Философия и культура - рубрика Традиции и инновации
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Традиции и инновации"
Традиции и инновации
Донской А.Г. - МОДЕЛИ ВСЕЕДИНОГО УНИВЕРСУМА В ФИЛОСОФСКОМ, НАУЧНОМ И МИСТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ХХ-ГО СТОЛЕТИЯ
Аннотация: В статье представлен философский анализ категории Универсум в научном, культурно-философском и мистическом сознании ХХ-го столетия. В работе делается акцент на выявлении общих фундаментальных онто-гносеологических аспектов Универсума. Сравнительный анализ показал, что главной общей чертой для выделенных моделей Универсума является признание коммуникации и прогресса ноосферы необходимым фактором развития Универсума.
Медведев М.С. - Сравнительный анализ традиционной и современной культуры
Аннотация: В статье рассматриваются характеристики традиционной и современной культур. При помощи сравнительного философско-антропологического анализа выявлены аксиологические модели, уровни сознания, типы мышления и познавательные установки, свойственные человеку традиционной и современной культуры. Человеку традиционной культуры присуще иерархическое, эталонное, циклическое, смысловое и эмоциональное мышление, превалирование созерцательной установки над действием, эстетическое отношение к миру, присутствие религиозного типа познания во всех иных формах мировоззрения. Человек современной культуры обладает индивидуалистским, гибким и подвижным, линейным мышлением, отличается преобладанием теоретико – прагматического отношения к миру. Самосохранение традиционной культуры происходит через консолидацию вокруг смысла, инновационное общество самосохраняется через сверхрационализацию всех сфер жизнедеятельности. Посттрадиционной культуре свойственно преобладание мифологического и научного типа познания при независимости типов познания друг от друга. В результате анализа выделены основные параметры стабильности общества - ценностно-смысловая доминанта и эстетическая опора бытия. Ключевые слова: традиционная культура, современная культура, структура, динамика, детерминанты, аксиологическая модель, тип мышления, уровень сознания, познавательная установка.
Матвеев А.С. - Коммуникационная природа социального управления

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.7940

Аннотация: Аннотация. Целью данной стать стало рассмотрение коммуникационной природы социального управления. Для этого в статье описываются различные подходы к интерпретации понятия управления, которое рассматривается через призму общефилосфского, информационного подходов, а также с точки зрения теории классического менеджмента. По итогам написания данной статьи были сделаны следующие выводы: 1. управление, являясь одним из атрибутов (основных, сущностных свойств) бытия, проявляется на всех уровнях организации бытия, от неживой природы до высокоорганизованных биологических организмов и социальных систем. 2. Важнейшей задачей социального управления является задача разрешения противоречий между субъектом и объектом управления. 3. Все фундаментальные свойства управления, присущие ему на всех уровнях организации систем, при переходе на социальный уровень организации сохраняются, принимая принципиально более сложные формы и становясь основой для новых, специфических свойств социального управления. 4. В условиях постиндустриального информационного общества именно убеждающая коммуникация выдвигается на первое по значимости место среди других способов социального управления, что естественным образом порождает бурное развитие коммуникативных технологий, направленных на более эффективное решение задач, связанных с убеждением объекта управления. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней представлены современные потенциально возможные направления развития связей с общественностью как механизма, регулирующего существования жизни общества, рассматриваемого через призму управляющего субъекта.
К.П. МАТУТИТЕ - МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ c. 0-0
Аннотация: Сегодня человек, который понял этос науки, становится уже более осторожным и скромным. Он видит неполноту своих представлений, инструментальный и временный характер тех категорий, которыми он пользуется, относительность всех своих утверждений Философская антропология сегодня немыслима без поддержки наук вообще и гуманитарных наук в частности. Гуманитарные науки, в их более широкой перспективе, неизбежно соприкасаются с философской антропологией. Какова же современная методология гуманитарного мышления?
В.И. Самохвалова - Антропологические предпосылки развития способности к творчеству c. 0-0
Аннотация:
Слепцова Т.В. - Спорт как форма досуга в дворянской культуре второй половины XIX-начала XX вв. (на примере текстов художественных произведений) c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.23190

Аннотация: Спорт рассматривается как форма активного и респектабельного досуга, получившая распространение в России во второй половине XIX-начале XX вв. в высших сословиях. Анализ причин смены в России греко-византийской модели досуга на западноевропейскую иллюстрируется примерами из текстов художественных произведений, в которых отражены генезис и развитие спорта, увлечение представителей дворянского сословия такими видами спорта и формами двигательной активности, как бильярд, лаун-теннис, крикет, фехтование, гимнастика, скачки, верховая езда, катание на коньках, езда на велосипеде. Методология системного и аксиологического подходов, используемых в исследовании, обусловливает включение примеров, иллюстрирующих отражение феномена спорта в русской классике. Анализ произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова позволяет сделать вывод, что во многих дворянских семьях организация активного досуга, вопросы физического воспитания подрастающего поколения, формирование потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни имели большое значение, а увлечение спортом постепенно становилось составляющей повседневной культуры представителей высших сословий.
Миронова А.В. - Непрерывность вокально-исполнительского наследия многожанровой песенной культуры кубанского казачества c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.2.69872

EDN: HMEVEA

Аннотация: Объектом исследования выдвигается непрерывное сбережение многожанровой казачьей народной песни, представляющей ключевое предназначение в вопросе реализации сохранения традиционного менталитета на современном этапе. Предметом настоящей работы являются имманентные комплексы традиционной песенной культуры в фольклорном наследии. Цель данного исследования содержится в структурировании вопроса культурной взаимосвязи этнического полотна кубанских казачьих народных песен, в самобытности генезиса вокально-исполнительской специфики современного творчества. При обнаружении фундаментальных основ вокального исполнительства казачьей песни особое внимание уделяется изучению фольклорных первоисточников кубанских фольклористов, В.Г.Захарченко, А.Д.Бигдая, Г.М.Концевича. Наряду с этим, экспертная оценка характеристик кубанской казачьей народной песни по жанровой классификационной составляющей является важной особенностью исполнения вокальных образцов сегодня. Теоретическая основа в аналитическом подходе к особенностям исполнения локального источника с точки зрения обоснования научности рассматриваемого предмета по функционально-ориентированным элементам донесения: традиции, традиционная манера исполнения, трактовка текста, песенная мелодика. Методологическая основа: компоненты изучения локальной певческой традиции, модернизация фольклорных песенных документов, метод системности-жанровое многообразие казачьего исполнительства. Выработан авторский подход в корреляции нотных источников и методологические характеристики кубанских казачьих певческих устоев. Предложенную систему мы апробируем при работе с архивными документами, в диагностике песенных образцов зафиксированных от информантов. Ключевым аспектом определен музыковедческий анализ нотных сборников кубанских казачьих народных песен с точки зрения непрерывно развивающегося, многогранно изменяющегося исполнительского мастерства солиста и хора. Автором учитывается привнесенная модель исполнения казачьих песен с момента переселения черноморского казачества, привнесших багаж многожанровых источников и со временем приобщивших кубанское народно-певческое искусство. Научная новизна исследования заключена в авторской аналитической систематизации аутентичных песенных композиций, зафиксированных фольклористами, в анализе многожанровых кубанских казачьих источников (выборочно) для дальнейшего активного исполнения на сценических площадках. Определены специфические направленности исполнения по характерным песенным жанрам: историческим, военно-бытовым, походным, лирическим, свадебным, обрядовым, хороводным, плясовым, шуточным. Воспроизведенная направленность характера непрерывного сохранения фольклорных источников в переработанной исполнительской трактовке казачьих вокальных произведений рождает сегодня значительные возможности трансляции.
Лю Т. - Особенности развития глиняной игрушки на основе народных промыслов в современной России c. 9-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38489

EDN: XAYJVX

Аннотация: Современная ситуация в изготовлении и позиционировании глиняной игрушки в России — стране с богатыми традициями существования больших и малых промыслов такого рода —неоднозначна, но имеет позитивную динамику. Обращение к деятельности отдельных мастеров-игрушечников, как потомственных и самодеятельных, так и профессиональных художников, ищущих в пространстве образов народного искусства творческое развитие, дает основу для понимания актуального состояния ремесла. Интерес представляет анализ поиска мастерами из разных уголков страны новых художественных решений как в отношении формы изделий, так и их декорирования, в условиях следования принципам умельцев прошлого. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к глиняной игрушке в творчестве современных мастеров со стороны российских исследователей. Однако комплексного исследования ее бытования в различных деревнях и городах России не проводилось. Это определяет необходимость установления «очагов» развития ремесла, определения виднейших представителей, установления связи современной творческой деятельности с традициями прошлого, а также выявления нового, что художники предлагают в своей деятельности. В исследование включены также те промыслы, которые возникли недавно и не являются результатом преемственности, но имеют достаточно самобытную форму и используют элементы художественного языка других промыслов.
Джабраилова А.Ш. - Этнокультурный архетип дагестанского народа c. 10-16

