Статья 'Творчество Алекса Штайнвайса. Оформление обложки музыкального альбома как новое направления в графическом дизайне ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Творчество Алекса Штайнвайса. Оформление обложки музыкального альбома как новое направления в графическом дизайне

Шер Алина Андреевна

Заместитель директора Института экономики и социальных технологий СПбГУПТД, аспирант кафедры, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

191186, Россия, Ленинградская автономная область, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

Sher Alina Andreevna

Deputy Director of the Institute of Economics and Social Technologies of Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

191186, Russia, Leningradskaya avtonomnaya oblast', g. Saint Petersburg, ul. Bol'shaya Morskaya, 18

sher_spbitd@inbox.ru
Тимофеева Римма Александровна

кандидат искусствоведения

доцент, кафедра Истории и теории искусств, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

191186, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

Timofeeva Rimma Aleksandrovna

PhD in Art History

Docent, the department of History and Theory of Art, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

191186, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, ul. Bol'shaya Morskaya, 18

sher_spbitd@inbox.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.4.35373

Дата направления статьи в редакцию:

30-03-2021


Дата публикации:

10-05-2021


Аннотация: В статье раскрывается тема творчества Алекса Штайнванса — графического дизайнера (1917 -2011), работавшего в США в области музыкальной индустрии. Исследуются причины и следствия возникновения нового направления в графическом дизайне, связанного с оформлением обложек музыкальных альбомов (cover design), проводится анализ некоторых обложек, созданных дизайнером в 40-ых годах XX века. Так же в статье представлен краткий обзор эволюции носителей звукозаписи и изделий упаковочного производства для них. Предметом исследования является искусство Алекса Штайнвайса. Объектом исследования выступают конверты для виниловых пластинок LP, оформленные дизайнером в период его работы в кампании Colambia Record (1930-1940- ые годы). Актуальность исследования можно объяснить новой волной интереса к виниловым пластинкам и как следствие графическому дизайну в контексте музыкальной индустрии, а также необходимостью подготовки специалистов для работы в современной музыкальной индустрии. Новизна исследования состоит в изучении причинно-следственных связей появления нового направления графическом дизайне по оформлению музыкальных обложек. В результате исследования очевидным становится влияние ряда социально-экономических факторов и деятельности Алекса Штайнвайса на появление нового направления в графическом дизайне, а так же возникает вывод об актуальности изучения творчества дизайнера для студентов и представителей творческих профессий.


Ключевые слова:

графический дизайн, музыкальная продукция, музыкальный альбом, Алекс Штайнвайс, виниловая пластинка, дизайн обложек, конверт для пластинки, музыка, упаковка для носителей, дизайнер

Abstract: This article is discusses the works of the graphic designer Alex Steinweiss (1917 – 2011), who was involved in music industry of the United States. The author examines the causes and effects of the emergence of a new trend in graphic design, associated with the design of music album covers, as well as analyzed some of the covers invented by Steinweiss in the 1940s. A brief overview is given to the evolution of sound recording media and their packaging. The subject of this research is the art of Alex Steinweiss, while the object is the envelopes for LP vinyl records, invented by the designer during his work for the Columbia Record Label (1930s – 1940s). The relevance of this article is substantiate by the new wave of interest in vinyl records, and thus graphic design in the context of music industry, as well as by the demand to prepare specialists for working in modern music industry. The novelty lies in examination of causal link of the emergence of new trend graphic design on inventing music album covers. The conducted research indicates the influence of a number of socioeconomic factors and activity of Alex Steinweiss upon the emergence of a new trend in graphic design. The author concludes on the relevance of studying the creative path of Alex Steinweiss for the students and representatives of art professions.


Keywords:

graphic design, music production, music album, Alex Steinweiss, vinyl record, cover design, record sleeve, music, media packaging, designer

Виниловая пластинка – это, без преувеличения, один из символов XX века, однако, они продолжают пользоваться популярностью и сегодня. По данным RIAA [1] в 2020 году продажи виниловых пластинок превысили продажи музыкальных CD впервые за 30 лет. Стоит отметить, что многие обложки для виниловых пластинок, созданные в XX веке, имеют большую значимость с точки зрения развития графического дизайна. Созданные образы и приемы тиражируются в массовой культуре и переосмысливаются современными дизайнерами. На сегодняшний день создание обложки для музыкального альбома или отдельных композиций является необъемлемой частью подготовки к релизу (публикации), однако, так было не всегда. Первым, кто подошел с творческой точки зрения к оформлению обложки музыкального альбома был Алекс Штайнвайс. Деятельность этого человека помогла графическому дизайну стать неотъемлемой частью музыкальной индустрии.

