Культура и искусство - рубрика Книжная культура и искусство книги
по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Рубрика "Книжная культура и искусство книги"
Книжная культура и искусство книги
Гениева Е.Ю. - Библиотека как центр межкультурной коммуникации
Аннотация: Модель, реализованная в коммуникационной библиотеке, представляет, быть может, единственный шанс для обучения поведению в многополярном, глобализированном, мозаичном пространстве современной действительности. Это достижимо, когда библиотека ставит своей целью не сохранение идеалов прошлых эпох, а удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей, когда она стремится обнаружить, обнажить общезначимые проблемы, сосредоточить на них внимание; предоставить свои помещения, информационные ресурсы и каналы связи для организации современных «переговорных площадок» с максимальным количеством сервисов для диалога. В отличие от театра – «школы жизни», поликультурная библиотека прежде всего – «школа общения».
Колымагин Б.Ф. - Будущее детища Гуттенберга. Размышления о книге Александра Люсого «Поэтика предвосхищения».
Аннотация: Статья представляет собой авторские размышления по поводу монографии Александра Люсого «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму культурологии: теоретическая комедия» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011). Высоко оценивая эту культурологическую работу, автор статьи пытается понять значение этого издания для современной культуры, для актуализации книги как источника образов, а не только знания. Книга Люсого анализируется в контексте появления электронных изданий и книг-инсталляций, дизайнерских книг.
Маньковская Н.Б. - Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии c. 50-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.39409

EDN: VRFGGR

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблематика в романтической эстетике одного из ее лидеров во Франции – Виктора Гюго. Прослежена эволюция его эстетических воззрений – от приверженности эстетике классицизма и роялистским взглядам до сложившейся теории и художественной практики романтизма, окрашенных демократическим пафосом. Выявлено ядро эстетики Гюго – оригинальная концепция гротеска, нашедшая убедительное воплощение в его поэзии, драматургии, исторических романах. Рассмотрены такие магистральные темы как соотношение трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, содержания и формы, свободы и упорядоченности, исторической правды и вымысла в искусстве, романтической символизации в контексте становления концепции художественной сущности романтизма у Гюго. Проанализированы особенности его художественно-эстетической концепции, связанные с национальной спецификой искусства, местным колоритом, проблематикой художественного вкуса, вдохновения, воображения, эстетического наслаждения, художественного стиля, гения, таланта. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вся эта тематика составляет основу суждений Гюго о характере романтической драмы как вершины поэзии XIX века и ее отличий от классицистической трагедии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Особый вклад автора заключается в том, что изучение эстетической теории и художественной практики Гюго основано на оригинальном материале. В статье проведен сравнительный анализ воплощения эстетических взглядов Гюго в различных видах и жанрах искусства. Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Розин В.М. - Записные книжки Романа Фаерштейна как зеркало его личности c. 51-69

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.3.32291

Аннотация: В статье автор анализирует записные книжки художника, архитектора и дизайнера Романа Фаерштейна. В них отражены определенные стороны более чем двацателетнего творчества этого мастера эмигрировавшего в Германию вместе с семьей. Приводятся отдельные рисунки и фрагменты дневниковых размышлений из записных книжек. Автор рассматривает личность Романа Фаерштейна и высказывает гипотезу, что последний жил как бы в зазоре двух культур (российской и немецкой), создав собственный мир. Этот мир он как художник, проектировщик и эмигрант наделил соответствующими чертами ‒ эстетическими, конструктивными, рефлексивными. Увидеть это позволило изучение записных книжек мастера. В статье реализована определенная методология: анализ рисунков и текстов из записных книжек, формулирование гипотез, демонстрация рисунков, сравнительный анализ, реализация гуманитарного дискурса. В результате проведенного исследования автору удалось лучше понять трансформацию, личности, которая произошла с Романом Фаерштейном, объяснить некоторые особенности его творчества в эмиграции, высказать гипотезу о характере рисунков и текстов из записных книжек, использовать для анализа эволюции личности мастера некоторые результаты реконструкции личности Павла Флоренского.
Чурсина А.А. - Внедрение фотографического метода иллюстрирования в отечественные печатные издания 1918–1936 гг. c. 72-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.10.29253

