Статья 'Массовизация культуры и искусства на примере деятельности современных библиотек' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Массовизация культуры и искусства на примере деятельности современных библиотек

Алиханова Вероника Левановна

аспирант, кафедра истории философии и культуры, Воронежский государственный университет

394018, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, Университетская площадь, 1

Alikhanova Veronika Levanovna

Postgraduate Student, Department of History of Philosophy and Culture, Voronezh State University

394018, Russia, Voronezhskaya oblast', g. Voronezh, Universitetskaya ploshchad', 1

alihanova.veronika@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2020.11.32047

Дата направления статьи в редакцию:

27-01-2020


Дата публикации:

11-12-2020


Аннотация: В статье рассматривается трансформация книжной культуры в контексте деятельности современной библиотеки, в частности, на примере воздействия культурной политики государства на данный феномен. Особое внимание уделяется изменению в деятельности библиотек в рамках Национального проекта "Культура" и Модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек. В контексте работы автором отмечается трансформация самого феномена библиотеки и являющиеся следствием данных процессов массовизация культуры, стирание границ между элитарным и масссовым, превращение читателя в массового "потребителя". Основными методами исследования выступают функциональный анализ и диалектический метод. Применяется также кампаративисткий анализ в части рассмотрения функций современной библиотеки в сравнении с исторически первыми формами их работы. Новизна исследования заключается в том, что процесс трансформации библиотек рассматривается системно и нелинейно, с учетом противоречивости данного процесса. Автор акцентирует внимание на трансформации библиотеки как феномена культуры, ее сущности, что приводит к угрозе размытия понимания библиотеки и, как следствие, утрате ею своей уникальности и дисфункции, как социокультурного учреждения.


Ключевые слова:

библиотека, книга, культура, массовизация, искусство, чтение, модернизация, трансформация, модельный стандарт, проект

Abstract: This article reviews the transformation of book culture in the context of activity of modern libraries, as well as the impact of government cultural policy upon this phenomenon. Special attention is given to the changes in the activity of libraries within the framework of national project “Culture” and model standard of the activity of public libraries. In The author underlines the transformation of the phenomenon of library, and the result of these processes reflected in blurring the distinctions between the upmarket and mass, and turning the audience into mass “consumer”. In the course of this research, the author applies functional analysis, dialectical method, and comparative analysis for consideration of the functions of modern library in relation to the historically first forms of their activity. The novelty consists in systemic and nonlinear analysis of the process of transformation of libraries, taking into account incoherence of this process. Emphasis is placed on the transformation of library as a cultural phenomenon, its essence, which leads to the vague understanding of the concept of library, and thus, result, loss of its uniqueness and dysfunction as a sociocultural institution.


Keywords:

library, book, culture, massization, art, reading, modernization, transformation, model standard, project

Библиотека как учреждение культуры и как культурный феномен на протяжении практически всей человеческой истории играла важнейшую роль в жизни общества – роль хранительницы книги и транслятора знания. Являясь носителем информационной и когнитивной функций, она оказала заметное влияние на эволюцию человеческой цивилизации. Однако статус библиотек и даже их функции заметно видоизменялись с течением времени. Как пишет С.С. Араславнова: «Роль и значение библиотеки зависит от основных тенденций развития культуры. В каждый исторический момент библиотечный фонд отражает пройденный человечеством путь через составленные им тексты». [1, c. 180]

Историческая эволюция института библиотек может стать предметом отдельного обширного исследования – библиотека прошла долгий путь от хранительницы сакральной информации, которая не могла и не должна была передаваться простому человеку (как это было, например, в Древнем Востоке), до учреждения с гуманитарной миссией – функцией просвещения масс. Процессы, происходящие в современной культуре, значительно меняют статус и роль библиотеки как социо-культурного учреждения. «Вступление общества в информационную эру, формирование глобальных информационно-коммуникативных сетей неизбежно влияет на характер взаимодействия социума и библиотеки. Появление новых носителей информации, трансформация функций библиотеки и книги, изменение систем информационных ресурсов затрагивают динамику развития культуры, аксиологические приоритеты современного общества» – отмечает С.С. Арасланова. [1, c. 182]

Говоря о процессах, влияющих на роль библиотек в современном обществе, мы имеем в виду так называемый цифровой культурный поворот, компьютеризацию, глобализацию, изменение стратегий культурной политики в отношении библиотек и т.д. Современная библиотека, подстраиваясь под невероятно быстрым темпом идущий научно-технический прогресс, цифровизацию, появление и развитие сети Интернет, меняющиеся потребности потребителя в данных условиях, должна отвечать новым требованиям и стандартам, существенно изменяя свой облик – как в физическом смысле, так и в ценностном. В современном информационном обществе библиотеки стали более зависимыми от технологий. Расширенный доступ к информации, рост скорости ее получения, усложнение процесса поиска и анализа знаний, развитие сетевых технологий внесли изменения в структуру работы библиотеки. [2, c. 634]