Творчество Алекса Штайнвайса стало вызывать интерес со стороны исследователей относительно недавно, в конце XX – начале XXI века. Наиболее значимую работу в области систематизации информации о работе Штайнвайса провели дизайнер Кевин Рейган и историк графического дизайна Стивен Хеллер, выпустившие в 2011 году книгу «The Inventor of the Modern Album Cover» [2]. В издании опубликованы творческие работы, информация из биографии, а также воспоминания дизайнера. Кроме того, можно отметить Дженнифер Макнайт-Тронц, автора книги: ««For the Record: The Life and Work of Alex Steinweiss», где собрано более 100 самых известных и оригинальных графических работ Штайнвайса [3]. Помимо зарубежных изданий был сделан обзор отечественных исследований связанных с темой графического дизайна в области музыкальной индустрии, особый интерес вызвали: статья «Второе дыхание» винила: опыт работы с фондом виниловых пластинок в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова» Базиченко М.В. [4]; статья «Конверты старых пластинок: к вопросу создания коллекции» Семенюк А.А., [5], Синеокий О.В. «Дизайн конвертов и фирменных упаковок фонографической продукции как элемент рекламы в объективе права интеллектуальной собственности» [6] и др. Был рассмотрен ряд отечественных пособий для учащихся высших учебных заведений, в числе которых: «Графика» Н.П. Бесчастнов (2014) [7], учебное пособие Н.Л. Кузвесова «Графический дизайн от викторианского стиля до ар-деко» (2018) [8], пособие для студентов высших учебных заведений «Графический дизайн. Современные концепции» (2019) [9] и др. Отечественных исследований, непосредственно посвященных творчеству Штайнвайса обнаружить не удалось. Тем не менее, можно отметить несколько студенческих статей, где в объеме 1-2 абзаца перед раскрытием основных тем исследований есть упоминание о дизайнере, например, в статье «Дизайн обложек музыкальных альбомов» Куликовой Е.Д. 2016 года, в статье анализируются особенности стилевого оформления обложек музыкальных альбомов основных музыкальных жанров в 1960-1970-х гг. [10].

Опираясь на результаты анализа материалов можно отметить достаточно большое количество зарубежных книг, каталогов, статей, посвященных теме дизайна в музыкальной индустрии, некоторый рост интереса к теме со стороны отечественного научного сообщества. Вместе с тем выявлено недостаточное внимание к теме работы дизайнеров в области музыкальной индустрии в учебно-методической литературе для студентов творческих направлений.

Очевидно, что тема исследования находится на стыке музыки и художественного творчества. Восприятие музыки человеком предмет многих исследований. Сам отец эволюционной теории антрополог Чарльз Дарвин был озадачен способностью человека воспринимать музыку и способность эту назвал "самой загадочной из тех, коими одарено [человечество]" [11]. Запись звуков и в частности музыки была одной из интереснейших задач, ставших на пути научно-технического прогресса в XIX веке. Старейшей записью звука на пластинку считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи Firdt Sounds обнаружили ее 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли воспроизвести запись (10 сек), сделанную французским изобретателем Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, названного им фоноавтограф [12].В 1877 г. широко известный изобретатель и гений своего времени Томас Эдисон изобрел и запатентовал фонограф, с этого момента началось активное развитие звукозаписывающей индустрии [13].