Аннотация: Статья посвящена изучению использования фотоколлажа и фотомонтажа в качестве метода иллюстрирования отечественных печатных изданий 1918–1936 гг. Целью исследования является установление общих черт и коренных различий между рассматриваемыми методами. Задача статьи состоит в том, чтобы на примере ключевых событий в истории фотоколлажа и фотомонтажа проследить исторический путь перехода от использования в качестве иллюстрации фотографии в её самом привычном виде до активного внедрения в иллюстрирование изданий методов фотоколлажа и фотомонтажа. Методология исследования представлена анализом и синтезом информации из различных источников, функциональным методом, а также сравнением содержания методов фотоколлажа и фотомонтажа. Основные выводы проведённого исследования заключаются в том, что в нём выявлены достоинства и недостатки фотоиллюстрации в целом, рассмотрены её выразительные средства. В статье определены общие и различные черты фотоколлажа и фотомонтажа, раскрыта их сущность. Автором установлено, какое влияние оказали рассматриваемые методы на современные медиа.
Б. В. Рейфман - Живое кино как не визуальный образ: по поводу книги К. Э. Разлогова «Мировое кино: История искусства экрана» c. 76-78
Аннотация: в статье дается анализ авторской формы, организующей большой фактический материал в только что изданной книге К. Э. Разлогова о мировом кинопроцессе. Образ «истории кино», созданный им, сравнивается с живым организмом, развивающимся в череде новых рождений, но сохраняющим неизменное основание своей жизни. Речь идет о повествовательной структуре, в которой идея коллажа сочетается с «железным сценарием», обеспечивающим информационному массиву текста необходимую упорядоченность.
Б. Ф. Колымагин - Будущее детища Гутенберга: размышления о книге А. П. Люсого «Поэтика предвосхищения» c. 96-98
Аннотация: статья представляет собой авторские размышления по поводу монографии А. П. Люсого «Поэтика предвосхищения: Россия сквозь призму культурологии: теоретическая комедия» (М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011). Высоко оценивая эту культурологическую работу, автор статьи пытается понять ее значение для современной культуры, для актуализации книги как источника образов, а не только знания. Монография Люсого анализируется в контексте появления электронных изданий, книг-инсталляций, дизайнерских книг.
Лавров Д.Е. - Палехский художник И. И. Голиков и его оформление книги «Слово о полку Игореве»: к вопросу о творческих заимствованиях c. 102-109

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.36523

EDN: XLHQXP

Аннотация: Предметом исследования является анализ иллюстраций, созданных палехским художником Иваном Ивановичем Голиковым для «Слова о полку Игореве» – крупнейшего памятника книжной графики палехского искусства. Подробно раскрывается предыстория, причины предоставления И. И. Голикову заказа на иллюстрирование книги издательством «Academia», ход работы И. И. Голикова над его выполнением, а также то впечатление, которое произвело это издание на заказчиков и советское общество. Цель статьи – помимо показа возможности плодотворной работы художника-миниатюриста в области искусства, не связанной с традиционной для Палеха лаковой миниатюрой, дать анализ творческого метода И. И. Голикова при работе над иллюстрированием указанного издания. Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и иконографический методы исследования, автор в то же время акцентирует внимание на качествах И. И. Голикова как новатора и экспериментатора в искусстве, что и предопределило как заказ на иллюстрирование «Слова» именно этому палехскому мастеру, так и грандиозный успех, выпавший на долю этого книжного издания. Именно в исследовании этих новаторских качеств И. И. Голикова, пытающегося «уйти» от стилистики лаковой миниатюры в своей работе над изданием «Слова», состоит научная новизна исследования. Основным выводом статьи является положение об универсальности И. И. Голикова как художника, которая и позволила ему проиллюстрировать издание «Слова о полку Игореве», сразу после своего выхода ставшее общепризнанным шедевром искусства советской книжной графики.
Н. А. Лапкина - Прогулки с книгой: как включать науку в образовательные программы и программы раннего развития детей c. 102-105
Аннотация: в статье впервые дается описание разрабатываемой автором методики, направленной на формирование естественной толерантности и механизмов межкультурной адаптации посредством коммуникативного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Новаторство разработки заключается использовании научной литературы по культуре и искусству непосредственно в работе с детьми. Автор репрезентирует свои практические наработки и теоретические исследования в данном направлении. Их апробация произведена в рамках проекта Творческие мастерские межкультурной адаптации «Аура», а также на одноименном мастер-классе, проведенном 18 октября 2012 г. в рамках Дней Российского института культурологии во Всероссийской библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Алиханова В.Л. - Массовизация культуры и искусства на примере деятельности современных библиотек c. 103-107