Рассмотреть все изменения, влияющие на деятельность библиотек, в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому остановимся на одном из аспектов данных трансформаций. В частности, на наш взгляд, интерес представляет «Национальный проект «Культура» [6], на примере реализации которого можно проследить множество интересных тенденций в изменении миссии и роли библиотек в современной отечественной культуре в целом.

Национальный проект «Культура», разработанный в рамках Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», начал реализовываться 1 января 2020 года. Одна из задач Указа – развитие сети муниципальных библиотек. В 2014 году Министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским был утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», тогда же было принято решение о создании в регионах России пилотных проектов модельных библиотек – библиотек нового поколения. С 2015 года реализовано несколько пилотных проектов модельных библиотек. [3]

Библиотеки-участницы проекта были модернизированы – помещения отремонтированы, фонды пополнены и оцифрованы, в залах появилась современная техника для читателей, была создана «доступная среда» для людей с ограниченными возможностями здоровья, зоны отдыха, были организованы новые формы работы с читателями и т.д. Пилотные проекты оказались весьма успешны – возросла посещаемость библиотек-участниц примерно на 50%, увеличилось число мероприятий (до 200 % прироста), частота посещений возросла в 2,5 раза. Библиотеки, ставшие участницами данного проекта, действительно стали современными культурными центрами своего региона, в которых можно получить доступ к самой разнообразной информации, провести досуг, заняться хобби и т.д.

Примером подобной трансформации в рамках пилотного проекта может служить Лысогорская межпоселенческая центральная библиотека, в которой после модернизации появился мультимедиа зал, зоны для групповой работы, кафе, книжный магазини др. После капитального ремонта и дизайна внутреннего пространства в библиотеке появились новые зоны: зона общения; выставочное пространство; зона открытого фонда; зона индивидуальной работы с книгами и материалами; зона лекций и кинопоказов; зона работы за компьютерами; детское пространство и другие. Теперь здесь можно будет провести виртуальную экскурсию, мастер-класс, телемост, виртуальную конференцию, круглый стол, презентацию, разнообразные игры, заседания клубов по интересам, литературные студии, концерты, выставки, перформансы и многое другое. [4]

Однако, на наш взгляд, нельзя не отметить противоречивости последствий реализации данного проекта, которые кроются в самом смысле изменений.

В указанном нами выше «Модельном стандарте деятельности общедоступных библиотек» присутствует следующее положение: «Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию». [5] Данное положение дает библиотекам определенную свободу при внедрении новых форм деятельности по организации досуга читателей. В результате мы имеем библиотеку нового поколения, модернизация в которой не сводится лишь к техническим новшествам, усовершенствованию фондов и помещений.

Не все нововведения оказываются направлены лишь на обеспечение читателя необходимой информацией, организацию мероприятий, популяризацию книги, соответствие библиотеки требованиям цифрового прогресса. В библиотеке нового поколения можно будет, например, посетить курсы по робототехнике и 3D моделированию, побывать на экскурсиях в другой стране мира с помощью очков виртуальной реальности, поиграть в настольные игры, отпраздновать день рождения, сделать домашнюю работу на «Библиопродлёнке» и т.д. Список можно продолжать настолько, насколько хватит креативностии возможностей у сотрудников конкретной библиотеки. В результате мы видим уже не просто библиотеку, а некое универсальное учреждение досуга, в котором можно провести время, независимо от того, связан ли запрос потребителя с книгой (уже вряд ли можно назвать его просто читателем) или же он желает просто отдохнуть.

В данном контексте, на наш взгляд, справедливо будет задаться вопросом – является ли вообще это новое учреждение библиотекой? Это скорее некий культурный гибрид, в котором, несомненно, будут храниться книги, однако это уже вряд ли останется его основной функцией. Наверняка, ведущее место займет рекреационная функция. Именно в таком смысле мы говорим о массовизации книжной культуры и искусства на современном этапе ее развития в контексте библиотек. Библиотека в данных условиях оказывается неким институтом для удовлетворения потребностей массового потребителя, подобно кафе, торгово-развлекательному центру или кинотеатру.

