по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 10-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Этнология и культурная антропология
Усов А.А. - Крестьянский дом как фактор формирования культурного ландшафта Русского Севера и Арктики (на примере с. Пурнема) c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35018

Аннотация: Предметом исследования является традиционное жилище в природном и культурном пространстве Русского Севера и Арктики. Цель работы — изучить особенности крестьянского дома с. Пурнема как фактор формирования культурного ландшафта Онежского Поморья. Жилище изучается не в качестве обособленной конструкции, но как неотъемлемая часть северорусского культурного ландшафта, один из ключевых элементов традиционной поморской культуры — русского варианта морской культуры в Арктике. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе экспедиционных работ 2020 г. на территории Онежского Поморья в с. Пурнема, Онежский район, Архангельская область. Были привлечены архивные источники Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (г. Москва), памятники деревянной архитектуры музея под открытым небом «Малые Корелы» (Архангельская область). Полученные результаты основываются на применении комплекса методов: системного, культурно-исторического, искусствоведческого, этнокультурологического. Эмпирические данные получены путем фотофиксации памятников архитектуры, выполнения схематических обмеров, проведения этнографического анкетирования местных жителей методом интервью. Также, исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А. Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. Сделан вывод о том, что архитектурно-конструктивные особенности дома, тип усадьбы и поселения в целом демонстрируют особый образ жизни русского человека в суровой лесной зоне и специфику его приспособления к местному климату. В условиях Севера и Арктики, крестьянский дом выступает в качестве стабилизирующего фактора адаптации, обеспечивающего устойчивое сосуществование населения и сформировавшегося здесь культурного ландшафта, и, следовательно – эффективность этно-социального и экологического развития северных и арктических территорий РФ.
Экранная культура и экранные искусства
Калениченко М.В. - Творчество Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов "Леннаучфильм" в 1970-1980-е гг. c. 19-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35584

Аннотация: Статья посвящена изучению творчества режиссеров Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов «Леннаучфильм» в 1970–1980-е гг. На основе архивных документов, представленных в Центральном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, анализируется работа киностудии: проведена классификация фильмографии по формально-содержательному критерию, а также выявлены ключевые процессы, характерные в рассматриваемый период. Были выделены следующие основные направления: естественнонаучное, технико-пропагандистское, историко-революционное, военно-патриотическое, социально-бытовые, история искусства и культуры. Особое внимание в статье уделяется кинокартинам, которые затрагивают темы, ранее не включенные в поле научно-популярного кинематографа.   Новизна научного исследования заключается в типологизации тематических направлений ленинградской киностудии, как целостной творческой системы, а также сравнение сюжетов научно-популярных кинотекстов по каждому направлению в течение двух десятилетий. В результате определены основные направления, которые не только расширили тематическое поле в работе студии, но и в корне изменили представление о целях и задачах научно-популярного кинематографа. В период перестройки меняется основной объект научно-популярного кино. В центре внимания не наука и технические достижения, а человек и общество. Режиссеры через свое творчество выражали отношение общества к науке, поднимая вопросы трансформации нравственности и морали при научно-технической революции. Получает развитие идея вреда научных достижений и ответственности ученых перед обществом. Творчество ленинградских режиссеров несомненно расширило идейно-художественный диапазон, предложив свое видение специфики научно-популярного кинематографа в СССР.
История искусств
Матюнина Д.С., Ноздрачева М.В. - "Вычеркнутый психологизм" женского салонного портрета эпохи модерна: портреты Елены Олив работы художника Константина Сомова и Марины Маковской работы Александра Головина c. 30-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35467

Аннотация: Рассматривая женский портрет эпохи рубежа XIX – XX веков, стилистически принадлежащий к «салонной» линии живописных портретов русского модерна, авторы статьи анализируют два портрета художников объединения «Мир искусства» - портрет Елены Олив работы Константина Сомова (1914, ГТГ) и Марины Маковской Александра Головина (1912, ГРМ). Оба портрета относятся к сериям женских портретов, выполненных Константином Сомовым и Александром Головиным в начале 1910-х годов. Общий круг заказчиков (заказчиц) художников, похожие форматы работ, композиционные и стилистические приёмы позволяют сравнить выбранные портреты и найти некоторое концептуальное сходство. Выявляя стилистические, формальные и концептуальные закономерности обеих работ на фоне созданных художниками серий похожих портретов, авторы обнаруживают, что общепринятый критерий «психологизма» образов в оценке этих произведений неприменим. Женский портрет эпохи модерна оказывается репрезентативным, создающим "стильные" образы современниц, отвечающим вкусам заказчиков и настроениям Belle Epoque, но практически не ориентированным на личностную характеристику и психологизм образа в традиционно понимаемом смысле. Исследователи обнаруживают однако в рассматриваемых портретах обобщения и характеристики, иным способом и в другом ракурсе раскрывающие психологию изображенных моделей и объемно конструирующие женский образ рубежной эпохи: феномен "скрытого психологизма", перспективы изучения которого в портрете модерна открывает настоящая работа.
Актуальный вопрос
Усачев А.В. - Философия и религия в творчестве П.А. Флоренского c. 43-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35046

