Статья 'Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Литературный монтаж в «Пассажах» Вальтера Беньямина

Травников Семен Константинович

аспирант, кафедра социального функционирования искусства, Государственный институт искусствознания

120000, Россия, г. Москва, пер. Козицкий, 5

Travnikov Semyon Konstantinovich

post-graduate student of the Department of Social Functioning of Art at State Institute of Art Studies

120000, Russia, Moscow, per. Kozitsky, 5

travnikov.semyon@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0625.2016.5.16795

Дата направления статьи в редакцию:

28-10-2015


Дата публикации:

28-10-2016


Аннотация: В статье рассматривается метод литературного монтажа, который Вальтер Беньямин теоретически обосновал и использовал на практике в своих «Пассажах». Связанный с концепцией диалектического образа, этот метод предполагал монтаж текста из цитат, взятых в самых разных источниках — от газет до поэзии. В философии Беньямина литературный монтаж играет важную роль: это практическая реализация многих его теоретических концепций в области эстетики, историографии и философии истории, таких как «кич», «шок», «сон» и т.д. В статье анализируются теоретические разработки Беньямина в их связи с практической реализацией в «Пассажах». Исследуется связь монтажного метода с понятием «времени сейчас», изучается темпоральная структура монтажного образа в связи с историографической концепцией Беньямина [Пенски]. Предлагается прочтение»Пассажей» как «будильника» для «спящего общества» [Меннингхауз]. Обращаясь к образам, которыми питается память двух-трех поколений его современников, Беньямин хотел провести читателя через галерею своих «Пассажей» в прошлое, к истокам, у которых питается информационный шум городской среды. Согласно нашему прочтению, Беньямин рассчитывал вызывать у своих читателей переживание сродни прозрению, когда изменяется восприятие времени, а действительность являет свой подлинный облик — катастрофу.


Ключевые слова:

Вальтер Беньямин, Пассажи, литературный монтаж, коллаж, диалектический образ, гипертекст, шок, кич, вчувствывание, бездействующая диалектике

Abstract: The article is devoted to the method of literary montage that was theoretically justified and practically used by Walter Benjamin in his 'Arcades'. Being related to the concept of the dialectical image, the method implied combining quotations from all kinds of sources including magazines, journals and poetic works. Literary montage played an important role in Benjamin's philosophy and was a practical implementation of the greater part of his theoretical concepts developed in int he spheres of aesthetics, historiography and philosophy of history such as 'kitsch', 'shock', 'dream', etc. In this article Travnikov analyzes theoretical insights of Walter Benjamin from the point of view of their practical implementation in his 'Arcades'. The researcher has also studied the relationship between the montage method and the concept of 'present time' as well as the temporal structure of a montage image in relation to Walter Benjamin's concept [Penski]. It is also offered to treat 'Arcades' as the 'alarm clock' for the 'sleeping society' [Menninghaus]. Appealing to the images that have been nourishing the memory of the two or three generations before him, Walter Benjamin intended to make the readers feel something like an insight when the time is perceived in a completely different way and the reality shows its true face - catastrophe. 


Keywords:

inactive dialectics, empathy, kitsch, shock, hypertext, dialectical image, collage, literary montage, Arcades, Walter Benjamin

Библиография
1. Беньямин В. Париж, столица XIX столетия. В книге: Беньямин В. Озарения. М.: Мартис, 2000.
2. Беньямин В. Шарль Бодлер: поэт в эпоху зрелого капитализма. М., 2004.
3. Зацепин В. "Passagen-Werk" Вальтера Беньямина: архитектура, аллегория и историческое движение. // Шарль Бодлер & Вальтер Беньямин. Политика & Эстетика. Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
4. Травников С. Вальтер Беньямин и Теодор Адорно: спор о диалектическом образе. Евразийский союз ученых. Философские науки. # 4. М., 2014. С. 64.
5. Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991.
6. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.
7. Dillon G. Montage/Critique: Another Way of Writing Social History. Электронный ресурс: http://faculty.washington.edu/dillon/rhethtml/crmontage/ (дата обращения 21.10.2015).
8. Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979.
9. Menninghaus, W. On the «Vital Significance» of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of «Bad Taste». // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
10. McLaughlin K. Ur-ability. Force and Image from Kant to Benjamin. // Releasing the Image. From literature to new media. Edited by Jacques Khalip and Robert Mitchell. Stanford, 2011.
11. Pensky, M. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
12. Perloff, Marjorie. Unoriginal Genius: Poetry by Other Means in the New Century. Chicago: University Of Chicago Press, 2010
References
1. Ben'yamin V. Parizh, stolitsa XIX stoletiya. V knige: Ben'yamin V. Ozareniya. M.: Martis, 2000.
2. Ben'yamin V. Sharl' Bodler: poet v epokhu zrelogo kapitalizma. M., 2004.
3. Zatsepin V. "Passagen-Werk" Val'tera Ben'yamina: arkhitektura, allegoriya i istoricheskoe dvizhenie. // Sharl' Bodler & Val'ter Ben'yamin. Politika & Estetika. Kollektivnaya monografiya. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015.
4. Travnikov S. Val'ter Ben'yamin i Teodor Adorno: spor o dialekticheskom obraze. Evraziiskii soyuz uchenykh. Filosofskie nauki. # 4. M., 2014. S. 64.
5. Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991.
6. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.
7. Dillon G. Montage/Critique: Another Way of Writing Social History. Elektronnyi resurs: http://faculty.washington.edu/dillon/rhethtml/crmontage/ (data obrashcheniya 21.10.2015).
8. Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979.
9. Menninghaus, W. On the «Vital Significance» of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of «Bad Taste». // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
10. McLaughlin K. Ur-ability. Force and Image from Kant to Benjamin. // Releasing the Image. From literature to new media. Edited by Jacques Khalip and Robert Mitchell. Stanford, 2011.
11. Pensky, M. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
12. Perloff, Marjorie. Unoriginal Genius: Poetry by Other Means in the New Century. Chicago: University Of Chicago Press, 2010
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.