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.5.26200

Аннотация: Анализ этнокультур полиэтнических регионов в настоящее время особенно актуален в рамках глобальной унификации и технологизации культуры. Социальные условия характеризуются быстрой сменой декораций, что представляется как испытание для традиционных этнокультур. В статье предпринята попытка культур-философского осмысления базовых конструктов дагестанской этнокультуры, названных нами этнокультурными архетипами. За этнокультурный архетип мы принимаем формообразующий элемент культуры этноса, ответственный за специфику духовной жизни, мировосприятие, самоопределение индивида и его отношение к другим членам этноса. Использование мифологического материала для поиска глубинных образов опирается на сравнительные методы, которые позволили выявить наиболее специфические оттенки. Введение такого термина как этнокультурный архетип Горца дает общий взгляд на разрозненные исследования по традиции, символике, искусству и предполагает возможность системного взгляда, при котором этнокультура соотносится с глубинным фактором культурального бессознательного. Архетип выступает как обобщающий фактор и как инструмент системного анализа.
Батаршин Р.Р. - Феномен цифровизации драматического театра: digital как новейший опыт БДТ им. Г. А. Товстоногова. c. 11-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40616

EDN: XDTJKI

Аннотация: Развитие жизнедеятельного потенциала драматического театра активно находится в непрерывном поиске новых форм высказывания. Сегодня в попытке утвердиться на территории мультикультурной среды, а также в попытке завоевать уникальный метод коммуникации с обществом театр как сфера искусства расширяет границы своего предназначения. Выход за пределы сценического пространства оказывается важным предметом исследования с точки зрения поиска художественного существования театра в условиях digital реальности. В данной статье обсуждается вопрос, связанный с поиском места драматического театра в цифровой среде, где энергия человеческих отношений существенно сведена к минимуму и проявляется специфически иным способом. Предметом исследования для автора оказалась культурно-творческая деятельность БДТ им. Г. А. Товстоногова.      Санкт-Петербургский Большой Драматический театр в рекомендациях не нуждается: у него большая история в ХХ веке, привлекательное для зрителей сценическое «сегодня» и, несомненно, интересные перспективы. В практике БДТ под руководством Андрея Могучего (2013 - 2023) есть такие повороты драматического действия, которые впрямую со сценой не связаны и «репертуарному» театру едва ли не внеположны. Феномен театра, будто снявшегося с родовых корней, покинувшего стены, дышащие традицией рассмотрен в статье как опыт культуртрегерного театрального «выхода» на «подмостки» цифровой реальности. Среди такого рода опытов наиболее значительные: социальная акция "Помоги врачам", а также опыты "Minecraft" спектаклей. Кроме привычного для искусствоведческих штудий сравнительно-исторического метода, будут использоваться и другие, прежде всего, формальный метод, которым отличается петербургская театроведческая школа. Научная новизна определяется самим предметом исследования: БДТ рассматривается как феномен мультижанрового культурного пространства, в котором, как и прежде, по праву особое место отведено актеру, его роли, а также зрителю, оказавшемуся в условиях новой социокультурной картины мира.
Круглова Е.В. - «Старинная музыка – Историческое пение» («Alte musick – Historischer Gesang») в немецких Высших школах музыки c. 12-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39688

EDN: DLVZHA

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исторически обоснованного исполнения вокальной музыки эпохи барокко академическими вокалистами. Слушательская активность, востребованность старинной музыки в России выдвигает перед исполнителями вопросы, требующие своего решения в рамках исторической исполнительской практики. Для выполнения всех условий важным становится получение соответствующего специализированного образования. В России профессиональной подготовке академических вокалистов в области исторического пения или барочного пения уделяется незначительное внимание, тогда как в Италии и Германии интенсивно работают самостоятельные факультеты старинной музыки, включая, наряду с инструменталистами, обучение певцов. Автор раскрывает особенности содержания и организации образовательного процесса в вузах в Германии и России. Целью данной статьи является определение возможных путей формирования сольного академического певца исторической специализации. Методологическую основу работы составляют исторический, аналитический методы, раскрывающие тему в различных ракурсах. На примере ряда учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области исторического пения, таких как Высшая школа искусств в Бремене, Высшая школа музыки и театра «Феликс Мендельсон-Бартольди» в Лейпциге, Высшая школа музыки и танца в Кёльне и Высшая школа музыки в Нюрнберге, в статье представлен сравнительный анализ учебных планов, рассматриваются изучаемые дисциплины в рамках различных модулей. Делается вывод о перспективах использования опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области барочного пения.
Цингг И.В. - Профессиональное исполнительство как результат развития арфовой педагогики XVIII века c. 14-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.6.30130

Аннотация: Вторая половина XVIII века характеризуется появлением первых трактатов по освоению игры на арфе. Каждое из руководств как содержало информацию об элементах музыкальной фактуры и приемах игры на арфе, так и имело индивидуальные особенности. Именно по этой причине предметом анализа в статье становится эволюция арфового исполнительства в контексте характеристики строения инструмента, эстетических идеалов и методических установок арфистов в XVIII веке. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть роль арфовой педагогики XVIII века в становлении профессионального исполнительства. Методология работы предопределена целью и задачами исследования. Ее основу составляют следующие подходы: междисциплинарный, что позволяет привлекать научные теории и концепции из других областей познания - философии, искусствоведения, культурологии, психологии и так далее; историко-культурологический, который позволяет выявить факторы, способствующие сближению европейской культуры с другими культурами; системный подход, направленный на рассмотрение профессионального исполнительства как результата развития арфовой педагогики XVIII века. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней дополнены знания, систематизирована новая информация о профессиональном исполнительстве как результате развития арфовой педагогики XVIII века. Результатом работы стала констатация того, что перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением эволюции технологических элементов арфового исполнительства в историческом контексте и в будущем. Интересно выявить истоки и особенности становления отдельных национальных школ игры на арфе.
Илларионов Г.А. - Проблема соотношения понятий «традиция» и «культура»: структурно-феноменологическая гипотеза c. 15-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.21159

Аннотация: Предметом данной статьи является проблема соотношения и демаркации двух ключевых понятий всего социокультурного дискурса – «культура» и «традиция». Плюрализм использования терминов столь общего характера для обозначения совокупности воспроизводимого социокультурного содержания привел к ситуации, когда разграничить их становится проблемой. Так, например, "христианская традиция" и "христианская культура" - будут во многих отношениях схожими понятиями, выражая собой совокупность христианских социальных отношений, и материальных и нематериальных продуктов деятельности христиан. Проблема усугубляется обширнейшей историей разнообразного использования обоих понятий, что обуславливает необходимость в их феноменологической изучении - в отрыве от многочисленных, запутывающих и противоречащих друг другу вариаций определений. С другой стороны, для преодоления проблемы необъятного количества частных проявлений обоих феноменов - культуры и традиции, необходимо комбинировать феноменологический подход со структуралистским холизмом, позволяющим говорить о культуре и традиции в отрыве от их конкретных проявлений. Для преодоления сложившегося плюрализма, с целью разграничения понятий с сохранением за каждым из них содержания мы используем метод, сочетающий феноменологию и структурализм, подразумевая под этим феноменологические редукции и ориентацию на холизм – преобладание общего над частным. Нами выдвигается гипотеза, подразумевающая взгляд на культуру как «универсум социальности» – систему, включающую в себя результаты деятельности, представления и отношения, где традиция является динамической структурой культуры, ее функцией самовоспроизводства. Традиция состоит из самогó передаваемого через поколения структурного отношения между элементами культуры и его изменчивой актуализации, зависящей от трактовки передаваемого содержания. Помимо теоретической перспективы, гипотеза дает методологический инструмент для исследования элементов культуры на предмет традиционности через анализ их структурного отношения и актуализации, позволяющий разграничить традиционные и спекулятивные элементы культуры.
Толстых И.Н., Метляева Т.В. - Ритуальный танец в контексте религиозно-культурных традиций Китая

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.1.21418

Аннотация: В данной статье предпринята попытка исследования влияния религиозно-культовых традиций Китая на развитие ритуального танца, популярного не только среди китайцев, но и русскоязычного населения Китая, а также жителей приграничных районов России. Танец продолжает находиться в эпицентре культурной жизни Китая, связывая её современность с глубокой древностью. Так как религия и культурные традиции являются основой для понимания общей философии и закономерности развития всей китайской культуры в целом, объектом исследования является влияние религиозно-культурных традиций на развитие ритуального танца в Китае. Данное исследование осуществлялось на основе историко-сравнительного и типологического методов, позволивших выделить особенности танцевального искусства разных эпох и народов Китая. В процессе исследования решались следующие задачи: определить специфические черты и особенности танца в различных религиозных традициях Китая, исследовать диалектику танцевальной культуры, выявить типичные черты и особенности ритуально-культового и бытового танца. А также, проанализировать общее и особенное ритуального танца в контексте религиозно-культурных традиций Китая. В результате исследования был сделан вывод, о том, что постоянное смешение и заимствование не позволяет четко разграничить, какой из танцевальных феноменов принадлежит той или иной народности. Также следует отметить, что ни одно из религиозных направлений, сменившихся в Китае, не вычеркнуло танец из системы взаимодействия человека и религии. Зародившиеся в шаманизме символы и обрядовые действия, также какмифологическая составляющая религиозной жизни общества, заложенная в даосизме и буддизме были органично вплетены в танцевальную культуру китайцев. Тогда как этические воззрения конфуцианства, ставшие основой государственной системы, являются базовой платформой танцевального искусства Китая в целом. Статья содержит не только аналитический и исследовательский материал, интересный широкому кругу читателей, но и позволяет применить эти знания на практике в широком спектре областей – культурологии, хореографии, искусствоведении, регионоведении и других сферах.
Толстых И.Н., Метляева Т.В. - Ритуальный танец в контексте религиозно-культурных традиций Китая c. 15-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.1.68529