Для исследования важно отметить, что вслед за носителями звукозаписи менялась и их упаковка. Для фонографа восковые цилиндры при продаже упаковывали в прочные картонные коробки (производились до 1929 г.), их оформление не было вариативным. Пластинки, выполненные из шеллака, изначально реализовывались без упаковки, однако, это приводило к поломке пластинок в процессе хранения (как стопкой, так и вертикально в стоящем ряду на полке). Позднее в качестве упаковки стали использовать бумажные конверты для демонстрации содержимого потенциальному покупателю в центре конверта делали круглый вырез [14]. В начале 1910-х гг., упаковка изменилась: несколько конвертов для пластинок стали сшивать кожаным переплетом в единую книгу из плотной бумаги, что улучшило условия хранения и увеличило срок использования самих пластинок. Именно в этот период в употребление входит понятие «альбом» record albums и record books (книги из записей), что связанно с аналогией по внешнему виду упаковки для хранения с фотоальбомами, получившими широкое распространение в последней трети XIX в. [15]. Обложка носила прежде всего утилитарную функцию: защищала содержимое от внешних воздействий.

Во многих статьях, посвященных дизайну обложек грамзаписей можно встретить утверждение, что первый конверт, который вполне можно назвать индивидуально оформленным под конкретную запись, — это конверт записи немецкой оперной певицы Фриды Ляйдер, на котором размещена ее фотография и подписано имя исполнительницы, а также название исполняемой композиции. В ходе исследования после анализа данных, указанных на обложке записи в одной из наиболее полных международных картотек грамзаписей Discos удалось найти данные о записи № D 1547, выпущенной кампанией «His Master’s Voise» (Shellac, 12", Mono), год выпуска записи обозначен как «unknown» [16]. Однако, на сайте Уорикского университета (англ. TheUniversityofWarwick) был обнаружен список, где по утверждению составителей перечислены все известные записи Фриды Ляйдер, среди которых были обнаружены две записи так же под номером № D 1547., сделанные 8 и 11 мая 1928 года соответственно в Королевском зале Лондона (London, Queen's Hall): HMV D 1547 [2-053325],[2-033133] May 11, 1928 HMV D 1547 [17]. Основываясь на гипотезе, что эти записи стали основой для выпуска упомянутой грампластинки уместно предположить, что первый индивидуально оформленный конверт для пластинки можно датировать 1928 годом.

Возможно, упаковка для носителей звукозаписи и дальше оставалась бы неприглядным конвертом из бумаги неопределенного цвета и низкого качества (за редким исключением), если бы в один прекрасный день 1939 года через порог звукозаписывающей студии Columbia Records не переступил 23-летний амбициозный выпускник Школы дизайна Парсона Алекс Штайнвайс.

Именно этот человек внес неоценимый вклад в осмысление музыкальной обложки как новой формы развития дизайн-проектирования. Штайнвайс родился 24 марта 1917 года в Бруклине, США. Его отец был дизайнером женской обуви из Варшавы (Польша), мать — швеей из Латвии. Он учился у Леона Френда, преподавателя изобразительных искусств, в средней школе Авраама Линкольна, входил в избранную группу студентов, известную как «Команда художников». Работы Штайнвайса были представлены в журнале PM Magazine, когда ему было всего 17 лет. В 1934 году получил стипендию школы дизайна Парсонса (Parsons School of Design — частная школа искусств и дизайна в Нью-Йорке), в 1937 году стал помощником новоприбывшего австрийского дизайнера Йозефа Биндер, после чего трудоустроился в Columbia Records. В 1940 году, будучи новым молодым арт-директором, дизайнер высказал идею, изменившую в дальнейшем систему понимания роли графического дизайнера в музыкальной индустрии о замене стандартной простой упаковки на привлекательную для покупателя иллюстрацию. «То, как продавались пластинки, было нелепо», — вспоминал Штайнвайс в интервью 1990 года. «Обложка были коричневой или зеленой бумагой. Она не привлекала покупателей» [18].

Руководство кампании не сразу согласовало данную идею с учетом возможных финансовых рисков, однако, решение было принято в пользу Штайнвайса. Первой пластинкой с полноценной обложкой нового образца считается сборник хитов популярного дуэта — композитора Ричарда Роджерса и поэта Лоренца Харта. Благодаря воспоминаниям Алекса Штайнвайса мы можем достаточно точно проследить процесс дизайн-проектирования знаменитой обложки 1939 года. Дизайнер долго размышлял над дизайном обложки, когда внезапно у него возникла идея. Тогда он быстро обратился к фотографу, и вдвоем они направились к знаменитому городскому Императорскому театру [2]. Так на обложке разместилась высококонтрастная фотография входной группы в театр, освещенная прожектором. На заднем плане мы видим тонкие линии концентрических окружностей аналогичные дорожкам на виниловой пластинке. Интересно, что первая обложка, выполненная Штайнвайсом по новому образцу, имеет не только день, но и конкретное место рождения идеи (249 W 45th W St, New York), где автор статьи имел возможность лично побывать.