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.11.32047

Аннотация: В статье рассматривается трансформация книжной культуры в контексте деятельности современной библиотеки, в частности, на примере воздействия культурной политики государства на данный феномен. Особое внимание уделяется изменению в деятельности библиотек в рамках Национального проекта "Культура" и Модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек. В контексте работы автором отмечается трансформация самого феномена библиотеки и являющиеся следствием данных процессов массовизация культуры, стирание границ между элитарным и масссовым, превращение читателя в массового "потребителя". Основными методами исследования выступают функциональный анализ и диалектический метод. Применяется также кампаративисткий анализ в части рассмотрения функций современной библиотеки в сравнении с исторически первыми формами их работы. Новизна исследования заключается в том, что процесс трансформации библиотек рассматривается системно и нелинейно, с учетом противоречивости данного процесса. Автор акцентирует внимание на трансформации библиотеки как феномена культуры, ее сущности, что приводит к угрозе размытия понимания библиотеки и, как следствие, утрате ею своей уникальности и дисфункции, как социокультурного учреждения.
Гуларян А.Б. - «Грядущая война» как жанр литературы

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.11425

Аннотация: Одним из важнейших показателей готовности общества к новой войне является появление сценариев грядущей войны в литературе. Сценарии «военно-утопических романов» нередко становились прологом действительных событий, «угадывали» характер и контуры будущих сражений. Ведь они отражали эпоху и господствующие в обществе общественные настроения. Не прошли мимо темы грядущей войны и отечественные писатели фантасты. В России жанр «военно-утопического романа» последовательно становился средством выражения своих идей для отставных и действующих военных, средством конструирования желаемого будущего и его пропаганды для революционно настроенной интеллигенции, средством мобилизации общественного сознания для коммунистического руководства страны в предвоенный период. Сюжеты литературных произведений свидетельствуют также о том, что сталинское руководство по-прежнему готовилось к революционно-классовой войне. Жанр сценария грядущих войн выполняет в обществе две социально значимые функции: предупреждения о надвигающейся войне и мобилизации общественного сознания в предвоенный период.
Гуларян А.Б. - «Грядущая война» как жанр литературы c. 653-664

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64026

Аннотация: Одним из важнейших показателей готовности общества к новой войне является появление сценариев грядущей войны в литературе. Сценарии «военно-утопических романов» нередко становились прологом действительных событий, «угадывали» характер и контуры будущих сражений. Ведь они отражали эпоху и господствующие в обществе общественные настроения. Не прошли мимо темы грядущей войны и отечественные писатели фантасты. В России жанр «военно-утопического романа» последовательно становился средством выражения своих идей для отставных и действующих военных, средством конструирования желаемого будущего и его пропаганды для революционно настроенной интеллигенции, средством мобилизации общественного сознания для коммунистического руководства страны в предвоенный период. Сюжеты литературных произведений свидетельствуют также о том, что сталинское руководство по-прежнему готовилось к революционно-классовой войне. Жанр сценария грядущих войн выполняет в обществе две социально значимые функции: предупреждения о надвигающейся войне и мобилизации общественного сознания в предвоенный период.
Рожкова Н.В. - Художественно-функциональная специфика хронотопа в прозе Германа Гессе

