. При этом социокультурная ситуация складывается как отклик культуры и искусства на утрату человеком своих традиционных ценностей и нравственных установок
Арапов А.В. - Современные православные духовные стихи (Воронежская область)

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.9621

Аннотация: Между репертуаром духовных стихов середины 19 века и современными ДС практически нет преемственности. За прошедшие сто лет произошли самые существенные изменения как в стилистике, так и в содержании духовных стихов. Русская народная культура претерпела трансформацию, обусловленную, прежде всего, практически полным разрушением традиционной крестьянской культуры и традиционного уклада жизни. Даже крестьянин, не говоря уже о горожанине, живет теперь больше в истории, чем в космосе. Если для большинства исполнителей и слушателей ДС 19 века жизнь была размеренно-циклической, подчиненной аграрным ритмам, то ситуация XX века обострила внимание к экзистенциальной проблематике, вопросам личного выбора и жизни христианина в чуждом, и даже враждебном окружениию. Для авторов духовных стихов стало актульным непосредственное обращения к жизни Иисуса как к примеру для христианина, оказавшегося в критической ситуации. Если в собраниях, которые анализировал Г.П. Федотов, почти отсутствовали стихи, посвященные земной жизни Спасителя, то среди современных ДС такие стихи занимают весьма значительное место.
Гуревич П.С. - Первообразы культуры

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.10480

Аннотация: Автор анализирует феномен культуры через сокровищницу образов, накопленных человечеством. Он показывает, что традиционное рассмотрение культуры связано с теми ее феноменами, которые имеют рациональное происхождение и являются продуктом сознательной деятельности людей. Однако огромный пласт культуры вообще не имеет прямого отношения к рационалистической традиции. Многие процессы культуры складываются в результате коллективной бессознательной деятельности людей. Обычно эти явления анонимны, не имеют адреса, но тем не менее существуют в пространстве культуры. Здесь можно назвать мифы, устное народное творчество, традиции. Еще один аспект культурфилософии – вечное возвращение образов, которые можно назвать архетипными. Эти первообразы обнаруживаются в разные эпохи. Поэтому автор использует метод исторического анализа культурных процессов, но прибегает также и к феноменологической экспертизе. Новизна подхода состоит в том, что в статье исследуются бессознательные ресурсы культуры, а также отмечаются те первообразы, которые носят характер вечного возвращения и поэтому присутствуют во многих культурах. Показано, что первобытная мудрость содержала в себе все религии и все науки. Культура творится не по аналитическому расчету, не в результате орудийной хитрости человека. Она есть органопроекция человеческой души, человеческого жара. Это многое объясняет в метафизике культуры.
Гуревич П.С. - Первообразы культуры c. 335-343

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.4.63727

Аннотация: Автор анализирует феномен культуры через сокровищницу образов, накопленных человечеством. Он показывает, что традиционное рассмотрение культуры связано с теми ее феноменами, которые имеют рациональное происхождение и являются продуктом сознательной деятельности людей. Однако огромный пласт культуры вообще не имеет прямого отношения к рационалистической традиции. Многие процессы культуры складываются в результате коллективной бессознательной деятельности людей. Обычно эти явления анонимны, не имеют адреса, но тем не менее существуют в пространстве культуры. Здесь можно назвать мифы, устное народное творчество, традиции. Еще один аспект культурфилософии – вечное возвращение образов, которые можно назвать архетипными. Эти первообразы обнаруживаются в разные эпохи. Поэтому автор использует метод исторического анализа культурных процессов, но прибегает также и к феноменологической экспертизе. Новизна подхода состоит в том, что в статье исследуются бессознательные ресурсы культуры, а также отмечаются те первообразы, которые носят характер вечного возвращения и поэтому присутствуют во многих культурах. Показано, что первобытная мудрость содержала в себе все религии и все науки. Культура творится не по аналитическому расчету, не в результате орудийной хитрости человека. Она есть органопроекция человеческой души, человеческого жара. Это многое объясняет в метафизике культуры.
Ляшенко Т.М. - Языковые средства, формирующие мотив женской инициации в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" c. 341-351

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.4.28079

Аннотация: В статье рассматриваются языковые (лексические) средства, с помощью которых в литературном произведении формируется мотив женской инициации. В качестве материала для исследования используются тексты русских народных сказок и произведения русских писателей XIX в. В центре внимания автора - мотив женской инициации в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Изучение языковых средств создания мотива женской инициации в этом романе, впервые осуществлённое в научной литературе, открывает возможности для более глубокого понимания идейного содержания произведения. Методологической базой исследования являются идеи Ю.М. Лотмана и С.З. Агранович по изучению мифопоэтических основ литературного текста. Анализируя лексические средства различных тематических групп, автор приходит к выводу, что мотив инициации в художественном тексте восходит к мифопоэтическим воззрениям народа, отражает базовые коллективные представления о положении женщины в социуме. Одна из важнейших функций данного мотива в творчестве Ф.М. Достоевского – формирование психологической достоверности сюжета, что является основой реалистической прозы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.