Аннотация: В данной статье предпринята попытка исследования влияния религиозно-культовых традиций Китая на развитие ритуального танца, популярного не только среди китайцев, но и русскоязычного населения Китая, а также жителей приграничных районов России. Танец продолжает находиться в эпицентре культурной жизни Китая, связывая её современность с глубокой древностью. Так как религия и культурные традиции являются основой для понимания общей философии и закономерности развития всей китайской культуры в целом, объектом исследования является влияние религиозно-культурных традиций на развитие ритуального танца в Китае. Данное исследование осуществлялось на основе историко-сравнительного и типологического методов, позволивших выделить особенности танцевального искусства разных эпох и народов Китая. В процессе исследования решались следующие задачи: определить специфические черты и особенности танца в различных религиозных традициях Китая, исследовать диалектику танцевальной культуры, выявить типичные черты и особенности ритуально-культового и бытового танца. А также, проанализировать общее и особенное ритуального танца в контексте религиозно-культурных традиций Китая. В результате исследования был сделан вывод, о том, что постоянное смешение и заимствование не позволяет четко разграничить, какой из танцевальных феноменов принадлежит той или иной народности. Также следует отметить, что ни одно из религиозных направлений, сменившихся в Китае, не вычеркнуло танец из системы взаимодействия человека и религии. Зародившиеся в шаманизме символы и обрядовые действия, также какмифологическая составляющая религиозной жизни общества, заложенная в даосизме и буддизме были органично вплетены в танцевальную культуру китайцев. Тогда как этические воззрения конфуцианства, ставшие основой государственной системы, являются базовой платформой танцевального искусства Китая в целом. Статья содержит не только аналитический и исследовательский материал, интересный широкому кругу читателей, но и позволяет применить эти знания на практике в широком спектре областей – культурологии, хореографии, искусствоведении, регионоведении и других сферах.
Хупения Н.Р. - Концепт традиции в контексте интеллектуального опыта интегрального традиционализма c. 20-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28813

Аннотация: В статье исследуется феномен традиции в трактовке социально-философского направления мысли, носящего неакадемический характер и обозначаемого в научной литературе как интегральный традиционализм. Автор обращается к основным положениям данной концепции, которые формируют концептуальный образ традиции в дискурсе традиционалистов, указывает на выделяемый ими трансцендентный аспект в этом явлении и обозначает их устремленность к первородной духовной реальности, воплощенной в аутентичной Традиции. Цель статьи - раскрыть содержащийся в интегральном традиционализме потенциал для выработки универсального определения традиции. С использованием логико-аналитического подхода и методов сравнительного анализа выявлены фундаментальные причины, обуславливающие неприятие современного мира последователями интегрального традиционализма. Автор приходит к заключению, что попытки раскрыть сущность традиции в рамках идеологического и эзотерического контекста, пронизывающего интегральный традиционализм, являются несостоятельными, а выявить ее гносеологическую ценность – трудноразрешимыми. Сформулированные выводы позволяют указать на проблематичность использования основополагающих положений интегрального традиционализма в целях объективно-научной интерпретации и определения феномена традиции.
Пирязева Е.Н. - Цифровое музыкальное искусство с позиций междисциплинарности c. 25-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34491

Аннотация: Процессы, происходящие в современной науке, направлены на объединение разных научных дисциплин при изучении какого-либо научного явления. В создавшейся ситуации объясним поиск методологии исследования, основанной на средствах различных наук, участвующих в формировании предмета исследования, каким в настоящей статье является цифровое музыкальное искусство. Интерпретируемое как ветвь музыкального искусства с цифровой спецификой, цифровое музыкальное искусство включает в себя электронную музыку, представленную конкретной, алгоритмической и электронной музыкой. Заметным свойством цифрового музыкального искусства является его междисциплинарность, предполагающая совместное воздействие отдельных частей системы, приводящее к ее самоорганизации, что соответствует научным задачам синергетики. В этой связи представляется актуальным выработать междисциплинарную методологию изучения цифрового музыкального искусства, обоснованную в контексте механизмов исследования, выработанных в синергетике.    Научная новизна представлена анализом цифрового искусства с позиций качеств, присущих синергетике. Дисциплины, объединенные цифровым искусством (математика, теория множеств, теория вероятностей, теория информации, комбинаторика, теория игр, кибернетика, информатика, акустика, социология, коммуникация, биология), представлены совокупностью предметно-содержательных областей, то есть сами междисциплинарны, а значит, в ансамбле с другими дисциплинами, образуют сложную междисциплинарную структуру знания цифрового музыкального искусства. При этом, составляющие научный базис цифрового музыкального искусства дисциплины относятся, в том числе, и к разным наукам: гуманитарным, естественным, математическим, общественным и техническим. В таком контексте исследования цифрового музыкального искусства приобретают не только междисциплинарный, сколько полинаучный характер. В результате исследования удалось установить особое взаимодействие междисциплинарности на цифровое искусство, порождающее качества (нелинейность, неравновесность, открытость, хаотичность, энтропийность, индетерминантность, диссипация), присущие синергетике.
Фетисова Е.Э. - Неоакмеизм в пространстве постсоветского дискурса: его философия, история, эстетика, культурное значение

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.13988

Аннотация: Предметом исследования в данной работе становится неоакмеизм как малоизученная философско-культурная парадигма ХХ века, его история и его философское «ядро» - «семантическая поэтика». Неоакмеизм содержит в своей структуре некий объединяющий ментальный код русской культуры, который не позволяет его парадигме «растекаться», но, напротив, объединяет внешне совершенно разных поэтов в рамках единого литературного течения. Рассматривается также «синхронно-реминисцентный хронотоп», смещенный относительно границ реального пространства и времени, благодаря чему в мифологии создаётся «монолог на полифонической основе». На первый план в статье выдвигается процедура движения по герменевтическому кругу, когда целое изучается посредством составляющих его частей, и наоборот; структурно-семиотический, сопоставительный методы и метод исторической реконструкции. Прослеживается история зарождения, развития и существования неоакмеизма в пространстве постсоветского дискурса и ХХ века в целом. Методология учитывает неоднозначный характер развития и функционирования неоакмеизма в историческом контексте. На современном этапе развития гуманитарного знания к анализу литературоведческих текстов все чаще успешно применяется понятийно-категориальный аппарат философии. Философская и филологическая герменевтика в совокупности сформировали поле интерпретационного дискурса поэтического текста. Данная статья лишь демонстрирует продуктивность подобного синтеза. Предложенная статья акцентирует внимание исследователей на универсализме феномена неоакмеизма или русского Ренессанса как философско-культурной парадигмы в рамках нового мировоззренческого поля мировой социально-философской мысли, что, в свою очередь, предоставляет широчайшее поле для научного и гуманитарного диалога данного исследования с рядом других, сопоставительного анализа некоторых высказанных здесь положений с основными тезисами целого ряда монографий и статей. В этом смысле можно говорить не об акмеистической традиции в современной поэзии, а о непрерывном развитии «семантической поэтики» акмеизма и неоакмеизма в творчестве целого ряда современных поэтов, т.е. о становлении поэтической практики акмеизма на протяжении всего ХХ столетия, причем без принципиального изменения не только идеологических, но и семиотических предпосылок, которое, по преимуществу, и маркирует смену поэтических систем. С одной стороны, есть вполне законченная история существования поэтического течения неоакмеизма, которое в перспективе могло бы рассчитывать на продление своего влияния на позднейшую поэзию только в виде традиции, т. е. включения определенных элементов завершенной поэтической системы прошлого во вполне автономную от нее новую поэтическую систему, исходя из своих нужд востребовавшую те или иные элементы поэтики своей предшественницы. Однако, с другой стороны, в реальном историко-литературном процессе с неоакмеизмом этого как раз не происходит – его поэтика не наследуется как традиция, а продолжает развиваться как живая функциональная составляющая литературного процесса, исходя из тех принципов, которые были сформулированы Гумилевым и Мандельштамом.
Фетисова Е.Э. - Неоакмеизм в пространстве постсоветского дискурса: его философия, история, эстетика, культурное значение c. 29-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.66108