Особенно важной часть исследования является анализ работ Алекса Штайнвайса созданных в 40-ые гг. XX века по время работы в Columbia Records — период становления особого стиля дизайнера, рассмотрим некоторые из них:

1. “Bruno Walter Conducting The Philharmonic-Symphony Orchestra Of New York» 1940 г. (рис.1), обложку, созданную Штайнвайсом можно с легкостью перепутать с работами современных дизайнеров, не трудно представить себе насколько новаторскими казались подобные работы публике начала 40-ых годов XX века.

Рис.1 Bruno Walter, Conducting The Philharmonic-Symphony Orchestra Of New York 1940г.

Автору исследования удалось установить, что на фоне обложки можно наблюдать фрагмент фото Статуи Терпсихоры рис.2, (Мрамор. Римская работа II в., Инв. № 308), место нахождения: Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз [19].

Рис. 2. Статуи Терпсихоры, (Мрамор. Римская работа II в., Ватиканские музеи, Музей Пия)

Место происхождения: «виллы Кассия» около Тиволи, 1744 г. Терпсихора, держащая лиру, муза танца, персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Поверх фотографии размещен слой, напоминающий перфорированную плоскость, фон имеет красный цвет, поверх расположились контрастные желтые круги различных диаметров, в которых черным шрифтом указана необходимая информация о записи. Кроме того, мы видим тонкие плавные линии на «узлах» пересечения которых размещены небольшие одинаковые окружности зеленого цвета, заключающие в себя силуэтные знаковые изображения музыкальных инструментов (вероятно, часть из тех, которые были использованы музыкантами оркестра): валторна, труба, корнет, фортепиано, барабаны, арфа, собирательный образ силуэта струнных инструментов. 2. «Various ‎– Boogie Woogie» Гигантские черно-белые руки, бьющие по клавишам пианино на обложке «Various ‎–Boogie Woogie» 1941 года явились заявлением протеста в эпоху, когда расовая сегрегация (даже в музыкальной индустрии) все еще допускалась.

3. Кавер на фортепианный концерт № 5 Бетховена. Его обложка на фортепианный концерт № 5 Бетховена, в которой луч белого света попадает в призму над фортепиано и раскладывается на цвета спектра (рис. 3) без сомнений повлиял на культовую обложку "The Dark Side Of The Moon" группы Pink Floyd, выполненную Стормом Торгерсоном спустя почти 30 лет (рис. 4).

Рис. 3. Кавер на фортепианный концерт № 5 Бетховена, 1941 г.

Рис. 4. "The Dark Side Of The Moon" группы Pink Floyd, 1973 г.

4. «Песни о свободных людях» Поля Робсона

Безусловно в работах дизайнера не могли не найти отражение важнейшие события эпохи. Например, во время Второй Мировой войны для альбома «Songs Of Free Men» Поля Робсона дизайнер создает графический памятник ужасам войны — скованную цепью руку, держащую нож, прокалывающий змею, отождествленную с фашизмом, о чем говорит изображенная на ней свастика (рис. 5).

Рис.5. Songs Of Free Men ‎1943 г

Дизайнер подбирает контрастное сочетание, традиционное для советских агитационных плакатов (черный, белый, красный). Во время Второй Мировой войны и после ее завершения средства массовой информации США транслировали новости, в том числе, связанные с геноцидом евреев, что не могло не находить отклика в душе дизайнера (отец Штайнвайса еврей, эмигрировавший из Польши в США).,

5. «Концерт для фортепиано с оркестром» Шостакович.