Если мы говорим о библиотеке как феномене, исторически существующем в пространстве элитарной культуры, то современные социо-культурные условия активно смещают ее в пространство массовой культуры. Возникает некий парадокс, на наш взгляд. Если ранее библиотека должна была побороть подобные явления (мы имеем в виду, способствовать повышению уровня культуры человека, давая ему возможность провести досуг за чтением), то на данном этапе своего развития она становится практически агентом потребительской культуры, ярким ее олицетворением, предоставляя возможность провести досуг в своих стенах как угодно, не притрагиваясь при этом к книге. Элитарная и массовая культура здесь сливаются воедино, происходит размытие границ между ними, что в конечном итоге приводит к тому, что не остается ни того, ни другого. Однако такой подход к искусству умаляет его классическое предназначение: «Подлинная польза искусства состоит в том, что это особая деятельность человеческого духа, имеющая свою собственную область действия и удовлетворяющая особым потребностям человека». [7, С. 337].

Конечно же, мы не предлагаем возвращение к примитивным формам работы библиотек, и тем более, мы не выступаем против технических новшеств в их работе. Однако нам представляется другой выход – соответствие форм досуга в библиотеке статусу библиотеки как культурного учреждения, главной функцией которого является хранение и распространение книжной культуры. В библиотеках, на наш взгляд, можно проводить читки, литературные вечера, выставки, поэтические соревнования, презентации книг, литературные гостиные, обзоры и т.д. Другими словами, нам кажется, что мероприятия и досуг в библиотеках должны быть обязательно связаны с книгой, искусством и т.д. Это позволит библиотеке сохранить статус и роль хранительницы культурного наследия. К тому же, на наш взгляд, такой подход окажется более целесообразным с точки зрения повышения общего уровня культуры читателей, которые все же будут проводить время в библиотеках для овладения знаниями, получения или передачи информации, высокоинтеллектуального досуга взамен примитивному развлечению в виде настольных игр или праздников, ведь для подобных целей существуют отдельные, специально отведенные типы учреждений. Это позволит сохранить библиотеку как учреждение-носителя элитарной культуры.

Таким образом, по нашему мнению, процессы, происходящие в современной культуре, оказывают существенное влияние на деятельность библиотек, однако это влияние не всегда можно связать с положительными явлениями. С одной стороны, мы наблюдаем модернизацию библиотек, популяризацию чтения, повышение их посещаемости, а с другой стороны, новации, внедряемые в библиотеки, заставляют нас усомниться в том, что современная нам библиотека останется ею в привычном смысле этого слова, а также дают нам повод говорить о массовизации библиотек, а вместе с ними – книжной культуры и искусства в целом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования представленной статьи – трансформация деятельности современных библиотек. Актуальность работы обусловлена изменяющейся ролью библиотек в современном обществе. Новизна работы связана с культурологическим анализом трансформации современных библиотек. Автор опирается на методы культурологического анализа и историко-культурный метод.
Автор характеризует роль и миссию библиотек в жизни общества, отмечает изменение условий функционирования библиотек под влиянием так называемого цифрового культурного поворота и компьютеризации. В качестве примера автор разбирает проект модельных библиотек в рамках национального проекта «Культура». Автор характеризует плюсы модернизации: ремонты, оснащение техникой, возросшая посещаемость, появление ряда новых мероприятий. В то же время автор отмечает неоднозначность трансформации роли библиотек: новые формы деятельности превращают библиотеку в «универсальное учреждение досуга», которое не всегда связано с «книжной деятельностью». По мнению автора статьи, возникает опасность трансформации библиотеки в институт «для удовлетворения потребностей массового потребителя». Тем самым, автор статьи рассматривает процесс трансформации библиотек в контексте размытия границ между элитарной и массовой культуры, что приводит к «массовизации библиотек и книжной культуры в целом».
Статья требует редакторских правок:
- «слипшийся» текст, например: «В современном информационном обществе библиотеки стали более зависимыми от технологий.Расширенный доступ к информации, рост скоростиее получения» и так далее по всему тексту;
- пропущены пробелы перед тире: «Библиотеки-участницы проекта были модернизированы– » и другие примеры;
- некорректное сокращение т.д.: «тд.»;
- опечатки: «соответствие форм досуга в библиотеке статуту библиотеки».
Некоторые выводы автора статьи могут восприниматься дискуссионно, но имеют место быть. Работа представляет интерес для читательской аудитории. Библиография соответствует содержанию статьи.
К содержанию статьи у рецензента нет вопросов, но работа требует значительной редакторской правки (прежде всего, из-за «слипшегося» текста). Соответственно, статью рекомендуется отправить на техническую доработку по итогам которой она безусловно может быть опубликована.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.