Аннотация: Предметом исследования в данной работе становится неоакмеизм как малоизученная философско-культурная парадигма ХХ века, его история и его философское «ядро» - «семантическая поэтика». Неоакмеизм содержит в своей структуре некий объединяющий ментальный код русской культуры, который не позволяет его парадигме «растекаться», но, напротив, объединяет внешне совершенно разных поэтов в рамках единого литературного течения. Рассматривается также «синхронно-реминисцентный хронотоп», смещенный относительно границ реального пространства и времени, благодаря чему в мифологии создаётся «монолог на полифонической основе». На первый план в статье выдвигается процедура движения по герменевтическому кругу, когда целое изучается посредством составляющих его частей, и наоборот; структурно-семиотический, сопоставительный методы и метод исторической реконструкции. Прослеживается история зарождения, развития и существования неоакмеизма в пространстве постсоветского дискурса и ХХ века в целом. Методология учитывает неоднозначный характер развития и функционирования неоакмеизма в историческом контексте. На современном этапе развития гуманитарного знания к анализу литературоведческих текстов все чаще успешно применяется понятийно-категориальный аппарат философии. Философская и филологическая герменевтика в совокупности сформировали поле интерпретационного дискурса поэтического текста. Данная статья лишь демонстрирует продуктивность подобного синтеза. Предложенная статья акцентирует внимание исследователей на универсализме феномена неоакмеизма или русского Ренессанса как философско-культурной парадигмы в рамках нового мировоззренческого поля мировой социально-философской мысли, что, в свою очередь, предоставляет широчайшее поле для научного и гуманитарного диалога данного исследования с рядом других, сопоставительного анализа некоторых высказанных здесь положений с основными тезисами целого ряда монографий и статей. В этом смысле можно говорить не об акмеистической традиции в современной поэзии, а о непрерывном развитии «семантической поэтики» акмеизма и неоакмеизма в творчестве целого ряда современных поэтов, т.е. о становлении поэтической практики акмеизма на протяжении всего ХХ столетия, причем без принципиального изменения не только идеологических, но и семиотических предпосылок, которое, по преимуществу, и маркирует смену поэтических систем. С одной стороны, есть вполне законченная история существования поэтического течения неоакмеизма, которое в перспективе могло бы рассчитывать на продление своего влияния на позднейшую поэзию только в виде традиции, т. е. включения определенных элементов завершенной поэтической системы прошлого во вполне автономную от нее новую поэтическую систему, исходя из своих нужд востребовавшую те или иные элементы поэтики своей предшественницы. Однако, с другой стороны, в реальном историко-литературном процессе с неоакмеизмом этого как раз не происходит – его поэтика не наследуется как традиция, а продолжает развиваться как живая функциональная составляющая литературного процесса, исходя из тех принципов, которые были сформулированы Гумилевым и Мандельштамом.
Попов Е.А. - Социокультурный аспект исследования профессионализации труда в системе управления c. 32-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.8.30674

Аннотация: Предметом исследования в статье является социокультурный аспект исследования профессионализации труда в системе управления. При этом акцент сделан на рассмотрении профессионализации труда не как экономического феномена, свидетельствующего, например, об эффективности осуществления конкретных трудовых функций, а как социокультурного феномена. В данном случае профессионализация актуализирует привитие определенных ценностей и норм, обеспечивающих рост профессиональной культуры в системе управления. Также в статье анализируется соотношение понятий "профессионализация", "профессионализм" и "профессиональная культура". Выбор методологии исследования обоснован с точки зрения необходимости рассмотрения сразу нескольких ключевых объектов: социокультурного аспекта проблемы, профессионализации труда и системы управления. Таким образом, наиболее актуальным методологическим подходом следует признать междисциплинарный. Основными выводами осуществленного исследования являются следующие положения: 1) профессионализация труда в системе управления должна рассматриваться в социокультурном аспекте; 2) междисциплинарный подход является наиболее адекватным методологическим ракурсом при исследовании проблемы профессионализации труда с точки зрения социокультурного уровня; 3) привитие ценностей и норм является ключевой характеристикой профессионализации труда в системе управления.
Прохоров М.М. - Фундаментальные абстракции теории креативности

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.16348

Аннотация: В статье рассмотрены предельные абстракции креативности в пространстве традиции и инновации. Выделены три плана абстрагирования: план основных форм взаимоотношения традиции и новации; срез их предельных идеализаций в плоскости отношения человека к миру; наконец, аксиологический аспект противопоставления креативности и симуляции. Во-первых, вычленены и описаны антиинтеракционизм, редукционизм и диалектическая взаимосвязь. Во-вторых, эксплицированы абстракции созерцательного, активистского и коэволюционного типа креативности как предельные мировоззренческие идеализации. Они входят в структуру обобщающей модели отношения человека и мира, определяя (детерминируя) природу предельно широко понимаемой творческой деятельности. В-третьих, как аксиологические абстракции автор характеризует креативность в ее противоположности симулированию. В качестве методологии исследования автор использует положения материализма, диалектики, методологии восхождения от абстрактного к конкретному, опираясь на эмпирические факты современной жизни. Основными выводами автора являются: выделение и характеристика предельных абстракций креативности в пространстве традиции и инновации; экспликация трех планов абстрагирования отношения традиции и новации: онтологического; мировоззренческого и аксиологического. Это позволило автору раскрыть онтологическую сущность дуалистического антиинтеракционизма, редукционизма и собственно диалектической связи; эксплицировать абстракции созерцательного, активистского и коэволюционного типа креативности в мировоззренческом аспекте; наконец, дать характеристику противостояния креативности и ее симулирования в аксиологическом аспекте. Показана важность этих абстракций для теории и практики мышления и творчества человека.
Дедюхина П.В. - Особенности жанра романа без слов в Европе и США на примере произведений Франса Мазереля и Линда Уорда c. 34-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33641

Аннотация: Объектом исследования является роман без слов – жанр на стыке литературы и изобразительного искусства, появившийся в Европе в конце 1910-х годов. В большинстве случаев автором повествования в романе без слов является сам художник, а произведения не имеют вербально зафиксированной основы. Изобразительная составляющая имеет не иллюстративный, а самостоятельный характер и исполняет вербальные функции. Наиболее активно и плодотворно с романами без слов работало два мастера – Франс Мазерель, основоположник жанра и автор термина; и Линд Уорд – художник, благодаря которому этот жанр получил распространение в США. В творчестве других художников это было, скорее, экспериментом, поэтому для анализа выбраны именно работы Мазереля и Уорда. Основные выводы проведенного исследования связаны с особенностями художественного языка романов без слов, специфика которого обусловлена тем, что ему необходимо решать задачи противоположного ему по своей сути языка – вербального, не имея для этого готовых инструментов. Изображения в романах без слов повествовательны, и полноценно существуют только в рамках серии. К тому же, это изображения, пропущенные через опыт текста. Хотя сама идея жанра заключается в ведении повествования без использования слов, нельзя говорить о том, что вербальная составляющая уничтожается. Она трансформируется, перемещаясь во внутренние слои изображения, приобретая имплицитный характер. В статье проанализированы основные визуальные инструменты, которые используют художники при создании романов без слов.
Прохоров М.М. - Фундаментальные абстракции теории креативности c. 34-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.67430

Аннотация: В статье рассмотрены предельные абстракции креативности в пространстве традиции и инновации. Выделены три плана абстрагирования: план основных форм взаимоотношения традиции и новации; срез их предельных идеализаций в плоскости отношения человека к миру; наконец, аксиологический аспект противопоставления креативности и симуляции. Во-первых, вычленены и описаны антиинтеракционизм, редукционизм и диалектическая взаимосвязь. Во-вторых, эксплицированы абстракции созерцательного, активистского и коэволюционного типа креативности как предельные мировоззренческие идеализации. Они входят в структуру обобщающей модели отношения человека и мира, определяя (детерминируя) природу предельно широко понимаемой творческой деятельности. В-третьих, как аксиологические абстракции автор характеризует креативность в ее противоположности симулированию. В качестве методологии исследования автор использует положения материализма, диалектики, методологии восхождения от абстрактного к конкретному, опираясь на эмпирические факты современной жизни. Основными выводами автора являются: выделение и характеристика предельных абстракций креативности в пространстве традиции и инновации; экспликация трех планов абстрагирования отношения традиции и новации: онтологического; мировоззренческого и аксиологического. Это позволило автору раскрыть онтологическую сущность дуалистического антиинтеракционизма, редукционизма и собственно диалектической связи; эксплицировать абстракции созерцательного, активистского и коэволюционного типа креативности в мировоззренческом аспекте; наконец, дать характеристику противостояния креативности и ее симулирования в аксиологическом аспекте. Показана важность этих абстракций для теории и практики мышления и творчества человека.
Ван С., Чжан М. - Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая c. 38-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70090

EDN: MGEHTG

Аннотация: В статье приведен анализ репрезентации символики дракона в дизайне современной одежды и аксессуаров. Обращение к одному из заметных образов традиционного культурного наследия Китая призвано повысить эстетическую привлекательность, статусную коннотацию дизайнерских решений, продемонстрировать архетипическую глубину национальной культуры и увеличить потребительскую стоимость изделия в мире высокой моды. Историко-культурные коннотации образа дракона, находящиеся в симбиотической связи с развитием китайской традиционной культуры, сформировали определенный свод системных представлений о символике дракона, которые закодировали изменения в мировоззрении и в традиционной культуре. Если в национальной китайской одежде и аксессуарах на протяжении тысячелетий образ дракона являлся одним из самых статусных, то в современных стилизованных дизайн разработках мировых брендов он выступает маркером оригинальности и средством достижения коммерческого успеха. Для исследования использованы методы: обзор литературы, анализ дизайнерских кейсов и современных модных тенденций. С помощью данных методов проанализирована специфика применения драконьих узоров в индустрии моды в разные сезоны и годы, а также исследована тенденция их эволюции в области высокой моды и в повседневной культуре. Рассмотрена культурная символика дракона в работах современных китайских и европейских дизайнеров одежды и аксессуаров, выявлены и описаны часто используемые образы в моделировании современного силуэта, в выборе средств художественной выразительности. Результаты исследования показали, что даже в современной молодежной моде активно используется данный национальный символ, что указывает на востребованность образа дракона и широкие перспективы его применения в дизайне современной одежды, сохраняющей цивилизационные характеристики (обращение к богатому культурному наследию на основе постоянных инноваций). Использование мотивов дракона в современной одежде не только отвечает эстетической концепции современных людей, но и добавляет жизненной силы дизайну самой одежды, благодаря отсылке к духовному смыслу и значению одного из самых популярных национальных символов Китая.
Переверзева М.В. - Алеаторика в творчестве А. Пуссера c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23839