Можно утверждать, что не скрылась от внимания дизайнера и прогремевшая на весь мир история композитора Шостаковича, его Ленинградская симфония №7, прозвучавшая в оккупированном городе 9 августа 1942 года. Рассмотрение музыки как объединяющей спасительной силы словно находит отражение в иллюстрации для оформления конверта записи композитора 1946 года. Мы видим клавиши в окружении пустого пространства, по углам этой «крепости» расставлены развевающиеся красные флаги Советского Союза, а по центру красное фортепиано, словно метафора сердца непокоренного народа (рис. 6)

Рис. 6. «Концерт для фортепиано с оркестром» Шостакович, 1946 г

На основе проведенного анализа работ Штайнвайса можно сделать выводы по нескольким аспектам творчества дизайнера: с точки зрения техники исполнения, структуры макетов, стиля и формирующих его элементов.

В докомпьютерную эпоху дизайнер создавал графику высокого качества с точки зрения техники исполнения. Для оформления обложек Алекса Штайнвайс вручную писал шрифты итогом его работы в направлении типографики стало создание своего собственного шрифта Steinweiss Scrawl. Дизайнер занимался цветоделением для печати вручную, потому что технический процесс был только черно-белый, особенно часто дизайнер применял технику коллажа. Отсутствие на макетах обложек фото, особенно джазовых произведений можно объяснить не только предпочтениями дизайнера, но и с социально-экономической точки зрения: в большинстве своем исполнители джаза были темнокожими и компании, занимавшиеся выпуском и продажей пластинок, боялись, что фото самих исполнителей могут ухудшить продажи. В первое время дизайнер работал явно, следуя французской и немецкой графической традиции 1930-х годов [17]. Далее в процессе создания своих обложек Штайнвайс разработал уникальный фирменный стиль. Сочетание типографики с современными элегантными иллюстрациями, новые графические приемы в оформлении покорили индустрию и произвели своего рода революцию в дизайн-проектировании. Это новшество заменило обычные покрытия, используемые ранее, дав путь новому направлению в графическом дизайне (cover design).

В изучении творческой работы художника первое впечатление всегда самое сильное и верное, остальное, как известно, требует проверки и обоснования. [20]. Образы, созданные Штайнвайсом для обложек бьют быстро и точно в цель, позволяя зрителю даже при мимолетном взгляде заметить метафоры и культурные символы. Обложки стала приоткрывать двери на пути к пониманию смыслов музыкальных произведений, стала поводом для размышлений о связи музыки и графики.

Особое место в исследовании занял вопрос, почему именно Алексу Штайнвайсу было суждено совершить революцию в индустрии, воспользовавшись идеей сочетания музыки и графических образов, которая, как может нам показаться сегодня, лежала на самой поверхности.

Во-первых, для того, чтобы объяснить причины подобного успеха новой идеи необходимо обратить внимание на общекультурные тенденции, связанные с периодом 30-ых и началом 40-ых годов XX века в США.В начале 1930-х годов президент США Франклин Рузвельт разработал масштабную программу восстановления экономики для выхода из «Великой депрессии», и возможности графического дизайна получили еще большее признание. Программа поддержки художников, включенная в WPA (Управление прогресса работ), использовала художников для рекламной работы, в результате чего было создано множество прекрасных плакатов и различной полиграфической рекламной продукции [21]. Жизнь людей наполнялась красками и на фоне всеохватывающей индустрии рекламной графики неприметные бумажные конверты уже совершенно не отвечали покупательским ожиданиям. Тем жизни ускорялся, покупатели начали привыкать совершать более быстрые импульсивные покупки, тем временем в музыкальных магазинах для выбора подходящей композиции необходимо было опираться на рассказы продавцов, пытающихся вербально передать характер предлагаемой музыки.

Во-вторых, стоит учесть экономический фактор в конце 1930-ых на выходе страны из кризиса рынок музыкальной индустрии был готов к изменениям, а его игроки к определенным рискам. Можно утверждать, что жизнеспособность и развитие предложенной идеи определялось экономическими показателями эффективности ее внедрения для производителя. Произошедшее можно описать как невероятный коммерческий успех: после внедрения обложек нового образца, созданных Штайнвайсом продажи кампании Columbia Records выросли. Для примера, продажи симфонии Бетховена, (Beethoven’s “Eroica” symphony) Бруно Вальтера выросли на 895% по сравнению с тем же релизом в неиллюстрированной упаковке до даннымNewsweek.