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является философское творчество русского религиозного мыслителя П.А. Флоренского. Предметом исследования является его развернутая концепция религиозной философии, которая отчасти вносит ясность в впорос разделения единства философии и религии в современном пространстве мышления. На протяжении многих веков философия определялась по отношению к религии. Мнения ученых и философов только в эпоху Возрождения окончательно склонились к тому, что данные науки могут существовать раздельно, преследуя свои оригинальные цели. Богословие должно заниматься доказательством бытия Бога и вопросами его доступности для человеческого разума и главное - для веры. Тема философии - человек и его бытие. Основными выводами исследования являются утверждения о том, что философия и религия не противоречат друг другу ни по предмету изучения ни по основным познавательным установкам, которые развивают идеи о человеке в его бытии. В России начала XX века сложилось такое положение дел, при котором если философия не признает бытия Бога, то оказывается неполноценной наукой, которая не имеет права на существование. Только материалистическое направление в философии отрицало значение и бытие Бога. Оно было преодолено целой плеядой таких мыслителей, как Н. Бердяев, С. Франк, П. Струве, С. Булгаков и др. Обострение этого вопроса на рубеже веков дало толчок к тому, что исследователи констатировали особую болезненность и судьбоносность религиозного вопроса для индивидуальности человека.
Ван Ш. - Художественное образование в Китае в ХХ веке: национальные черты, международные тенденции и российское влияние (на примере Центральной академии изящных искусств) c. 54-65

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35397

Аннотация: Центральная академия изящных искусств – единственное высшее учебное заведение изящных искусств, находящееся в ведении Министерства образования Китайской Народной Республики. История Национальной художественной школы в Бэйпине восходит к основанию Национальной школы изящных искусств в Пекине в 1918 году, которую поддержал известный педагог искусств и первый директор Цай Юаньпей. Это была первая национальная школа в истории Китая, положившая начало современному китайскому образованию в области изящных искусств. Данная статья посвящена анализу основных событий более чем вековой истории школы, что позволяет проследить за развитием китайского художественного образования, более детально изучить данный вопрос и подумать о том, какое место занимает современный Китай в мире искусства. Новизна исследования заключается в осмыслении процесса становления художественного образования Китая в ХХ веке, классификации национальных черт данного периода на примере Центральной академии изящных искусств в Пекине, а также анализе советского влияния на китайское художественное и искусствоведческое образование. Благотворным оказалось международное сотрудничество с русской школой живописи, в частности, связи с Академией художеств им. И. Е. Репина. Благодаря обучению китайских студентов в СССР, последующие поколения студентов Академии получили возможность пользоваться этим ценным опытом. Старинные техники и сюжеты получили новую жизнь в современном исполнении, что по праву можно назвать достижением и прогрессом в национальной культуре.
Галимова Н.В. - Фамильная тамга как социокультурный графический символ c. 66-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35564

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы малоизученных социокультурных практик духовно-познавательного фонда национальных культур, среди которых важным является изучение историко-эстетической специфики графической символики. В частности, рассмотрен идеографический образ фамильного владельческого символа «тамга», с точки зрения взаимовлияний этнокультурных практик разных народов, проявляющихся через систему символов. Проанализировано взаимодействие этнических графических символов в эволюционных процессах социокультурной деятельности этносов. Символические идеографические образы всегда играли значимую роль в эволюционных процессах социокультурной деятельности общества. Символы послужили причиной для возникновения письменности, искусства, образования, воспитания и по настоящее время связаны с современным мировоззрением, В процессе исследования определились характерные художественные черты социально-знаковых форм национальной культуры. Существуя как визуальной формы управления процессами духовного развития, символические формы проникают из одной творческой системы в другую, оказывая прямое влияние на художественно-эстетическое содержание и культурное значение нового образа. Эти графические коды, в зависимости от смысловой обобщенности определяют культурную значимость символа в народном творчестве. Наличие сравнительно небольшого количества опубликованного материала, посвященного изучению графического образа социального знака (тамга), позволит обобщить результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в этой сфере.
Естествознание, техника и культура
Розин В.М. - Изучение и понятие техники (взгляд от методологии и культурологии) c. 74-81