Аннотация: Объектом данного исследования являются методы сочинения бельгийского композитора Анри Пуссера, тяготевшего к алеаторному принципу в музыке. В 1960–1970-е годы этот принцип широко и самыми разными способами применяли композиторы Северной Америки и Европы. Американцы из круга Дж. Кейджа обращались к неограниченной алеаторике вплоть до импровизации графических и вербальных партитур, а их коллеги из-за океана предпочитали ограниченную алеаторику. Пуссер также обращался к ограниченной алеаторике исполнительского процесса, обусловившей подвижность формы, причём разной степени - от мобильной, когда нотный текст неизменен, но его отдельные параметры варьируются, до модульной, в которой непредсказуем порядок следования разделов, а значит процесс развития музыкальной мысли. Автор уделяет внимание самым знаковым произведениям Пуссера в алеаторной технике письма и тому, как они исполняются и складываются по форме. Методология исследования исходит прежде всего из самого материала, а именно - из алеаторных произведений с подвижным текстом или формой. Пьесы Пуссера анализируются многосторонне: с точки зрения звукового материала, его свойств, техники письма ("метод окошек" и принцип "мобиля"), "алгоритма" исполнения, структуры, драматургического процесса, что позволяет сформулировать целостную концепцию сочинения. Новизна исследования заключается в том, что алеаторная техника письма Пуссера первые на русском языке исследуется на примере конкретных произведений, учитывая авторские комментарии к ним, также впервые переведённые с французского языка на русский. Особым вкладом автора в отечественное музыкознание можно считать рассмотрение индивидуального "метода окошек" Пуссера, прежде едва упоминавшегося в литературе, а также анализ формообразования таких опусов, как "Характеры I" и "Мобиль".
Никифорова А.А., Воронова Н.И. - Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт) c. 60-73

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40731

EDN: ZCRKPU

Аннотация: Предметом настоящего исследования стали иммерсивные художественные среды, существующие в современном культурном пространстве. Иммерсивные технологии сегодня используются в образовательных процессах, исторической реконструкции, различных формах социализации, в визуальных искусствах; иммерсия реализуется как особый научный подход в антропологических, этнографических, искусствоведческих исследованиях. Интерактивность и иммерсивность здесь рассматриваются как сложные прогнозируемые процессы, чьи алгоритмы заложены в саму основу художественного произведения или культурной среды. Они позволяют интенсифицировать весь спектр чувственно-эмоционального восприятия, создавая не только новый тип художественного произведения, но и новый тип реципиента, погруженного в процесс развертывания художественного сюжета. В исследовании предложена классификация функций иммерсивного искусства. На примере российских и зарубежных художественных проектов проанализированы и выявлены существенные признаки и особенности иммерсивного искусства. На примере культурного поля северо-запада России рассматриваются иммерсивные проекты, реализованные в последние годы, а также проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных эвентов. Исследование пришло к выводу, что иммерсивные среды обладают как позитивным, так и негативным потенциалом: комплексное воздействие на чувства человека с использованием особых технологических приемов, влияющих на восприятие, может приводить как к эффекту полного погружения и катарсису, так и к разрушительной гиперстимуляции психики. А сами художественные иммерсии в большей степени являются формой медиакоммуникации, нежели законченными произведениями.
Се Ц. - Происхождение и развитие примитивного «фарфора» (протофарфора) в Китае c. 66-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.7.38429

EDN: ACRXKY

Аннотация: В статье рассмотрены особенности развития китайского примитивного фарфора (протофарфора). Цель статьи – выявить периодизацию развития китайского фарфора на ранних этапах его истории и влияние протофарфора на так называемый «зрелый» фарфор более поздних периодов. Примитивный фарфор, являющийся переходным этапом от глиняной посуды к производству настоящего фарфора, относится к эпохе между правлением династии Шан и восточной династии Хань. Исследование проводилось с помощью исторического и сравнительного методов, а также метода формально-стилистического анализа. Важно было определить характеристики примитивного фарфора и выявить его роль в развитии общемирового искусства производства фарфора. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём не только выявлены временные рамки производства примитивного фарфора в Китае и определены его технологические и химические свойства, но и отмечены факторы влияния примитивного фарфора на историческое развитие китайского и мирового фарфора. Выявлено, что зарождение примитивного фарфора относится к XVI–XI векам до н. э., его развитие происходило в XI–II веках до н. э., а конец эпохи примитивного фарфора относится к II–III векам до н. э. Примитивный фарфор развивался в течение почти двух тысячелетий. Достигнув расцвета, технология его изготовления обеспечила технологическую базу для создания «зрелого» фарфора. Делается вывод о значительном влиянии, которое оказал примитивный фарфор на китайский, а посредством него – на мировой фарфор, во многом определив формирование данного значимого явления материальной культуры.
Е.А. Попов - Время цветет, как черемуха (курсив культурной истории начала ХХ века) c. 67-80
Аннотация: В статье раскрывается значение русского авангарда в начале ХХ века для русской культуры, преодоления ее традиционности. Упор делается на ценностно-смысловых исканиях представителей авангарда, сказавшихся на укреплении культурной самодостаточности и самобытности.
Гижа А.В. - Исток и традиция: формообразующая творческая деятельность и её рутинные производные c. 68-79

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.19615

Аннотация: Рассматриваются философские проблемы познания, связанные с прояснением сущностных сторон истоков культурных традиций, их онтологической основы. Это означает поворот исследования традиций от частных описаний и перечислений к установлению их понятия. В чистом виде проблемы трактовок традиций как таковых проявлены в рассмотрении традиции философской. Проблематизация понимания традиции и её сущностного истока возможна в ракурсе установления их смыслового единства. Этот подход достижим именно философским рассмотрением. Историко-культурные традиции образуют мир человеческого бытия, а те или иные их трактовки определяют степень гуманности общества. Автор использует метод понятийной проблематизации, конкретности, а также принцип семантического единства и содержательной связности предмета исследования Тема традиций представлена тремя составляющими: истоком, исторической реализацией традиции и продуктами её распада. В целях конкретности в качестве примера рассматриваются различные традиции толкования истории. Показывается, что истинностность тех или иных классификаций определяется кругом заявленных начальных условий, тех задач и интересов, которые решаются и реализуются именно в выделенном авторском контексте. Утверждается семантическая полнота философских суждений, из которой впоследствии вырабатывается преимущественная трактовка с оговоренными рамками своего применения.
Фаритов В.Т. - Трансценденция и трансгрессия в философском дискурсе c. 69-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.18631

Аннотация: Основная задача предлагаемой статьи заключается в исследовании места и роли онтологических перспектив трансценденции и трансгрессии в философском дискурсе. Особое внимание автор уделяет специфике философского языка. В статье прослеживается модификация характера философской терминологии в связи с доминирования перспективы трансценденции или трансгрессии. Показано, что обе онтологические перспективы трансценденции и трансгрессии в пространстве философского дискурса осуществляют нейтрализацию частных, региональных дискурсов в их притязании на исчерпывающее определение смысла существования. В статье используются методологические принципы и установки перспективизма, постструктурализма, деконструктивизма, семиотики. Частично применяются методы дискурс-анализа. Основным результатом проведенного исследования является определение онтологического статуса перспектив трансценденции и трансгрессии в философском дискурсе. Трансценденция предполагает выход за пределы предметной определенности языка и существования к тому, что не имеет позитивной определенности. Трансгрессия раскрывает подвижность и открытость границ любой бытийно-смысловой определенности.
Горбачев И.Н. - Игра в прятки. Драматургические механизмы в «Чайке» Чехова c. 77-101