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.11426

Аннотация: Данная работа имеет целью исследование особенностей хронотопа художественного наследия немецкого писателя Германа Гессе, который использует систему пространственных и временных ориентиров в процессе решения антропологических и онтологических проблем. Если пространственные отношения показаны через разные виды движения и художественное исследование пространства позволяет писателю решать антропологические проблемы, то категория времени занимает немецкого художника слова в связи с онтологической проблематикой, в частности, делается попытка средствам литературы изучить соотнесённость категорий духовного, временного и культурного. К тематике, характеристикам и образам пространства писатель обращается при характеристике аксиосферы личности, при описании отдельных психологических состояний и процессов, а также при выявлении вектора развития внутреннего мира человека. Проблему времени немецкий писатель ставит и решает в онтологическом ключе. Противопоставляя время и безвременье (вечность), писатель утверждает существование мира вечной, чистой, творческой, божественной духовности, с которым соотнесены бытие культуры и бытие личности.
Рожкова Н.В. - Художественно-функциональная специфика хронотопа в прозе Германа Гессе c. 665-672

DOI:
10.7256/2454-0625.2013.6.64027

Аннотация: Данная работа имеет целью исследование особенностей хронотопа художественного наследия немецкого писателя Германа Гессе, который использует систему пространственных и временных ориентиров в процессе решения антропологических и онтологических проблем. Если пространственные отношения показаны через разные виды движения и художественное исследование пространства позволяет писателю решать антропологические проблемы, то категория времени занимает немецкого художника слова в связи с онтологической проблематикой, в частности, делается попытка средствам литературы изучить соотнесённость категорий духовного, временного и культурного. К тематике, характеристикам и образам пространства писатель обращается при характеристике аксиосферы личности, при описании отдельных психологических состояний и процессов, а также при выявлении вектора развития внутреннего мира человека. Проблему времени немецкий писатель ставит и решает в онтологическом ключе. Противопоставляя время и безвременье (вечность), писатель утверждает существование мира вечной, чистой, творческой, божественной духовности, с которым соотнесены бытие культуры и бытие личности.
Розин В.М. - Эволюция книги в пространстве западной культуры (От глиняной книги к электронной)

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13372

Аннотация: В статье рассматривается эволюция книги, начиная от ее происхождения в культуре Древнего мира заканчивая нашим днем. Одной из предпосылок книги выступало изобретение и развитие письменности, другой – становление личности и общества. Книга на первых этапах своего развития обеспечивала консолидацию общества, состоявшего из личностей; потом к первичной функции книги добавляются новые (виртуального путешествия, развлечения, познания и образования). Появление книги существенно повлияло на человека, способствуя формированию разных реальностей его сознания, а также новых способностей. С переходом к культуре Нового времени складываются массовые аудитории читателей и новые требования к книге, что повлекло за собой появление печатного станка и книги нового типа (большую роль здесь сыграла технологизация). В последней части статьи рассматривается вторая техническая революция, приведшая к появлению электронной книги и Интернету. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Исследование, представленное в статье, предполагало проблематизацию, ситуационный анализ и целиком опиралось на метод псевдогетического анализа, позволяющего осуществить культурно-историческую реконструкцию книги. В результате исследования удалось показать, что книга прошла большую эволюцию, существенными факторами которой выступала смена культур, технические изобретения, проблемы и требования общества и личности. Книга способствовала не только консолидации общества и реализации в нем личности, но конституировала некоторые стороны сознания человека и его способности.
Травников С.К. - Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.5.16795