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35331

Аннотация: В статье ставится вопрос о природе техники, в частности, можно ли считать, что есть единая техника, которая эволюционирует и развивается в культуре, или существуют разные техники, которые в генезисе связаны между собой. Рассматриваются аргументы за и против, а также другие проблемы, разрешение которых проливает свет на природу техники. При этом автор приходит к выводу, что инвариантные характеристики техники (техника как артефакт, синергия эффектов природы и деятельности человека, как социальное тело человека, как концептуализация, как условие социальности) представляют собой не онтологию техники, а методологию.   Чтобы разрешить дилемму «техника или техники», анализируются два современных состояния техники ‒ инженерия и технология. Разводится техника как деятельность по созданию технических изделий и техника как техническая среда, существенно определяющая жизнь человека. Утверждается, что к технологии вел деятельностный поворот и поворот, которой позднее связали с менеджментом, включающим исследование и рациональную перестройку деятельности специалистами, подготовленными для решения подобных задач. В конце концов, автор склоняется в пользу принятия тезиса не об одной, а многих техниках. Завершается статья обсуждением Интернета как нового вида техники.
История искусств
Ван Ш. - Традиции советской школы искусствознания в выпускных работах китайских студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина рубежа 1950-1960-х годов (по архивным материалам) c. 82-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35248

Аннотация: Аннотация: статья посвящена актуальной искусствоведческой проблеме и позволяет выявить степень влияния традиций советской академической искусствоведческой школы на художественное образование Китайской Народной Республики. Основополагающая роль в данном процессе принадлежит китайским студентам, обучавшимся в 1950-1960-е гг. в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, а также их преподавателям и научным руководителям. В статье проанализированы стенографические материалы государственной аттестации четырех китайских студентов Факультета теории и истории искусств, которые защитили работы в 1959 и 1960 гг. Новизна исследования заключается в том, что ранее не использованные в научном обороте материалы Научного архива Российской академии художеств, в частности, работа со стенографическими материалами государственной аттестации выбранных студентов, поспособствовали пониманию некоторых особенностей искусствоведения и художественного образования Китайской Народной Республики, выявлению традиции советской школы искусствоведения и ее влиянию на китайское образование на рубеже 1950-1960-х гг. Впоследствии китайские выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина стали продолжателями традиций советской искусствоведческой школы, и своей профессиональной деятельностью в КНР заложили основу для обучения грядущих поколений работников искусства. На основании проанализированного материала можно выделить несколько актуальных направлений советской школы, повлиявших на развитие китайской искусствоведческой науки.
Цао Т. - История развития китайской масляной живописи в период с 1900 по 1949 гг. c. 94-103

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35528

Аннотация: После поражения в Опиумной войне 1840 г. правительство китайской династии Цин осознало передовой характер западных технологий и культуры и приступило к всестороннему изучению западного опыта. Изучение китайскими художниками западной живописи стало важной частью этого процесса. Период 1900-1949 гг. был важным этапом в истории развития китайской живописи, который был связан с началом развития китайской масляной живописи. В данной работе проанализированы особенности развития китайской живописи посредством сопоставления соответствующих исторических документов, связанных с пятью культурными явлениями, возникшими в этот период, а также проведено обобщение этапов изучения западной живописи в Китае в данном историческом периоде. Проанализирован вклад и влияние китайских студентов на развитие китайской масляной живописи, изменения в живописных стилях, а также объединение китайского художественного опыта в западной масляной живописи, были рассмотрены особенности основных объединений китайских художников в этот период. Особенности развития масляной живописи в Китае включают в себя пять аспектов. Изучение западной живописи в Китае не было одобрением западной традиции масляной живописи, а скорее способом улучшения отсталой традиции Китая того времени, а также было средством повышения его международного статуса. Именно поэтому у китайского правительства стояла очень четкая цель в распространении западного искусства живописи в Китае. Политические реформы были важным фактором, способствующим этому культурному изменению. Благодаря данным реформам, происходившим в то время в Китае, развитие живописи стало одним из основных факторов развития китайской культуры и искусства.
Архитектура и дизайн
Шер А.А., Тимофеева Р.А. - Творчество Алекса Штайнвайса. Оформление обложки музыкального альбома как новое направления в графическом дизайне c. 104-115

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.4.35373

Аннотация: В статье раскрывается тема творчества Алекса Штайнванса — графического дизайнера (1917 -2011), работавшего в США в области музыкальной индустрии. Исследуются причины и следствия возникновения нового направления в графическом дизайне, связанного с оформлением обложек музыкальных альбомов (cover design), проводится анализ некоторых обложек, созданных дизайнером в 40-ых годах XX века. Так же в статье представлен краткий обзор эволюции носителей звукозаписи и изделий упаковочного производства для них. Предметом исследования является искусство Алекса Штайнвайса. Объектом исследования выступают конверты для виниловых пластинок LP, оформленные дизайнером в период его работы в кампании Colambia Record (1930-1940- ые годы). Актуальность исследования можно объяснить новой волной интереса к виниловым пластинкам и как следствие графическому дизайну в контексте музыкальной индустрии, а также необходимостью подготовки специалистов для работы в современной музыкальной индустрии. Новизна исследования состоит в изучении причинно-следственных связей появления нового направления графическом дизайне по оформлению музыкальных обложек. В результате исследования очевидным становится влияние ряда социально-экономических факторов и деятельности Алекса Штайнвайса на появление нового направления в графическом дизайне, а так же возникает вывод об актуальности изучения творчества дизайнера для студентов и представителей творческих профессий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.