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43536

EDN: WOZNVF

Аннотация: Предпринятый в статье анализ пьесы «Чайка» базируется на непривычном предположении. Известна фраза Чехова о том, что «написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец». Что, если применить эту «формулу» к драматическим произведениям Антона Павловича и допустить: отделывая пьесы, Чехов какую-то часть текста «оставлял за скобками»? Непосредственно разбор «Чайки» выполнен классическим инструментом режиссеров – методом действенного анализа. К работе привлекался широкий спектр фактов о социально-бытовых реалиях Российской Империи конца XIX – начала XX века. Выбор пьесы «Чайка» обусловлен двумя причинами. Во-первых, это одна из самых известных и популярных драм Чехова. Интерес к ней вот уже много десятилетий не ослабевает ни у зрителей, ни у постановщиков. Во-вторых, считается, что «Чайка» прочитана вдоль и поперек, и работать с ней – вызов для исследователя. Выполненный анализ «Чайки» позволяет констатировать, что чеховская формула о «вычеркивании начала и конца» рассказа применима и к его пьесам. Причем это «вычеркивание» производится с учетом принципов классической драматургии. В результате читатель сталкивается с тем, что «Чайку» можно прочесть как минимум двумя – почти противоположными по смыслу – способами. Результаты, полученные в ходе анализа, во-первых, дают основания предположить, что случай «Чайки» не единичный, и Чехов прибегал к подобным приемам и в других своих драмах. Во-вторых, сделать вывод, что «драматургический механизм» «Чайки» – не просто атрибут авторского голоса, а фактически предложенный Чеховым путь эволюции классической драмы.
А.В. Юхвид - Философско-методологическая концепция виртуологии c. 81-85
Аннотация: в данной статье автор излагает философско-методологическую концепцию виртуологии. Это научное направление, задачей которого является комплексное изучение виртуальной проблематики. В ней выделяется общая философия, структура, теоретическое и практическое ядро, направления исследований
Л.Н. Федотов - Внеэкономический капитал и модернизация c. 86-92
Аннотация: в статье рассматриваются виды и влияние внеэкономического капитала (человеческого, интеллектуального, социального, культурного и экологического) на процессы развития и модернизации. Обосновывается значимость этих понятий для региональных проектов модернизации, которые адаптируют общенациональные проекты к местным условиям. Обосновывается их необходимость при переходе к инновационному типу общества.
А.В. Чернова - Инновации в системе управления c. 91-95
Аннотация: в статье раскрывается понятие инновации в менеджменте. Рассматриваются возможности внедрение их в управленческой практике. Важность данной проблемы подчеркнута на нынешнем этапе развития современного общества. Примеры приведены из практики гражданских организаций.
А.Г. Донской - Модели всеединого универсума в философском, научном и мистическом сознании XX-го столетия c. 95-98
Аннотация: в статье представлен философский анализ категории Универсум в научном, культурно-философском и мистическом сознании ХХ-го столетия. В работе делается акцент на выявлении общих фундаментальных онто-гносеологических аспектов Универсума. Сравнительный анализ показал, что главной общей чертой для выделенных моделей Универсума является признание коммуникации и прогресса ноосферы необходимым фактором развития Универсума.
Е.А. Попов - Контрасты русской культуры XX столетия в традициях и инновациях c. 102-111
Аннотация: в статье представлен взгляд на феномен контрастности в русской культуре ХХ века. Культура проходит сложный путь от традиционного к новому, но еще сложнее в ее пространстве закрепиться новым формам, явлениям и феноменам. Попытка увидеть в контрастах культурной динамики системный характер становится особенностью представленной статьи.
О.И. Курто - Пионеры гендерных исследований в России c. 104-114
Аннотация: Статья посвящена зарождению и развитию женских и гендерных исследований в нашей стране. Будучи воспринятой многими в начале 1990-х годов как научное веяние Запада, отечественная гендерная школа, тем не менее, имеет собственную историю, методологию, концепции и наработки, отличные от всего того, что было создано за рубежом. Не имея возможности обмениваться опытом с иностранными коллегами, российские учёные путём проб и ошибок разрабатывали данное научное направление, опираясь на уникальные материалы государственных и частных архивов, автобиографий, личной переписки, интервью и пр. Ими начали изучаться темы, закрытые ранее не только для исследования, но и для публичного обсуждения, например, темы секса, сексуальности, сексуального насилия, гомосексуальности, эротики, проституции и т.д. Отдельные научные направления возникли на базе личного интереса некоторых учёных к таким вопросам как роль женщины в мировой истории, история женщин, история женственности и история мужественности, история детства, повседневность, частная жизнь, женское и мужское письмо и т.д. С распадом Советского Союза женские и гендерные исследования в нашей стране начали переживать период подъёма. Российские учёные получили доступ к наработкам своих коллег из других стран. Резко возросло не только число лабораторий, отделов и секторов, занимающихся данными вопросами, но и увеличилось число феминистов и феминисток в нашей стране, была создана Российская ассоциация исследователей женской истории. Как происходило становление гендерной школы в России, кто стоял у её истоков, какие проблемы интересовали учёных на разных этапах развития направления, какие работы были ими созданы — это те вопросы, ответы на которые составляют основу данной статьи.
Грищенко А.П. - Этнографический мотив в декоративно-прикладном искусстве Красноярска. История и современность c. 126-133

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37756

Аннотация: В статье рассматривается профессиональное декоративно-прикладное искусство г. Красноярска с 50х годов ХХ века до современности. Аспектом рассмотрения является использование этнографического мотива Красноярского края и особенности его воплощения в изделиях красноярских художников декоративно-прикладного искусства. На примере творчества Н.В. Касаткиной, А.Г. Ткачева, А.С. Москвитина, А.С. Мигаса, С.Е. Ануфриева и Е.А. Красновой показаны аспекты использования этнографического мотива и их трансформация с течением времени, которое привело к формированию археоарта в современном декоративно-прикладном искусстве и особенности его воплощения в произведениях Основными выводами исследования являются принципы использования, функционирования и трансформации знаков этнографического мотива в произведениях декоративно-прикладного искусства в Красноярском крае. Процесс формирования нового стиля в искусстве происходил от цитирования и простой стилизации отдельных предметов этнографии в произведениях художников к постепенному нарастанию знаков этнографического мотива в творчестве мастеров который привел к формированию нового понимания региона в искусстве. Основное визуальное понятие современного археоарта заключается в представлении Енисейской Сибири как "колыбели человечества". Этнографический мотив, связанный с историей и мифологией коренных народов, становится отправной точкой в художественном образе, через который происходит возвышение региональных визуальных знаков до символов понятных каждому человеку.
Манзарханова Л.В. - Междисциплинарный подход в исследовании традиционной культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.10766

Аннотация: В современной науке интерес к традиционной культуре постоянно растет, что обусловлено мультикультурными процессами, направленными на сохранение и развитие культурного разнообразия и толерантности. Мультикультурализм способствует самовыражению и позиционированию этнических групп и культурных общин на разных уровнях социальной институциолизации. Например, организовывать и вести просветительскую деятельность, открывать образовательные программы, возрождать объекты культового значения и др. Связано это с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим, информационным звеном с историческим наследием этноса, что помогает сохранить национально-культурную целостность. Традиционная культура рассматривается в культурологическом ракурсе познания, определяемая философскими, социологическими, историческими и другими методами исследования. Междисциплинарный подход дает возможность объединить методологическую базу для расширения научного знания. Системный метод является базовым, так как формирует целостное представление о традиции, культуре, функциях, ценностях и многое другое. Междисциплинарное изучение особенностей традиционной культуры посредством объединения знаний поможет сформировать полноценное представление о жизнедеятельности этноса, как в прошлом, так и прогнозировать его деятельность в будущем, так как этнос, несмотря на мультикультурализм сохраняет собственные ценности, возрождая утраченное. В современной науке в изучении традиционной культуры изменяются акценты, ученые применяют различные методологии, для предотвращения унификации культур, сохранения культурного разнообразия и самобытности.
Манзарханова Л.В. - Междисциплинарный подход в исследовании традиционной культуры c. 190-194

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.63921

Аннотация: В современной науке интерес к традиционной культуре постоянно растет, что обусловлено мультикультурными процессами, направленными на сохранение и развитие культурного разнообразия и толерантности. Мультикультурализм способствует самовыражению и позиционированию этнических групп и культурных общин на разных уровнях социальной институциолизации. Например, организовывать и вести просветительскую деятельность, открывать образовательные программы, возрождать объекты культового значения и др. Связано это с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим, информационным звеном с историческим наследием этноса, что помогает сохранить национально-культурную целостность. Традиционная культура рассматривается в культурологическом ракурсе познания, определяемая философскими, социологическими, историческими и другими методами исследования. Междисциплинарный подход дает возможность объединить методологическую базу для расширения научного знания. Системный метод является базовым, так как формирует целостное представление о традиции, культуре, функциях, ценностях и многое другое. Междисциплинарное изучение особенностей традиционной культуры посредством объединения знаний поможет сформировать полноценное представление о жизнедеятельности этноса, как в прошлом, так и прогнозировать его деятельность в будущем, так как этнос, несмотря на мультикультурализм сохраняет собственные ценности, возрождая утраченное. В современной науке в изучении традиционной культуры изменяются акценты, ученые применяют различные методологии, для предотвращения унификации культур, сохранения культурного разнообразия и самобытности.
А.С. Матвеев - Коммуникационная природа социального управления c. 643-649