В-третьих, особую роль в этой истории сыграла сама личность дизайнера. Алекс Штайнвайс как нельзя лучше подходил на роль создателя нового направления в дизайне. Будучи молодым человеком, согласно воспоминаниям его коллег, друзей и членов семьи дизайнер имел живой подвижный ум, неуемную энергию, трудоспособность (мог создавать по 6 обложек в день) и высокоразвитое креативное мышление. Как объяснял сам Штайнвайс: «Я так люблю музыку и у меня были такие амбиции, что я был готов выйти за рамки того, за что мне платили» [3]. Кроме того, Штайнвайс был официальным сотрудником крупнейшей звукозаписывающей компании США (Clambia Records), знал весть цикл производства продукта, мог делать выводы на основе своего опыты наблюдений. Работая в компании некоторое время, он заслужил определенный кредит доверия руководства и мог позволить себе проявить инициативу.

Можно сделать вывод, что совершенный прорыв имел ряд причин, связанных как с социально-культурным и экономическим особенностями исторического периода, так и с деловыми качествами и характером самого дизайнера. Таким образом, в графическом дизайне началось формирование нового направления, рассмотрим последствия его появления.

Согласно концепции В.Ю. Медведева, высказанной в книге «Научные аспекты дизайна» предметом дизайна, является то, на что направлена дизайн-деятельность, целью является создание гармоничной, содержательной, выразительной формы объекта, в которой выражается приемами композиции целостное значение его потребительской ценности [22]. На основе данного утверждения можно сделать вывод, что упаковка обложки пластинки из объекта, имеющего утилитарные функции стала предметом графического дизайна.

С этого момента изменилась система полиграфического и упаковочного производства пластинок, концепция представления товара в музыкальных магазинах: альбомы стали выставлять на полках в зале по несколько в ряд, что создавало визуально-привлекательный эффект. Сам процесс выбора для меломанов стал превращаться в приятный ритуал. Дизайн обложки стал дополнительным каналом рекламной коммуникации, музыка повернулась «лицом» к покупателю, появление ярких обложек очень впечатлило плавно становившееся на рельсы общество потребления. [23, с.19-25]. Продавцы, в свою очередь, наконец, избавились от необходимости частой консультации о характере содержащейся на пластинке музыки.

Описанный этап формирования нового направления в графическом дизайне как нельзя лучше подтверждает мнение, изложенное В. Ю. Медведевым: «В дизайн, находят отражение результаты взаимодействия искусства и техники; массового промышленного производства и массового потребления изделий-товаров» [22]. С этого момента упаковка носителя звукозаписи начинает балансировать между своим статусом арт-объекта и изделием для размещения и защиты содержимого.

В 50 х годах Алекс Штейнвайс ушел из компании Colambia Records и занялся своим творчеством, дизайнер прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Его вклад в историю графического дизайна какое-то время был не оценен по достоинству, однако, сегодня его стиль работы называют оригинальным и считают дизайнера иконой жанра. Проектная деятельность Штайнвайса не ограничивалась музыкальной индустрией, работая в качестве графического дизайнера, он создавал также логотипы, этикетки, рекламные материалы и т.д. Как известно, в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя как существо общественное в этом контексте можно отметить, что творческая деятельность дизайнера определила не только его собственную судьбу, но и повлияла на различные сферы жизни общества [23]. Вслед за Штйнвайсом начали появляться новые имена в новом направлении дизайна, во второй половине XX века к работе по оформлению обложек подключались многие талантливые художнкики, фотографы и дизайнеры, среди них: Рид Майлз, Том Торгерстон, Дамиен Херст, Готтфрид Хельнвайн, Джексон Поллок, Энди Уорхол, Ричард Хэмилтон и многие друге [23].

На сегодняшний день современный слушатель воспринимает музыку более абстрактно, осязаемые ее носители не имеют прежней актуальности, однако, обложки музыкальных произведений по-прежнему существуют как предметы дизайн-проектирования [24].