Аннотация: В статье рассматривается метод литературного монтажа, который Вальтер Беньямин теоретически обосновал и использовал на практике в своих «Пассажах». Связанный с концепцией диалектического образа, этот метод предполагал монтаж текста из цитат, взятых в самых разных источниках — от газет до поэзии. В философии Беньямина литературный монтаж играет важную роль: это практическая реализация многих его теоретических концепций в области эстетики, историографии и философии истории, таких как «кич», «шок», «сон» и т.д. В статье анализируются теоретические разработки Беньямина в их связи с практической реализацией в «Пассажах». Исследуется связь монтажного метода с понятием «времени сейчас», изучается темпоральная структура монтажного образа в связи с историографической концепцией Беньямина [Пенски]. Предлагается прочтение»Пассажей» как «будильника» для «спящего общества» [Меннингхауз]. Обращаясь к образам, которыми питается память двух-трех поколений его современников, Беньямин хотел провести читателя через галерею своих «Пассажей» в прошлое, к истокам, у которых питается информационный шум городской среды. Согласно нашему прочтению, Беньямин рассчитывал вызывать у своих читателей переживание сродни прозрению, когда изменяется восприятие времени, а действительность являет свой подлинный облик — катастрофу.
Розин В.М. - Эволюция книги в пространстве западной культуры (От глиняной книги к электронной) c. 702-711

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.65708

Аннотация: В статье рассматривается эволюция книги, начиная от ее происхождения в культуре Древнего мира заканчивая нашим днем. Одной из предпосылок книги выступало изобретение и развитие письменности, другой – становление личности и общества. Книга на первых этапах своего развития обеспечивала консолидацию общества, состоявшего из личностей; потом к первичной функции книги добавляются новые (виртуального путешествия, развлечения, познания и образования). Появление книги существенно повлияло на человека, способствуя формированию разных реальностей его сознания, а также новых способностей. С переходом к культуре Нового времени складываются массовые аудитории читателей и новые требования к книге, что повлекло за собой появление печатного станка и книги нового типа (большую роль здесь сыграла технологизация). В последней части статьи рассматривается вторая техническая революция, приведшая к появлению электронной книги и Интернету. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Обсуждается, почему электронная книга вытесняет бумажную. Исследование, представленное в статье, предполагало проблематизацию, ситуационный анализ и целиком опиралось на метод псевдогетического анализа, позволяющего осуществить культурно-историческую реконструкцию книги. В результате исследования удалось показать, что книга прошла большую эволюцию, существенными факторами которой выступала смена культур, технические изобретения, проблемы и требования общества и личности. Книга способствовала не только консолидации общества и реализации в нем личности, но конституировала некоторые стороны сознания человека и его способности.
Травников С.К. - Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина c. 702-707

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.5.68271

Аннотация: В статье рассматривается метод литературного монтажа, который Вальтер Беньямин теоретически обосновал и использовал на практике в своих «Пассажах». Связанный с концепцией диалектического образа, этот метод предполагал монтаж текста из цитат, взятых в самых разных источниках — от газет до поэзии. В философии Беньямина литературный монтаж играет важную роль: это практическая реализация многих его теоретических концепций в области эстетики, историографии и философии истории, таких как «кич», «шок», «сон» и т.д. В статье анализируются теоретические разработки Беньямина в их связи с практической реализацией в «Пассажах». Исследуется связь монтажного метода с понятием «времени сейчас», изучается темпоральная структура монтажного образа в связи с историографической концепцией Беньямина [Пенски]. Предлагается прочтение»Пассажей» как «будильника» для «спящего общества» [Меннингхауз]. Обращаясь к образам, которыми питается память двух-трех поколений его современников, Беньямин хотел провести читателя через галерею своих «Пассажей» в прошлое, к истокам, у которых питается информационный шум городской среды. Согласно нашему прочтению, Беньямин рассчитывал вызывать у своих читателей переживание сродни прозрению, когда изменяется восприятие времени, а действительность являет свой подлинный облик — катастрофу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.