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62665

Аннотация: Целью данной стать стало рассмотрение коммуникационной природы социального управления. Для этого в статье описываются различные подходы к интерпретации понятия управления, которое рассматривается через призму общефилосфского, информационного подходов, а также с точки зрения теории классического менеджмента. По итогам написания данной статьи были сделаны следующие выводы: 1. управление, являясь одним из атрибутов (основных, сущностных свойств) бытия, проявляется на всех уровнях организации бытия, от неживой природы до высокоорганизованных биологических организмов и социальных систем. 2. Важнейшей задачей социального управления является задача разрешения противоречий между субъектом и объектом управления. 3. Все фундаментальные свойства управления, присущие ему на всех уровнях организации систем, при переходе на социальный уровень организации сохраняются, принимая принципиально более сложные формы и становясь основой для новых, специфических свойств социального управления. 4. В условиях постиндустриального информационного общества именно убеждающая коммуникация выдвигается на первое по значимости место среди других способов социального управления, что естественным образом порождает бурное развитие коммуникативных технологий, направленных на более эффективное решение задач, связанных с убеждением объекта управления. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней представлены современные потенциально возможные направления развития связей с общественностью как механизма, регулирующего существования жизни общества, рассматриваемого через призму управляющего субъекта.
Масловская О.В., Богданова Н.Е. - Мост как элемент образа города и пространственной картины мира

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.15339

Аннотация: Объектом исследования является пространственный архетип моста, предметом – процессы человеческой идентификации (отождествления с местом) и пространственной ориентации, характеризующие роль мостов в построении образа города и взаимосвязи человека и места в пространственной концепции бытия. Авторы анализируют мосты как одни из наиболее выдающихся архитектурных элементов – «фигур» на менее структурированном «фоне», по терминологии гештальтпсихологии, – служащие объектами психологической идентификации. Другой аспект раскрываемой темы – роль мостов в пространственной ориентации, функционально необходимой и способной доставить чувство удовлетворённости, наполненности повседневного опыта экзистенциальными значениями. Общефилософская методология работы базируется на принципах экзистенциализма М. Хайдеггера. Архитектурная методология основана на элементах концепции «духа места» (Genius Loci) К. Норберг-Шульца, теории пространственной организации города К. Линча, «архитектуры образов» Ю. Палласмаа, философии современной архитектуры Ч. Дженкса. Одним из результатов исследования является развёрнутое обоснование исключительной роли мостов при освоении человеком природного и урбанизированного ландшафта, в раскрытии качества места в пространстве, его собирании и структурировании. Проведённый этимологический анализ глагола «мостить» (в смысле «делать и устраивать») также подтвердил сущность моста как «устроения», то есть приспосабливания, освоения места, его идентификации с внутренним миром человека. Авторы приходят к заключению о том, что наряду с системой высотных доминант и городскими площадями, мосты всегда играют ведущие роли в пространственной ориентации, являющейся функцией отчётливости образа города, элементами которого по терминологии К. Линча являются пути, границы, узлы, ориентиры, районы. Особым вкладом авторов в исследование роли мостов в структуре образа города является поэлементная детализация этих ролей. Так, мост концентрирует в себе значение «пути», он соединяет не только в территориальном отношении, но и в смысловом. Не являясь «границей» как таковой в понимании К. Линча, мост обнаруживает свою сущность в качестве порогового пространства, значимой точки на границе, как между реальными территориями, так и между символическими пространствами. Одно из определяющих значений моста – его роль «узла», перекрёстка дорог, как в буквальном, так и в символическом смысле. Кроме того, мосты успешно играют роль «ориентиров» – главных и выразительных элементов образа города. Мост является также центром притяжения, «узлом» какого-либо района, редко представляя собой район в целом. В статье отмечается, что характеристики идентификации и ориентации, разделяемые в исследованиях, на самом деле существуют не изолированно, а составляют совместно структурную основу образа города и пространственной картины мира. Новизна исследования заключается в попытке совмещения философского, теоретико-архитектурного и лингвистического дискурсов в изучении пространственного архетипа мостов, а также в их систематическом и детальном описании с точки зрения выбранной методологии.
Масловская О.В., Богданова Н.Е. - Мост как элемент образа города и пространственной картины мира c. 815-823

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67931

Аннотация: Объектом исследования является пространственный архетип моста, предметом – процессы человеческой идентификации (отождествления с местом) и пространственной ориентации, характеризующие роль мостов в построении образа города и взаимосвязи человека и места в пространственной концепции бытия. Авторы анализируют мосты как одни из наиболее выдающихся архитектурных элементов – «фигур» на менее структурированном «фоне», по терминологии гештальтпсихологии, – служащие объектами психологической идентификации. Другой аспект раскрываемой темы – роль мостов в пространственной ориентации, функционально необходимой и способной доставить чувство удовлетворённости, наполненности повседневного опыта экзистенциальными значениями. Общефилософская методология работы базируется на принципах экзистенциализма М. Хайдеггера. Архитектурная методология основана на элементах концепции «духа места» (Genius Loci) К. Норберг-Шульца, теории пространственной организации города К. Линча, «архитектуры образов» Ю. Палласмаа, философии современной архитектуры Ч. Дженкса. Одним из результатов исследования является развёрнутое обоснование исключительной роли мостов при освоении человеком природного и урбанизированного ландшафта, в раскрытии качества места в пространстве, его собирании и структурировании. Проведённый этимологический анализ глагола «мостить» (в смысле «делать и устраивать») также подтвердил сущность моста как «устроения», то есть приспосабливания, освоения места, его идентификации с внутренним миром человека. Авторы приходят к заключению о том, что наряду с системой высотных доминант и городскими площадями, мосты всегда играют ведущие роли в пространственной ориентации, являющейся функцией отчётливости образа города, элементами которого по терминологии К. Линча являются пути, границы, узлы, ориентиры, районы. Особым вкладом авторов в исследование роли мостов в структуре образа города является поэлементная детализация этих ролей. Так, мост концентрирует в себе значение «пути», он соединяет не только в территориальном отношении, но и в смысловом. Не являясь «границей» как таковой в понимании К. Линча, мост обнаруживает свою сущность в качестве порогового пространства, значимой точки на границе, как между реальными территориями, так и между символическими пространствами. Одно из определяющих значений моста – его роль «узла», перекрёстка дорог, как в буквальном, так и в символическом смысле. Кроме того, мосты успешно играют роль «ориентиров» – главных и выразительных элементов образа города. Мост является также центром притяжения, «узлом» какого-либо района, редко представляя собой район в целом. В статье отмечается, что характеристики идентификации и ориентации, разделяемые в исследованиях, на самом деле существуют не изолированно, а составляют совместно структурную основу образа города и пространственной картины мира. Новизна исследования заключается в попытке совмещения философского, теоретико-архитектурного и лингвистического дискурсов в изучении пространственного архетипа мостов, а также в их систематическом и детальном описании с точки зрения выбранной методологии.
Фетисова Е.Э. - «Семантическая поэтика» как онтологическое ядро неоакмеизма и философско-культурная парадигма ХХ-ХХI вв

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.15568

Аннотация: Статья призвана дать универсальное определение «семантической поэтике» как философско-культурному феномену ХХ века и как «кумулятивного центра» парадигмы неоакмеизма, проследить ее генезис, концептуально ориентированный на Античность, диалоги Сократа и Платона, особенности хронотопа, художественную эволюцию и границы, что, в свою очередь, подразумевает классификацию методологии и принципов ее художественно-исторической реконструкции. Представленное исследование, таким образом, является попыткой построения философско-культурной парадигмы неоакмеизма, а также некоторой универсальной методологии герменевтического анализа поэзии (В. Дильтей) в русле синергетического сосуществования философии и филологии (литературоведения). Художественное освоение мира неоакмеистами состоялось благодаря их способности воспринимать все пространство культурной памяти («текст культуры») как внутреннее пространство личного текста. В целях комплексного исследования данного явления используются многообразные методы: процедура движения по герменевтическому кругу, сопоставительный анализ, феноменологическая редукция (Э. Гуссерль), аксиологический метод, структурно-семиотическая интерпретация, направленная на расшифровку «глубинного смысла», онтологического «кода» феномена «семантической поэтики». Делается закономерный вывод о том, что в «семантической поэтике» неоакмеизма имеются некие устойчивые онтологические константы (индивидуализм, антропоцентризм, возрождение культурных архетипов и мифологем прошлого, пронизаннлость творчества поэтов божественной «творящей» Софией Вл. Соловьева, память «ненапрасного прошлого», универсализм поэтических инноваций), иными словами, внутренний ментальный «код», учитывающий индивидуальность каждого отдельного поэта-творца, но в то же время позволяющий философско-культурной парадигме неоакмеизма не только не растекаться (Ю.М. Лотман), но и объединять в своих границах порою формально совершенно разных творцов, обеспечивая парадигме жизнеспособность и устойчивость на протяжении ХХ-ХХI вв. Данный «код» становится ее ценностно-смысловой константой, обусловливая преемственность и уникальность ее развития как целостной исследовательской стратегии, позволяющей вновь и вновь реконструировать философско-культурную парадигму неоакмеизма в постоянно обновляющемся историческом контексте.
Фетисова Е.Э. - «Семантическая поэтика» как онтологическое ядро неоакмеизма и философско-культурная парадигма ХХ-ХХI вв c. 945-961