Делая выводы по итогам исследования можно утверждать следующее:

· Формирование отдельного направления в дизайне связанно как с социально-культурным и экономическим особенностями исторического периода, так и личностью самого Штайнвайса;

· Благодаря работе дизайнера обложка музыкального альбома помимо утилитарной функции стала иметь художественную ценность. Его определяющая жанр работа в визуальном выражении музыки изменила музыкальную индустрию;

· Алекс Штайнвайс положил начало золотому веку дизайна обложек альбомов и повлиял на последующие поколения дизайнеров, заложил в процесс создания обложек возможность метафорического посыла, связанного с текущими событиями современности и даже возможность выражения посредством дизайна гражданской позиции автора и исполнителей;

· Учитывая потребность рынка музыкальной индустрии в специалистах в области графического дизайна, а также исключительный вклад Штайнвайса в историю графического дизайна можно утверждать, что материалы исследования могут быть полезны для изучения студентами творческих направлений, включены в учебно-методические разработки.

«Все гениальное просто: обложка сочетается с музыкой», — говорит Пола Шер, бывший дизайнер обложек в Columbia Records, ныне совладелица дизайнерского бюро Pentagram, — когда вы просматриваете коллекцию музыки на своем IPod, перед вашими глазами — идея Алекса Штайнвайса» [18].

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования является Творчество Алекса Штайнвайса, знаменитого графика и дизайнера, чье творчество стояло у истоков особого направления в графическом дизайне – оформления обложек музыкальных альбомов. Приемы и идеи, разработанные Штайнвайсом, до сих пор воспринимаются как актуальные и становятся образцом для творчества современных дизайнеров, работающих в этой области.

Методология исследования сочетает в себе специально-исторические и искусствоведческие методы. Автор проводит анализ имеющихся источников, в работе также представлен историографический обзор по теме. Стилевой анализ произведений А. Штайнвайса и творчества его последователей позволяет проследить эволюцию обложки музыкального альбома от истоков до современности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что потребность рынка музыкальной индустрии в специалистах в области графического дизайна не уменьшается по сей день. Изучение основ этого вида творчества и его специфики играет важную роль в подготовке современных студентов.

Научная новизна представленной статьи очевидна. Несмотря на отметить большое количество книг, каталогов, статей, посвященных теме дизайна в музыкальной индустрии, явно прослеживается недостаточное внимание к теме работы дизайнеров в области музыкальной индустрии в учебно-методической литературе для студентов творческих направлений, прежде всего графики и дизайна. Представленные исследования проводились зарубежными учеными и по большей части не опубликованы на русском языке. Это придает исследованию дополнительную практическую ценность, так как оно позволит включить новые данные в учебно-методические разработки для художественных вузов.

Статья посвящена творчеству Алекса Штайнвайса, человека, который положил начало золотому веку дизайна обложек альбомов и повлиял на последующие поколения дизайнеров. Благодаря его работе, обложка музыкального альбома помимо утилитарной функции стала иметь художественную ценность и восприниматься как часть музыкального произведения. Творчество дизайнера, определившее пути развития жанра, и его работа в визуальном выражении музыки изменили музыкальную индустрию.
В статье автор рассматривает происхождение такого вида графики, как обложка музыкального произведения, его эволюцию, рассказывает о появлении первых индивидуально оформленных обложек грампластинок. Важной частью исследования является анализ работ Алекса Штайнвайса созданных в 40-ые гг. XX века по время работы в Columbia Records, поскольку именно тогда создаются самые важные произведения, легшие в основу жанра. В работах дизайнера не могли не найти своего отражения важнейшие политические события эпохи, передовые технические изобретения. На основе проведенного анализа работ Штайнвайса автор делает выводы о стиле и технике работы дизайнера, объясняет причины успеха нового вида творчества. По справедливому замечанию исследователя, совершенный прорыв имел ряд причин, связанных как с социально-культурным и экономическим особенностями исторического периода, так и с деловыми качествами и характером самого дизайнера. Также анализируются последствия возникновения нового направления.
Результаты исследования изложены в статье логично, понятно, научным, но в то же время легким для восприятия языком. Использование графического материала позволяет подчеркнуть основные идеи, высказанные автором.

Библиографический список включает 24 источника на английском и русском языках, которые позволили подтвердить результаты исследования, проведенного автором, а также обосновать методологию и основные положения статьи.

Статья имеет не только научную, но и практическую значимость, информативна, выполнена на высоком уровне и несомненно вызовет интерес не только у специалистов, но и у всех, кто увлекается историей графического дизайна.

Статья может быть рекомендована к изданию в журнале «Культура и искусство».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.