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.68056

Аннотация: Статья призвана дать универсальное определение «семантической поэтике» как философско-культурному феномену ХХ века и как «кумулятивного центра» парадигмы неоакмеизма, проследить ее генезис, концептуально ориентированный на Античность, диалоги Сократа и Платона, особенности хронотопа, художественную эволюцию и границы, что, в свою очередь, подразумевает классификацию методологии и принципов ее художественно-исторической реконструкции. Представленное исследование, таким образом, является попыткой построения философско-культурной парадигмы неоакмеизма, а также некоторой универсальной методологии герменевтического анализа поэзии (В. Дильтей) в русле синергетического сосуществования философии и филологии (литературоведения). Художественное освоение мира неоакмеистами состоялось благодаря их способности воспринимать все пространство культурной памяти («текст культуры») как внутреннее пространство личного текста. В целях комплексного исследования данного явления используются многообразные методы: процедура движения по герменевтическому кругу, сопоставительный анализ, феноменологическая редукция (Э. Гуссерль), аксиологический метод, структурно-семиотическая интерпретация, направленная на расшифровку «глубинного смысла», онтологического «кода» феномена «семантической поэтики». Делается закономерный вывод о том, что в «семантической поэтике» неоакмеизма имеются некие устойчивые онтологические константы (индивидуализм, антропоцентризм, возрождение культурных архетипов и мифологем прошлого, пронизаннлость творчества поэтов божественной «творящей» Софией Вл. Соловьева, память «ненапрасного прошлого», универсализм поэтических инноваций), иными словами, внутренний ментальный «код», учитывающий индивидуальность каждого отдельного поэта-творца, но в то же время позволяющий философско-культурной парадигме неоакмеизма не только не растекаться (Ю.М. Лотман), но и объединять в своих границах порою формально совершенно разных творцов, обеспечивая парадигме жизнеспособность и устойчивость на протяжении ХХ-ХХI вв. Данный «код» становится ее ценностно-смысловой константой, обусловливая преемственность и уникальность ее развития как целостной исследовательской стратегии, позволяющей вновь и вновь реконструировать философско-культурную парадигму неоакмеизма в постоянно обновляющемся историческом контексте.
Малинкин А.Н. - Коллекционирование: красивые вершки – убогие корешки? (Философско-антропологические предпосылки одной культурной традиции)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.16165

Аннотация: Предмет статьи – коллекционерство как социально-культурный феномен. Автор ставит своей целью выявить философско-антропологические предпосылки сложившейся на Западе культурной традиции – представлять публике коллекционеров в неблаговидном свете: как фанатиков, аферистов, маньков. Эта традиция, не адекватно отражающая действительность, успешно воспроизводится под влиянием экономических факторов, определяющих специфику массовой культуры. Но изначально она основывается на фрейдистской методологии выбора и анализа феноменов культуры. На примере интерпретации Ж. Бодрийяром социального феномена коллекционерства автор показывает, что reductio ad libido используется как универсальная культурологическая объяснительная схема. Применение этой схемы рассматривается как мифологизаторство, а её системообразующий элемент, доктрина сублимации, квалифицируется как наукообразный миф. Метод – критический анализ историко-философских текстов, социально-феноменологическое исследование социальных и культурных явлений на эмпирическом и теоретическом уровнях. В историко-философском экскурсе автор предлагает взглянуть на концепцию сублимации З. Фрейда глазами М. Шелера. Отбрасывая её вульгарные трактовки как «духовную алхимию», последний всё же находит в ней оригинальное рациональное зерно. Автор полагает, что именно здесь – точка ближайшего соприкосновения взглядов двух мыслителей, позволяющая говорить о влиянии Фрейда на метафизику позднего Шелера. Развивая идею К. Маркса о «самодеятельности», приходит к выводу, что коллекционирование – это выражение свободы, способ активной самореализации человека в свободное время, форма деятельного самоутверждения личности в обществе. Коллекционер не может быть натуралистически редуцирован ни к homo libidinosus Фрейда, ни к homo politicus Ницше, ни к homo oeconomicus Маркса. Он, как и субъект любой культурной практики, движим не столько тремя основными бытийно-жизненными силами, сколько направляющими эти силы душевными и духовными устремлениями, которые ориентированы на ценности, идеалы и нормы культуры, не сводимые ни к одной из этих сил, ни ко всем ним вместе.
Малинкин А.Н. - Коллекционирование: красивые вершки – убогие корешки? (Философско-антропологические предпосылки одной культурной традиции) c. 1328-1338

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.67046

Аннотация: Предмет статьи – коллекционерство как социально-культурный феномен. Автор ставит своей целью выявить философско-антропологические предпосылки сложившейся на Западе культурной традиции – представлять публике коллекционеров в неблаговидном свете: как фанатиков, аферистов, маньков. Эта традиция, не адекватно отражающая действительность, успешно воспроизводится под влиянием экономических факторов, определяющих специфику массовой культуры. Но изначально она основывается на фрейдистской методологии выбора и анализа феноменов культуры. На примере интерпретации Ж. Бодрийяром социального феномена коллекционерства автор показывает, что reductio ad libido используется как универсальная культурологическая объяснительная схема. Применение этой схемы рассматривается как мифологизаторство, а её системообразующий элемент, доктрина сублимации, квалифицируется как наукообразный миф. Метод – критический анализ историко-философских текстов, социально-феноменологическое исследование социальных и культурных явлений на эмпирическом и теоретическом уровнях. В историко-философском экскурсе автор предлагает взглянуть на концепцию сублимации З. Фрейда глазами М. Шелера. Отбрасывая её вульгарные трактовки как «духовную алхимию», последний всё же находит в ней оригинальное рациональное зерно. Автор полагает, что именно здесь – точка ближайшего соприкосновения взглядов двух мыслителей, позволяющая говорить о влиянии Фрейда на метафизику позднего Шелера. Развивая идею К. Маркса о «самодеятельности», приходит к выводу, что коллекционирование – это выражение свободы, способ активной самореализации человека в свободное время, форма деятельного самоутверждения личности в обществе. Коллекционер не может быть натуралистически редуцирован ни к homo libidinosus Фрейда, ни к homo politicus Ницше, ни к homo oeconomicus Маркса. Он, как и субъект любой культурной практики, движим не столько тремя основными бытийно-жизненными силами, сколько направляющими эти силы душевными и духовными устремлениями, которые ориентированы на ценности, идеалы и нормы культуры, не сводимые ни к одной из этих сил, ни ко всем ним вместе.
Бродский А.И. - ТРАВМА И КОНСТРУКЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ На материале истории восточноевропейских евреев конца XIX – начала XX века

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.15885

Аннотация: Объектом исследования являются процессы формирования национального самосознание. Исследование проводится на материале истории восточноевропейский евреев конца XIX – начала XX века. Исследуется роль психологической травмы в формирования самосознания нации, а также значение таких психологических факторов как отчуждение, вытеснение, сублимация. Особое внимание уделяется процессам ассимиляции и самоизоляции наций в их культурном развитии. В истории еврейской культуры эти процессы обозначаются такими понятиями как "гаскала", "традиционализм", "модернизм", "духовный и политический сионизм". Автор исходит из конструктивистских представлений о формировании наций, которые, по его мнению, могут быть дополнены некоторыми положениями психоанализа. В статье доказывается, что, как в индивидуальном, так и в национальном развитии, полученная на раннем этапе психологическая травма не только формирует различные болезненные симптомы и комплексы, но и является необходимым моментом в становлении самосознания. Национальное сознание реагирует на травмирующие его обстоятельства двояким образом: сначала – самоотрицанием и стремлением присвоить «чужую идентичность», то есть ассимиляцией; затем, когда первое не удается – самоизоляцией и регрессией к своим прошлым состояниям. Но ассимиляторский этап не проходит бесследно, и в последующей самоизоляции культура использует те принципы смыслового конструирования, которые приобрела на стадии самоотрицания. И самоотрицание и самоизоляция являются невротическими реакциями на травмирующие нацию обстоятельства. Но без этих реакций не может быть никакого культурного развития.
Бродский А.И. - ТРАВМА И КОНСТРУКЦИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ На материале истории восточноевропейских евреев конца XIX – начала XX века c. 1783-1793

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.12.67258

Аннотация: Объектом исследования являются процессы формирования национального самосознание. Исследование проводится на материале истории восточноевропейский евреев конца XIX – начала XX века. Исследуется роль психологической травмы в формирования самосознания нации, а также значение таких психологических факторов как отчуждение, вытеснение, сублимация. Особое внимание уделяется процессам ассимиляции и самоизоляции наций в их культурном развитии. В истории еврейской культуры эти процессы обозначаются такими понятиями как "гаскала", "традиционализм", "модернизм", "духовный и политический сионизм". Автор исходит из конструктивистских представлений о формировании наций, которые, по его мнению, могут быть дополнены некоторыми положениями психоанализа. В статье доказывается, что, как в индивидуальном, так и в национальном развитии, полученная на раннем этапе психологическая травма не только формирует различные болезненные симптомы и комплексы, но и является необходимым моментом в становлении самосознания. Национальное сознание реагирует на травмирующие его обстоятельства двояким образом: сначала – самоотрицанием и стремлением присвоить «чужую идентичность», то есть ассимиляцией; затем, когда первое не удается – самоизоляцией и регрессией к своим прошлым состояниям. Но ассимиляторский этап не проходит бесследно, и в последующей самоизоляции культура использует те принципы смыслового конструирования, которые приобрела на стадии самоотрицания. И самоотрицание и самоизоляция являются невротическими реакциями на травмирующие нацию обстоятельства. Но без этих реакций не может быть никакого культурного развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.